первый залп катюши под оршей история
Где был произведен первый залп Катюши?
Первые ракетные установки «Катюша» за несколько часов до начала Великой Отечественной войны были приняты на вооружение. Серийное производство ракетной установки «Катюша» было секретной отраслью.
Враг был напугал этой установкой. Потому что за небольшое количество времени были разрушены железнодорожные пути, частично разрушено здание вокзала, но самое главное — противник был уничтожен и остановлен. Этим залпом уничтожили боевую технику, да и сам враг был разбит, а советские войска укрепили свои позиции.
В память об этом событии у берега Днепра в городе Орша 2 октября 1966 года был открыт мемориальный комплекс «За нашу Советскую Родину» («Катюша»). Для памятника было выбрано место за мостом через Днепр. Авторы комплекса — белорусские архитекторы: Юрий Михайлович Градов, Валентин Павлович Занкович, Леонид Менделевич Левин.
Мемориал виден с центральных улиц. У входа в комплекс встречает куб черного цвета, на каждой стороне которого написаны слова: «За нашу Советскую Родину!» и дата, когда был произведен залп «Катюши» — 14 июля 1941 года. Далее на пьедестале установлен макет «Катюши», а левее — шесть минометных пусковых установок.
Мемориальный комплекс — историко-культурная ценность Республики Беларусь, он посвящен первому залпу «Катюши». Мемориал призывает помнить историю борьбы с фашистами.
Основные характеристики реактивной установки: простота в использовании и изготовлении и мобильность. «Катюши» очень боялись фашисты. С ее помощью советские войска одерживали победу. «Катюша» штурмовала Берлин.
Загадка первого залпа «катюш»
«Катюши» были эффективны в любое время года.
Картина Ф. Усыпенко «Ответ гвардейцев-минометчиков»
То, что у нас до сих пор нет правдивой и достоверной истории Великой Отечественной войны, факт очевидный. Причем речь идет не только о каких-то «белых пятнах» (которых и сейчас более чем достаточно), а о событиях, давно и подробно описанных в различных трудах.
Одно из таких событий – первое боевое применение боевых машин реактивной артиллерии БМ-13 14 июля 1941 года под Оршей. Казалось бы, тут никаких вопросов и быть не может – все и так известно, причем в деталях. И тем не менее.
Давайте прочтем всем доступный и многим, наверняка, хорошо знакомый текст (на источник не имеет смысла ссылаться, поскольку все изложенное ниже кочует из издания в издание).
«┘Впервые реактивная артиллерия участвовала в бою в июле 1941 г. под Оршей. В районе города вели тяжелый оборонительный бой части 73-й стрелковой дивизии. В ночь на 14 июля фашисты захватили Оршу. С утра сюда один за другим стали прибывать вражеские эшелоны с войсками, военной техникой, горючим и боеприпасами. Чтобы задержать наступление противника, заместитель начальника артиллерии Западного фронта генерал Г.С.Кариофилли утром 14 июля поставил командиру 1-й отдельной батареи реактивной артиллерии капитану И.А.Флерову (семь БМ-13 и 122-мм пристрелочная гаубица) задачу: произвести залп по скоплению эшелонов врага на железнодорожном узле Орша.
В 15 часов 15 минут после трех пристрелочных выстрелов из 122-мм гаубицы из лощины донесся рев и скрежет, вверх вырвались черные клубы дыма, взметнулись ввысь более сотни краснохвостых снарядов. Залп состоялся.
На эшелоны врага, находившиеся на железнодорожном узле, обрушился огненный смерч. Реактивные снаряды разрывались в самой гуще вагонов с боеприпасами, горючим, техникой, людьми. Все дрожало, как при землетрясении. Через несколько минут после залпа железнодорожный узел превратился в море огня, над которым клубился густой дым. Обезумевшие гитлеровцы метались в раскаленном дыму. Множество солдат и офицеров врага было уничтожено».
«И что же здесь непонятного?» – спросит неискушенный читатель. Да почти все. Но давайте по порядку.
Итак, «в ночь на 14 июля фашисты захватили Оршу».
Что в данном случае имелось в виду конкретно? Вполне возможно, промежуток темного времени суток – начиная примерно с захода – около 22 часов – и до восхода солнца – около четырех часов утра. То есть германские части могли взять Оршу и в 22 часа, и в 4 часа утра. Однако в июле 1941-го немцы по ночам не воевали (и этот факт широко известен). Стало быть, если Орша была оставлена «в ночь» 14 июля, речь может идти только о светлом времени суток.
Теперь элементарно прикидываем: подъем, завтрак (у немцев с этим в первые месяцы войны было очень строго), постановка боевых задач, по машинам и только затем – в бой. Следовательно, в Оршу подразделения вермахта вошли не ранее шести часов утра. По-другому (если, напомню вновь, «в ночь на 14 июля фашисты захватили Оршу») просто не получается.
Кстати сказать, при каких обстоятельствах советские войска потеряли Оршу, официальные источники и поныне хранят молчание. Захвачена – и все тут. Однако читаем дальше. «С утра сюда один за другим стали прибывать вражеские эшелоны с войсками, военной техникой, горючим и боеприпасами».
Опять-таки не совсем понятно, что это такое – «с утра». Утро начинается с восхода и формально продолжается до полудня. То есть речь может идти о сравнительно большом промежутке времени – около восьми часов. В какой момент «утра» начали «прибывать вражеские эшелоны»?
Впрочем, в данном предложении более интересно другое. Если начали прибывать именно вражеские эшелоны, то, стало быть, отечественный железнодорожный путь к тому времени был уже перешит на западноевропейскую колею. То есть «в ночь» заняли, а к утру уже и пути переделали.
Хорошо. Допустим, с такой скоростью немцы колею не перешивали. Они воспользовались нашими железнодорожными путями. И нашим же подвижным составом. И нашими же локомотивами. Их, выходит, было захвачено много. Ведь речь в тексте идет о «скоплении эшелонов». Но тогда как-то некрасиво получается. Ведь директива Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 года недвусмысленно требовала: «┘при вынужденном отходе частей Красной Армии необходимо угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона┘»
Правда, согласно тексту, нет никакой логики и в действиях противника. Предположим, ему удалось захватить некоторое количество отечественного исправного подвижного состава. В первые месяцы 1941 года и не такое бывало. Но тогда вот что получается. В месте, где заканчивается западноевропейская колея, немцы организовывают своеобразную перевалочную базу – разгружают свои воинские эшелоны (крытые вагоны, платформы, цистерны), а затем – без промедления – перегружают боеприпасы, продовольствие, горючее и т.д. на захваченный советский подвижной состав. Совершенно фантастическое зрелище.
Достаточно только представить перекачку горючего из одной цистерны в другую. Ведрами, что ли, делать это в прифронтовой полосе? Подобный образ действий намного увеличил бы время доставки материальных средств непосредственно до войск. И все это предпринимается с одной целью – пригнать эшелоны в только что взятый город. Фактически – на передний край. На железнодорожный узел, находящийся в зоне огневого воздействия советской артиллерии. Уж в чем-чем, но в дурости немцев обвинять нельзя.
Опять-таки после взятия населенного пункта – первые мероприятия (проводились и проводятся любой армией) – прочесывание и разминирование. А тут – прибытие, причем одного за другим – воинских эшелонов. Абсурд, и это самое мягкое определение происходящего.
И вновь с нашей стороны картина выглядит весьма неприглядно: мало того, что Оршу сдали немцам в целости и сохранности, крупнейший железнодорожный узел даже не заминировали. Это уже на грани воинского преступления.
Поневоле встаешь в тупик и при внимательном прочтении этого пассажа: «Чтобы задержать наступление противника, заместитель начальника артиллерии Западного фронта генерал Г.С.Кариофилли утром 14 июля поставил командиру 1-й отдельной батареи реактивной артиллерии капитану И.А.Флерову. задачу: произвести залп по скоплению эшелонов врага на железнодорожном узле Орша».
«В ночь» немцы с утра захватывают Оршу. С утра туда начинают «прибывать вражеские эшелоны». Но Георгий Спиридонович Кариофилли уже точно знает: в Орше будет «скопление эшелонов врага». А потому ставит задачи на их уничтожение – и тоже с утра. Все это выглядит совершенно невероятным образом. Тем более что у генерала не было собственных средств разведки.
Но вот батарея Ивана Флерова дала залп и. «Все дрожало, как при землетрясении. Через несколько минут. железнодорожный узел превратился в море огня, над которым клубился густой дым. Обезумевшие гитлеровцы метались в раскаленном дыму. Множество солдат и офицеров врага было уничтожено».
Впрочем, отнюдь не исключено, что такая аэрофотосъемка была осуществлена и наглядные свидетельства результата первого огневого удара ныне легендарных «катюш» имеются. Однако при рассмотрении этих снимков можно будет легко установить, что никаких немецких эшелонов на станции нет и железнодорожный узел Орша забит советскими воинскими эшелонами (вагонами, цистернами и локомотивами). Причем нельзя исключать, что на каком-нибудь 14-м пути находился состав, который ни при каких обстоятельствах не должен был попасть к врагу.
Вот тогда картина 14 июля 1941 года с точностью досланного патрона в патронник обретает реальные и резкие, сфокусированные очертания. И выглядит это полотно следующим образом.
Первое. Немцы внезапно захватили Оршу.
Второе. Железнодорожный узел оказался забит нашими воинскими эшелонами.
Третье. Среди них были особо важные. Нельзя было допустить, чтобы именно эти эшелоны достались противнику.
Четвертое. Генерал Кариофилли точно знал, что на станции Орша скопление эшелонов (при этом обычно не уточняется, что это были наши эшелоны).
Пятое. Боевое применение БМ-13 позволило успешно решить возникшую проблему. Немцы мало что смогли заполучить.
А истории Великой Отечественной действительно как не было, так и нет, если даже в канонических текстах об общеизвестных событиях столько нестыковок.
Июль 1941 года выдался необычайно жарким. Те жители белорусского города Орша, кто не успел или не смог эвакуироваться, сидели по домам. Но прятались они не от жары — в городке и на узловой станции громко и уверенно звучала немецкая речь.
Удар по Орше
Правда, фашистов смущали эти новые танки — Т-34, они создавали немало проблем. Но гениальные немецкие конструкторы обязательно найдут способ бороться с ними! А больше у русских ничего нет, кроме старых винтовок…
К 14 июля на Оршинском железнодорожном узле скопилась уйма составов: вагоны, забитые весело орущими немецкими солдатами, платформы, укрытые горбящимся тяжелым брезентом, на каждой платформе — мрачный часовой с автоматом. Один из путей занимала длинная цепь черных цистерн — бензин для гитлеровских танков и самолетов.
Командир секретной батареи
Командиром ракетной батареи был назначен капитан Иван Флеров. Этот выбор неслучаен. Иван Андреевич Флеров родился и вырос в рабочей семье, что было тогда крайне важно.
После окончания артиллерийского училища участвовал в советско-финской войне, где командовал батареей. К началу Великой Отечественной войны капитан Флеров уже имел боевые награды.
В ночь на 2 июля 1941 года экспериментальная батарея отправилась под Смоленск, а к 14 июля оказалась под Оршей.
Гибель батареи
Обогнув Знаменку, колонна остановилась и вперед пошла разведка. Вернувшись, разведчики доложили, что путь свободен. Когда опустилась ночь, командир выслал вперед одну машину, а следом за ней, на расстоянии не больше одного километра, с выключенными фарами потянулись колонной остальные.
О судьбе командира первой в мире ракетной батареи долгое время ничего не было неизвестно. Оставшиеся в живых утверждали, что капитан Флеров геройски погиб при уничтожении пусковых установок, но солдатам, побывавшим в окружении, веры не было, и официально Флеров числился пропавшим без вести. Ходили даже совершенно нелепые слухи, что командир сознательно завел свою батарею в ловушку. Всю эту чепуху удалось опровергнуть с помощью захваченных после войны немецких штабных документов, где подробно описывался неравный бой под Знаменкой. В 1963 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флеров был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. А в этом году исполнилось сто лет со дня рождения легендарного командира.
Ракеты — фронту
Эффект от действий только одной батареи капитана Флерова явился настолько сокрушительным, что до 1 ноября 1941 года в срочном порядке были сформированы и отправлены на боевые позиции десятки ракетных дивизионов на базе БМ-13 и БМ-8.
1 октября 1941 года из ставки ВГК на фронт пришла директива о порядке использования реактивной артиллерии. В частности в ней говорилось: «Внезапный, массированный и хорошо подготовленный огонь дивизионом М-8 и М-13 обеспечивает исключительно хорошее поражение противника и одновременно оказывает сильнейшее моральное потрясение его живой силы, приводящее к потере боеспособности».
Генерал армии П. И. Батов в своей книге «В походах и боях» описывает такую ситуацию: «В поле зрения было до двух батальонов немецкой пехоты. И вот «Катюши» сработали. Мощный залп. Огненные струи. Взрывы. Немцы побежали. Наши — тоже. Редкое зрелище «атаки», когда обе стороны бегут друг от друга! Пересекретничали. Надо было как-то оповестить людей переднего края, чтобы не пугались, если произойдет нечто неожиданное». Неизвестно, откуда у наших реактивных установок появилось название — «Катюша». Ветераны считают, что это название прижилось благодаря знаменитой довоенной песне М. Матусовского и М. Блантера о девушке Катюше. А реактивные снаряды (РС) для «Катюши» наши солдаты ласково называли «Раисой Семеновной». Когда в сторону врага с воем уходили огненные стрелы, бойцы радостно приговаривали: «Раиса Семеновна пошла».
80 лет назад под Оршей прозвучали первые боевые залпы легендарной «катюши»
Восемь секунд для победы
Отдельная экспериментальная батарея реактивных минометов под командованием одного из лучших артиллеристов Красной армии была создана в первые дни войны. А уже 14 июля флеровцы возле деревни Пищалово открыли огонь в направлении Оршанского железнодорожного узла по скоплению вагонов с техникой, боеприпасами и живой силой противника. Восьмисекундного залпа хватило, чтобы железнодорожная станция с немецкими эшелонами была охвачена пламенем. Взрывы переворачивали паровозы, а 10‑тонные немецкие танки швыряло, словно игрушечные кубики.
Участники межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники «Военно‑техническое общество» из города Электросталь, где во время войны выпускались снаряды для легендарной установки, по изнуряющей жаре преодолели 650 километров. На протяжении пяти лет они занимаются восстановлением раритетных машин советского производства. На них и приехали. В память о первом фестивале соседи передали в местный музей точную копию снаряда для «катюши».
Председатель организации Игорь Комолов рассказал:
— «Катюша» стала одной из первых систем залпового огня в мире, — сказал начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил — начальник управления ракетных войск и артиллерии Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси Геннадий Козловский. — Уникальная разработка подтвердила свою эффективность на полях сражений и получила дальнейшее развитие в современных комплексах и системах залпового огня, которые по праву считаются мощнейшими средствами огневого поражения».
Оршанский
региональный
портал
Тайна первого залпа
14 июля 2016 г. исполнится 75 лет со дня первого залпа легендарных «Катюш».Предлагаем читателям исследование Виктора Лютынского.
Фрагмент новой экспозиции Белгосмузея истории Великой Отечественной войны. В аннотации к портрету И.А. Флёрова – каноническая версия первого залпа – «по скоплению гитлеровцев на станции Орша. »
«. Из лощины донесся ни с чем не сравнимый рев и скрежет, леденящие кровь. Вверх вырвались огненные черные клубы дыма, а из него взметнулось ввысь около сотни краснохвостых ракет. На железнодорожный узел обрушился огненный смерч. Среди сотен вагонов с тяжелым грохотом и ослепительным блеском рвались ракеты. Гитлеровцы не могли понять, что произошло, откуда налетела лавина снарядов такой разрушительной силы. Все дрожало от землетрясения. Взрываясь в скопище вагонов, ракеты превращали их в груды искореженного металла. То, что уцелело от взрывов, мгновенно охватывалось пламенем. Сплошная завеса ревущего огня поднялась над путями. Казалось, горит даже металл. Обезумевшие гитлеровцы метались в дыму и раскаленном воздухе. Они искали спасения между вагонами, но здесь же и падали, сраженные осколками своих же рвущихся в вагонах снарядов…». Но, во-первых, как он мог это видеть, находясь от описываемого места на расстоянии более 6 километров, – неизвестно. Во-вторых, учитывая секретный характер деятельности батареи, всем командирам и рядовым было запрещено вести какие-либо записи. Поэтому, видимо, запись эта была сделана позднее. Подобные описания первого залпа встречаем и в других источниках. Детали их определяются лишь фантазией авторов. Так, например, у одного узнаем, что после залпа «немцы потеряли до одного батальона пехоты», у другого – «немецко-фашистские захватчики вывезли из Орши 3 эшелона убитых и раненых».
В честь первого залпа на левом берегу Днепра в 1966 г. был возведен Мемориальный комплекс «За нашу Советскую Родину!» («Катюша»)
Версия альтернативная: «били по своим»
В 2000-х годах появляются публикации (в первую очередь в Интернете), в которых известное всем описание первого залпа батареи И.А. Флёрова подвергается сомнению. Наиболее полно и убедительно это сделал инженер, полковник в отставке А. Петров. Процитировав каноническую версию про захват врагом Орши в ночь на 14 июля и залп реактивных установок по железнодорожному узлу, на который «один за другим прибывали вражеские эшелоны с войсками, военной техникой, горючим и боеприпасами», он утверждает, что немцы не могли так быстро перешить колею на западноевропейскую (российская шире на 10 см – В.Л.). А если колею не перешили, то немцы, возможно, воспользовались нашими путями, нашим подвижным составом и нашими локомотивами. Но как они могли попасть в руку неприятелю, когда имелась директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 г., требовавшая «при вынужденном отходе частей Красной Армии отгонять движимый железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного поезда, ни одного вагона. »? Выходит, что крупнейший железнодорожный узел Орша достался врагу непроврежденным. Правда, и в действиях немцев тоже нет логики, ибо захватив Оршу и пригнав свои эшелоны на передний край, они тем самым оказались бы в полосе эффективного артогня советских войск. Последнее предположение А. Петров называет абсурдом.
Что же на самом деле произошло в тот день на желдорузле Орши? Вот что. Первое. Немцы внезапно захватили Оршу. Второе. Железнодорожный узел оказался забит нашими воинскими эшелонами. Третье. Среди них были и особо важные, нельзя было допустить, чтобы именно эти эшелоны достались противнику. Четвертое. Генерал Г.С. Кориофилли, начальник штаба артиллерии Западного фронта, отдавший приказ осуществить залп по узлу, точно знал, что на станции Орша имеется большое количество эшелонов. Пятое. Боевое применение БМ-13 позволило успешно решить возникшую проблему. Немцы мало что могли получить. «Возможно, это только мнение, – замечает А. Петров, – и загадка «Катюши» еще не разгадана».