пещера монаха хвалынск история монаха
В гостях у пещеры Монаха
Сегодня я приглашаю вас посетить уголок национального парка «Хвалынский» и пройтись по маршруту «к Пещере Монаха»
На огромной планете Земля есть удивительная жемчужина с названием город Хвалынск.
Тайна меловой пещеры
Появление пещеры относится к 7 веку нашей эры. Именно, в это время, на нашей территории появились первые христиане. Кто именно построил ее неизвестно, но то, что она построена в меловой горе руками человека и представляет собой жилище, несомненно. Со временем пещера разрушалась, и сейчас, из 3 камер остались лишь 2.
По рассказам старожилов и историков в ней жили разные люди: беглые, каторжане, монахи.
Последний, кто обитал здесь – был монах Серафим, и жил он с конца 1890 года до 1910 года. В молодые годы он жил в монастыре на Черемшанах, а в зрелые годы посчитал лучшим для себя уединиться, найдя пристанище в лесной пещере.
Монах Серафим
Жил он в этой пещере долгие 20 лет, и был известен своим необыкновенным даром исцелять словом и молитвой людей. Тайными тропами к нему из города, окрестных деревень, других уездов приходили паломники.
Всех встречал он приветливо и приглашал к себе в пещеру. Пещера была разделена на 3 камеры: коридор, молельная, и спальня. Чтобы войти в пещеру, надо было наклониться, так как своды были низкими.
Своим вниманием, приветливым словом, молитвой привлекал он к себе людей. Говоря современным термином, он был хорошим психотерапевтом. В наше время это ценится за деньги, монах – денег не брал, да и к чему они в лесу? Он выспрашивал, с какой бедой или болью пришли издалека к нему люди.
Особый дар старца
У старца в пещере жили две змеи, находились они в деревянных шкатулках. Как только он открывал их, гадюки по его знаку поднимались. Они нужны ему были для лечения людей, и постоянно жили в пещере. Способность змей угадывать характер человека была известна давно, особенно широко это применялось в Индии.
Чудо исцеления
Иной раз, паломник, проделав трудный путь до пещеры, вынужден был идти обратно не получив реального и мгновенного исцеления, но след, оставленный в душе в разговоре со старцем все же был силен. И многие, задумывались о своей жизни.
Что делать, как себе помочь? Есть деньги, но и они не помогают. И если еще не все потеряно, есть желание жить, такой немощный богач вкладывал деньги в дома презрения, монастыри, благоустраивал родники для нужд города. Случалось чудо – человек исцелялся.
Феодора
В одиночестве, аскет – монах прожил в лесной пещере 20 лет, питаясь ягодами, грибами, родниковой водой. Но пришло время и монах, достигнув возраста 80 лет заболел.
В последние годы за ним ухаживала женщина по имени Феодора. Говорят, что узнав о немощи монаха, она оставила в Хвалынске семью и ушла к старцу. С ее появлением, в пещере появилась печка, и зимой стало не так холодно. Вскоре монах умер, и она схоронила его в одной из комнат, названою склепом. Через несколько лет его останки были преданы земле.
Художник К.С. Петров – Водкин в своем письме писал, «вчера побывал у пещерной старухи в ее дыре – было очень любопытно. Она была рада мне. Что касается самого места – то келья гениально устроена: особая с коридором и покойницкой. Но как бы то ни было, эта жизнь совершенно особая и поэтичная, только старуха слишком слаба, чтобы носить воду и лазать на гору ».
Эпилог
Однажды монаха спросили, доволен ли он своей жизнью. Он ответил: «Каждое утро, когда я вижу восход солнца, я благодарю Бога, за то, что он дал мне еще один день прожить на земле, не это ли счастье для человека».
Серафим и Серафима. Тайна хвалынского отшельника
Про удивительные хвалынские маршруты в национальном парке ранее я только слышала. И при первой же появившейся возможности решила испытать на себе все те эмоции и ощущения, о которых мне рассказывали друзья. Забегая вперед, могу сказать, что Хвалынск недаром называют местом уникальным и волшебным. В этих двух определениях нет ни малейшего преувеличения.
Могу сказать, что маршрут до пещеры монаха нам понравился своим разнообразием. Вход здесь платный, но весьма символически. За меня и двоих моих дочерей – 14 и 6 лет – мы заплатили порядка 40 рублей. Автостоянка прямо у начала маршрута стоит 25 рублей.
Протяженность экотропы в обе стороны семь километров, но ты словно их не замечаешь. Маршрут разбит на несколько этапов, периодически по пути следования попадаются информационные таблички с описанием местных обитателей как растительного, так и животного мира. Для желающих передохнуть есть скамейки, на каждом этапе пути установлены беседки, где можно перекусить уже с комфортом.
Встретившийся нам на пути родник, оборудованный под старичка-лесовичка, порадовал вкуснейшей водой. Она оказалась очень кстати, поскольку прошли мы уже достаточно, а предстояло еще больше. Есть здесь несколько довольно крутых подъемов, поэтому к походу стоит все-таки экипироваться соответственно. Уникальная природа Хвалынского леса завораживает. Его сосновый бор, цветы, травы, неповторимый аромат и очарование. Место это действительно уникальное.
И вот мы вышли к финальному этапу нашего путешествия – самой легендарной пещере. Она открывается неожиданно и сразу вся. Рядом установлен памятный крест. В белой стене углубление с двумя небольшими отверстиями. Ощущения, по крайней мере, у меня были необычные, словно ты прикоснулся к чему-то неизвестному и загадочному. Но оно тебя не пугает. Скорее, наоборот, привлекает. Тем более что связанная с этим местом история – потрясающая сама по себе.
В начале прошлого века в этой пещере поселился отшельник. Монахом по факту он не был, скорее, раскольником. Просто не согласным с тем, что творилось на тот момент на его родине. Площадка, где сейчас стоят туристы, раньше была частью пещеры. Но со временем она разрушилась. И теперь это уже бывшая комната, где отшельник разжигал свой огонь. Со слов местных жителей, меловые породы буквально впитывали дым, либо помещение вентилировалось еще каким-то образом, но воздух внутри всегда оставался свежим.
Лежанка в пещере действительно очень маленькая. Такое впечатление, будто на ней спал ребенок. Рост, максимум, метр пятьдесят. Здесь же есть несколько икон. Это не те самые, которые были у Серафима, их люди принесли сюда уже позже.
— Есть еще одна интереснейшая история, о которой писал историк Быстров, изучающий старообрядчество. Один из членов экспедиции решил провести там три ночи, но не смог, выдержал только одну. Настолько ему было жутко и страшно. Кроме того, народная молва уверяет, что была некая женщина по имени Серафима. Она ухаживала за отшельником и даже соорудила тут печурку.
— Татьяна, мне кажется или в этом месте действительно ощущается чье-то присутствие?
— Вы говорили, что здесь происходили удивительные вещи?
— Есть такие разговоры на уровне легенд. Давно, на фото, сделанном здесь, проявились очертания монаха.
— Природа тут, конечно, неповторимая!
— И очень благоприятная. Наличие меловой сосны – это основная наша визитная карточка. Это растение через свои соки поднимает на поверхность заряженные радоновые частицы, которые наполняют воздух полезными веществами. Здесь были санатории, в которых курс лечения состоял просто в самом пребывании в нем и пеших прогулках. Это очень укрепляет иммунитет и позволяет отдохнуть от городской суеты.
Пещера монаха
В урочище Черемшаны находится известная многим «Пещера монаха».
Не считая многочисленных рассказов о посещении пещеры, есть даже стихи поэта Григория Минеева, посвященные «Пещере монаха» и старцу проживающего там:
Не спеша, в пещеру тихо,
В низкий лаз вползу впотьмах…
А с лежанки встанет Никон,
Старый сгорбленный монах.
Фотографий монаха-отшельника не сохранилось, но монахи-старообрядцы в монастырях выглядели следующим образом.
Мне довелось побывать в пещере дважды: в 1977 году и в 2014 году. Но если в 1977 году в пещеру вёл вход, после которого была небольшая комнатка-прихожая, из которой вели два внутренних входа в еще две клетушки-кельи, то в 2014 году было видно, что часть свода обвалилось и эти внутренние входы стали двумя входами в две пещеры.
Правда камней- остатков от неё не видно, как сказал наш сопровождающий: паломники-туристы растащили их на сувениры. Входы стали ниже, возможно пещера осела, а дождевые потоки нанесли глину.
Попасть вовнутрь двух отделений пещеры можно лишь на четвереньках, причем слева проход пошире,
Наши любители прогулок не могли удержаться и слазить в комнатушки: слева
Сейчас в обвалившейся прихожке можно даже стоять, высота свода позволяла.
А 1977 году выпрямиться во весь рост было невозможно, зато я побывал в прихожке и в обеих кельях в 1977 году. А в 2013 году смог забраться лишь в левую. Ходы маловаты стали или я большеват.
Когда появилась пещера никто точно не знает, даже легенды и предания.
Только в одном они сходятся, что жил в пещере в XIX веке отшельник по имени Серафим. Спал он в гробу, установленном в одной из комнаток пещеры, а после его смерти мощи сохранялись нетленными более десятка лет, пока их не осквернили. В начале прошлого века в пещере жила благочестивая старушка Феодора. В 1914 году в гости к «пещерной старушке» заглядывал художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
В другом предании говорилось, что пещера была вырыта в склоне горы несчастным влюбленным, любимую которого заточили в женский монашеский скит здесь же в Черемшанах. Когда молодой человек нашёл след своей возлюбленной, то она уже умерла от тоски и печали. Зарезал он настоятельницу скита кривым ножом и побрёл в чащу леса, где и выкопал себе пещеру. И на своде пещеры до сих пор видны следы ножа, которым несчастный резал мягкий известняк.
А самым невероятной представляется легенда о том, что в этой пещере прятали свои сокровища разбойники Стеньки Разина и длились ходы подземного хода аж до самого берега Волги…
Но обратимся к первоисточникам начала прошлого века. Самсон Иванович Быстров (1884–1933) — саратовский начетчик, историк и библиограф, старообрядец. Был женат на Н. М. Чернышевской, внучке Н. Г. Чернышевского, отец которой стал первым директором музея-усадьбы писателя в Саратове. С. И. Быстров выступал в 1917 году одним из учредителей «Саратовского благотворительного общества старообрядцев, приемлющих иерархию Белокриницкой митрополии», собиравшего деньги в пользу крестьян-поморцев, чьи родственники ушли на войну. Автор популярной биографии Н. Г. Чернышевского, очерков о нем. Вместе со старообрядческими епископами саратовским Мелетием и рязанским Александром, а также с сопутствовавшими им благочинным Саратова Дионисием Новиковым совершил путешествие в 1914 году в Святую Землю. Они посетили Константинополь, Палестину, Иерусалим, Египет и Грецию, где встречались с представителями греческой церкви. Об этом путешествии Быстровым была написана книга, опубликованная в 1916 году, «По Востоку. (Путешествие старообрядческих епископов)».
Архиепископ Мелетий (в миру Михаил Поликарпович Картушин. около 1859 — 1934) был с 7 декабря 1908 года по 30 августа 1915 года Епископом Саратовским и Астраханским. 30 августа 1915 года Освященным Собором во главе с митрополитом Белокриницким Макарием в Покровском соборе на Рогожском кладбище был избран и возведён на московский престол. Пробыл Архиепископом Московским и всея Руси с 30 августа 1915 года по 4 июня 1934 года (до момента своей смерти).
Удивительно, но Быстров и епископ Мелетий повстречались в Пещере монаха в 1910 году, об этом Быстров написал в заметке «У пещеры отшельника», опубликованной в журнале «Старообрядческая мысль» (1910 год). (http://blackmonk.ru/vifleem/vifleem07/v07019.shtml )
8 июля 1912 года священник Фёдор Павлович Еланский Христорождéственской церкви села Старой Яблонки Алексеевской вóлости в письме расссказывал о своём посещении пещеры. Произошло это на пару лет позже Быстрова, но это свидетельство более известно. В наше время, естественно, ничего из описанного авторами прошлого века не сохранилось.
Осталась лишь загадочность отшельника и его места обитания.
Стала пещера и вдохновителем фейков, не буду приводить автора, но в 2004 году было напечатано в одном из изданий: «по свидетельству археологов, в этой пещере люди жили ещё в VII веке до нашей эры. Об этом свидетельствуют фрагменты керамики того времени. Примерно с VII века нашей эры в ней жили монáхи-отшéльники, принесшие с собой на территорию нашего края христианство». Чуть ли не колыбель христианства была в дремучих хвалынских лесах с древнейших времён. Вот только отчего-то об этом никто даже и не подозревал.
На небольшой площадке перед Пещерой монаха возвышается старообрядческий поклонный крест, появившийся здесь совсем недавно.
«Пещера монаха» в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера
Когда я вернулся из Болгарии, то мне позвонили и предложили съездить и отдохнуть в Реабилитационном центре «Пещера монаха». «Бедному собраться — только подпоясаться», чемодан был готов и вперёд.
«Пещера монаха» располагается на территории бывшего санатория «Черемшаны-1».
Когда мы были в «Пещере монаха», то функционировали 4 корпуса: административный и одновременно жилой,
просто жилой, где жил я,
в котором располагалась столовая,
большой актовый зал, бильярд.
От жилых корпусов ведёт к врачебному корпусу и столовой дорожка.
Здесь находится несколько родников и прудов. Так выглядит столовая через верхний пруд.
Пруд небольшой, небольшой беседкой для уток.
Нижний пруд посолиднее,
там есть небольшой пляж, в летнее время можно купаться.
Помимо капитальный строений здесь есть деревянные.
В нашем корпусе было уютно.
От советских времён сохранилась аллея гипсовых памятников русских писателей. Территория, усыпанная желтой листвой, не выглядела запущенной.
А когда выпал первый снежок, то было удивительно.
Правда снег быстро растаял.
«Пещера монаха» подарила несколько встреч с интересными людьми.
Главный врач Тамара Васильевна Афанасьева, помимо того, что является отличным специалистом, оказалась человеком, влюбленным в историю своего края.
С её подачи я много посмотрел как в Хвалынске, так и в окрестностях санатория Черемшаны. По следам старообрядцев.
Когда мы были в Болгарии, то как-то на глаза попался плакат, сообщающий о проходящем в сентябре 2013 года в городах Солнечный Берег, Несебр и Бургас песенном фестивале «Душевная волна». На него мы не попали — хватало других развлечений и дел. Но от судьбы не уйдешь. В санатории «Пещера монаха» в начале октября 2013 года я познакомился с Александром Кирьяновым и Юлией Муртазиной, которые участвовали в болгарском фестивале.
Живут певцы в провинциальном, но славном городе Хвалынске Хвальбуны яблочного края.
Только в Болгарии было тепло и люди купались в море, а в Хвалынске в этот вечер шел снег, но холод на улице не мешал теплому общению. Александр Кирьянов — популярный человек в Хвалынске, много выступающий не только в родных местах. Написал около сотни песен, которые поёт не только он сам. Среди исполнителей, в чьем репертуаре были песни Кирьянова, значились Александр Буйнов, Михаил Михайлов и группа «Хали-Гали». 10 июня 2011 года он побывал на известном телевизионном шоу «Поле Чудес», где до него ход не дошел, зато Александр подарил Якубовичу волжского леща и спел свою юмористическую песню «Ежик и гиппопотамы». Услышали эту песню и еще много других и мы. Пока зрители собирались, я пообщался с Александром, вот тогда и выяснилось, что могли встретиться в Болгарии, но там наши пути разошлись, чтобы сойтись в Хвалынске. А потом начался концертная программа «Миром правит любовь». Часть песен пел сам Александр, часть вместе со своей воспитанницей Юлией Муртазиной, часть песен пела Юлия. Если Александр, подобно средневековому паладину оставался в одних и тех же доспехах, то Юлия сменила за время концертной программы несколько нарядов, чему мы благосклонно радовались.