первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства

Политология. Тест с ответами #3

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

В чем сущность методологической функции?
Выражает развитие политической системы
Вооружает исследователей современными методами изучения и познания
Вооружает исследователей современными методами изучения и познания
Связана с раскрытием политической сферы
Формируют современную политическую культуру

Первичный субъект политики …
социальная группа
государство
класс
индивид
народ

Определение политики как концентрированного выражения экономики характерно для …
либертаризма
марксизма
институционализма
синергетики

_____________ группы интересов возникают неожиданно, в форме стихийной реакции на ту или иную ситуацию
стихийные
аномичные
ассоциативные
институционализированные
неассоциативные

Макрополитика формируется ______________ отношениями
межличностными
внутригосударственными отношениями
межгрупповыми
внешнеполитическими

_________ является федеративным государством
Австрия
Польша
Европейский Союз
Греция
Болгария

К структурам «входа» политической системы не относятся …
исполнительные органы власти
группы давления
политические партии
акции протеста трудящихся
массовые движения

Является ли дезинтеграция общества и обеспечение целостности общественной системы функцией политики?
нет
да

К регулировочным требованиям на «входе» политической системы относится требование …
предоставить статистическую информацию
сделать бесплатными медицинские услуги
обеспечить контроль над системой ЖКХ
повысить заработную плату

Левоэкстремистское политическое течение — …
глобализм
неолиберализм
большевизм
неоконсерватизм
неофашизм

Утилитарные ресурсы, согласно типологии А. Этциони — это …
законы
правоохранительные органы
материальные и социальные блага
ценности и нормы общества

Термин политика возник в _____________ и первоначально обозначал ____________
правление, освященное Богами
формы государственного правления
Древней Греции
вид древних городов
Древнем Египте
Древнем Риме
Древнем Китае
выборную власть
правление профессиональных чиновников

Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства?
Н. Макиавелли
Платон
Т. Мор
Конфуций

__________ идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства
социалистические
фашистские
центристские
левые
реформаторские
правые

Источник

Ответы к тесту: Форма идеального государства

первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Смотреть фото первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Смотреть картинку первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Картинка про первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Фото первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства

⚑ Закажите написание студенческой работы!

Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!

Тестовый вопрос: 1Кто ввел в научный оборот термин «политика»?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Аристотель.

Тестовый вопрос: Какую модель социального расслоения «идеального государства» обосновал Платон?

Выберите правильный ответ:

[неверно] Рабовладельцы; рабы; крестьяне и ремесленники.

[неверно] Воины; крестьяне; ремесленники.

[ верно ] Философы-правители; стражи и воины; земледельцы и ремесленники.

[неверно] Философы-правители; воины; рабы.

Тестовый вопрос: Кто является основателем концепции разделения властей?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Монтескье.

Тестовый вопрос: Какое определение более точно отражает предмет политологии?

Выберите правильный ответ:

[неверно] Политология – есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

[ верно ] Политология – наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями.

[неверно] Политология – это наука, изучающая иерархические отношения между людьми их организациями.

[неверно] Политология – это наука о формах и законах политического мышления.

Тестовый вопрос: С чем связана познавательная функция?

Выберите правильный ответ:

[неверно] С развитием общества.

[неверно] С исследованием современных методов.

[неверно] С осуществлением разнообразных прогнозов.

[ верно ] С раскрытием сущности политической сферы и присущих ей законов.

Тестовый вопрос: Что входит в мир политического?

Выберите правильный ответ:

[неверно] Жизнедеятельность людей в социальной сфере, общественное значение, связь между группами людей и их значимость.

[неверно] Роль государства и человека, связь общественного и государственного.

[ верно ] Сферы жизнедеятельности людей, связанными с властными отношениями, политическими институтами, взаимоотношение между людьми, обществом и государством.

[неверно] Сфера жизнедеятельности людей, связанными с их общественными связями и отношениями.

Тестовый вопрос: Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Платон.

Тестовый вопрос: 8Кого можно считать родоначальниками политической науки?

Выберите правильный ответ:

[неверно] Софокл, Перикл.

[неверно] Аристотель, Платон.

[неверно] Архимед, Ньютон.

[ верно ] Макиавелли, Ш. Монтескье.

Тестовый вопрос: Какие из перечисленных категорий относятся к политологии?

Выберите правильный ответ:

[неверно] Собственность. Деньги. Бюджет.

[неверно] Съезд. Митинг. Восстание.

[неверно] Характер. Память. Страх.

[ верно ] Партия. Государство. Власть.

Тестовый вопрос: 10Кому из мыслителей Древнего мира принадлежит научный труд «Политика»?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Аристотель.

Тестовый вопрос: К правильным формам правления Аристотель относил:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Политию.

Тестовый вопрос: В какой из позиций перечислены источники политической власти?

Выберите правильный ответ:

[неверно] легитимность, действенность, терпимость, самокритичность, предусмотрительность, реальность, твердость;

[неверно] право, авторитет, принуждение, убеждение, популизм;

[неверно] господство, руководство, контроль, организация, координация;

[ верно ] сила, богатство, престиж, статус, организация, знание, информация, авторитет.

Тестовый вопрос: В чем заключается сущность легитимности политической власти?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] признание законности и поддержка власти большинством населения, отсутствие сопротивления ей со стороны основной части граждан.

[неверно] легальность государственной власти;

[неверно] гармоничное единство и эффективность функционирования всех властных институтов;

[неверно] активное участие народа в политической жизни;

Тестовый вопрос: В какой из формулировок наиболее полно и точно отражено современное понимание политической системы общества?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] совокупность форм и методов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы в обществе, характер взаимоотношений государства и народа.

[неверно] A единый, целостный организм, обеспечивающий взаимодействие социальных сил и политических институтов в формировании, организации функционирования и совершенствования механизма политической власти в интересах тех, или иных социальных групп, образований, общества в целом.

[неверно] совокупность государственных институтов, политических партий и других общественно-политических объединений, участвующих в осуществлении политической власти.

[неверно] политическая организация общества, его институциональная структура.

Тестовый вопрос: Что является главной побудительной силой участия личности, социальных групп и их образований в политике?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] эмоции, чувства, переживания.

[неверно] ценности, идеалы, убеждения.

[неверно] потребности, интересы.

[неверно] программы, платформы, декларации.

Источник

Учение Платона об идеальном государстве

Содержание:

Введение

Творчество Платона будоражит умы на протяжении трех тысячелетий: его учения оказываются современными и значимыми в каждую эпоху.

Платон был пионером в области философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.

В истории философской мысли после Платона не было ни одного века, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно восхваляя его, то принижая в каком-то отношении.

Изучению жизни, трудов и учения Платона о государстве и праве посвящена огромная литература; начало было положено в четвертом веке до нашей эры учениками Платона. Его значение в истории настолько велико, что научные работы посвящены изучению и исследованию Платона и по сей день.

Платон с редким в истории мысли талантом создает учение объективного идеализма, которое не только направлено против достижений материалистических мыслителей и ученых, но и используется для обоснования реакционной общественно-политической системы взглядов. Идеализм Платона называется объективным идеализмом потому, что он признает существование вполне реального, независимого от человеческого сознания, т.е. объективного идеального бытия.

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых известных. Она представляет собой одновременно и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например Египта, и критику ряда недостатков греческого полиса, и рекомендует вместо отвергнутых идеальный тип жилища. Маркс показал, что источником государства Платона было его наблюдение за общим устройством Египта. Он также показал, что идеальное государство Платона было лишь афинской идеализацией египетской кастовой системы.

Диалог Платона «государство» представляет концепцию идеального политического устройства

Характеристика сословий по Платону

Целые сословия людей выполняют в государстве жизненно важные для общества функции; «этому способствуют ремесленные навыки, утонченные профессиональным обучением и опытом, умноженные наследственной передачей, усвоенные с детства в собственной семье и ближайшем окружении». Поэтому город должен состоять из землевладельцев, ремесленников, купцов, моряков, рабочих, поэтов, актеров, поваров, учителей, врачей и т.д. Платон убежден, что лучше всего работает тот, кто владеет одним делом, к которому он более способен, и занимается только им. «Поэтому можно все делать в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну работу в соответствии со своими природными склонностями и в то же время своевременно, не отвлекаясь на другие дела». Все способности человека принадлежат государству, которое свободно распоряжается ими по своему усмотрению.

Учение о совершенных и несовершенных формах государства

Лучшее государство, по Платону, должно: во-первых, обладать силой собственного переустройства и средствами своей обороны, достаточными для сдерживания и отражения врагов; во-вторых, осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.

Согласно Платону, государственное устройство зависит от нравов народа, его склонностей или характера. Государство есть то, что составляет его составные части. Между складом характера и формой правления он видит прямое соответствие.

Аристократическому государственному строю (т.е. идеальному государству) как правильному и хорошему виду государства Платон противопоставляет четыре ошибочных и порочных вида, характеризуя последние в 8-й книге «Государства» в порядке их постепенной деградации и порядка перехода от одного к другому. Платон, охватывая весь этот цикл деградации, сочетает в своем изложении разнообразные аргументы (философские, исторические, политические, психологические, мифологические, мистические и т.д.) и создает целостную динамическую картину политической жизни и смены ее форм.

Платон о человеке и обществе

Основной задачей трактата Платона о государстве является проблема благополучия и совершенства общества в целом и его членов.

Платон пишет, что «идеальное» общество должно обладать по крайней мере четырьмя главными добродетелями: мудростью, мужеством, благоразумием и справедливостью.

Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения.

Следовательно, разделение людей на сословия имеет для Платона огромное значение, оно определяет существование «идеального» государства, а нарушение кастовой системы считается высшим преступлением. Таким образом, государство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которые сам автор учитывал при описании «ущербных» государств.

Философы, опираясь на разум, управляют другими классами, ограничивая их свободу, а воины играют роль «собак», держащих в повиновении низшее «стадо». Это усугубляет и без того жестокое разделение на классы. Воины не живут в тех же местах, что и ремесленники, люди труда. Люди «низшей» породы существуют для того, чтобы обеспечивать «высших» всем необходимым. Высшие» охраняют и направляют «низших», уничтожая слабейших и регулируя жизнь остальных.

Такая общность описана им для класса воинов-стражей, которому автор уделяет большое внимание. По его мнению, отсутствие вражды внутри класса стражей влечет за собой единство низшего класса и отсутствие восстания.

Основная посылка Платона «состоит в том, что работник должен приспосабливаться к делу, а не дело к работнику» (К. Маркс).

В разделении труда он видит не только основу деления общества на классы, но и основной принцип устройства государства. Рациональное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться, прежде всего, на потребностях. Перечисление потребностей доказывает, что в городе-государстве должны существовать многочисленные отрасли общественного разделения труда, не только работники, производящие продукты питания, строители жилищ, изготовители одежды, но и

Платон, отчаявшись в практическом преобразовании несправедливого тиранического государства, то взывает к далекой античности, где вся ответственность ложится на плечи мудрых старцев, то укрепляет нравы и устои государства насильственным путем, тем самым насильственным, который был в обычае у тиранов.

Почтительный страх перед богами и законами, как бы озаренный божественной волей, оказывается основой счастливого общества. Безнадежность такой утопии совершенно очевидна. И сам Платон прекрасно это чувствует, когда называет и государство, и законы не иначе как «мифами», реализацию которых он относит к неизвестному будущему, не очень-то веря, что оно наступит.

«Законы» поражают своей скрупулезной регламентацией всех без исключения проявлений человеческой жизни, вплоть до брака и семейных отношений. Редко в истории человеческой мысли можно встретить такую страшную утопию, какую предлагает здесь Платон. Здесь не только полностью отсутствует теория идей, которая одухотворяла его утопию, но и социально-политические оценки Платона уже не столь принципиальны, как раньше.

Это смешение прекрасного и трагического было еще лучше выражено Платоном в отрывке из его «Законов», где в ответ на предложение иностранных актеров поставить трагедию он считает необходимым сказать, что его государство уже является трагедией и что граждане государства являются творцами самой прекрасной трагедии, какая только возможна, и самой лучшей.

Заключение

Платон хотел понять и оценить жизнь. Это, видимо, и было его судьбоносной миссией, тем заданием, без которого немыслимы были бы ни дальнейшая античная жизнь, ни века последующей культуры.

Его можно считать одним из первых древнегреческих философов, представивших свое понимание государства в систематизированном виде.

В диалоге Платона «Государство» причиной возникновения государства является наличие социальных потребностей индивидов друг в друге.

Свобода личности подавляется государством: оно стоит над гражданином, и то, что хорошо для государства, хорошо и для гражданина.

Жизнь и быт стражей построены на коммунистических принципах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д.

Женщины и мужчины уравнены в правах и способностях. Не пол, а способности, как у мужчин, определяли социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и остается актуальным и сегодня.

Представителям третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но только для того, чтобы обеспечить первые два сословия всем необходимым.

Устройство идеального государства в «Государстве» Платона возможно в форме монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их ухудшения и порядке перехода от одного к другому.

Допускается частная собственность (кроме земли) и индивидуальная семья. Предполагается, что производственные нужды сельского хозяйства будут полностью обеспечиваться рабами.

Предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая элементы демократии (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).

Список литературы

первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Смотреть фото первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Смотреть картинку первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Картинка про первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Фото первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Смотреть фото первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Смотреть картинку первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Картинка про первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Фото первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Смотреть фото первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Смотреть картинку первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Картинка про первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Фото первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройствапервый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Смотреть фото первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Смотреть картинку первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Картинка про первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства. Фото первый в истории политической мысли автор модели идеального государственного устройства

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Идеальное общественное устройство

Проекты идеального политического устройства в Античности. Представление об идеальном государстве на Древнем Востоке, в эпоху Возрождения. Изучение утопических идей Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Направления и принципы анархистской философской мысли.

Подобный жанр произведений получил название «Утопия», по названию романа Томаса Мора, опубликованного в эпоху Возрождения. Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция, постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т.п.

1. Проекты идеального политического устройства в античности

Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование «идеального» государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая «порочные» государства (например, расслоение общества в олигархическом государстве).

Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге «Государство» особого значения. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько. Основное внимание здесь уделяется Проблемам воспитания и образа жизни граждан. Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. «Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий».

Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных походов. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.

Образ жизни третьего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п.

Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно-замкнутого, самодостаточного государства.

Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами. Прообразом идеального государства для Платона была Спарта.

Характеризуя извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом.

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других. В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных «интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшения государственности, «извращения» совершенного типа, нарастания «корыстных интересов» в их строе.

1. Тимократия Ї власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям. Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. У людей уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

Нарисованная философом картина перехода от одного государства к другому, по существу, являлась понятийно-логической схемой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спарте, рост имущественного неравенства и др.), что придавало этой схеме вид исторической концепции. Идеологически она была направлена против демократических учений о совершенствовании общественной жизни по мере развития знаний. Платон стремился опорочить любые изменения в обществе, отклоняющиеся от стародавних порядков, проводил идею циклического развития истории.

— отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла;

Аристотель также представлял государство как нечто прекрасное по своей сути. «Целью государства является благая жизнь». Он исходил из того понятия, что человек «существо политическое», стремящееся к общению, и поэтому государство для него необходимо как воздух. «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».

Вслед за Платоном и Аристотелем он видел в государстве «дело народное», выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Как и Аристотель, он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступает право, закон.«Неправильные» по Аристотелю виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.

Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трёх простых форм правления. В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

«Государство есть достояние народа, а народ не любое объединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Еще одна цитата: «Право, установленное законом, одинаково для всех». Это значит, что, кроме того, граждане в понятии Цицерона должны быть равны, и, в отличие от Аристотеля, у которого граждане также являются равными, но крайне немногочисленными, здесь их число весьма велико.

Главной же добродетелью цицероновского гражданина считается доблесть. Цицерон описывает три основных строя, которые мы встречаем еще у Платона и Аристотеля: царскую власть, аристократию, политию (демократию). Однако, в отличие от Аристотеля, полагавшего, что данные государственные устройства, по сути, совершенны, но иногда могут иметь уродливые формы в виде тирании, олигархии и анархии, Цицерон вообще был не склонен считать царскую власть, аристократию и демократию совершенными. В каждой из них он видел какую-нибудь червоточину, поэтому его проект о создании идеального государства сводится к совмещению всех трех устройств. При этом необходимо было отбросить все негативные черты каждого из них, но оставить лишь положительные. На основе подобной интеграции монархии, аристократии и демократии должен был появиться четвертый, наиболее совершенный государственный строй.

В работе Цицерона «О государстве» он пишет о приоритете аристократии с уклоном к царской, но не к демократической власти. Неоднократно выступавший за демократические принципы, Цицерон мог подразумевать под царской властью не именно монархию, но республиканский строй, во главе которого стоит консул, цензор или иное должностное лицо, по влиятельности своей схожее с царем.

«Из трех указанных вначале видов государственного устройства, по моему мнению, самым лучшим является царская власть, но саму царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов государственного устройства».

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).

2. Представление об идеальном государстве на Древнем Востоке

Во время правления императора У ди Ханьская держава превратилась в сильное централизованное государство, одно из самых многонаселенных в древнем мире (сравнимое, пожалуй, лишь с Римской империей). Империя включала в себя 13 краев, разделившихся на 83 области, а области состояли из сяней. В каждом крае был подчиненный лично императору инспектор, державший под контролем весь административный аппарат. Общее число чиновников к концу 1 в. до д.э. превысило 130 тысяч.

С первых веков новой эры взгляды Конфуция все более искажаются, выхолащивается их первоначальный смысл. Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания, а синкретические верования народа, тяготевшие, прежде всего к даосизму, рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия. В контексте ортодоксального конфуцианства, когда государство стало верховным религиозным институтом, а система официальных культов приобретает законченный вид, водораздел между подданными и чиновным сословием все растет. Это способствует постепенному обожествлению Конфуция.

Однако китайское конфуцианство совершенствовалось на протяжении многих веков стараниями лучших его знатоков, как правило, умнейших и способнейших людей в Поднебесной. Усилиями великих мыслителей Чжу Си (1130-1200), Ван Ян-мина (1472-1528) и многих других оно в своей позднесредневековой форме неоконфуцианства обрело чрезвычайную популярность не только в китайской империи, но и за ее пределами, особенно в Корее и Японии. Этому способствовали несомненная жизнеспособность древнего учения, его завидное умение творчески усваивать все наиболее ценное из соперничающих доктрин, включая буддизм, роль которого в этом регионе была особенно значительной. После 1949 г. и в годы культурной революции учение Конфуция было полностью отброшено. Однако в настоящее время традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев. Родственники Конфуция в 67-м поколении пользуются большим уважением.

Конфуцианская политическая культура на примере современной административной системы Южной Кореи.

Основными чертами корейской административной культуры являются авторитарность, иерархичность, корпоративность, персонализм, ритуализация, нематериализм и безучастность. Авторитарность. Термин означает ситуацию, при которой интересы государства/начальства/властей ставятся выше интересов личности. Этот момент хорошо проявляется в армейском принципе единоначалия, который характеризуется большей жесткостью управления по сравнению с гражданским обществом и большим ограничением свободы подчиненных. Известно, что политическая традиция Дальнего Востока располагает к авторитарному типу управления. Так как правитель есть главный распределитель Благодати, от него требуют достаточно решительных действий по насаждению ее в мире, и мягкий и нерешительный начальник пользуется меньшим уважением, чем жесткий и решительный “тиран”, так как внимание акцентируется не на методах достижения великой цели, а на достигнутом результате.

Поддержание стабильности и гармонии является более важной целью, чем индивидуальные блага отдельно взятого подданного, и конфуцианская политическая культура относится к ограничению индивидуальной свободы человека гораздо более спокойно, чем демократия западного толка. Иерархичность. Этот компонент очень часто не отделяют от авторитарности, с которой он действительно часто “идет рука об руку”. Но если авторитарность рассматривается нами, в основном, как мера жесткости управления, то под иерархичностью мы подразумеваем преобладание вертикальных связей над горизонтальными. Безусловной особенностью корейской бюрократической системы, равно как и всего корейского общества, является его иерархичность, основанная на традиционной конфуцианской системе межличностных отношений. Отношения эти построены по вертикальному принципу и разделяются на пять типов: государь-подданный (иными словами, начальник-подчиненный), отец-сын, муж-жена, старший брат-младший брат, друзья.

Корпоративность. По нашему мнению, именно этим словом следует перевести корейское “чиптанджуый”, традиционно переводящееся как “коллективизм”, но в действительности означающее не столько стремление к объединению в единое целое, сколько к обособлению небольшой группы от остального общества, разделению его по формуле “свои-чужие”. Более резким аналогом этого термина было бы широко употребляемое у нас в советские времена слово “групповщина”, хотя южнокорейские политологи предпочитают слово “семейственность”, потому что основным примером для организации отношений внутри корпорации как структуры является патриархальная семья (если угодно, семейный клан).

Позитивной стороной приверженности традициям и ритуалам является то, что общение посредством ритуала быстрее и точнее, чем вербальное, поскольку существует целая система принятых кодов поведения. Кроме этого, система ритуала, безусловно, является хорошей гарантией поддержания стабильности и порядка, поскольку политический порядок становится как бы социальным или этическим, ибо ритуал есть часть не политической, а общественной жизни. Ритуал также позволяет более четко формировать социальные роли.

Следует помнить, что в традиционном конфуцианском мировоззрении коммерческий успех воспринимался не как результат личных качеств коммерсанта, а исключительно как проявление удачи.

Следует, однако, отличать конфуцианство вообще от его корейского варианта. Дело в том, что многие ученые справедливо отмечают, что, в отличие от классической китайской модели, в корейском конфуцианстве на первое место выдвигались не взаимоотношения государя и подданных, а отношения отца и детей, и сыновняя почтительность ценилась выше верности государю. Отсюда и определенная патриархальность власти, при которой политическое лидерство правителя было невысоким, и фракционная борьба как самое яркое проявление принципа семейственности.

3. Идеальное государство в эпоху Возрождения

В сочинениях утопических социалистов были по-новому поставлены вопросы государства и права К. Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии»

Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии.

В их работах рассматриваются и вопросы о деятельности-будущего идеального государства по организации производства и распределения в интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и анализируются многие другие вопросы внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность

В произведении «Утопия» Томас Мор (1478—1535) подверг критике существующий в Англии общественный и политический строй. Критика современного Мору государства и кровавого законодательства Англии и описание политического строя будущего занимает в «Утопии» значительное место. Мор подвергает всесторонней критике язвы существующего общества и считает их причиной частную собственность. «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел».

Мыслитель рисует в своей книге такое общество, где ликвидация частной собственности привела к установлению равенства. Мор в центр внимания ставит общность производства. В «Утопии» труд носит обязательный характер. Все должны заниматься физическим трудом, от которого освобождаются лишь ученые и должностные лица на период исполнения ими общественных обязанностей. Все население «Утопии» занимается как ремесленным, так и земледельческим трудом. Так как здесь работают все, то при непродолжительном рабочем дне население, по мнению Мора, может быть обеспечено всем необходимым

Политический идеал Мора пронизан демократизмом. Все основные должностные лица избираются народом, отчитываются перед ними и должны действовать в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются всеми жителями «Утопии». Главная обязанность должностных лиц состоит в том, чтобы заниматься организацией хозяйственного процесса

Подобное общественное и политическое устройство ведет к высоким нравственным качествам населения «Утопии». Вследствие этого в государстве незначительное число законов. Строй описанного им общества Мор признает «не только наилучшим, но также и единственным, который может присвоить себе с полным правом название общества. Именно, в других странах повсюду говорящие об общественном благополучии заботятся только о своем собственном. Здесь же, где нет никакой частной собственности, они фактически занимаются общественными делами».

Именно такой строй изображает Кампанелла на страницах своей книги. В Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов. Потребление, как и производство, носит общественный характер, хотя здесь Кампанелла вводит общую собственность даже на предметы одежды и личного обихода.

Интересны идеи Кампанеллы о трудовом воспитании. Обучение в Городе Солнца связано с производственным трудом. Большое значение придается развитию науки и техники.

Утопические черты в учении Кампанеллы, черты грубой уравнительности и аскетизма были характерны для того времени.

В трудах Мора и Кампанеллы не говорится о путях преобразования существующего общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа.

Роман «2440 год» Луи Мерсье (1740-1814, Франция).

Писатель предреволюционной эпохи попытался рассказать современникам, что их ждет в будущем, если они пойдут по правильному пути.

«На каждой улице стоял стражник, который следил за общественным порядком; он распоряжался движением карет, а также людей, нагруженных тяжкой ношею, причем особо заботился о том, чтобы дать им дорогу в первую очередь».

В описании будущего социалистического общества читатель находит черты, роднящие «Что делать?» с теми картинами счастливого общества, которые представлялись воображению Мора и Кампанеллы. Чернышевский подчёркивает созидательную роль свободного труда, науки и техники в создании материального изобилия при социализме, а также естественное сочетание потребности в труде, высокого уровня интеллекта и здравого эстетического вкуса у людей будущего.

Однако именно в «Четвёртом сне Веры Павловны» обнаружились слабости, типичные для утопистов всех времён и народов. Они заключались в чрезмерной «регламентации подробностей», вызвавшей несогласие даже в кругу единомышленников Чернышевского. Салтыков-Щедрин писал: «Читая роман Чернышевского «Что делать?», я пришёл к заключению, что ошибка его заключалась именно в том, что он чересчур задался практическими идеалами. Кто знает, будет ли оно так? И можно ли назвать указываемые в романе формы жизни окончательными? Ведь и Фурье был великий мыслитель, а вся прикладная часть его теории оказывается более или менее несостоятельной, и остаются только неумирающие общие положения».

Первые анархистские идеи восходят к древнегреческим и древнекитайским философским школам (хотя ростки протоанархизма находят в разных странах мира, в том числе в Египте и др. Современный же анархизм возник из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из аргументации Жан-Жака Руссо, его идеях о свободе и морали.

Кроме того к предшественникам современного анархизма можно отнести ранних христиан, многие религиозные христианские ереси, такие как например движение анабаптистов.

Семь принципов анархизма

Теория анархизма предусматривает следующие принципы:

1. отсутствие власти

2. свобода от принуждения

3. свобода ассоциаций

· Отсутствие власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек, либо группа лиц не будут навязывать своё мнение, желание и волю другим лицам. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.

Подобные документы

Выделение антропоцентрических и гуманистических идей философской мысли эпохи Возрождения. Основные идеи натурфилософии Николая Кузанского и Джордано Бруно. Содержание социальных теорий мыслителей Ренессанса Макиавелли, Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

реферат [39,0 K], добавлен 10.11.2010

Интерес к проблемам, существовавшим в государстве, обществе, церкви, как отличительная черта эпохи Возрождения. Теория Т. Мора об устройстве государства и общества. Проект идеального общества. Кампанеллы. Суть рассуждений Дж. Бруно о бесконечности миров.

контрольная работа [45,0 K], добавлен 27.06.2014

Характеристика социальным утопиям Возрождения (на примере творчества Т. Мора и Т. Кампанеллы). Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения. Взгляд современной науки на основные формы и диалектику бытия. Эволюция психоаналитической философии.

контрольная работа [55,9 K], добавлен 12.05.2008

Характеристика понятия идеального, которое является квинтэссенцией и сущностным свойством сознания. Изучение возникновения сознания и анализ проблемы идеального в философии, условия и форма его существования. Особенности научной интерпретации идеального.

реферат [34,4 K], добавлен 14.01.2010

Становление естественнонаучной мысли в эпоху Возрождения и ее значение для развития философии. Натурфилософские идеи Б. Телезио, Парацельса и Ф. Патрици. Пантеистический и органистический натурализм Д. Бруно. Метафизический органицизм Т. Кампанеллы.

контрольная работа [29,8 K], добавлен 20.09.2009

История развития демократии и влияние философской мысли на развитие в Древней Греции. Исследования Платоном данной проблемы, направления и особенности, критика. Этапы и предпосылки развития демократии в древнем Риме, сущность и содержание идей Цицерона.

курсовая работа [51,2 K], добавлен 18.08.2014

Особенности культуры эпохи Возрождения. Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения. Гуманизм. Натурфилософия. Никколо Макиавелли. Новые взгляды на общественную жизнь. Влияние Ренессанса на государственное устройство.

реферат [28,0 K], добавлен 02.12.2006

Изучение зарождения философской мысли и направлений философии Древнего Китая как уникальной ветви восточной философской системы. Зарождение и развитие даосизма. Исследование конфуцианства как важнейшего направления философской и этической мысли Китая.

контрольная работа [35,5 K], добавлен 26.09.2011

Изучение биографии Платона; его вклад в развитие философской науки. Рассмотрение основ теории идей филосова, учения о душе (ее взаимосвязь с человеческим телом, ее способности к познанию), о познании и о государстве (мысли о государственном устройстве).

контрольная работа [29,4 K], добавлен 23.05.2014

контрольная работа [39,6 K], добавлен 23.08.2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *