пешков летчик сбитый в сирии биография
Олег Пешков
Биография
В ноябре 2021 года состоялась премьера фильма «Небо», посвященного подвигу российских летчиков. В основу сюжета легла биография офицера ВКС РФ Олега Пешкова, который в 2015 году погиб в Сирии и посмертно был удостоен звания Героя России.
Детство и юность
Летчик-герой родился 3 августа 1970 года в деревне на Алтае, однако его детство прошло на юге Казахстана, в промышленном городе Усть-Каменогорске, куда семья перебралась, когда Пешков был 2-летним ребенком.
Рос Олег умным и активным, учился отлично, при этом «ботаником» не был — успевал и школьные предметы осваивать, и дружить, и спортом заниматься. Окончив 8 классов, парень решил поступать в Суворовское училище, хотя военных в семье не было: мама воспитывала в садике дошколят, а отец умер, когда Олег только пошел в школу.
Пешков поехал в Свердловск, где стал курсантом местного Суворовского училища, которое окончил с отличием в 1987 году. Высшее образование юноша также решил получать военное. Для этого он уехал еще дальше от дома, в Харьков, где стал учиться в высшем военном авиационном училище летчиков.
Красный диплом вуза Олег получил в 1991 году, и к тому моменту его могучая родная страна распалась, а вместе с ней стала разваливаться былая армейская мощь. Новоиспеченные летчики почти не летали, и Пешков даже подумывал уехать в родной город и устроиться на завод простым рабочим. Однако тут вмешалась жена и настояла: «Ты летчик — ты должен летать!».
Военная карьера
После окончания авиационного училища Олег был распределен в Киргизию, где начал карьеру летчика-инструктора на аэродроме Кант. Несмотря на то что Кыргызстан стал независимой республикой, он продолжал предоставлять военную базу российским вооруженным силам в соответствии с межгосударственным договором. Там Пешков летал на легком сверхзвуковом фронтовом истребителе третьего поколения МиГ-24.
Олег Пешков (слева) и Константин Мурахтин- в 2012 году признаны лучшим экипажем Су-24
В 1992 году летчика направили служить на Дальний Восток, где он начал работу в разведывательном полку авиационного гарнизона в Амурской области. Там Олег Анатольевич летал уже на Су-24. Всего за время службы он «приручил» 5 типов военных самолетов.
Карьера Пешкова шла в гору: сначала он возглавил эскадрилью в Приморье, а затем стал начальником службы безопасности Липецкого авиацентра, где проводится обучение авиационного персонала и проходят войсковые испытания министерства обороны России. Отучившись в Военно-воздушной академии имени Ю. Гагарина, Олег Анатольевич в итоге дослужился до звания подполковника.
Подвиг и обстоятельства гибели
О том, что в 2015 году Пешков отправляется в Сирию, знали немногие. Брату Олег просто сказал, что едет в командировку. Жене сообщил коротко и по делу. Будучи верующим человеком, сходил к священнику за благословением.
Это была первая военная кампания в жизни летчика, который уже намеревался переводиться в гражданскую авиацию. Но офицерский долг оказался превыше всего: сказал «лечу», хоть жена с дочерью и проплакали всю ночь.
Причиной смерти летчика стали 8 пулевых ранений. Его тело сначала доставили в турецкую столицу, а затем спецрейсом Минобороны России переправили на родину. Погибшего героя провожал к дому воздушный эскорт истребителей.
Похороны Олега Анатольевича состоялись в Липецке и проводились согласно воинским ритуалам погребения. К могиле героя часами несли цветы сослуживцы и жители города. После смерти Пешкова липчане вышли на митинг у памятника героям, чтобы воздать честь погибшему земляку.
Личная жизнь
С будущей женой Геленой Олег познакомился, еще живя в Усть-Каменогорске. Она была младше на 5 лет и в свои 15 влюбилась в 20-летнего курсанта без памяти. Пешков, правда, не сразу разглядел в девушке свою единственную и успел жениться на другой и быстро развестись.
Когда Олег начал ухаживать за Геленой, та уже начинала его сторониться: уж больно пользовался популярностью у девушек статный и обаятельный летчик. Но в итоге ее оборона пала: в 18-летнем возрасте она согласилась выйти замуж за Пешкова. Свадьбу сыграли в 1994 году в родном городе, а уже пару месяцев спустя молодая семья переехала в Возжаевку Амурской области.
С тех пор началась гарнизонная жизнь, которая поначалу была несладкой: жили в тесноте и бедности, о благоустройстве оставалось только мечтать. Но мало-помалу все наладилось, и в 1999 году Пешковы праздновали рождение дочери Арины. Сын Александр родился в более благополучное время — в 2007-м, когда отец уже дослужился до командира эскадрильи в Приморье.
Олег Пешков с семьей / «Фейсбук»
По долгу службы отца семья нередко переезжала и в итоге осела в Липецке. Супруга, юрист по образованию, по специальности не работала, поскольку в гарнизонах не находилось нужной вакансии. Служила то в отделе кадров, то в детском саду и личной жизнью своей была довольна.
Мужа Гелена любила и уважала, отмечая, как люди тянутся к Олегу, как он умеет расположить к себе даже в коротком разговоре. Мог поддержать любую беседу, задушевно спеть песню под гитару или под баян, недаром солировал еще в ансамбле военного училища.
А еще Пешков был хорошим отцом: сам любил учиться и в детях поощрял тягу к знаниям, даже ходил вместе выбирать учебники к новому школьному году. В итоге дочь летчика выбрала специальность клинического психолога, которую получала в Санкт-Петербурге.
Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»
Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»
В четверг, 18 ноября, в кинотеатрах по всей стране выходит в прокат фильм «Небо» режиссера Игоря Копылова. Прототипами главных героев стали легендарный пилот, Герой России, подполковник Олег Пешков и штурман, майор Константин Мурахтин. Корреспондентам РИА «Воронеж» удалось пообщаться с Константином Мурахтиным и расспросить о том, каким был его сослуживец и товарищ Олег Пешков, а также – об ответственной и опасной работе военных летчиков.
«Удар в спину»
Константин Мурахтин – живая легенда и пример для подражания для молодых летчиков и штурманов. Скромный, отзывчивый, простой в общении, давать интервью и выступать на публике не привык.
Они стреляли и в сторону Константина Мурахтина, но ветер отнес его дальше от позиций джихадистов. Штурман приземлился на территорию, подконтрольную террористам, травмировав при этом ногу, и 12 часов скрывался от боевиков. Константин Мурахтин подал сигнал бедствия с помощью специального передатчика, и спустя 12 часов поисков российские морпехи и сирийская армия нашли и спасли штурмана. Террористов, расстрелявших Олега Пешкова, уничтожили.
Олег Пешков умер совсем молодым – в 45 лет. Ему посмертно присвоили звание Героя России, а Константин Мурахтин был награжден Орденом мужества.
Олег Анатольевич похоронен на мемориальной аллее городского кладбища в Липецке. Его памятник выполнен в виде гранитных крыльев. На одном из них высечен портрет летчика.
В музее Липецкого авиацентра хранятся фрагменты сбитого самолета Су-24, доставленные из Сирии с места гибели Олега Пешкова.
В музее также представлены личные вещи Олега Анатольевича – летная книжка, рабочие тетради, летная форма цвета хаки.
Воронежский скульптор Александр Ивченко изготовил в честь Пешкова памятник из дерева: мужская и женская руки держат автомат, а рука ребенка – игрушечный самолетик. Памятник также хранится в музее авиацентра.
Со скульптурой – заведующий историко-мемориальным залом Липецкого авиацентра Павел Рухлин
Профессионал высшего уровня
Товарищи и сослуживцы запомнили Олега Пешкова душевным, веселым и жизнерадостным человеком. В Сети можно найти видео, на котором летчик исполняет на гитаре песню «Господа офицеры».
Константин Мурахтин вспоминает, что Пешков «ставил на крыло» многих молодых летчиков. Начинающие пилоты любили и уважали своего наставника.
