первый блокбастер в истории 7 букв сканворд
40 лет первому блокбастеру в истории
Стивен Спилберг наряду со своим другом и творческим союзником Джорджем Лукасом, а также негласным и основным конкурентом Джеймсом Кэмероном является самым коммерчески успешным деятелем в истории кинематографа. На протяжении своей долгой и плодотворной карьеры, которая началась в 1970-е и продолжается по сей день, он снял и спродюсировал огромное множество фильмов. Подавляющее большинство проектов, в создании которых он принимал участие в разное время неоднократно били кассовые рекорды благодаря тому, что Спилберг словно вывел и следует формуле, которая пользуется успехом как у зрителей, так и критиков.
Среди его работ преобладают серьёзное историческое (биографические «Список Шиндлера», «Амистад», «Спасти рядового Райана», «Поймай меня, если сможешь», «Терминал», «Мюнхен» и другие) и развлекательное, в основном фантастическое (фильмы об Индиане Джонсе, «Близкие контакты третьей степени», «Инопланетянин», «Искусственный разум», «Особое мнение», «Война миров» и другие) кино, зачастую сочетающее в себе оба жанра.
Это позволило его фильмам не только завоевать огромное множество наград, включая Оскар, но и суммарно собрать в мировом прокате более 8 миллиардов долларов. При этом Спилберг уделяет внимание не столько количеству, но прежде всего качеству, делая основной упор не только на экшн и спецэффекты, но и драматургию, благодаря чему многие его фильмы смотрятся на одном дыхании. Особенно я люблю самые ранние работы режиссёра.
В самом начале творческого пути в 1971 году Спилберг снял телевизионный фильм «Дуэль», где во всей красе продемонстрировал своё умение приковать зрителя к экрану. Казалось бы, чем интересна история о едущем в легковой машине человеке, которого ни с того ни с сего преследует грузовик? Однако «Дуэль» держит в напряжении до самого конца не хуже любого триллера.
Главный злодей фильма, мистический водитель грузовика, которого ни разу не покажут в кадре, во многом олицетворяет собой зло, которое внезапно врывается и ставит под угрозу жизнь рядового и ничем не примечательного обывателя. Режиссёр отлично показал и передал подсознательный страх, свойственный всем людям, особенно перед лицом неведомой опасности, играя таким образом на чувствах зрителя. Подобный психологический приём Спилберг также использовал и довёл до художественного совершенства в ещё одном своём шедевре, который способен напугать сильнее, нежели любой фильм ужасов.
Думаю, как и все вы, я боюсь акул и даже не знаю, почему. Я никогда не сталкивался с ними и видел их только по телевизору. Я слышал, что они, по утверждениям многих учёных, не так уж часто нападают на людей и в целом не представляют большой угрозы для жизни человека. Но всё равно воображение рисует образ огромных свирепых хищников, столь безжалостных и кровожадных, что и думать о них страшно. Возможно, свой демонический облик акулы обрели благодаря не только природе, но и фильму «Челюсти», снятому Стивеном Спилбергом по одноимённому роману Питера Бенчли.
Фильм вышел на экраны в 1975 году и принёс режиссёру мировую славу, а также репутацию и первоначальный капитал. «Челюсти» стали эпохальным проектом для Голливуда. Довольно малобюджетный фильм, снятый за 7 миллионов долларов, был показан в кинотеатрах летом (именно в это время года происходят события в «Челюстях») и стал на тот момент самым кассовым в истории кино, собрав в мировом прокате невиданные 470 миллионов долларов, из которых 260 миллионов в США (спустя два года рекорд был побит «Звёздными войнами»).
С тех пор создатели фильмов (в том числе и Спилберг, чей «Парк Юрского периода» в финансовом плане являлся самым успешным в истории до выхода «Титаника» в 1997 году), обычно предпочитают выпускать свои остросюжетные и приключенческие творения, именумые блокбастерами, именно в летний сезон. Однако «Челюсти» стали классикой не только благодаря коммерческому успеху, но и несомненным художественным достоинствам.
Маленький курортный городок терроризирует большая белая акула, которая представляет смертельную опасность для обитателей пляжа. После того, как она убивает нескольких людей, на свою беду купавшихся в воде, шериф полиции Мартин Броуди (в исполнении Роя Шайдера) вместе с океанологом Мэттом Хупером (в исполнении Ричарда Дрейфуса) собирается ликвидировать неожиданно возникшую и крупную во всех отношениях угрозу. Помочь им вызывается сумасшедший рыбак Квинт (в исполнении Роберта Шоу), похожий на капитана Ахава. К тому же само противостояние героев с акулой напоминает концепцию «Моби Дика». Но фильм прежде всего исследует природу человеческого страха, ведь главный герой Броуди боится не только и не столько главного злодея, кровожадную акулу, но пытается преодолеть аквафобию.
Помимо убедительной актёрской игры особо отмечу операторскую работу. В фильме есть несколько коротких, но эффектнейших сцен, снятых под водой таким образом, что зритель видит события как будто бы глазами большой белой акулы в тот момент, когда она незаметно подкрадывается к своей очередной жертве. И конечно, особняком стоит саундтрек в исполнении гениального композитора Джона Уильямса, который постоянно сотрудничает со Спилбергом. Не считая концовки фильма, акула почти не показана в кадре, но зритель всегда чувствует её присутствие. Каждое появление хищника сопровождается невероятно тревожной музыкой, от которой в буквальном смысле мурашки бегут по коже.
Но фильм не был бы таким великолепным без контроля режиссёра. Спилберг удачно распорядился литературной основой Питера Бенчли, выкинув из фильма многие сцены из романа без вреда повествованию, а также небольшим бюджетом, который ушёл на создание модели акулы, управляемой несколькими людьми изнутри, в том числе режиссёром. Несмотря на то, что она была механической, акула в фильме смотрится реалистично. Что уж говорить про сцену, где Хупера, находящегося в клетке под водой, атакует настоящая акула, задействованная в съёмках. Эти кадры способны вызвать сердечный приступ и держат в нервном напряжении, как и весь фильм, события в котором показаны интересно и заканчиваются цельным финалом.
Потому продолжения «Челюстей», снятые без участия Спилберга, были совсем необязательными и получились вторичными, как и многие фильмы, эксплуатирующие тему противостояния человека со зловещей акулой. А всё потому, что в оригинале чувствуется рука мастера, снявшего, пожалуй, лучший фильм в своей карьере. Хотя после «Челюстей» Стивена Спилберга впереди ожидали ещё более крупные достижения.
Эра блокбастеров
35 лет назад на экраны вышел фильм, ставший первым полноценным блокбастером в истории кинематографа. Более того, именно эта картина стала прародительницей самого понятия «широкий прокат», навсегда изменив рыночную стратегию продвижения кинопроектов. Все это очевидно сейчас, а тогда малоизвестный режиссер Стивен Спилберг искренне думал, что созданный им фильм окончательно похоронил его карьеру в Голливуде.
Собственно сам Спилберг оказался причастен к «Челюстям» совершенно случайно. Изначально продюсеры Ричард Занук и Дэвид Браун, который приобрели права на одноименную новеллу Питера Бенчли в 1973 году, предполагали доверить постановку картины создателю «Великолепной семерки» Джону Стержесу, а затем специалисту по вестернам Дику Ричардсу. И лишь после того, как предложенная последним трактовка произведения, в котором гигантская акула превратилась в кита, совершенно не понравилась продюсерам, они обратились к подающему надежды дебютанту Стивену Спилбергу, за плечами которого была лишь провалившаяся в прокате драма «Шугарлендский экспресс».
В итоге в актерской труппе оказались Рой Шайдер (Мартин Броуди), Роберт Шоу (Сэм Куинт) и Ричард Дрейфусс (Мэтт Хупер). Примечательно, что последний сначала отклонил предложение Спилберга, но затем после провала фильма «The Apprenticeship of Duddy Kravitz» с его участием, быстро изменил свое мнение. В дальнейшем, он снялся у Спилберга в нескольких известных картинах.
Съемки «Челюстей» начались в мае 1974 года на одном из островов, принадлежащих штату Массачусетс. Чудовищную акулу должны были изображать три механические куклы по прозвищу Брюс, для управления которыми приходилось привлекать 14 операторов одновременно, так как только таким образом можно было сделать движения макета реалистичными. Довольно быстро Спилберг вышел не только за рамки первоначального бюджета в четыре миллиона долларов, но и выбился из съемочного графика.
На съемках последней сцены, когда акула взлетает на воздух Спилберг вообще не присутствовал, так как полагал, видимо, не без основания, что подчиненные скинут его с катера в море. В дальнейшем отсутствие режиссера на площадке в последний день съемок стало хорошей традицией, которой Спилберг никогда не изменял.
Руководство студии Universal ждало провала и заранее пыталось изыскать способы покрыть хотя бы расходы на производство картины. Именно поэтому впервые в истории кинематографа «Челюсти» было решено выпустить в так называемый «широкий прокат».
Здесь стоит отметить, что самого этого понятия ране не существовало в словаре специалистов по маркетингу. Фильмы печатались весьма ограниченным тиражом и выходили в крупнейших городах на нескольких экранах, и лишь в случае положительной реакции зрителей количество копий постепенно увеличивалось. С «Челюстями» все было иначе. 20 июня 1975 года фильм был выпущен в 464 кинотеатрах, а через пять дней количество экранов увеличили до 675. Это был абсолютный рекорд для своего времени.
Уже за первые дни картина полностью «отбила» затраты на производство, а концу проката ее мировые кассовые сборы превысили 470 миллионов долларов, то есть около 1,9 миллиарда долларов в ценах 2010 года. Улучшить это достижение смог лишь четвертый эпизод «Звездных войн», вышедший через два года.
Какой фильм первым в истории был назван блокбастером?
Какой фильм первым в истории был назван блокбастером?
1. «Челюсти»
2. «Психо»
3. «Крёстный отец»
Обсуждение вопроса:
«Че́люсти» (англ. Jaws; США, 1975) — триллер режиссёра Стивена Спилберга, экранизация одноименного произведения Питера Бенчли.
Ныне рассматриваемый как один из величайших фильмов в истории, «Челюсти» был прототипом современных летних блокбастеров, а его релиз считается переломным моментом в истории кино.
Блокба́стер (англ. blockbuster, от block — квартал и bust — разрушать, букв. «разрушитель квартала») — очень популярный и коммерчески успешный продукт кино- и театральной индустрии.
В 1970-х годах блокбастерами в США стали называть фильмы, произведшие фурор (эффект разорвавшейся бомбы) и в результате собравшие большую кассу в прокате. При этом сам фильм по бюджету мог быть вполне скромным.
Термин «блокбастер» закрепился в кинематографе в 1975 году после выхода на экраны блокбастера «Челюсти» режиссёра Стивена Спилберга и стал восприниматься как нечто новое: культурное явление, быстро развивающаяся сфера развлечений, почти жанр. Аудитория взаимодействовала с такими фильмами, говорила о них потом и возвращалась, чтобы увидеть их снова только для острых ощущений.
Поиск слов по маске и определению
Поиск по ключевому слову
БЛОКБАСТЕР | |||||||||||
ЙОНДУ |
АВАТАР | ||||||
ЧЕЛЮСТИ |
АВИАБОМБА |
АНТИКИЛЛЕР |