первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм.

Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой.

Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника.

Источник

Шатровое зодчество

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.

Шатровое зодчество XVI–XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.

Источник

Первый каменный шатровый храм на руси

академик Российской академии художеств

ТРОИЦКАЯ, НЫНЕ ПОКРОВСКАЯ, ЦЕРКОВЬ В АЛЕКСАНДРОВСКОЙ СЛОБОДЕ –

ПЕРВЫЙ КАМЕННЫЙ ШАТРОВЫЙ ХРАМ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

С.В. Заграевский © 2014

Обобщены архитектурно-археологические и летописные данные, свидетельствующие в пользу датировки шатровой Троицкой (ныне Покровской) церкви в Александровской Слободе 1510-ми годами, приведены доказательства единовременности ее строительства, полученные в ходе натурных исследований. Подтверждено, что эта церковь являлась первым древнерусским каменным шатровым храмом.

– Покровский, ныне Троицкий, собор (ил. 1; в дальнейшем будем без оговорок называть его Покровским);

– Троицкая, ныне Покровская, церковь (ил. 2; в дальнейшем будем без оговорок называть ее Троицкой);

– Успенская церковь (ил. 3);

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Ил. 1. Александровская Слобода. Покровский (ныне Троицкий) собор.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Ил. 2. Александровская Слобода. Троицкая (ныне Покровская) церковь.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Ил. 3. Александровская Слобода. Успенская церковь.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Ил. 4. Александровская Слобода. Распятская колокольня.

Во-вторых, проведенный в 2005 году автором этого исследования визуально-тактильный анализ строительной техники показал: в Покровском соборе, Троицкой и Успенской церквях, церкви Алексея митрополита мы видим «мягкую», «теплую» кладку, характерную и для кирпичных построек Московского Кремля рубежа XV и XVI веков, и для собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре (1514–1517 годы). Характерен и строительный раствор – с исключительно высокой вяжущей способностью, с очень малым содержанием в извести песка и прочих примесей. Многочисленные белокаменные украшения и в Слободе, и в Кремле вытесаны так, что кажется, будто камень «дышит». В соборе Петра митрополита кирпичный декор, как и в Слободе, был покрыт левкасом «под белый камень».

В-третьих, колокольня Александровской Слободы, как мы уже отмечали, была построена в течение двух строительных периодов. Это доказывается нижеследующими положениями:

– и стилистика, и исполнение декора, и кирпичная кладка, и строительный раствор у церкви Алексея митрополита и Распятской колокольни абсолютно различны;

– обследование автором этого исследования в 2005 году второго яруса церкви Алексея митрополита показало: окнам этого яруса была придана (причем весьма аккуратно) другая форма еще до обстройки стенами будущей Распятской колокольни. Весьма сомнительно, что в течение декады–двух после постройки могло потребоваться проведение значительных работ по приданию окнам принципиально новой формы;

– по зондажам В.В. Кавельмахера внутри лестничного ризалита Распятской колокольни видно, что в местах примыкания стен и пилонов Распятской колокольни на раскрытых зондажами фрагментах белокаменного цоколя и облевкашенного кирпичного декора церкви Алексея митрополита присутствуют следы выветривания, которые не могли успеть появиться в течение декады–двух.

Из вышеперечисленного следует, что между возведением церкви Алексея митрополита и Распятской колокольни прошел значительный срок, гораздо больший, чем десять–пятнадцать лет. Таким образом, эти здания должны быть отнесены к двум разным строительным периодам. За все время существования Александровской Слободы как резиденции московских государей таких периодов было всего два – 1510-е и 1560–1570-е годы. Значит, мы обязаны относить церковь Алексея митрополита к 1510-м годам, а Распятскую колокольню – к 1560–1570-м.

В-четвертых, после сооружения Троицкой церкви к ее западному фасаду была пристроена новая дополнительная секция, состоявшая, как и предыдущие, из палаты, подгреба и подклета (палата была полностью перестроена в 1680 году 10 ). В.В.Кавельмахер привел убедительные аргументы в пользу того, что эти пристройки были возведены существенно позже (не менее чем через несколько десятилетий) после Троицкого храма:

– в отличие от двух старых секционных объемов, новая секция получила иное плановое решение (квадратный, перекрытый в направлении север-юг коробовым сводом погреб; двойной, разделенный продольной стеной подклет ) и иную трактовку объемов;

– щелыга разобранного в 1680 году свода палаты достигала церковного карниза и врубалась в него;

– новая секция была заложена на иной, чем Троицкая церковь, отметке (в момент ее постройки вокруг храма уже образовался культурный слой до полуметра толщиной);

Следовательно, возникает ситуация, аналогичная рассмотренной выше в связи с перестройкой церкви Алексея митрополита: мы обязаны относить постройку западной палаты с погребом и подклетом ко второму строительному периоду Слободы, а возведение самой Троицкой церкви – к первому строительному периоду, т.е. к 1510-м годам.

Таким образом, мы имеем независимые документальные и архитектурно-археологические данные о возведении в 1510-х годах Покровского собора, церкви Троицы и церкви Алексея митрополита. Подчеркнем – эти данные взаимно независимы, т.е. в отношении каждого из перечисленных храмов базируются на собственной системе доказательств.

Все вышесказанное дает нам право полагать, что датировка первых храмов Слободы 1510-ми годами доказана с избыточностью, весьма значительной по меркам истории древнерусской архитектуры.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Ил. 5. Троицкая церковь. Разрез (по В.В. Кавельмахеру ).

Впрочем, мы назвали этот аргумент, появившийся еще в ХХ веке, «археологическим» лишь условно: ни на каких архитектурно-археологических исследованиях он не базируется. Впервые такая возможность была допущена (как минимум, не исключена) самим В.В. Кавельмахером в одной из его ранних работ, однако в дальнейшем исследователь однозначно высказывался в пользу единовременности постройки памятника:

Но В.В. Кавельмахер в своих работах не конкретизировал, как именно он определил единовременность памятника. Это породило информационную лакуну, заполнить которую и призвано настоящее исследование.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Ил. 6. Интерьер Троицкой церкви. Верхние части четверика, восьмерик и шатер.

В 2011 году автор этого исследования при любезном содействии руководства и сотрудников музея-заповедника «Александровская Слобода» провел с высокой лестницы натурное обследование верхней части четверика и шатра Троицкой церкви. Это обследование показало следующее.

Во-первых, и выше, и ниже любого из трех карнизов, венчающих четверик (сверху восьмигранный, ниже круглый, ниже вновь восьмигранный, см. ил. 6) какие-либо следы перекладки отсутствуют. Под верхним карнизом видны лишь признаки специфического строительного приема (в целях укрепления восьмерика, долженствующего выдерживать огромный вес шатра, перемычки окон восьмерика были сделаны не из кирпича, а из больших белокаменных блоков (ил. 7), и поскольку габариты этих блоков не соответствовали габаритам кирпичей, строители в некоторых случаях заполняли пустоты аналогичными блоками и неровно уложенными кирпичами – ил. 8).

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Ил. 7. Интерьер Троицкой церкви. Белокаменная перемычка над окном восьмерика.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Ил. 8. Интерьер Троицкой церкви. Белокаменные блоки под карнизом восьмерика.

Дабы удостовериться в правильности этих наблюдений, автор с кровель западной палаты провел дополнительное обследование наружной кладки верхней части четверика и восьмерика под шатром. Это обследование также не выявило никаких следов перекладок. Техника кладки и профили наружных карнизов полностью соответствуют внутренним (ил. 9).

