первый политико правовой памятник древней руси назывался

Первые письменные правовые памятники руси

Борисов О.В., кандидат юридических наук, председатель Северного районного суда г. Орла.

Русско-византийские договоры X века относятся к периоду формирования на Руси феодальных отношений и системы норм феодального права.

Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1910. С. 42.

В настоящей статье мы попытаемся проникнуть во «мрак веков» для того, чтобы выявить корни сложившейся в последующие столетия в России системы правосудия, зачатков норм, отраслей и институтов права, появившихся на Руси в исследуемый период.

История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 2006. С. 12.

Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. М.: Мысль, 2003. С. 55.
Соловьев С.М. Сочинения. Книга I. Т. 1. История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1988. С. 135.

Наибольшую юридическую ценность для исследователя представляют договоры 911 и 944 годов. В них содержится информация, необходимая для понимания сущности рассматриваемой проблемы. Особняком в русско-византийских отношениях стоит договор 971 года, который был заключен не в лучшей для Руси политической обстановке. Данный договор не регулировал каких-либо правовых институтов, однако он представляет интерес в плане исследования социально-экономического и международного положения Руси в X веке.

Повесть временных лет. Прозаический перевод на современный русский язык Д.С. Лихачева. С. 8.

По заключенному в результате похода «ряду» русские были допущены на продолжительное проживание в Константинополе. Однако через некоторое время возникла необходимость пересмотра положений заключенного договора в связи с неурегулированностью отношений между подданными империи и Русью. Эти обстоятельства послужили, как было указано выше, основанием для заключения через четыре года нового договора.

Таким образом, в редакции договоров прослеживаются интересы русской стороны, имеются ссылки не только на византийские законы, но и русские обычаи.

Соловьев С.М. Сочинения. Книга I. Т. 1. История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1988. С. 141.

Договор 911 года предусматривал пределы судебного разбирательства в случае, если совершивший убийство преступник «уйдет». Для такого лица в случае его нахождения суд заканчивался смертной казнью. Обстоятельства менялись, если совершивший убийство и скрывшийся преступник был «домовит». В таком случае полагалось отдать его имение близкому родственнику убитого, однако жена преступника не лишалась своей законной части. На этом, видимо, преследование за данное деяние могло быть закончено.

Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. Т. 2. С.-Петербург, 1902. С. 132.
Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни. Тула: Автограф, 2000. С. 77.

Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. М.: Мысль, 2003. С. 57.

Регулировали договоры и некоторые гражданско-правовые отношения, возникавшие между Русью и подданными империи. Так, в договоре 911 года мы видим, как осуществлялось наследование имущества умершего русского, находившегося на службе у «Царя Христианского». В частности, запрещалось присвоение этого имущества местными властями. Кроме того, анализ текста договора позволяет сделать вывод о наличии на Руси в X в. довольно развитого наследственного права. Текст договора упоминает как «наследника, означенного в духовной», так и, в случае его отсутствия, «милых ближних» усопшего, что позволяет говорить о наследовании как по обычаю, так и по завещанию. Кроме того, при отсутствии завещательного распоряжения наследовать, по всей видимости, могли не только близкая родня, но и боковые ветви родственников.

См.: История отечественного государства и права. Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 2006. С. 22.

Таким образом, анализ договоров, заключенных Русью с Византией, позволяет нам сделать вывод о том, что в X веке в Древней Руси сложилось законодательство, регулирующее безопасность личности, формы собственности, право наследования, торговлю.

Источник

Русская Правда, исторический памятник

Русская Правда, исторический памятник, являющийся одним из основных источников для познания древнерусского права и изучения социального строя Киевской Руси. Русская Правда была открыта В. Н. Татищевым в 1738 г. в рукописи Новгородской летописи (краткая редакция) и представлена с его примечаниями в Академию Наук, где она пролежала до 1767 г., когда впервые была опубликована Шлецером. В настоящее время известно свыше 100 различных списков Русской Правды. Первый опыт анализа Русской Правды был сделан еще в 1756 г. Струбе-де-Пьермонтом. С этого момента изучение Русской Правды не прекращается. Н. В. Калачов (см.) в своей магистерской диссертации «Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды» (1846 г.) поставил вопрос, о необходимости всестороннего изучения Русской Правды и сделал первую попытку классификации списков Русской Правды. Калачовым же в 1847 г. был издан текст Русской Правды по четырем спискам. После Калачова исследователи не ставили своей задачей изучение всех списков Русской Правды, изучение ее велось часто по неполным, неточным изданиям. В настоящее время (1940) Институтом истории Академии Наук СССР выпущено наиболее полное и точное издание текстов Русской Правды по новой классификации списков.

Многочисленные списки Русской Правды, дошедшие до нас от XIII до XVII вв., были найдены в различных памятниках — летописях, кормчих книгах, «мерилах праведных» и т. п. сборниках. Списки Русской Правды распадаются на несколько разновидностей, отличных по времени составления, статейному материалу и его размещению. Обычно различали 3 основных редакции: краткую, пространную и сокращенную. По существу же, следует признать правильным деление списков Русской Правды на две основных редакции — краткую и пространную, с подразделением их на различные варианты, как это принято в новейшем изданий Академии наук 1940 г. Большинство исследователей считает, что краткая Русская Правда (сохранилась в двух списках XV в.) была составлена в середине или во второй половине XI в.; нередко при этом различают две части Правды: древнейшую — Правду Ярослава, первой половины XI в., и Правду Ярославичей, второй половины XI в., с дополнительными статьями более позднего происхождения. В действительности же краткая Русская Правда является не механическим соединением двух «Правд», а единым памятником, статейный материал которого расположен не в хронологическом, а в систематическом порядке, по предметной системе, согласно которой и разбиты по всему памятнику отдельные «уставы», и «уроки» князей, судебные решения и нормы обычного права. Составление пространной Русской Правды относят к концу XII или началу ХІII вв. Дошло наибольшее количество списков пространной Правды; древнейшие из них: Синодальный, конца XIII в. (написан в Новгороде), Троицкий и Пушкинский, второй половины XIV в.

Новые издания Русской Правды: Е. Карский, «Русская Правда по древнейшему списку», Л., 1930; «Русская Правда по спискам Академическому, Карамзинскому и Троицкому», под ред. Б. Д. Грекова, М.—Л., 1934; «Руська Правда», Склав та підготував до друку професор С. Юшков, Київ, 1935; «Правда Русская», т. I, Тексты, изд. Акад. Наук СССР, 1940.

Литература (кроме указанной выше); Леонтович Ф., «Русская Правда и Литовский Статут», Киев, Унив. изд., 1865; Дювернуа Н., «Источники права и суд в древней Руси», 1869; Мрочек-Дроздовский П., «Исследования о Русской Правде», 1885; Сергеевич В., «Русская Правда и ее списки», 1899; Ключевский В., «Курс русской истории», т. I; Сыромятников Б., «Общественные классы древней Руси» (Научное Слово, 1905, II); его же, «История суда в древней и новой России» (Судебная реформа, т. I, 1915); Goetz L., «Das russische Recht», Stuttgart, 1910—1913; Максимейко H., «Опыт критического исследования Русской Правды», Харьков, 1914; Стратонов Я.,»К вопросу о составе и происхождении краткой редакции Русской Правды», Изв. Общ. археологии, истории и этнографии при Казанском университете, т. XXX, вып. 4, 1920; Рожков Н., «Очерки юридического быта по Русской Правде», в его кн.: «Из русской истории (Очерки и статьи)», т. I, П., 1923; Греков Б., «Киевская Русь», 3 изд., переработанное и дополненное, М., 1939; Тихомиров М., «Русская Правда», Историк-марксист, 1938, кн. 5(69).

Источник

Русская Правда памятник древнерусского права

Полезное

Смотреть что такое «Русская Правда памятник древнерусского права» в других словарях:

Русская Правда, памятник древнего русского права — так называется памятник древнего русского права, открытый В. Н. Татищевым в 1738 г. в списке Новгородской летописи, писанном в конце XV в. Татищев списал этот памятник и представил его в Академию Наук, снабдив переводом и примечаниями. Затем был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Русская правда — древнейший письменный сборник норм древнерусского права; сформировался на протяжении XI XII вв. Первый текст Р.п. был обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым в 1738 г. В настоящее время имеется более 100 списков, различающихся по составу … Энциклопедия права

РУССКАЯ ПРАВДА — – важнейший памятник русского ранне феодального права, содержавший законы Древнерусского государства 9–12 вв. Р. п. дошла до нас в большом количестве списков (более ста). Эти списки делятся в литературе на разное число редакций. По мнению проф. С … Советский юридический словарь

Правда (значения) — Правда субъективное восприятие истины.Правда многозначное существительное. Входит в состав многих сложных терминов. Основные значения Слово «правда» в своих основных значениях не используется в качестве термина. Вместе с тем, в… … Википедия

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня. Генезис отечественной культуры и возникшей в ее лоне протофилософской мысли уходит в глубины… … Философская энциклопедия

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

МИТРОПОЛИЧЬЕ ПРАВОСУДИЕ — ( Правосудие митрополичье ) памятник древнерусского права, руководство для церковного суда. Составлен в 13 нач. 16 в. Использованы: Устав Ярослава Мудрого, Русская правда, Двинская уставная грамота 1397 … Большой Энциклопедический словарь

«Митрополичье Правосудие» — («Правосудие митрополичье»), памятник древнерусского права, руководство для церковного суда. Составлен в XIII начале XVI вв. Использованы: Устав Ярослава Мудрого, Русская правда, Двинская уставная грамота 1397 … Энциклопедический словарь

Источник

1.2.1. Памятники светского права. Русская Правда

1.2.1. Памятники светского права. Русская Правда

Начальные фазы законотворчества в древнерусском государстве практически не нашли отражения в дошедшем до нас комплексе письменных источников. Исключение составляют ссылки на статьи некоего Закона Руского, которые встречаются в договорах Руси с греками (6415/907, 6420/911 и 6453/945 гг.). На основании сопоставления этих статей с нормами позднейших законодательных памятников (прежде всего с Русской Правдой), делались попытки гипотетической реконструкции этого источника. Широко распространено мнение, что Закон Руский представлял запись норм обычного права восточных славян. Считается, что именно Закон Руский лег в основу первых дошедших до нас памятников письменного права Древней Руси, которые принято обобщенно называть Русской Правдой. Насколько обоснована такая точка зрения, сказать трудно.

Древнейший русский законодательный источник – Краткая Правда (20–70?е годы XI в.). Она представляет собой, судя по всему, кодекс норм прецедентного права, которые регламентируют отношения в пределах княжеского (позднее также боярского) хозяйства, вынесенного за пределы официальной столицы государства. Именно здесь, в княжеско-дружинной среде складывались новые социальные отношения, не регламентировавшиеся традицией: между самими дружинниками, между дружинниками и холопами, между князем и слугами, князем и свободными крестьянами-общинниками. Все остальное население Киевской Руси, скорее всего, продолжало руководствоваться нормами обычного права. В Русской Правде сохранились косвенные следы традиционного права. Самый яркий из них – обычай кровной мести, об ограничении которого говорится в первой статье Краткой Правды.

Краткая Правда сохранилась в двух списках XV в. (в составе Новгородской I летописи младшего извода) и 11 списках XVIII–XIX вв. Текст ее помещен в статье 6521 (1016) г. Он имеет вставной характер и в старшем изводе Новгородской I летописи отсутствует.

По структуре и источникам, которые вошли в ее состав, Краткую Правду принято делить на Правду Ярослава и Правду Ярославичей. Существование Правды Ярослава основывается на формальном признаке (ее текст предшествует записи о съезде Ярославичей, на котором они «уставили Правду»). Однако в более поздней Пространной Правде, где запись о съезде сыновей Ярослава, видимо, читается в первоначальном виде, речь идет только об отмене кровной мести и замене ее денежным штрафом, «а ино все якоже Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша». Это дает основания для сомнений в существовании Правды Ярославичей.

Иногда из состава Правды Ярослава выделяются первые десять статей, которые якобы составляли Древнейшую Правду. Считается, что она была составлена в Новгороде около 1016 г., а через 20 лет на ее основе была создана Правда Ярослава. Около 1072 г. Ярославичи дополнили ее рядом статей. Новая редакция Правды связывается с городскими восстаниями 1068–1071 гг., поскольку в нее были введены повышенные денежные штрафы за убийство княжих людей. Остальные статьи Краткой Правды, отчасти повторяющие нормы Древнейшей Правды, принято считать дополнительными, введенными позднее. К более позднему времени относят также Покон вирный, устанавливающий нормы прокорма сборщиков судебных платежей, и Урок мостникам, определяющий расценки за мощение новгородских улиц (оба датируются первой половиной XII в.). В целом Краткая Правда рассматривается как единый памятник, возникший на рубеже XI–XII вв.[222]

Появление первого памятника письменного права, скорее всего, было вызвано тем, что именно в княжеском окружении начинают формироваться новые социальные отношения, не подпадавшие под обычные нормы. Основой «необычного» законодательства могли выступать как переработанные древние правовые памятники (наподобие Закона Руского) и традиционные нормы права, так и нормы принципиально новые, заимствованные, скорее всего, из наиболее авторитетного источника – Священного Писания.

Ко второму-третьему десятилетиям XII в. обычно относится появление Пространной Правды. Известно более 100 списков этого памятника в составе Кормчих книг, Мерил Праведных и юридических сборников особого состава. Самые ранние – Синодальный список Кормчей (1282) и Троицкий список Мерила Праведного (вторая половина XIV в.), прочие датируются XV–XVIII вв. Все списки Пространной Правды объединяются в три вида (извода). Синодально-Троицкий вид имел новгородский протограф, возникший не позже конца XIII в. На новгородском протографе первой половины XIII в. основывается и Пушкинско-Археографический вид. Карамзинский вид возник в Московской Руси начала XV в. на основе какого-то списка Пушкинско-Археографического вида, дополненного по спискам Синодально-Троицкого; он представляет интерес в основном для изучения судьбы Русской Правды в XV–XVI вв.

Пространная Правда имеет самостоятельную основу, расширенную текстами Краткой Правды (в переработанном виде) и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха (1113). Это памятник, возникший единовременно. По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (почему и имеет такое условное название). По мнению М. Н. Тихомирова, третьим источником Пространной Правды был протограф Сокращенной Правды. Однако эту точку зрения не разделяют большинство исследователей.

Пространная Правда чаще всего рассматривается как памятник новгородского гражданского законодательства, хотя число списков и распространенность в различных юридических сборниках позволяют относить ее к общерусскому законодательству. Степень официальности Пространной Правды неизвестна.

Наиболее спорный памятник – Сокращенная Правда, сохранившаяся в двух списках XVII в. Обычно ее датируют концом XV в. В дошедшем виде Сокращенная Правда появилась, вероятно, в Пермской земле, после присоединения ее к Московскому княжеству. Большинство исследователей видят в этом памятнике простое сокращение текста Пространной Правды, что отразилось в его общепринятом названии.

С начала XIV в. Русская Правда, по-видимому, начала терять свое значение как действующего источника права. Смысл многих юридических терминов, использующихся в ней, становится неясным переписчикам и редакторам, что ведет к искажениям текста. Уже в начале XV в. Русская Правда перестает включаться в юридические сборники, составлявшиеся для практического применения, и вносится в летописные своды. При этом текст ее прекращает развиваться.

Изучение Краткой, Пространной и Сокращенной Правды как самостоятельных источников, независимо от сборников, в составе которых дошли их тексты, вряд ли можно считать верным методическим приемом с источниковедческой точки зрения.

Законодательные памятники XIV–XV веков

После Русской Правды наиболее полный и разносторонний кодекс русского права представляет собой Псковская Судная грамота. Она сохранилась в двух независимых друг от друга списках XVI в.: Воронцовском, включающем весь текст грамоты, и Синодальном, содержащем только последние 12 (по современной разбивке) статей. Первый из них составлен в Вологде или на Белоозере, второй – в Москве.

Вопросы происхождения Псковской Судной грамоты до сих пор вызывают дискуссии. По одной из наиболее аргументированных гипотез, первая редакция грамоты была составлена в 1397 г. и представляла собой свод псковских пошлин, дополненный выписками из наиболее древнего законодательного памятника Пскова – грамоты Александра Невского. Впоследствии этот текст неоднократно редактировался, в результате чего появилась вторая редакция 1409–1424 гг. Дошедшие до нас списки передают уже третью редакцию, которую относят ко второй половине XV в. Она представляет собой вторую редакцию с поздними дополнениями. Все три редакции – непосредственное отражение сложного процесса кодификации действующего права северо-западного вечевого города: от начальных этапов формирования правовых норм до последних десятилетий существования.

В отличие от Русской Правды, сконцентрированной на юридических и социально-политических проблемах княжеского и боярского хозяйства, Псковская Судная грамота дает представление о мире городских и сельских обывателей, о социально-экономическом развитии русского города. Помимо истории Пскова XIV–XV вв. Судная грамота имеет и общерусское значение: нормы, зафиксированные в ней, отмечаются много веков спустя в крестьянской среде самых разных районов Руси.

Новгородская судная грамота известна в одном дефектном списке 70?х годов XV в. В сборник, в составе которого она дошла, включен также Коростынский договор 1471 г. (между Новгородом и великим князем московским), который ссылается на нее. Текст грамоты появился около 1385 г. и позднее неоднократно редактировался.

В сохранившейся части Судной грамоты читаются статьи, касающиеся судоустройства и судопроизводства некоторых дел, в частности земельных тяжб. Среди прочих вопросов в ней оговаривается сфера компетенции московского князя в решении новгородских дел.

Источником Новгородской судной грамоты послужила Русская Правда. Ряд статей сближает Новгородскую и Псковскую судные грамоты. Впоследствии некоторые нормы этих памятников (например, статьи, устанавливающие единый срок крестьянского перехода) использовались при выработке общерусского законодательства.

Законодательные памятники конца XV–XVII века

Политическое объединение русских земель вокруг Москвы породило новые отношения между центром и территориями, входящими в состав Московской Руси. Поэтому важную роль в становлении законодательства молодого государства играли уставные грамоты, содержавшие распоряжения верховной власти относительно организации местного управления (наместничьи, губные, таможенные). Известно 16 таких грамот. Имея форму актов, они выполняли несколько функций, в том числе законодательную. В них часто формулировались нормы материального, гражданского и уголовного права, фиксировались новые нормы отношений государства и отдельных его территорий, тем самым создавались прецеденты для решения подобных вопросов в дальнейшем. Наибольший интерес представляют Двинская и Белозерская уставные грамоты.

Двинская уставная грамота (конец XIV в.), исходившая из великокняжеской канцелярии, определяла порядок взаимодействия и разделение сфер компетенции представителей центральных и местных властей. Расширение вмешательства центра в дела Двинской земли сопровождалось выдачей привилегий ее жителям (льготы двинским купцам на территории Московского княжества, их неподсудность великокняжеским судебно-административным органам на Устюге, Вологде, Костроме и др.). Источниками Двинской уставной грамоты послужили Русская Правда, великокняжеские жалованные грамоты, нормы обычного и письменного права Пскова и Новгорода.

Белозерскую уставную грамоту 1488 г. часто называют предшественницей Судебника 1497 г. Основное внимание в ней уделено регламентации деятельности органов административного управления, соотношению функций местных властей и великокняжеских наместников, а также разделению юрисдикции между наместничьим судом и центральным – великокняжеским.

Первым опытом кодификации общерусских правовых норм стал Судебник 1497 г. До 1817 г., когда был обнаружен его единственный список, текст Судебника был известен лишь в выдержках Сигизмунда Герберштейна. История происхождения Судебника, его источники, место в жизни Московской Руси XV – первой половины XVI в. пока изучены неудовлетворительно. В Западной Европе того времени подобного свода законодательных норм не существовало.

Судебник был составлен в 1497 г. Однако многие исследователи полагают, что работа над ним продолжалась и после этой даты. Источниками для него послужили Русская Правда (к ней восходят 25 из 68 статей), Псковская Судная (с ней связаны девять статей Судебника) и уставные грамоты (десять статей). Составители нового свода законов могли также опираться на судебные прецеденты и нормы обычного права. Не исключено, что в его основе могли лежать также особые великокняжеские «наказы», направлявшиеся на места при решении важных судебных вопросов, а также сборники процессуального права, которыми руководствовались в своих действиях представители власти на местах. Новые статьи Судебника опирались, скорее всего, на тексты Номоканона.

По составу Судебник принято делить на три части: 1) постановления о центральном суде (статьи 1–36); 2) постановления о местном суде (статьи 37–45); 3) постановления по материальному гражданскому и уголовному праву (статьи 46–66). Две заключительные статьи (67 и 68) имеют дополнительный характер: о запрещении давать посулы судьям и о правилах судебных поединков.

Судебник 1497 г. постоянно дорабатывался. Судебники Василия III, Ивана IV и Федора Иоанновича фактически были его новыми изданиями, исправленными и дополненными.

Судебник 1550 г. (известно 40 списков, в том числе 13 – XVI в.) в подлиннике не сохранился. Он был принят при участии Боярской думы в июне 1550 г. В следующем, 1551, году Судебник был утвержден Стоглавым собором. Многие списки Судебника имеют оглавление. Обычно указываются 99 или 100 статей. Последняя статья, отсутствующая в ряде списков, направлена на ограничение судебных прав удельных князей.

Появление нового Судебника объяснялось изменением официального статуса государя, принявшего на себя дополнительные сакральные функции. Вместе с тем он был призван разрешить новые социальные противоречия середины XVI в.

В Судебнике усиливалась централизация управления и судопроизводства. Например, ограничивалась власть наместников и волостелей: дела «о ведомых разбойниках» были переданы под юрисдикцию губных старост. Тем самым расширялись рамки проведения губной реформы, получавшей юридическое обоснование. Вводились приказы. Однако перестройка центральных ведомств и учреждений, подчиненных им на местах, только начиналась.

Расширялись права служилого сословия: запрещался переход служилых людей в кабальное холопство, ограничивалось право перехода крестьян, более детально регламентировались взаимоотношения между землевладельцами и зависимыми крестьянами. Однако из-за неразвитости государственного аппарата правительство не могло пойти на полное закрепощение крестьян.

Положения Судебника 1550 г. получили развитие в указах, грамотах, постановлениях, уложениях, фиксировавшихся в специальных указных книгах, которые велись при центральных учреждениях. В их числе были постановления о временном, а затем и полном запрете крестьянского выхода в Юрьев день (с 1581 г.). Впоследствии эта норма была подтверждена указами о введении урочных лет – срока хранения дворянских челобитных о сыске беглых крестьян.

Важнейшим законодательным источником XVII в. стало Соборное уложение 1649 г. Принятию этого кодекса предшествовала серия городских бунтов 1648–1649 гг. 2 июня 1648 г. царю была передана коллективная челобитная «от всяких чинов людей и всего простого народа» о необходимости судебных преобразований. В середине июня 1648 г. в Москве собрался Земский собор, который обратился к царю с челобитной о составлении «Судебника и Уложенной книги, чтоб вперед по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить». 1 сентября 1648 г. новый Земский собор должен был начать слушать проект Уложения. Подготовкой его занимались Н. И. Одоевский «с товарыщи». Новое законодательство опиралось на Кормчие книги, Литовский статут, судебники, царские указы и боярские приговоры, челобитья дворян, посадских людей и «выборных» участников собора, материалы практического судопроизводства и др. Уложение было утверждено Земским собором 29 января 1649 г. После этого царь приказал «то все Уложенье написати на список», «закрепить тот список» рукоприкладствами участников собора и «списати» текст «слово в слово» в книгу. Последняя должна была быть заверена подписями дьяков Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова, а затем «с тое книги» следовало «напечатать многие книги» для рассылки в московские приказы и на места.

Оригинал Соборного уложения представляет столбец длиной в 309 м из 959 отдельных составов. На обороте его стоят 315 подписей участников собора: патриарха, митрополитов, архимандритов, игумена, благовещенского протопопа, бояр, окольничих, казначея, думного дворянина, печатника, думного дьяка, московских дворян, дворян городовых, гостей, выборных от московских сотен и слобод, посадов и стрельцов. По склейкам стоят скрепы думных дьяков И. Гавренева, Ф. Елизарьева и М. Волошенинова, а также дьяков Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова. Специальные пометы указывают на источники каждой статьи. Поправки и восстановленные пропуски сведены в «Опись поправкам», приложенную к Уложению. На практике пользовались печатными экземплярами Уложения (до 1,2 тыс. книг).

От предшествовавших законодательных актов Соборное уложение отличается не только большим объемом (25 глав, разделенных на 967 статей), но и более сложной структурой. Введение содержит изложение мотивов и истории составления Уложения. Главы построены по объекту правонарушения. Это позволяло придерживаться обычной для того времени последовательности изложения: от возбуждения дела до исполнения судебного решения. Такая структура серьезно затрудняет анализ Уложения, поскольку практически любой предмет изучения оказывается разбросанным по нескольким главам.

Уложение отразило переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму, зафиксировало роль церкви в государстве. Были определены понятия государственного суверенитета, безопасности, подданства, военного долга, государственных преступлений; осуществлена разработка вопросов материального и процессуального права и судопроизводства. Соборное уложение 1649 г. было завершающим этапом в процессе становления законодательства единого Российского государства и на протяжении длительного времени оставалось основным кодексом российских законов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

РУССКАЯ ПРАВДА

Памятники права в историческом изучении

Памятники права в историческом изучении Гражданское общество складывается из очень сложных отношений юридических, экономических, семейных, нравственных. Эти отношения строятся и приводятся в движение личными интересами, чувствами и понятиями. Это по преимуществу

Русская правда

Русская правда О первом кодексе законов на Руси, о Русской правде, мы знаем по спискам-копиям XIII–XV веков. Различают «Правду Ярославичей» — кодекс, написанный сыновьями Ярослава, Изяславом, Святославом и Всеволодом, в 1072 году. И более раннюю «Правду Ярослава» — от 1016 или

Русская Правда

Русская Правда «Славянские племенные союзы IX в… были государства, построенные снизу вверх»[81]» [123, с. 161].И вышепоименованные так называемые «низы» даже в эпоху крепостничества, на самом деле, в плане своей духовности так и остались наверху. Лишь они одни и позволили

РУССКАЯ ПРАВДА

54. Что важнее, права или правда?

54. Что важнее, права или правда? Сила Руси была не только в ее полках, но и в самой идее государственной власти. Той самой идее, которую заложил в фундамент Московской державы св. митрополит Петр. «Царство правды». Конечно, на деле это выполнялось далеко не всегда. Но

37. «РУССКАЯ ПРАВДА»

37. «РУССКАЯ ПРАВДА» «Русская Правда» дошла до нас более чем в 100 списках, относящихся к XIII–XVII вв. Составлялась «Русская Правда» постепенно. В основе ее лежит запись права, сделанная в начале XI века при Ярославе Мудром. Затем в «Русскую Правду» вошли дополнения, сделанные

«Русская правда»

«Русская правда» Почтовая контора была создана в Москве в начале XVIII века в соответствии с повелением Петра I: «Почты устроить от Петербурга до всех главных городов, где губернаторы обретаются ныне».Эти конторы должны были возглавить знающие люди, которые смогли бы

Русская Правда

Русская Правда Вместе с христианством из Византии перенесены были в Русскую землю все церковные порядки и законы. Свод церковных законов, «Номоканон», перешел к нам, вероятно, в болгарском переводе, под названием «Кормчая книга».Задумал Ярослав установить и в мирских

«РУССКАЯ ПРАВДА»

«РУССКАЯ ПРАВДА» 1. — Юридические памятники Древней Руси. 2. — «Русская Правда». 2а. — Краткая редакция. 2б. — Правда Ярослава. 2в. — Правда Ярославичей. 3. — Пространная редакция. 4. — Церковный устав князя Владимира. 5. — Источники церковного устава. 6. — Значение

Тема 1. Русская правда как памятник права

Тема 1. Русская правда как памятник права План1. Образование Древнерусского государства. Организация власти и управления.2. Памятники древнерусского феодального права. Русская Правда: общая характеристика, происхождение.3. Общественный строй Киевской Руси.4. Основные

Тема 3. Судебники XV-XVI вв. как памятники права

Тема 3. Судебники XV-XVI вв. как памятники права План1. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства.2. Развитие феодального права (Уставные грамоты, Судебники 1497 и 1550 гг.):1) процесс закрепощения крестьян;2) основные черты гражданского права:

«Правда Ярослава», или «Русская правда»

«Правда Ярослава», или «Русская правда» «Русская правда»— памятник русского права в Древней Руси XI–XII вв. Это сборник постановлений на основе права того времени. Статьи, составляющие сборник, карают за убийства, за поджоги, за уничтожение скота.Различают три основные

1.2.2. Памятники древнерусского канонического права. Общая характеристика канонического права

1.2.2. Памятники древнерусского канонического права. Общая характеристика канонического права Каноном (буквально: прямая палка, служащая для опоры, а также для измерения и проведения прямых линий) в церковной практике принято называть правила веры и христианской жизни.

Русская правда

Русская правда Оппозиция бесконечно разыгрывает западную историю о том, как герой противостоит системе, раскрывает всем глаза на злодеяние власти, а возмущенные несправедливостью люди, прочитав доклад о войне и коррупции или посмотрев сюжет, выходят на улицу –

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *