песня о пехоте история создания
Анализ стихотворения «Песенка о пехоте» Булата Окуджавы
Булат Шалвович Окуджава, участник войны, в «Песенке о пехоте» вспоминает тех, кто погиб, защищая Родину.
Стихотворение написано примерно в 1961 году. Его автору в этот момент исполнилось 37 лет, он недавно приобрел известность своими песнями, и даже выступил на первом авторском концерте. Кроме того, после реабилитации своих несправедливо обвиненных близких, поэт даже вступил в партию. По жанру – военная лирика, рифмовка перекрестная, стихотворение состоит из 3 строф. Лирический герой – сам автор, впрочем, говорит он не только от своего имени (отсюда местоимение «мы»). Ни одного восклицания, лишь один риторический вопрос в конце. Сам поэт – участник Великой Отечественной войны, минометчик, радист, неоднократно награжден за службу. После ранения здоровье его было подорвано, он оставил действующую армию весной 1944 года. «Простите пехоте»: все стихотворение – своеобразный гимн самоотверженности пехоты. Герой просит прощенья за то, что «всегда мы уходим». Особенно остро потеря ощущается весной. Бойцы идут, порой «неверным шагом», понимая, что на верную гибель, и все же нет времени на раздумья. «Лестничка шаткая»: образ близости и будничности смерти на войне. «Вербы, как сестры»: сравнение. Иногда в последний путь солдат провожает лишь природа. «Не верьте погоде»: солнце еще выглянет. И вновь рефрен о пехоте: бравые песни поет. Война еще не окончена, веселая песня – лишь призрак мирной жизни. С болью поэт просит не верить и заливистым соловьям в саду: у жизни и смерти счеты еще не сведены. В заключительной строфе поэт подытоживает: нас время учило. Нужно быть готовым ко всему. «Живи по-походному»: не обживайся слишком на земле. «Товарищ мужчина»: с этого обращения начинается маленькая ода, благодарность, низкий поклон: заманчива доля твоя. Б. Окуджава и сам прошел путем солдата, путем мужчины. «Весь век ты в походе»: сражения бывают не только на войне. «Одно отрывает от сна»: закрутившись в суете, люди только перед лицом смерти задумываются о пройденном пути, переоценивают приоритеты. «Куда ж мы уходим?» Композиция приобретает форму кольца, в финале возвращаясь к темам и образам начала стихотворения. В сущности, здесь поэт уже вспоминает ушедших однополчан, пролетевшее время, пролетающую жизнь. Человек отправляется в вечный поход, но дело его не забыто, не забыт и подвиг.
Военная лирика – важнейшая часть творчества Б. Окуджавы. Сам он считал, что родился как поэт именно в годы войны.
История создания песни «Давай закурим».
«Об огнях — пожарищах,
О друзьях — товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.
Вспомню я пехоту
И родную роту,
И тебя за то, что ты дал мне закурить.
Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой!»
Популярную военную песню « Давай закурим!» написал композитор с подходящей фамилией – Модест Табачников. Песня была написана за одну ночь на стихи поэта Ильи Фенкеля. Бригадный комиссар Рюмин, возглавлявший отдел пропаганды и агитации Южного фронта, которому композитор принес и пропел эту песню, тоном, не терпящим возражений, заявил: «Никому эта твоя песня не нужна. Что это я буду вспоминать про то, что ты дал мне закурить? Вот если бы снарядами поделился или автоматный диск с патронами передал бы, тогда другое дело».
Однако, по воспоминаниям ветеранов войны, табак позволял хоть как-то снять страшное нервное напряжение, постоянно испытываемое каждым, кому пришлось подолгу находиться на переднем крае.
Самыми некурящими из солдат и офицеров Красной Армии были, пожалуй, разведчики, причём из жизненных соображений. Кашель курильщика, раздававшийся у вражеских траншей, очень часто грозил неминуемой гибелью.
Для них, а также других, не приверженных к табачному зелью фронтовиков, 13 ноября 1942 года был издан приказ N 354 «О выдаче некурящим бойцам и командирам шоколада, сахара или конфет взамен табачного довольствия».
И все-таки в канун нового 1942 года премьера песни состоялась. Исполнил её ансамбль песни и пляски Южного фронта. Тогда же её напечатала фронтовая газета, потом «Комсомольская правда». И пошла песня гулять по свету. Исполнителей этой песни — десятки, включая теперь уже Лолиту и певца Трофима, но никто не пел и не споёт её, как блокадница Клавдия Шульженко, она-то знала бесценность на войне простых житейских радостей и ту огромную надежду на жизнь, которую они вселяют.
Песня о пехоте история создания
Нам нужна одна победа
Историю создания песни «Нам нужна одна победа», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
История создания песни «Нам нужна одна победа» началась с того момента, как кинорежиссёр Андрей Смирнов по сценарию писателя Вадима Трунина в 1969 году начал подготовку к съёмке фильма «Белорусский вокзал». В этой киноленте, несмотря на то, что она посвящена военной тематике, согласно сюжету, нет ни одного фронтового кадра времён Великой Отечественной войны.
По сценарию фильма четверо однополчан встречаются через двадцать пять лет по весьма грустному поводу: похороны своего боевого командира. Действие происходит в течение одного дня, насыщенного разными событиями. За это время фронтовые друзья, попадая в различные передряги, по-прежнему верны солдатскому братству и готовы в любой ситуации прийти на помощь друг другу. По задумке Вадима Трунина кульминационным моментом киноленты должна быть сцена, когда главные герои нежданно являются в гости к медсестре Рае, во время войны служившей в их батальоне. В уютной обстановке, поминая умершего боевого товарища и былую ратную жизнь, они просят хозяйку дома спеть их любимую фронтовую песню. О том, что эта композиция необходима в фильме «Белорусский вокзал» указывала особая отметка в сценарии.
Режиссёру, напросившемуся к Булату Шалвовичу в гости, долго и упорно пришлось уговаривать поэта, ссылавшемуся на занятость и то, что в данное время он в своём творчестве отдаёт предпочтение не поэзии, а прозе. Подсунутый и прочтённый сценарий на Окуджаву тоже ни малейшего впечатления не произвёл, и только настойчивая просьба Смирнова посмотреть уже отснятый материал фильма дала результат. После увиденных в просмотровом зале Мосфильма готовых сцен киноленты «Белорусский вокзал» Булат Шалвович взволновался, расчувствовался и согласился. Да, увиденные на экране кадры понравились Окуджаве и вдохновили его на создание текста фронтовой песни, однако первые строчки дались поэту не просто, зато последующие появлялись стремительно. Зная, что музыкальное оформление фильма было поручено талантливому композитору Альфреду Шнитке, Булат Шалвович о мелодии композиции особо не задумывался. Он просто слегка для себя напевал мелодию, чтобы легче сочинялось.
Зайдя в студию, поэт, смущаясь перед авторитетом знаменитого композитора, попросил разрешения во время представления песни воспользоваться, стоящим там роялем. Окуджава пояснил, что сочиняя стихи, ему непроизвольно на ум пришла мелодия, поэтому на данный момент исполнит песню, так как она получилась, а затем отдаст композицию в руки настоящего профессионала. Песню Булат Шалвович пел дрожащим от волнения голосом, при этом мелодию наигрывал одним пальцем. Все слушатели сидели угрюмо сосредоточенные, а когда песня закончилась, поначалу никто какое-то время не проронил ни слова. Неловкую ситуацию разрядил Шнитке: он отметил, что это весьма интересный вариант и попросил пропеть ещё раз. В следующем исполнении песни поэту дуэтом помогал композитор, а затем её вместе с режиссёром с энтузиазмом подхватила вся съёмочная группа. Альфреду Гарриевичу композиция действительно очень понравилась и об этом говорит тот факт, что в эпилоге фильма именно эта мелодия в его оркестровой аранжировке сопровождает документальные кадры, отображающие победное возвращение солдат на Белорусский вокзал весной 1945 года.
Интересные факты
Содержание и текст песни «Нам нужна одна победа»
«Нам нужна одна победа». Эта песня, написанная Булатом Окуджавой, вызывает у слушателей сильные эмоции и это неспроста, ведь перед автором была поставлена задача: отобразить в поэтическом тексте, какие крепкие нити связали таких разных на первый взгляд главных героев фильма «Белорусский вокзал». Уже в первых строках композиции поэт в красках рисует страшную картину боевых действий: выжженная земля, на которой не растут деревья и естественно, не поют птицы.
Говоря о композиции «Нам нужна одна победа» нельзя оставить без внимания аранжировку мелодии, которую сделал Альфред Шнитке для духового оркестра. Она весьма впечатляюще, победным маршем звучит в конце киноленты, а впоследствии была охарактеризована, как шедевр музыкальной драматургии.
«Нам нужна одна победа». Эта песня, написанная Булатом Окуджавой для фильма «Белорусский вокзал» несколько десятилетий назад, и сегодня считается одной из самых популярных композиций, созданных на военную тематику. Она не только тревожит сердца, напоминая о той ужасной войне, но и заставляет сильно задуматься, какой страшной ценой досталась нашему народу, готовому идти на любые жертвы, Победа в Великой Отечественной войне.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Нам нужна одна победа
Булат Окуджава — Песенка о пехоте: Стих
Простите пехоте,
что так неразумна бывает она:
всегда мы уходим,
когда над Землею бушует весна.
И шагом неверным
по лестничке шаткой
спасения нет.
Лишь белые вербы,
как белые сестры глядят тебе вслед.
Не верьте погоде,
когда затяжные дожди она льет.
Не верьте пехоте,
когда она бравые песни поет.
Не верьте, не верьте,
когда по садам закричат соловьи:
у жизни и смерти
еще не окончены счеты свои.
Нас время учило:
живи по-походному, дверь отворя..
Товарищ мужчина,
а все же заманчива доля твоя:
весь век ты в походе,
и только одно отрывает от сна:
куда ж мы уходим,
когда над землею бушует весна?
Анализ стихотворения «Песенка о пехоте» Окуджавы
Булат Шалвович Окуджава, участник войны, в «Песенке о пехоте» вспоминает тех, кто погиб, защищая Родину.
Стихотворение написано примерно в 1961 году. Его автору в этот момент исполнилось 37 лет, он недавно приобрел известность своими песнями, и даже выступил на первом авторском концерте. Кроме того, после реабилитации своих несправедливо обвиненных близких, поэт даже вступил в партию. По жанру – военная лирика, рифмовка перекрестная, стихотворение состоит из 3 строф. Лирический герой – сам автор, впрочем, говорит он не только от своего имени (отсюда местоимение «мы»). Ни одного восклицания, лишь один риторический вопрос в конце. Сам поэт – участник Великой Отечественной войны, минометчик, радист, неоднократно награжден за службу. После ранения здоровье его было подорвано, он оставил действующую армию весной 1944 года. «Простите пехоте»: все стихотворение – своеобразный гимн самоотверженности пехоты. Герой просит прощенья за то, что «всегда мы уходим». Особенно остро потеря ощущается весной. Бойцы идут, порой «неверным шагом», понимая, что на верную гибель, и все же нет времени на раздумья. «Лестничка шаткая»: образ близости и будничности смерти на войне. «Вербы, как сестры»: сравнение. Иногда в последний путь солдат провожает лишь природа. «Не верьте погоде»: солнце еще выглянет. И вновь рефрен о пехоте: бравые песни поет. Война еще не окончена, веселая песня – лишь призрак мирной жизни. С болью поэт просит не верить и заливистым соловьям в саду: у жизни и смерти счеты еще не сведены. В заключительной строфе поэт подытоживает: нас время учило. Нужно быть готовым ко всему. «Живи по-походному»: не обживайся слишком на земле. «Товарищ мужчина»: с этого обращения начинается маленькая ода, благодарность, низкий поклон: заманчива доля твоя. Б. Окуджава и сам прошел путем солдата, путем мужчины. «Весь век ты в походе»: сражения бывают не только на войне. «Одно отрывает от сна»: закрутившись в суете, люди только перед лицом смерти задумываются о пройденном пути, переоценивают приоритеты. «Куда ж мы уходим?» Композиция приобретает форму кольца, в финале возвращаясь к темам и образам начала стихотворения. В сущности, здесь поэт уже вспоминает ушедших однополчан, пролетевшее время, пролетающую жизнь. Человек отправляется в вечный поход, но дело его не забыто, не забыт и подвиг.
Военная лирика – важнейшая часть творчества Б. Окуджавы. Сам он считал, что родился как поэт именно в годы войны.
История знаменитой песни, которая родилась 27-ого ноября 1941 под Истрой.
Корреспонденты газеты Западного фронта «Красноармейская правда» прибыли в тот день с редакционным заданием в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
Миновав командный пункт дивизии, они проскочили на грузовике на КП 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка этой дивизии в деревне Кашино. Это было как раз в тот момент, когда немецкие танки, пройдя лощиной у деревни Дарны, отрезали командный пункт полка от батальонов.
Среди них, в этом внезапном окружении, оказался и военкор Алексей Сурков.
Быстро темнело. Два наших танка, взметнув снежную пыль, ушли в сторону леса. Оставшиеся в деревне бойцы и командиры сбились в небольшом блиндаже, оборудованном где-то на задворках КП у командира полка подполковника Суханова.
Потому что немцы были уже в деревне.
И засев в двух-трех уцелевших домах, стреляли по нас непрерывно.
Собрав десятка полтора ручных гранат, в том числе отобрав и у меня две мои заветные «лимонки», которые я берег на всякий случай, капитан, затянув потуже ремень на телогрейке, вышел из блиндажа.
Вражеский огонь поредел, но немцы не унимались. Когда он вернулся к блиндажу, уже смеркалось.
Все организованно стали отходить к речке. По льду перебирались под минометным обстрелом. Гитлеровцы не оставили нас своей «милостью» и тогда, когда мы уже были на противоположном берегу. От разрывов мин мерзлая земля разлеталась во все стороны, больно била по каскам.
Когда вошли в новое селение, кажется Ульяново, остановились. Самое страшное обнаружилось здесь. Начальник инженерной службы вдруг говорит Суханову:
— Товарищ подполковник, а мы же с вами по нашему минному полю прошли!
Он знал: если бы кто-то наступил на усик мины во время этого отхода, никто из нас не уцелел бы.
Потом, когда мы немного освоились на новом месте, начальник штаба полка капитан Величкин, тот, который закидал гранатами вражеских автоматчиков, сел есть суп. Две ложки съел и, смотрим, уронил ложку и заснул.
Человек не спал четыре дня.
Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой, я написал письмо жене.
Где набросал шестнадцать «домашних» стихотворных строк, которые не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки.
Стихи «Бьется в тесной печурке огонь» так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню».
И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что свою совесть очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет.
Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился в редакции, взял у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее «В землянке».
Все, свободные от работы «в номер», затаив дыхание, прослушали песню. Показалось, что песня получилась.
Вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. И сразу стало ясно, что песня «пойдет», если мелодия запомнилась с первого исполнения.
Но мне жаль было менять слова. Они точно передавали то, что было пережито, перечувствовано там, в бою, да и портить песню было уже поздно, она «пошла».
А, как известно, из песни слова не выкинешь.
Вот так, из событий одного тяжёлого боя в деревеньке Кашино и цепочки счастливых случайностей, и появилась легендарная песня.
Не 27-ого. Просто 27.
Форсаж. 1862 год
Автор: Алексей Копылов.
«Неважно, что ты стоишь рядом с паровозом и он твой. Важно другое: то, как ты на нём ездишь! Запомни это».
Прошёл год после сецессии. США расколоты на две враждующих части, в будущем неизбежно обязанные вновь воссоединиться под флагом сильнейшего. К сожалению для Севера, его триумф ещё не появился на историческом горизонте, и, пока что янки и дикси с упоением режут друг друга в сотнях стычек. Затягиванию конфликта способствует не только административный и командный состав сторон, но и хорошо развитая для своего времени инфраструктура: дороги, каналы, и особенно – железные дороги.
Western & Atlantic Railroad (Западно-Атлантическая железная дорога) – главная транспортная артерия южан, проходившая вдоль 220 км линии фронта, именно на ней лежали снабжение и переброска войск всех западных территорий под контролем Конфедерации. Конечно, от такой кости в горле было очень уж некомфортно, и диверсионные группы северян предприняли множество попыток вывести её из строя. Собственно, об одной из таких операций вы узнаете ниже.
В марте 1862 г. командование федералистов намеревалось захватить или хотя бы блокировать Чаттанугу – крупный транспортный узел, и наконец-то оборвать всю малину для южан, связанную со снабжением войск, с опорой на ж/д. Об этом прознал шпион северян Джеймс Эндрюс и предложил свой дерзкий план действий по захвату локомотива и уничтожению с его помощью ненавистной коммуникации, с финальным праздничным сожжением ж/д моста в городе Бриджпорт через реку Теннесси. Раннее подобный рейд провалился по лирической причине: диверсионная группа из девяти человек легко проникла в Атланту, где намеревалась провести акцию, но в отряде не было машиниста, а южанин – предатель на встречу не явился.
Но Джеймсу снова дали шанс, идея-то была замечательная. Для операции отобрали 22 добровольца из трёх полков, и, хотя в случае провала и пленения их ждала петля. тоска, связанная с рутинной службой, и молодая кровь делали своё дело – бойцы жаждали приключений и славы, к ним прикрепили машиниста Уильяма Кэмпбелла, а командовал парадом сам Эндрюс, всего было 24 человека.
Группа, вооружившись револьверами и переодевшись в гражданскую одежду, разделилась для проникновения, точкой сбора объявили город Маритета, в 150 км от линии фронта. До города, борясь с непогодой и избегая пикеты южан, добрались 22 человека и расселились по гостиницам. Двое солдат попались патрулю дикси и для сохранения жизней забрились в солдаты, представившись дезертирами, радеющими за дело юга.
На следующее утро 20 человек ожидало на перроне грузопассажирский поезд Атланта-Чаттануга. Двое диверсантов не явились – желание поспать оказалось сильней. В 5:00 поезд в составе локомотива с личным именем «Генерал», трёх пустых грузовых вагонов и двух пассажирских прибыл на станцию. Все расселись согласно приобретённым билетам, захват намеревались произвести при следующей остановке. В 6:00 на станции Биг-Шанти весь персонал и пассажиры покинули поезд для завтрака, так как вагоны-рестораны ещё не появились. Несмотря на неприятный сюрприз в виде свежего военного лагеря в десятках метров от станции, проявив значительное хладнокровие и отсоединив пассажирские вагоны, диверсанты угоняют состав.
Машинист Джефферсон Кайн, диспетчер паровозного парка Энтони Мёрфи, под предводительством проводника Уильяма Фуллера, за отсутствием любых транспортных средств, бегом бросился в погоню. Телеграфа на станции не было, предупредить следующие станции не получилось бы, а в порыве праведного гнева и выплеска адреналина, преследователи даже не обратились к солдатам конфедерации.
Трое невооружённых гражданских, даже без лошадей, против 20 похитителей с револьверами в карманах, продвигающихся на чудо-технике. Безумие? Или нет? Великая паровозная гонка началась.
Железная дорога на этом участке имеет тяжёлый профиль, даже сейчас поезда идут по нему со скоростью в 60-70 км/ч, а в 1862 г. средняя скорость составляла 24 км/ч с максимумом на прямых участках в безумные 32 км/ч. Диверсанты делали свои нехорошие дела очень медленно в связи с ограниченным числом рабочих рук, отсутствия опыта и обкатанной позже технологии. С помощью одолженных у рабочей бригады нескольких инструментов они разбирают участки путей и обрезают телеграфные провода. На маленьких станциях Эндрюс представлялся офицером с ценным грузом для фронта, ему оказывалось максимальное содействие и приоритет в движении, на крупных узлах приходилось не рисковать, соблюдать расписание и ожидать, пропуская поезда на юг, скрашивая эти моменты очередным маленьким деструктивом.
А тем временем погоня приближалась. В 3.5 км от Биг-Шанти троица наткнулась на бригаду рабочих с половиной инструмента, Фуллер решил, что дрезина им тоже не нужна, преследование продолжили на ней, на станции Аллатун они добыли два древних ружья, на станции Этова реквизировали именем конфедерации локомотив «Иона», уже в Кингстоне им приглянулся фирменный поезд «Вильям Р. Смит». В 3х км от Адерсвилла пути оказались разобраны, пришлось тормозить, живчики Фуллер и Мёрфи добежали до станции, остановили встречный поезд «Техас», чтобы не терять время, приказали машинисту двигаться задним ходом, на следующей станции отцепить вагоны на боковой путь. Всего собралось 7 служащих железной дороги и 11 солдат юга в сильно отстающем поезде «Катуза».
Во время очередной остановки северян за Колхауном все герои встретились. Немая сцена. «Эндрюс и ко» рвут когти. Чтобы остановить адских гончих, по очереди отцепляются два вагона, но предупреждённый Фуллером машинист мастерски притормаживает, минимизируя последствия от удара, вагоны отцепляются в боковой путь, погоня продолжается. Второй раз сбросить преследователей попытались рядом с станцией Рингголд, с помощью подожжённого товарного вагона на ж/д мосту, но прошедший дождь и подоспевшие южане сорвали и эту диверсию. А уже через 3 км у «Генерала», прошедшего 140 км, закончилось топливо.
Всё. Рейд полностью провален из-за трусости Джеймса Эндрюса и упорства Уильяма Фуллера. Проявив малую часть выдержки и остановившись, северяне могли перестрелять преследователей как куропаток, а локомотивом заблокировать дорогу, но случилось то, что случилось. Диверсанты рассеялись по округе, надеясь добраться до своих, но взбешённые конфедераты переловили их всех как зайцев. В итоге 8 из них, включая двоих гражданских, встретила петля, 6 обменяли на военнопленных южан, и 8 всё-таки сбежали. Культовое в будущем событие завершилось с ничтожным результатом.
Наступление на Чаттанугу отменили. Приблизить финал не удалось. Война продолжалась.
«Генерал» в музее Кеннесо
Автор: Алексей Копылов.
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Оживили советский диафильм 1976 года про город-герой Керчь
На просторах интернета встретили отсканированный диафильм 1976 года. Его создали, чтобы рассказать школьникам про то, как Керчь заслужила звание город-герой.
Проекторов сейчас не найти, и мы решили оживить диафильм, превратив его в видео. Сохранили каждый кадр, каждую запятую. Конечно, в фильме есть ощутимый идеологический налет, зато какая фактология! Оцените сами!
Дорога жизни
А давайте вспомним историю. 80 лет назад в ходе Великой Отечественной войны была открыта «Дорога жизни».
Дорога жизни – единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая во время Великой Отечественной войны (1941-1945) с сентября 1941 года по март 1943 года осажденный германскими войсками Ленинград (ныне Санкт-Петербург) с тылом страны. Проходила через Ладожское озеро.
Историю нужно знать и помнить, без этого конечно никак.
Война во Вьетнаме и шерстяные носки
Автор: Артём Наливайко.
Большинство солдат американской армии прошло Вьетнамскую войну в так называемых «шерстяных носках с уплотнённой стопой». Сегодня мы поговорим о том, что это такое, и как так вышло?
«Предшественником» шерстяных носков отчасти были американские «Socks, sand, shade 115», по сути, это были длинные гольфы до колен, изготавливаемые из хлопковой ткани с нейлоновыми вставками и носившиеся (обычно) вместе с шортами. В качестве альтернативы были черные носки чуть ли не времён Второй мировой. И то, и другое считалось недостаточно удобным или откровенно устаревшим: в итоге, черные носки остались только в качестве дополнения к oxford shoes, по сути, к парадной форме.
И вот тут встала проблема. Если тропическая форма показала себя отлично, то вот носки, созданные когда-то для воюющих в Европе солдат Второй мировой, не подходили для Вьетнама совершенно! На самом деле, эти носки были не совсем шерстяные: собственно шерсти там было около 50 процентов, ещё 30 процентов хлопка и 20 процентов нейлона. Уже по факту выяснилось, что у этих носков есть куча недостатков. Несмотря на то, что они действительно неплохо защищали стопу, носки легко набирали воду и очень плохо сохли в жарком и влажном климате. И если «джанглы», они же Jungle Boots, показали себя действительно здорово, то с носками вышло иначе.
Те самые шерстяные носки с усиленной стопой
Фотографии с «испытаний» новой тропической обуви и носков,
Кроме носков, американцы придумали специальные нейлоновые стельки, доработали и так удачные джанглы, регулярно использовали тальковые присыпки и так далее. Но именно носки были ключевой частью проблемы, и только с заменой «европейских» шерстяных носков на «вьетнамские» нейлоновые, вместе с началом «нейлоновой» эры вьетнамской униформы, позволили решить проблему системно.
Американский пехотинец тащит консервы в носках, 1970 год
1) Antonio Arques, Grunt: a Pictorial Report on the US Infantry’s Gear and Life During the Viewtnam War 1965-1975
2) Alfred M. Allen, Skin Diseases in Vietnam, 1965-72
3) Shelby L. Stanton, U. S. Army Uniforms of the Cold War, 1948-1973
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Улыбки войны
1. Солдаты в Кенигсберге
Дата съемки: 1945 год
3. Оккупированный Минск. Жители окрестных деревень, приехавшие в город на рынок
Дата съемки: 1941 год
4. «Крестьянки в Акимовке»
5. Харьковская наступательная операция
Дата съемки: февраль 1943
6. Полевой обед на армейской базе
Дата съемки: 1943 год
7. Смеющиеся партизаны
Дата съемки: 1943 год
8. «Его приняли в партизаны»
9. Молодой человек в Сталинграде
Дата съемки: 1943 год
Дата съемки: 1943 год
11. «Наркомовские 100 грамм»
Дата съемки: 1943 год
12. В минуты отдыха. Летчицы 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии
Дата съемки: 1943 год
Дата съемки: 1945 год
14. Евгений Долматовский в Берлине
15. Участница встречи на Эльбе – старший сержант санинструктор Люба Козиченко прикалывает цветы медбрату Карлу Робинсону
Дата съемки: 25 апреля 1945
16. Встреча на Белорусском вокзале
Дата съемки: 21 июля 1945
17. Сотрудницы редакции «Во славу Родины»
Дата съемки: 1945 год
Автор: Павел Леонов.
Уважаемый читатель сейчас ознакомится с мрачной альтернативой ядерной войны.
Возьмем за основу событий Карибский кризис, удачно подходящий для развертывания ужасающего полотна ядерного конфликта.
К 1962 году у СССР было 36 межконтинентальных баллистических ракет (МБР), 138 стратегических бомбардировщиков с 392 бомбами и 72 ракеты морского запуска (с подводных лодок). США располагал 203 МБР, 1 306 бомбардировщиками с 3 104 бомбами и 144 ракетами морского базирования (возможны варианты, но вариации не очень то будут значительны).
«По состоянию на 29 сентября на Кубу прибыли — подразделения двух ракетных полков с ракетами Р-12 (10 пусковых и 19 ракет), 10 и 11 дивизия ПВО в составе шести полков С-75 (24 дивизиона, 576 ракет), полк крылатых ракет ФКР-1 (10 пусковых и 20 ракет), истребительный авиаполк [47 самолетов, поставляли МиГ-21, согласно американскому знанию о советских поставках в Ирак, к каждому самолету было 10 ракет Р-13 (АА-2 по классификации НАТО), соответственно запас ракет — 470 единиц], вертолетный полк с 28 вертолетами [Ми-1, Ми-4], и смешанная авиаэскадрилья [11 самолетов]». От ВМФ — бригада ракетных катеров (12 катеров и 28 ракет), береговой ракетный полк «Сопка» (8 пусковых и 34 ракеты).»
Это советские войска непосредственно в зоне конфликта, которые обеспечат интенсивные боевые действия на первоначальном этапе.
Однако отмечу, что само развитие конфликта возможно только при очевидной ошибке или провокации США или СССР, потому что командная цепочка, к примеру, в СССР в тот момент, практически никогда не предусматривала самостоятельное применение ЯО без особого распоряжения. В США возможное применение ЯО отдавал президент, а в Европе командующий объединенными войсками НАТО (то есть куча советников под боком).
Началось, думаете вы, пора бить по красной клавише ПУСК/LAUNCH и смотреть за дымными хвостами ракет, уходящих через стратосферу для принесения радиоактивного тепла на территорию противника?
Я вынужден разочаровать вас, мой кровожадный читатель, дело в том что в 1960е года процесс пуска баллистической ракеты мог занимать до 21 часа (наземная версия) и минимум 2 часа для ракеты (баллистической или крылатой) с подводных лодок. Это и процесс закачки жидкого топлива, и введение данных пуска (куда пускать). В общем, представляются ленивые разговоры на тему: «Ну что, как думаешь, что после ядерной войны с моим родным городом будет?».
Проходит несколько часов, пока принимаются решения, стартуют бомбардировщики с двух сторон — может быть даже с вылетом в один конец, принимаются решения о пуске ракет. В этот момент высокое начальство уже эвакуируется, удирает и улетает (в зависимости от того какие варианты им доступны).
Скорее всего, о подлете ракет станет известно за пару часов, что обеспечит силам гражданской обороны в странах конфликта головную боль в попытках отработать спасение хоть части населения.
В этот момент все войска НАТО в Европе делают глубокий и последний вздох. Дело в том, что в случае ядерной войны предполагается движение войск СССР каждый день на 100-200 километров. Вы спросите как? Все очень просто, предполагается постоянное движение танков и БТР с пехотой без спешивания после ядерных ударов тактическими ракетами и бомбами по любым целям («задачи фронту ставятся на дальность действия ракетных комплексов в распоряжении фронта»). У нас четкая цель дойти до западного побережья Атлантики за 9-10 дней, пока не прибудут подкрепления из Америки в Европы. Планы, в общем, достижимые как с точки зрения НАТО, так и СССР. Ни у кого в те годы сомнения в том, что Красная Армия провозгласит территорию Европы от Скандинавии до Гибралтара своей, не было.
В общем, жизнь на Земле станет совсем другой, и такую альтернативу на практике лучше не изучать.
— Cuba 1962: Khrushev Miscalculated Risk
— Доклад генерал-полковника С. П. Иванова маршалу Советского Союза товарищу Малиновскому от 29 сентября 1962 года.
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Важно ли вооружение командирских машин?
Автор: Виталий Илинич.
Командирский танк на базе Pz.III. Видимое на фото вооружение у таких машин являлось макетом из дерева
Чем вооружена командирская машина? Если мы посмотрим на немецкие командирские танки периода начала ВМВ, то не найдем у них пушки. Да что пушки, у них и башня-то не всегда есть. Это может быть неподвижная рубка, в которой расположена шаровая установка пулемета для самозащиты. Но как же на такой машине вести бой? Ведь она, на первый взгляд, практически бесполезна. Давайте разберемся, зачем командирский танк вообще нужен.
Чтобы командовать, логично же! Командирский танк (или командирский БТР в мотопехоте) – это машина командира батальона или полка. В мотопехотном батальоне командирские машины также и у командиров рот. Почему же им не обязательно иметь полноценное вооружение? Потому что основная задача командира – это управление своими частями и взаимодействием их с другими – пехотой, артиллерией, саперами. На самом деле у командира танкового батальона очень много дел! Если вместо занятия своими основными обязанностями он будет пытаться выполнять задачи обычного танка – искать и поражать цели самостоятельно, то действия батальона будут обречены на неудачу.
На фото видно пулемет в шаровой установке, а рядом с ним деревянные макеты пулемета и орудия
Разумеется, если машина командира батальона может постоять за себя, это хорошо, и во второй половине ВМВ на немецких командирских танках стало появляться полноценное пушечное вооружение, однако это имело не только положительные, но и отрицательные стороны. Если ранее большая часть пространства танка была отдана командной деятельности, мог стоять столик для карт, то теперь внутри башни находился казенник орудия, достаточно крупный, надо сказать. Пришлось искать место также для боекомплекта, пусть и сокращенного. А ведь размер танка поначалу не сказать, чтоб увеличился. Первые орудия появились у командирского Pz.III, который до этого выполнял свои функции без пушки. Единственное что, один из вариантов командирского Pz.III имел увеличенную и измененную башню от Pz.IV – чуть более крупную. То есть, наличие орудия для такой машины – это дополнение, который нужно в основном в критических ситуациях для самозащиты, и одновременно снижает удобство занятий основной деятельностью. Позже командиров перевели на командирские варианты Пантер и Pz.IV с пушкой — но и в них казенник занимал в башне немало места.
На более позднем варианте уже имелась 50-мм пушка в более-менее штатной башне
Более поздний вариант командирского танка с более мощным 50-мм орудием в измененной башне от более крупного танка
Но откуда берется такое непонимание роли командира? По моему личному мнению, это во многом связано с особенностями представления боя в играх и фильмах. Обычно это какой-то экшн одиночек, пиу-пиу. В фильмах нам показывают в основном спецэффекты и личную борьбу конкретного человека или небольшой группы, а командование – оно где-то наверху, непонятно чем занимается. В «стратегиях» чаще всего командиры рот и батальонов не выполняют свои функции, и либо их вообще нет, либо они просто дают условный +1 тем, кто попадает под «радиус командования». В «играх про танки» же вообще каждый сам за себя. Какой из этого игрок может сделать вывод? В реальном бою ведь «+1» не дашь, по крайней мере не в таком виде, как в играх. А значит начинает казаться, что важно, сколько командир лично настреляет. Или отбиться, если на тебя напали, а никого вокруг нет. Такая ситуация возможна, плюс лишний пулемет, конечно же, поддержит товарищей, поэтому на командирском БТР пулемет тоже есть. Но в обычной ситуации он в небольшой машине в основном мешает, поэтому может удобнее его снять и положить в укладку. Я думаю, это основная причина, по которой на фотографиях такие машины встречаются без пулеметов.
Собственно, БТР, который мог исполнять роль машины командира роты. Обратите внимание, как мало внутри места. Пулемет лежит в укладке вдоль борта, не установлен к щитку
Так что ж в итоге? Да, вооружение для командирской машины тоже важно. Она иногда, в случае острой необходимости, может принять участие в бою в качестве рядового танка/БТР-а, ей нужно что-то для самозащиты, но основной функцией командира будет не работа со своим собственным орудием или пулеметом, а работа с картами, наблюдение и радиопереговоры. А вокруг него чаще всего будут десяток или десятки подчиненных ему машин, которые могут выполнять задачу без необходимости задействовать вооружение командирской машины.
Автор: Виталий Илинич.
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Минута
Фотограф Георгий Зельма рисковал жизнью наравне со всеми и прошел всю Сталинградскую Битву, сохранив для нас эти моменты что-бы мы знали и помнили.
А любителям наклеек типа можем повторить надо относиться к нашей истории посерьезнее.
Рамзан Кадыров замечен в сепаратизме?
Как все уже знают, Кадыров пригрозил силой отнять у ингушей их земли.
Как это: часть страны решила отобрать территорию у другой части этой же страны?
Интересно, почему на него не заводят дело за призывы к силовому захвату или отчуждение территории?
А ведь это сепаратизм. Развал СССР тоже начался с взаимных претензий его республик. Если какой-то регион России, собирается силой захватить другой регион, то это уже не субьект Российской Федерации. Это самостоятельная государственная единица.
Как вы считаете, можно ли расценивать действия Рамзана Кадырова как прямой отказ подчиняться действущему законодательству России и проявлением сепаратизма?
Кадыров пригрозил силой отнять у ингушей переданные Дудаевым земли. Кадыров желает ВОЙНЫ?
Глава Чечни Рамзан Кадыров в ходе выездного совещания в Галанчожском районе республики пригрозил, что может силой отнять у Ингушетии земли, «незаконно переданные [первым президентом самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Джохаром] Дудаевым».
Видео выступления опубликовано на его странице во «ВКонтакте», перевод приводит оппозиционное издание «Фортанга», также на него обратило внимание издание Baza.
Заявление Кадырова прозвучало на фоне сообщений о ремонтных работах в граничащем с Чечней ингушском поселении Даттых Сунженского района. Пользователи сети назвали происходящее очередной провокацией соседей.
Живут себя люди спокойно, живут и тут появляется Рамзан с очередной патологией горца:
«Как скучно жить когда никто не воюет. «
(с) Слова одного Кавказца.
Как будто бы ингуши, так просто эту землю отдадут. Это же открытая провокация, с таких провокаций и начинаются войны. В том числе и мировые.
Что будет на Кавказе после ухода нынешего президента, даже подумать страшно. Деньгами их заваливает вся Россия и все равно мучаются, хоть начать войну, новые боевые действия.
Снаружи тихие и спокойные а внутри жажда крови.
Германия, 26 июня 1970, если верить титрам. Сам владелец ролика почему-то обозначил дату как xx/xx/1970.
Лейбл отказал в выпуске оригинальной версии, ибо испугался темы сатанизма. Тогда Гизер с радостью выкатил второй текст, превратив песенку про Вальпургиеву ночь в песенку про пушечное мясо. На первом телевизионном концерте Black Sabbath в Париже от 20 декабря 1970 года исполнялась уже новая версия.
Окопная правда от финнов (и немного военной истории)
Terve, naiset ja herrat! То есть здравствуйте, дамы и господа.
К сожалению, по идеологическим соображениям переводить песню пришлось, опуская некоторые моменты и добавляя кое-что от себя. Плюс ещё рифмовка влияет на точность перевода… Тем не менее, общий смысл я сохранила, как и всегда. Вот результат:
Для тех, кто посмотрел, но ничего не понял, продолжу писать простыню, и для начала затрону исторический фон.
Начнём с топонимов.
Все упомянутые топонимы есть на старых картах (предположительно, 1980-2000гг.):
Надпись: «В память о павших в боях 1939-1945 гг. Организация ветеранов Суомуссалми комунны Суомуссалми»
…Теперь перейдем к малопонятным словечкам в тексте песни. Кто такой Фосс? Самый обычный майор, командир какого-то подразделения.
… Мне эта песня напомнила песню Гражданской обороны «Любо, братцы, любо». Не правда ли, похожий посыл?
И вот нас вызывают,
В особый наш отдел:
— Скажи, а почему ты
Вместе с танком не сгорел?
Песня узников концлагеря, поссорившая между собой ССцев и облетевшая Европу
В 1933 году в одном из первых концентрационных лагерей, в лагере Бёргермоор, расположенного на территории Нижней Саксонии неподалеку от города Папенбург, несмотря на национальность оказалось около 1000 ненадежных граждан Германии.
Так как партия НСДАП еще скрывала свои настоящие планы и преподносила свой новый режим как гуманистический и образцовый, то никаких тех самых зверствований в лагере не было. Узников «воспитывали» и заставляли рыть траншеи до упада, чтобы как можно быстрее осушить болото и «окультурить местности». Охрана лагеря, состоявшая из отрядов СА и позже СС, заставляла узников петь, возвращаясь с работы, чтобы они продемонстрировали, так сказать, «бодрость духа».
Представление вызвало разговор среди комендантов, который перерос в драку. Может ли песня исполняться в качестве лагерной или она должна быть запрещена как выражение самосознания заключенных? На следующее утро четверо из участников дебатов появились с повязками на голове и руках. Через два дня песня была запрещена комендантом. Но некоторые люди из СС снова и снова приходили и говорили: «Нет ли у вас песни?» Таким образом, песня способствовала разложению среди эсэсовцев и сделала некоторых из них способными на контакт с заключенными. Несколько недель спустя песня передавалась Московским радио.
Так как режим был еще относительно мирным, многих заключенных, после подписания бумаги о неразглашении событий в лагере, к концу года отпустили.
Руди Гогель, автор музыки, был освобожден в 1934 году и активно включился в антинацистскую подпольную работу. Вскоре он был арестован во второй раз, подвергнут пыткам, провел в различных тюрьмах и концлагерях всю войну. После войны жил в ГДР, писал мемуары, занимался общественной деятельностью среди бывших узников концлагерей. Умер в возрасте 68 лет от инсульта.
Лангхофф, соавтор Эссера, был освобожден в 1934 году и эмигрировал в Швейцарию, где и оставался до окончания войны. После войны работал в театре Дюссельдорфа, но в 47-м возглавил театр в Восточном Берлине и осел в ГДР. Осуществил ряд значительных театральных постановок.
Умер на 65-м году жизни в Восточном Берлине в 1966-м.
Ряд бывших заключенных, выпущенных из концлагеря Бергермор, эмигрировали в Англию и завезли песню туда.
В 1937 году Эйслер и Буш отправились в Испанию, где воевали в составе Интернациональных бригад. Таким образом песня стала гимном немецких добровольцев-интернационалистов в Испании, а затем была переведена на другие языки.
Там же, в Испании, появилась английская версия этой песни. Ее исполнял известный американский певец левых взглядов Поль Робсон.
Также появился и французский вариант песни. В стране Родена и Дюма она известна как «Песня болот» (Le Chant des Marais) или «Песня депортированных» (Le Chant des déportés). Ее пели французские партизаны и участники Сопротивления в годы Второй мировой войны, а также французские заключенные в Освенциме и других концлагерях. Впоследствии эта песня стала также одной из маршевых песен французского Иностранного легиона.
Карельский эпический метал
Продолжаю изучать и переводить современную карелоязычную музыку. Как выяснилось, из таковой имеется фолк, рок и народные песни, теперь же рассмотрим метал, который на карельском языке так же существует. Итак, творчество исполнителя Zergeyth, который разрешил мне использовать одну из его свежих композиций 2021 года.
О чем песня? Тут лучше всего привести описание от исполнителя:
И кстати: как вам песня? И на что по звучанию похожа?
Как Улоф Пальме сходил в кино на свою голову
Если коротко: жил-был Улоф Пальме, премьер-министр Швеции. Построил у себя в стране смесь капитализма и социализма, и будучи живым примером того, что «так можно было», поливал дерьмом в равной мере и США, и СССР (причины на то были, но тем не менее). Принципиально ходил без охраны, о чем 28 февраля 1986г. очень пожалела его супруга Лисбет.
. В нашей стране покойный премьер-министр Швеции известен разве что нескольким сотням москвичей, проживающих или работающих на улице его имени. А теперь ещё и некоторому количеству пикабушников, прочитавшим этот пост и послушавшим приложенную песенку с моим переводом. В которой как раз обстебываются все эти горе-расследователи, подозреваемые и все остальное шапито:
Мы — Чёрный отряд Гайера
Автор: Рома Ульянов.
Как известно, всякий, кто не восхищался немецкой военщиной в молодости, не имеет сердца. И всякий, кто не прекращает излишне ей восхищаться с годами — не имеет мозгов. Большая часть моего сдержанного личного восхищения и интереса приходится на длительную традицию солдатских песен, восходящую к песням ландскнехтов (Landsknechtlieder) XVI века. Именно поэтому сегодня я решил рассказать вам об одной из самых знаменитых композиций этого жанра — «Wir sind des Geyers schwarzer Haufen» («Мы — чёрный отряд Гайера»), параллельно разобрав её исторический контекст.
Большая часть солдатских песен, дошедших до нас, были написаны после Первой мировой войны и неприкрыто отражали настроение немецкого общества и его идеалы в глазах современников, в чём мы сегодня убедимся. Для начала окунёмся в кровавую историю человека, образ которого был неизменно героизирован в Германии в течение всего двадцатого века, и которому посвящена сегодняшняя ландскнехтская песня. Любимец Энгельса и коммунистов Веймарской республики, поднятый на знамёна Третьего Рейха, а позже и на знамёна ГДР. Левые и правые любили его по-своему, знакомьтесь — Флориан Гайер, рыцарь, что вёл за собой крестьян.
Флориан Гайер родился в 1490 году, был выходцем из франконского дворянского рода, владевшего замком Гибельштадт на северо-западе Баварии. Уже в два года, после смерти отца и двух братьев, он получает в наследство все обширные родовые поместья, что в будущем позволят ему самостоятельно содержать боевые отряды и вести войну. О его детстве и юности известно мало, а вот на третьем десятке своей жизни, в 1512-1513 годах, он засветился при дворе знаменитого английского монарха Генриха VIII, где, вероятно, и нахватался реформаторских идей. В дальнейшем он не раз показал себя смелым командиром и, в первую очередь, способным переговорщиком, как во внутригерманских разборках, так и во внешних делах немецкого мира. Так, например, с 1519 до 1523 года, во время очередной войны с Польшей, он служил магистру Тевтонского ордена, как в бою, так и за столом переговоров. Что интересно, к моменту поступления на службу он уже несколько лет был отлучён от церкви за неуплату налогов. Как видно, никому до этого не было дела.
Тем временем в Священной Римской империи грянул колокол Реформации, и в головах разных людей его звон раздавался призывом к совершению абсолютно разных по своему характеру действий. Большая часть аристократов, поддержавших Мартина Лютера, не горела желанием перевернуть всё вверх дном. А вот среди крестьян и некоторых проповедников начали возникать программы прямо-таки радикальных для своего времени реформ, затрагивающих не только религиозные и церковные темы, но и весь социально-политический строй. На первый план предсказуемо выдвигались вопросы крепостного права и феодальных привилегий. В 1524 году крестьяне и некоторые примкнувшие к ним рыцари подняли восстания в Швабии, Франконии, Тюрингии, Саксонии, выступив против феодалов и монастырей. Восставших, поддерживающих разные программы, объединяло желание изменить де-юре и де-факто положение вещей так, чтобы оно лучше соответствовало тем христианским идеалам, которые есть в Библии. Мартин Лютер не поддержал крестьян и даже напротив, назвал подавление этих мятежей богоугодным делом, что, вероятно, было разумным политическим ходом, ведь толпы разъярённых крестьян — не самая презентабельная в большой политике фанбаза.
Флориан из рода Гайеров фон Гибельштадт
В 1525 году к восставшим присоединился и Флориан Гайер, поддерживавший идею устранения феодальных и духовных привилегий. Будучи довольно состоятельным человеком, он хорошо вооружил и обучил около 200 крестьян, а также нанял небольшой отряд рыцарей. Чтобы выделиться на фоне других крестьянских формирований, своей личной армии он дал имя «Чёрный отряд» (Schwarzer Haufen) и снабдил её униформой чёрного цвета. Позже численность отряда увеличилась до 600-800 человек. Что примечательно, слово «Haufen» ближе по смыслу к слову «Куча», «Толпа».
Свежесобранный в Ротенбурге отряд Гайера, вскоре присоединился к «Светлому отряду», армии мятежников, которая разрослась до 8-10 тысяч человек, и вместе с ними отправился наводить шороху в Швабию, где мятежники разграбили множество монастырей и замков, не встречая серьёзного сопротивления. Напротив — многие города с радостью открывали ворота перед крестьянами, что, впрочем, не спасало их от грабежей. Считается, что Чёрный отряд выделялся на фоне остальных высокой дисциплиной и практически не занимался такими непотребствами. После взятия Вайнсберга один из лидеров другого крестьянского отряда — Якоб Рорбах, устроил жестокую показательную казнь нескольким крупным феодалам и перебил их рыцарей. Этот поступок вызвал неприятие у Гайера, вскоре он решил покинуть это объединение и вместе со своим Чёрным отрядом отступить назад во Франконию, где примкнул к «Франконской армии» крестьян.
Несмотря на невысокую численность, Чёрный отряд Гайера показывал себя одним из самых боеспособных благодаря талантливому командиру, сумевшему хорошо обучить своих солдат. Они стали своеобразной элитой восставших крестьян. В течение всего существования Чёрного отряда Флориан Гайер не раз использовал свои дипломатические способности, договариваясь с противниками и другими восставшими. Со временем немецкие княжества смогли оклематься и собрать серьёзные силы, с которыми крестьяне не могли тягаться. 4 июня 1525 года четырёхтысячная Франконская армия мятежников была окончательно разгромлена под деревушкой Ингольштадт, недалеко от родового замка Флориана Гайера, разгромлена за какой-то жалкий час. Лишь Чёрный отряд сохранил дисциплину и организовал тактическое отступление, заняв 2 замка Гайера, продолжал обороняться от превосходящих числом войск противника, но, понеся потери в 2/3 отряда и будучи деморализованным, вскоре распался. Сам Гайер не был с отрядом в его последние часы, он находился в Ротенбурге, планируя то ли отправиться на переговоры, то ли собрать подкрепление. Однако после поражения Франконской армии его выдворили из города и спустя несколько дней, в ночь с 9 на 10 июня, он в полном одиночестве был зарезан в лесу людьми своего зятя, вероятнее всего — по личным мотивам.
Рыцарь, что вёл за собой крестьян
Теперь, когда мы получили представление о том, кем был Флориан Гайер и что из себя являл его Чёрный отряд, настало время поговорить о солдатской песне, посвящённой этим событиям. Песня была написана вскоре после Первой мировой войны, в 1920 году, студентами из Союза молодёжи. Из-под пера членов этой организации вышло немало других песен, обретших популярность и ушедших в народ. Несмотря на обилие крови и жестокости почти в каждой строчке, композиция имеет торжественный и в целом весёлый характер. Далее речь пойдёт об оригинальных 13-ти куплетах.
Оригинальные 13 куплетов и перевод:
Качественный литературный перевод:
«Wir sind des Geyers schwarzer Haufen» примечательна в первую очередь тем, что в декорации Крестьянской войны двадцатых годов XVI века обёрнуты события и идеи, волновавшие людей Германии двадцатых годов уже века XX.
Первый же куплет громогласно декламирует «Und wollen mit Tyrannen raufen» (И хотим с тиранами бороться), очевидно отражая события Ноябрьской революции и падения монархии. В те годы вся Германия стремительно окрашивалась в красный цвет под впечатлением от Октябрьской революции в России. К началу 20-х годов XX века практически всё студенчество Германии являло собой активнейших в политическом поле носителей левых идей, которые, естественно, находят отражение в тексте песни, написанной студентом, почти наверняка знакомым с трудами Энгельса. Во многом именно с подачи последнего Гайер стал героем для коммунистов.
Вот, например, явные насмешки над дворянством, которое лишилось всех привилегий после революции:
«Ein gleich’ Gesetz das wollen wir han’…vom Fürsten bis zum Bauersmann» (Равный для всех хотим закон… начиная князем, заканчивая крестьянином)
«Als Adam grub und Eva spann… wo war denn da der Edelmann?» (Пока Адам пахал, а Ева пряла… где был тогда дворянин?)
Эти насмешки чередуются с анархическими мотивами самосуда, в том числе в отношении дворянских детей:
«Das Reich und der Kaiser hören uns nicht… wir halten selber das Gericht» (Империя и Кайзер нас не слышат… мы сами вершим собственный суд)
«Des Edelmannes Kindelein…das schicken wir in die Höll’ hinein» (Сыночка дворянина… отправим мы прямо в ад)
В числе схожих посылов можно отметить в одном из куплетов отсылку на уже упомянутую выше казнь феодалов в Вайнсберге, которую устроил Якоб Рорбах (его самого позже сожгли за это заживо).
Теперь заметим, пожалуй, основные посылы, которые в песне нравились и левым, и правым (в лице нацистов). Я говорю об антирелигиозных строках, которые припевом сшивают все остальные куплеты:
«Setzt auf’s Klosterdach den roten Hahn!» (Пустите по монастырской крыше красного петуха! То есть подожгите монастырь).
Также есть куплет, где крестьяне просят у бога разрешения убивать священников:
«Wir wollens dem Herrn im Himmmel klagen. daß wir den Pfaffen nicht dürfen totschlagen» (Мы Господу хотим пожаловаться. что нам нельзя убивать попов), скрепляя это шутливым искажённым выкриком «kyrieleys» (что-то вроде «хоспадипомилуй»).
Но, пожалуй, самое главное, что в какой-то степени объединяло в тот момент почти всех граждан Германии, мы можем заметить в самом последнем куплете как своеобразный клиффхэнгер:
«Geschlagen ziehen wir nach Haus… uns’re Enkel fechten’s besser aus» (Разбитые идём домой… наши внуки будут драться лучше нас)
Что же это такое, спросите вы меня? А я вам отвечу тем самым словом, которое употребляется в ста процентах случаев при описании общественной мысли послевоенной Германии — реваншизм. Кристально чистый, ничем не прикрытый реваншизм. Тот самый реваншизм, оседлав который в тридцатых годах, нацисты скажут: «Мы — те самые внуки! Мы — потомки Флориана Гайера! Мы, нацисты, будем драться лучше наших дедов!».
Подводя итог, хочу сказать, что образ Флориана Гайера навсегда увековечен Энгельсом как образ «первого борца за права пролетариата», и Гитлером как образ пророка, одного из первых заступников немецкого народа от церковников и дворян, чьи цели смог якобы воплотить в жизнь именно он, Гитлер. Эта насквозь политическая для своего времени песня о солдатах Гайера сумела сделать невозможное — прийтись по вкусу двум радикально противоположным политическим течениям, став народной в Веймарской республике, затем одной из официальных песен СС, а позже одним из маршей армии ГДР.
Сам же Гайер до сих пор уважаем и любим в Германии, о чём свидетельствует, например, уже много лет проводимый ежегодно фестиваль Флориана Гайера в Гибельштадте, его родовом гнезде.
Неужели у нас снова примиряющая личность? 😉
Фестиваль Флориана Гайера
Ниже прикреплено несколько версий песни. Исполнители используют разный набор куплетов, некоторые же и вовсе меняют слова.