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Ил. 9. Троицкая церковь. Фрагменты верхней части четверика, кокошника и восьмерика.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Анализ показал, что и шатер, и восьмерик, и четверик Троицкой церкви и с внутренней, и с наружной стороны сложены в абсолютно идентичной технике кладки:

– кладка неровная, зачастую бессистемная (ил. 7 и 8);

– кирпич во всех этих частях храма очень высокого качества, оптимального обжига;

– раствор во всех этих частях храма очень высокого качества, с большим содержанием извести.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Ил. 11. Церковь Алексея Митрополита. Фрагмент кладки.

первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть фото первый каменный шатровый храм на руси. Смотреть картинку первый каменный шатровый храм на руси. Картинка про первый каменный шатровый храм на руси. Фото первый каменный шатровый храм на руси

Ил. 12. Покровский собор. Фрагмент западного фасада.

В целом исследования 2011 года подтвердили выводы исследований 2005 года о том, что кладка первого и последующих строительных периодов Александровской Слободы очень сильно разнится по периодам и практически идентична в рамках одного периода. И кладка четверика, восьмерика и шатра Троицкой церкви однозначно относит их к первому строительному периоду – началу XVI века.

Таким образом, новые исследования шатра Троицкой церкви в Александровской Слободе показали, что он современен ее основному объему, возведенному в 1510-е годы. Следовательно, основанное на данных архитектурной археологии положение о том, что эта церковь – первый древнерусский каменный шатровый храм, пересмотру не подлежит.

1. Подробно см.: Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы. Сборник статей. Владимир, 1995; Кавельмахер В.В. Древности Александровой Слободы. Сборник научных трудов. М., 2008.

4. Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы… С. 7, 17, 24–29; Кавельмахер В.В. Древности Александровой Слободы... С. 26, 32, 59–64.

5. Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы… С. 8–11; Кавельмахер В.В. Древности Александровой Слободы.... С. 26-30.

9. Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы… С. 8; Кавельмахер В.В. Древности Александровой Слободы.... С. 26.

10. Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы… С. 37; Кавельмахер В.В. Древности Александровой Слободы.... С. 68.

11. Подробно см. там же.

12. Подъяпольский С.С. О датировке памятников Александровой Слободы. С. 162.

14. Подробно см. Заграевский С.В. К вопросу о датировке и авторстве памятников Александровской слободы. ; Заграевский С.В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской Слободы.

15. Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы… С. 43, 70.

17. Например, в презентационном издании «Александровский Кремль. К 500-летию Александровского Кремля. 1513–2013» (Владимир, 2013) на с. 19 говорится: «Наиболее вероятна версия о перестройке памятника начала XVI века в 70-е годы, когда Иван IV придал еще больший блеск и великолепие Слободе и когда расписывался храм».

18. Кавельмахер В.В. Па­мятники архитектуры древней Александровой Слободы. В кн.: Информационный курьер Московской организации Союза архитекторов РФ. 1991. № 7. С. 18.

19. Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы… С. 24.

20. Подъяпольский С.С. О датировке памятников Александровой Слободы. С. 232.

21. Например, см. http://www.tk-k.ru/content/3.

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.

Источник

Шатровое зодчество

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.

Шатровое зодчество XVI–XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.

Источник

Шатровые храмы

Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – XVI веков. Возникновение шатровых храмов связано с одной стороны с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. С другой стороны, к этому виду храмов русское каменное зодчество шло от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх. Долгое время бытовала гипотеза, связывавшая происхождение каменных шатров с деревянными, однако в современной науке такое мнение считается недоказанным и неверным. Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в 1532г. Василием III. По другим данным, первым каменным храмом с шатровым завершением был храм Вознесения в Вологодском посаде, построенный в 1493г.

Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. В XVI-XVII веках на Руси было построено немало шатровых храмов-памятников. Шатровое завершение было придано и центральной части самого известного из них – собору Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, построенному в 1552г. в честь взятия Казани.

Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик, служащий опорой для высокого восьмигранного шатра. При этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно. Это стало причиной обрушения слишком большого и широкого каменного шатра Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре; после обрушения шатер был заменен на более легкий деревянный, обшитый железом.

В конце XIX века набрал популярность псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX-XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI-XVII веков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *