Первый урок по истории россии в 9 классе. История нового времени. XIX- начала XX в. 9 класс. История России 9 класс: читать учебник Ляшенко 2019, Арсентьев, Никонов, Торкунов.
Поурочный план Урок 25.Введение 19 век в Истории 9 класс
Урок 25. Введение. « Российская империя 19- начале 20 в.» История 9 класс.
Цели восстановить в памяти учащихся основные итоги развития государства к концу XVIII века;
познакомить обучающихся с социально-экономическим развитием страны
показать необходимость перемен, назревших к началу XIX века.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, учебник
Основные понятия: Конфессия, сословия, барщина, оброк, рекрутская повинность, белое и чёрное духовенство, мещанство, гильдии, самодержавная монархия, бюрократия, бюрократизм.
I . Организационный момент./Работа с учебником видео фрагмент/
II . Постановка цели и задачи урока.
Учитель : Изучая историю в 7 классе, мы увидели, что Россия, решив многие внутри – и внешнеполитические задачи, стала могучей державой. Но в России сохранялось крепостное право, которое всё больше и больше становилось тормозом развития страны. И сегодня мы заглянем в самое начало 19 века, чтобы посмотреть, какие в стране нужны были перемены, чтобы сохранить роль великой державы.
слайд №1 Территория России к началу XIX века.
Учитель: По площади Россия занимала третье место после Британской и Монгольской империй — на севере простиралась до Северного Ледовитого океана и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Наиболее плотно были заселены центральные губернии. Плотность населения составляла здесь около 8 человек на 1 кв. версту (в большинстве европейских стран в это время — 40—49 человек). К югу, северу и востоку от центра страны плотность населения резко падала. Еще меньше плотность населения была в Сибири. А Дальний Восток представлял собою огромные незаселенные территории. Если бы мы попытались преодолеть всё пространство Российской империи от Москвы до Камчатки нам потребовалось бы для этого? Давайте посчитаем, сколько времени?
Расстояние от Москвы до Камчатки – 11900км. Найдите, сколько времени понадобится зимой ямщику, чтобы доехать от Москвы до Камчатки, если в день он может перемещаться только 8 часов в день. (слайд № 2,( 1 верста1067 метров) Ученики: (приблизительно 4 месяца)
Слайд № 1Учитель: К концу XVIII века Россия взяла под протекторат территорию Грузии (1783 г.). В 1801 году царь Александр 1 подписывает Манифест о присоединении Восточной Грузии. Финляндия (1808-1809) и Царство Польское(1814-1815) присоединены в результате военных действий.
Ученик у доски показывает территории на карте.
Предполагаемый ответ учеников: Россия обладала богатыми природными ресурсами: пахотными землями, полезными ископаемыми. Существовали все необходимые предпосылки для быстрого промышленного развития. Но освоение земель требовало больших усилий и средств. Суровый климат и разнообразие природной среды отрицательно сказывались на темпах обновления страны.
Учитель: Население России в начале XIX в. составляло 43,7 млн. человек.
III . Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Ребята, а вы знаете, сколько сейчас проживает населения в России и сколько представителей разных национальностей?
Учитель: Россия – это многоконфессиональная страна. Что означает этот термин?
Презентация к вводному уроку по истории России ( 9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
План урока Цели, задачи и предмет курса Структура учебника и приёмы учебной деятельности Первая половина XIX столетия Вторая половина XIX столетия Начало нового столетия (XX)
ВАЖНО. Записи на уроках истории ( тема, план урока, основные события, даты, персоналии, выводы) мы делаем для того, чтобы иметь возможность лучше запоминать материал, а затем на обобщающем уроке быстро повторить изученное
Вспомним из ранее изученного по курсу истории России Какие периоды истории мы с вами изучили в 6, 7 и 8 классах? Определите хронологию данных периодов истории Назовите события в истории страны, которые на ваш взгляд повлияли на развитие Российского государства
Цели, задачи и предмет курса XIX век…
XIX век… В чём же его уникальность? С точки зрения хронологии он выглядит весьма необычно…. Многие историки и исследователи считают, что новый век начался не строго в соответствии с календарём, а с убийства в марте 1801 года императора Павла I, а закончился с начало Первой мировой войны в 1914 году
Первая половина XIX столетия
ТЕРРИТОРИЯ В начале XIX века Российская империя занимала территорию 16 млн. км 2, а в конце столетия – 22, 4 млн. км 2
Население Начало века – 41 млн. человек 1897 год – 128, 2 млн. человек ( население увеличивалось за счёт присоединения новых территорий и высокой рождаемости)
Российская империя оставалась многонациональной и разноконфессиональной страной. Ядро её население образовывали три родственных народа – русские, украинцы и белорусы. Население исповедовало православие, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм, язычество.
Стр. 6 Сохранялось крепостное право…
Появляются политические группировки Консерваторы Либералы Революционеры ДЕКАБРИСТЫ ( 1825г) СОЦИАЛИСТЫ Зарождение гражданского общества
Вторая половина XIX столетия «Великие реформы» Александра II 1860-1870-е гг. Отмена крепостного права в 1861 году – особый этап в истории России Вторая половина XIX столетия
Промышленный технический)переворот – переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИИ ИЗ АГРАРНОЙ СТРАНЫ В АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНУЮ.
Теория «русского социализма» вызвала в жизни практику революционного народничества. После агитации в среде крестьян «народники» перешли к террористическим мерам Убийство Александра II
Александр III – «царь – миротворец»
Начало XX века Это первая русская революция 1905-1907 ( появление первой Государственной Думы!) Это аграрная реформа П.А. Столыпина в 1906г. ( не принесла результатов!) С 1910 года повышалась политическая активность общества в целом, и рабочего движения в частности, одновременно усилилась международная напряжённость – мир находился на грани Первой мировой войны ( 1914-1918гг.)
XX век 1917 год – Февральская и Октябрьская революции в России. Отречение Николая II от престола Свержение монархии в России Приход к власти большевиков
Домашнее задание Стр.5-11- пересказ, записи в тетрадях
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1173133
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План – конспект урока по истории России. Класс: 9 Тема: «Александра I : Начало правления. Реформы М.М. Сперанского» по учебнику А.В.Торкунова
План – конспект урока по истории России.
Тема: «Александра I : Начало правления.
Реформы М.М. Сперанского»
Дидактическая цель : создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цель урока по содержанию:
создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;
выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и неудачами этих начинаний.
развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.
создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
Тип урока – урок усвоения новых знаний с применением технологии развития критического мышления.
В политике Александр тонок,
как кончик булавки, остер, как бритва,
фальшив, как пена морская.
Шведский дипломат Лагербильке
Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
I . Мотивация учебной деятельности школьников. Сообщение целей и задач урока.
Учитель. В 1801 г. русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла.Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой
А вот что он понимал под этими словами — счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?
Учащиеся сначала индивидуально, формулируют важнейшие проблемы России.
Итог работы — общеклассный кластер
(результат обсуждения в группах) на доске.
Цели царствования Александра I:
правления Павла I; отмена крепостного права;
развитие образования в стране
усовершенствование государственного аппарата,
Учитель. С первых же дней молодой император взялся за государственные дела.
Еще в 1797 г. он писал: «Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, чтобы создать народное представительство, которое составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества. И наслаждался бы им».
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: «Дней Александровых прекрасное начало».
Что было осуществлено в ходе реформ, проведенных в 1801—1806 гг.?
Работа с материалами § 2—индивидуально,
На доске: Преобразования Александра I в 1801—1806 гг.
Ликвидация последствий правления Павла I
— проведена амнистия 12 тыс. человек.
-разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы.
-восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
Решение крестьянского вопроса
-1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах.
-1808, 1809 гг. — Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр.
-1801 г. — право не дворян покупать землю.
Усовершенствование государственного строя России
— 1802 г. — Сенат — высший судебный орган.
Проведена реформа государственной власти:
— 1802—1811 гг. — созданы министерства, заменявшие коллегии.
Учитель. Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения? (Не удалось осуществить отмену крепостного права, введение конституции и парламента.)
Учитель. Какой же возникает вопрос?( почему царю, самодержцу российскому, не удалось осуществить задуманное?)
Учитель. Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав еще одну попытку царя провести реформы политического характера — ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала XIX в.
Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М.Сперанского.
Историческую справку — биографию М.М. Сперанского — сообщает один из учащихся, стр. учебника 17.
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 17. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:
а) какие сословия должны были быть созданы;
б) какие права получили бы эти сословия.
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.
2. Подготовьте и задайте три вопроса по изменению положения сословий в России.
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 19. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
б) организация выборов.
Среди вопросов, подготовленных учащимися, должен прозвучать и такой: « Кого не устраивал предложенный вариант реформ?».
В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями.
Учитель обращает внимание учащихся на приведенный в учебнике (с. 21) отрывок из воспоминаний Д.Н. Рунича:
«Даже самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг перед плебеями. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».
Учитель. В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?
Учитель предлагает познакомиться с характеристикой Александра.
Александр I: особенности характера. На доске
П.А. Строганов отмечал: «Император взошел на трон с наилучшими намерениями — утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…»
А. Чарторыйский, друг царя, писал: «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю».
Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г.Р. Державина: «Ты все хочешь учить, а я — самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе».
В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, не разгаданным до гроба.
Учащиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов — нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле — самодержец и т.д.
3 этап урока. Рефлексия
Проводится в виде написания синквейна.
Вот примеры синквейнов, подготовленных учащимися:
Мечтает, планирует, но не осуществляет.
Он — сфинкс, не понятый до гроба.
Создает, трудится, развивается.
Она достойна счастья.
Планирует, разрабатывает, стремится.
Он мечтает о свободе в России.
V . Подведение итогов
Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали на уроке?
Получили ли вы полное представление о реформах начала царствования Александра?
Конспекты уроков истории России 9 класс
ОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»
ТЕМА I. РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.
Урок 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Цель урока: уяснить специфику социальной структуры российского общества в начале XX в.; сформировать представление об экономическом и политическом положении основных классов и социальных слоев населения России.
Основные знания: особенности структуры российского общества; неоднородность буржуазии, связь с государственным аппаратом, отсутствие средних слоев; специфика массового сознания российского населения; количественная и качественная характеристика пролетариата, условия его труда и быта; характеристика поместного дворянства, его неприспособленность к новым экономическим требованиям; экономическая дифференциация крестьянства, влияние общины, аграрного перенаселения; количественная и качественная характеристика чиновничества, духовенства, интеллигенции.
Основные понятия: социальная структура; социальная дифференциация; маргинализация населения; массовое сознание; личная уния; финансовая олигархия; средние слои; аграрное перенаселение; общинная психология.
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 4); хрестоматия; таблица «Среднегодовые цены в 1913 г. в Москве» (эту таблицу можно поручить учащимся сделать заранее).
Названия продуктов, товаров и услуг
Мука пшеничная (1 кг)
Говядина высшего сорта (1 кг)
Колбаса вареная (1 кг)
Колбаса копченая (1 кг)
Масло растительное (1 л)
Масло сливочное (1 кг)
Крупа гречневая (1 кг)
Билет в Большой театр
Плата за обучение ребенка в школе
Плата за жилье: «угол»
комната в центре с прислугой
Сервиз фаянсовый на 12 человек
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 3, 4, 6 в рабочей тетради (вып. 1, с. 12—13), а также провести проверочное тестирование.
Орган исполнительной власти Российской империи в начале XX в. назывался:
а) Совет Министров; б) Сенат; в) Комитет министров.
Политическое требование, которое выдвигала в начале XX в. земская общественность, сводилось к:
а) введению народных представителей в органы государственной власти;
б) немедленному принятию в стране конституции;
в) сохранению самодержавной власти.
Основным пунктом программы реформ, предложенной П. Д. Святополк-Мирским, было:
а) разрушение крестьянской общины;
б) введение 8-часового рабочего дня;
в) введение в Государственный совет выборных представителей от земств и городов.
План изучения нового материала
1. Особенности структуры российского общества.
2. Российская буржуазия.
3. Положение пролетариата.
4. Поместное дворянство.
6. Интеллигенция, чиновничество, духовенство.
1. Учитель называет тему урока, его план, затем просит учащихся попытаться дать определение термину «социальная структура». (Социальная структура (лат. «общественное строение») — совокупность классов и социальных групп общества.)
Учащиеся должны также вспомнить определения сословий и классов, назвать основные классы феодального (традиционного) и капиталистического общества.
2. Рассказ о «петербургской» буржуазии можно проиллюстрировать биографическими данными одного из видных представителей данной группировки А. И. Путилова. Перед рассказом учитель формулирует проблему: на примере А. И. Путилова выявите особенности так называемой «петербургской» буржуазии.
Алексей Иванович Путилов (1866—1929) — сын тайного советника, член консультативного Совета при Министерстве юстиции, окончил юридический факультет Петербургского университета и служил на незначительных должностях в Министерстве финансов, где обратил на себя внимание С. Ю. Витте. Путилов был назначен директором общей канцелярии министерства, а в октябре 1905 г., после того как Витте занял пост председателя Совета Министров, он становится товарищем (заместителем) министра финансов, а также заведующим Дворянским и Крестьянским поземельными банками. После отставки Витте Путилов покинул государственную службу, но сохранил тесные связи с Министерством финансов, при поддержке которого еще в 1905 г. был избран членом правления Русско-Китайского банка. В 1910 г. он стал председателем правления Русско-Азиатского банка. Состояние А. И. Путилова оценивалось шестизначной цифрой. Он был председателем или членом правлений свыше 530 акционерных предприятий, обладая наибольшим среди русских предпринимателей числом личных уний с различными фирмами.
Подводя итог ответам учащихся, учитель организует работу над понятиями «личная уния» и «финансовая олигархия».
Рассказ о московском купечестве учитель может предварить постановкой проблемы: определите различия между «московской» и «петербургской» буржуазией. («Московская» буржуазия имела купеческие корни, была связана с традиционными отраслями и формами промышленности, не имела тесной связи с государственными структурами.)
Далее учитель объясняет понятие «средние слои», их стабилизирующую роль и причину почти полного отсутствия в русском обществе, разъясняет специфику массового сознания русского населения.
Изучение проблемы меценатской деятельности как своеобразного психологического феномена можно провести в форме беседы по вопросам: что такое меценатство? Что вам известно о меценатской и благотворительной деятельности русского купечества? Как вы думаете, в чем заключались причины широкого распространения меценатской и благотворительной деятельности в русском обществе начала XX в.?
В процессе работы над проблемой можно использовать отрывок из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью. »), помещенный в хрестоматии.
В заключение делается вывод о внутренней разобщенности и слабой организации российской буржуазии.
3. Изучение проблемы о положении пролетариата можно начать с вопросов: что вы знаете об условиях жизни российского пролетариата в начале XX в.? Из каких произведений литературы и искусства можно узнать о жизни, быте и настроениях рабочих дореволюционной России? Можно зачитать документ, приведенный в конце параграфа.
4. Изучение четвертого вопроса можно провести в форме выполнения задания 3 в рабочей тетради (вып. 1, с. 15). Учащимся может быть предложен вопрос: в каких произведениях русской литературы показана судьба разоряющегося дворянства? В качестве иллюстрации материала учебника можно прочитать отрывок из мемуаров члена ЦК конституционно-демократической партии В. А. Оболенского «Моя жизнь. Мои современники» (Париж, 1988), помещенный в хрестоматии («Большинство помещиков дичало в глуши. »).
5. Изучение пятого вопроса можно провести методом беседы. Учитель предлагает учащимся прочитать в § 4 учебника раздел «Крестьянство», а также отрывок из мемуаров В. А. Оболенского «Моя жизнь. Мои современники», помещенный в хрестоматии («Крестьяне жили по-разному. »).
Затем учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: какие процессы происходили в крестьянской среде? Кого в русских деревнях называли кулаками? Что такое аграрное перенаселение и какие последствия для русской деревни оно имело? В чем суть понятия «общинная психология»?
6. В дополнение к материалу учебника учитель может рассказать о значительной материальной дифференциации российского чиновничества и интеллигенции и привести следующие данные:
К группе с низкими зарплатами — в среднем 30—40 руб. в месяц — относились народные учителя начальных школ, низшие служащие почты, телеграфа, железной дороги, обслуживающий медперсонал, многие актеры и пр. Положение интеллигенции на селе зависело от помощи крестьян, которые обеспечивали учителей, фельдшеров, ветеринаров жильем, отоплением, а нередко и продуктами, особенно в праздники.
К категории среднеобеспеченных относились лица с доходом в 50—150 руб. в месяц. Это были учителя казенных гимназий, чиновники средних разрядов, младшие офицеры, часть журналистов, адвокатов и др.
К лицам с высокими доходами — 160—180 руб. в месяц (более 2 тыс. руб. в год) — принадлежали профессора, большинство инженеров, высших чиновников и офицеров, преуспевающие адвокаты, журналисты, писатели. Профессора получали от 2 до 3 тыс. руб. в год, бесплатную большую квартиру, отопление, освещение, многие обеспечивались выездом (лошадьми с экипажем и упряжкой). Инженеры получали 2—4 тыс. руб. в год, полковники — 4,5 тыс., генералы — 6,7 тыс., горные инженеры, чиновники высоких рангов — 8 тыс. руб. Годовое жалованье министра финансов составляло 22 тыс. руб. в год.
В заключительной части урока учащимся дается задание: подсчитайте примерную стоимость «потребительской корзины» продуктов питания взрослого городского жителя на основе цен 1913 г. Как эти суммы соотносились с зарплатой рабочих и интеллигенции?