песня подмосковные вечера история создания песни
История песни «Подмосковные вечера»
Автор статьи – Анатолий Анипченко
Популярности, которая на протяжении многих десятилетий окружает композицию «Подмосковные вечера», может позавидовать любое музыкальное произведение. Давно нет СССР. Бывшие республики превратились в самостоятельные государства. А вот нет нет и услышишь знаменитую песню на западе или востоке, юге или севере некогда единой страны.
История песни «Подмосковные вечера»
Нетленный шедевр создан поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седовым ещё в 1955 году. Песня оказалась заказной, поскольку для документального фильма о Спартакиаде народов РСФСР, по замыслу создателей, требовалась лирическая композиция.
Как утверждается в многократно пересказанной с тех пор истории, авторы сочиняли песню на даче в Комарово. Соловьев-Седой предложил взять за основу готовую мелодию двухгодичной давности, а Матусовский на скорую руку набросал слова. Так появилась на свет песня «Ленинградские вечера». Но поскольку звучать ей предстояло на фоне подмосковных кадров, то пришлось внести в текст соответствующие изменения.
В итоге, первым исполнителем песни стал актер Московского худтеатра Владимир Трошин. Фильм предсказуемо оказался посредственным, а вот песня попала на радио и наделала шороху. Слушатели завалили студию просьбами ставить ее в эфир снова и снова.
Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский о популярности «Подмосковных вечеров» сказал:
Эта песня строится на знакомых, привычных нам интонациях, и в этом — огромная удача композитора. Надо уметь слышать голос времени, песня должна опираться на знакомое уху человеческому… Дело таланта, чутья и мастерства композитора улавливать и использовать интонационный строй эпохи, писать такую музыку, чтобы она была понятна народу, близка ему, доставляла удовольствие, воспитывала вкус, пробуждала к жизни добрые и светлые чувства.
В 1957 году песня в исполнении В.Трошина стала визитной карточкой фестиваля молодежи и студентов в Москве. Соловьев-Седой получил Большую Золотую медаль конкурса, заняв первое место.
Исполнители песни
«Подмосковные вечера» подвергались многочисленным аранжировкам в различных жанрах. Самой известной, пожалуй, является джаз-версия Кенни Бола под названием «Midnight in Moscow». Музыка «Подмосковных вечеров» в качестве соло звучит, например, в песне «Shout it Out», которая входит в альбом группы U.D.O. Holy (Германия).
Песня «Подмосковные вечера» хорошо известна и за рубежом. Ее перепели на английском и испанском, французском и итальянском, шведском и венгерском, китайском и японском, иврите и финском языках.
Для сотен тысяч, а то и миллионов поклонников знаменитой композиции вечера уже стали настолько родными, что они считают их и ленинградскими, и волгоградскими, и минскими, и киевскими. Не это ли пример всенародной искренней любви к песенному произведению?!
Интересные факты
Вопросы и ответы
Текст написал Михаил Матусовский, а музыку сочинил Василий Соловьёв-Седой.
Эта честь выпала Владимиру Трошину из Московского художественного театра.
Говорят, ему предложили исполнить песню, но он отказался.
Слова песни «Подмосковные вечера»
Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.
Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра.
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера.
Что ж ты, милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня?
Трудно высказать и не высказать
Все, что на сердце у меня.
А рассвет уже все заметнее.
Так, пожалуйста, будь добра,
Не забудь и ты эти летние
Подмосковные вечера.
Аккорды песни «Подмосковные вечера»
Не слышны в саду даже шорохи,
C F G7 C
Все здесь замерло до утра.
B7 E7 Am A7 Dm
Если б знали вы, как мне дороги
Am E7 Am
Подмосковные вечера.
Am E7 Am
Подмосковные вечера.
Am Dm E7 Am G7
Речка движется и не движется,
C F G7 C
Вся из лунного серебра.
B7 E7 Am A7 Dm
Песня слышится и не слышится
Am E7 Am
В эти тихие вечера.
Am E7 Am
В эти тихие вечера.
Вы умете играть «Подмосковные вечера» на гитаре или других музыкальных инструментах? Красиво поёте? Делитесь видео со своими версиями композиции.
Скачать «Подмосковные вечера»
К сожалению, здесь вы не можете скачать бесплатно песню «Подмосковные вечера». Song-Story.ru не распространяет MP3 треки. Зато вы можете слушать композицию и смотреть клипы.
Ноты «Подмосковных вечеров», а также версии для караоке, табы и минусовки доступны на тематических музыкальных сайтах.
Песня подмосковные вечера история создания песни
Подмосковные вечера
Историю создания песни «Подмосковные вечера», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Получив данное предложение, поэт и композитор встретились на даче у Соловьёва-Седова в посёлке Комарово. Обещанный гонорар их вполне устраивал, но они изначально отнеслись к данному заказу не совсем серьёзно, так как понимали, что фильм надолго на экранах не задержится. Помимо ритмично-маршевых композиций, озвучивающих кадры соревнований, создатели фильма попросили композитора и поэта сочинить лирическую песню, которая бы сопровождала эпизоды со спортсменами, отдыхающими на одной из спортивных баз Подмосковья. В связи с этим в процессе работы Василий Павлович вдруг вспомнил об одной мелодии, навеянной ему пару лет назад приятным летним вечером там же в Комарово.
Подзабытая композиция, именованная «Ленинградскими вечерами» лежала в ящике письменного стола, куда была отправлена автором, посчитавшим её не достаточно удачной. Соловьев-Седой поразмыслил, что для фильма, который не привлечёт особого внимания зрителей, она вполне подойдёт. Матусовский поменял название мелодии на «Подмосковные вечера» и наспех сочинил текст со словами «слышится и не слышится», «движется и не движется».
Как только работа была закончена, композитор и поэт собрались и поехали в Москву, где режиссёры на киностудии торопливо занимались монтированием фильма «В дни спартакиады».
В столице авторам песни нужно было срочно решить, кому доверить «Подмосковные вечера» и лучше всего, если бы её спел популярный певец, каким являлся Марк Бернес. Однако популярный артист от предложения категорически отказался и в итоге для записи композиции пригласили молодого солиста Большого театра Евгения Кибкало. Хотя и в этот раз вновь получилась осечка, так как исполнение песни в академической манере не понравилось её создателям. Впрочем, спасти «Подмосковные вечера помогла счастливая случайность: композицию услышал актер МХАТа Владимир Трошин. Драматическому артисту, который прославился как эстрадный певец и пользовался большой популярностью, песня так понравилась, что он сам стал уговаривать авторов доверить «Подмосковные вечера» ему. В результате мягкое и лиричное исполнение Трошина авторам композиции пришлось по душе.
Затем все песни были незамедлительно предоставлены художественному совету студии, который «Подмосковные вечера» посчитал скучными и невыразительными. Чиновники высказали Василию Павловичу нелестные слова о том, что при обращении к композитору надеялись на его талант, однако ожидания, к сожалению не оправдались. Тем не менее «Подмосковные вечера» с натяжкой приняли, так как на сочинение другой композиции времени не оставалось, а ничего подходящего больше не было.
Фильм вышел, но, как и предполагали его создатели, особой заинтересованности у зрителей он не вызвал. Разумеется, песня, великолепно исполненная Трошиным и прозвучавшая фоном на заднем плане, тоже оказалось незамеченной. Вскоре кинолента о спортсменах отправилась в архив, а вот несчастливая композиция волшебным образом из Золушки стала превращаться в Принцессу.
В то время было принято: песня из каждой киноленты обязательно должна быть в фонде радио. В связи с этим Владимиру Трошину позвонили и попросили приехать записать композиции из фильма «В дни спартакиады», однако «Подмосковных вечеров» среди них не было. Актёр сразу заявил, что без этой песни ничего записывать не будет. Спустя неделю пропавшую композицию отыскали, а ещё через несколько дней сообщили о назначенной дате записи.
Летом следующего 1957 года в Москве открылся VI Всемирный международный молодёжный фестиваль, на котором полюбившиеся москвичам «Подмосковные вечера» стали официальной песней этого грандиозного события, музыкальным символом столицы нашего государства и самой узнаваемой у иностранных гостей советской мелодией. В результате композиция на конкурсе, проходившем в рамках фестиваля, получила Первую премию и Большую Золотую медаль.
Интересные факты
Содержание и текст песни «Подмосковные вечера»
«Подмосковные вечера». Это наполненная искренностью лирическая композиция, с пропитанной «народным характером» поэтической речью и льющейся мелодией, заставляет слушателей любоваться красотами, достойными воспевания чудесных «вечеров», которыми в нашем отечестве славится не только Подмосковье. Помимо описания чарующей природы в песне тонко передаётся душевный настрой влюблённого молодого человека. Юноша с бесхитростными словами обращается к своей девушке, пытаясь рассказать о своей любви и высказать то, что у него накопилось на сердце. Однако время летней ночи незаметно проходит и уже близится рассвет. Молодой человек просит свою любимую, чтобы она вспоминала этот чудесный вечер, который они провели вместе, любуясь закатом и речкой из лунного серебра.
«Подмосковные вечера». Эта знаменитая лирическая песня, более шестидесяти лет назад покорившая всю планету, имеет многочисленных почитателей, и по сей день не перестаёт прокладывать путь к сердцу каждого слушателя, вызывая светлые и добрые чувства.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Подмосковные вечера
Визитная карточка СССР, над которой поначалу шутили ее авторы. Как создавалась песня «Подмосковные вечера»
Над текстом этой песни смеялись авторы и Марк Бернес. Но произведение неожиданно стало визитной карточкой СССР на долгие годы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Срочная телеграмма
До Олимпийских игр в Хельсинки в 1952 году СССР почти не участвовал в международном спортивном движении. В связи с этим еще с 1920-х в стране распространилась практика зимних и летних спартакиад внутри страны. Когда первые советские команды начали выезжать за рубеж, традиция спартакиад не угасла. Вокруг празднеств с торжественным открытием и закрытием развилась целая индустрия. Режиссеры массовых праздников, артисты, музыканты могли хорошо заработать, выступая на концертных площадках. Не обделены были и кинематографисты, снимавшие обзорные документальные фильмы о соревнованиях.
Михаил Матусовский
В июле 1955-го композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Михаил Матусовский отдыхали на своих дачах в Комарово под Ленинградом. Еще весной соавторы написали для фильма о спартакиаде народов РСФСР того же года песенные марши. Именно их, так как спорт в СССР до определенного момента популяризировался не как готовность к мирному сотрудничеству с другими странами, а как ежеминутная готовность к обороне страны. В один из вечеров Соловьеву-Седому на дачу пришла срочная телеграмма.
Шею свело
Через несколько дней соавторов вызвали в Москву на художественный совет. Там невыразительную музыку и слова, где «Песня слышится и не слышится в эти тихие вечера», назвали белибердой. Но сроки поджимали, и текст пришлось принять.
Авторы фильма рассчитывали на то, что сцена отдыха спортсменов на экране займет не более 20 секунд. Решили: звучание мелодии уведут на второй план, никто не услышит глупостей, написанных в тексте Матусовского.
Владимир Трошин
Когда встал вопрос, кто исполнит произведение, поэт и композитор поехали к Марку Бернесу. Прочитав слова об искоса смотрящей девушке, актер начал смеяться и экспромтом показал приятелям этюд, в котором прикинулся особой женского пола с косыми глазами, глядящими исподлобья. «Я же тебе говорил, Михей, тут что-то не так», — сказал Соловьев-Седой и подхватил смех Бернеса. В альтернативу песню попробовали записать с артистом Большого театра Евгением Кибкало. Но его оперный баритон не увязывался с отдыхом спортсменов. Ситуацию спас театральный актер Владимир Трошин. Исполнение шло от души. Однако в картину оно так и не вошло, сцену вырезали полностью.
Снова мимо
Спустя год кинематографисты решили вернуться к сцене отдыха спортсменов подмосковным вечером в документальной эпопее «1956 г. 1-я Летняя Спартакиада народов СССР». Песня уцелела и звучит на 43-й минуте фильма в течение 50 секунд вперемешку с фоновыми шумами природы и возгласами прогуливающихся. В этом каждый может убедиться, найдя ленту в Интернете. При таких обстоятельствах на произведение, прозвучавшее фоном, никто не обратил внимание.
Интересно, что в фильме есть фрагмент о подготовительных стартах спартакиады, прошедших в Минске на новом стадионе «Динамо». Основные соревнования проходили в Москве с 5 по 16 августа на Центральном стадионе имени Ленина («Лужники»). В картине забавны мудрствования и тон комментатора: «Дан старт женскому заплыву на 100 метров вольным стилем! Обратите внимание на пловчиху в голубой шапочке! Это молодая эстонская школьница. Не хорошо, когда школьница плавает на экзамене у доски. Но если заплыв происходит в бассейне, это очень хорошо!» Или еще сцена. На трибуне женщина 45 лет любуется выступлением гимнасток. Комментатор делится наблюдением: «Ткачиха Зинаида Григорьевна Зубикова из Иваново глядя на спортсменок вспомнила свою молодость. В ее глазах тоска по прошлому, но и спортивный азарт. Она обязательно станет застрельщицей в секции любительской гимнастики на своей фабрике».
Бывает же
«Подмосковные вечера» — не первое незамеченное произведение в жизни Соловьева-Седого и Матусовского. Они считали это рабочим моментом и шли дальше. С провалом не хотел мириться Владимир Трошин. Что-то ему подсказывало, что песню недооценили. Он взял клавир и с разрешения авторов записал ее на радио. Благодаря его связям она прозвучала в эфире. И началось. Редакцию завалили письмами с просьбами о повторе.
В следующем году в Москву с гастролями прибыл лауреат Первого международного конкурса имени Петра Чайковского Ван Клиберн. На посиделках в доме композиторов он вместе с Соловьевым-Седым исполнил песню на рояле в четыре руки. Музыкант включил ее в свой репертуар и исполнял по всему миру.
За «песню-неудачницу» Соловьев-Седой получил первую премию — Большую золотую медаль Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года. «Подмосковные вечера» стали такой же визитной карточкой Советского Союза, как «Очи черные, очи жгучие».
Джазовую аранжировку «Подмосковных вечеров» написал джазмен Кенни Болл. Пластинка, названная «Полночь в Москве» (Midnight in Moscow), вышла в Лондоне в 1961-м. Тираж — 300 тыс. экземпляров.
Во Франции произведение исполняли под названием «Время ландышей». Финны поют свой вариант в легкой цыганской скрипичной аранжировке.
С 1964-го в эфире радио «Маяк» каждые 30 минут звучит позывной — фрагмент мелодии песни. Его записал лучший в СССР вибрафонист Леонид Гарин. Сделав черновой вариант, он улетел в отпуск, там погиб. Именно этот «черновик» и звучит 56 лет.
Произведение поют на японском, шведском, китайском и десятках других языков. Оно вошло в альбомы групп Deep Purple, «Гражданская оборона». Используется в оформлении компьютерных игр, где фигурирует Москва. Например, в игре Metro 2033.
Редкий пример неудачи, которая обернулась безоговорочным триумфом.
Песня подмосковные вечера история создания песни
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Подмосковные вечера»: история одной песни
Вот интересные подробности этой истории:
Исполнить песню предложили известному, но в чём-то капризному и хулиганистому Марку Бернесу. Не имея ничего против музыки, о словах он выразился довольно прямо: «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка – то движется, то не движется?». Соловьев-Седой отшутился: «Да нормальная гениальная песня». Нормальная гениальная. Он и вправду думал, что шутит. А, как вспоминал друг Бернеса поэт Константин Ваншенкин, Бернес в ответ продолжал цитировать слова песни: «смотришь искоса, низко голову наклоня»… Ребята, я бы от такого взгляда девушки тоже онемел, как и ваш герой». В итоге Бернес связываться с этой песней не стал, видимо, крепко пожалев об этом впоследствии.
В итоге самое знаменитое исполнение этой песни принадлежит народному артисту России Владимиру Трошину.
Послушал и спрашиваю у Василия Павловича Соловьёва-Седого, который рядом сидел:
– А это что за песня?
– Дрянь песня, – отвечает. – Не получилась она у меня. В корзину пойдёт…
– Как в корзину? Мне кажется, песня очень даже хорошая. Быть может, попробовать исполнить её не открытым вокалом, а мягко, лирично.
– Да в Ленинграде её кто только не пытался спеть, – перебивает Василий Павлович, – и тоже ни у кого не получилось. Неудачная песня. Заунывная, грустная, тоскливая. Хотел её в этот кинофильм „втиснуть“. Думал, здесь пройдёт. Не получилось.
Матусовский рядом сидит. Я к нему:
– Михаил Львович, нельзя же так. Жалко песню. Надо что-то придумать, чтобы спасти её.
– Да твой Михаил Львович тоже хорош, – вновь перебивает Соловьёв-Седой, – Лучше слов для песни не мог придумать: „Речка движется и не движется, песня слышится и не слышится…“ У меня музыка скучная, а у него – слова не поймёшь о чём…
Популяризации песни за границей способствовал Первый международный конкурс Чайковского, где легендарный Ван Клиберн, получивший первую премию, на бис играл «Подмосковные вечера» в обработке для фортепиано:
Режиссер Анатолий Каранович. Мультфильм «Песня летит по свету»
Francic Lemarque. Le Temps Du Muguet / Время ландышей
Il est revenu le temps du muguet
Comme un vieil ami retrouvé
Il est revenu flâner le long des quais
Jusqu’au banc où je t’attendais
Et j’ai vu refleurir
L’éclat de ton sourire
Aujourd’hui plus beau que jamais
Le temps du muguet ne dure jamais
Plus longtemps que le mois de mai
Quand tous ses bouquets déjà se sont fanés
Pour nous deux rien n’aura changé
Aussi belle qu’avant
Notre chanson d’amour
Chantera comme au premier jour
Il s’en est allé le temps du muguet
Comme un vieil ami fatigué
Pour toute une année pour se faire oublier
En partant il nous a laissé
Un peu de son printemps
Un peu de ses vingt ans
Pour s’aimer pour s’aimer longtemps.
Оно вернулось, время ландышей,
Как старый вновь обретенный друг
Оно вернулось, фланируя вдоль набережных
До скамейки, где я тебя ожидал,
И я увидел, как вновь расцвело сияние твоей улыбки
Сегодня более прекрасной, чем когда-либо
Время ландышей никогда не длится больше,
Чем месяц май,
Когда все эти букеты уже увяли
Для нас двоих ничего не изменится
Также прекрасна, как прежде
Наша песня любви,
Которая будет спета как будто в первый день
Оно прошло, время ландышей,
Как старый усталый друг
Для целого года, чтобы заставить забыть
Уходя, оно нам оставляет
Немного от своей весны
Немного от своих двадцати лет
Чтобы любить друг друга, любить друг друга надолго.
История одной песни. Подмосковные вечера.
Этой темой я хочу открыть новую рубрику «История одной песни». В этой рубрике, которая разместиться в разделе История песни, будет разговор вестись о создании тех или иных знаменитых песнях.Марк Бернес, руководитель оркестра В. Кнушевицкий и В. Соловьев-Седой | Фото: photo.qip.ru
Этой песни могли бы не услышать не только в мире, но и в СССР. Обстоятельства ее написания были будничными: в 1955 г. на студии документальных фильмов монтировали картину о спартакиаде. Чтобы привлечь внимание зрителей к легкой атлетике, в те времена не слишком популярной, решили сопроводить фильм песнями. Для этого к работе привлекли известных авторов: композитора В. Соловьева-Седова и поэта М. Матусовского. Они написали две ритмичные песни и одну лиричную – для эпизода отдыха спортсменов перед важным этапом соревнований.
Чиновники чуть было не «зарубили» лирическую песню: ее содержание и «вяловатая» мелодия не соответствовало спортивному сюжету, но все же решили ее оставить. Исполнить ее предложили Марку Бернесу, но тот отказался: «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка – то движется, то не движется?». Соловьев-Седой отшутился: «Да нормальная гениальная песня». Как показало время, он был прав.Исполнитель песни *Подмосковные вечера* В. Трошин
Первым «Подмосковные вечера» исполнил солист Большого театра Евгений Кибкало. в ютубе я ролик не нашла, но предлагаю послушать в исполнении Герга Отса.
А в фильме о спартакиаде она звучит в исполнении певца и актера МХАТа В. Трошина. Ему долго пришлось упрашивать авторов дать ему возможность спеть ее. Когда Трошин впервые услышал эту мелодию, спросил у композитора, что это за песня. На что Соловьев-Седой ответил: «Дрянь песня. Не получилась она у меня. В корзину пойдет. Заунывная, грустная, тоскливая». И все же песня вошла в фильм, хотя тогда ее действительно никто не заметил.Исполнитель песни *Подмосковные вечера* В. Трошин
В те времена, если песня звучала в фильме, ее записывали в фонд радио. И однажды Трошину позвонили и пригласили на запись. Наутро, после премьеры песни на радио, ее наконец заметили и запомнили.
А настоящий успех в СССР пришел после того, как «Подмосковные вечера» исполнили на международном конкурсе песен в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Соловьев-Седой тогда делал ставку на другую свою песню – «Если бы парни всей земли», но неожиданно для него золотую медаль получили «Подмосковные вечера». Так песня получила всесоюзную известность.Поэт-песенник М. Матусовский
Вскоре эту мелодию узнали и за рубежом. Год спустя в Брюсселе открылась Всемирная выставка, на которой в числе других советских коллективов выступал Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. Главной песней в его репертуаре были «Подмосковные вечера», которыми открывались и закрывались концерты советского искусства в национальные дни Советского Союза.
Широко звучала песня и на советской выставке в Нью-Йорке в 1959 году. Американцы встретили ее как доброго друга — еще раньше их познакомил с ней выдающийся пианист Ван-Клиберн, победитель Первого Международного конкурса имени Чайковского в Москве, включивший в программу своих выступлений собственную фортепианную транскрипцию песни.
После своего конкурсного триумфа, с 1960 года по 1972 год Ван Клиберн четырежды гастролировал в СССР: в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Сочи и Новосибирске. Однажды в Москве он пришёл в Дом композиторов, он хотел немного отдохнуть в кругу коллег, послушать песни, поимпровизировать. Шутки ради забавы для Соловьёв-Седой, сыграв с ним для разминки какой-то вальс, перешёл к «Подмосковным вечерам». И вот незадолго до своего отъезда Ван Клиберн давал в Москве заключительный концерт, который транслировался по телевидению. Публика горячо приветствовала пианиста и постоянно вызывала его на бис, фактически сформировав дополнительное отделение концерта. И тогда в наступившей тишине музыкант заиграл своё фортепианное изложение «Подмосковных вечеров», наполненное неожиданной гармонией, насыщенностью и сочностью. Аплодисменты переросли в громовые овации… Так песня «Подмосковные вечера» вышла уже на мировую арену, чему, по мнению Соловьёва-Седого, как раз активно поспособствовал Ван Клиберн.
Ленинградский музыковед А. Сохор в своей книге о композиторе Соловьеве-Седом рассказывает, как некий предприимчивый английский музыкант — руководитель джаза, отдыхая в Италии, услышал по радио мелодию «Подмосковных вечеров». Она так ему понравилась, что он записал ее на коробке сигарет и тут же отправился в Англию, прервав свой отдых. Неизвестно, когда он успел сделать аранжировку,— наверное, в самолете, на котором летел в Лондон, но так или иначе песня звучала в концерте его джаза уже на следующий день.
Это наш вариант исполнения в джазовой композиции оркестра Сергея Жилина.
А в 1964 г. в Италии на международном конкурсе советский оперный певец Анатолий Соловьяненко занял второе место с этой песней, итальянская газета «Paese Sera» окрестила успех советского певца «невообразимым и из ряда вон выходящим». Это также дало мощный импульс к международному распространению песни.
Вполне естественно, что столь популярная песня не могла не стать соискателем на право быть позывными вновь открываемой в 1964 году радиостанции «Маяк». Тут, правда, тоже всё получилось не столь гладко и задорно, поскольку и в этот раз один из членов художественного совета придрался к словам: «Да что же это за позывные, которые ассоциируются со словами „«не слышны в саду даже шорохи“. Шорохи даже не слышны, а вы их позывными!» Документальная история умалчивает, что в итоге произошло на самом деле, но в дело вмешался один из тогдашних руководителей информационной службы Юрий Летунов. Обладающий великолепной интуицией, имеющий широкий кругозор и будучи просто талантливым человеком, он всегда создавал вокруг себя творческую атмосферу и часто предлагал неординарные идеи. В итоге, на одном из первых совещаний редакции радиостанции, он произнёс многообещающую фразу: «„Маяк“ – радио неожиданностей», после чего именно «Подмосковные вечера» и стали позывными радио «Маяк».Композитор В. Соловьев-Седой
Уже шестьднсят лет назад написаны «Подмосковные вечера». Они уже не только «подмосковные» — как-то само собой получилось, что там, где их поют, происходит маленькая редакция текста: исполнителям хочется считать эту песню своей, и они заменяют «подмосковные» на «астраханские», «наши псковские», «армавирские», «ленинградские» вечера.
Вот что сказал Дмитрий Борисович Кабалевский о популярности «Подмосковных вечеров»: «Это песня строится на знакомых, привычных нам интонациях, и в этом — огромная удача композитора. Надо уметь слышать голос времени, песня должна опираться на знакомое уху человеческому. Дело таланта, чутья и мастерства композитора улавливать и использовать интонационный строй эпохи, писать такую музыку, чтобы она была понятна народу, близка ему, доставляла удовольствие, воспитывала вкус, пробуждала к жизни добрые и светлые чувства».
Режиссер Эльдар Рязанов говорил: «Даже если бы Матусовский написал текст только одной песни «Подмосковные вечера», то ему еще при жизни можно было памятник ставить». Поэтесса М. Алигер вспоминала, что во время поездки в Венецию с группой советских литераторов они решили покататься на гондоле, Матусовский попросил гондольера исполнить какую-нибудь популярную у них песню, и тот вдруг запел «Подмосковные вечера». М. Матусовский признавался: «Не скрою, мне было приятно встречаться с «Подмосковными вечерами» и на знойных, не остывающих даже к ночи улицах африканских городов, и в трагической Хиросиме, и в гостеприимных домах наших друзей на Филиппинах».Поэт-песенник М. Матусовский
Достаточно сложно найти объяснение как бурному, так и длительному шествию этого музыкального шедевра по планете, но, видимо, так иностранцы пытаются понять «загадочную русскую душу», величие нашей Родины, душевность и открытость наших людей. И каким бы ни были исполнения или римейки «Подмосковных вечеров» в разных странах, все они всегда связаны с красотой природы, с какими-то чувственными переживаниями, с тихим счастьем двух влюблённых людей.
В 1980 г. Всемирная служба Московского радио провела опрос жителей разных стран с целью определить три самые популярные за рубежом русские песни. Слушатели назвали «Катюшу», «Калинку» и «Подмосковные вечера». А по результатам опроса слушателей радио «Маяк» в конце 1990-х гг. эта песня была признана одной из 10 лучших композиций ХХ в. По количеству исполнений «Подмосковные вечера» попали в Книгу рекордов Гиннесса.
Хороших песен много. Но способных объединить весь мир в одну семью — единицы. «Подмосковные вечера» пережили не один звездный час. Так было в Белом Доме в Вашингтоне, и на стадионе в Пекине, в маленьком парижском ресторане, и на главном конвейере завода ЗИЛ. За 50 лет своей жизни песня не раз уже доказывала, что у нее ведется отсчет нового времени, а главное — она все также умеет найти свой путь к сердцу каждого.
В работе использованы материалы следующих сайтов:
1. mos-ukr-capella.ru/sedoi.php
2. www.fotoalbom.su/show_report.php?id=362
3. www.peoples.ru/art/music/composer/mikhail_matusovsky/
4. 1001.vdv.ru/arc/birykov/issue16/
5. evartist.narod.ru/text14/70.htm
8. http://www.kulturologia.ru/blogs/230716/30571/
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов