песенная музыка характеризующая персонажа оперы

Урок 02. В музыкальном театре. Опера

В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.

ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.

Послушайте увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.

Исполняет симфонический оркестр Мариинского театра г. Санкт-Петербурга. Дирижёр Валерий Гергиев.

Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев и интересное либретто.

Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях.

В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

Домашнее задание:

1. Какие знаменитые театры оперы и балета в России вы знаете?

Выпишите в тетрадь их название и город, в котором они находятся.

Источник

Конспект урока музыки на тему «Развитие образов и персонажей в оперной драматургии» (7 класс)

песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть фото песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть картинку песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Картинка про песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Фото песенная музыка характеризующая персонажа оперы

Урок 3 (30). Развитие образов и персонажей в оперной драматургии

Планируемые результаты учебной деятельности:

— понимание оперы как синтетического жанра, объединяющего разные виды искусства — музыку, литературу, театральное действие, изобразительное искусство.

— формирование личностно-ценностного отношения к жанру оперы;

— укрепление патриотических чувств в процессе изучения оперы «Жизнь за царя».

— приобретение навыков анализа произведения оперного жанра;

— знание жанров польских танцев — полонеза, мазурки, краковяка;

— умение рассуждать об оперной драматургии.

Форма проведения занятия: Аналитический урок по опере М. Глинки «Жизнь за царя».

Живопись: Р. Покорны. «Старая Вена. Оперный театр»; Неизвестный автор. «Подвиг Ивана Сусанина»; Неизвестный автор. «Полонез».

Музыка: М. Глинка. Мазурка из оперы «Жизнь за царя» (№ 36 аудиоприложения), Хор поляков («Сцена в лесу») из оперы «Жизнь за царя» (№ 37 аудиоприложения).

Песенный материал: Г. Комраков, стихи В. Рябцева. «Вечный огонь».

Дополнительный материал: портрет М.И. Глинки (фото).

Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о специфике жанра оперы. Заинтересованное прослушивание и обсуждение фрагментов оперы. Анализ нотных примеров. Разучивание и исполнение песни. Беседа о многообразии творчества М. Глинки. Беседа о воплощении героических образов русской истории в музыке.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания связи иллюстраций учебника с музыкой оперы. Контроль осознания специфики оперной драматургии на примере оперы «Жизнь за царя». Контроль развития певческих хоровых навыков. Контроль понимания и умения проанализировать нотные примеры. Контроль знания краткого содержания оперы «Жизнь за царя». Контроль понимания терминов «синтетический», «трансформация», «динамика».

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

— Прослушайте музыкальные отрывки из двух произведений. Назовите эти музыкальные произведения.

Звучат пьесы «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана (фрагменты).

— Чем отличается музыкальная драматургия в пьесах «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана?

— Как обнаруживает себя в этих пьесах контраст статического и динамического начал?

— Какие средства музыкальной драматургии придают звучанию выразительность, динамичность, глубину?

— Почему именно в музыкальном искусстве так велика роль драматургии?

2. Постановка темы. Целеполагание

Если возможности музыкальной драматургии так ярко проявляют себя в маленькой пьесе, то каковы же они в сочинении крупном, динамичном по своему замыслу? Этот вопрос мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.

Тема урока – « Развитие образов и персонажей в оперной драматургии».

3. Работа по теме урока

А) В озникновение и развитие оперного жанра

Опера родилась в конце XVI в. в Италии, во Флоренции. Молодые поклонники искусства организовали кружок, который назвали Камерата (итал. camerata — компания, кружок). Они изучали античную литературу, живопись, скульптуру, архитектуру. Однако записи античной музыки не расшифровывались, и представления, какой была древнегреческая музыка, у членов Флорентийской камераты не было. Они решили возродить древнегреческую трагедию. Но искусство идёт вперёд и развивается век за веком, поэтому члены кружка не возродили старый, а создали новый жанр — оперу.

Все первые оперы были написаны на сюжеты древнегреческих мифов. Одним из самых любимых был миф об Орфее: на его сюжет было создано несколько опер.

Бывали времена, когда к опере люди относились так, как сегодня относятся к кино, телевидению. Яркие оперные темы можно было услышать повсюду – на улицах и в парках, в общественном транспорте и в обычных городских квартирах. Ведь возраст оперы насчитывает четыре столетия! А это означает, что опера была и остаётся одним из самых жизнеспособных, динамичных жанров, пользующихся любовью слушателей в различных странах мира.

Мариинский театр. Санкт-Петербург

песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть фото песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть картинку песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Картинка про песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Фото песенная музыка характеризующая персонажа оперы

песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть фото песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть картинку песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Картинка про песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Фото песенная музыка характеризующая персонажа оперы Р. Покорны. Старая Вена. Оперный театр

Б) Драматургия оперы. Оперное либретто. Оперные жанры

Оперы весёлые и трагические, сказочные и реалистические – все они по-своему отразили человеческие мечты, стремления, раздумья о прошлом, высокие чувства и острые конфликты.

Из всех музыкальных жанров опера является наиболее объёмным, синтетичным: она вбирает в себя и литературный сюжет, составляющий основу её содержания, и театральной действие, т.к. разыгрывается на сцене, и изобразительное искусство, с помощью которого создаются декорации.

В результате получается своеобразная литературная основа – либретто, которое по своим художественным достоинствам нередко уступает оригиналу. Однако опера как музыкальное произведение может стать равной своему литературному первоисточнику, а порой даже и превзойти его.

Сюжет оперы воплощается в её словах — либретто. И становясь оперным либретто, произведение литературы как бы утрачивает свою самоценность. Вернее сказать, возникает совершенно новое повествование, в котором от первоисточника остаётся лишь более или менее точная схема. Однако либретто нельзя оценивать столь же строго, как и произведение литературы. Ведь оно не является самостоятельным произведениям. Отныне это часть оперы, которая воспринимается лишь в содружестве с другими сторонами оперного произведения: его сценическим развитием, последовательностью музыкальных номеров, системой главных музыкальных тем (лейтмотивов) – всем, что образует неповторимую музыкальную драматургию оперы.

Опера — очень разнообразный жанр. Она включает арии, вокальные ансамбли с различным количеством солистов (дуэты, терцеты, квартеты и т.д.), хоры, оркестровые номера, речитативы, балетные сцены.

Оперы делятся на акты (действия) и картины. Обычно каждому действию и картине соответствуют свои декорации.

2) М. Глинка. Опера «Жизнь за царя»

песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть фото песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть картинку песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Картинка про песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Фото песенная музыка характеризующая персонажа оперыС творчеством М. Глинки вы встречались на уроках предмета «Искусство. Музыка» регулярно. Ранее вы уже слушали фрагменты из двух его опер: «Жизнь за царя» (другое название «Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Также вы знакомились и с разными романсами композитора.

А) История оперы «Жизнь за царя» Глинки

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера М. Глинки в 4 действиях с прологом и эпилогом, либретто Е. Розена при участии В. Жуковского.

Премьеры первых постановок (под названием «Жизнь за царя»): Петербург, Большой театр, 27 ноября 1836 г., под управлением К. Кавоса (О. Петров — Сусанин, М. Степанова — Антонида, Л. Леонов — Собинин, А. Воробьева — Ваня); со сценой у монастырского посада — там же, 18 октября 1837 г. (А. Воробьева — Ваня); в московском Большом театре — 7 сентября 1842 г., под управлением И. Иоганниса.

Мысль об опере занимала Глинку с начала 30-х гг., но замысел «Ивана Сусанина» (таково было авторское название) определился лишь к 1835 г. По свидетельству композитора, тему ему подсказал В. Жуковский. Она уже получила воплощение в русской литературе (К. Рылеев) и музыке (К. Кавос). Высокий патриотизм, благородная гражданственность думы Рылеева, герой которой отдаёт свою жизнь за Отчизну, были близки сознанию Глинки. Жуковский стал его советчиком и даже сочинил текст эпилога оперы, а в качестве либреттиста рекомендовал барона Розена, секретаря наследника престола. Текст сочинялся на готовую музыку, вся планировка действия принадлежала композитору.

Действие развёртывается в 1612-1613 гг., в смутную и тяжёлую пору, когда существованию Российского государства угрожала опасность. Польские захватчики пытались утвердиться в разорённой войнами и междоусобицами стране, хозяйничали в Москве. Могучий патриотический порыв русского народа вызвал к жизни земское ополчение, выдвинул вождей его — Минина и Пожарского. Противник был разбит.

Глинка дал героическое и трагедийное воплощение темы. Мужество, доблесть и самоотверженность Сусанина связывают его с героями Отечественной войны 1812 г., рассказы о которых живы были с детства в памяти композитора. Он построил драматургию оперы на контрастном противопоставлении двух лагерей — русского и польского. Первый дан дифференцированно, второй обрисован слитно, обобщённо.

Ему противостоит лагерь шляхетский — надменный, блестящий, дерзкий, охарактеризованный ритмами и мелодиями национальных танцев — мазурки, краковяка, полонеза. Трансформируя темы, Глинка показывает, как постепенно сникают напускная гордость, чванство, кичливость врага.

Оперу венчает гениальное «Славься. » — торжественный хор, не имеющий равных в мировой литературе, подлинное обобщение всего музыкально-драматургического действия. Но Глинка не переходит от гибели Сусанина непосредственно к ликующему апофеозу. Скорбное и торжественное трио, оплакивание погибшего героя утверждает величие его подвига, вплетая в торжество победы мелодию печали, воспоминание о благородном сыне русской земли, отдавшем жизнь за её счастье.

Великое произведение явилось предметом ожесточённой полемики. Пушкин и Одоевский приветствовали его, Булгарин на него ополчился. Значительную часть публики шокировала народность, демократизм оперы, другим музыка казалась слишком учёной и сложной. Поддержку оказали официальные круги, не в последнюю очередь благодаря сюжету, трактованному в подчёркнуто монархическом духе. Ещё до премьеры опера по инициативе театрального начальства была посвящена Николаю I и переименована в «Смерть за царя» (в репертуаре уже был Иван Сусанин — К. Кавоса); сам же император повелел изменить это название на «Жизнь за царя». И в дальнейшем шедевр Глинки неоднократно использовался в политических целях, превращаясь в повод для монархических и антипольских демонстраций. Это обстоятельство отталкивало от него оппозиционно настроенную общественность, оно же вызвало и недооценку произведения со стороны В. Стасова.

Народность оперы и характеров основных героев стремились выявить крупнейшие мастера дореволюционного театра, начиная с первых исполнителей, создателей образов Сусанина и Вани — О. Петрова и А. Петровой-Воробьёвой, и продолжая Д. Леоновой, Е. Лавровской, М. Корякиным и, в особенности, Ф. Шаляпиным, А. Неждановой, И. Ершовым.

Новая жизнь произведения в значительной мере была обязана вдохновенному музыкальному истолкованию дирижёров С. Самосуда, А. Лазовского, Н. Голованова, А. Мелик-Пашаева, искусству крупнейших советских вокалистов — М. Михайлова, А. Пирогова, М. Рейзена, И. Петрова, М. Донца, В. Барсовой, Г. Жуковской, Б. Златогоровой, В. Вербицкой, 3. Гайдай, Г. Большакова, Г. Нэлеппа, Ю. Кипоренко-Даманского, И. Шпиллер и др. С либретто С. Городецкого опера была поставлена и за рубежом — в Софии (режиссёр Е. Соковнин), Бухаресте, Милане.

В 1989 г., после более чем 70-летнего перерыва, московский Большой театр первым вернулся к оригинальной редакции либретто, поставив «Жизнь за царя» под прежним названием (премьера — 24 декабря); в год 200-летия со дня рождения Глинки опера вновь появилась на афише Мариинского театра (премьера — 30 мая 2004 г., дирижёр В. Гергиев, режиссёр Д. Черняков). По-прежнему она остаётся одной из основ русского классического репертуара в театрах нашей родины.

песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть фото песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть картинку песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Картинка про песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Фото песенная музыка характеризующая персонажа оперы

Неизвестный автор. «Подвиг Ивана Сусанина»

Сегодня мы познакомимся со II действием оперы «Жизнь за царя», основанным на четырёх танцах — полонезе, краковяке, вальсе и мазурке. Три танца являются польскими — полонез, краковяк и мазурка; вальс — танец общеевропейский, который постепенно пришёл в Польшу и полюбился там.

Эти танцы звучат во время блистательного польского бала. Посредством танцевальных жанров композитор убедительно воплощает образ поляков — самодовольных захватчиков, кичащихся военными успехами: «Мы скоро покончим с холопской Москвою! Грозою стоим мы над русской землёю». Музыка каждого из танцев — уверенная, торжественная, громкая, с намеренным подчёркиванием резких, победных интонаций.

Основными в драматургическом отношении являются полонез и мазурка, они звучат с хором, тогда как краковяк и вальс являются чисто инструментальными номерами.

Именно полонез и мазурка появляются и в других действиях оперы, сопровождают поляков в разных ситуациях:

· в III действии они звучат во время появления поляков в избе Сусанина. Там их характер воинственный и напористый; поляки требуют, чтобы Сусанин проводил их к стану Минина;

· в IV действии мазурка меняет свой облик: она характеризует уставших, измучившихся в блужданиях по чаще поляков.

Либретто оперы см. в Приложении.

В) Слушание и музыкальный анализ

· М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент;

· М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент.

Движение мелодии в мазурке во II действии носит восходящий характер, подчёркивается выразительным сфорца́ндо (sf) – так передаётся композитором примитивная самоуверенность поляков.

Вечер, метель, зимняя стужа, непроходимые снега. Всё дальше в дремучий лес Иван Сусанин ведёт за собой захватчиков, дерзнувших пробраться к стану русских ополченцев.

От первоначального блеска мазурки не осталось и следа. Точнее сказать, почти не осталось. Её музыка звучит совсем иначе, искажённо, как тревожное предчувствие врагами своей скорой гибели. Единственное, что связывает такое проведение мазурки с её первоначальным звучанием, — это намеренно сохранённая ритмическая интонация.

песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть фото песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Смотреть картинку песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Картинка про песенная музыка характеризующая персонажа оперы. Фото песенная музыка характеризующая персонажа оперы Неизвестный автор. «Полонез»

3) Работа над нотными примерами

Нотные примеры 36 и 37 построены на одном материале — теме мазурки. Ученики под руководством учителя отмечают, что сходным средством музыкальной выразительности в этих двух примерах является только ритм мазурки: он остался практически неизменным. Также не поменялся лад мелодии, она осталась мажорной. Однако в остальном мы с трудом узнаём эту мелодическую линию. Если мазурка II действия была построена на широких интервалах, громкой динамике, иллюстрировала размашистые горделивые движения, то в мазурке IV акта все расстояния (интервалы) между нотами как бы сужены, «сплющены». Этим приёмом композитор изображает маленькие шаги «топчущихся на месте» поляков. Их состояние подчёркивает тихая динамика и неизменный, повторяющий одну ноту бас — он как бы не может сдвинуться с места. Форшлаги на первых долях такта усиливают неуверенность как будто «спотыкающейся» мелодии.

Во время сравнительного анализа трёх польских танцев II действия — полонеза, краковяка и мазурки — учащиеся отмечают, с одной стороны, их общие черты, с другой — индивидуальные особенности каждого танца. Общими чертами являются танцевальный ритм, мажорный лад, громкая динамика, обилие акцентов. В полонезе акценты подчёркивают сильную долю такта, в мазурке и краковяке — слабые доли.

Различия касаются размера и темпа. Полонез и мазурка — танцы трёхдольные, в умеренном темпе. Краковяк — двухдольный танец в стремительном темпе.

По фактуре похожи первые фразы полонеза и краковяка: они начинаются мощными решительными унисонами в октавном удвоении. Мазурка также открывается вступительной унисонной фразой, но в нотном примере дана следующая за ней основная тема мазурки. Её фактура более разнообразна и основана на гордой мелодии в верхнем регистре и арпеджированных аккордах сопровождения.

1. Не спеши, приумолкни, не буди тишины.

У кургана на Волге, у Кремлёвской стены.

И на Марсовом поле, и у крепости Брест,

Наших русских небес.

2. Здесь частица любимой нашей русской земли,

Здесь Огонь негасимый мы навеки зажгли.

У священного места, у могилы бойца

3. Не буди его, ветер, и снежинка не тронь.

Самый мирный на свете этот Вечный огонь.

Смотрит воин открыто, весь одетый в гранит.

Нет, ничто не забыто и никто не забыт!

Музыка господствует в опере, подчиняет себе её действие, определяет развитие образов и характеров, рисует картины битв и картины природы. Поэтому оперная драматургия определяется драматургией музыкальной, образуемой средствами музыки, её выразительными и изобразительными возможностями.

Конечно, музыкальная драматургия оперы складывается из многих выразительных особенностей. Удачное либретто, эффектные декорации, умелая режиссура – всё это немаловажные факторы успеха оперы. И всё же главный автор оперы – композитор – именно своей музыкой придаёт ей яркость, действенность, художественную убедительность. Недаром лучшие оперы мира стоят в одном ряду с великими произведениями литературы, а нередко поднимают их на новую высоту. «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта во многих отношениях ярче и блистательнее комедии «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, лежащей в основе её сюжета. «Кармен» Ж. Бизе многогранней, монументальней, драматичней скромной новеллы П. Мериме, рассказавшего нам историю прекрасной и жестокой цыганки. В одном ряду с одноимёнными шедеврами А. Пушкина находятся оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. Чайковского. Этот ряд можно продолжать долго. Однако и из приведённых примеров видно, сколь велики возможности оперы, способной музыкальными средствами показать развитие сюжета и характер героев, исторические и сказочные события, картины природы и судьбы людей.

Среди великих опер немало таких, что связаны с образами далёкого прошлого, отечественно истории. Ведь отношение к истории – важнейший показатель национальной культуры, истинного и глубокого патриотизма. Это замечательно выразил в одном из своих стихотворений А. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Земля была б без них мертва,

И как алтарь без божества.

(Как … пустыня – пропуск у А.С. Пушкина).

6. Рефлексия. Вопросы и задания

1) Почему опера является одним из самых ярких в драматургическом отношении жанров?

2) Можно ли считать, что опера основана только на музыкальной драматургии? Участвуют ли другие виды искусства в организации оперного целого (какие именно)?

3) Всегда ли совпадает содержание литературного первоисточника и либретто, лежащего в основе оперного произведения?

4) Нарисуй свою иллюстрацию к опере «Жизнь за царя».

Краткое содержание оперы «Жизнь за царя»

I действие. Действие оперы происходит в 1612 году в селе Домнино. Дочь крестьянина Ивана Сусанина Антонида тоскует, что из-за военных действий с поляками откладывается её свадьба с женихом Богданом Собининым. Появляется Собинин с дружиной. Несмотря на просьбы жениха и невесты, Сусанин не хочет устраивать свадебный праздник, пока враги хозяйничают на русской земле.

II действие. Польский бал при дворе короля Сигизмунда III. Поляки хвастаются военными успехами на русской земле, преждевременно торжествуют победу. В разгар торжества появляется польский посланник: он приносит вести о том, что русский народ восстал против врагов, польский отряд осаждён в Москве. Танцы ненадолго прекращаются, но вскоре польские паны снова грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Бал продолжается.

III действие. Приёмный сын Сусанина Ваня в избе мастерит себе копьё. Он поёт о том, как благодарен отцу, заботящемуся о нём. Ваня рассказывает отцу о своих мечтах защищать родину, стать воином. В семье готовятся к свадьбе. Когда в избе находятся только Сусанин, Антонида и Ваня, внезапно врываются поляки. Они требуют, чтобы Сусанин провёл их к стану Минина. Сусанин принимает решение завести поляков в лес и погубить. Шёпотом он даёт Ване поручение скакать в посад и предупредить Минина о нашествии поляков. Поляки уводят Сусанина, Антонида горько плачет. Приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает им о случившемся, крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

IV действие. 1-я картина. Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков. Он стучится в тяжёлые ворота, но все спят. Наконец Ваню слышат, в стане поднимается тревога, воины готовятся к походу.

2-я картина. Всё дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждёт неминуемая расправа. Смело он смотрит в глаза смерти. Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. Просыпаются враги, они начинают допытываться, куда завёл их русский крестьянин. Сусанин с достоинством отвечает, что специально завёл в непроходимую чащу. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Эпилог. У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола, все славят царя, великую Русь, русский народ и родную Москву. Здесь же Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их, прославляют подвиг русских героев.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Музыкальные портреты в опере А.П. Бородина «Князь Игорь»

Разделы: Музыка

Тип урока: комбинированный.

Цель: анализ музыкальных характеристик мужских образов опере А.П. Бородина «Князь Игорь», выявление сходства и различия их интонационной сферы.

Задачи:

Музыкальный материал: Ария князя Игоря II д, Ария хана Кончака II д, Песня Галицкого I д,1 к.

Оборудование: аудиозапись арий; CD-проигрыватель; компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды: К.А. Коровин. Князь Игорь. Эскиз костюма для оперы Бородина «Князь Игорь» (Рисунок 1); Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» (Рисунок 2); Н. Рерих Князь Игорь (Рисунок 3); Н. Рерих Князь Галицкий (Рисунок 4)); портрет композитора А.П. Бородина; распечатанные таблицы для анализа.

Ход урока

Перед первым уроком по разбору оперы учащиеся получают задание:

Начать урок с проверки письменного домашнего задания.

Учитель. Дома вы читали либретто оперы, и заполняли таблицу. Назовите, пожалуйста, главных героев оперы? Наша задача на сегодняшнем уроке проанализировать музыкальные образы Князя Игоря, Хана Кончака и Князя Галицкого.

На доске появляются слайды: К.А. Коровин. Князь Игорь. Эскиз костюма для оперы Бородина «Князь Игорь» Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Н. Рерих Князь Игорь, Н. Рерих Князь Галицкий.

Кто из героев оперы изображен на той или иной иллюстрации?

Вот видите, даже ещё не слушая оперу, в общих чертах, мы уже можем составить представление о характере и внешнем виде героя. А какими изобразил их А.П. Бородин? Давайте послушаем.

Ария князя Игоря. II д.

Учитель. В этой арии наиболее полно и всесторонне обрисован главный герой оперы.

Учитель. Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? (Обратите внимание на характер вступления, лад, тесситуру инструментов в сопровождении, фактуру.)

Если ария будет не одночастной, то каждые новый раздел обозначьте (поднять руку).

Ученики. Вступление вводит в состояние глубокого раздумья. Струнные звучат в низкой тесситуре, фактура плотная, аккордовая, голоса развиваются в расходящемся движении, а бас спускается вниз по хроматическим звукам. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный патриот и в тоже время очень любящий супруг.

(В группах проф. ориентированных возможно сравнение с оркестровым вступлением к арии Сусанина в IV действии. Схожее душевное состояние героев, аналогичные приемы изложения музыкального материала позволяют сделать вывод о духовной общности героев.)

Учитель. Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму).

По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.

Речитатив «Ни сна, ни отдыха»

1 раздел «И бранной славы пир веселый»

Середина 1 раздела «Погибло всё»

«Ты одна, голубка-лада»

«Уже ли день за днем»

Анализ частей арии и их значение.

Учитель. В чем драматургическое значение каждой части? (Слушаем каждый раздел отдельно и следим по нотам.)

Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе»

Во время разбора ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)

Первый раздел арии «И бранной славы пир веселый».

Середина первого раздела «Погибло все».

Средний раздел арии.

Третий раздел арии «Ужели день за днем»

Кода «Ох, тяжко».

Перед вторым прослушиванием раздать таблицу для комплексного анализа образов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *