первым делом самолеты история песни
История песни «Первым делом самолёты»
У этой песни много названий: «Потому что мы пилоты» или просто «Пилоты», «Мы, друзья, перелётные птицы», «Первым делом — самолёты». Именно её многие из нас вспоминают первой, когда речь заходит о советских песнях, связанных с авиацией, а слова «первым делом — самолёты, ну а девушки потом» даже стали крылатым выражением.
«Потому что мы пилоты» впервые прозвучала в художественном фильме Семёна Тимошенко «Небесный тихоход» вместе с не менее известной «Пора в путь-дорогу». Киноленту начали снимать в конце Великой Отечественной Войны, когда людей нужно было подбодрить чем-то светлым, музыкальным, по-хорошему лёгким. Съёмки были завершены в 1945 году, но на большой экран фильм вышел только в апреле 1946-го. Картину жёстко критиковали за водевильную лёгкость, невзрачную операторскую работу, недостаточно удачные женские образы… Зритель, между тем, принял военную комедию на ура.
Рассказывает историк кино Александр Поздняков:
В фильме много гэгов*, которые работают безотказно. Вспомните постоянное обыгрывание фамилии «Булочкин». А девушку, которая поёт «Я цыганский барон», выходя на построение с мокрыми волосами и не замечая начальство? Эти шутки и сейчас кажутся смешными. Ну и, конечно, блестяще сработали авторы текстов и композитор. Соломон Фогельсон придумал стихи для песни «Пора в путь-дорогу». Позже он напишет не менее знаменитую «Эй, моряк, ты слишком долго плавал». А «Первым делом – самолёты» придумал Алексей Фатьянов. И, конечно, нельзя не отметить композитора. Соловьёв-Седой создал такую музыку, которая проникала в самую душу. Недаром эти песни потом пели везде: в автобусах, в школах…
*Гэг (от англ. gag — шутка, комический эпизод) — комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость.
Василий Соловьёв-Седой и Алексей Фатьянов познакомились и начали сотрудничать в городе Чкалов (современный Оренбург) в начале войны. Это знакомство сыграло большую роль в жизни молодого Алексея Фатьянова: в июне 1944 года при содействии композитора его откомандировали в состав Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР им. Александрова на должность заведующего литературно-драматургической частью, а в апреле 1945-го — в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. Первые песни на стихи Фатьянова написал именно Соловьёв-Седой. Известность поэта в военные годы необычайно выросла, и с 1945 года он начал сотрудничать и с другими композиторами.
В результате творческого союза Василия Соловьёва-Седого и Алексея Фатьянов появилось более 25 песен, в том числе «На солнечной поляночке» («Тальяночка»), «Соловьи», «Давно мы дома не были».
Ну а девушки? — А девушки потом!
23 ноября 2018860 дочитываний2 мин.1,8 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.860 дочитываний, 48%. Пользователи, дочитавшие до конца.2 мин. Среднее время дочитывания публикации.
У этой песни много названий: «Потому что мы пилоты» или просто «Пилоты», «Мы, друзья, перелётные птицы», «Первым делом — самолёты». Именно её многие из нас вспоминают первой, когда речь заходит о советских песнях, связанных с авиацией, а слова «первым делом — самолёты, ну а девушки потом» даже стали крылатым выражением.
«Потому что мы пилоты» впервые прозвучала в художественном фильме Семёна Тимошенко «Небесный тихоход» вместе с не менее известной «Пора в путь-дорогу». Киноленту начали снимать в конце Великой Отечественной Войны, когда людей нужно было подбодрить чем-то светлым, музыкальным, по-хорошему лёгким. Съёмки были завершены в 1945 году, но на большой экран фильм вышел только в апреле 1946-го. Картину жёстко критиковали за водевильную лёгкость, невзрачную операторскую работу, недостаточно удачные женские образы… Зритель, между тем, принял военную комедию на ура.
Рассказывает историк кино Александр Поздняков:
В фильме много гэгов*, которые работают безотказно. Вспомните постоянное обыгрывание фамилии «Булочкин». А девушку, которая поёт «Я цыганский барон», выходя на построение с мокрыми волосами и не замечая начальство? Эти шутки и сейчас кажутся смешными. Ну и, конечно, блестяще сработали авторы текстов и композитор. Соломон Фогельсон придумал стихи для песни «Пора в путь-дорогу». Позже он напишет не менее знаменитую «Эй, моряк, ты слишком долго плавал». А «Первым делом – самолёты» придумал Алексей Фатьянов. И, конечно, нельзя не отметить композитора. Соловьёв-Седой создал такую музыку, которая проникала в самую душу. Недаром эти песни потом пели везде: в автобусах, в школах…
*Гэг (от англ. gag — шутка, комический эпизод) — комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость.
Василий Соловьёв-Седой и Алексей Фатьянов познакомились и начали сотрудничать в городе Чкалов (современный Оренбург) в начале войны. Это знакомство сыграло большую роль в жизни молодого Алексея Фатьянова: в июне 1944 года при содействии композитора его откомандировали в состав Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР им. Александрова на должность заведующего литературно-драматургической частью, а в апреле 1945-го — в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. Первые песни на стихи Фатьянова написал именно Соловьёв-Седой. Известность поэта в военные годы необычайно выросла, и с 1945 года он начал сотрудничать и с другими композиторами.
В результате творческого союза Василия Соловьёва-Седого и Алексея Фатьянов появилось более 25 песен, в том числе «На солнечной поляночке» («Тальяночка»), «Соловьи», «Давно мы дома не были».
Прочитаем справку о композиторе в «Популярном справочнике-песеннике» 1989 года:
Соловьёв-Седой Василий Павлович — композитор, Герой Соц. труда (1975), нар. арт. СССР (1967), Ленинская пр. (1959), Гос. пр. СССР (1943, 1947) (1907, г. Петербург — 1979, г. Ленинград).
В 1936 окончил Ленинградскую консерваторию по кл. композиции у П.Б. Рязанова. Им написаны произведения для симф. оркестра, оперетты и муз. комедии, балеты, музыка к драм. спектаклям, худож. и док. фильмам. Значит. место в творч-ве занимал песенный жанр. Наиболее известные песни: «Вечерняя песня», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Вечер на рейде», «Соловьи-соловьи», «На солнечной поляночке», «Подмосковные вечера» и др.
Почтовая марка СССР и памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения В.П. Соловьёва-Седого. 2 рубля, серебро. Фото: wikimedia.org
Над кинолентой «Небесный тихоход» работала команда «Ленфильма», к тому времени уже вернувшаяся из эвакуации. Та самая сцена с песней про самолёты снималась в ленинградском ЦПКиО, а слева на заднем плане хорошо виден разрушенный во время войны Елагин дворец:
Песни дорог войны. Пилоты
ИСТОРИЯ ПЕСНИ «ПИЛОТЫ»
Победный 1945 год. На экраны Советского Союза выходит кинокомедия «Небесный тихоход» – музыкальный художественный фильм, поставленный режиссёром Семёном Алексеевичем Тимошенко (1899 – 1958).
Фильм повествует о трёх неунывающих фронтовых друзьях-лётчиках, которые поклялись до конца войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат». Однако одному из них – майору Булочкину – артист Николай Афанасьевич Крючков (1911 – 1994) – по состоянию здоровья после ранения запрещено летать на скоростных самолётах, и он вынужден продолжать службу в ночной бомбардировочной авиации на лёгких самолётах «У-2». Столкнувшись благодаря этому с лётчицами женской эскадрильи и с журналисткой газеты «Пионерская правда», сам Булочкин и его друзья Туча – артист Василий Васильевич Меркурьев (1904 – 1978) и Кайсаров – артист Василий Дмитриевич Нещипленко (1907 – 1975) один за другим нарушают своё жизненное обязательство.
В фильме звучат созданные для него песни «Пора в путь-дорогу» и «Пилоты», короткая история последней приводится ниже.
Автор слов – Алексей Иванович Фатьянов (1919 – 1959) – фронтовой поэт-песенник, участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995, посмертно).
Автор музыки – Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907 – 1979). Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат трёх государственных премий. В годы войны жил в Чкалове (ныне Оренбург), где в 1941 году организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. Награды – три ордена Ленина, орден Красной Звезды и несколько медалей.
…В мае 1940 года Фатьянов призван в армию, в сентябре назначен режиссёром-постановщиком Окружного Ансамбля Орловского Военного Округа. В это время опубликовал свои первые стихи и очерки. Начало войны застало ансамбль в авиагарнизоне Сеща под Брянском. В первые месяцы Фатьянов с концертами объезжал позиции Брянского фронта и писал рапорта с требованием отправить его в действующую армию, но руководство ансамбля отказывало. В феврале 1942 года ансамбль был отведён в тыловой город Чкалов. Там Фатьянов познакомился с композитором Соловьёвым-Седым, в творческом союзе с которым создано много популярных песен. В июне 1944 года откомандирован в состав Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР на должность заведующего литературно-драматургической частью. С сентября 1944 года – фронтовой корреспондент армейской газеты «На разгром врага». В декабре 1944 года при штурме города Секешфехервара (Венгрия) был ранен. В апреле 1945 года откомандирован в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. Выступал в инсценировках, читал стихи, занимался режиссурой. Много читал и сочинял. В мае образовался творческий дуэт Владимира Сорокина и Фатьянова. Они создали несколько произведений, написанных в самых лучших традициях русской песенной культуры. Их записали в Москве на Всесоюзном радио. Соавторы «облегчали» жанр, согласно требованиям тогдашнего искусства: ничего мрачного, только весёлое, светлое, яркое… Тогда же им было предложено написать песни к фильму про лётчиков малой фронтовой авиации. Назывался кинофильм «Небесный тихоход». Снималась эта героическая комедия на Ленфильме. Трое друзей пели голосами актёров песню на стихи Фатьянова «Потому, что мы пилоты». Весёлая, бодрая песенка с интонациями мужского здорового кокетства очень понравилась актёрскому составу. Другого мнения были критики, но народная слава подминает под себя всё, даже авторитетное мнение уважаемых искусствоведов. Вот уже 75 лет эта песня не просто существует – она живёт и поныне вызывает жизнеутверждающую улыбку.
ПИЛОТЫ (ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЁТЫ)
Мы, друзья, перелётные птицы,
Только быт наш одним нехорош,
На земле не успели жениться,
А на небе жены не найдёшь.
Припев:
Потому, потому что мы пилоты,
Небо наш, небо наш родимый дом.
Первым делом, первым делом – самолёты,
Ну, а девушки, а девушки – потом.
Первым делом, первым делом – самолеты
Ну, а девушки, а девушки – потом.
Нежный образ в мечтах ты голубишь,
Хочешь сердце навеки отдать,
Нынче встретишь, увидишь, полюбишь,
А назавтра приказ – улетать.
Припев.
Чтоб с тоскою в пути не встречаться,
Вспоминая про ласковый взгляд,
Мы решили, друзья, не влюбляться
Даже в самых красивых девчат.
Припев.
Вот несколько клипов из Интернета с песней «Пилоты»:
– фрагмет фильма «Небесный тихоход»:
– Саша Немо (Александр Яковлевич Ефимик, рожд. 1981) – белорусский певец, композитор и аранжировщик:
– МакSим (Марина Сергеевна Абросимова, рожд. 1983) – певица, автор, исполнительница и музыкальный продюсер, Заслуженная артистка Карачаево-Черкесской Республики, Заслуженная артистка Республики Татарстан:
– хор Русской Армии – вокальный коллектив из Санкт-Петербурга:
Первым делом, первым делом самолёты…
Случайно увидела, что 1 апреля было 69 лет со дня выхода замечательного фильма «Небесный тихоход».
В 1944 году, когда уже было понятно, что победа не за горами, от правительства СССР поступил указ: «Срочно снять весёлый, радостный фильм о наших доблестных воинах». За создание такого фильма взялся режиссер Семен Тимошенко, он же и написал к нему сценарий. Правда, когда фильм был снят, его раскритиковали, а сам Сталин назвал фильм «безыдейным и пустым». Но, несмотря на это, «Небесный тихоход» всё же появился на экранах страны в 1945 году, моментально завоевав любовь миллионов зрителей.
Поставил фильм по собственному сценарию ленинградский театральный и кинорежиссер Семен Тимошенко, в то время уже хорошо известный по картинам «Три товарища» и «Вратарь». Главные роли в «Небесном тихоходе» исполнили Николай Крючков, ставший после «Трактористов» настоящей звездой, и студентка театрального училища имени Щукина Алла Парфаньяк, для которой картина стала дебютом в кино.
В начале войны три друга-летчика — майор Василий Булочкин (Николай Крючков), старший лейтенант Семен Туча (Василий Меркурьев) и капитан Сергей Кайсаров (Василий Неципленко) — поклялись до самой победы не влюбляться и не заводить романы. Однажды Булочкин, возвращаясь с боевого задания, был подбит немцами. Пилоту пришлось выпрыгнуть из самолёта, но тут случилась новая беда — не раскрылся парашют. От гибели майора спасло дерево, затормозившее его падение, и глубокая лужа, в которую он «приземлился». В госпитале получивший серьезное ранение Булочкин узнал, что летать на истребителях, как раньше, ему запретили врачи, и свою дальнейшую лётную карьеру он может продолжить только на «небесном тихоходе» — самолете У-2. А после выписки бравого майора ждал ещё один сюрприз: оказалось, что он был назначен командиром в эскадрилью ночных бомбардировщиков У-2, почти все пилоты которой были девушками.
Как-то раз в штаб дивизии для написания статьи приехала журналистка Валя Петрова (Алла Парфаньяк). Доставить девушку домой было поручено Булочкину. В пути его самолет стал преследовать вражеский «мессершмит», майор вынужден был совершить посадку на вражеской территории и остаться там на ночь. На рассвете У-2 обнаружили немцы, но Булочкину удалось взлететь и вместе с пассажиркой благополучно вернуться к своим. После ночного приключения майор понял, что Валя покорила его сердце, и он теперь уже не сможет оставаться холостяком. Но не он один оказался не в силах сдержать клятву: и Кайсанов, и даже суровый, «пуленепробиваемый» Туча встретили каждый свою любовь в женской эскадрилье Булочкина.
Интересны некоторые подробности о фильме:
— В эпизоде праздничного ужина в честь визита Кайсарова и Тучи танцевальные номера вместе с актёрами исполнили участницы ленинградского танцевального ансамбля под руководством Аркадия Обранта. В годы войны этот коллектив провел около трёх тысяч выступлений для фронтовиков и жителей блокадного Ленинграда.
— В начале фильма в кадре виден Елагин дворец, который в 1945 году ещё находился в разрушенном состоянии, так как к его восстановлению ещё не приступили.
На роли Булочкина и Тучи без проб были утверждены два поистине выдающихся актёра — Николай Афанасьевич Крючков, на тот момент уже Заслуженный артист и лауреат Сталинской премии, и Василий Васильевич Меркурьев.
Василий Дмитриевич Нещипленко, сыгравший роль капитана Кайсарова, профессиональным актёром не был, он преподавал биомеханику в театральном училище имени Мейерхольда, где его и нашёл Семен Тимошенко.
На главную женскую роль журналистки Вали Петровой пробовалось огромное количество самых разных актрис, среди которых была Алла Петровна Парфаньяк. На тот момент она ещё была студенткой Театрального училища имени Щукина, но утвердили именно её. На роль Катерины Кутузовой взяли Людмилу Сергеевну Глазову, у которой за плечами уже имелся довольно приличный опыт работы в кино — она начала сниматься в 1929 году. На роль Маши Светловой, супруги Кайсарова, взяли Тамару Ивановну Алёшину, которая, хоть и снялась после «Небесного тихохода» ещё в нескольких фильмах, запомнилась зрителям именно как Светлова.
Небольшую роль в фильме исполнила выдающаяся актриса Фаина Раневская. Правда, по воспоминаниям современников, ни сценарий, ни режиссер, ни военная тематика фильма актрисе не нравились, и по слухам, сниматься в этом фильме её заставили указом сверху. Но, возможно, благодаря ей фильм и дошёл до зрителей — после того, как картину раскритиковали, Раневская выступила в её защиту.
Не обошлось на съёмочной площадке без любви. Между Аллой Парфаньяк и Николаем Крючковым возник роман, да не лёгкая интрижка, а самый что ни на есть серьёзный — Крючков развёлся с первой женой и женился на Алле, с которой впоследствии прожил десять лет. Затем Алла Парфаньяк вышла замуж за Михаила Ульянова. Ульянов добивался расположения актрисы четыре года.
Снимали фильм под Ленинградом, на аэродроме Левашово, а в качестве консультантов выступали лётчики, только что вернувшиеся с фронта, они же были «дублёрами» — заменяли в кадре артистов, когда нужно было поднимать самолёты в воздух.
Однажды чуть не случилась трагедия: Алла Парфаньяк уговорила одного лётчика покатать её на самолете, да не пристегнулась, и когда лётчик пошёл на «мертвую петлю», чуть не выпала из кабины. Кроме настоящих самолётов и настоящих лётчиков, в фильме использовали и настоящую военную форму — её не шили специально, а брали на военном складе, и пусть она была не совсем новая, но и не так чтобы заношенная.
Музыку к фильму написал известный советский композитор Василий Соловьев-Седой, а слова к двум песням, которые после выхода фильма быстро стали всенародно любимыми, написали Алексей Фатьянов (песня «Первым делом, первым делом самолёты») и Соломон Фогельсон (песня «Пора в путь-дорогу»).
Маленький У-2 действительно во время войны применялся как лёгкий бомбардировщик для «беспокоящих» ночных налетов — с выключенными двигателями на сверхмалой высоте самолёты свободно планировали, оставаясь совершенно незаметными для вражеских средств ПВО, а низкая скорость позволяла производить бомбометание с очень высокой точностью. Врагу наши отважные «швейные машинки» (так немцы прозвали У-2 за характерный звук двигателя) доставляли массу проблем, и, как и упоминается в фильме, за каждый сбитый У-2 немецким лётчикам был обещан Железный крест.
Фильм был восстановлен на киностудии «Ленфильм» в 1970 году. Картина подверглась переозвучиванию с участием тех же основных актёров, однако «режет слух», когда героиня Фаины Раневской говорит «не своим» голосом — в оригинальной версии она настойчиво «картавит». В отличие от оригинальной версии, восстановленная версия на 10 минут короче. Оригинальная версия фильма в 2011 году выпущена с полной реставрацией на DVD и Blu-ray Disc.
Первым делом самолеты история песни
НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД
Жанр: комедия, военный
1945, СССР, 78 мин.
Режиссер: Семен Тимошенко
В главных ролях: Николай Крючков, Василий Меркурьев, Василий Нещипленко, Алла Парфаньяк, Людмила Глазова, Тамара Алешина, Фаина Раневская
Когда-то каждый второй мальчишка в нашей стране мечтал стать пилотом. Было в этой профессии что-то правильное, настоящее, высокое, романтичное. Время шло, на смену пилотам пришли космонавты, а потом как-то незаметно в своих мечтах о будущем дети все чаще стали видеть себя актерами и бизнесменами. Небо стало никому не нужно, теперь в первую очередь людей прельщает слава и деньги, и современные мечты становятся куда более приземленными.
Вряд ли можно назвать 41-45 года золотой эпохой отечественного кинематографа, однако то, что именно в это тяжелое время были сняты потрясающие картины, многие из которых отличались поразительной душевностью, легкостью и особым жизнерадостным настроем, отрицать невозможно. Ленту «Небесный тихоход», созданную в конце войны, можно по праву считать одним из наиболее ярких из представителей кино того времени. В ней наравне с хорошо известными актерами блистают даже те, кто в кино пришел совсем недавно. В ней песни и музыка настолько органично вплетаются в сюжетную канву, что без них фильм представить уже просто невозможно. В картинах, подобных этой царит гармония: все здесь кажется к месту.
Эти строки из хорошо известной песни неоднократно звучащей в фильме и являющейся своеобразным лейтмотивом всей картины, могут послужить ответом сразу не несколько вопросов, касательно жизни и поведения ее героев. Например: «Почему вы каждый день рискуете собой, закладывая невообразимые виражи перед самым носом у врага?». Или: «Почему вы порой чувствуете себя уверенней в небе, нежели на земле?» А может быть даже: «Почему вы так дорожите своей свободой?».
Самый позитивный фильм о войне увидел в свет в апреле 1946, хотя и был снят еще в 45. Критика ругала его за чрезмерную и даже неуместную легкость, за плохую операторскую работу, за невыразительность женских образов, за концовку, которая должна была быть иной – претензии были высказаны по отношению едва ли не каждого аспекта фильма. Зрители же восприняли его на ура. Потому что это была именно та картина, которая способна была вызвать улыбку на лице уставших от тяжести войны людей. Типичное противостояние обычных зрителей и всезнающих критиков тогда закончилось ничем, каждый остался при своем мнении. Однако этот спор рассудило время – картина и сейчас смотрится отличной комедией. Другое дело, что смотрит ее все меньше и меньше молодых людей. Хочется крикнуть: «Вот она комедия, где градус юмора порой действительно зашкаливает, где кадр украшают очаровательные барышни на любой вкус и брутальные мужчины в цвете лет! Смотреть – одно удовольствие!» Да ведь никто не услышит. Может юмор этот чрезмерно тонкий, хотя на первый взгляд такого впечатления не возникает, может – современный человек, воспитывающийся в иных реалиях, уже просто не способен оценить подобное кино.
Перед нами типичный водевиль, поэтому ни о какой серьезности и, более того, глубине образов говорить не приходится. Все предельно просто. Трое убежденных холостяков («Легче Медного всадника в ЗАГС свести, чем одного из нас!») и по совместительству первоклассных летчиков, пилотирующих самые быстрые самолеты, дают клятву не обращать внимания на женский пол до окончания войны. Да-да, слова из песни:
Киношный роман как-то аккуратно перешел в мир реальный. Исполнитель роли Булочкина, один из лучших советских актеров Николай Крючков, расходится со своей женой и создает пару с Аллой Парфаньяк. К этой молодой актрисе, чей дебют как раз и состоялся в данной ленте, в то время было выдвинуто много претензий. Критики, один за другим, признавали ее роль заваленной, образ неудавшимся, винили ее в том, что она казалась в этом, по большому счету, отличном актерском ансамбле чем-то инородным… Зрители же, наоборот, понимая, что она немного другая, что она отличается от всех, восприняла эту молодую свежую девушку очень хорошо. Быть может, она действительно играла немного более серьезную героиню, нежели было необходимо для столь легкого позитивного фильма, впрочем, и в этом можно найти свои плюсы. Особенно если учесть, что она единственная среди главных героев являлась представительницей другой профессии.
Считается, что и для оператора ленты Александра Сигаева работа над картиной стала испытанием. Комедия – особый жанр, и снимать подобный материал тоже надо по-особому. Он же до этого специализировался на фильмах серьезного жанра, что, по мнению критиков того времени, наложило отпечаток на его манеру съемки. Впрочем, для непосвященного во все эти тонкости зрителя, все это, к счастью, так и останется незамеченным.
Монтаж в некоторых сценах выглядит грязным из-за неровных стыковок кадров и сцен, впрочем, этим грешит едва ли не половина созданных в ту эпоху картин. Меня как современного зрителя удивило другое. В фильме есть потрясающая сцена – встреча друзей Булочкина с девчатами и последующие за этим танцы под еще одну хорошо известную песню:
Пора в путь-дорогу,
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем.
Над милым порогом
Качну серебряным тебя крылом.
Чтобы передать динамику, веселость происходящего, создатели картины прибегли едва ли не к клиповому монтажу, который сейчас в моде как никогда. Благодаря этому, сцена танца кажется настолько живой, что зритель и сам вот-вот готов изобразить пару самых невероятных па.
Очередное недовольство критиков вызвал тот факт, что лента, по сути являющаяся музыкальной комедией, не завершается традиционно песней. Красивая и полюбившаяся народом музыка В. Соловьева-Сeдого и потрясающие стихи А. Фатьянова и С. Фогельсона объединились в картине в две незабываемые песни. Картину венчает весьма пафосная концовка, что, по мнению критиков, было недопустимо. Однако, несмотря на то, что песня «Перелетные птицы» так и не прозвучала в конце, она все и по сей день является одной из самых популярных военных песен, равно как и другая, «Пора в путь-дорогу», так же исполненная в фильме.
Что же касается главной претензии, высказанной по отношению к фильму, так это обвинение картины в безыдейности. Как можно так сказать о картине, идея которой высказывается прямым текстом одним из героев: во время войны жизнь не останавливается! Врагу не удастся сделать так, чтобы все вокруг вдруг бросили думать, мечтать, любить. Так, в годы войны люди влюблялись, рождались… В конце концов – снимали фильмы.
«Небесный тихоход» доказывал, что для того, чтобы совершить подвиг, главное не отчаиваться. Главный герой Булочкин понимает, что летать и выполнять боевые задания можно не только на истребителях, но и на простом «кукурузнике». Более того, порой бывают такие ситуации, когда на другом самолете выполнить поставленную цель вообще невозможно. Не стоит судить о вещах предвзято – быть может, фильм как раз об этом? Женский отряд способен не только печь блины, но и летать, а у самых закоренелых холостяков на самом деле большое любящее сердце, которое только и ждет, когда же на горизонте появится та единственная…
В 70-м году фильм отреставрировали и заново переозвучили. С одной стороны, подобное возвращение старых шедевров идет на пользу, таким образом, популяризируется старое кино. Однако с другой – слишком различным получились переходы между сценами фильма в плане звукового оформления. К тому же не все смогли участвовать при переозвучивании.
Фильм пролил настоящий чудодейственный бальзам на израненные войной души людей. В нем много жизни, несмотря на условности и порой неприкрытую неправдоподобность. Бывают такие ленты – своеобразные таблетки для поднятия настроения, «Небесный тихоход» – одна из них. И то, что подобных картин сейчас практически не снимают, возможно, не так плохо. В какой-то степени это говорит, что нынешний зритель в них просто не нуждается. Поэтому, остается только улыбнуться и поднять тост «За бесстрашного истребителя, мастера беспарашютного спорта…!» и его верных друзей.