песня последней встречи история создания
«Песня последней встречи» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, жанр
Раннее творчество А. Ахматовой – крик женской души, измученной любовью. Он отразился и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Песня последней встречи» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.
История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».
Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.
Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».
Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».
История создания
Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.
«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.
В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.
Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.
Композиция
Анализируемое произведение – монолог лирического героини, который можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Из-за особенностей содержания монолог лирической героини прерывается диалогической речью. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.
Жанр стихотворения – элегия, так в рассказе лирической героини чувствуется боль, грусть и разочарование. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Поэтесса использовал перекрестную АВАВ рифмовку. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Чтобы передать внутреннее состояние влюбленных А. Ахматова использует языковые средства. Они же являются и инструментом для реализации идеи. В тексте есть метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой»; эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь». Сравнений автор не использует.
Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой
Всего получено оценок: 52.
Всего получено оценок: 52.
Раннее творчество А. Ахматовой – крик женской души, измученной любовью. Он отразился и в стихотворении «Песня последней встречи», в котором описывается последнее свидание лирической героини со своим возлюбленным. Школьники изучают произведение в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Песня последней встречи» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.
История создания – произведение появилось в тетради поэта осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».
Тема стихотворения – размолвка и разлука влюбленных.
Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шёпот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».
Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».
Олицетворения– «между кленов шёпот осенний попросил».
История создания
Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверены, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.
«Песня последней встречи» – фантазия поэта, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.
В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнованна, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.
Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.
Композиция
Анализируемое произведение – монолог лирической героини, который можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Из-за особенностей содержания монолог лирической героини прерывается диалогической речью. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест. Ахматова использовала перекрестную АВАВ рифмовку. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.
Произведение написано в жанре лирического стихотворения, так как передаёт мысли и чувства лирической героини: боль, грусть, разочарование.
Средства выразительности
👍 Песня последней встречи
😢 Стихотворение «Песня последней встречи» – это горькая музыка строк, написанная женщиной в минуты разлуки. Читая стих чувствуется боль, переживаемая девушкой и видно, что эти переживания искренние и не наигранные, что придаёт строкам больший вес. Произведение относится к ранним работам Ахматовой и входит в её первый поэтический сборник «Вечер», который принёс автору заслуженные лавры, хотя до всеобщего признания было далеко.
Тема стихотворения
«Так беспощадно грудь холодела» – это исповедь обманутой женщины, которая с горечью переживает боль утраты. Ещё вчера мир был цветным и расцветал зеленью садов, а сегодня это чёрно-белая картинка унылой осени. Символичный строки:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Они стали одним из клише Ахматовой и шли с ней по жизни всю долгую творческую жизнь. Что подразумевала поэтесса под перчатками? Возможно, всё просто – героиня встречалась и любила не того человека, она надела не ту перчатку на правую руку, руку сердца. При этом нельзя пройти мимо и первых строк стихотворения, где лирическая героиня говорит о холодеющей груди, но лёгкости походки – это ни что иное, как остывающая в сердце любовь и лёгкость, когда, пусть через боль, избавляешься от обмана и пытаешься сделать глубокий вздох.
Есть смысл заглянуть и между строк второго куплета:
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Какие это ступени? – Скорее всего, встреча – любовь – и разлука. Казалось, что в отношениях так много граней, а все гораздо проще: встретились, полюбили и расстались, дав сердцу горькую команду остывать.
Умру с тобой
Милый просит умереть с собой? И тут нет особого таинства – возможно, вчерашний любимый человек просто не хочет, чтобы его недавняя девушка кому-то доставалась. Фактор собственничества – не более, но героиня воспринимает его по-своему и желает умереть с ним. Ей кажется, что это слова от боли, а это лишь нежелание делиться даже тенью.
Из последнего четверостишия мы видим фон последней встречи, когда дом любви становится пуст и только в спальне, месте финального свидания, ещё горят свечи, хотя их свет равнодушно-жёлтый и тускнеет с каждой минутой. Помним, что жёлтый цвет издавна считается цветом разлуки, так что он выбран Ахматовой для героини не случайно.
Стихотворение наполнено безысходной тоской, когда боль ещё пульсирует в сердце, но с каждым ударом пульс ослабевает, даря надежду на выздоровление. Строки легко читаются и, несмотря на 1911 год написания, близки многим современным девушкам, пережившим или переживающим боль разлуки.
Стихотворение
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шопот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Песня на слова строк
Блог Stihirus24 предлагает песню на стихи Анны Ахматовой в исполнении Эльмиры Галеевой.
«Песня последней встречи»: женская душа в русской поэзии
Меню статьи:
Читатели знают Анну Ахматову как автора произведений разных жанров. В наследии писательницы есть и любовная лирика, и гражданская, и личные воспоминания, и поэтические эксперименты. «Песня последней встречи» – пример текста о душе женщины. Это произведение принадлежит к ранним работам писательницы. Дебют стихотворения произошел в «Вечере» (это первый поэтический сборник поэтессы). Но дата рождения этого шедевра – момент появления в тетради Ахматовой. Это случилось в 1911 году, когда писательница проживала в Царском Селе.
Из истории создания произведения
В 1911 году Ахматова была женой Николая Гумилева. Ранний период творчества писательницы ознаменовался впечатлениями от семейной жизни. Ахматова не всегда чувствовала себя счастливой в браке. Эта элегия – пример грустных, тягостных ощущений от романтических взаимоотношений. В целом, произведения этого периода характеризуются образами тоски, расставания, безответной любви, страдания. Исследователи этой части ахматовского наследия думали, что писательница, по-видимому, изменяла мужу. Впрочем, в богемной среде измены, любовные треугольники – дело обычное. Однако в этот раз литературоведы ошиблись: Ахматова не заводила романов на стороне. Писательница хранила верность супругу. Кроме того, с Гумилевым у поэтессы сложился прочный творческий тандем: муж помогал жене с публикациями ее текстов.
Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» – патриотическое, отражающее отношение автора к тем, кто покидает родную страну в поисках более легкой судьбы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Этот стих является фантазией писательницы. Ахматова любила наблюдать за окружающими: так родилось множество героев ее произведений. Любопытно, что порой из-за таких текстов Анна Андреевна ссорилась с мужем. Об этих ссорах, в частности, вспоминали современники творческой пары.
О тематике стиха
Литература знает несколько классических тем. Чаще всего художники, писатели, музыканты вдохновляются темой любви. Но любовь – это чувство с тысячей граней: счастье, радость, гнев, ревность, злость, боль. В этом произведении Ахматова пишет о боли. Разрыв отношений, разлука ранит сердце. Мужчины и женщины воспринимают расставание по-разному. Этот стих – пример женского восприятия.
Психологизм Ахматовой
Повествование сосредоточилось на центральной фигуре – лирической героине. Еще в самом начале текста читатель видит волнение героини. Это чувство образно выражается строкой «так беспомощно грудь холодела». Переживания порождают спутанность мыслей. Блуждая мыслями в далях, героиня надевает на правую руку перчатку для левой руки. Это свидетельствует о напряженном состоянии женщины. О психологическом состоянии героини читателю говорит и другой образ: длина лестницы. На самом деле, лестницы и нет вовсе, есть лишь подъем из трех ступенек.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый –
И я тоже. Умру с тобой!»…
Цветовой символизм
И вот женщина решила посмотреть на дом – свидетель ссоры возлюбленных. Все, что видит героиня, – свет, «равнодушно-желтый». Этот свет отбрасывают свечи, горящие в комнате. Ахматова – символистка. Упоминая желтые оттенки, писательница намекает на разлуку. А расставание традиционно ассоциируется именно с этим цветом.
Желтый – очень подходящий эпитет для этого стиха. Желтый цвет сопровождается настроем равнодушия. Таким образом, писательница рисует картину остывших чувств, уходящей любви, расставания. Осень, тоже фигурирующая в произведении, – это роковой цвет «последних встреч».
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Какова идея стихотворения?
О композиционных особенностях текста
Итак, этот стих является монологом женщины – героини. Этот монолог условно делится на два фрагмента:
Специфика композиции ахматовского произведения – это прерывание монолога диалогом. Что касается формальной структуры текста, то в стихотворении насчитывается четыре катрена.
О жанре стиха
Одна из прекрасных ранних ахматовских элегий предстала перед глазами читателя. Героиня словно выворачивает душу наизнанку. Автор пишет о боли, разочаровании, грусти, тоске. Для достижения цели, для выражения идеи стиха писательница пользуется пятистопным ямбом. Рифмовка в стихотворении – перекрестная. Что же касается рифмы, то здесь встречается и мужская, и женская рифма.
О средствах выразительности произведения
Ахматова считается мастером изображения психологических переживаний. Для передачи внутреннего состояния влюбленной пары писательница вводит разные языковые обороты и приемы. Эти же средства – инструменты, которые выражают идею произведения. Таким образом, в тексте встречаются метафоры, а также эпитеты. Популярных в подобных стихотворениях сравнений поэтесса избегает.
Внутренний мир женщины
Ахматова – писательница, которая часто обращается к внутреннему миру женщины. Многие события и состояния, которые описывает Ахматова, поэтесса пережила сама. Анна Андреевна и популярна среди читателей – во все времена – из-за открытости, откровенности своих текстов.
Стихотворение «Сероглазый король» принадлежит к раннему творчеству Анны Ахматовой. Это одно из самых таинственных, непонятных, загадочных произведений поэтессы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Прием психологизма позволяет раскрыть нюансы внутреннего мира женщины, переживания, состояния и настроения влюбленной героини. У Ахматовой в литературном багаже лежит много произведений, посвященных любви. Наиболее часто писательница обращается к последнему рандеву влюбленных или же к мотиву последней ссоры. Описание выяснения отношения между мужчиной и женщиной предполагает напряженную атмосферу.
«Песня последней встречи» – визитная карточка ранней Ахматовой. Каждая строка произведения наполняется драматизмом, в каждой строфе чувствуется горькая тоска. При этом писательница описывает вовсе не чувства. Скорее, Ахматову интересует выражение эмоций. Поэтесса детально передает возникновение душевного состояния героини.
Как Ахматова передает эмоции?
Боль, поселившаяся в душе женщины, делает незнакомыми ранее привычные вещи. В тоске, во внезапно накатившей грусти или даже шоке знакомое окружение приобретает новые смыслы. И правда, некоторые ошибки возможны только от помутнения чувств.
Прием «говорящей детали»
В этом контексте поэтесса пользуется емким и лаконичным художественным приемом. Это прием называется «говорящей деталью». Детали помогают писательнице передавать эмоциональное настроение. Картины, образы Ахматовой потрясающе убедительны с психологической точки зрения.
Детали западают в память, превращаясь в знаки личных драм. Эти драмы разыгрываются прямо перед глазами читателя. Знаки живут в обыденности, повседневном мире людей. Это – неожиданный прием, который редко встречается в традиционной лирике. Детали – это перчатка, надетая не на ту руку, ступени, которые кажутся лестницей, темнота дома, равнодушие свечей. Эти подробности создают печальный образ любви, которая уходит.
Роль противопоставлений
Противопоставления играют в хматовском тексте особую роль. Походка героини легкая, несмотря на тяжелую душевную боль. Героиня путает правую и левую перчатку, что лишь усиливает драматизм эпизода. Знания не соответствуют ощущениям, рациональность противостоит эмоциям. Темный дом – это контраст к освещенной свечами комнате. Но при этом темнота такая же холодная, как и скудный огонь свечей, не согревающий, не дающий теплоты.
Таким образом, Ахматова противопоставляет свое душевное состояние своей личности (конфликт с собой), разум и чувства, слова и поступки. Это придает произведению реалистичности.
Образ осени
Писательница не случайно выбрала осень, чтобы передать увядание деревьев. Этот же символизм встречается в творчестве Пушкина, которого очень любила Ахматова. Поэтесса отождествляет осень с разлукой. В этом образном ряду тоже чувствуется контрастность. Например, метафора «кленов шепот» противопоставляется огню, пожару в душе женщины. С одной стороны, красные, золотые цвета осени прекрасны. Но с другой стороны, осень – это символ грусти и печали, завершения чувств, отношений. Осень – это последний крик жизни перед наступающей зимой.
Особенности диалога
Диалог, как и противопоставление, усиливает ощущение подлинности событий, описанных в произведении. Как правило, диалоги чаще встречаются в прозаических произведениях, нежели в лирических. Но ахматовский шедевр – это исключение. У Ахматовой диалог является не только формой, но и содержанием. Диалог выражает первые признаки конфликта, трагизма событий.
Диалог – это также выражение надежды на счастливые перемены. Ахматова надеется, что влюбленная пара воссоединится, что ужасная боль расставания пройдет. Может быть, злой рок еще может обойти героев стороной? Ведь любовь между мужчиной и женщиной еще жива. Поэтесса использует обращения, а также восклицательные предложения – чтобы усилить эмоциональный накал произведения. Восклицания похожи на крик, это выражение надрыва.
Последняя строфа рушит надежды. Ахматова использует много эпитетов, которые венчаются словом «последний». Этот эпитет – точка, которая положила конец надежде на воссоединение пары. Примирение влюбленных больше невозможно.
Темный дом навсегда сохранит несбывшуюся мечту, потерянные воспоминания. Писательница удивительно достоверно передает драму души женщины. Произведение отличается предельно напряженным характером. Словесное выражение любовного страдания, эмоциональных переживаний – емкое и насыщенное. Поэтому это произведение по праву считается одним из шедевров ахматовской лирики.
История создания
«Песнь о последней встрече» Ахматова написала в 1911 году. В это время она была связана брачными узами с Николаем Гумилевым. В это время творчество Анны Андреевны было наполнено мотивами:
Некоторые поклонники творчества поэтессы были уверены, что в стихах отражается история ее романов. На самом деле Ахматова никогда не изменяла мужу. Гумилев помогал ей опубликовать сборник «Вечер», но нередко творчество Анны Андреевны становилось причиной для ссоры.
В своих работах Ахматова отражала наблюдения за другими людьми. Поэтому анализ «Так беспомощно грудь холодела…» позволяет узнать о чувствах женщины, которая переживает разлуку.
Краткое содержание
Стих состоит из четырех четверостиший и его условно можно разделить на две части — героиня выбегает из дома, и потом она мысленно объясняется с любимым. Произведение начинается с того, что женщина волнуется и переживает, чувства настолько захватили ее, что она вечером надевает перчатку не на ту руку.
Ее эмоциональное состояние настолько напряжено, что три ступени ей кажутся длинной лестницей. Ей слышится голос любимого в кленовых листах, который просит ее умереть вместе с ним. Героиня без промедления соглашается с этим.
В конце произведения женщина решается посмотреть на окна дома, где произошла ссора, и все, что она там увидела — равнодушный желтый свет. Именно этот оттенок традиционно символизировал разлуку.
Художественные приемы
Тема стихотворения достаточно традиционная — разрыв отношений влюбленных. Ахматова передает это через женское восприятие. Уже в первом четверостишии заметно, что героиня волнуется. Тогда она надевает неправильно перчатку, но не придает этому значение.
В стихотворении поэтесса использует следующие средства выразительности:
Жанр работы — элегия, так как поэтесса делится своими переживаниями, чувствами, мыслями. Размер стихотворения — пятистопный ямб. Дополнительно можно провести лингвистический анализ стихотворения, который позволит увидеть фонетические, морфологические, словообразовательные особенности стихотворения.
Например, Ахматова неоднократно употребляет личное местоимение и это позволяет подчеркнуть, что описываемый чувства принадлежат ей. Для создания повествовательного фона по цели высказывания поэтесса использует повествовательные и одно побудительное предложения.
Другие произведения
За свою жизнь Ахматова написала немало стихотворений и многие из них наполнены сокровенными переживаниями. В ее работах может встретиться тема разлуки, утраты чувств, завершения любви. Поэтессе удавалось всегда отображать всю гамму чувств.
Например, в стихотворении «Песенка» Анна Андреевна делится своими переживаниями. Героиня полет лебеду, поет о любви и в моменты беды только голос любимого может спасти ее. В работе «Гость» можно увидеть таинственного незнакомца, который пришел в гости к женщине. Ему важно добиться ее расположения и он даже готов гореть за это в аду.
В стихотворении «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» поэтесса рассказывает о людях, которые поверили в выдумку о любви, но в последней строчке она признается — ей открылась тайна и с тех пор поэтесса словно стала больной.
Стихотворения Ахматовой являются классикой серебряного века. Анна Андреевна поднимала разные темы и затрагивала проблемы любви, войны, природы. Немало ее работ были посвящены отношению к Родине.