первые упоминания о христе в истории

Opus Dei

“Каждый день вспоминай о твоем долге стать святым. – Святым! И это не означает, что ты должен делать что-то необычное. Это означает героическое исполнение своего долга до самого конца.” Св. Хосемария

Что сообщают нам об Иисусе Христе римские и иудейские источники?

Наиболее древний подобный текст, в котором есть упоминание об Иисусе относится, примерно, к 73 году н.э.

первые упоминания о христе в истории. Смотреть фото первые упоминания о христе в истории. Смотреть картинку первые упоминания о христе в истории. Картинка про первые упоминания о христе в истории. Фото первые упоминания о христе в истории

Первые упоминания об Иисусе Христе в нехристианских литературных источниках были сделаны греческими и римскими историками, жившими во второй половине I века н.э. или в первой половине II века н.э. Таким образом, они описывали события, которые произошли совсем недавно перед этим.

Наиболее древнее и самое известное непосредственное упоминание об Иисусе в нехристианском источнике принадлежит историку Иосифу Флавию. (Antiquitates iudaicae XVIII, 63-64) Оно датируется второй половиной I века н.э. Этот документ известен также, как «Свидетельство Флавия» («Testimonium Flavianum»). Данный текст сохранился во всех рукописях работ Иосифа Флавия на греческом языке. Флавий здесь заходит настолько далеко, чтобы предположить, что Иисус действительно мог быть Мессией. На основании этого многие более поздние авторы сочли, что данная часть текста была добавлена в оригинал средневековыми переписчиками.

Но современные исследователи полагают, что наиболее точно подлинные слова Флавия передает сохранившаяся до наших дней версия этого текста на арабском языке. Она цитируется в манускрипте, созданном в X веке н.э. Агапитом, епископом Иерапольским. Итак, в оригинале Флавий пишет, примерно, следующее: « В то время мудрец, называемый Иисусом, замечательный в Своих деяниях, был известен Своей праведностью. Многие иудеи и иноплеменники стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти через распятие на кресте. Но те, кто стали Его последователями, не отреклись от своего ученичества и рассказывали, как Он явился перед ними живым через три дня после смерти Своей на кресте, и что по этой причине Он мог быть Тем Мессией, про Которого говорили такие удивительные слова пророки».

Некоторые упоминания о Личности Иисуса и о деяниях Его учеников встречаются и в работах римских авторов II века н.э. (см., например: Плиний Младший, Epistolarum ad Traianum Imperatorem cum eiusdem Responsis liber X, 96; Тацит, Анналы XV, 44; Светоний, Жизнь Клавдия, 25.4)

Иудейские источники, в особенности, Талмуд, также содержат упоминания об Иисусе и некоторые мнения, что о Нем существовали. Это дает возможность доказать определенное количество исторических деталей об Иисусе Христе, используя документы, которые нельзя заподозрить в манипуляции в пользу христианства.

Так, иудейский исследователь Иосиф Клаузнер резюмирует некоторые выводы из тех, что можно извлечь из теорий об Иисусе, содержащихся в Талмуде: «Существуют некоторые заслуживающие доверия теории относительно того факта, что его имя было Иешуа (Иешу) из Назарета; что он занимался колдовством (то есть, что он совершал чудеса, как было в то время принято), обольщал и вводил в заблуждение Израиль; что он высмеивал слова мудрецов и обсуждал Писание так же, как это делали фарисеи; что у него было пять учеников; что он сказал, что пришел не для того, чтобы отменить Закон или что-нибудь туда добавить; что его повесили на обломке дерева (распяли) накануне Пасхи (которая выпала тогда на субботу) как человека, имевшего ложный авторитет и вводившего других в соблазн; и что его ученики исцеляли болезнь во имя его». (И. Клаузнер, Иисус из Назарета, с. 44)

Очевидно, что с исторической точки зрения резюме, сделанное Клаузнером, и его наблюдения требуют дополнительных разъяснений. Вместе с тем, и его труды в достаточной степени значимы. Они демонстрируют, что те сведения, которые можно почерпнуть из данных источников, если и не являются глубокими и всесторонними, все же, несомненно, важны. Так например, если сверить эту информацию с той, что предлагают нам римские авторы, можно убедиться в исторической достоверности земной жизни Иисуса. Кроме этого, на основании многих таких текстов, взятых в совокупности, можно даже ознакомиться с наиболее важными фактами из Его жизни.

Источник

Кем был Иисус на самом деле: что думают ученые об исторической личности Христа

Кажется, о том, кто такой Иисус Христос и говорить не нужно: известно всем с пеленок.

Но что мы знаем об историческом Иисусе?

Зарубежных ученых этот вопрос волнует довольно давно. К сожалению, на русском языке на эту тему написано не так много. Книга «Иисус. Историческое расследование» Латыниной, построенная на скандальных и малодостоверных фактах, не в счет. Куда более объективно и научно исследование Глеба Ястребова, «Кем был Иисус из Назарета», а из зарубежных источников ключевой считается работа «Иисус» Давида Флуссера.

В свою очередь мы, приводя данный в этой статье, опирались на книги, а также публичные лекции известного религиоведа, кандидата культурологии Константина Михайлова

Потратив много лет на исследования, ученые пришли к выводу, что Иисус действительно существовал. Смешно, об этом и так знают все верующие. Но ученые на то и ученые, что им нужно сомневаться и все доказывать. А в случае Иисуса доказательств требуется больше. Такой парадокс. Про 99 процентов персонажей античности ученые знают на порядок меньше, чем про Иисуса, но при этом не испытывают ни малейших сомнений в том, что они существовали. Например, никому не придет в голову сомневаться в существовании Пифагора, хотя единственная ранняя биография Пифагора была написана спустя столетия после его смерти.

Кто первый написал о Иисусе

Таинственный протоисточник Q

Существует еще один источник, который никто никогда не видел, но тем не менее, его удалось реконструировать. Когда исследователи сличали Евангелия от Матфея, от Луки и от Марка, то обнаружили интересное. В Евангелиях от Матфея и от Луки есть общие эпизоды, которых нет в самом старом Евангелии от Марка. Это очень важные эпизоды, например Нагорная проповедь. В Евангелии от Матфея она начинается словами: «Блаженны нищие духом ибо их есть царствие небесное». В Евангелии от Луки чуть иное: «Блаженны нищие ибо их есть царствие небесное». Вроде бы то, да не то. Куда делся дух?

В общем, примеров было достаточно, чтобы понять: Матфей и Лука опирались на некое Протоевангелие. Возможно, текст запоминали и передавали устно. Этим обусловлено расхождение.

Любопытно, что уже в двадцатом веке ученым удалось обнаружить Евангелие от Фомы, первые версии которого, судя по всему, были созданы в 70-80 годах I века, то есть, примерно тогда же, когда и Евангелие от Марка. Это тоже очень интересное для изучения Евангелие, несмотря на то, что в нем нет описания биографии Иисуса: в основном, проповеди и речи.

Исторический Христос родился до Рождества?

Непонятное продолжается. Вроде бы, всем известно, когда родился Иисус: как-никак от Рождества Христова мы отсчитываем нашу эру. Однако по факту точной даты мы не знаем. Евангелисты пишут, что Иисус родился в правление Ирода Великого. Тогда, учитывая, что Ирод скончался в 4 году до нашей эры, получим, что Иисус родился до Рождества Христова, как ни странно озвучит. Также Евангелие сообщает, что Иисус родился в период проведения римской переписи Иудеи. Но единственная перепись, подходящая по времени, датируется 5-6 годом нашей эры. Тогда выходит, что Иисус родился после Рождества.

Правда, историки все-таки предполагают, что Иисус родился в период правления Ирода Великого, то есть не позже 4 года до нашей эры.

Теперь что касается даты рождения. С ней тоже сложно, ибо ученые не уверены, что это 24-25 декабря, как принято считать. Известно, что ранние христиане праздновали рождение Иисуса в апреле и мае, а впоследствии переняли римские даты: в конце декабря римляне праздновали ключевой праздник культа Непобедимого Солнца. Идея Непобедимого Света, торжествующего над тьмой, понравилась и христианам, поэтому, скорее всего, они привязали рождение Иисуса к этим дням.

Никто не ставит задачу опровержения или доказательства идеи непорочного зачатия. Однако ни евангелист Марк, ни Павел ни даже Иоанн ничего об этом не пишут, а апостол Павел говорит, что Иисус был семени Давидова по плоти, то есть по мужской линии происходил от царя Давида. Кроме того, как говорят исследователи, у иудеев вообще не было идеи порочного зачатия.

Не плотник, а каменщик

Родные или двоюродные?

Семья должна была быть большой, по крайней мере, иудейские традиции подразумевают, что детей должно быть много. На наличие братьев и сестер, указывает и Евангелие. В древнейшем Евангелии от Марка есть упоминание о брате Иакове, Иосифе, Иуде, Симоне и, как минимум, двух сестрах. Именно так полагают и протестанты. А вот в рамках католической традиции перечисленных принято считать двоюродными братьями. В православии сложнее: устоялась точка зрения, что это дети Иосифа от первого брака, до того, как он вступил в брак с Марией. Получается, что, согласно православным представлениям, Иосиф был существенно старше Марии. Причем, религиоведы согласны с этим. Ведь из текстов Евангелия видно, что к тому моменту, когда Иисус начал проповедовать, у него случилась семейная трагедия. Евангелисты упоминают братьев, сестер и мать, но не упоминают отца, что, возможно, говорит о том, что Иосиф к тому времени уже умер.

В возрасте около тридцати лет Иисус начинает читать проповеди. И тут уже самый горячий скептик не сможет опровергнуть: он был прекрасным оратором, собирая на проповеди до пяти тысяч человек. По тем временам это было все равно что собрать «Олимпийский»: принимая во внимание, что никаких средств усиления звука не было и большее количество людей просто ничего бы не услышало. Кроме того, Иисус был еще и выдающимся целителем.

Сколько учеников было у Иисуса

Когда мы говорим об учениках, мы вспоминаем 12 апостолов, но на самом деле их было гораздо больше. Евангелие упоминает 70 апостолов. Апостол Павел пишет, что после воскресения Иисус явился пяти сотням братьев, а единовременно проповеди слушали до пяти тысяч человек…

И все-таки важнейшими были двенадцать апостолов. И здесь интересное. Когда ученые сравнивали списки апостолов из Евангелия, они обнаружили, что на первом, пятом и девятом месте в списках стоят всегда одни и те же люди.

Не секрет, то иудаизм был несколько мизогинной религией, женщины оставались персонажами второго сорта. Однако в общине Иисуса мы видим обратное. Апостолы были женаты, но помимо этого, в общине были самостоятельные женщины, ученицы Иисуса. Широко известно про Марию и Марфу, но имелись и другие. Так, например, важным человеком была Иоанна жена Хуза, домоправителя царя Ирода Антипы.

О чем Иисус говорит ученикам?

Историки сходятся во мнении, что Иисус требует то же, что и написано в заповедях Моисея, но только гораздо жестче. Если Моисей зарекает: «не прелюбодействуй», то Иисус осуждает даже развод, к которому иудеи относились нормально. Если Моисей запрещает лжесвидетельствовать, то Иисус говорит: не клянись.

Ученые делают интересное предположение. А что если необыкновенная строгость объяснялась составом общины? В ней было много таких людей, которых не пустили бы на порог в порядочный дом: мытари, блудницы, разбойники, сборщики налогов. В Евангелии от Марка написано, что фарисеи удивлялись, тому, что Христос ест вместе с мытарями, блудницами и грешниками. На что Иисус ответил им: «Не здоровые имеют нужду для врача, но больные. Я пришел призвать праведников для покаяния».

Возможно, сверхрадикальная строгость Иисуса связана с тем, что он работает с очень сложной социальной группой. Он требует от своих подопечных в десять раз больше, чем любой другой, в надежде, что его паства выполнит хотя бы одну десятую.

Из-за чего погиб Иисус

Для того чтобы понять это, нужно разобраться в запутанном мире политических отношений в Иудее.

Понятно, что для саддукеев Христос был занозой, но последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал знаменитый разгон торговцев в храме. Саддукеи почувствовали, что от него нужно избавляться и сделали все, чтобы случилось то, что случилось.

Источник

Доказательства мифологичности евангельского Иисуса

УДК 2
ББК 86.3
ISBN 978-5-4498-3134-7

Владислав Пантелеев
Доказательства мифологичности евангельского Иисуса Христа

1. Критика предлагаемых теологией упоминаний об Иисусе Христе
2. Перечень авторов, которые не оставили свидетельств об Иисусе Христе
3. Упоминание о других евангельских персонажах.
4. Аргументы защитников историчности Иисуса Христа
5. Выводы

1. Критика предлагаемых теологией упоминаний об Иисусе Христе

Для полноты изложения приведем отрывок из книги «Иудейские древности» датированной 93 г. н. э., в том виде, в котором он дошел до нас (это важно). Обратите внимание на любовь автора к мелочам и на то насколько подробно Флавий описывает события и сравните со стилем и глубиной абзаца, в котором упоминается некий Христос.
Иудейские древности, кн. 20, Глава 2:
«1. Около того же времени адиабенская царица Елена и ее сын Изат приняли иудаизм. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство:
Царь Адиабены, Монобаз, известный также под именем Базея, влюбился в свою сестру Елену и стал жить с ней. Затем она забеременела. Когда он однажды спал с нею, то случайно во сне прикоснулся рукой к ее животу. Тут ему показалось, будто он слышит голос, требующий, чтобы он отнял руку и не повредил бы младенца в утробе жены своей, так как это дитя зачалось по особенному желанию Господа Бога и будет всю свою жизнь счастливо. Голос поразил царя, который тотчас же проснулся и сообщил обо всем жене. Когда у них родился сын, царь назвал его Изатом. У Монобаза был еще другой, старший сын от Елены, равно как были другие сыновья от других жен. Однако всю свою любовь он очевидно сосредоточил на Изате, как будто бы он был единственным его сыном.
2. В результате получилось то, что другие братья стали завидовать Изату. Вскоре это чувство зависти перешло в ненависть, так как все были огорчены явным предпочтением, которое Изату оказывал отец его. Хотя Монобаз и отлично замечал это, однако он простил других сыновей своих, зная, что они поступают так не по злобе, а потому, что каждый из них считал и себя достойным такой же любви со стороны отца. Однако, опасаясь, как бы ненавидевшие его братья не устроили Изату какой-нибудь неприятности, Монобаз отправил его с большими подарками к Авеннеригу, царю Спасинхараксы, и поручил ему позаботиться о безопасности юноши. Авеннериг любезно принял последнего, очень полюбил его и выдал за него замуж свою дочь Симахо, причем подарил ему область, из которой Изат мог извлекать значительные доходы.
3. Состарившись и видя, что ему уже немного остается жить, Монобаз перед смертью захотел повидаться с сыном. Поэтому он послал за ним. Когда Изат прибыл, он сердечнейшим образом приветствовал его и подарил ему область, носящую название Карры. Эта местность отличается обилием смолы амома. Тут же сохраняются и остатки ковчега, в котором, по преданию, Ной спасся во время потопа; эти остатки по сей день показываются всем желающим.».

Есть еще более любопытные наблюдения. Есть ряд древних авторов, которые досконально знали «Иудейские древности», цитировали их, однако нигде не упоминали о том, что Флавий пишет об Иисусе Христе. Вот эти авторы:
1. Феофил Антиохийский (? — не ранее 180—181 годов),
2. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155/165 — 220/240),
3. Минуций Феликс (ум. около 210 г.) и некоторые другие.
Можно сделать вывод, что вплоть до начала III века указанного абзаца у Флавия вообще не было, либо он был каким-то совершенно другим. И т. н. «Свидетельство Флавия» это дописка выполненная христианскими переписчиками приблизительно в середине III века н. э. и затем отредактированная.

Кстати говоря, любопытна личность самого Иосифа Флавия. В наше время его действия однозначно оценили бы как убийство и дезертирство, переход на сторону врага во время военных действий.

Рассмотрим упоминание о Христе Тацита, данное им в Анналах в конце 1 в. н. э. Здесь оно дано мимоходом в контексте абзаца о гонениях на христиан и поместилось в одном (!) предложении, судите сами:
«..подверг тягчайшим мукам людей, ненавидимых за их мерзости, которых чернь называла христианами. Прозвание это идет от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом. Подавленное на некоторое время это зловредное суеверие распространилось опять, и не только в Иудее, где возникло это зло, но и в самом Риме.» (Tac. Ann., XV, 44) Тацит. Анналы, XV, 44;

В одном предложении сказано все: время жизни Иисуса Христа (при императоре Тиберии – 14-37 гг. н.э.), и факт его казни прокуратором Понтием Пилатом, и название Его последователей христианами, их большое распространение в империи уже в 60-е годы. Все это полностью согласуется с христианскими свидетельствами, но в таком контексте может являться просто пересказом мифологии, сообщенной христианами, в допросе которых Тацит неоднократно участвовал. Тем более, далее Тацит об этом прямо пишет как о «зловредном суеверии». По этой причине, упоминание Тацитом о Христе также не может являться свидетельством историчности последнего.

Разберем упоминание Гая Светония Транквила (70-140 гг.) встречаемое в жизнеописании императора Клавдия (41–54 гг.), на которое также любят ссылатся теологи: «иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима». Предлагаем читателю заменить слово «Хрестом» на слова: «идеей равенства», «слухами о близости конца света» или «недостатком еды» и станет понятным, что данное свидетельство, как максимум, просто перессказывает слухи о невзрачном никем не замеченном дядьке, который незаметно пришел, незаметно ушел, чье появление обросло мифами, но почему-то никого из современников не впечатлило настолько, чтобы хотя бы написать об этом в письме, рассказе или историческом очерке. Кстати, Светоний славился любовью к слухам, например, он нередко их пересказывал и при написании биографии Юлия Цезаря, хотя в его распоряжении были и официальные документы. (Баррет Э. Калигула. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 1999. — 432 с.).

Таким образом, и «свидетельство» Светония должно быть признано ничтожным. Кстати, почему именно «Хрестом», а не «Христом», если на то пошло? Очень может быть, речь идет о каком-то рабе по очень распространенному в то время среди рабов имени Хрест (полезный).

Упоминание о Христе Плиния младшего встречается в письме к легату императора Траяна написанном в начале II в. н. э.:
«Письмо 96.
. Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные. Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа. Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия. Поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, ее можно остановить и помочь делу. «. Книга Х. Переписка Плиния с Траяном. Здесь автор отмечает проницательность Плиния младшего, который называет христианство «уродливым суеверием» и «заразой» и отмечает, что оно «будет звать на гибель». Все так и есть.

Существует ответ легата на это письмо, поэтому оно, скорее всего, подлинное:
«Письмо 97.
Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением. Безымянный донос о любом преступлении не должно приобщать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.» Книга Х. Переписка Плиния с Траяном.

Как ясно из контекста, у Плиния мл. упомянут не Христос, а христиане, упоминающие о некоем Христе, которого они никогда, разумеется, не видели. Например, из допроса последователей церкви Макаронного монстра, рассказывающих о самом Монстре разве следует его реальность?

В любом случае, мы видим, что за 50 лет после т. н. воскресения мифологического Христа никого реальная деятельность Спасителя не впечатлила. При ближайшем рассмотрении все 4 упоминания о Христе на деле в лучшем случае являются мифологическими этюдами размером в одно-два предложения. Что мешает тому, чтобы сделать единственно правильный вывод о том, что образ Иисуса Христа выдуман? Видимо, только особенности строения мозга.

2. Перечень авторов, которые не оставили свидетельств об Иисусе Христе

Отметим также авторов I-II века н. э., которые ни о каких христах с богородицами и воскресшими лазарями ничего не знали:
1. Древнеримский историк Аппиан Александрийский (ок. 95 — после 170 гг.)
2. Древнегреческий историк, географ и политик Флавий Арриан (около 86 — около 160 года н. э.)
3. Римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист Марк Витрувий Поллион (I век до н. э.)
4. Кла;вдий Птолемей (ок. 100 — ок. 170)
5. Римский историк Луций (Публий) Анней (Анний) Флор (около 70 — около 140 гг.)

3. Упоминание о других евангельских персонажах.

4. Аргументы защитников историчности Иисуса Христа

Также А. Мень в качестве «Бесценных в плане подтверждения историчности Иисуса» указывает послания апостола Павла. Если вспомнить, что историчность т. н. апостола Павла никем не доказана, этот аргумент теряет свою актуальность.

Что касается артефактов, их тоже нет. Авторы Библии даже не стали заморачиваться с придумыванием как спрятать могилу Христа, они просто придумали идею о воскресении. А какие могут быть артефакты когда тело вознеслось на Небо? Ну вот их и нет. И многочисленные фейки вроде поясов Богородицы и Плащаниц лишь подчеркивают это.

Исследуем эту проблематику чуть позже.

Из 15 самых известных историков-современников о Христе не вспоминал никто. Из 9 наиболее ярких историков, политиков, географов более позднего периода, только у 4 встречаем краткий пересказ христианской мифологии в 1-2 предложениях. Реального свидетельства нет ни одного. В итоге нет ни одного источника историчности Иисуса Христа и всех персонажей из четырех новозаветных еывангелий. Есть люди с архаично устроенным мозгом, которые вопреки всему верят в реальность Иисуса и Библии в целом. Для таких рождается вопрос, почему именно Иисус и Библия, а не Аллах и Коран или Зевс и Иллиада, к примеру? Древние египтяне 3000 лет верили в Изиду, теперь уже не верят. Неужели нужно терпеть христианство еще 1000 лет перед тем как оно сгинет в историческом забвении? Или к тому времени появится новая мировая религия?

Источник

I. История рождения и первых лет земной жизни Иисуса Христа до начала открытого служения Его спасению рода человеческого

1. Пресвятая дева Мария

В Назарете, небольшом городке Галилеи, жили Иоаким, потомок царя Давида, и жена его Анна. До глубокой старости они не имели детей. А так как бесплодие считалось у евреев наказанием Божиим за грехи, то они молили Бога о даровании им потомства; и обещали они посвятить на служение Богу то дитя, которое у них родится. После пятидесяти лет супружества, у них родилась дочь Мария. Когда ей исполнилось три года, они отвели ее в Иерусалимский храм, где и оставили для дальнейшего воспитания. Проживая там среди других, воспитывавшихся с Нею девиц, Мария проводила время в молитве, обучении чтению Священного Писания и рукоделии; когда же достигла четырнадцатилетнего возраста, то должна была оставить храм: по обычаю евреев, все девицы этого возраста должны были вступать в брак и потому не могли уже оставаться при храме.

Когда наступило это время, Дева Мария объявила священникам, что дала обещание Богу навсегда остаться девою. В то время родителей Ее уже не было в живых; поэтому священники решили отдать сироту на попечение восьмидесятилетнего старца Иосифа, известного им своего благочестивого жизнью; к тому же, Иосиф проживал в том же Назарете, из которого происходила и Мария. Они обручили их с тем, чтобы Иосиф, под именем мужа, был попечителем Девы Марии. Иосиф был плотник, жил в Назарете и после обручения отправился туда с Пресвятою Девою.

2. Благовестие Пресвятой Деве. Лк. 1:26–39

Проживая в доме жениха Своего Иосифа, Мария (как гласит предание) задумалась однажды, при чтении Священного Писания, над пророческими словами Пророка Исаии о рождении Спасителя от Девы. В это самое время (как говорить Евангелист Лука), явился перед Нею Ангел и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты из всех жен!» Мария смутилась. Чтобы успокоить Ее, Ангел говорит: «Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога! Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом1; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего».

Тут только Мария поняла, что Ангел говорит о предстоящем рождении Ею давно ожидаемого евреями Мессии, Избавителя. Но ведь Она дала обещание оставаться навсегда девою; обещание это Она нарушить не может и не хочет; так, как же исполнится возвещенное Ангелом? Так думает Она и, обращаясь к Божиему Послу, говорит: «Как будет это, когда я мужа не знаю?»

Ангел объяснил Ей, что данное Ею обещание не будет нарушено, и Она родит без мужа, сверхъестественным образом: Дух Святой найдет на Тебя; и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобою назовется Сыном Божиим. Вот и престарелая родственница Твоя Елисавета ожидает рождения сына, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария, с покорностью воле Божией, сказала: Я – раба Господня; да будет так, как ты сказал.

Когда Ангел скрылся, Мария поспешила пойти к родственнице своей Елисавете; Она хотела поделиться с нею своею радостью, да и от нее узнать, что такое случилось в их семье. Елисавета и муж ее, священник Захария, жили далеко от Назарета, в Иутте, одном из городов нагорной страны, составлявшей прежде царство иудейское.

3. Свидание Марии с Елисаветой. Лк. 1:39–55

Мария вошла в дом Захарии, и увидела Елисавету; не успела Она еще ничего рассказать ей, как Елисавета встречает Ее тем же самым приветствием, с которым обратился к Ней Ангел, как бы повторяет слова Ангела: «Благословенна Ты между женами!» Елисавета могла знать от своего мужа, как священника, что Мария дала обещание оставаться навсегда девою, и что Иосиф вовсе не муж, а только попечитель Ее; между тем, она говорит: «И благословен плод чрева Твоего!» то есть прямо говорит, Пресвятая Дева будет Матерью. Мало того, Елисавета даже поясняет, чьею Матерью будет Мария, так как высказывает изумление: откуда мне такое счастье, что пришла Матерь Господа моего ко мне? – Очевидно, что Елисавета могла говорить так только потому, что «исполнилась Святого Духа», Который и внушил ей эти мысли и слова. Младенец, которого Елисавета носила уже шестой месяц, пришел в необычайное движение, как только вошла Мария.

Пресвятая Дева хранила от всех, даже от Иосифа возвещенную Ей Ангелом тайну; Она хотела поделиться ею только с Елисаветою; и потому крайне была изумлена, когда из слов Елисаветы узнала, что тайна эта уже открыта ей; но изумление скоро сменилось радостью, что все это свершилось по воле Божией, и что время пришествия Мессии и избавления Израиля уже наступило. Под влиянием этих чувств Пресвятая Дева произносит чудную, вдохновенную песнь: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем за то, что обратил Он внимание на смирение рабы Своей, Которую отныне будут прославлять все народы.

4. Явление Ангела священнику Захарии. Лк. 1:5–25

Оставшись погостить у Елисаветы, Пресвятая Дева узнала, как, шесть месяцев назад, Ангел возвестил мужу Елисаветы, священнику Захарии, о рождении от него сына Иоанна.

Захария не поверил Ангелу и сказал: Как это может быть, когда я стар, и жена моя в преклонных летах? – На это Ангел ответил ему: Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан Им, чтобы сказать тебе все это. А если ты требуешь доказательства справедливости моих слов, то вот оно: ты будешь нем до тех пор, пока это сбудется!

Когда Захария вышел из Святилища к ожидавшему его народу, то уже не мог сказать ни одного слова, и знаками стал объяснять, что́ именно с ним случилось.

5. Рождение Иоанна. Лк. 1:56–80.

Пресвятая Дева пробыла у Захарии и Елисаветы около трех месяцев; не дождавшись рождения Елисаветою сына, Она возвратилась в Назарет. Вскоре после Ее ухода, Елисавета родила; собрались ее родные и радовались, что Господь оказал ей милость. На восьмой день надлежало обрезать младенца и дать ему имя. Все родные советовали назвать его именем отца; но Елисавета сказала: «Нет! назвать его Иоанном!» Пошли спросить молчавшего девять месяцев Захарию; и он на поданной ему дощечке написал Иоанн имя ему. Тут-то, когда исполнилось предсказание Ангела, Захария заговорил и стал прославлять Бога; обращаясь же к новорожденному, сказал: «А ты, младенец, будешь Пророком Всевышнего, будешь предшествовать Господу, чтобы приготовить путь Ему».

Все эти чудесные события поразили присутствовавших; на них напал страх, перешедший и к окрестным жителям; во всей Иудее говорили об этом; все недоумевали и спрашивали друг друга: «Что же будет с этим младенцем?»

О детстве и дальнейшей жизни Иоанна до явления его на проповедь Евангелист Лука говорит очень кратко: возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях. По преданию же, Иоанн в раннем возрасте лишился родителей и удалился в пустыню.

6. Рождение Иисуса Христа. Поклонение пастухов. Мф. 1:18–25; Лк. 2:1–21.

После трехмесячного пребывания в доме Захария и Елисаветы, Пресвятая Дева вернулась в Назарет к Иосифу; но и теперь ничего не сказала ему о явлении ангела. По прошествии некоторого времени Иосиф заметил, что обрученная ему Мария будет скоро Матерью. И задумал Иосиф отпустить Ее, дав Ей разводное письмо. Когда он решился на это, то явился ему во сне Ангел, и сказал: Не бойся принять Марию, ибо родит Она от Духа Святого; и родит Сына, Которого ты назовешь Иисусом (то есть Спасителем), так как Он спасет людей от грехов. – Иосиф признал этот сон за внушение свыше, и принял Марию; но жил он с Нею не как муж с женою, а как брат с сестрою или как отец с дочерью.

В то время римский император Август повелел произвести перепись всех людей во всех пределах обширной римской империи. Каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф был из рода Давида, и отправился вместе с Мариею в город Давидов, Вифлеем, чтобы там внести в списки себя и свою так называемую жену.

После утомительного пути, старец Иосиф и Дева Мария пришли в Вифлеем; но будущей Матери Спасителя мира не нашлось места в гостинице: все были переполнены пришедшими записываться; и Она поместилась со Своим спутником в пещере, куда пастухи загоняли с пастбища скот. Здесь-то, в зимнюю ночь, родился Христос. Пресвятая Дева Сама спеленала Его и положила в ясли.

В эту ночь, в Вифлееме и окрестностях его, все были погружены в глубокий сон; не спали только пастухи, сторожившие недалеко от города вверенные им стада. К этим скромным людям, трудящимся и обремененным, явился Ангел с радостною вестью о рождении Спасителя мира. Лучезарный свет, окружавший Ангела среди ночного мрака, испугал пастухов. Ангел сказал им: Не бойтесь! я возвещаю вам великую радость для всех людей: ибо в Вифлееме родился Спаситель, Который и есть ожидаемый вами Христос, Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

Вслед за тем увидели пастухи множество Ангелов; и слышали их торжественный небесный гимн: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Ангелы пели о том мире души, о том душевном спокойствии, какого достигнут уверовавшие во Христа, когда познают Бога, цель и смысл своей жизни.

Ангелы удалились; пастухи поспешно отправились в Вифлеем; нашли там Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. Они рассказали Марии и Иосифу о том событии, которое привело их к ним; рассказывали они потом и другим; и все слышавшие их рассказ удивлялись.

В восьмой день от рождения, при совершении обряда обрезания, Новорожденного назвали Иисусом.

7. Встреча с Симеоном. Возвращение в Назарет. Лк. 2:22–39

В сороковой день от рождения Иисуса, Мария с Иосифом принесли Его в Иерусалимский храм. Там встретил их старец Симеон; он ждал с нетерпением явления обещанного Мессии, Которого называли также Утешением народа израильского; и ему было внушено Духом Святым, что он тогда только умрет, когда увидит явившегося Христа. По особому вдохновению пришел в храм в тот именно день, когда Мария принесла туда Своего Сына. Узнав в этом Младенце обещанного Мессию, старец взял Его на руки и, прославляя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля». То есть: Теперь Ты, Господи, позволяешь мне переселиться из этой временной жизни в лучшую, вечную, так как обещание Твое сбылось: я увидел Спасителя, Которого Ты послал для просвещения всех язычников светом божественной истины и для прославления народа Твоего.

Слышала эти пророческие слова и престарелая Анна, находившаяся постоянно при храме; она жила с мужем только семь лет и, овдовев, посвятила себя служению Богу; ей было в то время 84 года. О том, что она тут видела и слышала, она стала рассказывать в Иерусалиме всем, ожидавшим пришествия Избавителя.

После принесения Младенца в храм и обычного жертвоприношения, Иосиф и Мария с Младенцем отправились домой, в Назарет.

Возвратясь в Назарет и обдумывая все происшедшее, Иосиф, вероятно, признал, что Спаситель, родившийся в Вифлееме, там же должен и жить. Поэтому-то он и решил возвратиться в Вифлеем и поселиться там на постоянное жительство. Так он и поступил: взял Марию и Младенца Иисуса, и поселился в Вифлееме.

8. Поклонение волхвов. Мф. 2:1–23

В стране, составлявшей прежде царство вавилонское, жили ученые люди, называвшиеся волхвами. Во время семидесятилетнего плена евреев, волхвы могли узнать, что евреи ждут Избавителя, Великого Царя, Который освободит их от порабощения. Там же жил Пророк Даниил; из откровения Даниилу о седьминах волхвы могли знать приблизительно и время явления этого Царя. Они же могли хранить и предание о волхве Валааме (времен Моисея), который пророчествовал о восходящей звезде от Иакова. И эти знания могли передаваться следующим поколениям волхвов. Словом, в то время, когда надлежало родиться Иисусу Христу, волхвы востока могли знать, что наступает время появления или рождения в Иерусалиме Великого Царя. Волхвы изучали движение небесных светил; они верили, что особенные небесные явления предвещают или означают наступление чрезвычайных событий на земле. И вот, в царствование в Иудее Ирода, волхвы увидели на небе необычайно яркую звезду; и порешили они, что теперь-то и родился ожидаемый евреями великий Царь Иудейский. И отправились они в Иерусалим. Они так были уверенны, что Царь Иудейский уже родился, что прибыв в Иерусалим, прямо спросили: «Где родившийся Царь Иудейский? мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

В то время в Иудее царствовал Ирод, идумеянин; он сознавал, что царствует незаконно; а когда волхвы возвестили, что родился настоящий законный Царь, то он испугался; испугался, что этот Царь свергнет его с престола. Созывает он книжников иудейских и спрашивает: «Где должно родиться Христу?» – Книжники отвечают, что Христос родится в Вифлееме, как предсказал Пророк Михей. Таким образом Ирод узнал, где должен родиться Христос, но не знал, когда Он родился. Призывает он к себе прибывших волхвов; и объявляет им ответ книжников, а от них узнает о времени явления им звезды. И просит он их отправиться в Вифлеем, все разузнать и, вернувшись в Иерусалим, рассказать ему, дабы и он мог пойти и поклониться новорожденному Царю.

Волхвы поверили Ироду и отправились в Вифлеем. Когда они вышли из Иерусалима и посмотрели на звездное небо, то увидели опять звезду, явившуюся им на родине; и шла эта звезда перед ними. Прибыв в Вифлеем, волхвы нуждались в указании, в каком именно доме из всех домов Вифлеема находился Младенец-Христос. И вот, свершается чудо: волхвы видят звезду над домом, где был Младенец. Если бы это была обыкновенная звезда, и если бы она остановилась в своем движении на недосягаемой высоте своего пути, то нельзя было бы понять не только, над каким домом или городом, но даже над какою областью она остановилась; а потому, если по остановке звезды волхвы могли безошибочно определить дом, где находился Младенец, то, значит, эта звезда остановилась над самым домом настолько низко, что уже никаких сомнений не могло быть. Это была, конечно, не обыкновенная звезда, а особое чудесное явление.

Волхвы вошли в дом, над кровлею которого засияла яркая звезда; нашли в нем Младенца Иисуса с Матерью; пали пред Ним, поклонились и подали привезенные дары: золото, ладан и смирну. Золотом платили обыкновенно дань царям; ладаном курили при богослужениях; а смирною намазывали тела умерших для замедления разложения; поэтому следует считать, что волхвы принесли Иисусу: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку.

Окончив все, для чего пришли, волхвы хотели вернуться домой через Иерусалим, чтобы исполнить обещание, данное Ироду; но, по особому откровению во сне, они догадались, что Ирод замышляет что-то недоброе; и поехали в свою страну иным путем.

9. Бегство в Египет. Избиение младенцев. Возвращение из Египта. Мф. 2:13–23

Но как только Ирод стал обдумывать способы избавиться от законного Царя, Иосиф увидел во сне Ангела, который сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить его». – Иосиф тотчас же проснулся, встал и в ту же ночь пошел в Египет с Пресвятою Марией и Иисусом.

По приказанию кровожадного Ирода, в Вифлееме и его окрестностях были убиты все мальчики до двухлетнего возраста; число их предание определяет в 14.000.

После смерти Ирода, Иосиф опять видит во сне Ангела, который говорит ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца».

В тот же день Иосиф с Мариею и Младенцем Иисусом вышел из Египта. Он направился в землю Израилеву, чтобы поселиться в том же Вифлееме, из которого ушел в Египет; но когда узнал, что в Иудее царствует жестокий и кровожадный Архелай, сын Ирода, то призадумался и не знал, куда идти; тогда он вновь получил откровение во сне, и пошел в Галилею, в город Назарет, где и поселился.

Пребывание Иисуса в Назарете нисколько не противоречит пророчеству Михея. Михей не говорил, что Христос будет жить в Вифлееме; он сказал, что из Вифлеема произойдет Вождь или Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле.

10. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Двенадцатилетний Иисус в Иерусалимском храме. Лк. 2:40–52

Про жизнь Иисуса Христа до двенадцатилетнего возраста Евангелист Лука говорит кратко: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем. Другие же Евангелисты не сообщают ничего из жизни Иисуса Христа до самого крещения Его

Все евреи мужского пола обязаны были ежегодно являться в Иерусалим на праздник пасхи. Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на этот праздник каждый год и, конечно, каждый раз брали с собою Иисуса. Пришли они в Иерусалим и в тот год, когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет. По окончании дней праздника, они с другими назаретянами собрались в обратный путь. Они были уверены, что Он идет с их родственниками, с соседями или своими сверстниками; но, пройдя дневной путь и остановившись для отдыха, стали искать Его между возвращавшимися с ними богомольцами, и не нашли. Возвратясь в Иерусалим, они три дня искали Его по городу; и когда на четвертый день пришли в храм помолиться, то увидели Отрока Иисуса, сидящего посреди учителей, удивлявшихся разуму и ответам Его. Увидев Его, Иосиф и Мария удивились; а Мария сказала Ему: «Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя».

Зачем было вам искать Меня (говорит им Отрок Иисус)? Зачем вы искали Меня в других местах Иерусалима, а не в храме? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, ч т о принадлежит Отцу Моему?

В этих словах Иисус Христос впервые называет Бога Своим Отцом, а следовательно Себя – Сыном Божиим. Но Иосиф и Мария не поняли тогда Его ответа.

Но зачем Богоматерь назвала Иосифа отцом Иисуса, когда знала, что он не отец Его? – Все жители Назарета считали Ее женою Иосифа, а следовательно и Иисуса называли его Сыном. Открыть евреям тайну рождения Иисуса нельзя было: это произвело бы соблазн между ними; никто бы тогда не поверил этой тайне. Вот почему Пресвятая Дева до времени скрывала Свою тайну, и в обыкновенном разговоре называла Иосифа отцом Своего Сына.

О дальнейшей жизни Иисуса Христа, до появления Его на Иордане, Евангелисты ничего не говорят. Один только Лука свидетельствует, что Иисус возвратился в Назарет, где и пребывал в повиновении у Матери Своей и Иосифа, преуспевая в премудрости и в любви у Бога и людей. Иосиф был плотник; и сам Иисус Христос, после смерти его, зарабатывал средства к жизни этим ремеслом. В дальнейших повествованиях Евангелистов мы ни слова не услышим об Иосифе. Очевидно, что, ко времени крещения Иисуса, Иосифа уже не было в живых.

11. Иоанн Креститель и его проповедь. Мф. 3:1–12; Mк. 1:1–8; Лк. 3:1–18; Ин. 1:6–8

Иоанн, сын Захарии и Елисаветы, достиг тридцатилетнего возраста, дававшего право учительствовать; и вышел он тогда из пустыни, и прошел по всей окрестной стране Иорданской. Всюду он призывал народ к покаянию; всем говорил: «Покайтесь! ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн вел строгую, подвижническую жизнь; ходил в самой грубой одежде из верблюжьего волоса, и опоясывался кожаным ремнем; а питался только диким медом, да акридами (род саранчи). И вышел он из своего уединения не по собственному желанию, а по повелению Божию. Евангелист Лука объясняет призвание Иоанна на проповедь такими словами: Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

В то время евреи подчинены были римскому императору, и платили ему подати; это было для них тяжким ударом. Они считали себя народом, избранным Богом; им обещано господство над всеми народами, а не подчинение им. Поэтому, как ни тяжко было им повиноваться чужеземному царю, они сознавали, что это подчинение временное: пророки возвестили им пришествие Избавителя, и Он несомненно придет и притом же, скоро; Он свергнет ненавистное иго и покорит Израилю все народы мира. – Так рассуждали тогда порабощенные евреи. Поэтому, голос нового Пророка был принят ими как призыв к освобождению. Народ заволновался и пошел за Иоанном на Иордан; там евреи исповедовали грехи свои пред Иоанном, и, в знак очищения от них покаянием, омывались в волнах Иордана, крестились.

Пошел за Иоанном простой, бесхитростный народ но руководители его встретили Иоанна враждебно. А руководителями народа, занимавшими все высшие должности, были, главным образом, фарисеи и саддукеи; они не могли спокойно смотреть, как толпы народа идут к Иоанну, ка́к он приобретает над народом власть, и ка́к эта власть начинает ускользать из их рук. Вот почему и они пошли в пустыню, на Иордан; но пошли не с тем, чтобы каяться и креститься, а чтобы посмотреть: что это за Пророк? да и Пророк ли он?

Когда они пришли к Иоанну, то он встретил их громоносной, обличительной речью: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Покайтесь и сотворите достойный плод покаяния; добрыми делами докажите чистосердечность своего раскаяния. Как дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь, так будет и с вами, творящими лишь злые дела. Вы надеетесь спастись потому, что вы потомки праведного Авраама? Напрасно! И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Ибо говорю вам, что Бог может даже из камней сих воздвигнуть новых детей Аврааму! Спешите же раскаяться и начать новую жизнь, пока еще не поздно. Знайте, что уже и секира при корне дерев лежит. Идет уже Тот, в руках Которого эта секира исполнит над вами приговор Его суда. И лопата Его уже в руке Его: как лопатою отделяют на ветре чистые зерна пшеницы от семян сорных трав, так и Он отделит Своих праведников от вас нечестивых; и как сорные семена и солому сжигают, так и вас Он осудит на вечную муку. Он хотя и идет за мною, но Он сильнее меня. Он настолько выше меня, что я не достоин быть Его последним слугою, не достоин даже понести обувь Его. Если я и крещу, то лишь в воде, в знак покаяния; но Он, Идущий за мною, будет крестить Духом Святым и огнем.

Гордые фарисеи и неверующие саддукеи ушли от Иоанна; они не принесли покаяния и не крестились, но затаили злобу против грозного обличителя. На народ же проповедь Иоанна производила потрясающее впечатление: все приходившие к нему каялись и крестились. Желая сотворить достойный плод покаяния, они спрашивали Иоанна: что же нам делать? – Иоанн не требовал никаких подвигов самоотвержения, а лишь готовил людей встретить с чистым сердцем Идущего за ним; он советовал: народу – помогать бедным, кто чем может; воинам – никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованьем; а мытарям, то есть людям, которые брали у римского правительства на откуп взимание податей, – не требовать от плательщиков податей ничего сверх определенного им.

Приходившие толпами к Иоанну креститься невольно задавались вопросом: «Не Христос ли он?» Все так думали об Иоанне. Но он много раз говорил, что он не Христос.

Евангелист Лука говорит, что «многое и другое благовествовал он народу, поучая его». Из приходивших к Иоанну некоторые оставались при нем, как ученики его.

12. Крещение Иисуса Христа. Мф. 3:13–17; Мр. 1:9–11; Лк. 3:21–23

Когда Иоанн крестил на Иордане, исполнилось тридцать лет Господу нашему Иисусу Христу; Он был моложе Иоанна всего на шесть месяцев. Достигнув этого возраста, Иисус Христос вышел из Назарета и пришел к Иоанну креститься. По свидетельству самого Иоанна, он до тех пор не знал Иисуса

Иисус Христос был не только Бог, но и Человек. Как Человек, Он должен был исполнить все, чего требовал Бог от людей; примером Своим Он должен был показать другим, как надо относиться к Божиим повелениям. Признавая, что Иоанн крестит по повелению Божию, Иисус, как Человек, идет к нему креститься. Как безгрешный, Он не нуждался в покаянии, и потому прямо потребовал от Иоанна крещения.

Иоанн тотчас же понял, Кто пред ним стоит, и потому сказал: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус ответил ему: Оставь теперь! ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн уже не препятствовал. Иисус вошел в воду; крестившись, Он молился; а когда выходил из воды, сошел на Него Дух Святой в виде голубя; и голос самого Бога засвидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием.

Сходящего на Иисуса Христа Духа Святого, в виде парившего над ним голубя, видел один Иоанн Креститель. Голос же с неба – Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение – слышали Иисус Христос и Иоанн. Народ же, стоявший тут, не видел Духа, сходящего, как голубь, и не слышал голоса с неба; знамения эти были не для народа. После того, сам Иоанн говорил посланным от синедриона, что Пославший его крестить сказал ему, что на Ком увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот и есть крестящий Духом Святым. Поэтому, Иоанну необходимо было особое знамение, чтобы узнать Христа. Это знамение и дано было ему. Голос же с неба, хотя и слышанный Иоанном, был предназначен для самого Иисуса Христа.

13. Искушение. Мф. 4:1–11; Лк. 4:1–13

После крещения, Иисус Христос, по внушению Духа Святого, отправился в пустыню, для искушения от диавола.

Иисус Христос не только учил, как создать на земле Царство Божие, но и Сам исполнял все, чему учил. От Своих последователей Он требовал постоянной борьбы с духом зла и победы над ним; поэтому, Он должен был Сам, по человечеству Своему, вступить с ним в борьбу и победить его; Он должен был доказать, что такая победа доступна и нам. Для такой-то борьбы, для испытания Своих человеческих сил и для подготовления Себя к Своему великому делу, Иисус-Человек пошел в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем; все сорок дней Он молился и ничего не ел.

Назначение Его состояло в том, чтобы создать на земле Царство Божие, и через него вести людей к вечной жизни в Царстве Небесном. Два пути могло вести к этой цели. Один путь скорый, другой же медленный. Можно было быстро распространить новое учение о Царстве Божием по всему миру; для этого надо было покорить этот мир и объединить его под властью единого Царя-Мессии; о таком-то Царстве Мессии и мечтали евреи того времени. Другой же состоял в добровольном нравственном перерождении людей посредством нового учения всепрощающей самоотверженной любви; но этот путь сопряжен страданиями, как для последователей нового учения так и для Самого Учителя. Понятно, что Иисусу, как Человеку, предстояло выдержать в пустыне искушение (то есть испытание) в выборе того или иного пути к достижению цели пришествия Его в мир. В эту то сторону и направил все свои силы дух зла.

К концу сорокадневного поста, Иисус почувствовал мучения голода, немощь Своего человеческого тела. Диавол воспользовался этим и, приступив к Нему, сказал: Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами! Диавол предлагал Иисусу совершить чудо и утолить Свой голод. Казалось бы, что в совершении такого чуда не было бы никакого греха, и оно могло бы избавить Самого Иисуса от мучений голода. Но если бы Иисус-Человек освобождался от Своих человеческих страданий тою властью, которая была присуща ему, как Сыну Божию, то Он не мог бы быть примером для нас. Вот почему все чудеса Христос совершал для нужд других людей, но не для Своих.

Надо полагать, что диавол предлагал Иисусу Христу превратить камни в хлебы еще и для того, чтобы Он, беспрерывно повторяя это чудо, покорил Своей власти весь мир. Действительно, уличные толпы тогдашнего языческого мира требовали «хлеба и зрелищ!» Они пошли бы, как покорные рабы, за тем, кто творил бы пред ними чудеса и кормил бы их; они провозгласили бы его единым всемирным царем. Нo Иисус Христос знал, что такие люди не благонадежны для того Царства любви и добра, какое Ему надлежало основать на земле. Он хотел сделать людей свободными, могущими идти за Ним сознательно, произвольно; а для этого не надо ни хлеба, ни зрелищ; достаточно слова Божия, правды Его. Поэтому, отвергая искушение диавола, Иисус Христос сказал: Написано не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

После первого искушения, Иисус пошел в Иерусалим; по вызову диавола, Он взошел на кровлю храма, с которой открывался чудный вид на весь город и его окрестности. Храм был окружен храмовыми дворами, переполненными народом. Указывая на эти толпы, ожидавшие пришествия Мессии, диавол внушал Иисусу явиться стоявшему внизу народу прямо с неба, как Бог. ЕслиТыСын Божий, бросься отсюда вниз! ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Ведь Ангелы тотчас же подхватят Тебя и понесут к изумленному народу; и понесут Тебя как бы с неба прямо к Твоему народу, который несомненно восторженно примет Тебя при такой торжественной обстановке.

Иисус отражает и это искушение краткими, но не допускающими возражения, словами: Сказано: не искушай Господа Бога Твоего!

Не искушай Господа Бога, значит, не требуй доказательств Его всемогущества, милосердия или правосудия. Бог проявляет и милосердие Свое и правосудие и всемогущество не по принуждению, а по Своему свободному произволению; и потому мы можем только просить у Бога помощи, милости или прощения, но не должны, не смеем самонадеянно испытывать Его, искушать.

Из Иерусалима Иисус Христос пошел по направлению к Иордану, где крестил Иоанн; и взошел на высокую гору. Там диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени.

Как бы высока гора эта ни была, все-таки с вершины её нельзя было видеть все царства земные; поэтому, Евангелист Лука и поясняет, что диавол показал эти царства во мгновение времени. И сказал диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак если Ты поклонишься мне, то все будет Т в о е! – Евангелисты кратко передали речь диавола; но, судя по мысли, заключающейся в ней, и по характеру первых искушений, можно мысль эту подробнее выразить в следующих, примерно, словах: Всмотрись в них и рассуди: кому послушен, кому подвластен этот мир? Богу или мне? Кто правит им? Большинство людей совсем не знают Бога; а знавшие Его прежде поклоняются теперь мне больше, чем Ему: меня все чтут, все делают то, чего я захочу; все порабощены мне. Здесь – все мое, здесь – власть моя! Но я готов Тебе дать власть над всеми сими царствами и славу их, если Ты поклонишься мне. Если Ты будешь служить не Богу, а мне; если объявишь Себя тем Мессией, какого ждут евреи, – то все это будет Твое! и Ты будешь владыкой мира, великим Царем Израилевым! Поклонись же мне!

Отойди от меня, сатана! сказал Иисус; написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему единому служи.

Сатана отошел. Сорокадневные искушения окончены. Иисус-Человек выдержал их без всяких колебаний. Воля Отца была для Него высшим законом, недопускающим никаких отступлений. Отцу угодно, чтобы Он шел к Своей цели путем страданий и смерти на кресте; и Он избрал этот тернистый путь.

Когда диавол ушел, Иисуса-Победителя окружили Ангелы и служили Ему.

Повествование свое об искушении Евангелисты могли основывать только на словах Самого Иисуса Христа, так как посторонних свидетелей при искушениях не было.

14. Посольство к Иоанну Крестителю от Синедриона. Свидетельство Иоанна об Иисусе. Ин. 1:19–34

Слава об Иоанне Крестителе, как о новом пророке росла: несметные толпы народа стекались к нему на Иордан креститься; а наиболее ревностные последователи его оставались при нем в качестве учеников его. Синедрион, то есть Верховный Совет и Суд еврейского народа, не мог равнодушно смотреть на это религиозное движение. Он знал уже от фарисеев и саддукеев, ходивших к Иоанну, что новый Пророк не выдает себя за Христа-Мессию, что, по словам этого Пророка, Христос идет ним и будет крестить Духом Святым. Зная все это, Синедрион посылает к нему священников и левитов с поручением дознать, кто же он сам, если не Христос? Посланные пришли к Иоанну и спросили: «Кто ты?» Он прямо объявил им, что он не Христос, и трижды повторил свой ответ. Тогда, посланные спрашивают: если ты не Христос, так кто же ты? ты И л и я? – Он сказал: нет.

Евреи верили, что предвестником Христа явится ветхозаветный пророк Илия; потому-то посланные Синедриона и спросили Иоанна: не Илия ли он? А когда Иоанн сказал, что он не Илия, то они опять спросили его: так не Пророк ли ты? Но Иоанн и на этот вопрос ответил отрицательно. Так кто ты? спросили опять посланные; ведь нас послали узнать – кто ты? и мы должны дать ответ пославшим нас; и по какому праву ты крестишь, если ты не Христос, не Илия и не Пророк? – Отвечая на эти вопросы, Иоанн сказал словами Пророка Исаии: Я – глас вопиющего в пустыне: исправьте пути Господу! Но среди вас уже стоит Тот, Которого вы не знаете еще, но Который настолько выше меня, что я не достоин развязать ремень обуви Его.

На другой день Иоанн был окружен толпою народа, увидев шедшего к нему Иисуса и, указывая на Него народу и ученикам своим, он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира! Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым; и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий!»

Таким образом, Иоанн всенародно объявил Иисуса Христом-Мессиею, Сыном Божиим.

15. Первые ученики Иисуса Христа. Возвращение Его в Галилею. Ин. 1:36–51

Иоанн всенародно засвидетельствовал, что Иисус есть давно ожидаемый евреями Избавитель, Христос. На другой день после того, Иоанн стоял опять у Иордана, среди толпы народа; и опять увидел идущего к нему Иисуса Христа. Указывая на Него стоявшим тут же двум своим ученикам, Иоанн сказал: Вот Агнец Божий! Говоря так, Иоанн подал им мысль, которую можно выразить в следующих словах: Вы ожидали пришествия Мессии; вы потому и пришли ко мне и сделались моими учениками, что я возвещал скорое пришествие Его; так вот Он. Он уже пришел; ожидания ваши сбылись; теперь вам незачем оставаться здесь; идите за Ним!

Услышав это, оба ученика пошли за Иисусом. Один из них был Андрей. Хотя Евангелист Иоанн повествующий об этом, и не называет по имени другого ученика, но несомненно, что это был он сам.

Андрей и Иоанн пошли за Иисусом, как бы желая проследить, где Он живет; шли они за Ним молча. Наконец Иисус спрашивает у них: Что вам надобно? – Они отвечают: Учитель, мы желаем знать, где Ты живешь. – Христос ответил им: Пойдите и увидите. Они пошли за Иисусом в место Его временного пребывания; таковым мог быть один из шалашей, устроенных на берегах Иордана для приходивших к Иоанну Крестителю. Пробыли они у Него тот день и первые удостоились слушать Его поучения. Когда они вышли от Иисуса, то пошли отыскивать в толпе своих братьев. Андрей п е р в ы й нашел брата своего Симона; сказал ему, что они нашли Мессию-Христа, и тотчас же повел его к Иисусу. Взглянув на Симона, Христос сказал: Тебя зовут Симоном, ты сын Ионин; но ты теперь будешь называться Кифою, или Петром. –

К и ф а – слово сирохалдейское, а П е т р – греческое; и то и другое, в переводе на русский язык, означают – к а м е н ь.

Выражение Евангелиста Иоанна о том, что Андрей первый нашел брата своего, заставляет предполагать, что другой ученик, то есть сам Иоанн, тоже нашел брата своего Иакова, но из нашедших был вторым.

На другой день, Иисус встречает Филиппа, который был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Увидя Филиппа, Господь говорит ему: иди за Мною. Филипп тотчас же по шел зa Ним. Ha пути в Галилею, Филипп встретил Нафанаила и сказал ему: «Мы нашли Того о котором писали Моисей и Пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».

Не видя еще Иисуса, Нафанаил сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Не желая спорить с ним, Филипп ответил: «Пойди и посмотри».

Увидев шедших к Нему Филиппа и Нафанаила, Иисус Христос сказал Своим ученикам, указывая на Нафанаила: «Вот подлинно (то есть истинный) Израильтянин, в котором нет лукавства». – Изумленный Нафанаил спрашивает: «Почему Ты знаешь меня?» а Христос отвечает ему: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя». Тут то Нафанаил понял, что Иисус не мог человеческими глазами видеть его под смоковницей; а если видел, то, значит, Он не Человек только, а действительно Мессия-Христос. Придя к такому заключению, Нафанаил воскликнул: ТыСын Божий! Ты – ЦарьИзраилев!

Отвечая Нафанаилу, Иисус сказал: «Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею. Увидишь больше сего. Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Сыном Человеческим называл Себя Господь наш Иисус Христос в продолжение всего служения Своего.

После встречи с Нафанаилом, Иисус Христос с учениками Своими, Андреем, Иоанном, Петром, Иаковом, Филиппом и Нафанаилом, продолжал

16. Первое чудо в Кане Галилейской. Ин. 2:1–14

На третий день после встречи с Нафанаилом, пришел Иисус с учениками Своими в Кану; это был небольшой городок, отстоявший от Назарета в 2–3 часах ходьбы. В одном из домов этого городка происходило празднование только что совершенного брака. Пресвятая Дева Мария была на этом праздновании; были приглашены также Иисус и ученики Его. Приглашен был Иисус не как объявленный Иоанном Мессия-Христос, а просто, как знакомый: весть о свидетельстве Иоанна не дошла еще до Каны.

Семья, праздновавшая свадьбу, не имела запаса вина на случай продолжения празднества и приглашения новых гостей. Заметив это, Пресвятая Дева говорит Сыну: «Вина нет у них». Этим замечанием Она вызывала Его на чудесную помощь хозяевам; но Иисус Христос сказал Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? 2 еще не пришел час Мой».

Этими словами Господь пояснил, что время проявления Его божественной власти в этом доме еще не наступило, но может скоро наступить.

Пресвятая Дева поняла ответ Сына и сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте».

По закону Моисея, евреи должны были в некоторых случаях совершать омовения или очищения; кроме того, по восточному обычаю, всякому гостю, входящему в дом, слуги омывали запыленные ноги; чулок тогда не носили, ходили все босыми и лишь к подошве привязывали дощечки деревянные или куски кожи. Поэтому, в каждом еврейском доме были особые каменные сосуды с водой для омовения. Было и тут шесть таких сосудов или водоносов. Христос велел слугам наполнить их водою; они исполнили приказание. Тогда Христос велел им почерпнуть этой воды из водоносов и отнести к распорядителю пира. Они повиновались и понесли. Распорядитель пира попробовал эту воду, оказавшуюся лучшим вином, и позвал жениха. Предлагая жениху это вино, распорядитель заметил ему, зачем он приберег лучшее вино к концу пира, тогда как всеми принято делать наоборот: сперва подавать хорошее вино, а когда гости напьются, тогда худшее.

Словами распорядителя пира – а когда напьются – вовсе не доказывается, что гости того пира были пьяны. Распорядитель пира обыкновенно ничего сам не пил; в бедной семье, не имевшей запаса вина, не могло быть такого пиршества, которое довело бы гостей до опьянения; к тому же, евреи отличались умеренностью в употреблении вина и пили его почти всегда с водою; а главное, Иисус Христос не принял бы участия в таком празднестве, где были или могли быть пьяные. Вот почему слова распорядителя следует понимать просто как повторение народной поговорки.

Это было первое чудо, совершенное Иисусом Христом. Оканчивая повествование о нем, Евангелист Иоанн говорит: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».

Слово жено употреблялось евреями и другими народами.

Источник: Шестое издание (без изменений). Учебным Комитетом Святейшего Синода одобрено и Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения допущено, в качестве руководства, для средних учебных заведений. Введено, в качестве руководства, и в кадетских корпусах. С.-Петербург. Стереотипное издание автора. 1912

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *