первый свод законов на руси год
Русская правда Ярослава Мудрого
Русская Правда – первый свод законов на Руси, а также уникальнейший памятник древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает обширную сферу тогдашних отношений.
Она содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.
*Происхождение
Вопрос о времени происхождения древнейшей части Русской Правды спорен. Большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого. Период создания Древнейшей Правды: 1016-1054 гг.
Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного восточнославянского обычного права, с включением элементов византийского права, а также под влиянием церкви. Ученые полагают, что Русская правда «явилась конечным результатом эволюции Древнерусского права», прошедшего несколько этапов в своем развитии.
*Составные части:1)Древнейшая Правда; 2)Правда Ярославичей; 3)Устав Мономаха.
*Редакции Русской Правды
Русская правда дошла до нашего времени в списках 15 века и 11 списках 18-19 веков. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты разделяют на 3 редакции: 1)Краткая; 2)Пространная;3)Сокращенная.
Уголовное право
Как и в других ранних правовых системах, где предусматривалась смертная казнь, Русская Правда отличает убийство неумышленное, от умышленного. Различалось причинение тяжкого или слабого ущерба, а также действия, наиболее оскорбительные для пострадавшего, например, отсечение усов или бороды, каравшиеся высоким штрафом. При этом Русская Правда содержит следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — кровной мести.
Частное право
По Русской Правде купец мог отдавать имущество на хранение. Совершались ростовщические операции: в рост давались деньги — отданное возвращалось с процентами, или продукты с возвратом в пропорционально большем размере. Подробно представлены нормы наследственного права. Предусматривалось наследование как по закону, так и по завещанию.
Процессуальное право
За уголовные правонарушения предусматривался княжий суд — суд, осуществлявшийся представителем князя. Предусматривался определённый порядок взыскания долга с несостоятельного должника.
Сборник законов Русская правда: дата принятия и содержание
В древние времена многие государственные образования жили не по законам, а по обрядам и обычаям. Киевская Русь не стала исключением. Наши предки были язычниками до того момента, пока князь Владимир не принял христианство. Свод правил тогда существовал только в устной форме, но в 1016 году появилась Русская Правда. Она стала первым в истории письменным сборником законов. В ней удалось структурировать все существовавшие до этого права и обязанности граждан.
Краткое содержание и главные положения
Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.
Историкам не удалось в точности воссоздать свод законов Русской правды в первоначальном виде, так как до наших дней документ не сохранился. Но записи, сделанные в более поздних источниках, принимаются как варианты древнего кодекса. Книга Ярослава Владимировича состояла из нескольких глав законодательных норм:
После принятия документа стал недопустимым принцип разбирательств с врагом «у кого острее меч, тот и берет верх».
Историки утверждают, что не только Ярослав был автором Русской правды. В это уникальное собрание законодательных норм вошли также законы его сыновей и князя Владимира. В связи с этим современники публикуют три разных редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.
Пространная Правда представляет собой обновленное изложение и дополнение древнего источника. Она состоит из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Эти статьи были кардинально изменены с момента первого издания. Книга датируется XII веком и содержит 121 статью. Отличием от первоначальной версии стало добавление пунктов:
Наиболее поздний вариант — Сокращенная Правда XV века. В нее вошло 50 пунктов, в которых уже отличается убийство неумышленное от кровной мести, а также дифференцируются виды ущербов — слабый и тяжкий.
Источники документа
Смена языческого мышления на христианское привела к необходимости изменения представлений о преступлениях и последующих наказаниях. Однако за основу все же были приняты ранее существовавшие обычаи и обряды. Вместе с ними источниками послужили:
Создание в 1016 году Русской правды позволило не только упорядочить массу информации. В то время, когда Русь вынуждена была защищаться от внешних врагов и внутренних разногласий, было просто необходимо написать конкретные правила поведения, а также предусмотреть способы наказания за их несоблюдение.
Значение для истории
Первый письменный законодательный сборник стал основой для многих нормативно-правовых актов современности. Это можно проверить, полистав любой используемый сегодня кодекс. Свод позволил упорядочить категории проживавших на территории Руси людей и определить правила взаимоотношений между ними. В нём впервые упоминалась мера наказания за совершённое преступление. В соответствии с понятиями и статьями Русской правды государство впервые с даты её принятия возлагало на себя право вмешиваться в урегулирование конфликтов, возникающих в части имущественных отношений.
Отдельно стоит отметить и положительное воздействие на религиозную сферу жизни общества. Недаром историки считают, что документ отчасти связан с крещением Руси. Сборник составлен и регламентирован с соблюдением христианских традиций и обычаев. Это послужило толчком к сплочению славян в одно государство. Найденные древние конспекты Ярослава Мудрого, на основании которых впоследствии был составлен полный документ, свидетельствует о намерении князя направить Русь на развитие по пути цивилизации.
Правда Ярослава Мудрого
свод законов Киевской Руси
«Древнейшая Правда» представляет собой 18 статей, которые регулируют уголовное право — кровную месть, наказание за убийство в виде штрафа (вира), наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др. [1] wikipedia
Кратко о сути и содержании основных положений
По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.
В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за «насилие над мужатыми женами» были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.
Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.
Фактически — произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.
Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:
«аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».
Данный список толкуется исследователями следующим образом:
Список статей Правды Ярослава
Значение Правды Ярослава и дальнейшее развитие законов Киевской Руси
Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).
В дальнейшем, свод был дополнен сыновьями Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей), Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497 [2] http://www.krugosvet.ru
История открытия и мнения историков
В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).
Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.
В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.
Согласно А. П. Толочко, Краткая Правда, включая «Древнейшую Правду», является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания так называемых «Ярославлих грамот» — мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами.
«Русская Правда» Ярослава Мудрого (1016-1054 гг.)
Князь Ярослав по прозванию Мудрый правил в Киеве удивительно долго для XI столетия, если вспомнить, что он отвоевал отцовский престол, будучи уже зрелым мужем. Таким долголетием князь был обязан не только хорошему здоровью, но и разумной политике. Прежде всего, Ярослав Владимирович повелел составить краткий свод законов для наведения порядка в Древнерусском государстве. Последнее тогда еще толком не оформилось, разобщенные славянские племена не всегда ладили, живя по разным правилам. Больше всего хлопот власти доставлял обычай кровной мести, именно его киевский князь постарался ограничить и даже обернуть себе на пользу, чтобы получать от родовых раздоров немалую прибыль.
Портрет Ярослава Мудрого
В ранней «Русской Правде» в основном описываются различные по тяжести преступления, которые полагалось искупать большими денежными штрафами. Лиходея обязывали выплачивать компенсацию потерпевшему или его родне, а также вносить деньги в княжескую казну за нарушение порядка. Преступивший закон заглаживал вину, расставаясь с гривнами, серебряными слитками установленного веса. В землях восточных славян те когда-то ходили наравне с монетами и были очень удобными для крупных торговых сделок. В Киеве отливались гривны весом около 160 граммов в форме ромба с вытянутыми и обрезанными краями. Поверхность местных слитков пористая, ведь расплавленное серебро мастера заливали в специальные земляные формы, где тут же вскипали остатки воды. У новгородских гривен традиционно более вытянутая форма и больший вес (чуть более 200 граммов). В прочих русских городах тоже выпускались собственные серебряные слитки. Обратите внимание, что гривна – это не только денежная единица, но и мера веса в Древней Руси, поэтому не стоит удивляться такой фразе, как, например, «полгривны золотом».
Ярославу Мудрому было куда выгоднее взимать с преступников деньги, чем бесплатно наблюдать побоища на собственных землях. Не осмелившись полностью запретить кровную месть, он ее существенно ограничил. Теперь за убитого или покалеченного родича по княжеской воле были вправе мстить только его родные братья, сыновья, дядья, племянники или отец. Да и те могли чинить расправу не самовольно, а лишь по приговору княжьего суда. Закон запрещал всем прочим близким пострадавшего или убиенного проливать кровь преступника.
Князь Ярослав редко вершил суд лично, чаще перепоручая это дело ябедникам, доверенным лицам, ведавшим сбором податей и правосудием на местах. Любопытно, что при этом на истца ложились обязанности по выяснению личности подозреваемого и сбору доказательств его вины. Если речь шла о краже, то обворованный за три дня до обращения в суд обязывался громко и четко заявить о пропаже в людном месте, подробно описав похищенное. Даже Киев в XI веке был небольшим городом, и сокрытие любой хоть сколько-нибудь ценной вещи осложнялось, потому что горожане могли указать на вора. Одним словом, прежде чем взывать к правосудию, человек должен был примерно представлять, кого обвинять в своем несчастье, и собрать нескольких свидетелей.
Древнюю Русь не обошел распространенный в остальной Европе «Божий суд». Когда свидетели заявляли прямо противоположное, или следствие заходило в тупик по иным причинам, ябедник мог назначить испытание водой или огнем. Первое проводили при исках от 2 гривен в серебре до полгривны в золоте. Ежели обвиняемый или потерпевший ничем не подкреплял правоты, его опускали на веревке в ближайший освященный водоем. Случись человеку всплыть, он признавался виновным, но если начинал тонуть, его вытягивали назад полностью очищенным от подозрений. При тяжких преступлениях или разбирательствах на крупные суммы подвергали испытанию каленым железом или переходом через высокий костер. Если ожоги заживали без осложнений, княжеский суд считал это достаточным оправданием. В пустяковых делах ограничивались приведением человека к присяге на Святом Писании. Судебные поединки на Руси не прижились.
И. Билибин, Суд во времена русской правды (1907)
Статьи «Русской Правды» о розыске беглых преступников и пропавших вещей могут показаться нам чем-то диким, но то было нормально для XI века. Когда люди князя гнались за вором, и след обрывался возле какого-то селения, то у местных выбор: или помогать искать злодея, или складываться всей общиной на возмещение ущерба обворованному и на изрядный штраф в пользу князя. Если же преследователи теряли след в безлюдных местах, то дело на этом считалось закрытым.
В современном праве убийство, совершенное во хмелю, считается еще более тяжким преступлением. Но в Древней Руси душегубство, содеянное сгоряча, во время пира или ссоры, давало лиходею право на помощь его общины, где царила круговая порука. Соплеменники выплачивали виру за убитого, если провинившийся собрат до того не уклонялся помогать им в подобных случаях. Когда же человека лишали жизни с холодной головой и безо всякой причины, община передавала убийцу в руки княжеского суда.
Ярослав Мудрый изыскал способ получать выплаты максимально быстро и при этом экономить на содержании своих людей. Вирник, сборщик штрафов, и несколько княжеских дружинников селились в городах и весях рядом с преступником и жили за его счет до погашения долга. Князь предписывал заканчивать дело в одну неделю, но его люди частенько задерживались. Им полагался богатый стол, куда обязательно включалась баранина или говядина, хлеба, сыры, а также ведро хмельного кваса в день. Сверх того хозяин обеспечивал надлежащий уход коням дружинников и кормил тех лишь качественным овсом. Такие траты изрядно облегчали мошну даже состоятельному человеку, и тот стремился поскорее отдать князю положенные гривны, чтобы избавиться от его прожорливых ратников.
3 рубля «Тысячелетие Русской Правды» (2016 г.)
Первый свод законов на руси год
Ярослав Мудрый вошел в русскую историю не только как крупный государственный деятель, при котором Русь одержала ряд побед над своими соперниками и отличалась внутренним единством. Великий князь также запомнился нам как сторонник образования, открытия школ и развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки и получила государственную поддержку переводческая деятельность. Также именно при Ярославе Мудром был создан первый сборник русских законов.
«Русская правда» – первый сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11 веках. Этот документ объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся самыми разными инстанциями. «Русская правда» является не только важной частью истории права в России, но и важным культурным памятником, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.
В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права и принципы процессуального законодательства. «Русская правда» на тот момент являлась главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.
Создание данного документа связывают, прежде всего, с именем Ярослава Мудрого – князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 годах. К сожалению, на сегодняшний день не сохранилось ни одной копии оригинала «Русской правды», только более поздние переписи, так что точно говорить о дате ее создания трудно. Документ переписывался несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.
Основные источники Русской Правды
Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант «Русской правды» входят следующие источники:
— Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е годы);
— Правда Ярослава (создана в 1016 или 1030-е годы);
— Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
— Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е годы).
Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев. Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и прочее. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе – сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Также разные категории граждан обладали разными правами.
Более поздний вариант «Русской правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. В расширенной редакции документ использовался в гражданском и церковном суде для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.
Общее содержание Русской Правды
В целом, нормы уголовного права, описанные в «Русской правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. Стоит отметить, что «Русская правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях. Документ также содержал немало сведений о процессе судопроизводства, определял основные принципы и нормы процессуального законодательства. «Русская правда» предусматривала и процедуру взимания финансовых средств у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.
Еще одна сторона, описанная в «Русской правде», – социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Таким образом, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники. Затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода). Низшей категорией считались зависимые– крестьяне и другие люди, находящиеся во власти феодалов или князя.
Значение Русской Правды
«Русская правда» является одним из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.
Создание «Русской правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание судебника 1497 года) всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. Также «Русская правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.