песни на крещение руси народные

Русские народные крестильные песни тексты

песни на крещение руси народные. Смотреть фото песни на крещение руси народные. Смотреть картинку песни на крещение руси народные. Картинка про песни на крещение руси народные. Фото песни на крещение руси народные

Крестильные песни – это старинный вид народного творчества, связанный с крестильным обрядом. Такой обряд старались провести как можно скорее после родов, чтобы дать ребёнку имя и выбрать покровителей-крёстных. Он сопровождался разными ритуальными действиями, имеющими магический суеверный смысл. Поверья гласили, что правильно совершённый обряд приносит малышу здоровье, благополучие и достаток в будущей жизни.

песни на крещение руси народные. Смотреть фото песни на крещение руси народные. Смотреть картинку песни на крещение руси народные. Картинка про песни на крещение руси народные. Фото песни на крещение руси народные

У русского народы крестильные песни часто называли величальными, поскольку они величали и прославляли молодую мать и её ребёнка.

Что Сергея-то матушка
Что Петровича сударыня
Хорошо его спородила,

И бело, и румяно,
Ровно солнечно лицо,
Из-под глаз светел месяц.

Спеленала его матушка,
Спеленала его родная,
В пелёнку его камчатную…

Вместе с крестильными колыбельными песнями ребёнку желали крепкого сна, быстрого роста и силы, а матери – скорого восстановления. Сами колыбельные песни носили характер полумолитвы-полузаклинания, а пели их как молодые родители и их родственники, так и повитуха, помогающая принимать роды.

Виноград мой, ягодка,
Наливной ты мой яблочек,
Удалой ты будешь молодец,
Свет Иван-то Алексеевич.
Уродился ты хорош и пригож.
Будешь счастливый, таланливый,
На работе ты ретивый да заботливый,
Ты с людьми говорливый да приветливый,
У родителей любимый да почётливый.
Красны девицы полюбят тебя,
Добры люди позавидуют.

По окончании непосредственного обряда крещения устраивали крестинный обед, на который приглашали всех родственников и знакомых. Главное место на обеде занимала крёстная мать ребёнка, поэтому в крестильных колыбельных песнях, которые пели на обеде, часто прославляют не только саму роженицу и новорождённого, но и куму – крёстную мать.

А у кого виноград на дворе?
У (имя отца ребенка) виноград на дворе.
Собрал не людям – сам себе,
Посадил кумусю на куте:
Пей-гуляй, кумуся, у меня,
Чтоб моё дитятко росло,
Чтоб оно счастливо было,
Чтоб ему Бог долюшку дал.

Когда обед заканчивался, на стол подавали густо сваренную кашу с мёдом, которой угощали всех присутствующих в доме. Считалось, что такая каша приносит благополучие. Во время поедания пели другие ритуальные крестильные песни, полные юмора и игры:

Запрягайте-ка да двенадцать волов,
Волоките-ка куму с куту долой.
А кума нейдёт, упирается,
Она назад погребается.
Напилася да кумусенька зелена вина,
А не дойти, кумусенька, до своего двора.

Крестильный обряд заканчивается пением колыбельных крестильных песен, когда новорождённого кладут в люльку и начинают укачивать. Текст таких песен становился более спокойным и лиричным:

Бай-ки, бай-ки, бай-ки!
Матери – китайки,
А отцу-то молодцу –
Медну пуговицу!

Ай, люли, люли, люли!
Прилетали к нам гули!
Гули сели на кровать,
Стали с Ваней ворковать!

Баю, баю, баюнок,
На перинку, на пушок,
Ляг-ка на головьицо,
Спи-ка на здоровьицо!

Конечно, крестильный обряд в его традиционной форме уже почти утратил свою актуальность. Крестильные колыбельные песни, однако, остаются живым свидетельством нашей связи с традициями и историей русского народа и могут занять достойное место в современном мире. Когда в следующий раз вы будете думать, что спеть своему малышу, выберите крестильную колыбельную песню.

песни на крещение руси народные. Смотреть фото песни на крещение руси народные. Смотреть картинку песни на крещение руси народные. Картинка про песни на крещение руси народные. Фото песни на крещение руси народные

По материалам изданий:
Свиридова Л.М. Русское устное народное поэтическое творчество
Обрядовая поэзия, сост. Жекулина В.И., Розов А.М.

Традиция празднования дня крещения ребёнка является общераспространённой, однако в Себежском районе были зафиксированы сведения о бытовании развёрнутого обряда, включающего разнообразные ритуальные действия и связанные с ними фольклорные жанры.

Обряд крещения ребёнка в церкви и домашнее застолье носит народное название «крестины» («храстины») или «крéстьбины» («хрéстьбины»). Перед поездкой в церковь все родные собирались за столом, ребенка передавали из рук в руки, и каждый крестил его. После церковного обряда устраивали домашнее застолье, в котором участвовали основные покровители ребенка – крёстные родители (кум и кума), «бабка» (повитуха, помогавшая при родах), а также близкие родственники. Во время застолья «бабка»-повитуха «продавала кашу». В конце застолья гостей сажали на борону или в корыто, чтобы они платили выкуп.

Себежский район – единственный в Псковской области, где были записаны особые «крестьбинские» песни, бытование которых в русских традициях является большой редкостью. Музыкально-поэтические особенности крестьбинских песен указывают на связь с белорусскими и смоленскими песенными традициями.

Обряд совершается в течение одного дня.

Последовательность обрядовых действий:

1. Сборы перед поездкой в церковь.

2. Поездка и крещение ребёнка в церкви, встреча из церкви.

3. Домашнее праздничное застолье.

4. Повитуха «продаёт кашу».

6. Гостей качают на бороне (или в корыте).

3. Последовательное описание этапов

1. Через неделю после рождения ребёнка в дом его родителей приходили родственники и приглашённые кум и кума (крёстные). Перед тем, как везти ребёнка в церковь, все родные, кроме матери ребёнка, собирались за столом, ребенка передавали из рук в руки, и каждый крестил его. Первой крестила мать (она не выходила из-за «занáвесы» и не садилась за стол), потом отец, затем кум и кума, после – остальные родственники.

2. В церковь ребёнка вёз кум (крёстный), с ним ехали родственники, а мать ребёнка и «бабка» (повитуха) оставались дома. По возвращении из церкви «бабка» встречала крёстных с хлебом: ей передавали ребёнка, а она отдавала хлеб крёстной, затем этот хлеб крёстная несла в дом и ставила на стол, а «бабка» несла ребёнка матери.

3. Домашнее праздничное застолье проходило в доме родителей ребёнка. В нём участвовали родственники ребёнка, крёстные, повитуха, обязательно приходили «отвéдницы» – любые жители деревни, большей частью женщины, со своим угощением. Традиционные блюда на столе: блины, творог, холодец. За столом на самом почётном месте – «на кутé» (в красном углу) – сидели крёстные и «бабка». Исполнялись «хрéстьбинские» песни, первой пели песню «Да спасибо ковалю», пели величальные и корильные песни куму, куме и «бабке», лирические приуроченные песни.

4. «Бабка» (повитуха) «продавала кашу»: пекла в печи «яéшню» (яичницу) и ставила на стол, накрыв сверху чашкой; крёстные, родственники и гости клали на неё деньги, которые «бабка» забирала в качестве вознаграждения за свою работу повитухой. На момент записи (1986 год) исполнители отмечали, что вместо «каши» стали выносить конфеты. Затем «кашу» открывали, «бабка» клала куму на тарелку ложку «каши», а он должен был положить денег – «ребёнку на мыло».

5. После того, как «бабка»-повитуха «продаст кашу», она шла к матери ребёнка, и та дарила ей «намётку» – кусок домотканного полотна, бутылку «горелки». «Бабка» возвращалась за стол, приплясывая и припевая, с полотном на шее.

6. После застолья крёстных, «бабку», отца ребёнка по очереди сажали на борону или в корыто и «гόцкали» – поднимали, качали, чтобы они откупались бутылкой или деньгами.

Вокальная музыка обряда – это крестьбинские («хрéстьбинские») обрядовые величальные и корильные песни, которые исполнялись за праздничным столом. Тексты песен содержат обращения к «бабке», куму и куме с похвалой или хулением.

Также крестьбинскими называют приуроченные к праздничному застолью лирические песни. Сюжеты приуроченных лирических песен, записанных в Себежском районе, уникальны для псковских фольклорных традиций. Песни вошли в обряд благодаря своей тематике: во всех текстах так или иначе обыгрываются взаимоотношения близких родственников. В содержании некоторых текстов присутствует мотив рождения ребёнка: «Да зашумела у бору сосонка» («отец желает рождения сына, а не дочери», см. пример 08), «Прилетели вороны» («с первой женой детей иметь, со второй – разогнать»). Общими для ряда текстов являются мотивы жалоб замужней женщины родителям или брату. Зафиксирован редкий сюжет «богатая и бедная сёстры в гостях» («По богатую сестрицу семь послов посылали», см. пример 06), содержащий отголоски распространённых в себежской традиции лирических песен с балладными сюжетами (см. раздел «Лирические песни Себежского и Невельского районов Псковской области»).

Напевы себежских «хрестьбинских» обрядовых песен, сохраняя свою уникальность и своеобразие, обладают значительным сходством с белорусскими и смоленскими вариантами, зафиксированными на территории русско-белорусского пограничья. Обрядовые песни поются в той же манере, что и другие обрядовые себежские песни, насыщенным ярким звуком, преимущественно в унисон (с незначительными расхождениями). Напевы приуроченных лирических песен по своим музыкальным свойствам находятся в общем русле традиции лирических песен Себежского района. Главная их ценность заключается в мелодико-ритмическом своеобразии. Ряд особенностей ритмики, лада и композиции песен позволяют относить их к раннему историко-стилевому пласту.

6. Современное состояние

Ìåðû, íàïðàâëåííûå íà ðîæäåíèå ïîòîìñòâà. Ïîÿâëåíèå íà ñâåò – íà÷àëüíûé ýòàï æèçíåííîãî ïóòè. Ñìûñë îáðÿäîâûõ äåéñòâèé ñîâåðøàåìûõ ïðè ðîæäåíèè ðåá¸íêà. Ñòðóêòóðíî-ñåìàíòè÷åñêèé àíàëèç âîñòî÷íîñëàâÿíñêèõ îáðÿäîâ. Êîëûáåëüíûå è êðåñòüáèíñêèå ïåñíè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà http: //www. allbest. ru/

ÔÃÁÎÓ ÂÎ «Àñòðàõàíñêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ êîíñåðâàòîðèÿ»

Ïî äèñöèïëèíå Íàðîäíîå ìóçûêàëüíîå òâîð÷åñòâî

Íà òåìó «Ðîäèíû è êðåñòèíû. Êîëûáåëüíûå è êðåñòüáèíñêèå ïåñíè»

Ãëàçêîâà À. II êóðñ

Ïðîâåðèëà: Õðóùåâà Ì.Ã.

«Ðîäèíû – ýòî íå òîëüêî íà÷àëî, íî è ïðîäîëæåíèå, ïðè÷åì ñðàçó ïî íåñêîëüêèì ëèíèÿì: ïðîäîëæåíèå æèçíè êîëëåêòèâà, ïðîäîëæåíèå ðèòóàëüíûõ ñöåíàðèåâ æèçíè ðîäèòåëåé è äðóãèõ ó÷àñòíèêîâ ðèòóàëà» [Áàéáóðèí.1993ã.ñ.39.].

Ïîÿâëåíèå íà ñâåò – íà÷àëüíûé ýòàï æèçíåííîãî ïóòè êàæäîãî æèâîãî ñóùåñòâà. Ðîæäåíèå, òàê æå êàê è äðóãèå ýòàïû ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè, îáóñëîâëåíî îáðÿäíûìè äåéñòâèÿìè. «Ãëàâíûé ñìûñë âñåõ îáðÿäîâûõ äåéñòâèé ñîâåðøàåìûõ ïðè ðîæäåíèè ðåá¸íêà, ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû çàâåðøèòü ïåðåõîä íîâîãî ÷åëîâåêà â ìèð æèâûõ, ïîìî÷ü åìó îáðåñòè ïðàâèëüíóþ ôîðìó. Ñàìè ðîäû îñîçíàþòñÿ ëèøü êàê íà÷àëüíûé ýòàï â äëèòåëüíîì ïðîöåññå êóëüòóðíîãî ñòðîèòåëüñòâà ÷åëîâåêà» [Ïàøèíà, 2005,/ÍÌÒ, ñ.174]. Ñ÷èòàåòñÿ ÷òî, ñàìè ðîäèëüíûå îáðÿäû íà÷èíàëèñü åù¸ çàäîëãî äî ïîÿâëåíèÿ ìëàäåíöà íà ñâåò. «Ðèòóàëüíûå äåéñòâèÿ, ñâÿçàííûå ñ ðîæäåíèåì ðåá¸íêà, íà÷èíàþòñÿ â ñîñòàâå ñâàäåáíîé îáðÿäíîñòè. Èìåííî ê ñâàäüáå ïðèóðî÷åí êîìïëåêñ ìåð, íàïðàâëåííûõ íà ðîæäåíèå ïîòîìñòâà. Ê èõ ÷èñëó ïðèíÿòî îòíîñèòü òàêèå øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûå äåéñòâèÿ, êàê îñûïàíèå ìîëîäûõ çåðíîì, õìåëåì, ñåìåíàìè; îáû÷àé êëàñòü â îáóâü è â êàðìàíû æåíèõà è íåâåñòû ìàê ðàçáèâàíèå ãîðøêîâ ñ ïðèãîâîðîì “ñêîëüêî ÷åðåïüÿ, ñòîëüêî ðåáÿò ìîëîäûì. Ïðèóðî÷åíèå âðåìåíè ñâàäüáû ê íîâîëóíèþ, à ñàìîãî àêòà çàêëþ÷åíèÿ áðàêà–äî-ïîëäíÿ, ïîêà ñîëíöå ïîäíèìàåòñÿ êâåðõó, “÷òîáû õîçÿéñòâî íîâîáðà÷íûõ øëî êâåðõó”. Òàêæå ðèòóàëüíîå ó÷àñòèå â ñâàäüáå äåòåé, è â ÷àñòíîñòè ñàæàíèå ðåáåíêà (îáû÷íî ìàëü÷èêà) íà êîëåíè íåâåñòå, “÷òîáû îíà ðîäèëà ïåðâîãî ñûíà, à íå äî÷ü” è äð. Òàêèì îáðàçîì, ðîäèíû — ïåðâûé ðèòóàë òîëüêî äëÿ íîâîðîæäåííîãî. Äëÿ îñòàëüíûõ ó÷àñòíèêîâ îí ñëåäóåò çà äâóìÿ äðóãèìè ðèòóàëàìè æèçíåííîãî öèêëà è îáóñëîâëåí èìè» [Áàéáóðèí, 1993, ñ. 39].

Ìàòü, â òðàäèöèîííûõ êóëüòóðàõ âîñïðèíèìàåòñÿ êàê íåêèé ýêðàí, áëàãîäàðÿ êîòîðîìó ðåá¸íêó ïåðåäàþòñÿ, ÷åðòû õàðàêòåðà, ÷óâñòâà è ò.ä. «Ó ìíîãèõ íàðîäîâ äîñòàòî÷íî ìíîãî çàïðåòîâ è ìåð ïðåäîñòîðîæíîñòè äëÿ áåðåìåííîé æåíùèíû, è îòíîøåíèå ê íåé. Äî ñèõ ïîð ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî î áåðåìåííîñòè æåíùèíû äî ñàìîãî ìîìåíòà ðîäîâ äîëæíî çíàòü êàê ìîæíî ìåíüøå íàðîäó, ïîñêîëüêó ïðèñòàëüíîå âíèìàíèå ïîñòîðîííèõ, ìîæåò îêàçàòü ñèëüíîå îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå íà áóäóùóþ ìàòü è ìëàäåíöà. Èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàïðåòîâ è ïðèìåò äëÿ áóäóùåé ìàòåðè ñåãîäíÿ ïðèäåðæèâàþòñÿ öåëîãî ðÿäà îõðàíèòåëüíûõ è îáåðåãàþùèõ. Èòàê, áåðåìåííîé æåíùèíå íåëüçÿ:

– íè â ÷åì îòêàçûâàòü, à òî íàâëå÷åøü íà ñåáÿ íåñ÷àñòüå;

– ñòðè÷ü, êðàñèòü âîëîñû, à òî ó ðåáåíêà óêîðîòèòñÿ æèçíü;

– øèòü, à òî ðåáåíîê ðîäèòñÿ ñ îáâèòèåì ïóïîâèíû;

– çàðàíåå øèòü ïðèäàíîå äëÿ ðåáåíêà, à òî ìîæåò íå ðîäèòüñÿ æèâûì;

– äîòðàãèâàòüñÿ äî ñâîåãî òåëà âî âðåìÿ èñïóãà, èíà÷å ó ðåáåíêà íà ýòèõ ìåñòàõ áóäóò ðîäèìûå ïÿòíà;

– äóòü íà îãîíü, à òî ðåáåíîê áóäåò çàäûõàòüñÿ;

– ìíîãî åñòü, à òî ðåáåíîê áóäåò çàâèñòëèâûì;

– õîäèòü íà ïîõîðîíû, à òî ðåáåíîê èëè ìàòü ìîãóò óìåðåòü, èëè ðåáåíîê ðîäèòñÿ ìåðòâûì èëè ñ óðîäñòâàìè;

– ñìîòðåòü íà ïîêîéíèêà, à òî ó ðåáåíêà áóäåò áëåäíîå ëèöî;

– ñëóøàòü î ãîðåñòÿõ è áåäàõ, à òî ðåáåíîê áóäåò íåñ÷àñòëèâûé;

– íîñèòü â ôàðòóêå ìåëêèå ïðåäìåòû (ó ðåáåíêà áóäåò ðÿáîå ëèöî);

– çàâèäîâàòü êîìó-ëèáî (äèòÿ áóäåò çàâèñòëèâûì);

– çàäåðæèâàòüñÿ íà ïîðîãå, íà äîðîãå (áóäóò òÿæåëûå ðîäû);

Âìåñòå ñ òåì áåðåìåííàÿ æåíùèíà íàõîäèòñÿ íà ñòûêå ìèðîâ, ïîýòîìó îíà ìîæåò “ïðîãðàììèðîâàòü” áóäóùåãî ðåáåíêà. Èñõîäÿ èç ýòîãî, ê áåðåìåííîé áûëî îñîáåííîå îòíîøåíèå:

– áåðåìåííàÿ æåíùèíà äîëæíà äî øåñòè ìåñÿöåâ íîñèòü ïðè ñåáå íîæ â êà÷åñòâå îáåðåãà îò ëþáûõ íàïàñòåé;

– áåðåìåííóþ æåíùèíó íóæíî ñëóøàòüñÿ, à èíà÷å ìîëü è ìûøè ñúåäÿò âñå äîáðî;

– áåðåìåííîé æåíùèíå íóæíî ñìîòðåòü íà ìóæà êàê ìîæíî ÷àùå, ÷òîáû ðåáåíîê áûë ïîõîæ íà îòöà, èëè íà ñåáÿ â çåðêàëî, ÷òîáû ðåáåíîê áûë ïîõîæ íà ìàòü;

– áåðåìåííîé æåíùèíå ïîëåçíî ðàçãîâàðèâàòü ñ ìàëûøîì, ïîêà îí â óòðîáå, ýòî ñïîñîáñòâóåò âçàèìîïîíèìàíèþ âïîñëåäñòâèè;

– íà êîãî áåðåìåííàÿ æåíùèíà áîëüøå âñåãî ñìîòðèò, íà òîãî è ðåáåíîê áóäåò ïîõîæ;

– ÷åì ìåíüøå ëþäåé áóäåò çíàòü î áåðåìåííîñòè, òåì ìåíüøå áóäåò ïîòóã â ðîäàõ (òåì ëåã÷å áóäåò ðàçðîäèòüñÿ).

– áåðåìåííîé æåíùèíå íóæíî ñìîòðåòü íà êðàñèâûõ, çäîðîâûõ ìàëåíüêèõ äåòåé, ÷òîáû ðåáåíîê ðîäèëñÿ òîæå çäîðîâûì è êðàñèâûì;

– áåðåìåííîé æåíùèíå ïîëåçíî ñëóøàòü êðàñèâóþ ìóçûêó, ñìîòðåòü íà êðàñèâîå (öâåòû, êàðòèíû, ëþäè, âåùè), ÷òîáû ðåáåíîê áûë óðàâíîâåøåííûì, ìóçûêàëüíî îäàðåííûì, ãàðìîíè÷íî ðàçâèòûì;

– áåðåìåííîé æåíùèíå íóæíî óñòóïàòü äîðîãó, ÷òîáû áûëà óäà÷à.

 êíèãå ïîä ðåäàêöèåé Ïàøèíîé ãîâîðèòñÿ: «Ðîæåíèöå ïðåäñòîÿëî íå òîëüêî äàòü æèçíü íîâîìó ÷åëîâåêó, íî è ñàìîé ñîâåðøèòü îäèí èç âàæíûõ ðèòóàëüíûõ ïåðåõîäîâ… Âî âðåìÿ ðîäîâ ðîæåíèöå áûëî íåîáõîäèìî «âåðíóòüñÿ ê ïðèðîäíîìó îáëèêó», «ðàñïëåñòè êîñû, ñíÿòü ñåðüãè è êîëüöà, ðàçâÿçàòü óçëû íà îäåæäå» [Ïàøèíà,2005, ÍÌÒ, Ñ.174]. Ãëàâíàÿ ðîëü â ðîäèëüíûõ îáðÿäîâ ïðèíàäëåæàëà áàáêå ïîâèòóõå, îíà âûñòóïàëà êàê ïîñðåäíèê ìåæäó «ýòèì» è «òåì» ñâåòîì. Ïîìîãàëà ðîæåíèöå ðàçðîäèòüñÿ, ðåá¸íêó ïðèéòè â ýòîò ìèð è èç ñòàòóñà «÷óæîãî», íå÷åëîâå÷åñêîãî ïåðåéòè â ÷åëîâåêà. «Ïîâèòóõà âïåðâûå ïîÿâëÿëàñü â æèçíè áóäóùèõ ðîäèòåëåé íà èõ ñâàäüáå, êîãäà îíè åõàëè îò âåíöà. Ïî íàðîäíûì ïîâåðüÿì, ïîâèòóõà ìîãëà âîçäåéñòâîâàòü íà ïîë, îáëèê è õàðàêòåð áóäóùåãî ðåá¸íêà» [Ïàøèíà, 2005,/ ÍÌÒ, Ñ.175].

Æèòåëüíèöà äåðåâíè Ñâåòëîâî, Ïî÷èíñêîãî ðàéîíà ðàññêàçûâàåò: «Ó íàñ ýòè ïåñíè ïåëè êàæäûé ðàç, êòî á òîëüêî íå íàðîäèëñÿ. Ðîäèõó êî âðåìåíè ïðèõâàòèò, à ìóæèê óæ å¸ òîðîïèòñÿ-ñïåøèò çà áàáêîé, áàáèòü çîâ¸ò è ïî¸ò:

À ÷òî ïî ìîñòó ïî êàëèíîâîìó,

Òàì ñòó÷èò ãðþ÷èò äà êîëÿñî÷êà,

Òàì ñòó÷èò ãðþ÷èò äà ñåðåáðÿíàÿ.

Âî òîé êîëÿñî÷êå äà è Ãðèøå÷êà,

Âî òîé êîëÿñî÷êå äà Èâàíîâè÷,

À è Ãðèøå÷êà ñàì ïî áàáóøêó èä¸ò;

À òû áàáóøêà äà Ëàâðåíòüåâíà,

Ïåðåáàáü òû ìîåãî äèòÿ ìàëîãî,

Äèòÿ ìàëîãî äà ìàë¸øåíüêîãî.

Îé ñòó÷èò ãðþ÷èò äà ïî óëèöå,

Ýòî Âàíå÷êà äà çà áàáóøêîé èä¸ò,

Äà ìîëîäåíüêèé äà çà áàáóøêîé èä¸ò;

À òû áàáóøêà Ìàðèÿ Èâàíîâíà,

Ïåðåáàáü ìîåãî âíîâü ðîæä¸ííîãî,

Âíîâü ðîæä¸ííîãî íåñìûøë¸ííîãî.

Âàíå÷êà – îòåö, ðîæåíèöû ýòîé ìóæ, îí è ø¸ë çà áàáóøêîé. Îí è ïîåò, à ñ íèì è êòî åñòü â äîìå. Ïîñëå ðîäîâ ïðèõîäèëè ãîñòè. Êàæäûé ïðèíîñèë ïî áëèíó, è ãäå ðîæåíèöà íà êðîâàòè ëåæèò, ðÿäûøêîì åé ëîæèëè. À îíà óæ óãîùàëà. Ãîñòè çà ñòîë ñàäèëèñü, ïîçäðàâëÿëè è ýòó ïåñíþ ïåëè:

Òû êóìà ìîÿ òû äóøà ìîÿ,

Ìåæäó íàñ êóìà ïðîòåêëà ðå÷êà,

Ïðîòåêëà ðå÷êà, ðå÷êà áûñòðàÿ,

Ðå÷êà áûñòðàÿ âîäà ÷èñòàÿ.

À ïî òîé ðå÷êå ñåëåçåíü ïëûâ¸ò,

Ñåëåçåíü ïëûâ¸ò ñåðàÿ óòèöà.

À çà óòèöåé óòþíÿòî÷êè,

Ñåëåçåíþøêà ýòî Âàíå÷êà,

Ñåðàÿ óòèöà ýòî Ìàíå÷êà,

Óòþíÿòî÷êè èõíèå äåòî÷êè.

Îáðåçàíèå ïóïîâèíû – Ïóïîâèíó îòðåçàëè íà îïðåäåëåííîì ðàññòîÿíèè îò æèâîòà.  íåêîòîðûõ ðàéîíàõ Óêðàèíû áûëî ïðèíÿòî ðàññòîÿíèå “â òðè ïàëüöà”. Îòðåçàëè ïóïîâèíó íà êàêîì-íèáóäü òâåðäîì ïðåäìåòå, èìåþùåì îòíîøåíèå ê áóäóùåé æèçíè ðåáåíêà. Ó áåëîðóñî⠓ïóïîâèíó ìàëü÷èêà áàáêà îáûêíîâåííî îòðåçàåò íà äóáîâîé ïëàõå, ÷òîáû îí áûë êðåïîê, èëè íà ïîäëîæåííîì òîïîðèùå, ÷òîáû äèòÿ âïîñëåäñòâèè ëó÷øå âëàäåëî òîïîðîì, èëè íà êíèãå, ÷òîáû áûëî ãðàìîòíûì; ïóïîâèíó æå äåâî÷êè îòðåçàþò íà îëüõîâîé ïëàõå èëè íà “ïðàíèêó, âèðöÿíó, ÷àâíó” è äðóãèõ ïðåäìåòàõ, óïîòðåáëÿþùèõñÿ íà “æàíîöêèõ” ðàáîòàõ, ÷òîáû âïîñëåäñòâèè äåâî÷êà áûëà “îõâî÷à äî èõ”.

Çàõîðîíåíèå ïëàöåíòû – Ñëåäóþùèé øàã â ïðîöåññå ðàñïîäîáëåíèÿ íå÷åëîâå÷åñêîãî è ÷åëîâå÷åñêîãî ñâÿçàí ñ âûõîäîì è çàõîðîíåíèåì ïëàöåíòû. Âûõîä ïëàöåíòû, ïî ñóòè äåëà, ðàññìàòðèâàëñÿ êàê âòîðûå ðîäû. Íå ñëó÷àéíî (îñîáåííî ïðè îñëîæíåíèÿõ) ïðèìåíÿëèñü òå æå ñïîñîáû, ÷òî è ïðè òðóäíûõ ðîäàõ. Ïðè ýòîì ðåáåíîê ïðåäíàçíà÷àëñÿ ëþäÿì, à ïîñëåä — èíîìó ìèðó. Îòïðàâëåíèå äåòñêîãî ìåñòà “íàçàä” ñîâåðøàåòñÿ ïî ñõåìå ïîãðåáàëüíîãî îáðÿäà. Åãî îáìûâàþò, “îäåâàþò” (çàâîðà÷èâàþò â ÷èñòóþ òðÿïêó), ñíàáæàþò ïðîäóêòàìè (õëåá, çåðíî, ÿéöî) è çàêàïûâàþò îáû÷íî â òîì ìåñòå, ãäå ïðîèçîøëè ðîäû. Çàõîðîíåíèå íåîáõîäèìî äëÿ òîãî, ÷òîáû îáåñïå÷èòü íîâîå ðîæäåíèå, ñîõðàíèòü îòíîøåíèÿ íåïðåðûâíîãî îáìåíà ìåæäó ïðåäêàìè è ïîòîìêàìè, íåëþäüìè è ëþäüìè, æèçíüþ è ñìåðòüþ.

Îáìûâàíèå – ñ ïîìîùüþ ýòîé ïðîöåäóðû ïðîèñõîäèò ñèìâîëè÷åñêîå îòäåëåíèå ðåáåíêà îò òîãî ìèðà, îòêóäà îí ïîÿâèëñÿ. Ñ ðåáåíêà ñìûâàåòñÿ òî, ÷òî óêàçûâàåò íà åãî ïðèíàäëåæíîñòü ê íå÷åëîâå÷åñêîìó. Ñ ïîìîùüþ ýòîé ïðîöåäóðû ïðîèñõîäèò ñèìâîëè÷åñêîå îòäåëåíèå ðåáåíêà îò òîãî ìèðà, îòêóäà îí ïîÿâèëñÿ..

Îäåâàíèå íîâîðîæäåííîãî – Ïîñëå êóïàíèÿ ðåáåíêà çàâîðà÷èâàëè â ðóáàõó îòöà, ïðè÷åì ýòà ðóáàõà íå äîëæíà áûëà áûòü íîâîé è ÷èñòîé (“ñìîåòñÿ îòöîâñêàÿ ëþáîâü”). Ëó÷øå, åñëè îíà ñòàðàÿ è çàãðÿçíåííàÿ.

Èìÿ íàðå÷åíèå – Ïî îêîí÷àíèè ðîäîâ ïîâèòóõà îòïðàâëÿåòñÿ ê ñâÿùåííèêó “çà ìîëèòâîé” è “çà èìåíåì”, à òàêæå äîãîâîðèòüñÿ î äíå êðåùåíèÿ.  èñêëþ÷èòåëüíûõ ñëó÷àÿõ, åñëè ðåáåíîê ðîäèëñÿ î÷åíü ñëàáûì è åìó ãðîçèëà ñìåðòü, öåðêîâü ðàçðåøàëà ïîâèòóõå ñàìîé îêðåñòèòü ðåáåíêà è äàòü åìó èìÿ. Ðåáåíêà îáû÷íî íàçûâàëè èìåíåì ñâÿòîãî, äåíü ïàìÿòè êîòîðîãî áûë áëèæàéøèì “íàïåðåä” (ò. å. íå ïðîøåäøèé, à áóäóùèé). Äðóãîé ðàñïðîñòðàíåííûé ïðèíöèï âûáîðà èìåíè — ïî óìåðøèì èëè æèâûì ðîäñòâåííèêàì, ïðè÷åì ìàëü÷èêà ÷àùå âñåãî íàçûâàëè èìåíåì äåäà» [Áàéáóðèí, 1993, ñ. 40-44.].

Òàê æå âàæíûì îáðÿäîì áûë – îáðÿä êðåùåíèÿ. Ýòîò îáðÿä ñòàðàëèñü ïðîâåñòè êàê ìîæíî áûñòðåå.  êðåñòíûå âûáèðàëè ëèáî ðîäñòâåííèêîâ, ëèáî äðóçåé, êîòîðûå ïîñëå ïðîâåäåíèÿ öåðêîâíîãî ðèòóàëà ñòàíîâèëèñü êóìîâüÿìè. Ãëàâíîå ÷òîáû îíè, íå áûëè ìóæåì è æåíîé. Îíè áðàëè íà ñåáÿ çàáîòó î êðåñòíèêå è ñ÷èòàëèñü åãî âòîðûìè ðîäèòåëÿìè.  ñëó÷àå ñìåðòè ñâîèõ ðîäèòåëåé ðåáåíîê äîâîëüíî ÷àñòî ìîã îêàçàòüñÿ â ñåìüå êðåñòíîãî èëè êðåñòíîé, à íå êðîâíûõ ðîäñòâåííèêîâ.

Ðàññêàçûâàåò æèòåëüíèöà Ïî÷èíñêîãî ðàéîíà äåðåâíÿ Ñâåòëîâî. «Íà êðåñòèíàõ, ïåðåêðåñòÿò ðåá¸íêà, ñ öåðêâè ïðèåäóò, ñõîäÿòñÿ ãîñòè, ñàäÿòñÿ êóìîâüÿ çà ñòîë, è ïåñíþ íà÷èíàþò:

À ó íàñ íûí÷å ïîíåäåëüíè÷åê ïðàçäíè÷åê,

À ó íàñ íûí÷å äà ìîëîäóøêè íå ïðÿäóò.

À âñ¸ æ îíè â çåëåíîì ñàäó äà ãóëÿþò,

À âñ¸ æ îíè äà ãîðåëî÷êó ñïèâàþò.

Íàøëè æ îíè ìàëîãî ðåá¸íêà â ïåë¸íêàõ,

À â ø¸ëêîâûõ ïîëóø¸ëêîâûõ ñâèâàëüíÿõ.

Îé êòî æ òîãî ìàëîãî ðåá¸íêà êñòèòü áóäåò,

Âîò êñòèòü áóäåò, âîò êñòèòü áóäåò, êñòèòü êðåñòèòü.

À îçâàëàñü âîò Ìàðüþøêà êóìîþ,

À ïðèìîëàëà Âàñèëüþøêó ñ ñîáîþ.

Îé òî-òî ó íàñ âñ¸ ìèëûå êóìîâüÿ,

Îé òî-òî ó íàñ äà âåñ¸ëàÿ äà áåñåäà,

Âîò áåñåäà, âîò áåñåäà äà âåñåëüå».

Ñîðîê äíåé ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåá¸íêà æåíùèíà ñ÷èòàëàñü ðèòóàëüíî íå ÷èñòîé. Åé íåëüçÿ áûëî âûïîëíÿòü õîçÿéñòâåííûå ðàáîòû, ïîäõîäèòü ê ñêîòèíå («à òî òà áîëåòü íà÷í¸ò»), çà ðîæåíèöó âñ¸ äåëàëè äîìî÷àäöû èëè ïîâèâàëüíàÿ áàáêà. Ïîñëå 40 äíåé ìîëîäàÿ ìàòü äîëæíà â öåðêâè ïîëó÷èòü î÷èñòèòåëüíóþ ìîëèòâó. Èíîãäà ýòî ñîâïàäàëî ñ êðåùåíèåì. Íà ñëåäóþùèé äåíü æåíùèíà îáÿçàòåëüíî ïðèñóòñòâîâàëà íà áîãîñëóæåíèè.

Ãëàâíûì ïåñåííûì æàíðîì ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ è â òå÷åíèå äâóõ ëåò, áûëè êîëûáåëüíûå.

Îíè íàïðàâëåíû íà çàâåðøåíèå ðèòóàëüíîãî ïåðåõîäà.

 íàðîäå êîëûáåëüíûå òàê æå íàçûâàëè áàéêàìè. «Áàèòü», «áàÿòü» – ïðîèçîøëî îò ãëàãîëà ãîâîðèòü, íî åñòü è äðóãîé ñìûñë – «øåïòàòü», «çàãîâàðèâàòü». Áàéêè ñîïðîâîæäàëèñü ìåðíûì ïîêà÷èâàíèåì ðåá¸íêà â êîëûáåëè.

Ãëàâíàÿ ôóíêöèÿ êîëûáåëüíûõ – óñûïëåíèå. «  òåêñòàõ áàþøåê ÷àñòî ïðèçûâàþòñÿ «ïîìîøíèêè»: Ñîí è Äð¸ìà, æèâîòíûå è ïòèöû, êîòîðûå äîëæíû ïîìî÷ü ðåá¸íêó ñêîðåå óñíóòü»

Êîòÿ ñåðûé õâîñòîê,

Ïðèäè êîòÿ íî÷åâàòü,

«Äðóãàÿ ôóíêöèÿ ýòèõ ïåñåí – ôîðìèðóþùàÿ.

Îíà âîïëîùàåòñÿ â ïîýòè÷åñêèõ òåêñòàõ: â ñþæåòíûõ ìîòèâàõ ðîñòà, êîðìëåíèÿ, â ïåðå÷èñëåíèè ôîðì êðåñòüÿíñêîãî òðóäà è áûòà:

Íåêîø¸íûé òâîé ëóæîê.

Êîãäà âûðàñòåøü äðóæîê,

Òîãäà òû âûêîñèøü ëóæîê»

Òàê æå â êîëûáåëüíûõ èñïîëüçîâàëèñü ïîæåëàíèå ñìåðòè:

Ñåäíè Âàíþøêà ïîìð¸ò,

Áóäåì Âàíþ õîðîíèòü,

 áîëüøîé êîëîêîë çâîíèòü.

ðîæäåíèå îáðÿäîâûé êîëûáåëüíûé ïåñíÿ

Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî òàêèå êîëûáåëüíûå íåñóò ôóíêöèþ îáåðåãà è íàïðàâëåíû íà òî, ÷òî áû îáìàíóòü çëûå ñèëû è ñìåðòü.

2. Áàéáóðèí « Ðèòóàë â òðàäèöèîííîé êóëüòóðå» Ñòðóêòóðíî-ñåìàíòè÷åñêèé àíàëèç âîñòî÷íîñëàâÿíñêèõ îáðÿäîâ. ÑÏá.: Íàóêà, 1993.

3. Êàðàáóëàòîâà,/Æóðíàë “Òþìåíñêîå äåòñòâî”, ¹1, 2006.

4. Ïàøèíà « Íàðîäíîå ìóçûêàëüíîå òâîð÷åñòâî» 2005ã.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *