первый в истории проект идеального государства разработал
Основы социального государства. Тема 2. Становление идей о социальном государстве в мировой науке. Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Термин «социальное государство» в середине 19 в. предложил …
К.Маркс
О. фон Бисмарк
Л. Фон Штайн
У.Черчилль
Аристотель
Т.Мор
2. Первый в истории проект идеального государства разработал …
Сократ
Платон
Аристотель
Конфуций
3. Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной ассамблеей ООН в … году.
1948
1921
1789
1991
4. Понятие «феминизм» …
отражает идею установления равенства гражданских прав женщин и мужчин
отражает идею установления правовых преференций женщинам по отношению к мужчинам
предполагает наделение женщин политическими (избирательными) правами
5. Цель политики с точки зрения Аристотеля
справедливость (общее благо)
всеобщее равенство
безопасность государства
счастье каждого человека
6. Развитие утопического социализма в 18-19 вв. связано с …
переходом от варварства к цивилизации
глобализацией социальных процессов
развитием капитализма и углублением социальных противоречий
возникновений мировой системы социализма и началом «холодной войны»
7. Социальное государство у Платона основано на …
власти политиков-философов, обеспечивается справедливым трудом всех сословий, а наилучшее устройство общества предполагает также общность имущества, жён и детей
принципе справедливой оплаты труда работников
полном имущественном равенстве граждан
стимулировании государством частной инициативы
8. По Аристотелю, наилучшее государство — это общество, которое основано на…
преобладании среднего, слоя, который владеет частной собственностью
освященной религией иерархии каст
личной свободе граждан и их имущественном неравенстве
полном равенстве всех людей
9. Один из наиболее известных принципов социализма «от каждого по его способностям, каждому — по его труду» сформулировал …
А. Сен-Симон
К.Маркс
Т.Мор
Р.Оуэн
10. Социализм с точки зрения К.Маркса …
рассматривается как переходная ступень к наиболее совершенному состоянию общества, которое называется коммунизмом
желаемый, но недостижимый идеал, выполняющий регулятивную функцию
одна из возможных моделей государственного устройства на индустриальном этапе развития
11. Представители христианского гуманизма
Т.Мор, Эразм Роттердаммский
Фома Аквинский, Августин Аврелий
К.Маркс. Ф.Энгельс
Платон, Аристотель
12. Политическая идеология, с подъемом которой связана критика теории и практики социального государства в конце 20 в.
социал-демократия
неоконсерватизм
национал-социализм
либерализм
13. Определение человека как политического животного дал …
Платон
Аристотель
Макиавелли
К.Маркс
14. Автор книги «Государь»
Т. Кампанелла
Н.Макиавели
Ф.Энгельс
Аристотель
Вольтер
15. Автор книги «Утопия»
Т.Мор
Т. Кампанелла
Н.Макиавели
Ф.Энгельс
16. Концепции «информационного общества» разрабатывали …
Д.Белл, Э. Тоффлер
К.Маркс, Ф.Энгельс
Платон, Аристотель
П.Сорокин, Г.Плеханов
17. Гуманизм – это …
мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности
учение о равенстве всех людей
учение о творении человека Богом
синоним идеи социальной справедливости
18. В основе перехода общества в постиндустриальную фазу лежит …
научно-технологический прогресс, а именно – производство информации и её использование
переход к коммунистическим общественным отношениям
переход к крупному машинному производству как технологической основе экономики
становление рыночной экономики
государственное регулирование всех сторон общественной жизни
19. Три главных слоя граждан по Аристотелю
очень зажиточные, средние, крайне неимущие, а также рабы
высший, средний и низший классы
рабочие, крестьяне, рабы и интеллигенция
политики-философы, воины, ремесленники и торговцы
20. Экономическая основа идеального государства, с точки зрения Т.Мора
частная собственность
отмена частной собственности
государственное регулирование рынка
«военный коммунизм»
18. Идеальное государство Платона
18. Идеальное государство Платона
Платон (427–347 до н. э.) происходил из знатного афинского рода, был учеником Сократа, после его казни в 399 г. до н. э. покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Италию, а вернувшись, основал в пригороде Афин в одной из рощ философскую школу под названием «Академия». Огромное влияние на Платона оказали Сократ, Пифагор, пифагорейцы.
В диалоге «Государство» Платон ведет спор с современными ему софистами по поводу наилучшего устройства государства. Свои идеи он вкладывает в уста Сократа. Платон резко критикует афинскую демократию, принципы которой отстаивают софисты, считавшие, что управлять государством может каждый. Платон ориентируется на правление философов и рисует картину идеального государства — в нем каждая личность является частью единого целого, каждый знает свое дело.
Население идеального государства разделено на три сословия, соответствующие трем началам человеческой души: разумное начало — философы, яростное начало — воины, вожделеющее начало — производители. Философы-правители являются совещательным началом государства, воины являются защитным началом государства, производители — деловым началом государства. Платон предполагает справедливость, основанную на сословном разделении труда и общественных обязанностей. Причем Платон говорит о геометрической гармонии, геометрическом равенстве, которые можно построить, только соблюдая иерархию: философы руководят воинами и производителями, воины, в свою очередь, — только производителями. Получается треугольник, на вершине которого — философы.
Два высших сословия (философы и воины) не имеют частной собственности и семьи, а воспитанием их детей занимается государство. Это своего рода государственные люди. Их задача — чтобы государство работало без сбоев. Разделение на сословия Платон обосновывает природными, божественными различиями. Переход из сословия в сословие практически невозможен, и только в редких случаях — из сословия философов в сословие воинов и наоборот. Равные права с мужчинами имеют женщины, но они не могут быть философами. Производители лишены возможности управлять и защищать, но взамен этого они могут наслаждаться безбедной жизнью. Государство решает, какова должна быть эта жизнь. Основная цель идеального государства Платона — счастье для всех, единство и единомыслие членов общества, в котором нет ни бедности, ни богатства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
19. Усовершенствованный проект идеального государства Платона
19. Усовершенствованный проект идеального государства Платона С годами Платон улучшил разработанный им проект идеального государства (в диалоге «Законы»). В этом государстве Платон поместил 5040 жителей. Количество жителей должно оставаться неизменным, для обеспечения
23. Идеальное государство Аристотеля
23. Идеальное государство Аристотеля Аристотель дал государству следующее определение: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». По Аристотелю, государство является продуктом естественного развития. Он воспринимает
34. Правовое государство
34. Правовое государство Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.Основные принципы:а) демократическая власть;б) реализация принципа
Партия и государство
Партия и государство Самым принципиальным отличием нового правогосударственного уклада были совершенно особые, не известные предыдущей государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организации, согласно которым вся деятельность и институты
В. «Земское государство»
В. «Земское государство» Проф. Дьяконов (И. с. С. 298–299), следуя за проф. Сергеевичем, находит наши мнения об основах первобытного государственного союза недоказанными (мы смягчаем термины пр. Дьяконова). Спор идет не о терминах только, т. е. предмете весьма второстепенном, а
18. Российское государство — федеративное государство
18. Российское государство — федеративное государство Российское государство состоит из нескольких равноправных субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 8 автономных округов, 1 автономной области и 2 городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).Каждый
Государство – это Я
Государство – это Я Исторически во многих монархиях источником закона считался монарх, даже если закон вырабатывался коллегиально или социально, в результате серьезного общественного обсуждения. Разумные монархи предпочитали избегать единоличного решения –
«Идеальное государство» Платона
Государство как идея и «реальные государства»
Самое известное учение об идеальном государстве принадлежит великому древнегреческому философу Платону. Чтобы понять суть взглядов на идеально государство, необходимо знать суть его философии в целом. Платон считал необходимым различать обладающие истинным бытием существующие вне времени и пространства идеи и сами вещи, представляющие собой некие бледные копии, воплощения идей. Относительно к государству сказанное означает, что Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства. Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т.е. государству как идее.
Справедливость как основной принцип устройства
идеального государства
Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей – «помощниками правителей и проводниками их взглядов».
Наиболее важным и сложным является вопрос о том, почему же правящие сословия посвятят свою жизнь служению общему благу? Это, согласно Платону, достигается рядом условий.
Философы должны править потому, что только они способны постичь истинное бытие, т.е. истинное благо для государства и всех его членов. Формирование сословия правителей-философов, по Платону, происходит следующим образом. Всем стражам еще в детстве даются предварительные знания в различных областях (счет, геометрия и др.). Одновременно их берут и на войну, чтобы воспитать в них мужество и другие необходимые качества. По достижении двадцати лет те из них, «кто во всем этом – в трудах, в науках, в опасностях – всегда будет выказывать себя самым находчивым», заносятся в «особый список». Отобранные продолжают дальнейшие занятия, и по достижении ими тридцати лет производится второй отбор. «Самые лучшие» еще пять лет обучаются диалектике – «искусству рассуждать». И только после этого они занимают различные государственные должности.
Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые ложные ценности могут дезориентировать его население. А небольшим – по той причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство практически невозможно. Платон говорил, что «государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым». Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком маленьким.
Платон верил, что его идеальное государство можно воплотить в реальность. Это можно будет сделать двумя способами. Во-первых, говорил Платон, среди потомков царей случайно могут оказаться философские натуры, которые будут править по справедливости, а граждане начнут охотно выполнять их установления и законы. Во-вторых, придя к власти, философы вышлют из государства всех старше десяти лет, а остальных воспитают на свой лад.
Значение и недостатки учения Платона
Важнейшее значение учения Платона заключается в том, что оно положило начало теориям социального управления в самом широком смысле слова. Вместе с тем недостатки его учения очевидны. Прежде всего, отметим, что никоим образом невозможно доказать, что идея государства где-либо существует. Поэтому и представления о его устройстве, какими бы оригинальными и глубокими они ни были, являются чисто субъективными. Кроме того, очевидно, что нарисованный им образ жизни стражей отнюдь не такой привлекательный. И на вопрос о том, а будут ли сами стражи чувствовать себя счастливыми, Платон уклончиво отвечал, что важнее благо всего государства, а не отдельных его сословий. Стражи, по его мнению, должны чувствовать себя счастливыми в силу того, что выполняют присущие им функции и вносят посильный вклад в общее благо. Надо, говорил Платон, внушить им, чтобы они стали отличными мастерами своего дела. Наконец, платоновское идеальное государство, по сути, не знает изменений.
Идеальное государство: от Платона до Третьего Рима
Теория идеального государства связана с именем древнегреческого философа Платона. Платон в своей книге «Государство» представлял идеальное общество в виде кастовой организации.
Далее в истории тему идеального государства рассматривали Томас Мор («Утопия»), Томазо Компанелла («Город Солнца»).
Ко всем религиям в Утопии отношение терпимое, и запрещен только атеизм. Труд в Утопии является обязательным для всех граждан. Деньги в Утопии существуют только для торговли с другими странами, причем торговля является государственной монополией.
Кампанелла сам был священником и поэтому религия в городе Солнца занимает достойное место.
На смену Мору и Кампанелле пришли французские просветители ХУIII, которые остро критиковали католическую церковь и видели общественный идеал в республике.
Все перечисленные «утопические» теории создали условия для появления на «свет» утопического социализма.
В некой «фаланге» Фурье видел совершенство общественных отношений. Но и здесь «фалангой обязан был руководить ареопаг из самых опытных и мудрых «гармонийцев» (так должны были называться люди, живущие в новом, гармоничном обществе).
Пропагандой марксизма в России «занялась» группа «Освобождение труда» во главе с Г.В.Плехановым.
Пропаганда марксизма привела революционеров к созданию в 1898 г. (Минск) и 1903 г. (Лондон) Российской социал-демократической рабочей партии.
Если кредо П.Б.Струве заключается в том, что Россия в конце ХIХ в. «страдала» не от капитализма, а от его неразвитости в стране, то у о. Сергия Булгакова речь идёт о новом «лике» общественного христианства, которое называется социализмом.
Важно, что о. С.Булгаков связывает развитие социального христианства с пророческим служением.
Важно заметить, что концепция христианского социализма включает в себя признание общечеловеческих ценностей.
Религия, таким образом, может побуждать людей не только к личному благочестию и благотворительности, но и к честной работе в «миру», к улучшению политической и экономической систем, к доброжелательному диалогу со всеми людьми доброй воли, то есть к активности в той сфере, которую традиционная религиозность полагает светской (религиозно нейтральной). С. Н. Булгаков высоко отзывается о протестантской трудовой этике, легализовавшей активность христианина в этой сфере, в своей статье «Народное хозяйство и религиозная личность» (1909).
Религиозное самосознание в России трансформировалось в самосознание классовое, при этом идеологические принципы социализма включали в себя:
1) Человеческие пороки коренятся в капиталистической эксплуатации трудящихся;
2) Верховенство общественных интересов над личными;
3) Социальная справедливость заключается в общественной собственности на средства производства и перераспределении национального дохода в пользу нуждающихся;
4) Идея прогресса, то есть развитие общества от простых форм к более сложным.
В советском кинематографе тема Гражданской войны нашла свое оригинальное выражение в сериале о подвигах «неуловимых мстителей».
В фильме высмеивается все то культурное наследие, которое накопило дворянское собрание за три столетия российской истории.
Во-первых, партийная власть могла получить идею псевдопапоцезаризма. Если государственная власть составляет делегацию ВКП (б), то понятно, что партийная власть может и дать, и не дать «Народному» комиссару государственную власть, может, дать, снова отнять, и вообще «Народный» комиссариат уже тут является только исполнительной властью, а верховная находится в руках партийной власти.
Во-вторых, наоборот, политический лидер в СССР мог получить стремления псевдоцезаропапистские.
Если ВКП(б) уступила ему свою власть и если между властью партии и государства нет существенной разницы, то «Народный» комиссар, как В.И.Ленин, мог считать себя верховным руководителем партии.
Именно эту цель после смерти Ленина и преследовал Троцкий, но Сталину удалось снять Троцкого с поста Комиссара по военным и морским делам и заменить его на Фрунзе.
Сталин же выступал в отличие от Троцкого с идеей построения социализма в одной отдельно взятой стране.
Победители после окончания гражданской войны разделились. И в этом нет ничего странного. Большевики, на наш взгляд разгромили белых по причине того, что они осуществили революционную «мутацию» с русским народом, что привело к созданию РКП (б) и участию широких народных масс в гражданской войне на стороне большевиков.
Кроме этого большевики в ходе борьбы с самодержавием «мутировали» с оккультными международными организациями, связанными с крупным промышленным капиталом. Это давало большевицкой элите возможность в ходе поражения «пролетарской» революции отступления за границу, откуда она собственно говоря и пришла.
Борьба двух «партий» оказалась не в пользу Троцкого, так как со времен Ивана Грозного оккультисты привыкли только к тайным операциям, используя массы как «таран» в своей антигосударственной политике.
Сталин же опирался на пролетариат и привлекал его к политической борьбе приблизительно в духе Иоанна Грозного.
Как и князь Андрей Курбский сбежавший за границу, Троцкий-Бронштейн тоже заявляет о борьбе со Сталиным и своём скором возвращении в Советский Союз.
Когда Троцкий прибыл в Мексику, президент генерал Лазаро Карденас прислал за этим еврейским апостолом человеческого равноправия специальный поезд под названием «Эль Идальго», что в переводе означает «Благородный дворянин».
Троцкий всю свою жизнь показывал своим поведением, что лично он отнюдь не отказывается от самых роскошных капиталистических привилегий.
В отличие от Троцкого Сталин в быту был скромен, но одновременно беспощаден к своим политическим противникам.
Гениально прозревая подмену страха Божия и смирения в христианстве страхом и смирением перед народным «вождем», Леонтьев предвидел в социализме псевдовизантизм, то есть социалистический вариант неравенства и «крепостного права», осуществляемого на атеистической основе.
Этот псевдовизантизм и есть идеальное государство Платона в его уже не религиозной классово-коммунистической «оболочке».
Сталину было крайне необходимо привести к единству форму и содержание в социализме. Вождь ВКП (б) утверждал, что «колхоз есть социалистическая форма хозяйственной организации, так же как и Советы являются социалистической формой политической организации. Как колхозы, так и советы являются высочайшим завоеванием нашей революции, величайшим завоеванием рабочего класса. Но колхозы и Советы представляют лишь форму организации, правда, социалистическую, но всего лишь форму организации. Все зависит от того какое содержание будет влито в эту форму».
В своем докладе на ХУIII съезде ВКП(б) Сталин в частности сказал:
Введение института военных комиссаров в 1937 году привело к тому, что они сконцентрировали свою деятельность не на задачах обеспечения войск всем необходимым (В.К.Триандафиллов ), а на поисках «врагов народа».
Однако попытка военных комиссаров внести классовое содержание в армии и в кратчайшее время создать «свой» «сталинский» командный состав, привела к снижению уровня боеготовности в РККА и тяжелым потерям личного состава в ходе советско-финской войны.
О чем идеологически свидетельствовали большие потери Красной Армии во время прорыва линии Маннергейма?
Кризис марксизма заключался в том, что: 1) рабочий класс Финляндии активно сражался против советских войск, защищая свою буржуазную республику; 2) Противоречивой и утопической частью социологической концепции Маркса стал прогноз перехода от капиталистической к коммунистической формации через мировую революцию.
Предсказание Маркса не сбылось: произошло значительное расслоение внутри международного пролетариата.
В экономике значительно расширилась сфера услуг; являясь наемными рабочими, люди из этой сферы не обязательно идентифицировали себя с рабочим классом.
Теория Маркса была ослаблена и тем, что правительства и капиталисты стали больше учитывать требования наемных работников.
Кроме того на Западе «котировалась» аристотелевская система формирования общества.
Невольно возникает вопрос: « А, почему в Советском Союзе было построено под «маской» марксизма государство «платоновского» типа?
И.В.Сталин также не имел по законам Российской Империи никакого права на русский престол. Советы, руководимые компартией, имели только внешнее сходство с Органами местного самоуправления Московского царства, так как принцип руководства страной был не Соборным, а партийным. (См. рис.3. РНЛ. История русского кризиса)
Поддержанные США и НАТО, западники перешли от политики застоя в активную наступательную операцию, направленную на разрушение СССР.
В сферу своей негативной деятельности им удалось втянуть широкие массы населения СССР, используя для этого тот же самый лозунг «свободы, равенства и братства», который они выдвигали ранее в 1917 году.
В плане исследования нашей проблемы это означает отказ высшего политического «эшелона» от платонизма и перехода к аристотелевской классовой системе, но тоже искаженного типа! В этой искаженной системе «средний» класс может играть роль только «подручного» высшего класса в ограблении народных масс.
Но как «платоновскому» государственному благу, так и «аристотелевскому» эгоизму нужна классовая система, которая и дает элите безраздельную власть над народом!
Именно кризис марксизма ( советского «платонизма») и последующий кризис «демократии» вновь вызвали к «жизни» христианский социализм.
Фраза хорошая, но, что значит современным коммунистам стать христианами? Это значит отказаться от ленинского учения о партии, вооруженной передовой теорией, а «вооружена» то она историческим материализмом! Отказ от этой теории превращает коммунистов в общество «оглашенных», то есть «придаток» Русской Православной Церкви и не более того. Одновременно, если христиане осознают себя, прежде всего как члены Церкви, а не как «христианские социалисты», то возглавить новую православно-коммунистическую «стройку» будет некому! Некому, потому, что иерархия во главе со священством есть какой- то Неоиерусалим!
Опасность идеального государства Платона заключается в бюрократическом произволе. Бюрократическое государство «катится» как на «колесах» на социальном неравенстве и здесь иерархия является «буфером» между аристократией и народными массами. Но этот «буфер» «тормозит» и развитие национального самосознания!
В «аристотелевском» «мире» буржуазия «катится» как на «колесах» на экономически зависимых странах, и «средний» класс здесь организатор всей колониальной политики, в которой находят свое взаимопонимание все классы буржуазного общества!
«Подрыв» классовой системы системой национального самоуправления ведет к ликвидации всевластия элиты и усилению роли народа-Богоносца в решении национальных задач и построения Третьего Рима!
[1] Булгаков С.Н. Христианство и социальный вопрос. Булгаков С.Н. Два града.- Спб., РХГИ, 1997.Т.1.С.139-140.