первые учебники на руси
Когда на Руси появились первые книги и первая азбука?
Какое место занимает наша страна в появлении книг? Когда на Руси появились первые книги и первая азбука?
История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в Новгороде. В 863 году произошло величайшее событие: была изобретена славянская азбука. Именно тогда для выполнения великой миссии просвещения выбор константинопольского патриарха пал на двух братьев: Константина (827-869) (его монашеское имя было Кирилл, а в миру прозвали Философ), и Мефодия (815-885). Оба они родились в греческом городе Солуни (сейчас этот город известен под названием Салоники) – отсюда и называют великих просветителей «Солунские братья». К 863 г. они оба служили при Константинопольском дворе. Даже император знал их как людей высокообразованных и искусных дипломатов.
Целью императора была политическая и духовная экспансия в среде восточных славян. Но на деле Кирилл и Мефодий боролись за право славян на подлинную духовную самостоятельность, на равенство славянского языка с греческим, латинским и еврейским, за право вести богослужения на славянском языке. По свидетельству Черноризца Храбра Кирилл изобрел алфавит, состоящий из 38 букв, из которых 24 практически соответствовали буквам греческого алфавита. Так возникла первая азбука.
Второй точно датированной древнерусской книгой является Изборник Святослава 1073 года. Над этой книгой начали работать еще при Великом русском князе Изяславе Ярославиче, а после книгу переадресовали его брату Святославу Ярославичу, который в 1073 г. стал Великим князем. Это одна из самых больших по объему древнерусских книг, высокохудожественный памятник книжного искусства. Оригиналом Изборника Святослава считается болгарский сборник, переведенный с греческого при болгарском царе Симеоне (919-927 гг.). Изборник Святослава – это по сути древнерусская энциклопедия: в нем обсуждаются вопросы христианского богословия, разъясняются некоторые положения Священного Писания применительно к событиям жизни, содержатся различные сведения по астрономии, математике, зоологии, ботанике, философии, истории, грамматике и логике. Книга была написана двумя писцами, но лишь одно имя известно: дьяк Иоанн.
Вообще, первые русские рукописные книги, написанные в XI веке, убедительно свидетельствуют о том, что в это время на Руси была чрезвычайно развита деятельность книгописных мастерских и работали в них очень искусные писцы и художники. Возникает вопрос: почему первые датированные книги на Руси появились лишь спустя 70 (!) лет после принятия христианства – почему так поздно? Некоторые западные историки книжного дела придерживаются мнения, что до этого периода книги на Руси вообще отсутствовали. Это в корне ошибочная точка зрения! На самом деле история возникновения книг началась еще раньше. Книги были и до этого времени. Найденная запись новгородского священника Упыря Лихого о том, что в 1047 г. он переписал глаголическую рукопись, убедительно свидетельствует о том, что рукописные кожаные книги на Руси появились задолго до Кирилла и Мефодия. Правда, к сожалению, до наших дней они не сохранились.
Старинные книги были инструментом не только религиозной пропаганды – это был еще важнейший источник духовно-нравственного воспитания, а вместе с тем – основной, достоверный поистине бесценный источник изучения отечественной культуры.
Первая русская печатная книга – история создания
Подготовка к печатанию первоначального источника знаний заняла в общей сложности целое десятилетие. Созданию первого экземпляра печатного искусства предшествовало долгое строительство и обустройство типографии.
В 1563 году книгопечатник и изобретатель Иван Федоров и его верный друг и ученик Петр Мстиславец приступили к напечатанию уникальной, не имеющей аналогов в то время книги, которая называлась «Апостол». Над первым изданием книгопечатники корпели целых 12 месяцев. Печатник Иван Федоров вложил в свое детище все знания и умения, которые он стяжал в течение всей жизни. Первый нерукописный экземпляр получился поистине шедевром. Увесистый том был в окладе из дерева, которое создатели обтянули тонкой кожей с изумительным золотым тиснением. Большие заглавные буквы украшали невиданные травы и цветы. Первое издание было датировано 1 марта 1564 года. Позднее эту дату стали считать годом основания российской книжной печати. В современной истории Российского государства день православной книги празднуется 14 марта. «Апостол» сохранился до 21 века в неизменном виде, и находится в Московском историческом музее.
Начало книгопечатания в России
Кто напечатал первые книги в России
Основоположником книжной печати на Руси стал изобретатель Иван Федоров. Человек даже по современным меркам был очень образованный и увлеченный. Мужчина получил образование в университете в городе Кракове (ныне территория современной Польши). Кроме родного, владел еще двумя языками – латынью и древнегреческим.
