песни на крещение руси народные
Русские народные крестильные песни тексты
Крестильные песни – это старинный вид народного творчества, связанный с крестильным обрядом. Такой обряд старались провести как можно скорее после родов, чтобы дать ребёнку имя и выбрать покровителей-крёстных. Он сопровождался разными ритуальными действиями, имеющими магический суеверный смысл. Поверья гласили, что правильно совершённый обряд приносит малышу здоровье, благополучие и достаток в будущей жизни.
У русского народы крестильные песни часто называли величальными, поскольку они величали и прославляли молодую мать и её ребёнка.
Что Сергея-то матушка
Что Петровича сударыня
Хорошо его спородила,
И бело, и румяно,
Ровно солнечно лицо,
Из-под глаз светел месяц.
Спеленала его матушка,
Спеленала его родная,
В пелёнку его камчатную…
Вместе с крестильными колыбельными песнями ребёнку желали крепкого сна, быстрого роста и силы, а матери – скорого восстановления. Сами колыбельные песни носили характер полумолитвы-полузаклинания, а пели их как молодые родители и их родственники, так и повитуха, помогающая принимать роды.
Виноград мой, ягодка,
Наливной ты мой яблочек,
Удалой ты будешь молодец,
Свет Иван-то Алексеевич.
Уродился ты хорош и пригож.
Будешь счастливый, таланливый,
На работе ты ретивый да заботливый,
Ты с людьми говорливый да приветливый,
У родителей любимый да почётливый.
Красны девицы полюбят тебя,
Добры люди позавидуют.
По окончании непосредственного обряда крещения устраивали крестинный обед, на который приглашали всех родственников и знакомых. Главное место на обеде занимала крёстная мать ребёнка, поэтому в крестильных колыбельных песнях, которые пели на обеде, часто прославляют не только саму роженицу и новорождённого, но и куму – крёстную мать.
А у кого виноград на дворе?
У (имя отца ребенка) виноград на дворе.
Собрал не людям – сам себе,
Посадил кумусю на куте:
Пей-гуляй, кумуся, у меня,
Чтоб моё дитятко росло,
Чтоб оно счастливо было,
Чтоб ему Бог долюшку дал.
Когда обед заканчивался, на стол подавали густо сваренную кашу с мёдом, которой угощали всех присутствующих в доме. Считалось, что такая каша приносит благополучие. Во время поедания пели другие ритуальные крестильные песни, полные юмора и игры:
Запрягайте-ка да двенадцать волов,
Волоките-ка куму с куту долой.
А кума нейдёт, упирается,
Она назад погребается.
Напилася да кумусенька зелена вина,
А не дойти, кумусенька, до своего двора.
Крестильный обряд заканчивается пением колыбельных крестильных песен, когда новорождённого кладут в люльку и начинают укачивать. Текст таких песен становился более спокойным и лиричным:
Бай-ки, бай-ки, бай-ки!
Матери – китайки,
А отцу-то молодцу –
Медну пуговицу!
Ай, люли, люли, люли!
Прилетали к нам гули!
Гули сели на кровать,
Стали с Ваней ворковать!
Баю, баю, баюнок,
На перинку, на пушок,
Ляг-ка на головьицо,
Спи-ка на здоровьицо!
Конечно, крестильный обряд в его традиционной форме уже почти утратил свою актуальность. Крестильные колыбельные песни, однако, остаются живым свидетельством нашей связи с традициями и историей русского народа и могут занять достойное место в современном мире. Когда в следующий раз вы будете думать, что спеть своему малышу, выберите крестильную колыбельную песню.
По материалам изданий:
Свиридова Л.М. Русское устное народное поэтическое творчество
Обрядовая поэзия, сост. Жекулина В.И., Розов А.М.
Традиция празднования дня крещения ребёнка является общераспространённой, однако в Себежском районе были зафиксированы сведения о бытовании развёрнутого обряда, включающего разнообразные ритуальные действия и связанные с ними фольклорные жанры.
Обряд крещения ребёнка в церкви и домашнее застолье носит народное название «крестины» («храстины») или «крéстьбины» («хрéстьбины»). Перед поездкой в церковь все родные собирались за столом, ребенка передавали из рук в руки, и каждый крестил его. После церковного обряда устраивали домашнее застолье, в котором участвовали основные покровители ребенка – крёстные родители (кум и кума), «бабка» (повитуха, помогавшая при родах), а также близкие родственники. Во время застолья «бабка»-повитуха «продавала кашу». В конце застолья гостей сажали на борону или в корыто, чтобы они платили выкуп.
Себежский район – единственный в Псковской области, где были записаны особые «крестьбинские» песни, бытование которых в русских традициях является большой редкостью. Музыкально-поэтические особенности крестьбинских песен указывают на связь с белорусскими и смоленскими песенными традициями.
Обряд совершается в течение одного дня.
Последовательность обрядовых действий:
1. Сборы перед поездкой в церковь.
2. Поездка и крещение ребёнка в церкви, встреча из церкви.
3. Домашнее праздничное застолье.
4. Повитуха «продаёт кашу».
6. Гостей качают на бороне (или в корыте).
3. Последовательное описание этапов
1. Через неделю после рождения ребёнка в дом его родителей приходили родственники и приглашённые кум и кума (крёстные). Перед тем, как везти ребёнка в церковь, все родные, кроме матери ребёнка, собирались за столом, ребенка передавали из рук в руки, и каждый крестил его. Первой крестила мать (она не выходила из-за «занáвесы» и не садилась за стол), потом отец, затем кум и кума, после – остальные родственники.
2. В церковь ребёнка вёз кум (крёстный), с ним ехали родственники, а мать ребёнка и «бабка» (повитуха) оставались дома. По возвращении из церкви «бабка» встречала крёстных с хлебом: ей передавали ребёнка, а она отдавала хлеб крёстной, затем этот хлеб крёстная несла в дом и ставила на стол, а «бабка» несла ребёнка матери.
3. Домашнее праздничное застолье проходило в доме родителей ребёнка. В нём участвовали родственники ребёнка, крёстные, повитуха, обязательно приходили «отвéдницы» – любые жители деревни, большей частью женщины, со своим угощением. Традиционные блюда на столе: блины, творог, холодец. За столом на самом почётном месте – «на кутé» (в красном углу) – сидели крёстные и «бабка». Исполнялись «хрéстьбинские» песни, первой пели песню «Да спасибо ковалю», пели величальные и корильные песни куму, куме и «бабке», лирические приуроченные песни.
4. «Бабка» (повитуха) «продавала кашу»: пекла в печи «яéшню» (яичницу) и ставила на стол, накрыв сверху чашкой; крёстные, родственники и гости клали на неё деньги, которые «бабка» забирала в качестве вознаграждения за свою работу повитухой. На момент записи (1986 год) исполнители отмечали, что вместо «каши» стали выносить конфеты. Затем «кашу» открывали, «бабка» клала куму на тарелку ложку «каши», а он должен был положить денег – «ребёнку на мыло».
5. После того, как «бабка»-повитуха «продаст кашу», она шла к матери ребёнка, и та дарила ей «намётку» – кусок домотканного полотна, бутылку «горелки». «Бабка» возвращалась за стол, приплясывая и припевая, с полотном на шее.
6. После застолья крёстных, «бабку», отца ребёнка по очереди сажали на борону или в корыто и «гόцкали» – поднимали, качали, чтобы они откупались бутылкой или деньгами.
Вокальная музыка обряда – это крестьбинские («хрéстьбинские») обрядовые величальные и корильные песни, которые исполнялись за праздничным столом. Тексты песен содержат обращения к «бабке», куму и куме с похвалой или хулением.
Также крестьбинскими называют приуроченные к праздничному застолью лирические песни. Сюжеты приуроченных лирических песен, записанных в Себежском районе, уникальны для псковских фольклорных традиций. Песни вошли в обряд благодаря своей тематике: во всех текстах так или иначе обыгрываются взаимоотношения близких родственников. В содержании некоторых текстов присутствует мотив рождения ребёнка: «Да зашумела у бору сосонка» («отец желает рождения сына, а не дочери», см. пример 08), «Прилетели вороны» («с первой женой детей иметь, со второй – разогнать»). Общими для ряда текстов являются мотивы жалоб замужней женщины родителям или брату. Зафиксирован редкий сюжет «богатая и бедная сёстры в гостях» («По богатую сестрицу семь послов посылали», см. пример 06), содержащий отголоски распространённых в себежской традиции лирических песен с балладными сюжетами (см. раздел «Лирические песни Себежского и Невельского районов Псковской области»).
Напевы себежских «хрестьбинских» обрядовых песен, сохраняя свою уникальность и своеобразие, обладают значительным сходством с белорусскими и смоленскими вариантами, зафиксированными на территории русско-белорусского пограничья. Обрядовые песни поются в той же манере, что и другие обрядовые себежские песни, насыщенным ярким звуком, преимущественно в унисон (с незначительными расхождениями). Напевы приуроченных лирических песен по своим музыкальным свойствам находятся в общем русле традиции лирических песен Себежского района. Главная их ценность заключается в мелодико-ритмическом своеобразии. Ряд особенностей ритмики, лада и композиции песен позволяют относить их к раннему историко-стилевому пласту.
6. Современное состояние
Ìåðû, íàïðàâëåííûå íà ðîæäåíèå ïîòîìñòâà. Ïîÿâëåíèå íà ñâåò íà÷àëüíûé ýòàï æèçíåííîãî ïóòè. Ñìûñë îáðÿäîâûõ äåéñòâèé ñîâåðøàåìûõ ïðè ðîæäåíèè ðåá¸íêà. Ñòðóêòóðíî-ñåìàíòè÷åñêèé àíàëèç âîñòî÷íîñëàâÿíñêèõ îáðÿäîâ. Êîëûáåëüíûå è êðåñòüáèíñêèå ïåñíè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà http: //www. allbest. ru/
ÔÃÁÎÓ ÂÎ «Àñòðàõàíñêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ êîíñåðâàòîðèÿ»
Ïî äèñöèïëèíå Íàðîäíîå ìóçûêàëüíîå òâîð÷åñòâî
Íà òåìó «Ðîäèíû è êðåñòèíû. Êîëûáåëüíûå è êðåñòüáèíñêèå ïåñíè»
Ãëàçêîâà À. II êóðñ
Ïðîâåðèëà: Õðóùåâà Ì.Ã.
«Ðîäèíû – ýòî íå òîëüêî íà÷àëî, íî è ïðîäîëæåíèå, ïðè÷åì ñðàçó ïî íåñêîëüêèì ëèíèÿì: ïðîäîëæåíèå æèçíè êîëëåêòèâà, ïðîäîëæåíèå ðèòóàëüíûõ ñöåíàðèåâ æèçíè ðîäèòåëåé è äðóãèõ ó÷àñòíèêîâ ðèòóàëà» [Áàéáóðèí.1993ã.ñ.39.].
Ïîÿâëåíèå íà ñâåò – íà÷àëüíûé ýòàï æèçíåííîãî ïóòè êàæäîãî æèâîãî ñóùåñòâà. Ðîæäåíèå, òàê æå êàê è äðóãèå ýòàïû ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè, îáóñëîâëåíî îáðÿäíûìè äåéñòâèÿìè. «Ãëàâíûé ñìûñë âñåõ îáðÿäîâûõ äåéñòâèé ñîâåðøàåìûõ ïðè ðîæäåíèè ðåá¸íêà, ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû çàâåðøèòü ïåðåõîä íîâîãî ÷åëîâåêà â ìèð æèâûõ, ïîìî÷ü åìó îáðåñòè ïðàâèëüíóþ ôîðìó. Ñàìè ðîäû îñîçíàþòñÿ ëèøü êàê íà÷àëüíûé ýòàï â äëèòåëüíîì ïðîöåññå êóëüòóðíîãî ñòðîèòåëüñòâà ÷åëîâåêà» [Ïàøèíà, 2005,/ÍÌÒ, ñ.174]. Ñ÷èòàåòñÿ ÷òî, ñàìè ðîäèëüíûå îáðÿäû íà÷èíàëèñü åù¸ çàäîëãî äî ïîÿâëåíèÿ ìëàäåíöà íà ñâåò. «Ðèòóàëüíûå äåéñòâèÿ, ñâÿçàííûå ñ ðîæäåíèåì ðåá¸íêà, íà÷èíàþòñÿ â ñîñòàâå ñâàäåáíîé îáðÿäíîñòè. Èìåííî ê ñâàäüáå ïðèóðî÷åí êîìïëåêñ ìåð, íàïðàâëåííûõ íà ðîæäåíèå ïîòîìñòâà. Ê èõ ÷èñëó ïðèíÿòî îòíîñèòü òàêèå øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûå äåéñòâèÿ, êàê îñûïàíèå ìîëîäûõ çåðíîì, õìåëåì, ñåìåíàìè; îáû÷àé êëàñòü â îáóâü è â êàðìàíû æåíèõà è íåâåñòû ìàê ðàçáèâàíèå ãîðøêîâ ñ ïðèãîâîðîì ñêîëüêî ÷åðåïüÿ, ñòîëüêî ðåáÿò ìîëîäûì. Ïðèóðî÷åíèå âðåìåíè ñâàäüáû ê íîâîëóíèþ, à ñàìîãî àêòà çàêëþ÷åíèÿ áðàêà–äî-ïîëäíÿ, ïîêà ñîëíöå ïîäíèìàåòñÿ êâåðõó, ÷òîáû õîçÿéñòâî íîâîáðà÷íûõ øëî êâåðõó. Òàêæå ðèòóàëüíîå ó÷àñòèå â ñâàäüáå äåòåé, è â ÷àñòíîñòè ñàæàíèå ðåáåíêà (îáû÷íî ìàëü÷èêà) íà êîëåíè íåâåñòå, ÷òîáû îíà ðîäèëà ïåðâîãî ñûíà, à íå äî÷ü è äð. Òàêèì îáðàçîì, ðîäèíû — ïåðâûé ðèòóàë òîëüêî äëÿ íîâîðîæäåííîãî. Äëÿ îñòàëüíûõ ó÷àñòíèêîâ îí ñëåäóåò çà äâóìÿ äðóãèìè ðèòóàëàìè æèçíåííîãî öèêëà è îáóñëîâëåí èìè» [Áàéáóðèí, 1993, ñ. 39].
Ìàòü, â òðàäèöèîííûõ êóëüòóðàõ âîñïðèíèìàåòñÿ êàê íåêèé ýêðàí, áëàãîäàðÿ êîòîðîìó ðåá¸íêó ïåðåäàþòñÿ, ÷åðòû õàðàêòåðà, ÷óâñòâà è ò.ä. «Ó ìíîãèõ íàðîäîâ äîñòàòî÷íî ìíîãî çàïðåòîâ è ìåð ïðåäîñòîðîæíîñòè äëÿ áåðåìåííîé æåíùèíû, è îòíîøåíèå ê íåé. Äî ñèõ ïîð ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî î áåðåìåííîñòè æåíùèíû äî ñàìîãî ìîìåíòà ðîäîâ äîëæíî çíàòü êàê ìîæíî ìåíüøå íàðîäó, ïîñêîëüêó ïðèñòàëüíîå âíèìàíèå ïîñòîðîííèõ, ìîæåò îêàçàòü ñèëüíîå îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå íà áóäóùóþ ìàòü è ìëàäåíöà. Èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàïðåòîâ è ïðèìåò äëÿ áóäóùåé ìàòåðè ñåãîäíÿ ïðèäåðæèâàþòñÿ öåëîãî ðÿäà îõðàíèòåëüíûõ è îáåðåãàþùèõ. Èòàê, áåðåìåííîé æåíùèíå íåëüçÿ:
– íè â ÷åì îòêàçûâàòü, à òî íàâëå÷åøü íà ñåáÿ íåñ÷àñòüå;
– ñòðè÷ü, êðàñèòü âîëîñû, à òî ó ðåáåíêà óêîðîòèòñÿ æèçíü;
– øèòü, à òî ðåáåíîê ðîäèòñÿ ñ îáâèòèåì ïóïîâèíû;
– çàðàíåå øèòü ïðèäàíîå äëÿ ðåáåíêà, à òî ìîæåò íå ðîäèòüñÿ æèâûì;
– äîòðàãèâàòüñÿ äî ñâîåãî òåëà âî âðåìÿ èñïóãà, èíà÷å ó ðåáåíêà íà ýòèõ ìåñòàõ áóäóò ðîäèìûå ïÿòíà;
– äóòü íà îãîíü, à òî ðåáåíîê áóäåò çàäûõàòüñÿ;
– ìíîãî åñòü, à òî ðåáåíîê áóäåò çàâèñòëèâûì;
– õîäèòü íà ïîõîðîíû, à òî ðåáåíîê èëè ìàòü ìîãóò óìåðåòü, èëè ðåáåíîê ðîäèòñÿ ìåðòâûì èëè ñ óðîäñòâàìè;
– ñìîòðåòü íà ïîêîéíèêà, à òî ó ðåáåíêà áóäåò áëåäíîå ëèöî;
– ñëóøàòü î ãîðåñòÿõ è áåäàõ, à òî ðåáåíîê áóäåò íåñ÷àñòëèâûé;
– íîñèòü â ôàðòóêå ìåëêèå ïðåäìåòû (ó ðåáåíêà áóäåò ðÿáîå ëèöî);
– çàâèäîâàòü êîìó-ëèáî (äèòÿ áóäåò çàâèñòëèâûì);
– çàäåðæèâàòüñÿ íà ïîðîãå, íà äîðîãå (áóäóò òÿæåëûå ðîäû);
Âìåñòå ñ òåì áåðåìåííàÿ æåíùèíà íàõîäèòñÿ íà ñòûêå ìèðîâ, ïîýòîìó îíà ìîæåò ïðîãðàììèðîâàòü áóäóùåãî ðåáåíêà. Èñõîäÿ èç ýòîãî, ê áåðåìåííîé áûëî îñîáåííîå îòíîøåíèå:
– áåðåìåííàÿ æåíùèíà äîëæíà äî øåñòè ìåñÿöåâ íîñèòü ïðè ñåáå íîæ â êà÷åñòâå îáåðåãà îò ëþáûõ íàïàñòåé;
– áåðåìåííóþ æåíùèíó íóæíî ñëóøàòüñÿ, à èíà÷å ìîëü è ìûøè ñúåäÿò âñå äîáðî;
– áåðåìåííîé æåíùèíå íóæíî ñìîòðåòü íà ìóæà êàê ìîæíî ÷àùå, ÷òîáû ðåáåíîê áûë ïîõîæ íà îòöà, èëè íà ñåáÿ â çåðêàëî, ÷òîáû ðåáåíîê áûë ïîõîæ íà ìàòü;
– áåðåìåííîé æåíùèíå ïîëåçíî ðàçãîâàðèâàòü ñ ìàëûøîì, ïîêà îí â óòðîáå, ýòî ñïîñîáñòâóåò âçàèìîïîíèìàíèþ âïîñëåäñòâèè;
– íà êîãî áåðåìåííàÿ æåíùèíà áîëüøå âñåãî ñìîòðèò, íà òîãî è ðåáåíîê áóäåò ïîõîæ;
– ÷åì ìåíüøå ëþäåé áóäåò çíàòü î áåðåìåííîñòè, òåì ìåíüøå áóäåò ïîòóã â ðîäàõ (òåì ëåã÷å áóäåò ðàçðîäèòüñÿ).
– áåðåìåííîé æåíùèíå íóæíî ñìîòðåòü íà êðàñèâûõ, çäîðîâûõ ìàëåíüêèõ äåòåé, ÷òîáû ðåáåíîê ðîäèëñÿ òîæå çäîðîâûì è êðàñèâûì;
– áåðåìåííîé æåíùèíå ïîëåçíî ñëóøàòü êðàñèâóþ ìóçûêó, ñìîòðåòü íà êðàñèâîå (öâåòû, êàðòèíû, ëþäè, âåùè), ÷òîáû ðåáåíîê áûë óðàâíîâåøåííûì, ìóçûêàëüíî îäàðåííûì, ãàðìîíè÷íî ðàçâèòûì;
– áåðåìåííîé æåíùèíå íóæíî óñòóïàòü äîðîãó, ÷òîáû áûëà óäà÷à.
 êíèãå ïîä ðåäàêöèåé Ïàøèíîé ãîâîðèòñÿ: «Ðîæåíèöå ïðåäñòîÿëî íå òîëüêî äàòü æèçíü íîâîìó ÷åëîâåêó, íî è ñàìîé ñîâåðøèòü îäèí èç âàæíûõ ðèòóàëüíûõ ïåðåõîäîâ… Âî âðåìÿ ðîäîâ ðîæåíèöå áûëî íåîáõîäèìî «âåðíóòüñÿ ê ïðèðîäíîìó îáëèêó», «ðàñïëåñòè êîñû, ñíÿòü ñåðüãè è êîëüöà, ðàçâÿçàòü óçëû íà îäåæäå» [Ïàøèíà,2005, ÍÌÒ, Ñ.174]. Ãëàâíàÿ ðîëü â ðîäèëüíûõ îáðÿäîâ ïðèíàäëåæàëà áàáêå ïîâèòóõå, îíà âûñòóïàëà êàê ïîñðåäíèê ìåæäó «ýòèì» è «òåì» ñâåòîì. Ïîìîãàëà ðîæåíèöå ðàçðîäèòüñÿ, ðåá¸íêó ïðèéòè â ýòîò ìèð è èç ñòàòóñà «÷óæîãî», íå÷åëîâå÷åñêîãî ïåðåéòè â ÷åëîâåêà. «Ïîâèòóõà âïåðâûå ïîÿâëÿëàñü â æèçíè áóäóùèõ ðîäèòåëåé íà èõ ñâàäüáå, êîãäà îíè åõàëè îò âåíöà. Ïî íàðîäíûì ïîâåðüÿì, ïîâèòóõà ìîãëà âîçäåéñòâîâàòü íà ïîë, îáëèê è õàðàêòåð áóäóùåãî ðåá¸íêà» [Ïàøèíà, 2005,/ ÍÌÒ, Ñ.175].
Æèòåëüíèöà äåðåâíè Ñâåòëîâî, Ïî÷èíñêîãî ðàéîíà ðàññêàçûâàåò: «Ó íàñ ýòè ïåñíè ïåëè êàæäûé ðàç, êòî á òîëüêî íå íàðîäèëñÿ. Ðîäèõó êî âðåìåíè ïðèõâàòèò, à ìóæèê óæ å¸ òîðîïèòñÿ-ñïåøèò çà áàáêîé, áàáèòü çîâ¸ò è ïî¸ò:
À ÷òî ïî ìîñòó ïî êàëèíîâîìó,
Òàì ñòó÷èò ãðþ÷èò äà êîëÿñî÷êà,
Òàì ñòó÷èò ãðþ÷èò äà ñåðåáðÿíàÿ.
Âî òîé êîëÿñî÷êå äà è Ãðèøå÷êà,
Âî òîé êîëÿñî÷êå äà Èâàíîâè÷,
À è Ãðèøå÷êà ñàì ïî áàáóøêó èä¸ò;
À òû áàáóøêà äà Ëàâðåíòüåâíà,
Ïåðåáàáü òû ìîåãî äèòÿ ìàëîãî,
Äèòÿ ìàëîãî äà ìàë¸øåíüêîãî.
Îé ñòó÷èò ãðþ÷èò äà ïî óëèöå,
Ýòî Âàíå÷êà äà çà áàáóøêîé èä¸ò,
Äà ìîëîäåíüêèé äà çà áàáóøêîé èä¸ò;
À òû áàáóøêà Ìàðèÿ Èâàíîâíà,
Ïåðåáàáü ìîåãî âíîâü ðîæä¸ííîãî,
Âíîâü ðîæä¸ííîãî íåñìûøë¸ííîãî.
Âàíå÷êà – îòåö, ðîæåíèöû ýòîé ìóæ, îí è ø¸ë çà áàáóøêîé. Îí è ïîåò, à ñ íèì è êòî åñòü â äîìå. Ïîñëå ðîäîâ ïðèõîäèëè ãîñòè. Êàæäûé ïðèíîñèë ïî áëèíó, è ãäå ðîæåíèöà íà êðîâàòè ëåæèò, ðÿäûøêîì åé ëîæèëè. À îíà óæ óãîùàëà. Ãîñòè çà ñòîë ñàäèëèñü, ïîçäðàâëÿëè è ýòó ïåñíþ ïåëè:
Òû êóìà ìîÿ òû äóøà ìîÿ,
Ìåæäó íàñ êóìà ïðîòåêëà ðå÷êà,
Ïðîòåêëà ðå÷êà, ðå÷êà áûñòðàÿ,
Ðå÷êà áûñòðàÿ âîäà ÷èñòàÿ.
À ïî òîé ðå÷êå ñåëåçåíü ïëûâ¸ò,
Ñåëåçåíü ïëûâ¸ò ñåðàÿ óòèöà.
À çà óòèöåé óòþíÿòî÷êè,
Ñåëåçåíþøêà ýòî Âàíå÷êà,
Ñåðàÿ óòèöà ýòî Ìàíå÷êà,
Óòþíÿòî÷êè èõíèå äåòî÷êè.
Îáðåçàíèå ïóïîâèíû – Ïóïîâèíó îòðåçàëè íà îïðåäåëåííîì ðàññòîÿíèè îò æèâîòà.  íåêîòîðûõ ðàéîíàõ Óêðàèíû áûëî ïðèíÿòî ðàññòîÿíèå â òðè ïàëüöà. Îòðåçàëè ïóïîâèíó íà êàêîì-íèáóäü òâåðäîì ïðåäìåòå, èìåþùåì îòíîøåíèå ê áóäóùåé æèçíè ðåáåíêà. Ó áåëîðóñîâ ïóïîâèíó ìàëü÷èêà áàáêà îáûêíîâåííî îòðåçàåò íà äóáîâîé ïëàõå, ÷òîáû îí áûë êðåïîê, èëè íà ïîäëîæåííîì òîïîðèùå, ÷òîáû äèòÿ âïîñëåäñòâèè ëó÷øå âëàäåëî òîïîðîì, èëè íà êíèãå, ÷òîáû áûëî ãðàìîòíûì; ïóïîâèíó æå äåâî÷êè îòðåçàþò íà îëüõîâîé ïëàõå èëè íà ïðàíèêó, âèðöÿíó, ÷àâíó è äðóãèõ ïðåäìåòàõ, óïîòðåáëÿþùèõñÿ íà æàíîöêèõ ðàáîòàõ, ÷òîáû âïîñëåäñòâèè äåâî÷êà áûëà îõâî÷à äî èõ.
Çàõîðîíåíèå ïëàöåíòû – Ñëåäóþùèé øàã â ïðîöåññå ðàñïîäîáëåíèÿ íå÷åëîâå÷åñêîãî è ÷åëîâå÷åñêîãî ñâÿçàí ñ âûõîäîì è çàõîðîíåíèåì ïëàöåíòû. Âûõîä ïëàöåíòû, ïî ñóòè äåëà, ðàññìàòðèâàëñÿ êàê âòîðûå ðîäû. Íå ñëó÷àéíî (îñîáåííî ïðè îñëîæíåíèÿõ) ïðèìåíÿëèñü òå æå ñïîñîáû, ÷òî è ïðè òðóäíûõ ðîäàõ. Ïðè ýòîì ðåáåíîê ïðåäíàçíà÷àëñÿ ëþäÿì, à ïîñëåä — èíîìó ìèðó. Îòïðàâëåíèå äåòñêîãî ìåñòà íàçàä ñîâåðøàåòñÿ ïî ñõåìå ïîãðåáàëüíîãî îáðÿäà. Åãî îáìûâàþò, îäåâàþò (çàâîðà÷èâàþò â ÷èñòóþ òðÿïêó), ñíàáæàþò ïðîäóêòàìè (õëåá, çåðíî, ÿéöî) è çàêàïûâàþò îáû÷íî â òîì ìåñòå, ãäå ïðîèçîøëè ðîäû. Çàõîðîíåíèå íåîáõîäèìî äëÿ òîãî, ÷òîáû îáåñïå÷èòü íîâîå ðîæäåíèå, ñîõðàíèòü îòíîøåíèÿ íåïðåðûâíîãî îáìåíà ìåæäó ïðåäêàìè è ïîòîìêàìè, íåëþäüìè è ëþäüìè, æèçíüþ è ñìåðòüþ.
Îáìûâàíèå – ñ ïîìîùüþ ýòîé ïðîöåäóðû ïðîèñõîäèò ñèìâîëè÷åñêîå îòäåëåíèå ðåáåíêà îò òîãî ìèðà, îòêóäà îí ïîÿâèëñÿ. Ñ ðåáåíêà ñìûâàåòñÿ òî, ÷òî óêàçûâàåò íà åãî ïðèíàäëåæíîñòü ê íå÷åëîâå÷åñêîìó. Ñ ïîìîùüþ ýòîé ïðîöåäóðû ïðîèñõîäèò ñèìâîëè÷åñêîå îòäåëåíèå ðåáåíêà îò òîãî ìèðà, îòêóäà îí ïîÿâèëñÿ..
Îäåâàíèå íîâîðîæäåííîãî – Ïîñëå êóïàíèÿ ðåáåíêà çàâîðà÷èâàëè â ðóáàõó îòöà, ïðè÷åì ýòà ðóáàõà íå äîëæíà áûëà áûòü íîâîé è ÷èñòîé (ñìîåòñÿ îòöîâñêàÿ ëþáîâü). Ëó÷øå, åñëè îíà ñòàðàÿ è çàãðÿçíåííàÿ.
Èìÿ íàðå÷åíèå – Ïî îêîí÷àíèè ðîäîâ ïîâèòóõà îòïðàâëÿåòñÿ ê ñâÿùåííèêó çà ìîëèòâîé è çà èìåíåì, à òàêæå äîãîâîðèòüñÿ î äíå êðåùåíèÿ.  èñêëþ÷èòåëüíûõ ñëó÷àÿõ, åñëè ðåáåíîê ðîäèëñÿ î÷åíü ñëàáûì è åìó ãðîçèëà ñìåðòü, öåðêîâü ðàçðåøàëà ïîâèòóõå ñàìîé îêðåñòèòü ðåáåíêà è äàòü åìó èìÿ. Ðåáåíêà îáû÷íî íàçûâàëè èìåíåì ñâÿòîãî, äåíü ïàìÿòè êîòîðîãî áûë áëèæàéøèì íàïåðåä (ò. å. íå ïðîøåäøèé, à áóäóùèé). Äðóãîé ðàñïðîñòðàíåííûé ïðèíöèï âûáîðà èìåíè — ïî óìåðøèì èëè æèâûì ðîäñòâåííèêàì, ïðè÷åì ìàëü÷èêà ÷àùå âñåãî íàçûâàëè èìåíåì äåäà» [Áàéáóðèí, 1993, ñ. 40-44.].
Òàê æå âàæíûì îáðÿäîì áûë – îáðÿä êðåùåíèÿ. Ýòîò îáðÿä ñòàðàëèñü ïðîâåñòè êàê ìîæíî áûñòðåå.  êðåñòíûå âûáèðàëè ëèáî ðîäñòâåííèêîâ, ëèáî äðóçåé, êîòîðûå ïîñëå ïðîâåäåíèÿ öåðêîâíîãî ðèòóàëà ñòàíîâèëèñü êóìîâüÿìè. Ãëàâíîå ÷òîáû îíè, íå áûëè ìóæåì è æåíîé. Îíè áðàëè íà ñåáÿ çàáîòó î êðåñòíèêå è ñ÷èòàëèñü åãî âòîðûìè ðîäèòåëÿìè.  ñëó÷àå ñìåðòè ñâîèõ ðîäèòåëåé ðåáåíîê äîâîëüíî ÷àñòî ìîã îêàçàòüñÿ â ñåìüå êðåñòíîãî èëè êðåñòíîé, à íå êðîâíûõ ðîäñòâåííèêîâ.
Ðàññêàçûâàåò æèòåëüíèöà Ïî÷èíñêîãî ðàéîíà äåðåâíÿ Ñâåòëîâî. «Íà êðåñòèíàõ, ïåðåêðåñòÿò ðåá¸íêà, ñ öåðêâè ïðèåäóò, ñõîäÿòñÿ ãîñòè, ñàäÿòñÿ êóìîâüÿ çà ñòîë, è ïåñíþ íà÷èíàþò:
À ó íàñ íûí÷å ïîíåäåëüíè÷åê ïðàçäíè÷åê,
À ó íàñ íûí÷å äà ìîëîäóøêè íå ïðÿäóò.
À âñ¸ æ îíè â çåëåíîì ñàäó äà ãóëÿþò,
À âñ¸ æ îíè äà ãîðåëî÷êó ñïèâàþò.
Íàøëè æ îíè ìàëîãî ðåá¸íêà â ïåë¸íêàõ,
À â ø¸ëêîâûõ ïîëóø¸ëêîâûõ ñâèâàëüíÿõ.
Îé êòî æ òîãî ìàëîãî ðåá¸íêà êñòèòü áóäåò,
Âîò êñòèòü áóäåò, âîò êñòèòü áóäåò, êñòèòü êðåñòèòü.
À îçâàëàñü âîò Ìàðüþøêà êóìîþ,
À ïðèìîëàëà Âàñèëüþøêó ñ ñîáîþ.
Îé òî-òî ó íàñ âñ¸ ìèëûå êóìîâüÿ,
Îé òî-òî ó íàñ äà âåñ¸ëàÿ äà áåñåäà,
Âîò áåñåäà, âîò áåñåäà äà âåñåëüå».
Ñîðîê äíåé ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåá¸íêà æåíùèíà ñ÷èòàëàñü ðèòóàëüíî íå ÷èñòîé. Åé íåëüçÿ áûëî âûïîëíÿòü õîçÿéñòâåííûå ðàáîòû, ïîäõîäèòü ê ñêîòèíå («à òî òà áîëåòü íà÷í¸ò»), çà ðîæåíèöó âñ¸ äåëàëè äîìî÷àäöû èëè ïîâèâàëüíàÿ áàáêà. Ïîñëå 40 äíåé ìîëîäàÿ ìàòü äîëæíà â öåðêâè ïîëó÷èòü î÷èñòèòåëüíóþ ìîëèòâó. Èíîãäà ýòî ñîâïàäàëî ñ êðåùåíèåì. Íà ñëåäóþùèé äåíü æåíùèíà îáÿçàòåëüíî ïðèñóòñòâîâàëà íà áîãîñëóæåíèè.
Ãëàâíûì ïåñåííûì æàíðîì ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ è â òå÷åíèå äâóõ ëåò, áûëè êîëûáåëüíûå.
Îíè íàïðàâëåíû íà çàâåðøåíèå ðèòóàëüíîãî ïåðåõîäà.
 íàðîäå êîëûáåëüíûå òàê æå íàçûâàëè áàéêàìè. «Áàèòü», «áàÿòü» – ïðîèçîøëî îò ãëàãîëà ãîâîðèòü, íî åñòü è äðóãîé ñìûñë – «øåïòàòü», «çàãîâàðèâàòü». Áàéêè ñîïðîâîæäàëèñü ìåðíûì ïîêà÷èâàíèåì ðåá¸íêà â êîëûáåëè.
Ãëàâíàÿ ôóíêöèÿ êîëûáåëüíûõ – óñûïëåíèå. «  òåêñòàõ áàþøåê ÷àñòî ïðèçûâàþòñÿ «ïîìîøíèêè»: Ñîí è Äð¸ìà, æèâîòíûå è ïòèöû, êîòîðûå äîëæíû ïîìî÷ü ðåá¸íêó ñêîðåå óñíóòü»
Êîòÿ ñåðûé õâîñòîê,
Ïðèäè êîòÿ íî÷åâàòü,
«Äðóãàÿ ôóíêöèÿ ýòèõ ïåñåí – ôîðìèðóþùàÿ.
Îíà âîïëîùàåòñÿ â ïîýòè÷åñêèõ òåêñòàõ: â ñþæåòíûõ ìîòèâàõ ðîñòà, êîðìëåíèÿ, â ïåðå÷èñëåíèè ôîðì êðåñòüÿíñêîãî òðóäà è áûòà:
Íåêîø¸íûé òâîé ëóæîê.
Êîãäà âûðàñòåøü äðóæîê,
Òîãäà òû âûêîñèøü ëóæîê»
Òàê æå â êîëûáåëüíûõ èñïîëüçîâàëèñü ïîæåëàíèå ñìåðòè:
Ñåäíè Âàíþøêà ïîìð¸ò,
Áóäåì Âàíþ õîðîíèòü,
 áîëüøîé êîëîêîë çâîíèòü.
ðîæäåíèå îáðÿäîâûé êîëûáåëüíûé ïåñíÿ
Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî òàêèå êîëûáåëüíûå íåñóò ôóíêöèþ îáåðåãà è íàïðàâëåíû íà òî, ÷òî áû îáìàíóòü çëûå ñèëû è ñìåðòü.
2. Áàéáóðèí « Ðèòóàë â òðàäèöèîííîé êóëüòóðå» Ñòðóêòóðíî-ñåìàíòè÷åñêèé àíàëèç âîñòî÷íîñëàâÿíñêèõ îáðÿäîâ. ÑÏá.: Íàóêà, 1993.
3. Êàðàáóëàòîâà,/Æóðíàë “Òþìåíñêîå äåòñòâî”, ¹1, 2006.
4. Ïàøèíà « Íàðîäíîå ìóçûêàëüíîå òâîð÷åñòâî» 2005ã.