первый первопечатник на руси
Иван Федоров
Фото Все
Видео Все
Первопечатник Иван Фёдоров (1941) Полная версия
Иван Федоров / Откровение Иоанна Первопечатника. Наше кино. Биографический. 1991.
Первопечатник Иван Фёдоров (1941) фильм смотреть онлайн
Иван Федоров — биография
Иван Федоров – первый русский книгопечатник, издатель «Апостола», первой печатной книги Русского царства, основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой ( в настоящее время территория современной Украины).
В 15-м веке на Западе уже во всю печатали книги при помощи печатных станков. И неважно, что конструкция была громадной, оснащенной брусьями для крепления к потолку и полу, тяжелым прессом, оставлявшим на бумаге нужный оттиск, зато книги издавались намного быстрее, чем в России, где их переписывали монахи в монастырях. Царствовавший в те годы Иван Грозный решил, что негоже отставать от европейских стран, своим указом велел развивать книгопечатание на Руси. Для этого нашелся и первый работник типографии – Иван Федоров.
Детство и юность
К сожалению, биография Федорова имеет много белых пятен, в основном это касается даты его рождения и детских лет. Историки предположили, что Иван Федоров (Москвитин) родился в 1510 году, и что местом его рождения было Великое Московское княжество. Именно на этой дате настаивал советский историк Евгений Немировский, которому удалось разыскать документ, гласивший, что в 1529-1532-м годах Иван был студентом Ягеллонского университета в Кракове, городе Польши.
Откуда родом были его предки, тоже точно неизвестно, советские историки предполагали, что они выходцы земель, территориально принадлежащих сегодняшний Беларуси. Документ об окончании университета Федоров получил в 1532 году, и вместе с этим должность диакона церкви Николы Гостунского. Он трудился под непосредственным руководством митрополита Макария, сотрудничество с которым длилось достаточно долго.
Первая типография
В 1552-м году царь Иван Грозный принял судьбоносное для страны решение, он издал указ о печатании книг в Москве, используя церковнославянский язык. Ранее уже печатались книги на этом языке, только не в России, а за границей.
Иван Грозный в типографии Ивана Федорова
Грозный приказал доставить ему грамотного специалиста в типографской области. Его выбор пал на уроженца Дании Ганса Мессингейма, работы которого уже успели прославиться далеко за пределами его родины. Именно он руководил строительством первой типографии на Руси.
Царь также составил указ о доставке из Польши типографских станков и первых литер, печатных элементов, содержащих символы церковнославянского алфавита. Позже их обновили, этим занялся Васюк Никифоров, которого царь привлек к книгопечатанию в 1556 году. Помимо этого, Васюк еще и первый русский гравер, и до наших дней дошли его работы в сохранившихся книгах той поры, и отпечатанных именно в первой типографии.
Первопечатник Иван Федоров
Начало нового дела не разочаровало Ивана Грозного, наоборот, он доволен результатом, и выносит указ об открытии Московского печатного двора, средства на развитие которого поступали из государственной казны. Год основания двора – 1563-й.
В следующем году увидело свет первое детище печатного двора – книга под названием «Апостол». К великому счастью, она сохранилась до наших дней. Вслед за ней напечатали «Часослов». Обе эти книги вышли при непосредственном участии в процессе Ивана Федорова, которого царь приставил в качестве ученика к Мессингейму. За Федорова лично хлопотал перед государем митрополит Макарий.
Страницы из книги «Апостол»
Первая полноценная работа издательства – книга «Апостол» была выбрана не случайно. Она носила религиозный характер, как и та, которую первой напечатал Иоганн Гуттенберг. В те годы церковь была в приоритете, в ее обязанности входило обучение народа. По этой причине все учебные пособия имели непосредственную связь со священными писаниями.
Нужно отметить, что судьба Московского печатного двора была не такой уж и безоблачной. Он много раз горел, причем, это были не случайные пожары, а поджоги. Существовало мнение, что в этом замешаны монахи-переписчики, увидевшие реального конкурента, снижавшего потребность в их услугах, или их стоимость. В чем-то они оказались правы.
В 1568-м Грозный издает новый указ, которым предписывает Ивану Федорову поселиться в Великом княжестве Литовском. По дороге к месту назначения Федоров делает остановку в городке Заблудове Гроднянского Повета. Иван поселился у бывшего военачальника Григория Ходкевича, проявившего живой интерес к занятию Федорова. Ходкевич был действующим государственным деятелем, и его полномочий хватало, чтобы обратиться к Ивану с просьбой, открыть местную типографию. Заблудовская типография открылась в том же, 1568 году.
Вначале работники этой типографии напечатали пробные «книги», состоявшие примерно из сорока страниц, не имевших ни выходных данных, ни нумерации страниц. После этого работники типографии, которыми руководил Федоров, напечатали дебютную, и практически единственную свою книгу под названием «Учительское Евангелие». Год ее выпуска 1568-1569-й.
На этом издательство свою работу прекратило, Ходкевич сказал, что имеются и более важные дела. Скорее всего, он имел ввиду перемены в политической и гражданской жизни страны. Как раз в 1569 году была пописана Люблинская уния, объединявшая Польшу и Литву в одну страну – Речь Посполитую.
Федоров не обрадовался такой новости, и решил поселиться во Львове с целью открытия собственной типографии. Однако вскоре пришло разочарование. Он надеялся, что откроет свое дело на деньги местных богачей, но они не имели ни малейшего желания вкладывать средства в дело книгопечатания. Духовенство тоже не поддержало Федорова, они привыкли жить по старинке, и переписывать книги при помощи монахов от руки.
Несмотря на это, Иван Федоров не сдавался, он сумел выручить немного денег, напечатать книги, реализовать их в Кракове, Львове, Коломые. Все, что книгопечатник выручил от продажи, он вложил в дело, продолжал печатать новые книги. В 1570-м Федоров издал еще одну свою известную книгу – «Псалтырь».
В 1575-м Ивану предложили стать управляющим в Дерманском Свято-Троицком монастыре. Он дал согласие занять эту должность, решил, что с печатанием книг нужно заканчивать. Однако оставить любимое дело не смог. Спустя всего два года Иван приступил к постройке новой типографии. С этой просьбой к первопечатнику обратился князь Константин Острожский, к тому же полностью финансировал строительство.
Именно на Острожской типографии были напечатаны образовательные книги – «Азбука», «Букварь» и «Греческо-русская церковнославянская книга для чтения». В 1581-м здесь же была напечатана и Острожская Библия, которая стала еще одной значимой книгой в судьбе первопечатника, после «Апостола» и «Псалтыря».
Азбука Ивана Федорова 1574г.
После выхода из печати этой книги Иван больше не занимался непосредственно книгопечатанием, он передал все полномочия родному сыну. Сам Федоров в это время находился в бесконечных поездках по Европе, перенимал опыт западных коллег, делился своими наработками, взамен получал от них сведения об их разработках в деле книгопечатания. Помимо этого, Иван встречался с высокопоставленными персонами, знакомил их со своими проектами. В частности, у Федорова состоялась встреча с королем Германии Рудольфом II. Примеры работ первого российского книгопечатника можно найти в Сети, доступ к ним открыт.
Личная жизнь
Не только детские годы книгопечатника остались белым пятном в его биографии. Такая же участь ждала и его личную жизнь, о которой тоже практически нет сведений. Известно, что у Федорова была жена, родившая ему двух сыновей. Старший продолжил дело отца и тоже прославился в книгопечатании под прозвищем Друкар, что на украинском означает печатник. Супруга Ивана скончалась еще до того, как он выехал из Москвы. Существует мнение, что она умерла при родах младшего сына. Ребенку выжить тоже не удалось.
Смерть
Точно известна только дата смерти Ивана Федорова – 5 декабря 1583 года. Это случилось во время одной из командировок по Европе.
Памятник Ивану Федорову
Тело первого российского книгопечатника привезли во Львов, и предали земле на кладбище при церкви Святого Онуфрия.
Интересные факты
Память
Ссылки
Истории вещей. Заглядываем в одну из первых русских печатных книг — «Апостол» Ивана Федорова
Первой точно датированной печатной русской книгой стал «Апостол», изданный в Москве дьяком Иваном Федоровым во второй половине XVI века. О том, что представляет собой этот фолиант, один из экземпляров которого хранится в музее-заповеднике «Коломенское», читайте в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Как на Руси начали печатать книги
«Апостол» не был первой книгой, напечатанной на Руси. Известны около десятка не имеющих выходных данных изданий, которые относят к 1550-м годам. Считается, что их мог выпустить приглашенный в Москву из Дании мастер Ганс Мессингейм, прозванный Бокбиндером (от латинского bokbyndere — «переплетчик»). В случае с «Апостолом» известны и имена создателей этого труда — Иван Федоров и его сподвижник Петр Тимофеев Мстиславец, и даты: они набирали лист за листом без малого год, с 19 апреля 1563-го по 1 марта 1564 года.
Перейти от рукописей к печати книг религиозного содержания потребовалось из-за стремительной экспансии Русского царства при Иване Грозном. Успешные походы на Казань и Астрахань привели к присоединению обширных территорий на востоке. На них стали появляться православные храмы, для которых остро требовалась богослужебная литература. Попытаться хоть как-то удовлетворить эту потребность можно было только при помощи печатного станка, изобретенного Иоганном Гуттенбергом еще в XV столетии.
Другим катализатором книгопечатания стала необходимость выверить религиозные тексты, за века хождения в рукописном виде обросшие ошибками, описками и региональными трактовками. Эта проблема сильно волновала набожного Грозного, который, как об этом говорит Иван Федоров в послесловии к «Апостолу» 1564 года, начал «помышляти како бы изложити печатныя книги… дабы впредь святыя книги изложилися праведне».
Впрочем, Грозный мог только мечтать об унификации религиозных книг. Этот процесс, запущенный через сто лет при патриархе Никоне, получил название книжной справы и привел к расколу Русской православной церкви.
Что такое «Апостол»
Книга представляет собой литургический сборник текстов из Нового Завета, рассказывающих о деяниях и посланиях святых апостолов со специальной разметкой на зачала — фрагменты для чтения за различными богослужениями. Такую компоновку придумал не Иван Федоров — рукописные варианты «Апостола» известны с XII века.
Как и Евангелие, этот сборник бытовал на Руси в двух основных вариантах — тексты располагались либо в хронологическом порядке повествования, либо в порядке чтений церковного календаря. Книга Ивана Федорова относится к первому варианту.
Полиграфическое оформление книги — расположение текста, использование лиственного орнамента, появление гравированного фронтисписа — стало образцом для последующих русских печатников.
Особенно интересно изображение апостола Луки в архитектурном интерьере: если основой для обрамляющей его арочной декорации была гравюра в одной из немецких Библий XVI века, то прототип евангелиста неизвестен. Принято считать, что это работа русского мастера.
Важная часть «Апостола» — колофон (послесловие), в котором содержатся сведения о целях издания, его печатниках, месте и времени создания. У анонимных русских книг 1550-х годов такого раздела еще не было.
Всего в «Апостоле» 267 листов или 534 страницы, на каждой странице — 25 строк. Формат — примерно 28 на 18 сантиметров, определить точнее не представляется возможным, поскольку все известные экземпляры первого «Апостола» обрезаны переплетчиками.
По оценкам специалистов, тираж издания составил около двух тысяч копий, из которых до наших дней дошло чуть более 50.
Что известно о первопечатнике Федорове
Точных сведений о дате, месте рождения и социальном происхождении Ивана Федорова нет. Считается, что он закончил Краковский университет: там в 1532 году ученой степени бакалавра был удостоен некий Johannes Theodori Moscus. Исследователи расшифровывают это имя как «Иван Федоров Москвитин», из чего делают вывод, что будущий первопечатник родился около 1510 года.
В послесловии к первому «Апостолу» он упоминается как дьякон церкви Николы Гостунского. Этот храм существовал в Московском Кремле с конца XV века до 1817 года. Затем его за одну ночь снесли, чтобы не мешал проведению парадов.
В Москве в 1565 году Иван Федоров и Петр Мстиславец еще успели выпустить два издания «Часовника», после чего отправились в Великое княжество Литовское. По одной из версий, причиной их поспешного отъезда стало преследование со стороны переписчиков книг. Разгневанные переписчики, осознав, что у них отбирают хлеб, подожгли печатный двор, находившийся неподалеку от Никольских ворот.
Беглецы основали новую типографию в имении известного ревнителя православия гетмана Григория Ходкевича в Заблудове (сейчас этот город находится на территории Польши). Там они напечатали «Учительное Евангелие» (1569) и «Псалтырь с Часословцем» (1570).
После образования Речи Посполитой с его усиленной ролью католической церкви Федоров был вынужден переехать во Львов, где в 1574 году напечатал второе издание «Апостола» и первую русскую азбуку.
В 1576 году он обосновался в Остроге, вотчине князя Константина Острожского. Там он издал еще пять книг, в том числе знаменитую Острожскую Библию 1581 года — первое полное издание Библии на церковнославянском языке.
Московский первопечатник скончался во Львове 5 декабря 1583 года и был похоронен в местном Свято-Онуфриевском монастыре. За свою жизнь он успел выпустить тринадцать различных печатных изданий, первые четыре — совместно с Петром Мстиславцем.
До нас не дошло ни одного прижизненного изображения или описания внешности Ивана Федорова. Открытый в Москве в 1909 году у Китайгородской стены памятник первопечатнику работы скульптора Сергея Волнухина является обобщенным образом и никаких индивидуальных черт этого выдающегося человека не несет.
Что известно о Петре Мстиславце
Сведений о соратнике Ивана Федорова еще меньше. Вероятно, он родился в первой половине XVI века в Мстиславле, который тогда входил в состав Великого княжества Литовского (теперь — Белоруссия). О его жизни до 1564 года, когда в Москве был напечатан «Апостол», достоверных сведений нет.
Расставшись с Федоровым, Мстиславец переехал в Вильну, где открыл свою типографию. В ней он напечатал три книги — «Евангелие» (1575), «Псалтырь» (1576) и «Часовник» (около 1574–1576). После 1577 года следы Мстиславца теряются.
Что известно об «Апостоле» из фондов музея-заповедника «Коломенское»
Раскол, последовавший за церковной реформой патриарха Никона в 1654 году, привел к появлению старообрядцев, которые были не согласны с нововведениями. В частности, они стремились сохранить дореформенные иконы и церковные книги. Во многом такие раритеты дошли до нас благодаря их стараниям. Не стал исключением и экземпляр «Апостола», который находится в музее-заповеднике «Коломенское».
Книга принадлежала ковровским купцам Першиным из деревни Ильина Гора Мало-Всегодичского прихода (сейчас — Вязниковский район Владимирской области). Першины занимались хлебной и рыбной торговлей, их суда ходили до низовьев Волги. Будучи беспоповцами Спасова согласия (нетовцами), они содержали молельню, а также организовали переплетную мастерскую. В семье поколениями собирали, хранили и реставрировали старинные книги и иконы.
В 1897–1898 годах из-за финансовых трудностей Першиным пришлось распродать в Москве большую часть своего книжного и иконописного собрания. Вероятно, тогда один из первых русских «Апостолов» и попал к кому-то из старообрядцев, живших в селе Коломенское. В 1962 году их потомки передали бесценную книгу в дар музею.
Тайны бытия первопечатника Ивана Федорова
Ивана Федорова принято называть «первым русским книгопечатником». На самом деле, это не совсем соответствует истине. И до него в стране печатали бумажные издания. Разница в том, что Федоров первым указал исходные данные и себя как автора. Те же издания являлись анонимными. Но это ремесло не принесло народного признания Ивану.
В стиле Эдгара По
Начать рассказ о столь удивительном и интересном человеке стоит с истории его фамилии. В шестнадцатом веке фамилий как таковых в Русском царстве не было.
Точная дата рождения Ивана неизвестна. Принято считать, что он появился на свет между 1510 и 1530 годами (обычно используется промежуточный вариант – 1520 год). Хорошо хоть сам Федоров неоднократно упоминал Москву, как «отечество и род», а то бы и место его рождения осталось бы на обочине истории.
Вообще, его жизнь была удивительной. В ней нашлось место и тайне, и драме, и преступлению. А великолепно сгущает краски суровый и мрачный шестнадцатый век, в котором жил наш герой.
Итак, тайна №1. О детстве и юности Ивана Федоровича не сохранилось никаких достоверных фактов. Сплошь вымыслы и легенды. Вроде бы он получил образование в Кракове. Но вот какое именно – загадка. При этом человеком он был очень умным, продвинутым и просвещенным для своего времени. Федоров не являлся самоучкой, который при помощи березы, лаптей и сена «случайно» изобрел станок для печатания книг. Нет. Он познакомился с «чудо-машиной», скорее всего, именно в Кракове. Здесь работала типография Швайпольта (Святополка) Фиоля (сам основатель славянского книгопечатания умер в 1525 или 1526 году), которая занималась печатанием книг на кириллице. Возможно, был знаком Федоров и с Франциском Скорина, благодаря которому образованные люди западной части Русского царства познакомились с книгами. Точное изображение Ивана Федорова неизвестно. Более того, нет даже ни одного словесного портрета книгопечатника.
В 1552 году Ивана IV Грозного осенило – в Европе в ходу напечатанные книги, значит, должны они быть и у нас. Сей прекрасный порыв государевой души поддержал митрополит Макарий. Возможно, он и не разделял восторга царя, но кто бы осмелился перечить Грозному? Но хотеть – это одно, а реализовать – совсем другое. Известно, что мастера книгопечатного дела пытались найти у себя, но не вышло. Поэтому, по привычке, послали гонцов на север, за новым, так сказать, Рюриком. И вскоре из Дании прибыл типограф или переплетчик Ганс Миссингейм. Буквы и печатный станок выписали из польских земель.
Тайна №2. Появление печатных книг вызвало бурную реакцию. Причем не совсем такую, как ожидал Федоров. Новшество было воспринято в штыки… духовенством. Сам Иван Федорович часто говорил о нападках со стороны священнослужителей, мол, они считали печатные книги «бездушными». Самая сильная агрессия была со стороны, как несложно догадаться, монахов-переписчиков. Их работа шла медленно, а стоила очень дорого. В лице печатного станка они увидели конкурента, который предлагает продукт более дешевый. Да и скорость у него была не сопоставима с ручным трудом. Это по одной из версий привело к серьезному конфликту.
Этой версии придерживался и английский дипломат Джильс Флетчер. Он утверждал, что именно переписчики стояли за тем пожаром. Флетчер считал, что они просто не могли честным путем конкурировать с печатной продукцией Ивана Федоровича, поэтому и отважились на поджог. Правда, англичанин не застал все эти события. В своем послании он опирался не некие источники, а также на воспоминания самого Федорова. Поэтому утверждать однозначно, что факт поджога произошел из-за конфликта — нельзя.
По поводу вражды Ивана Федоровича и духовенства есть еще одна любопытная версия. Академик, советский историк-славист Михаил Николаевич Тихомиров считал, что Федоров нарушил правила. Первопечатник принадлежал к белому духовенству, то есть к числу священнослужителей, не дававших обет безбрачия (этот удел являлся выбором представителей черного духовенства). Но ограничения все же существовали. Например, после смерти супруги представитель белого духовенства не мог вступать во второй брак и обязан был уйти в монастырь. Так вот Федоров, став вдовцом, в монахи не постригся.
После всех этих событий Иван Федорович не задержался в Москве. Вскоре он (компанию ему в путешествии составил верный «оруженосец» Петр Мстиславец) перебрался в соседнее государство — Великое княжество Литовское, а именно, в городе Заблудов.
Борьба за выживание
Тайна №3. Почему первопечатник выбрал именно этот населенный пункт — точно неизвестно. Есть версия, что переезд Федорова в Заблудов — это инициатива самого государя. Так, по крайней мере, считал все тот же академик Тихомиров. Дело в том, что Иван Грозный делегировал печатника на Запад в целях пропаганды православия, позиции которого были сильно ослаблены католицизмом. Но так ли это на самом деле — неизвестно. Сам же Федоров в качестве причины отъезда в послесловии к Львовскому Апостолу в 1574 году говорил о напряженных отношениях с чиновниками и священнослужителями. И из-за этого ему пришлось покинуть Москву.
Вскоре печатники переселились во Львов. Иван Федорович понадеялся на местных богатых купцов, но его «проект» их не впечатлил. Они не видели смысла в «бумажках». Посочувствовали Федорову лишь некоторые православные священники да прихожане. Но их помощь, конечно, оказалась скудной. Кое-как Иван сумел напечатать второе издание «Апостола» в 1574 голу. В послесловии печатник-то и рассказал о своей незавидной судьбе и гонениях. Он утверждал, что виновники всех его бед и несчастий – священнослужители, которые считали, что его книги – ересь.
Продавалась книга плохо. Поэтому Федорову пришлось попробовать выйти на рынки других городов. Например, Кракова. Но печального положения это не спасло. И в 1579 году типография и более сотни книг были заложены ростовщику за четыре сотни польских золотых. Иван оказался на краю экономической пропасти. Его старший сын Иван пытался продавать книги во Львове, а сам Федоров перебрался в Острог по приглашению местного князя. Здесь печатник издал «Острожскую Библию», которая стала первой полной Библией на церковнославянском языке. Затем ему пришлось отойти от книжных дел.
Острожская Библия сыграла исключительно большую роль в истории культуры восточнославянских народов. В свое время она явилась для Запада своеобразным свидетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев, белорусов. Важно подчеркнуть и роль этой книги в развитии естественнонаучных и технических представлений на Руси: Библия содержала сведения по астрономии и математике, химии и географии, биологии и медицине. Но на тот момент Федоров испытывал весьма большие финансовые трудности. Иван решил поправить финансовое положение за счет денег от своего изобретения — многоствольной мортиры. С этим проектом он побывал у императора Рудольфа II в Вене. Кроме этого Иван Федорович трудился еще в Кракове и, скорее всего, в Дрездене. Но, скажем так, техническое творчество было лишь средством для заработка. Федоров мечтал вернуться к любимому делу. Но этому уже не суждено было осуществиться. В конце 1583 года он вернулся во Львов, где вскоре умер. По официальной версии — из-за проблем со здоровьем. По неофициальной — к этому причастны многочисленные конкуренты.
В Москве есть памятник первопечатнику Фёдорову. Сбор средств для установки памятника Ивану Федорову начался в 1870 году по предложению Московского археологического общества. Реализация постоянно откладывалась. Наконец начался конкурс на проект монумента. Памятник Федорову открыли 12 октября 1909 года. Открытие памятника в 1909 году.
В итоге сейчас Иван Федоров стоит фактически на месте церкви Троицы в Полях. Она получила название по специальным полям, где проходили судебные поединки. Когда следственные органы не справлялись, спорщикам предлагали выйти в поле и решить вопрос кулаками. Тогда считали, что победит правый. Наверное, в половине случаев так и было. Фото 1931 года.
В 1934 году храм снесли, а на его месте устроили сквер. Фото 1963 года.
А в 1990-х при строительстве торгового комплекса «Наутилус» памятник первопечатнику перенесли ближе к гостинице «Метрополь». В итоге сейчас Иван Федоров стоит фактически на месте церкви Троицы в Полях.
Памятник Ивану Федорову встал на место трапезной. А в начале 2000-х при строительстве торговых помещений и подземной автостоянки археологи раскрыли фундамент церкви Троицы в Полях.
Теперь его может увидеть любой желающий.
Памятник Федорову был установлен и во Львове в 1977 году по случаю 400-летия начала книгопечатания на украинских землях. Монумент стоит на площадке, образовавшейся после того, как привели в порядок сквер у подножия башни Корнякта.
https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/ivan-fedorov
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов