первый в истории формулы 1 спринт
5 причин смотреть Гран-при Великобритании. Первая спринтерская гонка в истории, новинки «Мерседеса» и кадры болида 2022
Поскольку Макс Ферстаппен и «Ред Булл» лидируют в обоих зачетах, то вторая половина чемпионата «Формулы-1» будет иметь большое значение. Вот пять причин, по которым мы особенно рады следующему этапу на Сильверстоуне.
1. Спринтерская гонка
В Сильверстоуне не будет двух гонок подряд или трех, но не бойтесь, потому что в этом году на трассе все равно будет много событий, поскольку мы впервые опробуем формат спринтерской гонки.
Спринт разработан для того, чтобы предоставить болельщикам больше событий и соотношение цены и качества в течение всего уикенда, не разбавляя главное событие в воскресенье. В спринте команды примут участие в 100-километровом заезде, который определит стартовую решетку Гран-при. В спринте, который состоится в субботу днем, нет обязательных пит-стопов и стартовых шин, а три лучших пилота получают очки.
Стартовая решетка в спринте формируется обычным образом в результате квалификационной сессии, в ходе которой все используют шины с самым мягким составом. Это происходит в пятницу во второй половине дня, так что все три дня будут проходить в соревновательном режиме.
Это первый из трех запланированных пробных заездов в этом году, и, без сомнения, очень важный с точки зрения обучения, но всегда интересно наблюдать за экспериментами, когда не знаешь, каким будет результат. А несколько дней подряд, когда на трассе будет происходить борьба колесо в колесо, могут быть только хорошими.
2. Новинки на болиде «Мерседеса»
Многое было сказано о комментариях Тото Вольффа во время двух гонок в Австрии, когда он предположил, что «Мерседес» не будет дальше развивать свой болид 2021 года, в то время как «Ред Булл» продолжает наращивать производительность.
Но есть небольшая разница между развитием и модернизацией. Вы можете остановить разработку и, следовательно, больше не испытывать никаких элементов в аэродинамической трубе, но это не значит, что все, что было разработано ранее, было произведено и поставлено на машину. Поэтому, когда Джеймс Эллисон прояснил ситуацию, выяснилось, что в Сильверстоуне будет проведена модернизация машины.
3. Форма «Макларена»
Одной из историй успеха этого сезона до сих пор были выступления Ландо Норриса. 21-летний гонщик постоянно лидирует в средней группе и иногда угрожает «Ред Буллу» и «Мерседесу», как это было на Гран-при Австрии.
Он стартовал третьим в первой гонке в Австрии и вторым во второй, и был очень близок к первой поул-позиции, но уступил Максу Ферстаппену. В гонке у него был темп, чтобы финишировать вторым, но ему пришлось довольствоваться третьим местом после пятисекундного штрафа за то, что Серхио Перес выехал за пределы трассы.
Это был третий подиум в девяти гонках этого сезона для Норриса, который финишировал в пятерке лучших во всех гонках, кроме Барселоны, где он был восьмым, и отстает от Переса всего на три очка в зачете пилотов. Но справедливо будет сказать, что «Ред Булл Ринг» подошел «Макларену» с большой максимальной скоростью и хорошим сцеплением с трассой, в то время как Сильверстоун будет совсем другим испытанием.
Очевидно, что эта машина сложна в управлении, учитывая проблемы Даниэля Риккардо, о которых постоянно говорят, но, похоже, Норрису удается выжимать из нее максимум в каждый уик-энд. Если он все еще учится делать это более последовательно, то, возможно, в Сильверстоуне Норрис снова будет наступать на пятки «Ред Буллу» и «Мерседесу», что будет очень хорошим предзнаменованием для остальной части сезона.
4. Штрафы пилотов
Не то чтобы мы были в восторге от самих штрафов, но мы не можем обойти стороной один из главных поводов для разговоров в Австрии, а именно штрафы, полученные гонщиками в гонке, и штрафные очки, которые к ним прилагаются.
Как это часто бывает, мнения среди участников гонки разделились по поводу того, что было справедливо, а что нет, когда речь шла о борьбе колесо в колесо, поскольку Ландо Норрис, Серхио Перес и Кими Райкконен получили штрафы за то, как они участвовали в гонках (и иногда сталкивались с другими гонщиками).
Также возникли споры по поводу системы штрафных очков, поскольку Норрис сейчас находится в четырех очках от запрета на участие в гонках, по крайней мере, до ноября, а за такое пограничное нарушение, как его пятисекундный штраф на Гран-при Австрии, полагается два штрафных очка. Многие гонщики считают, что это может привести к слишком суровому наказанию за накопление мелких нарушений, а не за особо опасное вождение.
Мы уже проходили это в 2019 году, когда обгон Ферстаппена посчитали законным, что привело к удивительной борьбе между пилотами в Сильверстоуне. Было бы здорово, если бы мы снова получили такой же результат.
5. Зрители на трибунах
И если мы хотим получить несколько невероятных битв, то они будут разыграны перед самой большой толпой во время пандемии, которую мы видели в «Формуле-1». В Сильверстоуне разрешается массовая толпа, поскольку Соединенное Королевство продолжает открываться из Covid- 19 ограничений, а это означает, что в день гонки на трассе будет около 140 000 человек.
Болельщики являются неотъемлемой частью спорта, и в прошлом году их очень не хватало, в то время как нам напомнили об этом еще больше по тому влиянию, которое оказали даже всего несколько тысяч человек на некоторых гонках этого сезона.
После гонки в Австрии, где было много голландских фанатов восторге от победы Ферстаппена, скорее всего, Хэмилтон будет иметь дополнительную поддержку на своей стороне в Сильверстоуне.
Бонус
На специальном мероприятии в четверг будет представлена первая в истории модель болида «Формулы-1» 2022 года в натуральную величину.
Ферстаппен выиграл первый в истории Формулы 1 спринт
Вопреки предсказаниям в первой в истории субботней гонка были и прорывы, и провалы, и вылеты. Свои квалификационные позиции сохранили только 4 пилота
Макс Ферстаппен завоевал право начать с первой позиции гонку на Гран При Великобритании, одержав победу в т.н. «спринтерской квалификации» – гонке на дистанцию в 17 кругов, которая определила расстановку пилотов на старте воскресного заезда. Напомним, что эта нестандартная схема проведения уик-энда была использована на этапе чемпионата мира впервые.
Читайте также:
Ферстаппен опередил стартовавшего с первой позиции Льюиса Хэмилтона по пути к первому повороту, отбил контратаки британца в конце первого и начале второго круга – после чего быстро оторвался от пилота Mercedes больше чем на секунду, лишив соперника воможности использовать систему DRS.
Победа в спринте обеспечила голландцу уже 5-й поул подряд. При этом Ферстаппен прервал длинную серию квалификационных успехов в Сильверстоуне команды Mercedes: до этого в последний раз представитель какого-либо другого коллектива начал британскую гонку с первой позиции в 2012 году.
Между тем главным неудачником заезда стал напарник Ферстаппена. В начале заезда Серхио Перес потерял пару позиций, а на 5-м круге и вовсе вылетел с трассы, откатившись в конец пелотона. В итоге почти весь заезд мексиканец провел на 18-м месте, а в конце предпоследнего круга по просьбе инженеров заехал в боксы – став, таким образом, единственным участником спринта, который не смог пересечь финишную линию.
Еще одним гонщиком, допустившим серьезную ошибку в дебюте спринта, стал Никита Мазепин. Россиянина закрутило на первом круге после контакта с Миком Шумахером – что, впрочем, не помешало Никите добраться до финиша (на 19-м месте) в 9-ти секундах от напарника.
Вопреки предсказаниям о езде «паровозиком» заезд не обошелся без прорывов и провалов. В частности, в самом начале гонки Фернандо Алонсо с 11-го места прорвался на 5-е – а стартовавший 9-м Карлос Сайнс после контакта в борьбе с Джорджем Расселлом откатился в середину второй десятки. После этого два испанца начали движение навстречу друг другу: пилот Alpine терял места, а гонщик Ferrari – отыгрывал.
В целом по итогам спринта Сайнс потерял два места, а Алонсо отыграл 4 места. Стоит отметить, что наибольшего прогресса по сравнению с квалификацией добились два наиболее опытных пилота – Алонсо и Кими Райкконен. Причем для обоих нынешний субботний результат стал лучшим с начала сезона.
Свои квалификационные позиции в итоге сохранили только 4 пилота: Валттери Боттас, Шарль Леклер (4-й) и оба пилота AlphaTauri.
Дополнение: вечером после спринта Джордж Расселл был признан виновником инцидента с Сайнсом и оштрафован потерей 3-х позиций на стартовой решетке, переместившись с 9-го места на 12-е. Благодаря этому Эстебан Окон стал еще одним гонщиком, отыгравшим в субботу 4 позиции. А количество пилотов, сохранивших позиции, завоеванные на квалификации в пятницу, сократилось до 3-х.
Алонсо стал (наряду с Боттасом, Оконом и Райкконеном) одним из гонщиков, выделившихся на общем фоне в плане выбора типа шин. В то время как остальные пилоты вышли на старт на резине Medium, упомянутая четверка предпочла самые мягкие покрышки.
Первый в истории спринт «Формулы-1». Что это было?
«Гран-при Великобритании». Спринт
1. Макс Ферстаппен (Голландия, Red Bull) — 25.38,426
2. Льюис Хэмилтон (Великобритания, Mercedes) — 1,430
3. Валттери Боттас (Финляндия, Mercedes) — 7,502
4. Шарль Леклер (Монако, Ferrari) — 11,278
5. Ландо Норрис (Великобритания, McLaren) — 24,111
6. Даниэл Риккьярдо (Австралия, McLaren) — 30,959
7. Фернандо Алонсо (Испания, Alpine) — 43,527
8. Себастьян Феттель (Германия, Aston Martin) — 44,439
9. Джордж Расселл (Великобритания, Williams) — 46,652
10. Эстебан Окон (Франция, Alpine) — 47,395
11. Карлос Сайнс (Испания, Ferrari) — 47,798
12. Пьер Гасли (Франция, AlphaTauri) — 48,763
13. Кими Райкконен (Финляндия, Alfa Romeo) — 50,677
14. Ленс Стролл (Канада, Aston Martin) — 52,179
15. Антонио Джовинацци (Италия, Alfa Romeo) — 53,225
16. Юки Цунода (Япония, AlphaTauri) — 53,567
17. Николас Латифи (Канада, Williams) — 55,162
18. Мик Шумахер (Германия, Haas) — 68,213
19. Никита Мазепин (Россия, Haas) — 77,648
20. Серхио Перес (Мексика, Red Bull) — сход
Историческая спринтерская квалификация не подвела. Короткая гонка запомнится ярким стартом, жесткими обгонами, столкновениями между напарниками и вылетом одного из лидеров. Несмотря на первое место в пятничной квалификации, Льюис Хэмилтон ничего не смог поделать с Максом Ферстаппеном в субботу. Зрелищный спринт вызвал большой аппетит к завтрашней основной гонке.
Хэмилтона, Норриса и Расселла гонят переполненные трибуны
Необычное «Гран-при Великобритании» началось с пятничной практики и квалификации, которая определяла стартовый порядок на первый в истории субботний спринт. Макс Ферстаппен оказался быстрейшим на тренировке, а Льюис Хэмилтон никак не мог понять, как голландец закончил сессию с преимуществом в 0,7 секунды над остальными. В квалификации же Льюис сумел достойно ответить Максу. На радость местной публике, которая создавала безумную атмосферу на «Сильверстоуне», Хэмилтон оказался лучшим в квалификации и получил право стартовать первым в спринте. Победа в пятничной квалификации не принесла британцу статистически 101-й поул в карьере, ведь официально обладателем поул-позиции станет победитель субботней гонки. Ферстаппен на этот раз довольствовался второй позицией, а тройку привычно замкнул Валттери Боттас.
Спринт в Формуле-1: Что это такое, как будут начисляться очки, зачем он нужен
В 2021-м году в Формуле-1 появится совершенно новый формат гонки – это квалификационный спринт. В апреле руководство «королевских гонок» утвердило, что уже в текущем сезоне будет проведено три спринта, а через год их может стать шесть. Рассказываем о том, что такое квалификационный спринт.
РЕГЛАМЕНТ И ФОРМАТ
Квалификационный спринт – это мини-гонка на 100 километров. Предполагает, что она будет длиться примерно 25-30 минут. По итогу этой гонки победитель получит три очка, два очка – обладатель второго места и одно – финишировавший на третьем месте. При этом во время спринта не будет пит-стопов.
Результаты квалификационного спринта определят стартовую решётку во время основного гран-при.
ЧТО БУДЕТ С КВАЛИФИКАЦИЕЙ И ПРАКТИКАМИ НА ТАКИХ ЭТАПАХ?
Классическая квалификация будет перенесена на пятницу, а вот количество свободных заездов уменьшится на один. Теперь будет две сессии свободных заездов.
Стоит сказать, что на таких этапах квалификации будет изменены правила использования шин. Теперь команды будут использовать только «софт». При этом во время основной гонки пилоты могут самостоятельно выбирать комплект резины, а не тот, на котором они показали лучшее время во втором сегменте.
ГДЕ ПРОЙДУТ СПРИНТЕРСКИЕ ГОНКИ?
На текущий момент точно известно, что первая спринтерская гонка пройдет на гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Скорее всего, такая гонка будет и в итальянской Монце. А вот по поводу третьего этапа пока что остаются вопросы – больше всего шансов в бразильского Интерлагоса.
Спортивный директор Формулы-1 Росс Браун считает, что в 2022-м будет как минимум шесть спринтерских гонок.
ЧТО ДУМАЮТ ПИЛОТЫ И БОССЫ КОМАНД?
Мнений относительно нового формата разделились практически пятьдесят на пятьдесят. Приведем лишь несколько цитат.
Жан Тодт, президент ФИА:
— Если честно, мне не нравится идея спринтерских гонок. Мне кажется, что Формуле-1 это не нужно. Тем не менее, мы понимаем, что Формуле-1 нужны новые форматы, все хотят попробовать что-то новое. Давайте попробуем сделать этот эксперимент, посмотрим, как пойдет. Самое главное, чтобы это не навредило воскресной гонке.
Андреас Зайдль, руководитель «Макларена»:
— Мы всегда выступали за спринтерские гонки. Здорово, что уже в этом году мы сможем опробовать данный формат. При этом мы понимаем, что нужно действовать достаточно осторожно. Посмотрим, добавит ли спринт интригу в борьбу в чемпионате.
Себастьян Феттель, пилот «Астон Мартин»:
— Я считаю, что новый формат сделает уикенд ещё более напряженным. У нас будет меньше времени на подготовку, сразу нужно будет показывать результат. При этом все будут в равных условиях, так что скоро мы узнаем, понравится ли такой формат зрителям или нет.
Хельмут Марко, консультант «Ред Булл»:
— Я не буду пока делать никаких выводов. Давайте завершатся три экспериментальных спринта, и тогда мы точно скажем, есть ли в них смысл или нет. Мы открыты к тому, чтобы дать спринтерским гонкам шанс закрепиться в календаре чемпионата.
Эрик Булье, руководитель гран-при Франции:
— Мне нравится идея спринтерских гонок, но я считаю, что они должны использоваться или на всех этапах или вообще не использоваться. Условия должны быть одинаковыми для всех.
10 интересных фактов о первой в истории гонке Формулы 1
Формуле 1 – 70 лет. Официальный сайт чемпионата вспоминает гонку в Сильверстоуне 13 мая 1950 года.
1. Гонка прошла под двумя названиями
Невероятно, но факт: у первого в истории Гран При Формулы 1 было два статуса. Официально гонка называлась Гран При Европы. В те годы было нормальной и почетной практикой присвоить гонке такой статус. Но поскольку гонка проходила на территории Великобритании, да и ещё в присутствии королевской семьи, ей было присвоено второе название – Гран При Великобритании.
Пит-лейн в Сильверстоуне-1950 Фото: Formula 1
2. Woodcote был первым поворотом на трассе Сильверстоун
С 1952-го по 2011-й Woodcote был последним поворотом Сильверстоуна, а в 1950-м, наоборот – первым. Поэтому можно сказать, что этот поворот стал первым в истории гонок Формулы 1.
После Woodcote следовали Copse, Maggots, Becketts, Chapel, Stowe, Club и Abbey, выводивший на главную прямую со стартовым полем в порядке 4-3-4.
3. На гонке присутствовала королевская семья
120 тысяч зрителей пришли на автодром Сильверстоун в день гонки. Хотя, конечно, самыми почетными гостями стали король Великобритании Георг VI, королева Елизаветой и принцесса Маргарет.
Британская королевская семья смотрит гонку Фото: Formula 1
4. Участие в гонке приняли Тайский принц и швейцарский барон
В начале своего существования Формула 1 была уделом аристократов, нежели спортсменов. Среди 21 гонщика на старте в Сильверстоуне были такие личности, как наследный принц Таиланда Бирабонгзе Банудей Банубанд, более известный как принц Бира, и швейцарский барон Туло де Граффенрид.
Бира, который оставался единственным тайским гонщиком Формулы 1 до Алекса Албона в 2019-м, стартовал пятым и не добрался до финиша – кончилось топливо. А де Граффенрида подвел двигатель.
5. Темп в гонке задавали три «Фа»
К 1950-му гоночному автомобилю Alfa Romeo 158 было уже 13 лет. Но благодаря 1,5-литровому мотору V8 мощностью 350 л.с. эта машина оставалась лучшей в своем классе. Поэтому трио гонщиков итальянской марки Луиджи Фаджиоли, Джузеппе Фарина и Хуан-Мануэль Фанхио, чьё трио получило название Три «Фа», с легкостью опередили соперников. В квалификации они заняли три первых места и привезли секунду даже напарнику Реджу Парнелу.
На протяжении 70 кругов и двух с лишним часов три ведущих гонщика Alfa Romeo несколько раз менялись местами. Победил в итоге Фарина, опередивший на 2,6 секунды Фаджилио. А третьим финишировал Парнелл. Фанхио выбыл из-за поломки выхлопной трубы, которую, как считается, повредил при столкновении с соломенным тюком в повороте Stowe.
Гоночные автомобили Alfa Romeo Фото: Formula 1
6. Не обошлось без зверюшек на трассе
Почти каждый сезон в Формуле 1 в одной или нескольких гонках на трассе появляются представители местной фауны – бобры, чайки, совы и даже вараны. Самая первая гонка в 1950-м не стала исключением. На трассу выбежал заяц – Редж Парнелл не успел увернуться и сбил незадачливое животное. С вмятиной на капоте британец добрался до финиша.
7. Средний возраст гонщиков – 39 лет
Трем участникам Гран При Европы/Великобритании было за 50 лет: Луиджи Фаджиоли – 51, Луи Широну – 50, Филиппу Этанселену – 53. Пятерым было за 40, в том числе победителю гонки Джузеппе Фарине (43).
Самому молодому гонщику, британцу Джеффу Кроссли было 29 лет.
Джузеппе Фарина пересекает финишную черту Фото: Formula 1
8. На 11-м месте финишировал джазовый музыкант
На старт в Сильверстоуне-1950 вышел джазовый музыкант, и это не шутка. Англичанин с бельгийским паспортом Джонни Клэз квалифицировался последним, проиграв даже секунду гонщику на предпоследнем месте. По крайней мере он доехал до финиша – тоже на последнем месте и с отставанием шесть кругов от победителя.
Джузеппе Фарина впереди Луиджи Фаджиоли Фото: Formula 1
9. Неудавшийся дебют BRM
Новый британский конструктор BRM планировал выйти на старт. Но автомобиль под управлением основателя компании Раймонда Мейса сломался после нескольких демонстрационных кругов перед стартом. Дебют Type 15 в гонках Формулы 1 состоялся только через год, там же в Сильверстоуне.
10. Гонку поддержки чуть не выиграл Стирлинг Мосс
Одним из главных героев гонки поддержки 500cc стал 20-летний Стирлинг Мосс. Будущий неоднократный претендент на титул в Формуле 1 сражался за победу вплоть до последнего поворота, но двигатель на его Cooper-JAP в самый последний момент дал сбой – отказал цилиндр – и Моссу пришлось довольствоваться вторым местом.
Первый подиум в истории Формулы 1 Фото: Formula 1