песня перемен цой история создания
История песни «Перемен» – Виктор Цой, КИНО
Хорошая песня запросто может начать жить своей жизнью, неподвластной воле автора. Она обрастает легендами, трактуется на все лады, а порой становится гимном какой-нибудь группы единомышленников или целого поколения. Интересно, что создатель, даже если он не рад происходящему, ничего уже изменить не может, сколько бы ни пытался объяснить, какой смысл он вкладывал в слова или при каких обстоятельствах написал композицию.
Так сложилась история песни «Перемен» («Хочу перемен!») рок-группы «Кино». Виктор Цой сочинил ее в начале 1985 года и впервые исполнил на четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба.
История создания песни «Перемен» – КИНО
Там ее услышал режиссер Сергей Соловьев, которому нужен был музыкант для выступления в заключительной сцене фильма «Асса». Он отправился за сцену, пригласил Цой сыграть в картине и попросил его не исполнять «Перемен» до премьеры. Виктор без колебаний согласился, и группа «Кино» действительно не играла ее до выхода фильма на экран.
Давайте смотреть онлайн музыкальный клип «Перемен» из кинофильма «Асса».
Смысл песни «Перемен» Виктора Цоя
Далее грянула перестройка, в стране произошли крутые изменения, все резко осмелели и ринулись критиковать власть. А фраза «Мы хотим перемен» из песни, которую весь Советский Союз услышал в «Ассе», приобрела особый смысл, что стало неожиданностью для Цоя.
Он всегда подчеркивал, что не считает эту композицию «песней протеста», а себя – борцом за перемены. Ее присутствие в «Ассе» для него тоже было непонятно, и это подтверждает, что Виктор вкладывал в текст совсем не тот смысл, который народ стремится в нем найти.
Георгий Гурьянов утверждал, что «она никакого политического смысла не имела, а только философский». В книге «Тимур. “Врать только правду!”» Екатерины Андреевой приводятся его слова о том, что в «Перемен» говорится «о беспокойстве, неудовлетворении», а дальше уж слушателям предстоит «додумать песню по-своему».
Люди, которые на митингах поют эту песню, вызывают у музыкантов шутки и смех. Не больше. «Перемен» писалась не для толпы. Не для стада. Местоимение «наши», используемое в тексте, относится к очень узкому кругу людей. Самых близких, с которыми, возможно, ты сидишь рядом на кухне каждый вечер.
В одном из интервью Виктор Цой выразил надежду, что когда-нибудь люди разберутся с истинным значением песни, и «все станет на свои места». Но все произошло как раз наоборот. «Перемен», как и раньше, продолжают использовать политические партии, общественные организации, народные движения и участники акций протеста. Рассказывать о них нет смысла, да и неинтересно.
«Перемен» вошла в альбом «Последний герой», выпущенный в 1989 году. Журнал Time Out включил ее в список «100 песен, изменивших нашу жизнь», а в рейтинге ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, который составили слушатели Нашего радио, она занимает 28-е место.
Кавер-версии песни «Перемен»
Для проекта «КИНОпробы трек исполнила группа «МультFильмы». Кавер-версии «Перемен» записывали многие «Звери», «Инспектор» и даже Надежда Кадышева.
Интересные факты
Текст песни «Перемен» Виктор Цой, Кино
Вместо тепла зелень стекла,
Вместо огня дым
Из сетки календаря выхвачен день
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним
На пылающий город падает тень
Припев:
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен
Перемен!
Мы ждем перемен!
Электрический свет продолжает наш день
И коробка от спичек пуста
Но на кухне синим цветком горит газ
Сигареты в руках, чай на столе –
Эта схема проста
И больше нет ничего, все находится в нас
Мы не можем похвастаться мудростью глаз
И умелыми жестами рук
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять
Сигареты в руках, чай на столе,
Так замыкается круг
И вдруг нам становится страшно что-то менять
Аккорды «Перемен» – КИНО, Виктор Цой
F#m
Вместо тепла зелень стекла,
A
Вместо огня дым.
E F#m
Из сетки календаря выхвачен день.
F#m
Красное солнце сгорает дотла,
A
День догорает с ним.
E F#m
На пылающий город падает тень.
Bm A E F#m
Перемен требуют наши сердца,
Bm A E F#m
Перемен требуют наши глаза.
Bm A
В нашем смехе и в наших слезах,
E F#m
И в пульсации вен
Bm E F#m
Перемен, мы ждем перемен.
F#m | F#m | Bm | Bm >x2 G# A
Цитаты о песне
Перемены, о которых пел Виктор, — это не перемены политического строя. Это перемены гораздо более глубокие внутри себя, о которых пели, писали, рисовали, лепили все художники мира.
Алексей Рыбин, “Дождь”
…песня эта – символ того времени, когда началась перестройка и до перестройки. И вот я ассоциирую эту песню именно с перестройкой, которая началась тогда, во второй половине восьмидесятых годов.
Песня перемен цой история создания
Виктор Цой – «Хочу перемен!»: самый аполитичный гимн революции
Эту песню знают все, начиная с пенсионеров и заканчивая представителями «поколения тик-тока». Она звучит на многотысячных концертах и скромных квартирниках, уличные музыканты поют её в переходах, а клубные диджеи штампуют бесконечные ремиксы. Её используют в промо-роликах политических партий и в нарезках с уличными беспорядками, под неё поднимают транспаранты и строят баррикады. Престижное британское издательство Time Out включило её в список «100 песен, изменивших нашу жизнь». «Мы ждём перемен» группы «Кино» можно назвать самым политизированным творением Цоя и его группы, но сам автор вовсе не гордился этим статусом.
Историю создания песни «Хочу перемен!», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Впервые «Перемен» прозвучала в 1986 году на четвёртом фестивале Ленинградского рок-клуба, что проходил в ДК «Невский». К тому времени «Кино» были ещё далеки от пика популярности, но уже имели вес после релиза первой официальной пластинки «Ночь», которая подарила нам такие хиты, как «Видели ночь» и «Мама-анархия».
Концерт в «Невском» посетил режиссёр Сергей Соловьёв, который как раз искал музыканта для съёмок в фильме «Асса». Связавшись с Цоем, Соловьёв пригласил его к участию в работе над фильмом и попросил оставить «Перемен» для одной из сцен своей ленты. Музыкант не стал возражать и действительно «приберёг» шлягер до выхода картины на экраны.
Текст и музыку «Перемен», по предположениям исследователей и музыкальных критиков, Цой написал весной 1986 года во время участия в съёмках малоизвестной ленты «Конец каникул» на территории Украинской ССР. Сами музыканты «Кино» относились к своему творению без какой-либо помпезности, присвоив ему ироничное концертное название «Пельмень».
Примечательно, что широкая известность и политизация шлягера не настигли его сразу – вплоть до 90-х годов композиция не была особо популярна у публики. К числу «гимнов протеста» в то время скорее можно было причислить «Скованные одной цепью» Nautilus Pompilius и «Поезд в огне» Бориса Гребенщикова.
Впервые «Хочу перемен!» была издана на альбоме «Последний герой» в 1989 году. По иронии пластинка увидела свет на родине революций, а спонсировал её выпуск французский дипломат Жоэль Бастенер, который являлся большим ценителем русской культуры.
Интересные факты:
Содержание и текст песни Виктора Цоя «Хочу перемен!»
О том, что «Перемен» не имеет никакого отношения к политическим революциям, неоднократно говорил как сам Цой, так и музыканты группы «Кино». Даже режиссёр фильма «Асса» Сергей Соловьёв в одном из интервью 2011 года отметил, что изменил своё мнение о песне. «Ни один не знал, каких именно перемен он хочет, и ни один по-настоящему их не хотел. Получилось так, что я с первой «Ассой», верьте или нет, послужил таким козлом-провокатором» – говорил мэтр.
Но о чём же тогда поётся в песне? Почему она стала протестной мантрой против воли авторов?
На самом деле публика не совсем верно уловила основной посыл композиции. Да, герой песни требует изменений, но буквы закона и министерских кабинетов они касаются в последнюю очередь – Цой поёт о переменах в себе. Весь смысл песни можно уложить в цитату неизвестного автора:
«Единственная необходимая нам революция – это революция сознания».
Речь идёт об освобождении от своих страхов, иллюзий, навеянных со стороны стереотипов, мешающих жить полноценной жизнью принципов. Рассуждать об этих материях куда сложнее, нежели о переменах внешних, и возможно именно в этом причина политического засилья, которое рухнуло на одну из лучших композиций группы «Кино».
Увы, когда «Перемен» обрела популярность, охочую до истинных трактовок и скрытых смыслов публику совершенно перестало интересовать, что хотел сказать автор. Энергичная баллада о тяге к внутреннему совершенству волею людской превратилась в универсальный хит протестов. Хорошо это или плохо – вопрос спорный. Но тот факт, что именно «остросоциальная» трактовка принесла песне статус нетленки, отрицать почти невозможно.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Виктор Цой «Хочу перемен!»
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
Хиты группы КИНО, ч.4: история песни «Перемен»
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»
Наверное, в творчестве КИНО нет более одиозной песни, чем «Мы Ждём Перемен». Её до сих пор воспринимают, как некий «гимн протеста» и призыв к социальным изменениям. Далеко не все знают, что группа впервые исполнила «Перемен» в 1986 году на IV фестивале Ленинградского рок-клуба. А написана песня она была и того раньше — в 1985-м. То есть, когда ни о какой Перестройке речь в СССР ещё не шла.
«Гимном» песня стала лишь после того, как в 1988 году состоялась премьера нового художественного фильма Сергея Соловьёва под названием «Асса». Взрослый дяденька-режиссёр неожиданно решил снять «молодёжное» кино, и для этого решил заручиться поддержкой советских рокеров. Не спорю, саундтрек у «Ассы» был замечательным, но вот всё остальное выглядело, мягко говоря, странно.
Реклама фильма была мощной, многие на него пошли, а кое-кому он нравится до сих пор. Мне же картина даже тогда показалась нелепой и дурацкой — с убогими персонажами и вымученными шутками. Даже, если это — кич, то кич — скучный и непоследовательный. По сути, в «Ассе» были лишь две запоминающиеся сцены — та, где полубезумный герой Баширова рассказывал о Гагарине (подозреваю, что это была импровизация актёра — такую же словесную «пургу» он будет гнать и в к-ф «Игла») и финальная, где как раз и засветился Цой со своими «Переменами».
Началось всё после с того, что Соловьёв приехал в Питер, чтобы познакомиться с Борисом Гребенщиковым. Видимо, именно с подачи последнего режиссёр решил посетить и концерт группы КИНО.
С. Соловьёв:
«После того как всё кончилось, пришли за сцену, я ему (Цою — С.К.) и говорю: «Слушайте, а вы могли бы подарить мне эту песню в картину? » — «В каком смысле? » — «Ну, вот даю вам честное слово, что этой песней будет завершаться моя новая картина. А вы мне даете честное благородное слово, что до премьеры исполнять её не будете». Цой моментально согласился. И полтора-два года до выхода фильма действительно «забыл» её, никогда не исполнял публично».
Съёмка той самой финальной сцены состоялась прямо на концерте КИНО, проходившем в «Зелёном театре» Парка Горького. Группа исполнила несколько песен, после чего неожиданно образовалась пауза. На сцене появился Соловьёв и, с трудом перекрикивая возмущённый зал, объяснил, что сейчас будет сниматься эпизод для фильма. Он приказал раздать публике сотни спичечных коробков и попросил во время исполнения песни поднять вверх зажжённые спички. Как мне кажется, именно после этого распространился обычай светить огоньками на рок-концертах.
Так как к моменту выхода «Ассы» в стране уже вовсю бушевали перемены, песня Цоя в мгновение ока превратилась в клише, неразрывно связанное с Перестройкой.
Только спустя время обнаружилось, что музыканты КИНО относились к этому фильму с не меньшей брезгливостью, чем я. Барабанщик Гурьянов, вообще, назовёт его «омерзительным», «чудовищным» и «фальшивым».
Но это будет позже, а тогда съёмки в картине казались музыкантам отличным пиар-ходом — об оглушительном успехе, который им принесёт альбом «Группа Крови», они ещё не подозревали. Кроме того, по словам Гурьянова, участие в «Ассе» (которая снималась в Ялте) помогла ему «спастись от сорокаградусного питерского мороза и от опасности попасть в тюрьму или быть принужденно пристроенным на работу за тунеядство».
Цой в тогдашних интервью был более дипломатичен, хотя и заметно сдержан — мол, «фильм нормальный», только «слишком затянутый». Хотя истинное отношение к «Ассе» у него тоже проскальзывало.
В. Цой:
«Я вот не считаю песню «Мы ждём перемен» песней протеста. Вообще я не очень понимаю, зачем она нужна этой картине, потому что она выглядит, на мой взгляд, таким вставным зубом. Это скорее дело режиссёра, понимаете? Я, в конце концов, не мог предположить, каков будет конечный результат. И отвечает за все это только режиссер. Я только рад, что мне удалось в этом фильме выглядеть максимально отдельно от всего остального».
Но дело было сделано. Редкий журналист того времени не доставал лидера КИНО вопросом — дождался ли он перемен, о которых пел? На что Цой всегда упорно отвечал — если его спрашивают о социально-политических переменах, то песня — вовсе не о них. Напротив, её посыл «очень личный», обращённый, прежде всего, к самому себе и узкому кругу близких друзей. Пояснения не помогали, в результате чего музыканты КИНО свой хит буквально возненавидели и между собой насмешливо прозвали «Пельменем».
А ведь внимательный не предвзятый слушатель мог понять истинный смысл «Перемен» и без пояснений. Собственно, Цой продолжал гнуть свою старую линию — пел о попытках преодолеть рутину жизни, призывал разорвать «порочный круг» унылой обыденности.
Сигаpеты в pyках чай на столе так замыкается кpyг
И вдpyг нам становится стpашно что-то менять.
В. Цой:
«Всегда хочется чего-то иного. Кажется: будет что-то впереди лучше. Жизнь бесконечна, и в ней постоянно что-то происходит, меняется. Перемены могут быть даже в лучшие времена.
…Каждый человек должен изменить прежде всего свою жизнь и себя… Это сложный вопрос. Я не считаю, что одному человеку под силу изменить жизнь как таковую.
…Как только началась гласность — все как с цепи сорвались говорить правду. …И в результате «Перемены» стали восприниматься как газетная статья о перестройке. Хотя я её написал давно, когда еще и речи не было ни о какой перестройке, и совершенно не имел в виду никаких перестроек. Конечно, это не очень хорошо, но я думаю и надеюсь, что, в конце концов, всё встанет на свои места».
На свои места так ничего и не встало — песня до сих пор живёт своей жизнью – всё с тем же навязанным политическим контекстом. Её поют на митингах, крутят в предвыборных роликах, используют в качестве гимна разные партии. Находятся и те, кто критикует песню — мол, перемены — это, конечно, хорошо, если это перемены к лучшему (ведь раковая опухоль в организме — это тоже «перемена»).
Опомнился даже сам Сергей Соловьёв, запустивший это клише в массы.
С. Соловьев, 2011:
«…жизнь показала, что с песней «Хочу перемен» очень подозрительная история. Потому что я сам махал руками в той десятитысячной толпе в парке Горького. И вот в этой толпе — я готов дать расписку кровью — ни один не знал, каких именно перемен он хочет, и ни один по-настоящему их не хотел. Получилось так, что я с первой «Ассой», верьте или нет, послужил таким козлом-провокатором. То есть непростое, конечно, дело — орать: «Перемен!», не зная, чего именно ты хочешь».
Да-а, задним умом все умны… Хотя вру, не все.
Но хватит о политике! Поговорим немного о музыке, ведь «Перемен», несомненно, одна из самых ярких «боевых» песен КИНО с очень запоминающейся басовой линией. Правда, просвещённые меломаны заметили, что эта самая линия практически до ноты слямзена из песни 1985 г. «Barbarism Begins At Home» британской группы THE SMITHS. И с этим трудно не согласится.
Как известно, первая студийная версия «Перемен» была записана для пластинки с саундтреком «Ассы» — и, по-моему мнению, она самая удачная. Новый вариант песни, вышедший на пластинке «Последний герой», звучит уж слишком шумно.
Самая же необычная версия «Перемен» вошла в финал фильма С. Лобана «Пыль» (2005). Сама песня осталась той же, но её сопровождал… сурдоперевод для глухих — не менее эмоциональный, чем оригинал.
***
См. также:
История создания культовых песен Виктора Цоя: От «Группы крови» до «Перемен»
Кто вдохновил музыканта на песню «Восьмиклассница», где он сочинил «Кукушку» и о чем на самом деле трек «Перемен».
Фото: Globallookpress / Чумичев Александр,Шогин Александр
15 августа 2020 года исполняется 30 лет со дня смерти Виктора Цоя, фронтмена группы «Кино» и кумира миллиона советских подростков. Его песни по сей день звучат в наушниках молодежи, а некоторые хиты слушают и за рубежом.
5-tv.ru узнал истории создания культовых композиций Виктора Цоя и попытался ответить на вопрос, почему его треки не теряют актуальности по сей день.
«Восьмиклассница», альбом «45», 1982 год
Композиция «Восьмиклассница» вышла на дебютной пластинке группы «Кино» «45». На создание «Восьмиклассницы» Виктора Цоя вдохновила знакомая из ПТУ. Уже тогда молодой человек пел в местной рок-группе, исполняя хиты известных зарубежных коллективов и песни собственного сочинения. У музыканта появляются первые поклонницы.
Цой знакомится с девушкой, с которой они сближаются и проводят много времени. После одной из таких встреч будущая звезда вернулась домой и перенесла все произошедшее в тот вечер на лист бумаги. Так на свет появилась «Восьмиклассница». По словам автора, он и не подозревал, что способен на такую романтику.
Слушайте Восьмиклассница — КИНО на Яндекс. Музыке
Позже композиция войдет в дебютный альбом группы «Кино». Презентация пластинки пройдет на рок-концерте весной 1982-го. Примечательно, что музыкальные критики изначально в штыки восприняли творчество новичков. В то время коллектив исполнял не тот рок, которым он известен сегодня, но романтические, местами меланхоличные композиции. Профессиональные критики сочли материал дебютантов слишком легковесной и раскритиковали группу за то, что она якобы далека от жанра рока. Юношей даже называли новыми романтиками. Мало кому в тот момент могло прийти в голову, что перед ними будущие рок-звезды.
«Группа крови», альбом «Группа крови», 1988 год
Впервые публика услышала «Группу крови» на пятом фестивале рок-музыки в 1987-м. Примечательно, что в тот раз слушатели прохладно восприняли новинку. В то же время «Группа крови» уникальна тем, что все инструментальные партии к ней писал сам Виктор Цой, что случалось нечасто.
Настоящую любовь меломанов «Группа крови» получила после выхода в 1988-м фильма «Игла», где она звучала в одном из эпизодов. До сих пор неизвестно, что именно вдохновило Цоя на создание трека. Однако широко распространена версия о том, что в тексте композиции рассказывается о военном конфликте в Афганистане. Хотя известно, в то время группу крови на руках и ногах не указывали, ведь солдат мог потерять их во время боя. Сам Цой предпочел оставить историю создания песни «Группа крови» без разъяснений.
Слушайте Группа крови — КИНО на Яндекс. Музыке
«Пачка сигарет», альбом «Звезда по имени Солнце», 1989 год
Песня «Пачка сигарет» родилась у Виктора Цоя во время съемок фильма «Игла». Работа проходила в Казахстане. В перерывах между дублями музыкант сочинил одну из самых известных своих композиций.
Слушайте Пачка сигарет — КИНО на Яндекс. Музыке
По словам гитариста «Кино» Юрия Каспаряна, в «Пачке сигарет» все выверено математически. Ноты подобраны к ней максимально точным образом. В будущем трек окажется одним из самых узнаваемых песен российской рок-группы. Впрочем, куда большую известность получит другое произведение проекта.
«Перемен», сборник перезаписанных песен «Последний герой», 1989 год
Еще при жизни Виктора Цоя называли голосом поколения и «борцом» за свободу. Сам он отказывался от всех этих званий, считая себя музыкантом и поэтом. Что касается культовой «Перемен», то в ней речь идет вовсе не о протестах, а о внутренних переменах внутри человека. Однако публика услышала в тексте то, что хотела слышать, а именно — уход от опостылевшего «совка» к новой жизни.
В этот период выступления группы «Кино» частенько срывались приездом милиции. На одном из таких перенесенных концертов с Виктором Цоем познакомился режиссер Сергей Соловьев, который в будущем поставит культовую картину «Асса».
Слушайте Перемен — КИНО на Яндекс. Музыке
По словам режиссера, Цой легко согласился на это условие. Возможно, решающую роль в этом сыграло то, что фильм снимался на «Мосфильме». А группу «Кино» в тот период из государственных предприятий слушали разве что в КГБ. Трек получил признание слушателей. «Перемен» стала последней песней, которую Цой исполнил на концерте в Лужниках 24 июня 1990 года, менее чем через месяц артиста не стало.
В 2020-м «Перемен» включили митингующие белорусы в знак протеста против результатов президентских выборов. Иная слава ожидала трек «Кукушка».
«Кукушка», «Черный альбом», 1991 год
«Кукушка» вышла уже после гибели Виктора Цоя. Известно, что музыкант сочинил ее, пребывая на отдыхе в поселке под Юрмалой, куда он отправился с Юрием Каспаряном. По словам последнего, Цой потратил на песню весь день, поэтому гитарист предположил, что это очень личная песня. Там же, под Юрмалой, Виктор Цой записал черновую версию трека. Свет услышит «Кукушку» в январе 1991-го уже после гибели ее автора. О том, что вдохновило его на создание хита, неизвестно по сей день.
Слушайте Кукушка — КИНО на Яндекс. Музыке