первый царь народа израилева
Саул первый царь израильский
Саул первый царь израильский ( I Цар. IX, 2 ), сын Киса из колена Вениаминова.
Отец Саула был человек знатный среди израильтян, и сын его Саул отличался своей красотой и ростом. Не было красивее его среди Израиля – от плеч своих он был выше всего народа. Около этого времени израильтяне, дотоле управляемые самим Богом, пожелали, по примеру окружающих их языческих народов, иметь царя, и Бог указал пророку Саула. Случилось однажды, что у его отца пропало несколько ослиц, и вот Саул взял одного из своих слуг и отправился разыскивать их. Во время пути на третий день они пришли к месту, где жил прозорливец Самуил, и слуга предложил Саулу обратиться к пророку узнать об них. Саул так и сделал и отправился по указанию слуги к пророку.
Самуил, получивший свыше откровение о приближении Саула и наставление, как ему действовать, пригласил его в свой дом на пиршество, предложил ему первое место на оном и особенное угощение, а на другой день, провожая его, оставшись с ним наедине, излил на его голову сосуд с елеем, поцеловал его и сказал: вот Господь помазывает тебя в правители наследия Своего. Ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов. Для убеждения Саула в том, что это было дело Божие, Самуил предсказал ему все, что он встретит на своем пути домой; а это были такие события, каких Самуил не мог знать лично, но разве только по откровению Божию ( I Цар. X, 2–6 ).
Через несколько дней после того Самуил отправился в Массифу и собрал туда весь народ для избрания царя. Брошен был жребий сначала по коленам, затем по племенам и, наконец, по именам. Жребий пал на Саула, сына Кисова, и народ, увидев его величественный рост, сразу воскликиул: да живет царь!
В самом начале своего царствования Саул приобрел полное расположение и преданность всего Израиля своей блестящей победой над Наасом и аммонитским войском при осаде Иависа Галаадского. Немедленно после сего народ собрался в Галгалах и праздновал его восшествие на престол мирными жертвами с весельем и торжеством. После целого ряда воинских подвигов Саул получил повеление Божие наказать амаликитян за оскорбления, причиненные ими Израилю во время путешествия его из Египта, но Саул не исполнил воли Божией: он пощадил царя амаликитского и пригнал от амаликитян множество скота, лучших волов и овец, под предлогом принесения их в жертву Богу. Пр. Самуил сказал при этом царю, что послушание Богу лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, и объявил ему волю Божию, что он не будет более царем.
С этого времени Саул упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы; злой дух овладел им; царские почести более не утешали его. Образ действий Саула во все это время относительно Давида показывает, что он теперь потерял всякое великодушие и благородство. Незадолго до его смерти снова возгоралась война с филистимлянами. Саул с робостью приготовлялся к этой войне и видел себя совершенно оставленным Богом, не получая от Него никакого откровения ни в сновидениях, ни устами первосвященников, ни через пророков. Тогда он обратился к суеверию и просил слуг своих поискать ему волшебницу. Те указали ему волшебницу в Аэндоре. Переменив свои одежды, он отправился к ней ночью и просил ее вывести ему Самуила (Самуила тогда уже не было в живых).
В чем состояло волхвование женщины, неизвестно; только она увидела Самуила, громко вскрикнула и, обратившись к Саулу, сказала: зачем ты обманул меня? ты – Саул. – И сказал ей царь: не бойся; скажи, что ты видишь? – Женщина отвечала: вижу как бы Бога, выходящего из земли. – Какой он видом? спросил Саул. Женщина отвечала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинное одеяние. Саул понял, что это был Самуил, пал лицом на землю и поклонился ему. Явившийся спросил Саула: зачем ты потревожил меня и заставил выйти? Саул отвечал: очень тяжело мне; филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и не отвечает мне более ни чрез пророков, ни во сне, ни в видении; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать? Явившийся сказал: если уже Господь оставил тебя, то зачем же ты вопрошаешь меня? Господь исполняет над тобою то что сказал через меня; Он отнимет царство от рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду, за то что ты не послушал повеления Господа и не исполнил воли Его над Амаликом. И вот Он предаст Израиля вместе с тобою в руки филистимлян и завтра ты и сыновья твои будете со мною.
Слова эти так сильно поразили Саула, что он вдруг пал всем телом на землю и силы не стало в нем, ибо он целые сутки был без пищи. Тогда женщина, подошедши и видя его в таком ужасном положении, упросила его принять пищи, чтобы подкрепить себя. Он сначала отказывался, но потом послушался, встал с земли и сел на ложе. Она заколола тельца и испекла опресноки и все это принесла и предложила Саулу и слугам его; и они подкрепили себя этой пищей и в ту же ночь отправились обратно.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Саул — царь Шауль, первый царь Израиля
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Шауль бен Киш из колена Биньямина. В русских переводах — Саул. Первый еврейский царь.
Родился в 2823 году от Сотворения мира, на 12-й год правления судьи Шимшона (богатыря Самсона).
В 59-летнем возрасте помазан на царство пророком Шмуэлем (который, кстати сказать, был на 9 лет младше Шауля).
Умер в возрасте 61 года (через 4 месяца после Шмуэля).
Его жизнь подробно описана в Первой книге Шмуэля. Из нее мы узнаем о первой встрече будущего царя с пророком, уже тогда знавшим о великой роли, которую предстояло сыграть Шаулю в еврейской истории.
Пророк дважды объявил его царем: один раз, помазав на царство во исполнение пророчества о том, что именно Шаулю предстояло стать спасителем евреев от плиштим (филистимлян), и второй раз в Мицпе, где жребий, которым народ выбирал себе царя, пал на Шауля.
Очень скоро ему удалось показать, что избрание было заслуженным, когда под его руководством евреи разгромили огромное войско царя Амона, осадившего города в Гилеаде, исконной еврейской местности к востоку от Голан. Удачно он сражался и против плиштим.
Впрочем, стоило Давиду одержать победу в схватке с гигантом Гольятом (Голиафом), что было восторженно воспринято народом, как царь стал относиться к нему с подозрением. Со временем подозрительность переросла в открытую вражду и ненависть. Давиду пришлось спасаться.
Последние годы жизни Шауля прошли в непрерывных преследованиях Давида.
Пал он в бою с плиштим, так и не сумев окончательно избавить еврейский народ от их владычества.
Шауль был первым еврейским царем после периода судей, правивших народом. Но еще в большей степени он был тем, кого с полным основанием можно назвать национальным героем.
В магазине
Книга Шмуэля с комментариями раби Давида Кимхи (Радака). В двух томах
Царь Саул — первый царь Израиля
С установлением закона Моисея в течение почти пяти веков у Израиля не было царской власти. Сам Господь был Царем. Пророки, судьи и старейшины являлись лишь исполнителями Его воли. Такой способ правления называется теократией (буквально — власть Бога). Будучи Богом и Небесным Царем всех народов, Господь был в отношении Своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы и постановления не только религиозные, но и семейного, общественного, государственного характера.
Когда состарился Самуил, то старейшины Израиля, собравшись, стали просить: поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар 8, 5). Слова эти не понравились Самуилу. Великий пророк усмотрел в них угрозу теократии.
Однако Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого может и не противоречить установившейся среди евреев форме богоправления, так как земной царь теократического государства евреев мог и должен был быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного.
Первым царем, помазанным на царство пророком Самуилом, стал Саул, сын Киса. Произошло это так. У Киса пропали лучшие ослицы, и он послал сына Саула со слугой найти их. После трехдневных поисков они пришли в землю Цуф — отечество великого пророка Самуила. Ослицы не были найдены, слуга посоветовал Саулу спросить о них знаменитого прозорливца. Так Господь привел будущего царя к пророку Самуилу. Бог за день до прихода Саула открыл Самуилу это. Пророк Самуил взял сосуд с елеем и вылил на голову Саула, поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (1 Цар 10, 1). До сих пор в Ветхом Завете говорилось о помазании святым елеем только первосвященника (см.: Исх 30, 30).
Царская власть возлагает на человека великую ответственность. Через миро (или святой елей) подавались Божественные духовные дары для успешного прохождения этого служения.
Когда Саул возвращался, встретился ему сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Пророчествовать на библейском языке не всегда означает предсказывать. В данном случае слово пророчествовал можно понимать в том смысле, что он прославлял Бога и Его чудеса в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает особый подъем духовных сил человека. Для всех знавших до того Саула это было крайне неожиданно, поэтому у евреев родилась пословица: Неужели и Саул во пророках? (1 Цар 10, 11).
В первые годы Саул был вполне на высоте своего звания. Он одержал несколько побед над филистимлянами и амаликитянами, враждовавшими против избранного народа. Но постепенно власть опьяняла его. Он стал действовать самовластно, пренебрегая волей Божией, которую ему открывал пророк Самуил.
Своеволие Саула вызывало недовольство Самуила. Окончательный разрыв Самуила с Саулом произошел после победы над амаликитянами. Господь потребовал предать все добытое в сражении заклятию, то есть полному истреблению. Но Саул и народ пощадили лучших из овец, волов, откормленных ягнят и все ценное, что досталось им. Когда Самуил от лица Господа обличил его, Саул сказал, что удержал добычу для жертвоприношения Господу. Самуил ответил, что послушание Богу лучше любого жертвоприношения, а непокорность такой же грех, как волшебство.
Царь Саул
Данная публикация является попыткой проанализировать события изложенные в Книге Царств в качестве исторического источника. Книга эта рассказывает о становлении монархии у древних евреев и начинается с истории Саула(Шауля в еврейской транскрипции).
Научно доказанных данных (как-то царских указов, монет и т.п.)подтверждающих существование в реальности царя Саула до сих пор не найдено.
Единственный источник наших знаний о первом еврейском царе-Библия.
Имя Саула как в религиозной, так в не религиозной традиции чаще всего упоминается в связи с историей царя Давида, прославившегося в веках как основатель Иерусалима(хотя город существовал, конечно в несколько ином виде, еще в эпоху хананеев) и автор псалмов, при котором иудейское царство на короткое время становится империей.
А между тем, Саул был не менее значимой, на мой взгляд, личностью. И не только исторической.
Помимо конфликта между царем Саулом и его преемником Давидом, центральное место в этой части Книги Царств занимает и долгое, ожесточенное противоборство между властью теократической и царской.
Это, помимо всего прочего, и противоборство между двумя неординарными личностями-пророком Самуилом-вождем теократии и Саулом- полководцем и царем.
В результате этого противоборства власть от клириков переходит к царям, и не временно, а навсегда, что в свою очередь знаменует начало новой эпохи в истории древнего Израиля.
Несмотря на скупость Библии в передаче сведений об основателе иудейского царства, при желании все же можно составить себе представление об этой личности.
Библия называет Саула человеком из знатного рода, и приводит его родословную, весьма подробную, но при этом говорит, что Саул принадлежал к самой малочисленной семье из самого малочисленного, хотя в то же время самого воинственного колена иудеев.
С пророком Самуилом, помазавшим Саула на царствование, тот встречается отправившись на поиск пропавших ослиц своего отца.
Возможно Саул действительно принадлежал к знатному роду, но едва ли представитель знати отправится лично искать пропавших ослиц, хотя отправился он не один, а со слугою отца.
Гораздо интереснее другой вопрос: насколько случайна встреча пророка Самуила и Саула?
Сам Самуил утверждает, что выбор помазанника ему указал сам Господь. Как главный клирик он ничего другого сказать и не может.
Пророк очень недоволен требованием иудеев поставить над ними царя(дабы быть народом как все»). Но выбора у Самуила нет. В случае отказа, его скорее всего ждет бунт.
Утвердиться на фоне этих событий в качестве главного клирика Самуилу было скорее всего, весьма нелегко. К тому же он уже стар.
Но судя по всему, это был человек очень умный, красноречивый и, как сейчас принято говорить, харизматичный, к тому же прекрасно разбиравшийся во всех интригах внутри самой власти и искуссный дипломат.
По-видимому ему удалось восстановить авторитет теократии среди иудеев, но для окончательного утверждения ему не хватало главного: военных побед. А военным вождем Самуил не был и это прекрасно осознавали иудеи, потребовавшие себе именно такого царя.
Выбора у Самуила нет, хотя выступая перед собранием народа он пускает в ход свой последний аргумент пытаясь убедить единоверцев отказаться от своей затеи с царем: ваша вольница закончится вместе с приходом царя. Он мобилизует вас в армию «и будете бегать за его колесницами», а жены ваши будут служить ему во дворце.
Судя по речам Самуила, регулярной армии у иудеев в то время не было и налоговое законодательство было довольно мягким.
Но видимо страх перед внешним врагом оказался сильнее страха перед царем и не оставил пророку выбора кроме как назначить царя.
Теперь перед Самуилом возникла не простая задача: успокоить народ выполнив его волю-дав народу царя способного успешно противостоять набегам соседей, однако при этом,сохранить и свою верховную власть.
И в решении этой задачи личные качества кандидата на роль царя приобретают для клирика особую важность.
Поэтому требования к будущему царю у Самуила вполне определенные: он не должен быть слишком знатным, но при этом должен чем-то впечатлить народ-простой земледелец едва ли подойдет на эту роль.
Хотя возможно, также, что выражение: выше на целую голову подразумевает не только рост Саула, но также его ум, способности, волевые качества.
Но в любом случае, внешних данных недостаточно для решения стоящих перед Самуилом задач, да это и не главное.
За Саулом нет могучего клана и он вообще скорее всего пастух, но не совсем простой. Библия говорит о его роде как знатном.
Чем мог прославиться его род учитывая, что Саул принадлежит к самому воинственному из всех колен Израиля-биньямитам?
Скорее всего либо он сам, либо его предки прославились в качестве воинов, возможно и то, и другое.
Самуилу нужен именно такой человек: солдат знающий свое дело и умеющий подчиняться.
А Саул в его глазах именно такой. Среди сверстников, согласно толкованиям Библии, он отличился тем, что был единственным из юношей кто не побежал за девушкой, когда молодежь из его племени пошла искать себе невест, наоборот, девушка побежала за ним.
То есть, он застенчив и видимо послушный сын своего отца.
Звезд с неба не хватает- иначе бы отец не отправил его на поиски ослиц. Хотя может в этом деле и нужна смекалка, но наверняка в доме есть и более важные дела которые отец Саула поручает другим своим сыновьям.
Как Самуил определяет подходящую кандидатуру?
Возможно кандидатуру ему действительно подсказал Всевышний, но поскольку в библии постоянно приводятся данные о количестве иудеев, то какое-то подобие переписи все же существовало. Да и жертвы на содержание теократии скорее всего как-то учитывались уже в это время.
Библия также скрупулезно описывает родословную Саула, то есть, своего рода база данных на подданных, у пророка видимо была.
Во время представления будущего царя народу, Саул скромно стоит среди обоза-его нет в толпе. Скорее всего дело даже не в скромности, а будущий царь не на шутку напуган, возможно прячется.
Однако народ (во всяком случае значительная его часть) впечатленный внешними данными увидев назначенного царя устраивает ему овацию.
Процесс назначения царя достаточно подробно описывается в десятой главе Книги Царств:
25 И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой.
26 Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог.
27 А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того.
Как следует из этой части текста, с назначением царя ничего пока в политическом устройстве у древних евреев не изменилось: пророк излагает, записывает и распускает народ по домам. В том числе и только назначенного царя.
Но при первом же военном конфликте с соседями, ситуация меняется коренным образом:
«5 И вот, пришел Саул позади волов с поля и сказал: что сделалось с народом, что он плачет? И пересказали ему слова жителей Иависа.
6 И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его;
7 и взял он пару волов, и рассек их на части, и послал во все пределы Израильские чрез тех послов, объявляя, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила. И напал страх Господень на народ, и выступили все, как один человек.
8 Саул осмотрел их в Везеке, и нашлось сынов Израилевых триста тысяч и мужей Иудиных тридцать тысяч.
9 И сказали пришедшим послам: так скажите жителям Иависа Галаадского: завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце. И пришли послы и объявили жителям Иависа, и они обрадовались.
10 И сказали жители Иависа Наасу: завтра выйдем к вам, и поступайте с нами, как вам угодно.
11 В следующий день Саул разделил народ на три отряда, и они проникли в средину стана во время утренней стражи и поразили Аммонитян до дневного зноя; оставшиеся рассеялись, так что не осталось из них двоих
вместе.
12 Тогда сказал народ Самуилу: кто говорил: «Саулу ли царствовать над нами»? дайте этих людей, и мы умертвим их.
13 Но Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле.
14 И сказал Самуил народу: пойдем в Галгал, и обновим там царство.
15 И пошел весь народ в Галгал, и поставили там Саула царем пред Господом в Галгале, и принесли там мирные жертвы пред Господом. И весьма веселились там Саул и все Израильтяне»
На войне молодой царь чувствует себя на своем месте и мгновенно проявляет свои полководческие и административные способности: в короткий срок он сумел создать регулярную армию, мобилизовав весь народ и нанести поражение своим врагам, задолго до генералиссимуса Суворова совершая стремительные ночные броски со своим войском и уничтожая на рассвете лагерь противника.
Израильтяне настолько впечатлены полководческими и личными качествами своего царя, что готовы немедленно уничтожить сомневавшихся в этом. И тут царь проявляет великодушие победителя.
Если сравнивать личности Саула и его преемника Давида, то лично у меня благородство не вызывают сомнений благородство и великодушие Саула.
Став царем он по прежнему работает на своей земле как простой земледелец и довольствуется одной женой в отличие от своих преемников.
Но о сравнительном анализе личных качеств царей речь пойдет позже.
Военные и административные успехи Саула приводят в ярость Самуила-он чувствует, что власть ускользает из его рук и обращается к народу со следующей речью в главе двенадцатой:
Страх Самуила перед потерей власти здесь совершенно очевиден. Он находит самую чувствительную болевую точку в сознании народных масс-урожай и видимо не остановится перед осуществлением своих угроз в случае неповиновения.
И тогда Самуил задумал следующее:
«1 И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа.
2 Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта;
3 теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла».
Для пастуха Давид слишком хорошо образован- в частности, он владеет искусством игры на арфе и утешает депрессию царя своей игрой.
Наверное не один Давид во всем царстве владел музыкальным искусством. Но выбор пал именно на него, но не личный выбор царя, а по совету приближенных. И тут возникает вопрос: к кому больше приближенных- к царю или главному клирику Самуилу?
Как описывает это событие Дубнов: «Давида тотчас Привели В Гивею, В царский дом. Юноша очень понравился Саулу и был назначен оруженосцем царя. Всякий раз, когда Саулом овладевала тоска, Давид брал свою арфу и играл на ней до тех пор, пока царь не становился снова веселым»
Очень интересный текст. Особенно вот эта фраза: «Пророк прибыл однажды в Бетлехем и предсказал Давиду его будущность, окропив его при этом священным елеем, как делалось при назначении нового царя. Это происходило тайно, и кроме семьи Ишая никто не знал о предсказании пророка.» Заговор против здравствующего царя налицо и набожный Давид не только посвящен в планы Самуила-ему принадлежит в их осуществлении главная роль! Едва ли юноша настолько наивен или глуп, чтобы этого не понимать. Люди Самуила рекомендуют царю Давида и вот уже преемник рядом с царем-его оруженосец. Царь ни о чем пока не подозревает, но. В интерпретациях истории царя Саула очень популярна версия о маниакальном характере царя. Станешь тут маньяком, когда против тебя плетутся такие интриги!
Он мечется как зверь, преследует своего зятя и не делает счетов уже ни с кем, вырезав целый город клириков, за то что те скрывали у себя Давида.
Между тем, начинается новая война с филистимлянами, которые скорее всего неплохо осведомлены о происходящем в царстве Саула.
Конфликт между монархией и теократией, между царем и тайным помазанником наверняка не оставил безучастным и народ страны. Судя по последовавшей вслед за смертью Саула гражданской войной, общество было расколото гораздо раньше.
Перед новой битвой с филистимлянами царь уже морально сломлен. Но главная беда Саула не в интригах, которые плетут против него клирики.
Главная его беда в том, что он остался фактически один и на очередную битву с филистимлянами он выходит заранее зная, что обречен. С ним-только самые верные его слуги.
Перед битвой царь обращается к гадалке в надежде, что та скажет ему что-нибудь хорошее об исходе битвы.
Но гадалка предсказывает Саулу гибель.
И тем не менее, царь выходит на битву и обреченный, бьется отчаянно. В момент битвы он уже не молод, но бьется так же как и его воины.
Уже израненный и окруженный врагами он бросается на меч дабы не быть плененным.
На мой взгляд у Саула есть общее с шекспировским Гамлетом-он обречен, но между быть или не быть идет напролом.
Преемник Саула-Давид, оплакивает царя. Скрываясь от своего тестя, он не раз демонстрировал Саулу свое дружелюбие- об этом свидетельствует, например, знаменитая история с куском ткани от плаща Саула, которую Давид отрезал в тот момент, когда царь находился в пещере где скрывался Давид.
И тем не менее, при всем своем расположении к Саулу, Давид на последнюю битву своего тестя не явился, как и большинство народа когда-то восторгавшихся своим царем. Более того, пока Давид скрывался от Саула, к нему примкнуло немало разных людей-врагов царя, как то разбойников, например. Среди примкнувших к Давиду людей есть и хетты, и филистимляне-злейшие враги иудеев. Наконец, Давид находит себе убежище у филистимского царя Ахиша и получает от него во владение целый город.
Более того, во время решающей битвы между филистимлянами и царем Саулом Давид со своими людьми находится «в задних рядах» войска филистимлян. То, что он не выступает со своими людьми на битву, заслуга филистимлян, которые не верят ему. В то же время отряд Давида слишком малочислен для того, чтобы как-то существенно повлиять на исход битвы. Вспомогательная сила, не более того. Превратности истории, однако.
Трудно сказать насколько был искренен Давид в своей скорби если учесть какая роль отводилась ему в деле смещения Саула.
Лично я, на основании анализа текста Книги Царств, в этом сильно сомневаюсь.
И судя по тому, что после смерти царя Саула новым царем Давида признали только представители колена Иуды откуда происходил и сам Давид, а весь Израиль присягнул сыну Саула, популярность Давида и его искренность подвергались сомнению многими его современниками, несмотря на военные заслуги и набожность нового царя.
Более того, свою власть над Израилем Давид установил в ходе кровопролитной гражданской войны и война эта длилась достаточно долго, несмотря на неординарность личности нового царя, его военные и дипломатические таланты и отсутствие всех этих данных у его противника-сына Саула.
Но история царя Давида-это уже совсем другая история.