первые жители кубани история
Другая история Кубани. Греки
Тема истории народов Кубани заинтересовала читателей, а потому я продолжаю рассказ об истории края. На этот раз расскажу о всем известном народе, который с античных, во всех смыслах, времен жил среди черкесов и по сей день представляет в крае немалую долю жителей. Речь пойдет о греках.
Заранее подчеркиваю, что мнение крайне субъективное и может не совпадать с мнением большинства.
Эту длинную историю, я попытаюсь раскрыть в пяти вопросах.
Итак, вопрос №1 – когда на Кубани появились первые греки?
Приплыли они на своих галерах в те же времена, что и по всему черноморскому побережью в целом, а именно в 7-6 веках до нашей эры, но чтобы понять причины этого появления надо обратить взор дальше в веках на саму Грецию.
В те времена, Греция представляла собой набор городов-государств разной философской и политической направленности, бисером раскинувшихся по берегам Греции и Малой Азии (современная Западная Турция). Все эти города представляли собой потомков разных племен одного народа, пришедшего в эти места в 1200-1000 годах до нашей эры (так называемая вторая, дорийская волна греческого населения, пришедшая вместе с «народами моря» в Грецию, захватившая и ассимилировавшая первую греческую волну ахейцев). И вот эти города-государства постоянно воевали друг с другом, объединялись в союзы по интересам и отношению к жизни, вселенной и всему такому. Так бы и продолжалась эта местечковая война городов, если бы к 8-7 векам до той же самой нашей эры их размеры не перестали бы давить на растущее население. А поскольку спокойно расселиться рядышком не выходило, ибо можно было попасть под не иллюзорную рубку от соседей с последующим инфернальным рабством (особенно у спартанцев, где могли и со скалы при плохом настроении швырнуть), города решили основывать колонии где-нибудь подальше, в районах, в которых они вели к тому времени торговлю с местным населением. Так началась гонка заселения между враждующими государствами, сначала перекинувшаяся на территории современной северной Турции (Трапезунд) и Болгарии (Фракия), а затем и далее на север в районы Крыма, Грузии, Кубани и Азовского моря.
Поселения в Крыму и Кубани чаще всего основывались выходцами из Милета, иногда Афин. Самое удивительное состоит в том, что первым местным поселением стало Таганрогское поселение, расположенное догадайтесь где. Историки до сих пор спорят, какого черта милетцам потребовалось плыть в самую северную холодную и сумрачную крайнюю точку моря (весьма уместно называвшегося греками Меотидским болотом), когда на том же Керченском проливе было предостаточно свободного и теплого места для колонии, да еще и без местного населения.
Вероятно, что создавать постоянное поселение они не собирались, а плыли к самому краю с целью основать торговую факторию, поскольку в районе современного Ростова-на-Дону тогда располагались крупнейшие шатровые поселения кочевников-скифов.
Так стартовало время греческой колонизации в наших краях. В короткое время появились города-поселения по обеим сторонам Керченского пролива, на Таманском полуострове (например, те же Фанагория и Гермонасса), в Анапе (Горгиппия), Геленджике (Торик), Новороссийске (Бата), и даже в Абхазии (Питиунт, она же Пицунда).
Отсюда логичный вопрос №2 – как им жилось в те времена у нас?
Вопрос №3 – куда делись греки в средневековье?
Собственно никуда. Там они и оставались в значительно меньшем числе и уйдя на дальний план истории, как самостоятельный народ, а на Кубани со временем даже исчезли совсем.
А случилось это благодаря готам, не тем, что любят мрачный рок, а самым что ни на есть суровым переселенцам из Швеции и Готланда, которые своим переселением запустили умопомрачительно опасный и судьбоносный для всей Европы процесс Великого переселения народов. Причины и следствия переселения, как и судьбу готов, я раскрою в отдельной статье, также как и римское присутствие на Кубани.
Итак, готы пошли на юг. Они обосновались на берегах Днепра от современного Киева, до не менее современного Херсона на берегу Черного моря, значительно выдавив, или смешавшись со скифами. Есть даже мнение, что смешавшись с племенными культурами Карпат, они дали начало южным славянам, от которых, в том числе, произошли и киевские русы (читай поляне) и даже основали город, впоследствии ставший Киевом (об этом можно прочитать в Саге о Хёрдал). Правда, это все очень спорные вопросы, ибо находок нет, а география расплывчата.
Дальше, больше. Собственно, они стали суровыми грабителями-викингами за 400 лет до появления этих самых викингов. Смешавшись с целой кучей народов, они начали организованно грабить сначала караваны, а потом уже непосредственно Римскую империю. Начали они, конечно же, с ближайшего к ним Боспорского Царства. Для начала они разорили собственно Крым, но там города были укрепленные и многонаселенные, потому быстро восстанавливались, даже несмотря на формальное существование здесь Готского королевства (остготов, ибо вестготы отделившись от общих готов к тому времени ушли на запад, где после долгих баталий и эпических походов образовали государства Арагон и Кастилия, позже ставшие Испанией, они же являются базисом современных испанцев – смешением вестготов с римским населением и еще кучей разного европейского сброда времен переселений).
А вот последующее нападение уже на Кубанские греческие города показало иную картину – они не восстанавливались, потому как готы не спешили уходить. Так пали Фанагория, Гермонасса, Торик, Баты и Горгиппия – на долгие столетия, превратившись в руины, а на первое время став прибежищем готских пиратов в этих руинах.
Довершили дело друзья Атиллы – гунны, толпою накинувшись и на готов и на Боспорское царство, они прошли регион насквозь, оставив лишь тлеющие угли и горы трупов.
Римская империя пала, но ее Восточная часть – Византия, начала возвышение и со временем собрала бывшие земли под своим крылом, в том числе и территории бывших греческих поселений, но это уже были маленькие деревеньки и форпосты на территории бывших городов-государств населенные византийцами. Продолжают существовать Пантикапей (Боспор), Тиритака, Китей, Киммерик, Фанагория, Кепы, Гермонасса, ряд крепостей (Ильичевское городище на Тамани). В 520—530-х гг. Византия устанавливает над Боспором прямую власть. Античный период его истории плавно переходит в византийский без разрывов в эволюции материальной культуры.
В 1204 году во время Четвертого Крестового похода, западный рыцарский сброд, окончательно добил Византию, взяв Константинополь. В результате такого циничного обращения с собой, Византийская империя была вынуждена затянуть пояса и передать дальние земли греческих городов Кубани и Крыма под власть сильных в то время торговых республик – Венеции и Генуи. Причем делала она это поочередно, поскольку с этих самых пор оказалась ввязана в бесконечные войны между Венецией и Генуей за власть над своими бывшими землями, вовлекаясь сторонами в конфликт путем подкупов и шантажа.
Для самих кубанских поселений особой разницы не почувствовалось, даже стало немного спокойнее. Для Византии это была дальняя колония, за безопасностью которой следили от случая случаю – это можно понять хотя бы по тем фактам, что в 700-800 годах они находились фактически в составе иудейской Хазарии, а затем был эпизод с князем Святославом, который катком прошелся с дружиной по Кубани и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество на месте бывшего столичного региона Боспорского царства, просуществовавшее там до 12 века. Об этом будет отдельный пост.
Первое время города принадлежали Венеции, она же основала множество своих колоний, таких например, как будущий город Азов. Однако, через короткое время в 1300-х годах города были захвачены Генуей и остались под ее протекторатом до 1475 года. Генуэзский упадок стал чувствоваться с 1395 года, когда Тамерлан огнем и мечом прошелся по этим землям, а затем с усилением Османской империи и падением Константинополя. Византийское население городов до этих кровавых лет жило в относительной безопасности и даже росло, но оно уже не было доминирующим. Города стали полиэтническими, а власть во многих из них принадлежала черкесским князьям.
В 1475 году большинство генуэзских крепостей Крыма и Кубани были захвачены Османской империей и оставались в их владении до захвата их поочередно Российской империей в 17-18 веках.
Весь этот 300-400 летний период понтийские греки оставались только на территории Крыма в очень малых группах и в весьма сложных условиях, подвергаясь гонениям со стороны турок.
На территории Кубани их к тому времени уже не оставалось, как и византийских греков, в то время как на территории Крыма они активно ассимилировались Крымскими татарами и принимали мусульманство (так называемые урумы). Крымских урумов после захвата Крыма Россией частично переселили в район Мариуполя, где они по настоящее время представлены большой этнической группой.
Вновь греки появились на Кубанских берегах много позже уже в Российских реалиях.
Остался последний вопрос №4 – как грекам жилось и живется в России?
Как и другие христианские народы, оказавшиеся не по своей воле в плену Османской империи, греки немало пострадали от турок. В 18 веке Россия активно колонизировала Кавказские земли, все ближе приближаясь к территории собственно Турции, на что турки неизменно реагировали геноцидами христиан у себя. Особенно турок волновали такие факты, как попытка воссоздания Понтийской республики на севере Турции (не удалась из-за революции в России и грубого кидания со стороны просвещенного Запада) и обратная христианизация греков и армян в Карсе, принадлежавшем России 1887 года до конца первой мировой войны.
Не обошло это и греков, которые, спасаясь, мигрировали на территорию России.
Правда в 18-19 веках большая их часть предпочла мигрировать не в Крым и Кубань, а в Грузию. Эти тюркоязычные греки осели на Цалкском нагорье Грузии, где обосновали обширные поселения.
Таким образом, на территории России, к 1917 году было две больших общины урумов (либо мусульман, либо тюркоязычных греков) – на Украине и в Грузии и небольшая община на юго-западе Краснодарского края.
К сожалению, история оказалась жестока к ним и здесь. Греческий философский мир с древних времен воспитывал в них индивидуализм, который потом успешно был воспринят народами Европы и стал краеугольным камнем западной цивилизации. Естественно, это входило в противоречие с коммунистическим пониманием быта. Насильственная коллективизация привела к столкновениям между властями и греческими гражданами, многие из которых к тому же имели на тот момент двойное гражданство с Грецией. Результат печальный – большая часть греческого населения СССР уже в 30-хх годах была репрессирована или отправлена на поселения в Среднюю Азию и Владивосток. Греческое гражданство аннулировалось. Таким образом, два века геноцида с разных сторон крайне негативно выразились на менталитете понтийцев, преобразившись в народную «забитость» и постоянный внутренний страх.
В 50-60-х годах греки возвращались в свои земли, но лишь для того, чтобы к моменту распада СССР уехать в Грецию, Австралию, США.
Лишь немногочисленные общины остались проживать на Черноморском побережье Кубани и на юге Ставропольского края в курортных городах, всего составляя около 100 тысяч человек. Одним из самых известных в Краснодарском крае поселений является Прасковеевка, в которой расположен музей понтийцев.
Но эти греки уже не имели никакого отношения к античным предками представляя собой совершенно разные ветви греческих поселенцев, которые связывала лишь общая культура богатого мифологией греческого мира, откуда их предки вышли в ранней античности.
Первые жители кубани история
13 сентября 1937 г. образован Краснодарский край в результате разделения Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край с территорией 85 тыс. кв. км (с Адыгейской автономной областью).
Но это дата административная, история же этих земель уходит в глубокую древность…
В древности
Несмотря на Близость Черного и Азовского морей и богатство природных условий, до присоединения к России этот край был освоен мало – этому мешали регулярные набеги кочевников. Первые постоянные поселения здесь начали основывать 10 тысяч лет назад, об этом говорят многочисленные дольмены, расположенные в разных местах Краснодарского края, а также в Закавказье.
Дольмены – это гигантские каменные гробницы различной формы, хотя до сих пор не совсем ясно: действительно ли это гробницы или сооружения культового назначения. Русскоязычное население, появившееся на Северо-Западном Кавказе в XIX веке, называло дольмены «богатырскими хатками», «дидовами» или даже «чертовыми хатами». Впервые они были обнаружены в XVIII веке, но большинство из них не находятся под охраной государства и страдают от вандалов.
Во времена античности на территории современного Краснодарского края были колонии древних греков, а в середине II века до н.э. здесь расселились адыгейские племена. В Средневековье в этом крае основали свои колонии и генуэзские купцы, которые хорошо ладили с адыгами; жили здесь и турки.
В X веке на Таманском полуострове был основан город Тмутаракань, это и было первое славянское поселение в этих землях. Город просуществовал до нашествия монголо-татар.
В конце XV века безраздельным властителем на Черном море стала Турция. На Кубани войны с кочевниками прекратились. Но в степях правобережной Кубани кочевали ногайцы. В предгорьях вдоль Черного моря поселились черкесы.
«Некрасовцы» на Кубани
Вторая волна переселенцев началась с приходом на Кубань «некрасовцев» — казаков под руководством казацкого вождя Игната Некрасова.
Осенью 1708 г. после поражения Булавинского восстания часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань. Тогда эта территория принадлежала Крымскому ханству. По различным данным, вместе с Некрасовым ушло от 2 тыс. до 8 тыс. казаков с женами и детьми (это примерно 500-600 семей). Они объединились с ушедшими раньше на Кубань казаками-старообрядцами и образовали первое казачье войско на Кубани, которое приняло подданство крымских ханов и получило широкие привилегии. К ним стали присоединяться беглые с Дона, а также простые крестьяне. Казаков этого войска называли «некрасовцами», хотя оно было очень неоднородным.
«Некрасовцы» вначале поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба), у современной станицы Некрасовской. Но затем значительное большинство, включая самого Некрасова, переселилось на Таманский полуостров (вблизи Темрюка) и основало три городка: Блудиловский, Голубинский и Чирянский.
Но поскольку «некрасовцы» совершали постоянные набеги на приграничные русские земли, с ними начали бороться. После смерти Игната Некрасова им предлагали вернуться на родину, но безрезультатно, тогда императрица Анна Иоанновна отправила на Кубань войска, и в 1791 г. последние «некрасовцы» ушли в Бессарабию и Болгарию.
Правление Екатерины II
В годы правления Екатерины II началась колонизация Кубани и Кавказа. В планах Екатерины был выход империи к Черному морю, покорение Крымского ханства, но постоянное противостояние с Турцией осложняло реализацию этого плана. Когда же пало Крымское ханство, на Кубани обострились отношения между ногайцами и черкесами, они стали совершать набеги друг на друга.
В 1774 г. после заключения Кючук-Кайнарджийского договора Россия получила выход в Чёрное море и Крым.
В связи с этим отпала необходимость в сохранении Запорожских казаков. К тому же их традиционный образ жизни часто приводил к конфликтам с властями. После поддержки казаками Пугачёвского восстания Екатерина II приказала расформировать Запорожскую Сечь, что и было исполнено генералом П. Текели в июне 1775 г.
В 1778 г. для усмирения российской границы на Кубань был послан генерал-поручик Александр Васильевич Суворов. На правом берегу он построил несколько крепостей для обороны от горцев, установил со многими черкесскими князьями дружеские отношения, это на некоторое время прекратило взаимные набеги.
Суворов разделил население Прикубанья на разбойников и на основную часть народа, живущего мирным трудом. Он доносил: «Не примечено народов против России вооружающихся, кроме некоторого весьма незнатного числа разбойников, коим по их промыслу все равно, ограбить российского ль, турка, татарина или кого из собственных сообывателей».
После присоединения Крыма к России, в 1783 г., Суворов снова посетил Кубань, где привел к присяге на верность ногайские племена, затем подавил мятеж ногайцев, которые после этого переселились в степи Ставрополья.
Первое посещение Кубани Суворовым длилось всего 106 дней, но за это время он не только смог построить разграничительную кордонную линию длиной в 500 верст (от Черного моря до Ставрополя), но и выполнить миссию миротворца. Покидая Кубань, Суворов докладывал: «…сии стране оставляю в полной тишине».
Он всегда учил своих солдат миролюбию и согласию, не терпел мародерства, был веротерпимым человеком, в его окружении были представители разных народов: украинцы, поляки, грузины армяне, представители малых кавказских народов. Он оценивал людей не по национальности, а по их делам, уму и верности России.
В 1787 г. Екатерина II вместе с Потёмкиным посетила Крым, где её встречала созданная к её приезду Амазонская рота; в том же году было создано Войско Верных Запорожцев, ставшее впоследствии Черноморским казачьим войском. В 1792 г. им была пожалована Кубань на вечное пользование, куда казаки и переселились, основав город Екатеринодар.
Основание Екатеринодара
Екатеринодар был основан в 1793 г. черноморскими казаками сначала как военный лагерь, а позднее как крепость. Название город получил в честь дара императрицей Екатериной II Черноморским казакам кубанской земли (Екатеринодар — Дар Екатерины). С 1860 г. — административный центр образованной Кубанской области. Статус города Екатеринодар получил в 1867 г., а с проведением в 70-80-х годах XIX в. железной дороги на Северном Кавказе (Тихорецк — Екатеринодар — Новороссийск) он превратился в крупный торгово-промышленный и транспортный центр Северного Кавказа.
Кубань в XIX веке
В XIX веке Кубань начинает активно развиваться. Во 2-ой половине XIX в. особенно быстро развивается промышленность Кубани.
Во время русско-турецкой войны в 1877-1878 гг. кубанские казаки находились в составе действующей русской армии.
Кубань в XX веке
В ноябре 1917 — январе 1918 г. в Черноморье, а затем и на всей Кубани установилась советская власть, но отряды Красной гвардии смогли овладеть Екатеринодаром только через месяц, однако штурм столицы Кубани закончился гибелью Л.Г. Корнилова. Деникин во главе Добровольческой армии ушел в Сальские степи.
Немногочисленный рабочий класс и крестьянство приветствовали первые шаги советской власти. Но упразднение сословий, передел земли и реквизиции продовольствия сказались на интересах казачества, которое поддержало генерала Деникина, возглавившего II Кубанский поход добровольцев в августе 1918-го. Он въехал в Екатеринодар на белом коне, а части красной таманской армии оказались отрезанными и в течение месяца с боями пробивались вдоль Черноморского побережья («Железный поток») до соединения с Северо-Кавказской армией.
С апреля 1917 г. по март 1920 г. (с полугодовым перерывом) у власти на Кубани было казачье правительство, выбравшее свой, третий путь. Противоборство Рады с командованием Белой армии стоило жизни ее председателю Н.С. Рябоволу. Кубань попыталась вступить в Лигу Наций, но это закончилось разгоном Рады. После этого началось массовое дезертирство кубанцев с деникинского фронта.
В начале 1920-х годов Красная армия вместе с красно-зелеными отрядами, преобразованными в Красную армию Черноморья, освобождали города и станицы.
В Дунайской армии на Балканском полуострове был конный полк, два эскадрона и две сотни пластунов.
В XIX в. коренным образом изменяется социальный состав населения. В область стали прибывать из центральных районов освобожденные от крепостной зависимости крестьяне. Начинает возрастать доля «иногороднего», не казачьего населения. Массово заселяется Черноморское побережье, в Закубанье образуются новые казачьи станицы.
Провалом закончилась попытка Врангеля в августе — сентябре 1920 г. высадить десант и развить новое наступление.
Восстановилась советская власть — и начались преобразования военного коммунизма. Разгорелась «малая» гражданская война (1920-1924 гг.) с упразднением Кубанского казачьего войска, конфискациями и продотрядами — с одной стороны. С другой стороны — поддержка рабочими меньшевиков, восстания, поход бело-зеленых на Краснодар. Ситуация временно стабилизировалась лишь в условиях нэпа. В 1920 г. Екатеринодар был переименован в Краснодар.
Но уже в 1927 г. началось свертывание нэпа. А зимой 1928-1929 гг. началась сталинская политика раскулачивания. К лету 1931 г. коллективизация в крае была завершена. Засуха 1932 г. сделала невозможным выполнение государственного плана хлебозаготовок, а ожидание предстоящего голода вынуждало крестьян к сокрытию части урожая. Для расследования «кулацкого саботажа» на Северный Кавказ прибыла Чрезвычайная комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с Л.М. Кагановичем. Началось свертывание торговли с вывозом из магазинов товаров, досрочное взыскание всех ссуд, аресты «врагов» – в результате 16 тыс. кубанцев были репрессированы, 63,5 тыс. — выселены в северные районы. Непокорные казачьи станицы переименовывали. Все окончилось голодом, от которого в станицах умирало до 60% населения. Но урожай 1933 г. дал возможность выйти из кризиса.
За февральско-мартовским пленумом ЦК ВКП(б) 1937 г. в крае начался большой террор: был репрессирован каждый десятый рабочий или служащий, каждый пятый колхозник, каждый второй единоличник. Репрессиям подверглись 118 военнослужащих, 650 чел. духовенства.
В 1932—1933 гг. в крае начался массовый голод, который, как считают, был создан искусственно ради идеи сплошной коллективизации.
А 13 сентября 1937 г. Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край.
В настоящее время Краснодарский край является субъектом РФ на юге Европейской части России и входит в состав Южного федерального округа.
Граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией, Адыгеей и Республикой Абхазия. По морю граничит с Крымом.
Административный центр — город Краснодар.
Население Кубани составляет 5, 6 млн. человек. Возглавляет регион глава администрации (губернатор) Краснодарского края Вениамин Иванович Кондратьев.
Андрей Еременко
кандидат культурологии, доцент,
заведующий отделом истории, этнографии и природы КГИАМЗ
Меот и до. Кто жил в Краснодаре до краснодарцев
Ко Дню археолога портал Юга.ру решил выяснить, кто такие меоты и как им жилось на территории современного Краснодара больше 2 тыс. лет назад.
227 лет, которые исполняются Краснодару в этом году, не самая весомая дата для города. Но все меняется, если копнуть глубже историю того места, где ныне раскинулся южный мегаполис. 2 тыс. 500 лет назад здесь жили меоты. Они оставили пять городищ и сотни захоронений, которые теперь сокрыты под современными домами и улицами. А еще — множество тайн, время от времени будоражащих публику.
Открытия и закрытия
Меотов читающей публике «открывали» дважды. Первый раз — в VI–V веках до н. э. Открыватели — ученые Древней Греции Гекатей Милетский, Гелланик Митиленский и Геродот. Они упоминали в своих произведениях племена меотов как жителей берегов далекой Меотиды (др.-греч. Μαιῶτις, лат. Maeotis), известной нам под названием «Азовское море».
Времена тогда были неспешные, информацию собирали столетиями, и прошло несколько веков, прежде чем историк и географ Страбон (I век н. э.) в своем знаменитом труде «География» дал более-менее подробное описание меотов. Он сообщал, что меоты — земледельцы, но воинственны не менее кочевников. Живут по берегам моря несколькими племенами, а подчиняются правителям Танаиса (античный город, чьи руины нашли в 30 км от современного Ростова-на-Дону) и Боспорского царства (чья столица была на месте нынешней Керчи). Северные племена меотов, по уверениям грека, отличаются дикостью, а южные — вполне себе цивилизованные люди.
Дикие и цивилизованные, меоты появлялись в греческих и римских хрониках до VI века н. э. А потом исчезли и забылись на 1 тыс. 200 лет. Повторно ученые их открыли в 1870-х годах, но догадались об этом не сразу.
Список племен меотов по Страбону насчитывает с десяток названий: синды, дандарии, тореаты, агры, аррехи, а также тарпеты, обидиакены, ситтакены, доски, аспургианы и «другие».
Неузнанные герои
В 1879 году В. А. Беренштам провел раскопки меотского городища на Дубинке, оно же известно как «Городище близ мясокомбината» и ныне располагается на территории Краснодара. Однако Беренштам не знал, что археологический памятник, исследованный им, связан с меотами, о которых писали греческие и римские авторы. Но XIX век был явно пободрее VI века до н. э., а потому повторное «открытие» меотов шло активнее. Тому способствовали повсеместное строительство и деятельность первых местных археологов.
Уже в 1930-х годах историк и археолог, профессор Краснодарского пединститута (будущего КубГУ) Николай Захаров впервые сопоставил данные древних письменных источников с археологическими находками, сделанными к тому времени на территории нашего города, и предположил, что они принадлежали легендарным меотам.
Это предположение подтвердил и доказал талантливый археолог и публицист Никита Анфимов. В 1954 году он защитил диссертацию «Основные этапы развития культуры меото-сарматских племен Прикубанья», где впервые в современной истории описал племена меотов полно и понятно. И стал популяризировать знания о жителях древней Кубани среди современников, как некогда делал Страбон.
Никита Владимирович Анфимов (1909—1998) — археолог, профессор, почетный гражданин Краснодара, составитель первой периодизации меотской культуры, автор книг «Древнее золото Кубани», «Курганы рассказывают», «Из прошлого Кубани», открыл более 150 меотских городищ.
Кто, где, когда
Что мы знаем о меотах сегодня? Имя «меоты» собирательное. Под ним у греков и римлян числились несколько родственных племен с общей культурой. Культура эта складывалась в VIII—VII вв. до н. э. (во времена первых Олимпиад и основания Рима). А существовала она до III—IV вв. н. э. (когда до падения великой Римской империи оставались считанные годы).
Жили меоты на восточном побережье Азовского моря, по берегам реки Кубани и ее притоков и вдоль Черного моря. Их укрепленные поселения — городища — многокилометровыми цепочками тянулись вдоль рек по территории современного Краснодарского края, Республики Адыгея и Абхазии, а также были в Ростовской области.
Городища возводились в труднодоступных местах: среди болот, на мысах рек. Защищали поселения от непрошеных гостей затопленными водой рвами и крутыми земляными валами с высокими стенами из бревен. Внутри окруженной территории строили небольшие овальные саманные дома, крытые соломой, камышом, а позже — привозной греческой черепицей. В домах напротив входа сооружали небольшие глиняные печи, где готовили еду и грелись, и домашние алтари для жертв богам. А неподалеку от жилищ копали ямы глубиной 2—2,5 метра: их внутренние поверхности обмазывали глиной, высушивали и превращали в хранилище зерна и других продуктов.
Работа археолога сходна с деятельностью детектива-математика с лопатой: чем больше откопано «улик», которые складываются в определенную систему координат, тем яснее картина событий.
Развалины городищ и многочисленные погребения, которые располагались за внешним рвом, — те самые улики, что позволили воссоздать историю людей, живших за 2 тыс. 500 лет до нас.
Читайте также:
Занятия и интересы
Местные земли уже в древности давали неплохие урожаи. Меоты выращивали пшеницу мягких сортов, ячмень, рожь, просо, чечевицу и лен. Торговали зерном с Западом через торговый пост (эмпорий), возведенный греками на месте, где ныне стоит станица Елизаветинская. Они разводили коров, коней, свиней и птицу. В реках и на побережье морей неводами ловили рыбу: сазана, судака, осетровых.
Гончары делали посуду, получившую у археологов название «сероглиняная». Серый цвет получался не из-за состава материала, а из-за типа производства — с дефицитом кислорода при обжиге. Кузнецы выковывали прочные бронзовые и железные орудия труда для мирного времени, тяжелые панцирные доспехи, острые копья и короткие мечи без перекрестий — для смутного.
А еще меоты периодически ходили в походы, возглавляемые вождями, которых греки называли басилевсами (царями). Воевали они против соседних племен, греков с римлянами, не брезговали заговорами в международных масштабах. Жизнь меотов была богата событиями, жаль, что записей об этом они не оставили.
На мировой (по меркам Античности) сцене ярко засияли по крайней мере двое меотов. В 389—388 гг. до н. э. это сделала Тиргатао, бывшая супруга Гекатея, который был ставленником боспорского царя Сатира I в Синдском царстве (столицей его был Лабрис — Семибратнее городище, остатки которого открыты археологами у современной станицы Варениковской). По политическим соображениям Гекатей предал супругу, а та склонила свое племя к войне против обидчиков, и весьма успешно. Легенду о царице и сейчас вам расскажут местные экскурсоводы.
Язык меотов
Не оставили они записей по той причине, что, очевидно, не имели письменности. Впрочем, все, что касается языка меотов, — тема жарких споров не только на страницах научных сборников, но и в соцсетях.
В меотских городищах (в том числе и в расположенных на территории Краснодара) археологи находили глиняные плитки. Прямоугольные, некоторые со скругленными углами, длиной 14–16 см, шириной 9–10 см и толщиной до 1,5 см. Большинство плиток гладкие, но есть и со знаками, похожими на символ солнца, а иные — с точками, вдавленными ямками и черточками, в которых можно предположить буквы.
Предполагают, что предметы эти служили амулетами, тамгами (знаками рода) или даже письмами. Меотская письменность? Пока есть только догадки. Все-таки больше оснований видеть в них культовые предметы, как считают археологи.
В некоторой степени догадками ограничивается и вопрос, на каком языке меоты разговаривали. Восстановить факты пытаются путем расшифровки имен, терминов и названий мест, связанных с меотами, в записях на греческом и латинском, соотнося эти древние слова с современными языками. Пути исследования привели к тому, что меоты, по разным версиям, могли общаться на иранских, индоарийских или абхазо-адыгских языках. Поклонники последней версии утверждают, что меоты — по сути, предки адыгов. Но «улик» для стопроцентного вердикта недостаточно.
Читайте также:
Места памяти
1 тыс. 200 лет забытья не шутка, а потому потребуются годы, чтобы понять, кем были меоты. Каждый год на Кубани проводятся археологические раскопки, которые шаг за шагом помогают восстановить эту картину.
Среди ведущих археологов, посвящавших свое время разгадке тайн меотов за последние десятилетия, — Александр Ждановский, Иван Марченко и Наталья Лимберис, Владимир Эрлих, Николай Шевченко, Александр Берлизов, Михаил Лунев. Они открывают новые меотские памятники в окрестностях Краснодара, которые постепенно входят в черту города, — в поселке Пашковском, на хуторе Ленина и в станице Елизаветинской.
Но те, что были в самом городе, пожалуй, утеряны навсегда. Осталась лишь часть экспонатов в музее им. Е. Д. Фелицына и в московских археологических фондах. И записи ученых прошлого. В них значится, что на территории нынешнего Краснодара было найдено пять городищ меотов.
Городищами археологи называют древние поселения, имеющие какие-либо укрепления, оборонительные сооружения — валы, рвы, стены и т. п.
Город и городища
Самое крупное — в начале ул. Ставропольской за железнодорожными путями и на территории нынешнего завода им. Седина. В 1927 году при строительстве Краснодарской районной электростанции там обнаружилось поселение, где меоты жили почти 700 лет: с IV в. до н. э. до III в. н. э. Из редких находок — дорогая греческая чернолаковая посуда и бронзовый перстень с изображением на щитке бога Гермеса: меоты активно торговали с греками.
Второе городище — совсем рядом, в Горпарке. Оно протянулось на 215 м по возвышенности, которую и сейчас видно в этом районе. В ноябре 1930 года там было затеяно строительство артезианской скважины, но научных раскопок не велось: максимум, что было сделано, — собраны осколки керамики. Городище так и осталось неизученным. Но места захоронений живших на этом месте меотов раскопать удалось: раскопки велись после того, как в разные годы при строительстве там были найдены могилы древних людей в 1920-х и 2000-х годах.
Третье — на Дубинке, в районе мясокомбината. Этому памятнику повезло: первые научные раскопки городища провели в 1879 году столичный археолог Вильям Беренштам и основатель нашего музея Евгений Фелицын. Раскопки проходили в 5 км от Екатеринодара: в черту города этот район вошел значительно позже. А более полувека спустя там работал Никита Анфимов. Из удивительных открытий — ручка сосуда в виде слона.
Но находки делали не только ученые: в том районе добывали глину для тюремного кирпичного завода. Заключенные нашли осколки керамики, которые позволили «детективам от науки» выяснить, что жизнь в этом меотском городище теплилась 400 лет — с IV в. до н. э. до I в. н. э.
В 1926 году здесь, на берегу Кубани, где нашли городище на Дубинке, произошел обвал грунта, и местные жители нашли два крупных глиняных сосуда — пифоса, которые ныне можно видеть в экспозиции краевого археологического музея.
Читайте также:
Четвертый памятник меотов — городище на юге от мясокомбината, где в русле реки Кубани добывали глину. Городище не раскопано, и вряд ли современным ученым это когда-либо удастся: пласты, где могли быть строения, срыты еще в довоенные годы, а территория засажена деревьями и застроена. Но о нем известно, что существовало оно в I—II вв. н. э. Здесь находили те самые загадочные плитки с отметками, керамические детали ткацких станков и квадратную бронзовую бусину, украшенную по краям припаянными шариками.
Пятое городище — там, где ныне стоит стадион «Кубань». В 1927—1928 годах в том районе был пустырь, и рабочие черпали землю для засыпки Карасунских озер. Раскопок не велось, а все, что удалось выяснить, известно благодаря случайным находкам. Основные «улики», свидетельствующие о том, что здесь в I—II вв. н. э. жили меоты, — масса глиняных черепков, в том числе в римском стиле.
Закрытия и открытия
По косвенным данным, меотских городищ на территории нынешнего разросшегося Краснодара может быть далеко не пять. Считается, что поселения меотов располагались в районе нынешнего парка «Солнечный остров» и на ул. 2-й Пятилетки. Но из-за застройки обнаружение новых данных о прошлом меотов — дело далекого будущего. А пока, гуляя по городу, можно вспоминать, что здесь уже 2 тыс. 500 лет назад жили загадочные меоты. Не так уж и плохо для города, которому в этом году исполняется 227 лет.
Владислав Улитин
археолог, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений КубГУ
«В настоящий момент нам известно, что племен меотов было больше, чем упоминалось античными авторами. Сложность их идентификации в том, что для составления полной и достаточно точной картины расселения меотских племен пока недостаточно ни имеющихся археологических находок, ни известных нам данных письменных источников.
Кроме того, например, на меотскую культуру большое влияние оказывали скифы: исследователи предполагают, что представители скифской знати могли возглавлять на ранних этапах какие-то из меотских земледельческих племен. Иногда понять принадлежность того или иного памятника с точностью до 100% невозможно: отсюда и споры о находках профессора Веселовского, которые длятся почти век, являются ли ранние знаменитые курганы Закубанья скифскими или же их можно связать с меотами и их участием в переднеазиатских походах.
Пока нет единого мнения и о том, почему в середине III века н. э. меоты «исчезают» с Правобережья Кубани. По разным версиям, этому способствовало опустошительное нашествие готов или других не менее воинственных завоевателей — аланов. Некоторые ученые считают, что спасшиеся от нашествия меоты осели на новых территориях и стали предками адыгов, но абсолютно убедительных доказательств этому нет.
Исследования продолжаются, памятники меотов активно изучаются, в том числе и в районах, которые постепенно входят в черту города. Пример тому — раскопки у станицы Елизаветинской, где Михаилом Луневым несколько лет назад были раскопаны меотские погребения, относящиеся к могильнику Елизаветинского городища № 2, который ранее исследовался в 1966—1967 годах. Так что, надеемся, со временем мы узнаем о людях, живших здесь в далеком прошлом, значительно больше», — комментирует археолог, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений КубГУ Владислав Улитин.