Мужчина хорошо разбирался в столярном, малярном, литейном ремеслах. Сам нарезал и выплавлял матрицы для букв, делал переплеты для своих книг. Эти навыки помогли ему полностью овладеть процессом книжной печати. В наши дни упоминание о первом российском книгопечатании зачастую связано с именем Ивана Федорова.
Первая типография на Руси – ее создание и развитие
В 1553 году в Москве по приказу государя Ивана Грозного была основана первая типография. Помещение печатни, так называли типографию в древности, находилось рядом с Кремлем, неподалеку от Никольского монастыря, и было построено на денежные пожертвования самого правителя.
Во главе типографии поставили диакона церкви Ивана Федорова. 10 лет ушло на обустройство здания древней типографии и создание типографского оборудования. Помещение книгопечатницы было каменным, и в народе именовалось как «изба-печатня». Здесь было создано первое печатное издание «Апостол», позже напечатана первая «Азбука» и «Часовник». Уже в 17 веке было напечатано более 18 наименований книг. Позже печатник Иван Федоров со своим помощником, по навету недоброжелателей, будут вынуждены бежать из Москвы, спасаясь от гнева царя. Но оборудование первопечатникам удастся спасти и вывести с собой за пределы княжества Московского. Первая типография на Никольской улице будет сожжена книгоборцами. Вскоре Иван Федоров откроет новую типографию во Львове, где выпустит еще несколько изданий «Апостола», во вступлении к которому книгопечатник расскажет о гонениях недоброжелателей и завистников.
Первый печатный станок Ивана Федорова
Первое оборудование для книгопечатания было крайне незатейливым: станок и несколько наборных касс. Основу древнего печатного станка составлял винтовой пресс. Станок Ивана Федорова дожил до наших дней.
Лицезреть эту ценность, прикоснуться к истории, вдохнуть седую древность можно во Львовском историческом музее. Вес станка составляет около 104 кг. Шрифт был построен таким образом, чтобы походить на письменные буквы. Он был приближен к понятному простому русскому человеку ручному письму. Соблюден наклон вправо, буквы ровные, одинакового размера. Поля и расстояния между строками четко соблюдены. Заглавие и прописные буквы печатались красной краской, а основной текст – черной. Использование двухцветной печати – изобретение самого Ивана Федорова. До него никто в мире не использовал несколько цветов на одной печатной странице. Качество печати и материалов настолько безукоризненное, что первая печатная книга «Апостол» дожила и до наших дней и находится в Московском историческом музее. В 16 веке было два знаменательных события для истории Москвы, а впоследствии и для истории Руси – строительство собора Ивана Блаженного в столице и создание печатного станка Иваном Федоровым.
Первые учебники на Руси
Развитие образования было делом важным для становления Российского государства. Книги, переписанные вручную, отличались большим количеством ошибок и искажений. Их авторы не всегда были хорошо образованы сами. Поэтому для обучения детей грамоте понадобились хорошо читаемые, понятные, нерукописные учебники.
Первой книгой для обучения детей грамоте стал печатный том Ивана Федорова «Часовник». Довольно продолжительное время дети учились читать именно по этой книге. До наших дней дошли два экземпляра этого издания. Один том находится в Бельгии, другой – в Ленинградской библиотеке. Позже в Москве будет напечатана «Азбука», ставшая первым учебником для детей. На сегодняшний день этот редкий экземпляр древнего книгопечатания находится в США. Царь Иван Грозный, при всем неоднозначном к нему отношении, понимал, что не построить сильного развитого государства без умных образованных людей. Необходимо идти в ногу со временем и не отставать от передовых государств. Источником истинных правдивых знаний во все времена была и будет книга. Только читающие, грамотные, образованные люди смогут построить передовую державу и внедрить технологии, согласно требованиям времени. Основатель книгопечатания на Руси – Иван Федоров – гений своего времени, который смог сдвинуть Россию с точки невежественности и скудоумия, направить ее по пути просвещения и развития. Несмотря на опалу и гонения, обрушившиеся на него, Иван Федоров не оставил дело своей жизни и продолжал работать на чужбине. Его первые печатные издания стали основой письменности и словесности 16–17 веков.
Первый русский печатный учебник
445 лет назад, в 1574 г., вышла в свет «Азбука» Ивана Федорова – печатная книга для обучения письму и чтению.
Во Львове Иваном Федоровым была напечатана Азбука, о существовании которой долго никто не знал. Но именно при создании Азбуки особенно наглядно проявилась просветительская миссия первопечатника. В этой книге он обобщил достижения учебной практики предшествующих веков, создал методику первоначального обучения грамоте. Иван Федоров был не только составителем и издателем первого русского печатного учебника, но и выдающимся педагогом, методистом.
Азбука набрана московским шрифтом Ивана Федорова и украшена пятью заставками и тремя концовками. Завершается книжечка двумя небольшими гравюрами: на одной изображен герб Львова на другой – типографская марка первопечатника. Этому небольшому томику – первой в нашей стране светской печатной книге – было суждено положить начало истории российских учебников.
Азбука включала алфавит, всевозможные упражнения для обучения чтению, примеры спряжения глаголов и склонения существительных, тексты для закрепления навыков чтения. Это была, следовательно, книга для первоначального обучения славянской письменности. Так ее характеризует и сам составитель в своем кратком послесловии, которое приводим полностью: «Возлюбленный и чтимый христианский русский народ греческого закона. Не от себя написал я это немногое, но от учения Божественных апостолов и Богоносных отцов и от грамматики преподобного отца Иоанна Дамаскина, сократив до малого, сложил для скорого обучения детей. И если мои труды окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью. А я готов трудиться и над другими угодными вам книгами, если даст Бог по вашим святым молитвам. Аминь. Напечатано во Львове года 1574».
В отрывках, которыми завершается Азбука, даны советы родителям, ученикам и учителям. Традиционные тексты Иван Федоров превращает в целенаправленную гуманистическую программу школьного образования, содержавшую свод моральных правил. Так, в обращении к родителям содержится совет воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, в долготерпении».
Азбука Ивана Федорова 1574 г.
Две тысячи экземпляров учебника разошлись по городам и весям. Каждый из них помог овладеть грамотой нескольким поколениям учеников. Азбука в прямом смысле слова зачитывалась до дыр.
За четыре столетия сохранившийся экземпляр побывал в разных странах, поменял многих владельцев. В 1927 г. ее купил у букиниста в Риме известный антрепренер и искусствовед С.П. Дягилев, который восторженно писал, что нашел «потрясающую русскую книгу». Впоследствии, уже после Второй мировой войны, редчайшую книгу купил в Париже американский коллекционер Байард Л. Килгур и подарил ее библиотеке Гарвардского университета. Факсимильное воспроизведение Азбуки было опубликовано в 1955 г. В нашей стране первым обратил внимание на новооткрытый памятник Т.Н. Тихомиров, который отметил, что Азбука обогащает «наши познания в области истории культуры СССР и мировой культуры». В 1984 г. стало известно еще об одном экземпляре львовского учебника Ивана Федорова: он переплетен вместе с Азбукой Василия Бурцова, изданной в 1637 г. в Москве.
Анализ текстов для чтения, помещенных в заключительной части учебника, еще раз показал широкую образованность нашего первопечатника. Тексты отобраны из самых разных источников. Среди них Библия, западноевропейские элементарные учебники, латинские и польские «Алфавиты», труды сербских и болгарских грамматиков, учебник Иоанна Дамаскина, учтена была и русская рукописная традиция.
Как известно, Львов, куда Иван Федоров прибыл из Заблудова, преодолев многие «беды и невзгоды всяческие и самые злейшие», встретил его не очень приветливо. О своих унижениях, мытарствах и лишениях он рассказал в послесловии к львовскому Апостолу. Для создания и оборудования типографии на новом месте нужны были немалые средства. Поэтому Иван Федоров не раз и не два, а многократно обращался к состоятельным горожанам, «помощи прося у них и поклоны творя, к коленям припадая и простираясь перед ними на земле; капающими из глубины сердца слезами моими ноги их я омывал», но так и «не выпросил ничего умильными словами, не умолил никого многослезным рыданием». В повести звучит мотив: не для себя лично, не для своей выгоды просит он денег и предпочитал переносить «скорби и беды», лишь бы продолжать начатое дело. Однако нашлись в городе «некоторые из меньших людей священнического чина да незнатные из мирян, которые подавали помощь». И все же, несмотря на поддержку, на все усилия вырваться из нужды, Иван Федоров не смог преодолеть финансовые затруднения. Типографию пришлось заложить. Из «преименитого града Львова» мастер переезжает в Острог – в родовое поместье князя К.К. Острожского, решившего издать полную славянскую Библию. Это был очень плодотворный период жизни первопечатника. В Остроге при поддержке князя-мецената он издал пять из двенадцати своих книг, в том числе и Острожскую библию. Но не сразу – несколько лет ушло на подготовительную работу.
Самым первым изданием Ивана Федорова в Остроге стала Азбука форматом чуть больше листка отрывного календаря наших дней. По сравнению с львовским учебником она дополнена параллельными грекославянскими текстами, цель которых – помочь школьникам овладеть греческим языком. На обороте ее титульного листа – герб князя Острожского и дата издания книги – 18 июня 1578 г.
Страница Азбуки Ивана Федорова
Примечательно, что на последних страницах Иван Федоров опубликовал «Сказание о письменах» черноризца Храбра, рассказ о том, как Кирилл Философ впервые составил славянскую азбуку и перевел греческие богослужебные книги на славянский язык. Предполагают, что это «Сказание» в рукописном варианте подарили Ивану Федорову монахи Рильского монастыря, и он впервые опубликовал этот драгоценный памятник, созданный в Болгарии в IX веке.
От Азбуки 1578 г. сохранилось два дефектных, но удачно дополняющих друг друга экземпляра – один в Копенгагене, другой – в тюрингском городке Гота.
О высоком качестве учебных книг Ивана Федорова говорит то, что они легли в основу букварей, которые неоднократно печатались в Москве, Вильнюсе, Львове, Киеве, Могилеве, приобщая к грамоте многие поколения людей. Делу просвещения служил и следующий труд первопечатника – Новый завет с Псалтырью, который вышел в Остроте в 1580 г.
Наконец, именно в Остроге Иван Федоров напечатал полную славянскую Библию, которая стала главным делом жизни первопечатника. Работа над ней завершилась 12 августа 1581 г.
Типографии Ивана Федорова в Москве, Заблудове, Львове, Остроге стали школой печатного искусства для многих талантливых мастеров. Таков был великий сеятель славянской культуры, человек, стоящий у истоков отечественного книгопечатания. И чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Федорова, тем больше мы осознаем значение его творческого подвига, тем ярче вырисовывается его многогранный образ.
Начало книгопечатания в России и появление первых типографий
История создания
Первое напечатанное издание стало результатом трудов наиболее образованных представителей нации на тот период. Молодой правящий царь задался целью объединить многочисленные православные народы, проживающие по соседству, в единое могущественное государство. Для этого требовалось светское и церковное просвещение, поэтому священству нужно было предоставить печатные качественные носители информации.
Подготовительный этап к книгопечатанию составил практически десятилетие. Перед печатанием первого экземпляра проводилось строительство типографии с последующим ее обустройством. Уже в 1563 году изобретатель и печатник Иван Федоров вместе со своим другом Петром Мстиславцем приступил к созданию уникальной на тот момент и не имеющей аналогов книжки, которая стала называться «Апостол».
Книгопечатники потратили на это практически год. Федоров в своё детище вложил все свои умения и знания, приобретенные за жизнь. Создание первой печатной книги на Руси, которую смело можно назвать шедевром, стало знаменательным событием.
Внушительный по весу и размерам том был помещен в деревянный оклад, поверх обтянутый тонкой натуральной кожей и украшенный золотым тиснением. Заглавные буквы были декорированы цветами и травами. Началом книгопечатания в России по дате и веку официально считается 1 марта 1564 года. Если говорить о современной истории РФ, то день православной книги отмечают 14 марта. Уникальный экземпляр «Апостол» сохранился в прежнем виде до настоящего времени, его можно увидеть в Историческом музее Москвы.
Начало книгопечатания
После выхода в свет первого издания «Деяния и послания апостолов» (другое название) в московской типографии первопечатники старорусского мира продолжили трудиться над очередной церковной книгой «Часовник». Ее создание заняло немного времени по сравнению с предыдущим трудом — всего несколько недель.
Одновременно с печатью православной литературы началась работа над учебником по русскому языку «Азбука». Эта книга для детей была издана на машинке в 1574 году. Именно с этого момента можно датировать возникновение книжной печати с первыми нерукописными нецерковными изданиями. Учебник для обучения стал решающим в развитии и становлении славянской словесности, письменности и полиграфии.
Изобретатель первых книг
Основоположник древнерусской печати — изобретатель, ученый и дьякон И. Федоров. Даже по меркам настоящего времени этот человек был высокообразованным и увлеченным своим делом. Он получил университетское образование Кракове, расположенном на территории современной Польши. Помимо русского языка Федоров свободно владел древнегреческим и латынью.
Печатнику легко давалось малярное, столярное и литейное мастерство. Он самостоятельно справлялся с выплавкой и нарезкой матриц для будущих букв, умел связать переплеты для издаваемых книжек. Благодаря таким навыкам Федоров полностью овладел печатью изданий. Неудивительно, что сегодня при упоминании о начале книгопечатания на Руси сразу же всплывает в памяти имя этого человека.
Развитие типографии
Первая печатная мастерская в Москве появилась в 1565 году, ее основателем стал государь Иван Грозный. Месторасположением этой типографии стала территория, прилегающая к Кремлю, находящаяся недалеко от Никольского монастыря. Строительство было проведено на денежные пожертвования правящего царя.
Типографией управлял церковный издатель Иван Федоров, который потратил долгих 10 лет, чтобы организовать обустройство усовершенствованной мастерской с соответствующим оборудованием. Здание книгопечатницы выстроено из камня, в народе его называли избой-печатней. Именно в ее стенах появились известные произведения, имеющие большое значение:
К началу XVII века было выпущено 18 книг. Через некоторое время печатнику Федорову вместе с верным другом и помощником пришлось бежать из столицы, прячась от гнева правителя. Причиной тому стали злые слухи, распускаемые недоброжелателями. Первопечатники смогли каким-то образом вывести изготовленное оборудование на территорию Московского княжества. Вскоре после этого события типография, функционирующая на Никольской улице, сгорела, причем не без помощи книгоборцев.
Впоследствии И. Федоров открыл новый печатный дом, но уже во Львове. Здесь было издано несколько экземпляров «Апостола», вступительная часть которых содержала историю о гонениях книгопечатника.
Изготовление печатного станка
Первое оборудование для создания книг конструктивно не представляло сложности. Это был станок с небольшим количеством наборных касс. Основой древнего приспособления выступал винтовой пресс. Станок Федорова сохранился до сегодняшнего дня.
Увидеть сейчас эту ценность человечества, соприкоснуться с историей книгопечатания в России предлагает Исторический музей во Львове. Станок по весу превышает 100 кг, а его шрифт создан таким способом, что пропечатанные буквы сильно походят на прописные. Они похожи на русское простое письмо ручного типа:
Двухцветное книгоиздание первым удалось изобрести Ивану Федорову. До него в мировой практике не встречалась многоцветная печать на страницах изданий. Отменное качество выполненной работы и применяемых материалов подтверждено тем, что первая отпечатанная книга под названием «Апостол» сохранилась до сегодняшних дней.
XVI век стал знаменательным для исторических страниц Москвы и всей Руси в целом. Изобретение Федоровым печатной машины совпало с возведением собора Ивана Блаженного.
Древние рукописи
В становлении Российского государства первостепенную роль сыграло развитие образовательной сферы. Книги, которые переписывались вручную, содержали огромное количество ошибок, а важные исторические факты сильно искажались. Подобный факт объяснялся тем, что авторы не всегда являлись высокообразованными людьми. Обучать детей нужно было по нерукописным, простым и легко читаемым учебникам.
Появление книгопечатания в России привело к тому, что мир увидел первый печатный том под названием «Часовник». На протяжении длительного времени детей обучали грамоте по этому учебнику. В настоящее время он сохранился только в двух экземплярах. Один из них находится в Бельгии, другой можно увидеть в Ленинградской библиотеке. Не менее редкий экземпляр «Азбука» (букварь), являющийся символом древнего книгопечатания, хранится на территории США.
Хотя мнения о царствующем на тот период Иване Грозном складывались разные, он прекрасно понимал, что не построит сильную и крепкую державу без образованных людей. От современных развивающихся государств нельзя было отставать, нужно было развивать различные сферы деятельности. Источником необходимых знаний всегда выступала книга. Только грамотным и читающим людям под силу:
Ивана Федорова современные историки по праву называют гением периода Руси. Ему удалось в буквальном смысле продвинуть державу, отделив ее от скудоумия и невежественности. Подвергнувшись гонению и попав в опалу, книгопечатник не бросил начатое дело, он упорно продолжал трудиться на чужбине и смог совершить настоящее открытие, которым человечество пользуется до сих пор.