первым в истории месопотамии крупным городом был
Первый город в истории. Урук
Богиня Иштар стоит на льве и держит лук, символ бога Шамаша в правом верхнем углу, из Южной Месопотамии, Ирак.
Урук был древним городом Шумера, а затем Вавилонии. Когда-то это был самый важный город в древней Месопотамии. Он был расположен в южной части Шумера (современная Варка, Ирак), к северо-востоку от реки Евфрат.
Массивный зиккурат у входа в Урук. Фото Дэвида Стэнли CC BY 2.0
Тысячи глиняных табличек, выкопанных в руинах того, что когда-то было великим городом Урук, показывают, что это действительно был религиозный и научный центр. Именно здесь, согласно Журналу Археологии, были написаны самые старые тексты в мире.
Система письма, известная как куниформа, серия клинообразных символов, спрессованных во влажную глину с помощью язычков, была разработана около 3200 г. до н.э. шумерскими книжниками в Уруке. Комбинация форм представляла разные звуки, поэтому система могла быть принята писцами, которые говорили на разных языках. Эта система письма использовалась несколькими культурами около 3000 лет.
Нео-Ассирийская глиняная табличка. Эпос о Гильгамеше, Табличка 11.
Урук также известен как город Гильгамеша. В 1853 году мифологический шумерский царь-герой прославился в современном мире благодаря открытию коллекции историй, известной как «Эпос о Гильгамеше». 12 клинописных табличек, на которых были написаны эти истории, были обнаружены археологом Хормуздом Рассамом на месте Королевской библиотеки Ашшурбанипала.
По словам профессора Джона Майера из Колледжа государственного университета Нью-Йорка в Брокпорте: «Древние писания указывают на существование реальной, исторической личности, которую мы теперь называем Гильгамешем. Он жил, по нашей лучшей оценке, около 2600 г. до н.э. »
Археологи различают девять разных периодов подъема города от простого поселения до первого городского центра мира.
Основания первых поселений на месте датируются около 5000 г. до н.э., периодом Эриду. Согласно Шумерскому списку королей (древняя каменная табличка, в которой перечислены все цари Шумера на шумерском языке), Урук был основан королем Энмеркаром около 4500 г. до н.э. Это было в эпоху убейдов (5000–4100 гг. До н. Э.).
Керамика из позднего убайдского периода
После 4000 г. до н.э. Урук вырос из небольших сельскохозяйственных деревень в значительно более крупный и сложный центр. Это было частично связано с периодом изменения климата; В этом районе было меньше осадков, и поэтому люди, живущие на холмах, мигрировали в долину реки древнего Евфрата.
С тех пор течение Евфрата сместилось, что стало важным фактором, который привел к упадку города.
Находясь в пышной и плодородной долине реки, население Урука продолжало расти в течение периода раннего Урука (4000–3500 гг. до н.э.), периода среднего Урука (3800–3400 гг. до н.э.) и позднего Урука (3500–3100 гг. до н.э.). Были усовершенствованы методы ведения сельского хозяйства и ирригации, что обеспечило избыток продовольствия для сообщества.
Около 3200 г. до н.э. город Урук был самым крупным поселением в южной Месопотамии, и, вероятно, в мире.
С тех пор организация Урука стала основой для городов. Фото Усамы Алькасаба CC BY-SA 4.0
Это был городской центр с полноценным бюрократическим аппаратом, стратифицированным обществом и регулярной армией. Это был также главный центр торговли и управления.
Организация Урука в этот период стала основой для городов с тех пор. Есть свидетельства социальных иерархий и силовых политических структур, которые были бы знакомы большинству из нас сегодня. Были найдены глиняные таблички, содержащие «стандартный список профессий», в котором перечислены около 100 профессий.
Руины храма Инанны
По мере того как город становился все более богатым, те, кто находился наверху, искали способы продемонстрировать свое богатство и власть. Предметы роскоши приобретались путем завоевания или торговли землями вплоть до дельты Египта Нила.
Наиболее впечатляющими творениями этого шумерского ремесла, обнаруженными на сегодняшний день, являются два больших храмовых комплекса в центре Урука.
Часть рельефа из храма Инанны. Фото Маркуса Сайрона CC BY 3.0
Один был посвящен Ану, богу неба, а другой, известный как Мозаичный храм Урука, Инанне (или Иштар), богине любви, деторождения и войны. Было четкое разделение города на районы Ану и Энна.
Еще одно известное произведение искусства «Дама Урука» или «Маска Варки» было обнаружено в 1939 году Немецким археологическим институтом в Уруке. Датируется 3100 г. до н.э., наиболее вероятно, что маска была частью гораздо более крупного произведения одного из храмов и считается, что она представляет Инанну. Мраморная скульптура является одним из самых ранних изображений человеческого лица.
На сегодняшний день маска является самым значительным артефактом, найденным на месте раскопок, и она входит в коллекцию Национального музея Ирака в Багдаде. Его также называют «шумерская Мона Лиза».
Урук продолжал расширяться и, будучи центром роскошных материалов и имущества, требовал большей защиты.
Хотя традиционно считалось, что Великая стена Урука была построена самим царем Гильгамешем, как написано в «Эпосе о Гильгамеше», она, возможно, была создана во времена правления короля Эннатума, который основал первую империю в Уруке в период Джемдета Насра. (3100-2900 до н.э.).
К тому времени, когда стена была поднята, она защищала площадь в 2,32 квадратных миль и население почти 80 000 человек.
В период ранней династии (2900–2350 гг. До н.э.) Месопотамией управляли города-государства, правители которых постепенно становились все более значимыми и влиятельными.
Возможное представление Гильгамеша как Повелителя животных, сжимающего льва в левой руке и змею в правой руке, в рельефе Ассирийского дворца от Дур-Шаррукина, теперь находящегося в Лувре.
Начиная примерно с 2004 г. до н.э. Борьба между шумерами в Вавилонии и эламитами из Элама, доиранской цивилизации переросла в серьезные национальные конфликты.
Урук был все еще видным центром в это время, но сильно пострадал.
Есть воспоминания о конфликтах в эпосе о Гильгамеше. Через некоторое время после 2000 г. до н.э. Урук потерял значение, но не был оставлен.
Парфский храм Гарея в Уруке (Варка), в 25 милях к востоку от Самавы, Ирак, был построен до 110 г. н.э. и, таким образом, на тысячи лет моложе, чем окружающие шумерские останки. Фото Дэвида Стэнли CC BY 2.0
Город оставался заселенным в течение периодов Селевкидов (312–63 гг. До н.э.) и Парфии (227 г. до н.э. – 224 г. до н.э.). Последние люди, жившие там, покинули Урук после установления ислама в Персии в 633–638 гг.
Останки, вероятно, самого старого города в мире были захоронены до 1850 года, когда археолог Уильям Лофтус провел первые раскопки на месте и определил город как «Эрех, второй город Нимрода».
Древняя Месопотамия
Из Википедии — свободной энциклопедии
Древняя Месопотамия также Древнее Двуречье, Древнее Междуречье — древняя страна в Западной Азии в долине рек Тигр и Евфрат; место возникновения и развития древнейшей цивилизации; на территории Месопотамии располагались шумеро-аккадские царства Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии, а также хуррито-арийское государство Митанни.
Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира; наряду с Египтом считается первой на земле [комм. 1] ; возникла в середине 4-го тысячелетия до н. э., угасла — в начале нашей эры. В Месопотамии появилась древнейшая письменность, первые города и государства (в том числе имперского типа), зачатки банковской системы, древнейшая литература, библиотеки, школы, архивы, музеи, монотеистические и дуалистические учения (зачатки монотеизма в культах Ашшура и Бэла-Мардука, манихейство). Сам облик месопотамской цивилизации (архитектура, скульптура и др.) и её институты (государственность, право, денежная система, календарь и т. д.) стали образцом для многих государств и обществ Ближнего Востока — Элама, Хеттского царства, Мидии, Персидской державы и других.
Оставила глубокий след в мировой культуре: к её достижениям восходят древнейшие традиции математики (деление круга на 360 градусов и другие единицы шестидесятеричной системы счисления), астрономии (зодиак и другие созвездия), астрология; оказала серьёзное влияние на библейскую традицию (Миф о Потопе, Вавилонской башне и другие сюжеты).
Первые цивилизации: Древняя Месопотамия
История искусства #2
Зарождение и развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э., начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.
«Месопотамия» — значит «Земля между реками», между Евфратом и Тигром.
Эта цивилизация сформировала древние государства, среди которых Аккад, Ассирия и в начале 2-го тыс. до н. э. — Вавилония.
Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли.
Историю Древней Месопотамии принято разделять на условные отрезки:
Убайд — 4 000–3 500 гг. до н.э.
Урук — 3 500–3 000 гг. до н.э.
Джемдет-Наср — 3 000–2 800 гг. до н.э.
Раннединастичесикй — 2 800–2 400 гг. до н.э.
Аккадский — 2 400–2 200 гг. до н.э.
Позднешумерский — 2 200–2 000 гг. до н.э. (включает период III династии Ура — 2 100–2 000 гг. до н.э.)
Древневавалонский (или старовавилонский) — 2 000–1 600 гг. до н.э.
Касситский — 1 600–1 200 гг. до н.э. и послекасситский — 1 200–627 гг. до н.э.
Нововавилонский (или халдейский) — 625–538 гг. до н.э.
Более чем 5000 лет назад тут обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады.
После исчезновения Шумера и Аккада доминировать на этой земле стали две страны, попеременно берущие верх, — Вавилония и Ассирия.
Так, в 1700-е годы до н.э. шестой царь вавилонской династии Хаммурапи объединил всю Месопотамию, и это был расцвет Вавилонии, которая через чуть больше чем тысячу лет была разрушена Ассирийским царем Синах-рибом.
Вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи.
На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне, а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу под названием «аккадцы».
Между людьми, говорившими на этих столь различных между собой языках, судя по наличным данным, этнической вражды не было.
Очевидно, в то время люди ещё не мыслили такими большими категориями, как одноязычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы — племена, номы, территориальные общины.
Все жители Нижней Месопотамии называли себя одинаково — «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади), независимо от языка, на котором каждый говорил.
Шумеро-аккадская мифология
Религия, во всех ее главных моментах, была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам.
Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице.
Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения.
Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.
В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно.
Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных.
Особенно популярны были так называемые ламассу (шеду), которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.
Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.
Не менее яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии. Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовному направлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формы правления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамских прототипов.
Письменность
Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира — животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д.
Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э. уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).
Литература
Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше.
Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, были очень любимы в народе, точно так же, как и пословицы.
Иногда в литературе проскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных теме безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столько на страдании, сколько на чуде освобождения от него.
Ряд аккадских литературных произведений приписывается Энхедуанне, дочери Саргона Аккадского и верховной жрице Ура. Её произведения назывались «гимнами к богине Инанне».
До нас дошло более 100 табличек с фрагментами нескольких этих гимнов, но лишь в списках более позднего старовавилонского периода. Они использовались в школах для переписывания, что свидетельствует об их популярности.
Вавилоно-ассирийская литература показывает различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Древнюю Месопотамию в первые три тысячелетия до нашей эры.
Отличительной чертой Вавилоно-ассирийской литературы является необычайный консерватизм всех литературных жанров. Задачей писца было не создание нового литературного произведения, а сохранение для будущих поколений литературного наследия древности или в лучшем случае применение древней литературы к потребностям и нуждам современности.
Одним из важнейших литературных памятников древней Ассирии является «Поучение писца Ахикара».
Архитектура
Основу архитектуры Месопотамии составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания.
Первые из дошедших до нас храмов относятся к IV — III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами, были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Позже добавились желтый и голубой цвет.
У шумеров зиккураты были треступенчатые, а во времена Ассирии и Вавилона, когда главных Богов оказалось семь- стали стоить семиступенчатые зигккураты.
Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон.
Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья.
Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение стен путём чередования выступов и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т. д.
Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии зиккуратов. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.
Самый высокий зиккурат, высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8, находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Это предполагаемый прототип Вавилонской Башни.
Вавилон был опоясан двойным кольцом крепостных стен и имел 8 ворот. Наиболее знаменитые ворота богини Иштар высотой 12 метров. Были выложены бирюзовым глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений: 575 львов, священных драконов и быков.
Все предметы искусства имели определенные функции: мемориальную, культовую и прагматическую.
Прагматическая функция состояла в демонстрации высокого социального статуса обладателя вещи, например, печати, культовая означала участие изделия в религиозных обрядах.
Мемориальная функция означала, что изделие должно было напоминать потомкам о своих предках, призывать их чтить их деяния, приносить им жертвы и т.д.
Эстетической функции у шумерских изделий не существовало.
Скульптура
После запрета человеческих жертвоприношений в некрополях рядом с телом покойника находились глиняные фигурки рабов. Таким образом, скульптура выступает двойником тела, она и заменяет. Поэтому скульптура должна была быть индивидуализированной, похожей на оригинал, то есть на того, кого она изображала. Правда, форма не должна полностью соответствовать модели, потому индивидуализировало скульптуру имя, которое на ней надписывали.
Обычно статуя воплощала вотивные образы, обращенные в молитвах к божествам, и имела сакральный смысл.
Статуи монархов содержали функцию преклонения перед богами, посредника между ними и миром людей.
Если молитва фиксировалась на скульптурном изображении, то мольба о помощи в обретении лучшей жизни будет длиться вечно.
Незначительность количества найденных статуй в Месопотамии объясняется тем, что местный известняк слишком мягок и был пригоден главным образом для барельефных изображений. В шумерских и вавилонских сооружениях скульптурные украшения играли второстепенную роль.
В Вавилонии скульптурные изображения умерших царей клали как подношения в храмах.
Индивидуальность фигурам придавали надписи на них (на спине или на плече), а не портретное сходство с моделью.
Статуи, как правило, были небольших размеров. Сказалось отсутствие в Месопотамии должных объемов камня и дерева.
В скульптурных изображениях человека масса распределяется в симметрии вокруг «виртуальной» оси. Сама статуя воплощается в фигурах конуса, треугольникам или цилиндра, к которым приспосабливается тело, и это делает фигуры однородными.
Как правило, статуи мужские, они неподвижно стоят или сидят, мускулистые руки чаще всего скрещены на груди или держат сосуд, голова тщательно проработана (ибо тело всего лишь «пьедестал» для головы), лицо серьезно, брови и глаза без век инкрустированы (именно взглядом молящийся выражает свои мольбы), рот закрыт.
По скульптуре нельзя однозначно определить, что, скажем, в действительности представляли собой шумеры. Большие уши и глаза у них были символами мудрости, поэтому подобное в изображении объясняют требованиями культа, а не антропологическими особенностями.
Длинные, собранные в пучок волосы и вьющаяся борода вавилоно-ассирийских изображений человека указывают на их ближневосточное происхождение.
Мы не найдем в Месопотамии изображения обнаженного человеческого тела — в нем не искали идеал красоты.
В Месопотамии родилась традиция изображения фантастических существ. В фигурах смешивались черты человека и животных. Это вытекало из потребности древнего человека присвоить себе атрибуты животных, чтобы войти в общение с силами природы. Эта традиция была перенята египтянами и народами Восточного Средиземноморья и сохранялась вплоть до средних веков.
Самым замечательным из скульптурных произведений является найденная в Уруке мраморная женская голова (Багдад, Иракский музей). Плоено срезанная сзади, она была прикреплена когда-то к стене храма, являясь частью горельефной фигуры. Лицо богини с огромными широко раскрытыми глазами и сросшимися над переносицей бровями (глаза и брови инкрустированы) отличается большой выразительностью. На голове когда-то был прикреплен убор из золота.
Барельефы
Барельефы изготавливаются из различных материалов. Это может быть камень, мрамор, дерево. Есть глиняные и алебастровые изделия, фигуры из металла. Разновидностью барельефа является горельеф («высокий рельеф») — изображение с большой выпуклостью.
Изображения животных и птиц, в соответствии с канона, доминировали также профильные. Изображаемое, что могло состоять из нескольких регистров, мало “читаться” как рассказ по принципу письменного текста, но снизу вверх.
Огромных размеров каменные изваяния животных и мифических существ украшали входы царских дворцов.
При плоскостности изображения фигур человеческую фигуру изображали с трехчетвертные или полным поворотом плеч, профильность изображения ног и лица, однако глаза — в профиль.
Сохранились барельефы с изображением владык с окладистыми бородами, заплетёнными волосами, с чётко прорисованными деталями глаз, губ, носа. Они восседают на тронах или в праздничных повозках. Вокруг вырезаны скульптуры слуг, рабов.
Встречаются выпуклые изображения воинов, лучников, которые свидетельствуют о военной мощи месопотамских государств.
Есть сюжетные скульптурные изображения военных сражений, охоты, бытовых действий, где вместе с фигурами людей вырезаны лошади, быки, львы, двуглавые птицы.