– Олег Анатольевич был профессионалом высшего уровня. Летчики-инструкторы бывают разные: некоторые слишком строго относятся к молодым, осваивающим новый тип самолета, могут накричать, сказать резкое слово. Олег Анатольевич никогда не повышал голоса, объяснял спокойно. Молодые летчики говорили, что Олег – золотой человек, настоящий русский офицер, – рассказал Константин Мурахтин.
Олег Пешков родился в 1970 году в Алтайском крае, в юности потерял родителей. Окончил Свердловское Суворовское военное училище, а в 1991 году с золотой медалью – Харьковское высшее военное авиационное училище. За время службы прошел путь от летчика-инструктора до заместителя начальника огневой тактической подготовки дивизии, освоил пять типов самолетов. Служил в Киргизии, Амурской области, с 2000 года – в Липецке.
Олег Пешков с золотой медалью окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, которая располагалась в подмосковном Монино. В 2008 году при слиянии Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина была образована Воронежская военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.
К военным командировкам летчику было не привыкать – в 2008 году он участвовал в боевых действиях в Южной Осетии. Поэтому, когда узнал о командировке в Сирию, Пешков не сомневался, лететь на войну или остаться в Липецке.
– Профессия военного летчика предполагает готовность к самопожертвованию. Он в любой момент должен отдать жизнь за свое Отечество, свою семью и выполнить свой долг до конца. Любые летчики должны быть спокойны и уравновешенны. Они должны уметь принять верное решение за очень короткий промежуток времени, – отметил заведующий историко-мемориальным залом Липецкого авиацентра Павел Рухлин.
Потомственный штурман
Константин Мурахтин и Олег Пешков были сослуживцами и товарищами, часто летали в одном экипаже. В 2014 году на соревнованиях военных летчиков в Липецке «Авиадартс» экипаж Мурахтина и капитана Станислава Гасанова признали лучшим во фронтовой бомбардировочной авиации России, а Мурахтина – лучшим военным штурманом страны. Олег Пешков на тех соревнованиях был судьей.
– Мой отец был военным штурманом. Все детство я прожил в военных городках, ходил в авиамодельные кружки. Для меня не стояло вопроса, какую профессию мне выбрать, – рассказывает летчик.
Константин окончил Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов. Как и у Олега Пешкова, учеба пришлась на «лихие 90-е».
– Из-за того что топлива не было, летать мы начали не со второго, а с четвертого курса. Нас обучали на пассажирском самолете Ту-134, переделанном под подготовку военных штурманов. Самые яркие впечатления от полета я испытал позже – когда пришел служить лейтенантом в Липецкий авиацентр и начал летать на боевых самолетах. В частности, на Су-24. Это другие скорости, другой вид самолета, другие фигуры пилотажа, другие эмоции, – вспомнил пилот.
Аварийный запас
Подробности инцидента 24 ноября 2015 года в Сирии Константин Мурахтин не раскрывает – эта информация засекречена. Пилот только смог рассказать, что приземлился в скалистой местности и травмировал ногу, сильно ударившись о камень. Сбросил с себя парашют и убежал как можно дальше. Операция по спасению продолжалась 12 часов. Спасенного Константина Мурахтина отправили в московский госпиталь.
Штурман отметил, что был хорошо подготовлен к экстремальным условиям, как и другие летчики:
– В полку нас обучают летать, применять авиационные средства поражения. Приемы рукопашного боя и маскировку осваиваем в специальном центре выживания. Два из них находятся на Черноморском побережье. Нас учат действовать в экстремальных условиях после катапультирования – как в военное, так и в мирное время. Почему там? Там есть горы, море и лесистая местность. Нам объясняют, например, как спуститься с горы, если приземлился туда на парашюте. В зависимости от того, куда ты спускаешься – на горную местность, на равнину или воду, – комплектуется НАЗ (носимый аварийный запас). К примеру, если приземляешься на воду, в аварийный запас входит надувной плот.
НАЗ существует в двух комплектациях: для мирного и военного времени. В запас для мирного времени входят лагерное и светосигнальное снаряжение, аптечка, карамельки и вода.
– Еды как таковой нет – НАЗ не рассчитан на то, что вас будут искать долго. Это запас для поддержания сил на первое время, – отметил штурман.
— Получается, что все 12 часов, пока скрывались от боевиков, вы ничего не ели?
– В такой ситуации не вспоминаешь ни о воде, ни о еде. Ты думаешь только о том, чтобы выжить.
– Я был далеко, видел, что его парашют раскрылся, но не знал, что по нему стреляют.
Солнцезащитные «очки» и «комар»
В музее Липецкого авиацентра есть интересные экспонаты, связанные с работой военных летчиков. Например, защитный шлем ЗШ-5, поверх которого надевается стеклянный солнцезащитный фильтр, защищающий глаза пилотов. Такие шлемы были и на Олеге Пешкове и Константине Мурахтине.
Как пояснил штурман, сейчас у летчиков и штурманов более современные модели шлемов – ЗШ-7. По бокам – отверстия для подсоединения кислородной маски.
– До высоты 2000 метров летчик и штурман дышат смешанным кислородом, а выше начинается автоматическая подача чистого кислорода, – пояснил Константин Мурахтин.
Еще один экспонат – красные рукоятки, приводящие в действие кресло для катапультирования из самолета. Дергать рукоятку нужно с особым усилием. При катапультировании пилота выносит из кабины, в воздухе автоматически раскрывается парашют.
Константину Мурахтину прибегать к катапультированию пришлось лишь однажды – как раз во время того рокового полета с Олегом Пешковым.
– Катапультирование – самая крайняя мера. К ней мы прибегаем, когда самолет уже неуправляем или горит. А в 99% случаев мы все делаем для того, чтобы посадить самолет и сохранить свою жизнь. Бывает, что при катапультировании случаются несчастные случаи – травмы, переломы рук и позвоночника, – рассказал штурман.
По словам Константина Мурахтина, в момент катапультирования он не чувствовал боли – в экстремальной ситуации летчик не обращает на нее внимания.
Другой музейный экспонат – авиационный радиомаяк «Комар-2М», с помощью которого потерпевшие аварию члены экипажа передают радиосигнал бедствия, а аварийно-спасательная группа определяет его местоположение. «Маячок» существует в двух модификациях: для мирного и военного времени.
По словам Константина Мурахтина, в военное время передатчик отключен – чтобы враг не обнаружил и не перехватил сигнал пилотов. Сигнал аварийно-спасательной группе в военное время пилот передает с помощью маленького приемника с антенной-проволокой.
– Если надо мной будут пролетать наши вертолеты аварийно-спасательной группы, я его включаю, быстро передаю сообщение и тут же выключаю. На вертолете настроена моя частота, он ловит сигнал и видит мое местоположение.
В фильме «Небо» сигнал о своем местоположении штурман сообщает по телефону. Было ли так в реальности, Константин Мурахтин рассказать не может.
Собирательный образ
С режиссером фильма «Небо» Игорем Копыловым Мурахтин познакомился в декабре 2019 года.
– При встрече мне дали добро рассказать все, что произошло в тот день, – чтобы режиссер знал порядок действий. Но все это не вошло в фильм. Осталась только история моего спасения, – сообщил штурман.
В самое сердце. Как первые зрители оценили фильм «Небо» о судьбе российского военного летчика
Главного героя Олега Сошникова, прототип которого – Олег Пешков, сыграл известный актер Игорь Петренко. Роль штурмана Константина Муравьева (прототип – Константин Мурахтин) исполнил молодой актер Иван Батарев.
Константин Мурахтин стал одним из тех военных летчиков, с которым Игорь Копылов советовался и держал связь. Поначалу штурман предполагал, что образ Кости Муравьева будет более реалистичным, приближенным к «оригиналу», но он получился собирательным – как и образ Олега Сошникова.
– Например, у Кости Муравьева в фильме 18-летняя беременная жена. Но моя жена в 2015 году не была 18-летней и не ждала ребенка. Когда я сказал режиссеру, что это совсем не похоже на меня, он ответил: «Герой фильма не ты. В нем твоего почти ничего не будет», – вспомнил штурман.
Большая часть съемок прошла в Крыму.
– В Сирии съемочная группа снимала в основном местность и жилищно-бытовые условия. Плюс три дня съемки проходили в нашем Липецком авиацентре – съемочная группа снимала нашу повседневную деятельность: подготовку к полетам, тренажеры, – пояснил Константин Мурахтин.
Перед показом фильма штурман волновался – ведь ему предстояло пережить заново то, что с ним случилось.
– Для меня этот фильм – память об Олеге. Фильм будет смотреть не одно поколение, и оно будет знать, что были такие героические люди. Это первый фильм про Сирию и первый фильм, в котором снято много полетов современной авиации. Надеюсь, что он заинтересует молодых ребят и они захотят стать военными летчиками, – поделился Мурахтин.
«Олег, ты не забыт!»: пять лет назад алтайского лётчика сбил турецкий истребитель в Сирии
Что знают о Герое России на его малой Родине в Косихе
фото Анны Камаловой
Пример для подражания
Остановившись на въезде в райцентр Косихинского района, спрашиваю у первых попавшихся подростков, где мне найти мемориальную плиту с именем Олега Пешкова.
Позже этот вопрос я задавала многим местным школьникам. Были версии, что Пешков «то ли писатель, то ли политик», но, как правило, получала верные подробные ответы. Не только старшеклассники, но и ребята помладше, оказались знакомы с биографией героя.
Подвиг героя
Похороны состоялись 2 декабря 2015 г на Липецком городском кладбище. Проститься пришли десятки тысяч людей, воспринимающих его гибель как личную трагедию. Гроб был покрыт государственным флагом. Его несла рота почетного караула. Пpезидентом страны Владимиром Пyтиным Олегу Пешкову на следующий же день после гибели присвоено звание Героя России.
Имя Олега Пешкова носит одна из школ Липецка, где он жил последние годы. Также там его именем хотят одну из улиц города. Возможно, она появится и на малой Родине в Косихи, ведь разговоры об этом идут еще с первой годовщины смерти.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Что известно об Олеге Пешкове?
Родился 3 августа 1970 года в селе Косиха Алтайского края. Длительное время проживал в Восточном Казахстане, Усть-Каменогорске, отца Олега перевели туда служить. Олег Пешков учился в местной школе, закончил её в 1985 году. Информацию подтвердили в учебном заведении, которое окончил Олег Пешков. Всегда и во всём был первым: в учебе, спорте и даже в музыкальном ансамбле, где солировал. Всегда говорил, что станет лётчиком. У него отец был лётчиком, и Олег с детства мечтал о небе. Олег потерял отца в 8-летнем возрасте – Анатолий Пешков разбился на мотоцикле в 31 год.
В 1987 году окончил с отличием Свердловское суворовское военное училище, затем Харьковское высшее военное авиационное училище, получив золотую медаль. С отличием окончил военно-воздушную академию имени Гагарина в Москве. После училища служил на аэродромах Кант (Чуйская область, Киргизия) и Возжаевка (Амурская область). В 2000 году переехал из Усть-Каменогорска в Липецк.
— летчик-инспектор авиационного звена (на самолетах Л-39) учебной авиационной эскадрильи учебного авиационного полка Центральных курсов по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров;
— летчик-инспектор учебного авиационного полка Центральных курсов по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров Воздушной армии;
— старший летчик отдельного разведывательного авиационного полка Воздушной армии;
— старший летчик бомбардировочного авиационного полка бомбардировочной дивизии Воздушной армии;
— командир авиационного звена авиационной эскадрильи (на самолетах Су-24МР) разведывательного авиационного полка смешанной авиационной дивизии;
— старший летчик разведывательного авиационного полка смешанной авиационной дивизии Армии ВВС и ПВО;
— командир авиационного звена авиационной эскадрильи (на самолетах Су-24МР) разведывательного авиационного полка смешанной авиационной дивизии Армии ВВС и ПВО;
— начальник штаба, заместитель командира авиационной эскадрильи (на самолетах Су-24МР) разведывательного авиационного полка 3 смешанной авиационной дивизии Армии ВВС и ПВО;
— командир авиационной эскадрильи (на самолетах Су-24МР) отдельного разведывательного авиационного полка Армии ВВС и ПВО;
— заместитель командира по летной подготовке отдельного разведывательного авиационного полка;
— старший инспектор-летчик (по безопасности полетов) СБП центра боевого применения и переучивания летного состава Военно-воздушных сил;
— начальник воздушно-огневой и тактической подготовки – летчик центра боевого применения и переучивания летного состава Военно-воздушных сил;
В 2014 году экипаж Пешкова стал победителем на соревнованиях военных лётчиков в Липецке «Авиадартс-2014» и был признан лучшим экипажем фронтовой бомбардировочной авиации России.
Что представляет собой звание Героя России?
Герой Российской Федерации — почетное звание, высшая степень отличия в РФ. Оно присваивается Президентом РФ за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением героического подвига. Звание было установлено 20 марта 1992 года.
Присвоение звания Героя Российской Федерации может быть произведено посмертно за совершение подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу.
Герою Российской Федерации вручаются: знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда» и грамота о присвоении звания Героя Российской Федерации.
В основу картины «Небо» вошел реальный подвиг
— Это Крым. Мы облетели пол-Сирии. Летали по последнему маршруту Олега Пешкова. Но подобрали натуру в Крыму так, что даже летчики, воевавшие в Сирии, не могли отличить наше побережье от Средиземноморского.
Артисты встречались со спецназовцами, которые вытащили нашего раненого штурмана из самого пекла. Три недели они проходили курс молодого бойца на базе спецподготовки минобороны. Жили вместе со спецназовцами. Бегали по жаре в бронежилетах и с «разгрузкой». На минуточку: амуниция с боекомплектом весит 45 килограммов! Съемки проходили и в Липецке, и в Санкт-Петербурге, и в Москве.
— Мы вместе с моим «командиром» Игорем Петренко даже медкомиссию прошли. По полосе порулили, а в небо нас не пустили. Нельзя. Там война!
Кстати, сцену штурма и уничтожения с воздуха базы боевиков снимали все же в Крыму. В Сирии нельзя. Вдруг соседи примут за настоящую операцию и откроют «дружеский» огонь? Одному пиротехнику известно, сколько ушло килограммов тротила на эту феерическую сцену. На подготовку ушло 11 дней. Снимали с пяти камер.
Боевики передвигались на новеньких джипах. На некоторые мне и за всю жизнь не заработать. Зло не только в кино должно быть наказано. Как тяжелые машины взлетали в воздух от метких попаданий наших ракет «воздух-земля»! 16 джипов уничтожили. И не в кино, а взаправду. Сердце кровью обливалось. Но уговор есть уговор. Никакой фальши. Снимаем по-настоящему.
Перед полетом надо встать нос к носу перед машиной. Осмотр начинать строго против часовой стрелки. А напоследок, для верности, поцеловать самолет в обтекатель, на счастье. В кино этот момент опущен. Наверно, не укладывался в режиссерскую концепцию. А может, это пренебрежение и привело к трагедии.
Перед пресс-показом в министерстве обороны фильм привезли в Липецкий авиацентр, где служили герои. Едва экран потух, зал взорвался аплодисментами. Открою тайну, вовсе не военную: артисты боялись выходить на публику. Ведь они играли реальных людей.
Я успокою актрису. Гелена после просмотра фильма сказала лишь одно:
— Я снова начала жить.
Это дорогого стоит.
В начале фильма у молодых курсантов был выбор: в лихие 90-е податься в бизнес или криминал (что тогда было одно и то же) или идти защищать Родину.
Если бы подполковник Сошников и капитан Муравьев выбрали первый, то не было бы этого фильма. Да и России, как независимого государства, тоже.
Фильм кончается не слезами у гроба и не траурными речами, которых в жизни и так хватает. Сын погибшего Героя России клянется стать офицером. Значит, традиция еще той, черно-белой ленты, которая на все времена, жива.