первые упоминания о руси в истории
Древнейшие упоминания Руси
Почти все ученые считают Русь пришлым элементом на славянских землях и лишь некоторые советские исследователи пытаются доказать ее местное, славянское происхождение.
Большая часть как норманистов, так и антинорманистов признают, что первой была Азово-Черноморская или Тмутараканская Русь, однако есть историки, придерживающиеся иной точки зрения.
Ввиду особой важности этого вопроса еще раз рассмотрим основные источники.
Наиболее древним упоминанием народа Рос в связи с северным Причерноморьем многие исследователи считают сообщение Иордана, писавшего в VI веке. Повествуя о событиях конца IV века, он сообщает, что два брата, Сар и Ами, «из вероломного племени росомонов» (людей из племени Рос), мстя за гибель своей сестры Сунильды, ранили готского властителя Германариха.
Псевдо-Захарий в 550 г. упоминает народ «харос», живущий в нижнем течении Дона.
Народ Роси (Руси) как новый, дополняющий библейскую генеалогию, появляется у толкователя Библии Ефрема Сирина. Возможно, что это упоминание является вставкой VI века в более древний текст.
Арабский историк Табари под событиями, относящимися к 642-3 гг., помещает следующее сообщение (приводимое в персидском переводе Белами): когда авангард арабской армии подошел к Дербенту, правитель Дербента Шахриар заявил: «Я оказался между двумя врагами — хазарами и Русью, последние — враги всему миру и никто не может с ними воевать. Поэтому вместо того, чтобы брать с нас дань, поручи лучше нам воевать с ними».
С рассказом Иордана перекликается сообщение русского исторического документа XVI в., «Степенной книги», в которой указывается, что император Феодосий Великий (379-395 г. н. э.), «друг готов», воевал с русами: «Еще же древле и царь Феодосий Великий имеяше брань с русскими вой, его же укрепи молитвой великий старецъ Египтянин именемъ Иванъ Пустынникъ».
В этом же документе есть место, упоминающее о тех же событиях, что и сообщение Табари: «Последи же и при Ираклии цари ходиша Русь на царя Хоздроя Персьского». Лишь твердая уверенность автора в достоверности используемых им, но не дошедших до нас, источников могла заставить его включить в XVI веке сообщения о Руси, относящиеся к временам на сотни лет более древним, чем четко установленная «Повестью временных лет» дата возникновения Русского государства.
Отметим, что легендам Западной и Северо-Западной Европы («Старшая» и «Младшая Эдда», «Беовульф») неизвестно имя «Русь»; оно появляется в легендах о Нибелунгах, где русы выступают как вассалы короля гуннов Этцеля (сопоставляемого с каганом Атиллой) и в «Песне о Роланде», где они входят в состав арабского войска, противостоящего европейскому войску Карла Великого.
Анонимный географ из Равенны в VII в. упоминает город Малороса, расположенный на Таманском полуострове и отождествляемый Вернадским с Тмутараканью.
Древнейшие упоминания РусиВ самом начале IX в. или даже в конце VIII в. Русь нападает на Сурож в Крыму, а затем на Амастриду (820-842 гг.) в Малой Азии, при этом в «Житии Георгия Амастридского» о Руси говорится как о народе хорошо известном.
В Х в. Кедрин (Скилица) констатирует: «…на все, находящееся внутри Эвксинского Понта, и на все его побережье нападает русский флот (народ же Рос — скифский, живущий у Северного Тавра, дикий и грубый) и на самый царственный град навлекли они страшную опасность».
Во второй половине IX в. Русь напала на Абессун, на южном берегу Каспийского моря, о чем сообщает Мухамед-эль-Хасан в своей «Истории Табаристана».
Многие другие византийские и арабские источники говорят о Руси как о народе, живущем на берегу Черного моря, или во всяком случае недалеко от него.
Проанализируем выдержку из энциклопедии Ибн-Руста, подробно описывающего образ жизни древних русов. Ибн-Руста писал в Х в., однако пользовался значительно более ранними источниками.
«Что касается до Руси, то живут они на острове, окруженном озером. Окружность этого острова, на котором живут они (русы), равняется трем дням пути.
Покрыт он лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногой на землю и она трясется по причине (рыхлости) обилия в ней воды. Русь имеет царя, который зовется «каган-Русь».
Они производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут к хазарам и болгарам и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.
Когда у кого-нибудь из них родится сын, то он берет обнаженный меч, кладет его перед новорожденным и говорит: «Не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь этим мечом».
Они не имеют ни недвижимого имущества, ни селений, ни пашен, единственный промысел их — торговля соболями, беличьми и другими мехами, которые и продают они желающим, и они берут цену их в золоте и серебре, которое прячут в пояса (или сумки).
Они чистоплотны в отношении одежды и мужчины носят золотые браслеты. Они добры к рабам и одевают их хорошо, потому что они заняты в торговле.
Они имеют сулеманские мечи, и когда призываются к войне, они выступают все вместе и не рассеиваются, а воюют как один против своих врагов, пока не победят их.
Эти люди отважны и победоносны, когда они высаживаются на открытое место, никто не может противостоять им: они разрушают все, берут в рабство женщин и побежденных. Русы сильны и осторожны и они не совершают походов на конях, а все их набеги и битвы совершаются только на кораблях…».
Отметим следующие положения источника:
1. Русы живут на одном небольшом острове, определение местоположения которого вызвало многочисленные споры. Я разделяю мнение Вернадского, который по совокупности данных всех источников и описанию местности приходит к выводу, что Русский каганат находился на конце Таманского полуострова и, безусловно, существовал уже в первой половине IX в.
2. Русы прекрасно вооружены и являются опытными и отважными воинами. Поэтому выбор небольшого и нездорового, но изолированного острова в качестве местожительства можно объяснить только образом их жизни. По-видимому, именно это желание избежать контактов с посторонними и имеет в виду автор «Жития Георгия Амастридского», говоря: «…древняя таврическая ксеноктония остается юной у Руси…».
3. Русы живут грабежом и торговлей, заслуживая характеристику Табари (см. выше), что они «враги всему миру», а их прекрасная военная организация оправдывает мнение Шахриара: «…воевать с ними никто не умеет».
4. Русов связывает общая деятельность, которая характеризует их не как племя, а как военно-торговую организацию. Их дружественные отношения к «своим» и безжалостные — к «чужим» типичны для подобных организаций.
5. Русы имеют своего кагана и, следовательно, их остров является независимым государством.
6. Русы не совершают походов на конях. Корабли и передвижение по воде — неотъемлемая часть их жизни, свидетельствующая о вековой связи с морем, которая сохранится еще в течение продолжительного времени.
Насколько трудно было в то время освоить технику мореплавания сухопутному народу, хорошо видно на примере Болгарии, которая так и не смогла создать флот, совершенно необходимый ей для борьбы с Византией во времена Симеона.
7. Особенностью организации русов является наличие элементов демократии и «рекомендательной» судебной власти кагана.
Очень хорошо согласуется с Ибн-Руста и рассказ Истахри, географа-компилятора, работа которого датируется 932 г., однако сообщаемые им сведения могут относиться к более ранним временам, а иногда являются анахронизмами. Английский перевод опубликован Данлопом.
«Русы бывают трех родов.
Царь тех, которые ближе всего к булгарам, живет в городе, который называется Куяба (Киев). Он больше, чем Булгар.
Другой вид, живущий дальше, чем этот, называется Славенск;
И есть еще вид, называемый Арсания (Артания), король которых живет в Арсе (Арте).
Люди приходят торговать в Киев, не известно, чтобы кто-нибудь из посторонних когда-нибудь посетил Арсу, потому что они убивают всех посторонних, кто ступит на их землю. Они приезжают торговать по воде, и ничего не говорят о своих делах и товарах. Они никому не позволяют сопровождать себя или посетить их страну.
Из Арсы они привозят шкуры соболей и свинец. Лисьи шкуры буртасы привозят из этой страны.
Русы относятся к людям, сжигающим своих мертвых. Девушки добровольно сжигают себя с богатыми людьми из их среды. Некоторые из них бреют бороды, некоторые отращивают чубы.
Они одеваются в короткие куртки. Одежда хазар, булгар и печенегов — длинное платье.
Эти русы торгуют в Хазарии, в Греческой империи и в Великой Булгарии, которая граничит с Греческой империей с севера…».
