песня лаванда история создания
Песня лаванда история создания
Год 1983-й. Молодому композитору Владимиру Матецкому поступил заказ от Центрального телевидения. Музыкальной редакции нужна была новая песня для дуэта. Исполнителей уже выбрали. Ими стали популярные в то время София Ротару и Яак Йоала. Но следовало поспешить: ещё не написанная мелодия уже вошла в сценарии «Новогоднего огонька».
Матецкий сел за ноты. Когда сочинял припев, в голове почему-то крутилось одно единственное слово: лаванда. Оно показалось музыканту очень мелодичным. С этими мыслями он позвонил своему другу – поэту Игорю Шаферану.
Владимир Матецкий, композитор:
– Он дико меня раскритиковал: «Какое-то мыльное ощущение, парфюмерное! Не хочу делать эту песню!»
Однако Матецкий уже не сомневался, лаванда – тот самый образ, который идеально подходит к его музыке. И позвонил другому поэту – Михаилу Шаброву. Тот не знал, что такое лаванда, и думал, что это название средства от моли. На помощь пришла энциклопедия, в которой было написано: лаванда – синие цветы. В этот момент и родились слова будущего хита!
София Ротару, народная артистка СССР:
– Включили фонограмму. Скажу честно, я была поражена. Мы договорились на второй день записать эту песню. Я всю ночь не спала. Всё лаванда, горная лаванда.
Песню, как и планировали, показали в «Новогоднем огоньке», а наутро имена Матецкого и Шаброва знали все. Композитору и поэту приходили сотни писем со словами благодарности за «Лаванду».
Композиция стала популярной не только у нас. Финские артисты перевели её на родной язык и записали свою версию советского шлягера. Единственным, кто не разделял восторгов по поводу «Лаванды», стал её первый исполнитель Яак Йоала. После премьерной записи он каждый раз отказывался повторить выступление, считая эту вещь слащавой и примитивной.
Позже песня была записана в дуэтах с Киркоровым и Басковым, однако София Ротару считает «Лаванду» по праву своей и часто исполняет её в одиночку. После того «Новогоднего огонька» у Матецкого и Ротару родилось ещё немало хитов: «Хуторянка», «Луна-луна», «Было, но прошло», однако песня о синих цветах для Софии Михайловны всегда под номером один. Ведь именно с них началась крепкая дружба певицы с композитором.
«Лаванда, горная лаванда». Знаменитый краденный шлягер
Песня до сих пор является одним из самых больших хитов в исполнении украинской певицы молдавского происхождения. Сегодня в это сложно поверить, но «Лаванда» была написана по заказу. Композитору Владимиру Матецкому предложили придумать нежную лирическую песню к новогоднему «Огоньку».
И мэтр блестяще справился с задачей. Правда, потом к его авторству возникли вопросы.
Однажды Матецкому позвонила редактор Центрального телевидения СССР Алла Дмитриева и попросила написать медленную композицию. Исполнить ее должны были София Ротару и Яак Ййоала.
Композитор на тот момент уже был знаком с Йоалой – написал для него несколько песен. Ничего необычного в таком предложении он не увидел. Наоборот, создание песни на заказ Владимир Матецкий счел для себя профессиональным вызовом. И с энтузиазмом принялся за дело.
Вначале придумал мелодию припева с красивым, по его мнению, словом «лаванда». Композитор был уверен, что это именно тот образ, от которого и следует исходить в дальнейшей работе над песней. Мэтр предложил написать текст своему другу – поэту-песеннику Игорю Шаферану. Но корифей раскритиковал идею Матецкого. Мол, слишком сладко и парфюмерно. «Мыльная опера» какая-то получится. Однако композитор не собирался отказываться от своей идеи.
Композитор Владимир Матецкий и поэт Михаил Шабров написали для Софии Ротару много отличных хитов
Он позвонил другому своему соавтору Михаилу Шаброву и вкратце обрисовал ситуацию. Тот согласился поработать над текстом, но понятия не имел, что такое лаванда. Вначале думал, что это какое-нибудь средство от моли. Написание стихов затянулось. Неделя шла за неделей, «Огонек» был все ближе, а ничего путного у Михаила не придумывалось. Дело решил случай. Шабров летел из заграничной командировки, откуда вез множество книг. В одной из брошюр он увидел строку про «синие цветы лаванды». И тут поэта осенило! На следующий же день он написал «наших встреч с тобой синие цветы». Чуть позже был готов и остальной текст.
Для записи премьеры к новогоднему «Огоньку» режиссер телевидения Игорь Иванов подобрал очень удачный антураж и создал композиции идеальную романтическую атмосферу. В телестудии соорудили беседку. Только София Ротару очень нервничала перед записью. Тогда для успокоения ей дали горячительного. Это казалось верным решением. Помните, каким взглядом певица смотрела на Яака Йоалу и как проникновенно исполнила песню в том самом новогоднем ролике? Крепкий напиток сделал свое дело. Именно то, премьерное исполнение песни в новогоднем «Огоньке» получилось самым лучшим. С тех пор «Лаванда» стала одной из «визитных карточек» Софии Михайловны. Песня стала часто звучать и в других популярных телепередачах.
Позже певица исполняла ее и в одиночку, и с другими певцами: Филиппом Киркоровым и Николаем Басковым. А одноименный альбом с этой композицией разошелся тиражом в несколько миллионов копий. Ротару даже получила платиновый диск от советского монополиста – фирмы «Мелодия».
Сотрудничество певицы с композитором Владимиром Матецким и поэтом-песенником Михаилом Шабровым после того новогоднего вечера успешно продолжилось. Знаменитый творческий дуэт написал для Ротару немало новых хитов: «Было, но прошло», «Луна-луна», «Хуторянка» и другие. Интересно, что «Лаванда» стала популярной не только на территории СССР, но и в Финляндии. В 1987 году финны перевели её на свой родной язык и перезаписали.
Единственным, кто остался недоволен «Лавандой», оказался Яак Йоала. По его мнению, композиция получилась слишком уж приторной и попсовой. После памятной премьеры артист наотрез отказывался исполнять ее снова – настолько она ему не понравилась.
Во всей этой истории есть один нюанс. В 1984 году Леонард Коэн выпустил композицию Dance Me to the End of Love. Шлягер Владимира Матецкого подозрительно напоминает ту самую песню канадского мэтра. Случайное совпадение? Возможно. Только Ротару, говорят, какое-то время даже опасалась выезжать за рубеж на гастроли – могли уличить в плагиате и воровстве. Неприятности могли быть совершенно конкретными. Хотя какой спрос с певицы.
Лаванда (песня)
Лава́нда — песня для дуэтного исполнения. Слова песни написаны Михаилом Шабровым и мелодия — композитором Владимиром Матецким. Эта песня стала дебютом сотрудничества Софии Ротару с новыми композитором и автором, а также одним из популярнейших хитов певицы. За одноимённый альбом с этой композицией певица получила платиновый диск от лейбла Мелодия, который был продан тиражом, превышающим миллион копий в несколько раз.
Однако вокруг авторства Матецкого существует множество слухов: еще в декабре 1984 года канадский певец и композитор Леонард Коэн выпустил свою песню «Dance Me to the End of Love» с очень похожим проигрышем. [1] [2] Существовали многочисленные слухи, что Ротару потом боялась выезжать за границу на гастроли, опасаясь обвинения в плагиате. [3]
Содержание
История создания [ | ]
Песня «Лаванда» была создана в 1985 году по заказу Центрального телевидения СССР в результате сотрудничества композитора Владимира Матецкого и поэта-песенника Михаила Шаброва. [4] [5]
Первоначально Владимир Матецкий предложил написать текст песни поэту-песеннику Игорю Шаферану, но его это не заинтересовало. После этого композитор обратился к Михаилу Шаброву, с которым тоже сотрудничал. Примечательно, что перед началом создания текста песни Михаил Шабров имел весьма смутное представление о том, что такое лаванда.
В процессе работы над песней, соавторы встретились с редактором популярного фестиваля «Песня года» Аллой Николаевной Дмитриевой, которой очень понравилась мелодия и она поделилась мнением, что наилучшим исполнением песни будет дуэт Софии Ротару и Яака Йоалы.
В итоге песня была создана к моменту съемок новогоднего «Огонька» 1985-1986-го года и стала популярной на долгие годы.
В интервью изданию «Мир Новостей» Михаил Шабров так вспоминал о том, как создавалась песня:
Мне позвонил Володя Матецкий, с которым мы сотрудничали, говорит: «Слушай, есть такое, как мне кажется, песенное слово „лаванда“. Может, сочинишь что-нибудь?» А я и понятия не имел, что такое лаванда, кроме как средство от моли. Полез в справочники, в энциклопедию и прочитал: «Горная лаванда — дикорастущее лекарственное растение». Так вот и лежала у меня эта «Горная лаванда», совершенно не знал, что с ней делать.
А тут как раз подошло время съемок «Песни года». Матецкий наиграл мелодию Алле Дмитриевой, ей очень понравилось, и она сказала: «Эту песню должны петь дуэтом только София Ротару и Яак Йоала!» То есть этот исторический творческий симбиоз придумала именно она.
Когда Володя мне об этом сказал, мы почему-то сразу решили, что это абсолютно неперспективно. Будучи молодыми и ершистыми, считали, что Ротару уже сказала свое слово, что (да простит нас сейчас София Михайловна!) ее век в творчестве закончился и ничего нового она сделать уже не сможет. К тому же я понятия не имел, о чем можно написать, чтобы получился лирический любовный диалог.
Месяц мне ничего в голову не приходит, второй — ну не получается, и все! А помог случай.
Как-то взял в самолет тоненькую брошюрку Валентина Катаева «Юношеский роман». Спокойно лечу, читаю и вдруг вижу строчку: «С гор к морю сбегают синие цветы лаванды». Все — это был толчок! На следующий день я уже написал: «Наших встреч с тобой синие цветы».
Песня прозвучала в новогоднем «Огоньке», который смотрела вся страна… Открою еще один секрет. У Сони не получалась запись, она была немного жестковата. Для того чтобы снять напряжение, чтобы она расслабилась, ее просто силой заставили выпить немножко армянского коньяка. И вот этот мягкий, влюбленный взгляд, которым она смотрит на Яака Йоалу, этот мечтательный романтический блеск в глазах достигнут не без помощи сего ароматного напитка.
В общем, утром 1 января мы с Матецким, как говорится, проснулись знаменитыми. Песня сразу стала популярной, зазвучала, ее взяли в «Утреннюю почту», другие передачи.
Угасшая звезда Яака Йоалы: Почему «эстонский соловей» в 38 лет ушел со сцены, избегал публики и терпеть не мог песню «Лаванда»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
С самого детства жизнь Яака Йоалы была связана с музыкой – его мать была музыковедом и работала в Государственной филармонии Эстонской ССР. Яак занимался в музыкальной школе, где учился играть на фортепиано и флейте, а позже поступил в музыкальное училище. На вступительных экзаменах педагоги спросили, уверен ли он в своем выборе, ведь в Таллине его знали как азартного автогонщика. Тем не менее музыка всегда оставалась для него на первом плане. Однако музыкальное училище Яак не окончил – он с юности был поклонником группы «The Beatles», увлекался рок-музыкой, и за отказ прекратить исполнение рок-композиций был отчислен. Это несоответствие того, что он любил, и тем, чем был вынужден заниматься, сыграло роковую роль в его жизни.
Самый известный эстонский певец в СССР
После службы в армии Яак Йоала выступал в качестве бас-гитариста и солиста различных эстонских групп, участвовал в музыкальных конкурсах и фестивалях, где неоднократно завоевывал награды, но всесоюзная популярность пришла к нему в 1975 г., когда певец получил специальный приз жюри на международном конкурсе песни в Сопоте. У него тогда даже появился шанс сделать карьеру в Европе: на Яака обратил внимание продюсер Джо Наполи из Лондона, который привез на фестиваль английского певца Барри Райана. Он был ведущим телепередачи «Суперсоник», где выступали и мировые звезды первой величины, и начинающие вокалисты. Наполи предложил эстонскому певцу отправиться вместе с ним в Лондон, но для Йоалы это было равносильно эмиграции из СССР, и он отказался от этого предложения.
С ним работали лучшие советские композиторы: Давид Тухманов, Александр Зацепин, Раймонд Паулс. В конце 1970-х гг. – начале 1980-х гг. наступил его звездный час – после того, как Яак Йоала исполнил песни в фильме «31 июня» и спел в дуэте с Софией Ротару в «Голубом огоньке» песню «Лаванда». Он стал частым гостем телепрограмм центрального телевидения СССР и на радио, его пластинки расходились миллионными тиражами, а песни «Я тебя рисую», «Фотографии любимых», «Любовь нас выбирает» пела вся страна.
Поклонниками его таланта были даже коллеги, пользовавшиеся не меньшей популярностью. Муслим Магомаев написал о нем в «Советской культуре»: « Артистическая внешность, броская, именно эстрадная манера пения, без налёта вульгарности, подчас выдаваемой за «эстрадную специфику», без штампов, копирования кого-то и чего-то. А главное – голос яркий, звонкий, наполненный, которым он свободно владеет; крепкое певческое дыхание, коим обладает далеко не каждый вокалист – всё это привлекает в нём. Яак Йоала поёт красиво, взволнованно, что называется, на нерве ».
Непонимание на родине и ненавистная «Лаванда»
Хотя в репертуаре певца преобладали лирические, а не патриотические песни, в Эстонии ревностно относились к его всесоюзной популярности, осуждали за исполнение песен на русском языке и презрительно называли «кремлевским соловьем» и «яшкой ёлкиным», в то время как в советской прессе его именовали «эстонским соловьем». Яак Йоала рассказывал: « Это считалось предательством. Ведь я десять лет был идолом в Эстонии, и вдруг стал петь по-русски. Считали, что я предал всех, уехав в Россию. В глаза мне, конечно, никто ничего не говорил, но я знал, чувствовал, что это никому не нравилось ».
При этом сам Йоала никогда не был в восторге от своего репертуара и позже говорил, что пел совсем не то, чего хотел сам. Песню, которую долгие годы называли его визитной карточкой, он и вовсе терпеть не мог и спустя годы признавался: « Мне все равно, как сейчас оценивают мое творчество. «Лаванда»… Разве можно такое слушать? Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это неважно, что песня имела сумасшедшую популярность… Я это давно забыл и выбросил из головы. Мне всегда нравилось исполнять рок-музыку ». Певец удивлялся тому, что из всех его песен слушатели запомнили именно эту, ведь он исполнил ее всего один раз на «Голубом огоньке», вот только на советском телевидении эту запись очень часто ставили в повторе, и у миллионов Яак Йоала ассоциировался именно с «Лавандой».
Завершение карьеры и загадочное исчезновение
В 1988 г., на пике популярности, певец неожиданно для всех решил уйти с советской эстрады, а в середине 1990-х гг. практические прекратил выступать с концертами. Сам он позже объяснял свое решение так: « Для меня наступил предел, я уже не мог петь эти дурацкие, дешевые песни. И все, я ушел… Я ушёл вовремя. Мне надоела вся эта работа и всё, что было вокруг неё… Мне нравится классика, и это просто случайность, что я попал в лёгкий жанр ». При этом заниматься музыкой он не перестал – преподавал в Таллинском училище, продюсировал молодых исполнителей, занимался организацией концертов.
После завершения своей вокальной карьеры он вышел на сцену только один раз, в 2007 г., во время совместного тура по Эстонии с Тынисом Мяги, который был не только его коллегой, но и другом. Однако в последние годы жизни Яак перестал общаться не только с журналистами, но даже с друзьями. Тынис Мяги рассказывал, что на протяжении нескольких лет не мог ему дозвониться, хотя раньше они созванивались ежедневно.
Внезапное исчезновение певца породило много слухов: говорили, что он спился, уехал в США, потерял голос и т.д. В последние годы его жизни часто писали о том, что Яак Йоала стал отшельником и живет в сельской глубинке в лесу. У него действительно был загородный дом, в котором он проводил много времени со своей семьей, но при этом из столицы Эстонии артист не уезжал и жил там в самом центре. Но спустя годы его попросту перестали узнавать на улицах, ведь в постаревшем и прибавившим в весе прохожем в простой повседневной одежде сложно было узнать блистательного элегантного артиста с манерами зарубежной звезды.
Еще в 2005 г. артист перенес инфаркт, через год – еще один, потом его разбил инсульт, в 2011 г. его госпитализировали в связи с третьим инфарктом. Он не хотел, чтобы кто-либо, кроме близких, знал о его проблемах, а потому перестал появляться на публике. Он и до этого не участвовал в светских мероприятиях и вел закрытый образ жизни, поэтому этот факт никого не удивил – списали на замкнутость и странности характера. 25 сентября 2014 г. его не стало. Об этом не сразу стало известно широкой публике, ведь в прессе о его уходе писали очень скупо и сдержанно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Лаванда (песня)
Лава́нда — песня для дуэтного исполнения. Слова песни написаны Михаилом Шабровым и мелодия — композитором Владимиром Матецким. Эта песня стала дебютом сотрудничества Софии Ротару с новыми композитором и автором, а также одним из популярнейших хитов певицы. За одноимённый альбом с этой композицией певица получила платиновый диск от лейбла Мелодия, который был продан тиражом, превышающим миллион копий в несколько раз.
Однако вокруг авторства Матецкого существует множество слухов: еще в декабре 1984 года канадский певец и композитор Леонард Коэн выпустил свою песню «Dance Me to the End of Love» с очень похожим проигрышем. [1] [2] Существовали многочисленные слухи, что Ротару потом боялась выезжать за границу на гастроли, опасаясь обвинения в плагиате. [3]
Содержание
История создания
Песня «Лаванда» была создана в 1985 году по заказу Центрального телевидения СССР в результате сотрудничества композитора Владимира Матецкого и поэта-песенника Михаила Шаброва. [4] [5]
Первоначально Владимир Матецкий предложил написать текст песни поэту-песеннику Игорю Шаферану, но его это не заинтересовало. После этого композитор обратился к Михаилу Шаброву, с которым тоже сотрудничал. Примечательно, что перед началом создания текста песни Михаил Шабров имел весьма смутное представление о том, что такое лаванда.
В процессе работы над песней, соавторы встретились с редактором популярного фестиваля «Песня года» Аллой Николаевной Дмитриевой, которой очень понравилась мелодия и она поделилась мнением, что наилучшим исполнением песни будет дуэт Софии Ротару и Яака Йоалы.
В итоге песня была создана к моменту съемок новогоднего «Огонька» 1985-1986-го года и стала популярной на долгие годы.
В интервью изданию «Мир Новостей» Михаил Шабров так вспоминал о том, как создавалась песня:
Мне позвонил Володя Матецкий, с которым мы сотрудничали, говорит: «Слушай, есть такое, как мне кажется, песенное слово „лаванда“. Может, сочинишь что-нибудь?» А я и понятия не имел, что такое лаванда, кроме как средство от моли. Полез в справочники, в энциклопедию и прочитал: «Горная лаванда — дикорастущее лекарственное растение». Так вот и лежала у меня эта «Горная лаванда», совершенно не знал, что с ней делать.
А тут как раз подошло время съемок «Песни года». Матецкий наиграл мелодию Алле Дмитриевой, ей очень понравилось, и она сказала: «Эту песню должны петь дуэтом только София Ротару и Яак Йоала!» То есть этот исторический творческий симбиоз придумала именно она.
Когда Володя мне об этом сказал, мы почему-то сразу решили, что это абсолютно неперспективно. Будучи молодыми и ершистыми, считали, что Ротару уже сказала свое слово, что (да простит нас сейчас София Михайловна!) ее век в творчестве закончился и ничего нового она сделать уже не сможет. К тому же я понятия не имел, о чем можно написать, чтобы получился лирический любовный диалог.
Месяц мне ничего в голову не приходит, второй — ну не получается, и все! А помог случай.
Как-то взял в самолет тоненькую брошюрку Валентина Катаева «Юношеский роман». Спокойно лечу, читаю и вдруг вижу строчку: «С гор к морю сбегают синие цветы лаванды». Все — это был толчок! На следующий день я уже написал: «Наших встреч с тобой синие цветы».
Песня прозвучала в новогоднем «Огоньке», который смотрела вся страна… Открою еще один секрет. У Сони не получалась запись, она была немного жестковата. Для того чтобы снять напряжение, чтобы она расслабилась, ее просто силой заставили выпить немножко армянского коньяка. И вот этот мягкий, влюбленный взгляд, которым она смотрит на Яака Йоалу, этот мечтательный романтический блеск в глазах достигнут не без помощи сего ароматного напитка.
В общем, утром 1 января мы с Матецким, как говорится, проснулись знаменитыми. Песня сразу стала популярной, зазвучала, ее взяли в «Утреннюю почту», другие передачи.