Блэ́к-ме́тал или просто блэк (англ. black metal, от black — «чёрный») — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.
Блэк-метал характеризуется крайне скоростными барабанными (70—500 уд./мин — бласт-бит) и гитарными партиями. Звук гитар делается резким и высоким. Характерный прием игры — тремоло. Вокал обычно очень высокий (скриминг), встречаются вставки низкого «рычащего» вокала — гроулинга. Подобное звучание часто определяется как raw black metal (от raw — «сырой») и считается эталонным. Бас-гитара и клавишные (редко) играют вспомогательную роль в классическом блэке, тогда как в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание.
Характерную роль играет так же сценический образ исполнителей. Большая часть из них выходит на сцену в особых одеждах, стилизованых под военную форму варваров или третьего рейха. Также подавляющее большинство исполнителей используют характерный макияж (корпспэйнт), цель которого — сделать исполнителя похожим на труп.
Блэк-метал характеризуется крайней идеологизированностью. Очень распространённой темой в блэке является «тёмная сторона»: сатанизм, оккультизм, а также язычество, нигилизм, война, человеконенавистничество, ненависть вообще… Довольно часто в блэке присутствуют элементы нацизма. Периодически в среде исполнителей и поклонников блэк-метала происходят споры относительно того, кто из представителей стиля более привержен «настоящему» блэк-металу. Отклонения от жёсткого блэк-звучания и различные эксперименты, особенно с клавишными, зачастую очень негативно воспринимаются в блэк-среде, из-за чего некоторые направления блэка (например, симфо-блэк) заслужили у «ортодоксальных» последователей блэк-метала репутацию «продажных» и «предательских». В то же время многие андеграундные исполнители сознательно уходят от всего, что могло бы связать группу с «коммерцией»: выпускают записи только на дешёвых носителях (кассетах), минимальным тиражом (иногда не более 2-3 десятков экземпляров) и со звуком крайне низкого качества, никогда не дают концертов.
Блэк метал (black metal) – одно из самых экстремальных направлений тяжелой музыки. Своими корнями уходит в начало 80-х годов к так называемой «первой волне блэка» или прото-блэку, который был рожден на волне популярности трэш-метала и постепенно стал отходить от него к началу 90-х годов. Именно в конце 80-х и начале 90-х годов в Норвегии и других европейских странах стиль окончательно сформировался как музыкально, так и идеологически. В отличии от других направлений экстремального метала идеологическая составляющая в блэке играет одну из важнейших ролей.
Из всего многообразия коллективов, представляющих данное направление экстремальной музыки, мы выбрали топ блэк метал групп, являющихся ярчайшими представителями этого жанра и оказавшими огромное влияние на становление и развитие стиля. Сразу хочется отметить, что в представленном списки отсутствуют группы Venom и Celtic Frost, которые несомненно оказали огромное влияние на зарождение блэк метала, но по сути относятся к другой музыкальной категории.
Футболки и другой мерч с любимыми группами
Bathory
Шведская группа, основанная Томасом Форсбергом он же Quorthon в 1983 году и по сути из одного человека и состоящая. Первые два альбома коллектива представляют из себя сырой и агрессивный, но плохо записанный трэш-метал на границе с зарождающимся блэком. Тем не менее данные работы считаются раритетом. А вот в 1987 году выходит, пожалуй, первая работа в мире, которую можно смело отнести именно к блэк-металу – Under the Sign of the Black Mark. Следующий альбом группы Blood Fire Death, можно назвать началом родственному блэку стилю под названием викинг-метал. Группа просуществовала до 2004 года, до самой смерти Quorthon, выпустив 12 альбомов и став настоящим культом для будущей блэк-метал сцены.
Mayhem
Норвежская группа, основанная в 1984 году и сыгравшая основную роль в становлении блэк-метала еще до выхода своего дебютного полноформатного альбома. Основали группу гитарист Euronymous и басист Necrobutcher (который в данный момент единственный из первоначального состава). Их первый мини-альбом Deathcrush, вышедший в 1987 году стал настоящим культом и оказал огромное влияние на дальнейшее становление стиля. Но не только одна музыка принесла коллективу такую известность. Самоубийство вокалиста Dead в 1991 году и убийство Euronymous Варгом в 1993 году, как и участие в деятельности Черного Круга в связи с поджогами церквей, сыграли не последнюю роль. Дебютный альбом De Mysteriis Dom Sathanas, вышедший в 1994 году (через десять лет после основания группы) является эталоном стиля. Примечательно, что в записи пластинки принимают участие и жертва (Euronymous) и убийца (Варг). За свою более чем 35-летнюю историю, коллектив выпустил всего шесть полноформатных альбомов, периодически обновляя состав и внося в блэк-метал новые элементы.
Burzum
Еще одна норвежская группа, состоящая из одного человека Варга Викернеса, тот который виновен в смерти Euronymous из Mayhem. Наряду с Mayhem, Варг оказал огромнейшее влияние на развитие жанра. Собственно, именно он вместе с Euronymous заложили основы норвежского блэк-метала и были самыми активными членами Черного Круга. На лейбле принадлежащему Euronymous выходили первые работы Варга, а сам Варг участвовал в записи первого альбома Mayhem. Между тем, все же главным для Варга был Burzum, основанный в 1991 году. Дебютный альбом с одноименным названием Burzum вышел в 1992 году. Всего же Варг выпустил 13 студийных работ, две из них были написаны в тюрьме. В музыкальном плане альбомы Burzum являются блэк-металом, либо темным эмбиентом, но непременно с мрачной атмосферой.
Darkthrone
Еще одна культовая группа из Норвегии, образованная в 1986 и называвшаяся в то время Black Death. Ни о каком блэке в то время речи не шло и коллектив исполнял типичный дэт-метал и даже подписал контракт с лэйблом Peaceville Records на котором и вышла первая работа Soulside Journey. Но вскоре, в 1991 году, под влиянием группы Mayhem музыканты сменили стиль на блэк-метал. Мало того, именно Darkthrone выпустили первый в истории Норвегии полноформатный блэковый альбом A Blaze in the Northern Sky, да еще и на довольно известном лэйбле (начало 1992 года). Работа также признана как одна из главнейших в истории стиля, а сама группа стала одной из ведущих на норвежской блэк-металл сцене. Группа выпустила еще несколько отличных блэковых альбомов, но потом их стало сносить то в хэви, то в панк, то в блэк-н-ролл.
Dissection
Emperor
Очередная группа родом из Норвегии, образованная в 1991 году Исаном и Самотом, выпустившая всего 4 полноформатных альбома и распавшаяся в 2001 году. Участники коллектива принимали активное участие в событиях, происходившими в Норвегии в начале 90-х. После записи первого альбома многие из них оказались в тюрьме. Тем не менее группа возродилась. Первые два альбома Emperor, как и их ранние записи оказали огромное влияние на развитие как блэк-метала, так и заложили фундамент симфонического блэк-метала. На последних двух альбомах группа отошла от привычного звучания в сторону прогрессивного метала и авангарда.
Immortal
Еще один легендарный коллектив из Норвегии образованный в 1990 году Аббатом и Демоназом. В отличии от других коллег по цеху не был упомянут в криминальной хронике 90-х. Первые три альбома Immortal являются классикой блэк-метала, а пластинка 1995 года Battles in the North вообще стала первой коммерчески успешной в истории блэка. Хотя обвинить музыкантов в продажности язык не поворачивается, т.к. альбом является одним из самых быстрых и агрессивных. В настоящее время один из основателей группы Аббат ушел из группы и основал собственную под названием Abbath.
Satyricon
Очередная группа из Норвегии, была образована в начале 90-х Сатиром (Сигурд Вонгравен). Одна из самых культовых групп норвежского блэк-метала, но к сожалению, с 1999 года коллектив постепенно стал отходить от традиционного блэка и превращаться в коммерчески успешную группу. Лучший альбом коллектива Nemesis Divina 1996 года, а композиция Mother North является одной из лучших в жанре.
Carpathian Forest
Одна из самых культовых норвежских групп была образована в 1990 году двумя музыкантами – Наттефростом и Нордавиндом. Известность приобрела еще до выхода своего первого полноформатника. Группа выпустила всего пять полноценных альбомов, более чем за 30-летнюю историю, но яркий и индивидуальных подход к творчеству вывел ее в топ. Самые ранние работы коллектива считаются классикой блэк-метала.
Gorgoroth
Группа из Норвегии образованная в 1992 году гитаристом Инфернусом. Является одной из самых скандальных группировок благодаря различным инцидентам, в том числе и на концертах, и нескольким уголовным делам, в которых фигурировали участники группы. Первые альбомы вывели коллектив в число лидеров блэк-метал сцены. В 2007 году произошел раскол группы и Инфернус собрал новый состав. Последний альбом Instinctus Bestialis вышел в 2015 году и имеет явное влияние дэт-метала.
Dark Funeral
Группа из Швеции, образованная в 1993 году гитаристами Lord Ahriman и Blackmoon. Приверженцы классического блэка, местами довольно мелодичного, но в тоже время мрачного и агрессивного. На сегодняшний день коллектив выпустил 6 полноформатных альбомов.
Behemoth
Группа из Польши, основанная в 1991 году. В настоящий момент коллектив работает в жанре дэт-метал, но начиналось все именно с блэка. Кроме того, Behemoth практически сформировал польский металлический андеграунд. Группа известна своими частыми визитами с концертами на территорию России, хотя многие из них были сорваны различными православными активистами.
Marduk
Группа из Швеции, сформированная в 1990 году с целью играть быструю, жестокую и брутальную музыку, что собственно говоря и получилось. Группа очень плодовитая – на сегодняшний день выпущено 14 полноформатных альбомов.
Dimmu Borgir
Группа из Норвегии, образованная в 1993 году Шагратом, Силеносом и Тьодальвом. Коллектив играющий в жанре мелодичного симфонического блэк-метала, стал одним из самых коммерчески успешным и популярным на сцене, привлекший огромное количество новых слушателей к жанру блэк-метал. С одной стороны, группа почитается многими, с другой стороны также многими и ненавидима. Блэк-метал был сформирован как андеграундная музыка, Dimmu Borgir своим творчеством вывел жанр на новый уровень, сделав его доступным для многих. Как бы то ни было, первые альбомы коллектива заслуживают внимания, особенно альбом 1997 года – Enthrone Darkness Triumphant.
Безусловно, что представленный список коллективов можно дополнить многими другими самобытными и интересными группами, но на мой взгляд именно эти музыканты заложили прочный фундамент и оказали главное влияние на развитие блэк-метала.
Своим названием блэк-метал (англ. black metal) обязан одноименному альбому Venom 1982 года. Собственно Venom и принято считать родителями жанра. Они входят в «первую волну», наравне со швейцарцами Hellhammer и Celtic Frost, шведами Bathory, немцами Sodom, итальянцами Bulldozer, бразильцами Vulcano и Sarcofago, японцами Sabbat. Эти группы грандиозно повлияли на становление блэк-метала как жанра, но сами были далеки от него. Ведь музыкально они еще не были блэком: был трэш-, хэви-метал с «экспериментами» и шок-атрибутами на основе отвержения христианства, да и религии в целом. С высоты нашего XXI века такую музыку привыкли называть «прото-блэком». Многие знатоки относят в «первую волну» блэка также Mercyful Fate, Possessed и Destruction, хоть это и сомнительно. И не стоит забывать о норвежцах с броским названием 666, которые ограничивались концертами да выступлениями и никогда не записывались в студии. Как видно из первых строк, блэк «рождался» параллельно во многих странах, и даже на разных континентах. Стоит заметить, что музыка + имидж тех же Venom наводили ужас на патлачей-металлистов середины 80-х, по тем же причинам и привлекали наиболее радикальных из них.
Но опять же, не Норвегией единой. Блэк набирал обороты по всему миру. Сильнейшая школа была в Греции. Еще стоит отдельно выделить шведский блэк, «Черные Легионы» во Франции, трэш-блэкеров и авангардистов Японии, эмбиент-блэк Соединенных Штатов, вояк из Австралии, разношерстную группу коллективов стран Центральной Европы, Ближнего Востока. Теперь поподробней. Греция была конкурентом Норвегии, очень серьезным конкурентом. Традиции блэка «второй волны» и его симбиоз с греческой мифологией делает Грецию одной из самых серьезных сцен жанра. Уже упоминались некоторые группы второй волны и вскоре их примеру последовали другие: Thou Art Lord, Agatus, Zephyrous, Disharmony, Macabre Omen, Cthonium, Legion of Doom, Lemegethon, Twilight, Zemial, Nocternity и целая плеяда других коллективов. Шутка ли, даже очаровательные девочки не боялись играть блэк. Наглядным примером служит дамский коллектив Astarte. Сейчас греки все чаще уходят в популярные течения, по типу мелодик-блэка. Эта участь постигла даже самые уважаемые группы уровня Rotting Christ и Nightfall.
Швеция питает огромную любовь к дэт-металу, неудивительно, что блэкуха у них приправлена характерным дэт-метал звучанием. Еще одной особенностью оказалась профессиональная запись: в этом шведы с их навороченными студиями, конечно, мастаки. Выделим такие коллективы, как Marduk, Dissection, Dark Funeral, Sorhin и Setherial. Их деятельность прямым образом перекликалась с «тру-блэком» Норвегии. Сейчас шведский блэк все еще популярен, о чём говорит множество современных коллективов, типа: Watain, Thy Primordial, In Aeternum, Kill, Undivine.
Соединенные Штаты много дали еще «второй волне». В дальнейшем они переквалифицировались в регион депрессива и эмбиент-блэка. У их истоков стоял так называемый «raw black», по типу Drolsinatias или Judas Iscariot. Эти проекты начали деятельность в первой половине 90-х. Но существовать им было очень тяжело. Drolsinatias удалось выпустить одну-единственную демку, а Judas Iscariot был вынужден уехать в Германию. Также появились свои сатанисты в Мексике: Xibalba существует с 1991 года и по стилю определенно тоже «raw black». В итоге, после жестких ограничений, много групп Америки учуяли свободу: на сцену стали восходить всё новые проектики. Среди них стоит выделить эмбиентно-депрессивные Xasthur, Yamatu, Vrolok и Leviathan, а также Weakling, Fog, Wolves in the Throne Room и Velvet Cacoon.
На Ближнем Востоке есть свои группы – Impurity, Acheron Gates, Grimoire, Salem и Melechesh. Многие любят последних за их свежее звучание с неповторимым шармом Востока, таким нетипичным для блэк-метала. Первая демка Melechesh датируется 1995 годом. Ну вот, это была «третья волна». После 1996-го года стали поговаривать о смерти блэк-метала из-за исчерпания своих возможностей. А на деле появилась еще одна «волна», или «волна хаоса, пост-блэка, депрессива и мейнстрима», хотя «трушные сатанисты» еще продолжали появляться. Дальше говорить «волнами» нецелесообразно, то есть хронологию мы опускаем и начнем двигаться стилями.
Убийство сделало обе группы и весь норвежский блэк-метал культовыми, стало апофеозом развития этой сцены.
Преступлению предшествовали несколько лет, на протяжении которых представители направления регулярно шокировали публику эксцентричными выходками. Они то гуляли по улицам с лицами, раскрашенными пугающим черно-белым гримом, то сжигали старые христианские храмы (с 1992 по 1996 год в Норвегии было зафиксировано более 50 поджогов), то выносили на сцену мертвые туши животных в качестве реквизита.
Вся эта история могла остаться лишь локальной криминальной драмой, известной в узких кругах. Однако за прошедшие с преступления 30 лет интерес к блэк-металу не только не пропал, но и вышел за пределы Норвегии, породив всемирную индустрию: десятки музыкальных групп, сотни тысяч фанатов.
Исполнители и их выступления продолжают продуцировать скандалы, а кое-где люди и вовсе пытаются ограничить развитие этого музыкального направления. Например, в 2011 году правительство Малайзии запретило блэк-метал на всей территории страны, а в 2015 году российские православные активисты сорвали несколько выступлений польской группы Batushka.
Множество заявлений в прокуратуру РФ с требованием запретить блэк-метал-концерты написал Дмитрий Энтео (в прошлом — скандальный православный активист). Свою деятельность он комментирует так:
«Проблема — не в мрачной эстетике, которая присуща многим направлениям, а в тех случаях, когда люди делают себе имя на сознательном хулении Бога. Человек может слушать любую музыку, но если кто-то открыто и систематически хулит Бога и Христа, призывает жечь церкви, священников, использует казенную Библию как атрибут своего шоу, — это те случаи, когда их свобода задевает нашу свободу и провоцирует общественный конфликт».
Почему же эстетика блэк-метала, которая строится на сатанизме, крови и смерти, так притягательна? И что ее привлекательность может рассказать нам о современности?
Идеологическое ядро субкультуры — яркая антихристианская позиция, которая выражается во всех символах движения: перевернутом кресте, звезде Бафомета и изображениях козла (всё это — популяризированные французским оккультистом Леви Элифасом символы сатаны).
Может показаться, что поклонники блэк-метала действительно верят в сатану, но это не так. Образ рогатого князя для них — символ антагонизма ненавистному христианскому образу мира. Для подавляющего числа сторонников блэк-метала христианство — первопричина «заката Европы» и ее морального падения (а именно так современное положение дел оценивают поклонники жанра). Блэк-метал выступает против социальной политики мультикультурализма, толерантности и всеобщих прав человека, свободной миграции, а главное — против потери культурной и национальной идентичности.
То есть образ сатаны — не то, что привлекает представителей субкультуры, а то, что раздражает их врагов, позволяет выразить свое несогласие с общепринятой позицией.
Сатанизм — хоть и канонический, но не единственный вариант антагонизма христианству и европейским ценностям. Из чувства протеста представители блэк-метала также обращаются к язычеству и к художественным образам зла — например, из вселенной «Властелина колец» (Справедливости ради стоит отметить, что сама вселенная «Властелина колец» пронизана христианскими образами, в чем не раз признавался и сам Толкиен).
Так, группа, в которой играл убийца Евронимуса, называется Burzum, что переводится как «тьма» с мордорского наречия. Сам Викернес на раннем этапе творчества называл себя Граф Гришнак — так в книге звали легендарного командира орков. А название другой популярной блэк-метал-команды «Горгорот» (Gorgoroth) отсылает нас к одноименному горному плато в Мордоре, покрытому вулканическим пеплом.
Блэк-метал, таким образом, невозможен вне европейского культурного и символического ландшафта. Ведьмы, сатанизм и фашистские символы на сцене, в текстах песен и на обложках альбомов — образы, которые не являются самостоятельными и герметичными, а нужны для противопоставления конкретным ценностям.
При этом представления об упадке цивилизации и эсхатологические мотивы можно найти в любой культуре, поэтому у блэк-метала множество локальных разновидностей по всему миру. Везде исполнители работают с местным контекстом: например, мексиканские группы (Calvarium Funestus, Nox Mortar, Ocularis Infernum) поют об ацтеках и ностальгируют по великому прошлому индейской культуры, греческие (Bacchia Neraida) — по Зевсу, Олимпу и борьбе мифических героев. Российские и украинские группы (Nokturnal Mortum, «ЧерноявЬ», «Сивый Яр») отсылают к славянской и языческой эстетике: к примеру, команда «Сивый Яр» использует в композициях сэмплы фольклорных записей поминальных плачей и патриотические стихи Сергея Есенина.
Вокруг радикального отрицания общеевропейских ценностей выстраивается и остальная символическая репрезентация блэк-метал-сцены.
Например, если для христианина человеческое тело свято как вместилище души, то для блэк-металиста оно — всего лишь бессмысленная биологическая масса, не заслуживающая уважения. Осквернить его можно, не только обнажив или продемонстрировав биологические процессы вроде дефекации, но и расчленив, то есть прибегнув к самой радикальной с точки зрения христианства практике десакрализации.
Поэтому обложки музыкальных альбомов пестрят растерзанными телами, а сценический грим делает исполнителей похожими на трупы. Ужасающая натуралистичность присутствует во всём блэк-метале: тот же вокалист Mayhem, Дэд, во время одного из туров подобрал на улице дохлого ворона и засунул его в пакет, а потом нюхал перед каждым выступлением, чтобы петь «со зловонием смерти в ноздрях». Чтобы еще больше походить на покойника, Дэд закапывал свою одежду за несколько недель до концерта, а откапывал только в ночь выступления; однажды он даже попросил закопать его самого — чтобы кожа выглядела бледнее.
Группа «Горгорот» во время концерта в Кракове в 2004 году выставила на сцену овечьи головы, насаженные на колья, и «декорировала» площадку кровью и сатанинской символикой. На заднем плане стояли кресты с четырьмя обнаженными распятыми моделями. В какой-то момент одна потеряла сознание — пришлось вызвать скорую помощь.
Еще один мотив блэк-метала — эстетизация мрачной северной природы, выраженная в идее опрощения (бегства от цивилизации) и ярого антиглобализма.
Артисты полагают, что современная Европа не просто стремится к погибели, ведомая лживым христианством, но и сама активно уничтожает себя через индустриализацию, урбанизацию и технологизацию. Естественным ответом на это становится бегство от городской жизни в деревни и леса. Поэтому на обложках блэк-метал-групп часто встречаются изображения северных болот, лесов, полей и рек. В той же эстетике работают идеологически близкие блэк-металу художники. Среди них — норвежский фотограф Торбьорн Родланд, создавший серию работ «В норвежском ландшафте», или фотограф Эрик Смит, снимающий мрачные урбанистические пейзажи.
Любопытно, что экологические мотивы возникают и у многочисленных адептов осознанного отношения к смерти (например, у участников так называемого death awareness movement, о котором подробнее будет сказано в последней главе этой книги). Это подтверждает гипотезу о том, что образы смерти становятся инструментом критики современного общества потребления.
В целом блэк-метал подпитывается из трех темпоральных измерений. Первое — презрение к европейскому прошлому, к так называемой культуре памяти, в рамках которой европейцы болезненно и долго перерабатывали опыты войны, концлагерей, фашизма.
Блэк-метал не просто отрицает такой подход, но и эксплуатирует самые болезненные исторические факты и образы: нацистский строй, концлагеря, геноцид и массовые убийства в их лирике предстают предметом восхищения. Так, в марте 2007 года во время концерта в немецком Эссене вокалист норвежской группы Taake Хёст вышел на сцену с нарисованной на груди свастикой, а потом плевался со сцены и бросал в публику пивные бутылки. Все последующие выступления Taake в Германии были отменены. Считается, что группа задумала этот ход исключительно для «шокового воздействия» на публику, а не из-за симпатий к идеологии Гитлера.
Вторая темпоральность — уродливое, «мертворожденное» настоящее. По мнению адептов субкультуры, богатая бюргерская Европа, открывшая ворота миллионам мигрантов, уничтожает сама себя, а ускоряют процесс самоубийства индустриализация, урбанизация и технологизация повседневной жизни. Антитезой индустриальному христианскому миру становится образ природы — отсюда меланхоличная эстетика северных просторов на обложках альбомов. Третий темпоральный пласт, запускающий ненависть к европейским ценностям, — эсхатологическое ожидание беспросветного будущего. Сатанизм в блэк-метале — не путь к спасению и не альтернатива, но признание поражения человечества; вся эта музыка является эстетизацией разложения и падения.
Отдельного внимания заслуживает и исполнительский стиль блэк-метал-музыкантов. Звучание у таких команд нарочито грязное, темп композиций — быстрый. Как и в панке, тут ценится нарочито непрофессиональное исполнение, а музыка не воспринимается как род профессиональной деятельности или вид искусства. Это прежде всего способ выражения протеста, следовательно, играть может кто угодно и как угодно.
Чем грязнее звук — тем ярче протест; главная цель композиций — раздражать, вызывать у аудитории эмоции, поэтому можно сказать, что блэк-метал запечатлел трансформации в мышлении и отношении к современности, но не в музыке. «Black Metal ist Krieg!» («Блэк-метал — это война!») — так называется второй альбом группы Nargaroth.
Как и мрачный романтизм начала XIX века, который диалектически сменил эпоху Просвещения и стал критическим ответом на промышленную революцию, урбанизацию и рост значения технологий, современный блэк-метал использует образы, противоестественные для прогрессистской европейской культуры.
Композиторы-романтики обращались к народным мотивам (баллады и эпосы Франца Шуберта, Фредерика Шопена, Эдварда Грига). Также авторы восхищались падшими ангелами и образами смерти: можно вспомнить «Ангела смерти» Михаила Лермонтова или «Демона» Михаила Врубеля.
Возможно, даже сам лорд Байрон, великий романтик и бунтарь, родись он сегодня, стал бы именно блэк-металлистом. Или, по крайней мере, с уважением относился бы к этому феномену.
Итак, блэк-метал — пример того, как музыкальный стиль стал воплощением мощного и символически наполненного социального протеста, а образы, связанные со смертью, — его главным инструментом.