В источнике говорится о трех центрах Руси — Киеве, Новгороде и Арсе, которая большинством исследователей отождествляется с Тмутараканью.
Существование трех центров Руси на огромных расстояниях друг от друга можно объяснить только тем, что Русь заняла господствующее положение еще в двух важных торговых центрах.
Указание на то, что Арса является закрытой для посторонних территорией, согласуется с образом жизни разбойничьей организации русов.
В Киеве образ жизни русов иной — здесь они не грабители, а «законные» собиратели дани (хозяева «Русской земли») с покоренного местного населения и торговцы. Существование царей в Киеве и Арсе свидетельствует о независимости этих центров друг от друга.
В 860 г. Русь совершила нападение на Константинополь, сравнительно крупную военную операцию, документированную византийскими источниками.
Многие исследователи (Шлецер, Звере, Василевский, Голубинский, Шафарик, Браун, Иловайский, Гедеонов и др.) считали, что нападение совершила Азово-Черноморская (Тмутараканская) Русь.
Вернадский полагает, что нападение было совершено совместными силами Тмутараканской и Киевской Руси. Некоторые норманисты и советские исследователи считают, что нападение было совершено из Киева.
Византийские источники, современные нападению, не приводят никаких географических данных, позволяющих однозначно ответить на этот вопрос, и именно этот факт свидетельствует, что современникам была известна только одна Русь, способная напасть на Константинополь.
Эта Русь, совершившая уже нападения на Амастриду и Сурожь, создавала постоянную угрозу всему византийскому побережью Черного моря.
Местонахождение ее основной базы было хорошо известно, и именно туда была направлена миссия Кирилла и Мефодия.
Как славяне стали русскими: Начало русской истории
В увлекательной лекции историк Сергей Цветков объясняет, как получилось, что наши славянские предки вышли на авансцену истории под именем пришлого, но родственного этноса «русь». Вы узнаете, что и за тысячу лет до Рождества Христова славяне уже имели свою пра-историю. Как они перемещались по карте Европы в составе разных племенных союзов, ассимилировали разнообразных пришельцев-варваров, контактировали с античным миром, превращаясь в могучий этнос, оставляя языковой след даже на побережье Пелопонесского полуострова.
Так же вы поймете, кем были русы, русины, руги и рутены. Откуда они пришли, чем промышляли, почему с 6 века нашей эры начали ассимилироваться славянами. И, наконец, как к моменту создания нашего государства два этноса слились в один, объединив 12 восточно-славянских племен под властью русских князей.
Подробнее об авторе лекции здесь.
Начало русской истории: Как славяне стали русскими
Русская земля образовалась в результате исторической деятельности и слияния двух этносов, славян и руссов, это разные этносы надо сразу сказать, до определенного времени их историю можно изучать только порознь.
Мы проследим путь обоих этих этносов с древнейших времен и примерно до 10-11 веков, когда произошло слияние и ассимиляция этих двух этносов на территории русской земли.
Лужицкая культура: прародина славян
Балтские племена, с которыми словене соседствовали на северо-востоке, их словене немцами не называли. Потому что балтские языки – это самые близкородственные славянскому языку. Между ними существует около полутора тысяч родственных слов. Лужицкая культура много столетий существует в одних и тех же границах. И она, к сожалению, не попала в поле зрения античных авторов и не была описана, в отличие от других этносов, в том числе варварских. Эта территория попадает в поле зрения античных авторов очень поздно, поэтому о древних славянах мы имеем этнографические описания только начиная с 6 века нашей эры, когда они стали вторгаться на территорию Византийской империи и византийцам пришлось обратить на них самое пристальное внимание, в том числе внимательно изучить их, как своих противников. А до того славянский этнос долгое время существовал под историческим псевдонимом «венеты».
Венеты: античная эпоха
Опять же это погребальные такие сосуды, лицевые урны, потому что сосуды с прахом имеют навершие в виде человеческого лица. Либо это портрет покойного, либо изображение какого-то божества. Эти лицевые урны характерны для погребений венетских в Балтийском море и для венетских же погребений в районе Средиземного моря. Из чего видно, что это миграция одного и того же этноса, одной и той же культуры. Благодаря тому, что они отличные мореходы, торговцы, они проникают в районе Кашурской возвышенности, подчиняют сначала поморские племена, это прото-балты. И уже осуществляют вместе с ними экспансию на территорию Лужицкой культуры и, по всей видимости, подчиняют себе славянские племена, которые живут на этой территории. Это вторжение произошло около 8 века до нашей эры, и к 5-4 векам окрестные народы начинают называть славян именем венетов. Потому что венеты здесь ассимилируются вместе со славянским этносом. Это доказывается тем, что соседние народы до сих пор называют славян и русских именами или этнонимами, имеющих в основе корень венеты.
С тех пор в немецкой историографии долго господствовал псевдо-этнос, как восточные германцы, под которые они подверстывали многие племена, которые на самом деле относятся к славянскому этносу. Это видно из чего, когда в раннем средневековье германские миссионеры проникли в эти же земли с целью христианизации, стали знакомиться с этими людьми, то все эти латинские восточные германцы быстро превращались в следующих: то, что у Тацита написано «лугии», они на самом деле оказались лужичанами. Варны-варины – это тоже такое племя мощное в районе Поморья славянского, этимологизируется только в славянское «варн». На языке поморских славян вран-ворон назывался варн. Колдуи – каледичи, мугеллоны – это явно можно этимологизировать из славянского города Могильно, который находится на этой территории. Гвельты – это будущие велеты, или лютичи, так они фигурируют в средневековой литературе. Не оказалось там никаких восточных германцев, оказались чисто славянские племена. Но для римских историографов и географов они не были славянами, они были венетами. В то же время Певтингерова карта так называемая, это дорожник 4-3 веков до нашей эры, фиксирует в районе верхнего Дуная следующие названия, которые легко находят соответствия в славянских языках, например, река Берзовия там отмечена, современная Бързава, Тиерна – современная Черна, Вълка – Волк и другие.
Это говорит о том, что не позже 3 века до нашей эры с территории Лужицкой культуры они уже продвинулись несколько на юг и на запад. Венеты никакого отношения к славянам не имеют. Это индоевропейский этнос, славяне тоже индоевропейский. Около дюжины народов исчезнувших и ныне живущих относится к индоевропейскому этносу. Это чисто кабинетный термин, армяне – индоевропейцы и славяне индоевропейцы. Эта общность организовалась исключительно по языку, а не по этническим признакам. Все эти языки сводимы к одному пра-языку, из которого они все произошли, но этносы это могут быть совершенно разные.
Великое переселение народов: гунны и славяне
Они имеют общее название, но внутри у них уже тоже происходят разделения. Правда, историки считают этот период с 1100 года до нашей эры и на протяжении еще почти следующего тысячелетия периодом общеславянского единства. Под этим подразумевается, что все славянские племена имели примерно одинаковую социальную организацию, одинаковую культуру, одинаковую мифологию. А различия в их языках носили лишь диалектный характер. И действительно, мы имеем свидетельства от 9-10 веков н.э., что тогдашние поляки и русские еще свободно друг друга понимали.
Расселение славян: 12 племен
На юге славяне, начиная с 6 века, активно просачиваются на территорию Византийской империи. Причем, в течение 6-8 веков они доходят до самого юга Пелопонесского полуострова, поселяются рядом со Спартой, и южное побережье Пелопонесского полуострова еще целых тысячу лет после них носит название Мория, от славянского «море». Это название еще в 18 веке употреблялось. Согласно сообщениям византийских историков, каждое вторжение славян стоило империи около 200 тысяч человек убитыми, и главным образом, угнанных в плен. Вообще, демографы считают, что во время Великого переселения народов, которое началось в 4-5 веках и закончилось вторжением венгров в 9 веке, за это время население Европы сократилось с 67 до 28 миллионов, более чем на две трети. Это примерные подсчеты, но они показывают, какое опустошение навели эти варварские вторжения в Европу. И славяне, действительно, очень сильно опустошили Пелопонесский полуостров и сильно проредили греческое население. Конечно, все население, они не истребили. Истреблению подверглось, главным образом, сельские районы, а города остались греческими. В качестве примера, вспомним Фессалоники или древнерусскую Солунь, откуда происходили равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий. Почему именно их византийский император отправил в эту миссионерскую поездку к славянам, потому что как сказано в житии, император сказал: «Они солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски». Хотя они и греки, то есть, фессалоникийцы были греками этнически, но в этом городе было двуязычие, все греки отлично говорили по-славянски. Потому что округа этого города сельская была славянской, вот так и жили.
Современные генетические исследования греков не подтверждают, что они ассимилированы славянами, очень сильны различия, но потери демографические греки понесли очень сильные именно из-за славянских вторжений. Кроме того, славянские вторжения воздвигли настоящий языческий вал между христианской Византийской империей и католическим Римом. Именно благодаря тому, что всякое общение между Восточной империей и Западной из-за этого прервалось, не было никакой возможности отправить послов или торговлю осуществлять по Дунаю, везде были славяне. И тамошние славяне вели достаточно разбойный образ жизни, осуществляли постоянные набеги. Общение между византийцами и Римом окончательно прервалось. Латынь вообще исчезает из византийской культуры, заменяется греческим языком. Это послужило к окончательному расколу, и автономному развитию восточной православной церкви и западной католической.
Именно благодаря крещению славян, болгар и других восстановилось в 9 веке сообщение между Константинополем и Римом, и это было торжественно отмечено в обеих столицах. В 8 веке византийцы уже начинают нанимать на службу славянские отряды, они поселяются на северном побережье Малой Азии, из них формируются, согласно византийским сообщениям, сильные поселения, десятками, сотнями тысяч славяне там поселяются. Их них формируются отряды, которые в 7-8 веках отправляются еще южнее, в Сирию, оборонять Византию от нашествия арабов.
Два главных этноса Византии, на которых она держалась всю свою историю, это греки и армяне, потому что Великая Армения – доходила до середины Малой Азии с востока. И третий этнос – это славяне, которые тоже вторглись и укрепили на долгое время Византийскую империю.
Здесь формируется такой этнос, достаточно воинственный, который получил название поморские, полабские славяне. Они состояли из множества разных племен, враждовали друг с другом, некоторые из них образовывали сильные племенные союзы. Среди последних особенно выделялись ободриты, вильцы – волки, которых иначе еще называли лютичи, вилеты по латыни. Они расселяются далеко на запад, от начала 8 века, когда начинает создаваться Франкское государство, славянские поселения через юг Дании доходят на восток Голландии.
Наконец, к 9 веку на всей этой огромной территории начинают практически одновременно образовываться славянские государства. Точнее, первое славянское государство образовалось еще раньше, в 7 веке. Оно возникло в связи с восстанием некоторых славянских племен, которые жили на территории Чехии, Словакии, Хорватии, Сербии, против аварского ига. В 6 веке, когда славяне массово переправлялись через Дунай, с востока нахлынула еще одна орда, которая получила название авар, это не родственники кавказских аварцев.
И вот на территории Венгрии возник огромный Аварский каганат, самих авар было около 20 тысяч всадников, их успехи были связаны с тем, что они привнесли очень значительное новшество в культуру конного боя. Это люди, которые принесли в Европу стремена. Благодаря тому, что они были облачены в хорошие доспехи, имели стремена, собственно, они и положили начало всаднической рыцарской культуре в Западной и Восточной Европе. Они подчинили очень много славянских племен, которые жили в этом районе, с Лужицкой культуры они придвинулись к Дунаю и попали во власть Аварского кагана.
Но ему, к сожалению, не удалось создать династию, после его смерти государство распалось, авары снова возобладали. В это время как раз славянам здешним приходится очень плохо, начинается активная работорговля славянами, с запада на них наседает Франкское государство. С востока авары, с юга византийцы. В это время даже этимология сближает «склав» и «слав». Склав – раб. В некоторых европейских языках существует созвучие славянин и раб. Но это чисто народная этимология, просто в это время славян очень активно захватывали в рабство и торговали ими по всей Европе. Они попадают даже в Испанию, из них составляют первые гвардейские отряды арабы, которые завоевывают Испанию.
Заселение русских земель
В это время как раз начинается и заселение восточно-европейской равнины, точнее, самые первые племена на территорию будущей Руси приходят еще в 5 веке. Возможно, это были те племена, которые спасались от гуннского нашествия.
Но они ушли достаточно далеко, потому что первые археологически известные славянские погребения на территории России находятся в районе Псковского и Ильменского озер. Это 5 век нашей эры. Затем, в течение 6-9 веков, происходит уже более активное проникновение. Славяне доходят на востоке до верховий Дона, где они попадают в зону хазарского влияния, здесь доходят до верхней Волги, Поднепровье. А по Южному Бугу и Днестру спускаются к Черному морю.
Это говорит о том, что к 8-9 векам социальная структура славян была полностью подготовлена к созданию государства. Потому что давно пришли те наивные времена, кода историки думали, что государства можно образовать среди каких угодно народов. Что касается восточных славян, вот этих 12 племен, у них сложилось два центра государственности: одно на Севере, где возник мощный союз ильменских словен.
Русь: пришлый родственный этнос
Самое первое европейское упоминание рутенов принадлежит Юлию Цезарю, «Записки о галльской войне». Он фиксирует их в районе южной Франции. И на этом обычно историки заканчивали. Но как-то странно проходили мимо того, что египетские надписи буквально пестрят упоминанием страны Рутенов. Это территория современной Сирии и Ливана. Называется Рутено. Известна она в египетских памятниках с 19 века до нашей эры, там жил конгломерат племен с индоевропейскими и семитскими корнями. Возглавляли этот конгломерат племена кочевники гиксосы, правитель которых носил название «Правитель стран». Кстати, позднее Тацит подметит характерную особенность ругов, что у них в почете царская власть, как ни у какого другого народа. Когда Тутмос Третий в 15 веке до нашей эры уничтожает империю гиксосов, тут, видимо, наступает момент истины и эти многие племена, я думаю, это мое мнение, но я не египтолог, таким путем, они, как и венеды, оказались на территории южной Франции, Галлии тогдашней.
Следующее упоминание об этом этносе находим у Тацита, который описывая Германию, упоминает на южной Балтике ругов. То, что речь идет об одном и том же народе, свидетельствует следующее, Цезарь поселил рутенов в соседстве с лемовиками. В период Великого переселения народов начинаются новые скитания. В конце концов, они оказываются на верхнем Дунае, где возникает земля Руголанд. Это в ранних средневековых памятниках отмечено именно так. Они создают королевство Ругов, которое падет под ударами готов, и с этого момента начинается непримиримая вражда готов, и вообще германского этноса и ругов. Она перейдет потом даже в скандинавские саги, «Сага о Тидреке Бернском» расскажет о ругском короле Вальдемаре, который очень долго будет сопротивляться Аттиле, германским племенам, а рядом с этим королем Вальдемаром будет богатырь Илья, который потом станет Муромцем. После того, как готы их сокрушат, часть из них уйдет в северную Италию, здесь их услугами воспользуется варварский король Одоакр, который захватит власть в Риме на некоторое время. Затем его одолеет гот Теодорих.
К 6 веку этот этнос расселяется на той территории, которую накроет волна славянского расселения. И здесь мы подходим к важнейшей вехе ругского, рутенского и славянского этноса, потому что начиная с 6 века эти этносы начинают ассимилироваться. Немногочисленные ругские общины оказываются в окружении славян. Где-то они занимают господствующее положение, как в Поморье. В средние века немецкие миссионеры отметят существование такого интересного острова, который сейчас носит название Рюген, к востоку от Дании. Принадлежит он Германии, но во времена раннего средневековья он носил названия Ругия, Рутения, Русия. Это единственный остров в Балтийском море, который носит название Русия, остров Буян потом.
Первый путь через верхнюю Волгу на юг, где их фиксируют начиная с 9 века арабские источники. Говорят о купцах-русах, которые приезжают вместе со славянскими рабами, с пушниной, причем настолько они хитры, что представлялись они там христианами, потому что в то время багдадский Халифат христианским купцам предоставлял таможенные льготы. Как только начинается апрель, пишут арабские историки, русы направляются на своих ладьях в походы на славян, захватывают их в плен. Это был самый ходовой товар на рынках Византии, Багдадского халифата.
Так славяне стали русскими терминологически. И после того как образуется Русь, все 12 славянских племен объединяются под властью русских князей, с этого момента и начинается история термина.
«КультБригада» — известная в столице площадка для дискуссий, лекций, мастер-классов. Своими знаниями на ней делятся знаковые российские писатели, режиссёры, музыканты, журналисты, публицисты и общественные деятели. Подробнее о проекте здесь.