песня прощайте скалистые горы история создания
Песни дорог войны. Прощайте, скалистые горы
ИСТОРИЯ ПЕСНИ «ПРОЩАЙТЕ, СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ»
Автор слов – Николай Иванович Букин (1916 – 1966) весной 1940 года был призван на военную службу и определён во флот – к мурманским горам Муста-Тунтури на полуостров Рыбачий, где и провёл всю войну. На том клочке земли моряки и красноармейцы стойко держали оборону: на протяжении всей западной границы Советского Союза в 4,5 тысячи километров не захваченным оставался только один погранзнак – на Рыбачьем. Немцы за четыре года так и не смогли взять полуостров, чтоб прорваться к Мурманску. Моряки прозвали этот легендарный лоскуток суши «гранитным линкором».
На Рыбачьем Николай Букин сначала служил морским пехотинцем, затем – артиллеристом, в 1941 году назначен политруком батареи 104 артполка, а потом стал работать в дивизионной газете «Североморец» – корректором, корреспондентом и, наконец, редактором. Его первые стихотворения были опубликованы в 1941 году. Букин писал стихи о пехотинцах, его называли «артиллерийским поэтом», но больше всего его вдохновляла морская романтика – он любил встречаться с моряками-катерниками, отношение которых к кораблям и морю всегда волновало его. В 1942 году (по другим данным – в 1943 году) после одной из таких встреч у него и родились строки стихотворения «Не жить мне без моря», которые впоследствии стали словами песни «Прощайте, скалистые горы». После войны работал директором школы в городе Полярный, оставаясь военным моряком, и в журнале «Военный моряк». Капитан I ранга. Награждён орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», юбилейными медалями.
Автор музыки – Евгений Эммануилович Жарковский (1906 – 1985) – советский композитор, народный артист РСФСР. В довоенные годы совмещал музыкальное образование с руководством Ансамблем песни Лениградского Дома Красной Армии. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
В 1942 году у Букина родились строчки:
Я знаю, не жить мне без моря,
Как море мертво без меня.
Стихотворение «Не жить мне без моря» было опубликовано в газете Северного флота «Краснофлотец», издававшейся в Мурманске, а через некоторое время Букин услышал песню со своими словами по радио.
Музыку к получившимся стихам первым написал Вадим Николаевич Кочетов (1898 – 1951) – он в годы Великой Отечественной войны работал как композитор в частях Советской Армии и Военно-Морского Флота. Политуправление флота рекомендовало песню Всесоюзному радиокомитету для исполнения и популяризации «в период краснофлотского радиочаса».
В той же газете «Краснофлотец» увидел стихотворение Букина и композитор Жарковский, который был направлен в политуправление Северного флота в командировку для творческой работы. В своих воспоминаниях он писал: «Стихи произвели на меня сильное впечатление… Настроение поэтических строчек, которые выразительно передавали чувства людей, уходящих от родных берегов в свирепое Баренцево море для смертельной схватки с врагом, песенный характер стихотворения – всё это помогло мне на одном дыхании написать музыку…»
А после исполнения уже этого варианта по Всесоюзному радио к песне пришла настоящая популярность. Из рассказа певца Владимира Бунчикова.
…В 1944 году ко мне на квартиру на Метростроевской улице (теперь Остоженка) пришли два человека в морской форме. Представились – Борис Терентьев и Евгений Жарковский. Два композитора. Они принесли мне свои новые песни: Терентьев – «Песню о бушлате», Жарковский – «Прощайте, скалистые горы». Песни эти мне сразу понравились, я их мгновенно выучил и стал петь по радио. «Песню о бушлате» записал на пластинку в 1947 году, а вот с «Прощайте, скалистые горы» оказалось хуже. Государственный репертком не дал разрешения на запись этой песни на пластинку. Первым оказался Пётр Тихонович Киричек (1902 – 1968) (бас-баритон), сделавший это в начале 1945 года.
Но в концертах эта песня пользовалась огромной любовью у слушателей, особенно много писем приходило от моряков.
И вот, чтобы хоть каким-то образом запечатлеть песню для истории, Бунчиков решился записать её в 1951 году в студии ленинградской артели «Пластмасс» для пластинки размера «миньон». Артельное начальство пошло навстречу певцу, он сам решал, какой репертуар ему записывать. А записал он там то, что официально не мог записать в Москве. Аккомпанировал ему оркестр студии, которым дирижировал Ефим Павлович Заблоцкий.
Диаметр пластинок артели «Пластмасс» не позволял уместить такую замечательную песню в нормальном темпе. Из двух зол – сократить текст и оркестровые проигрыши или ускорить темп выбрали второе. Песню вместили в две с половиной минуты, потеряв исполнительски.
По возвращении в Москву, Бунчикова вызвали во Всесоюзный Радиокомитет и спросили: «Кто дал вам разрешение на запись пластинок без ведома руководства ВРК?» За проявленное самовольство Бунчикову было рекомендовано больше не записываться нигде, кроме как в ведомственных студиях.
Больше «Прощайте, скалистые горы» он не записывал. Единственная запись была сделана родственниками Бунчикова по радиотрансляции во время «живого» выступления Бунчикова по радио 8 мая 1970 года в радиоконцерте ко Дню Победы. Аккомпанировала ему пианистка Евгения Мамаева…
Иногда песню «Прощайте, скалистые горы» называют неофициальным гимном Мурманской области. Её мелодия регулярно звучит у ряда памятных мест – монумента в честь моряков-североморцев (полуостров Рыбачий), памятника защитникам Советского Заполярья (Североморск) и памятника морякам торгового флота, погибшим в годы войны на Севере (Мурманск).
ПРОЩАЙТЕ, СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ
Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовёт!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля.
Растаял в далёком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля.
Корабль мой упрямо качает
Крутая морская волна,
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она.
Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня.
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
Как море мертво без меня.
Нелёгкой походкой матросской
Иду я навстречу врагам,
А после с победой геройской
К скалистым вернусь берегам.
Хоть волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля,
Но радостно встретит героев Рыбачий,
Родимая наша земля.
Эта песня – в репертуарах многих исполнителей. Вот несколько клипов в Интернете:
– Владимир Александрович Бунчиков (1902 – 1995) – лирический баритон, заслуженный артист РСФСР (запись 1950 года):
– Николай Кондратьевич Кондратюк (1931 – 2006) – советский и украинский оперный и камерный певец (баритон), педагог, общественный деятель. Народный артист СССР. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», «За заслуги» III степени, медалью «В память 1500-летия Киева»:
– Татьяна Ивановна Буланова (рожд. 1969) – эстрадная певица, актриса и телеведущая, заслуженная артистка Российской Федерации:
– Александр Столяров – солист ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота:
История одной песни. Прощайте скалистые горы.
История создания песни «Прощайте скалистые горы».
Когда в декабре 1916 года в бедной крестьянской семье в селе Дуброво Еловского района Пермской области родился малыш, ночь была грозной, и мать сказала: «У Коленьки будет бурная жизнь». Так и вышло.
Закончив школу, Николай продолжил учебу в Сарапульском сельхозтехникуме. Немного поработал сельским учителем и стал заниматься в Пермском пединституте. На молодежных вечеринках всегда его ждали. Он был веселым человеком, плясал «цыганочку», играл на мандолине, гитаре и балалайке. Позже освоил баян. Сдав на «отлично» в пединституте госэкзамены, Николай съездил на два дня домой к матери в село Дуброво. Неплохое место для житья выбрали предки: на Каме, с лесом и лугом. Сугробы там залегают важные, ключи бьют холодные, а возле них расставлены бани, вышитые мхом. Люди в селе жили голосистые, песни пели так, что замазка на стеклах лопалась. Особенно голосили на Пасху, когда обходили село, величали и славили Христа.
Парень хотел преподавать литературу, но подготовка к войне грубо развернула его жизнь в ином направлении.
Всё было необычным в тех малообжитых краях для человека, выросшего в лесном засторонке: серенькое небцо, день стремительно темнеет, словно срез на подосиновике, низко ходят тучи, снежный шторм ревет. Место дичее дикого, но провел Букин на нем всю войну. Сначала был рядовым артиллеристом, затем теодолит и топографию сменил на «петиты» и «клише», став корректором дивизионной газеты «Североморец». Война заставила его пройти ускоренный курс газетных наук, и солдат стал корреспондентом, а к концу войны редактором этого издания. А рядом все время были стихи.
После войны Букин жил в Москве. В 1952 году здесь вышла книга стихов и песен «Прощайте, скалистые горы». В 1958 году увидел свет сборник стихов и песен «Мы вышли в открытое море». В него вошло все лучшее, что создано поэтом. Это его творческий отчет. Даже в гражданских стихах о рабочем или хлеборобе чувствуются воля и дух матросский: «Но если снова бури грянут, запахнет порохом вдали, сойдут с комбайнов капитаны на боевые корабли»… В основу книги «Рыбачий» легли материалы и записи из потрепанных и пожелтевших от времени его фронтовых блокнотов, из очерков, опубликованных в дивизионной газете «Североморец», в которой он, как писал в предисловии к этой книге, прошагал все редакционные ступеньки — от корректора до редактора. Умер в 1996 году в возрасте 80 лет.
После консерватории у Евгения одна за другой появляются песни о советской деревне и даже лирические частушки, но военная тема далеко не отпускает, и он сочиняет «Балладу о неизвестном моряке». Много песен написано специально для Леонида Утесова.
В 1941 году Жарковский добровольно ушел на фронт и стал североморцем. Его поселили в Полярном в маленькой ледяной комнатенке, куда с трудом затолкали видавший виды рояль. Появились песни о миноносце «Гремящем», о подлодке «Малютка». Многим кораблям подарил он тогда визитные карточки-песни.
Как-то в 1942 году почтальон принес газету «Краснофлотец». Из обилия фронтовых новостей наметанный глаз композитора сразу же выхватил рифмы о боевом походе моряков в тыл врага. Он прочел стих и почувствовал, что в нем тугим калачиком свернулась мелодия. Но как ее извлечь, как распрямить?
Н. Бунчиков
Юрий Гуляев
«Прощайте, скалистые горы» – история создания песни
Во время Великой Отечественной войны и после неё была очень популярна песня «Прощайте, скалистые горы». Она стала своеобразным гимном моряков, так как в этом произведении повествуется о них, о героизме этих людей.
Поэзия
Не все знают, что история песни «Прощайте, скалистые горы» началась именно со стихов. Когда их во время Великой Отечественной войны написал Николай Букин, он вряд ли думал, что когда-нибудь эти строчки положат на музыку.
Николай Иванович Букин родился в декабре 1916 года в Пермской области. Он с детства познал тяготы нелегкого крестьянского труда, так как семья рано потеряла отца. Вместе со своими многочисленными братьями и сестрами мальчик пас коров, пахал, сеял, колол дрова, косил.
Но ребенок с раннего возраста тянулся к знаниям, поэтому после школы он поступил и закончил Сельскохозяйственный техникум, потом с отличием окончил Пермский институт и работал учителем.
В 1940 г. юношу призвали в советскую армию. Он отдавал долг Родине на полуострове Рыбачий. Именно про это место в 1942-43 гг. Н.П. Букин напишет стихотворение, которому он дал символичное называние. Это произведение «Не жить мне без моря».
Когда началась ВОВ, то вместе со своими товарищами Николай Иванович отстаивал подступы к Мурманску. Мужественные военные отражали нападение врага, не дали ему прорваться к этому городу.
Николай Бунин служил на полуострове Северного флота артиллеристом, затем он стал работать в военной газете – писал очерки, заметки. Вскоре талантливого литератора сделали редактором.
Уже в 1941 году поэт написал и опубликовал в газете «Североморец» свои первые стихи. Здесь он повествовал об артиллеристах. Но пленила поэта и морская романтика. Он часто встречался с моряками, разговаривал с ними о кораблях, о водных просторах, о боях.
После такой беседы Николай Букин написал стихотворение «Не жить мне без моря». Эти строчки были опубликованы в Мурманской газете «Краснофлотец». Но однажды поэт услышал их по радио. Его строчки превратились в песню. Но тогда музыку на стихи написал Вадим Кочетков.
Как появилась песня
Как затем рассказывал сам композитор, стихотворные строчки Букина произвели на него очень большое впечатление. Он поразился тому, как выразительно поэт рассказал о моряках, описал суровое Баренцево море.
Всё это вдохновило Евгения Жарковского, он быстро написал музыку, которая и стала вместе со стихами Николая Букина песней «Прощайте, скалистые горы».
Всенародное признание
В то время популярным средством массовой информации было радио. Именно благодаря ему люди узнавали о ситуации на фронте, о победах и временных поражениях советских войск во время Великой Отечественной войны.
Когда на радио прозвучала песня «Прощайте, скалистые горы», она стала очень популярна в народе. Первыми исполнителями этого произведения стал дуэт – Петр Тихонович Киричек и Владимир Александрович Бунчиков.
До сих пор эта песня популярна в Мурманской области. Недаром её называют официальным гимном этого места. Когда здесь происходят военные и другие торжественные мероприятия, то звучит эта композиция. Часто люди подпевают певцам.
Все, кто знают песню группы «Дорога» (ее исполняет музыкальный коллектив «Любэ»), слышали вступление данного произведения. Эти первые ноты позаимствованы из уже легендарной песни «Прощайте, скалистые горы».
Данную песню исполняли очень многие певцы и актеры. Среди них: Людмила Зыкина, Николай Кондратюк, Людмила Гурченко, Юрий Богатиков, Елена Ваенга, Татьяна Буланова, Иосиф Кобзон другие.
Как рассказывали очевидцы, когда эта композиция звучала в исполнении Большого детского хора во главе с солистом Серёжей Парамоновым, Евгений Жарковский даже прослезился.
Такова история создания этой песни, которой уже более 70 лет. Но она до сих пор популярна и любима народом, является гимном моряков.
СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ. «Прощайте, скалистые горы»
О том, как создавалась песня «Прощайте, скалистые горы», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В ноябре 1941-го в главной газете гитлеровской Германии появился материал: горноегерские части вермахта захватили советский полуостров Рыбачий. В политуправлении Северного флота только усмехнулись геббельсовской пропаганде.
Погранзнак № 1
В Мурманской области есть омываемый Баренцевым морем полуостров Рыбачий. 14 октября 1920 года по Тартускому мирному договору между РСФСР и Финляндией западная часть полуострова отошла финнам. 12 марта 1940-го после советско-финской войны ранее отданные советским правительством части Рыбачьего вернулись в состав СССР.
Николай Букин
В том же 1940-м будущий автор слов песни «Прощайте, скалистые горы» Николай Букин предстал перед призывной комиссией Перми. Он походил не на будущего бойца, а на подростка лет 14, весил всего 47 кг. Но на его руке по тогдашней мальчишеской моде был выколот якорь. Военком с иронией назвал Букина богатырем и направил на флот. Так деревенский парень, видевший только речку Дубок, оказался на Рыбачьем — стратегическом полуострове.
К началу войны план немецкого командования по захвату Мурманска выглядел как Х + 7, где X — день нападения на СССР, а 7 — количество дней на овладение территорией. Горнострелковый корпус «Норвегия» должен был захватить Рыбачий, а затем дойти до Кольского залива и Мурманска. Линия фронта на границах СССР растянулась в июне 1941-го на 4 500 км от Северного моря до Карпат. Стратегическая оборонительная операция в Заполярье и Карелии проходила с 29 июня по 10 октября 1941 года. К октябрю 1941-го единственным участком границы СССР, который так и не смогли переступить гитлеровцы, остался полуостров Рыбачий, где находился погранзнак № 1. Враг был остановлен в 6 километрах от поселка Большое Озерко. Из 15 тысяч морских пехотинцев, вставших на защиту северных ворот СССР, на Рыбачьем остались 22 человека. Среди них и поэт Николай Букин.
Приезжие вдохновили
Всё, чего удалось добиться гитлеровцам, — блокировать полуостров Рыбачий с суши. Эта линия фронта осталась неизменной до окончания боевых действий в Заполярье. Поскольку море у побережья Рыбачьего благодаря теплому Нордкапскому течению не замерзает круглый год, в прибрежных водах периодически возобновлялись ожесточенные бои. Всем было известно: кто владеет Рыбачьим — владеет Кольским заливом. Советские моряки называли полуостров гранитным линкором, так как он состоит из глинистого сланца и камня.
Букин работал в дивизионной газете «Североморец» сначала корректором, затем корреспондентом и редактором. Когда бои вокруг острова пошли на спад, он взялся за перо. Его стихи были об артиллерии, публиковались, но он и не думал, что их можно положить на музыку. Осенью 1942-го на Рыбачьем побывали композитор Константин Листов и поэт Василий Лебедев-Кумач. Их рассказ о понимании песенного жанра что-то перевернул в сознании Букина. Вечером он засел писать очередной очерк для газеты, но рифмы о море переполняли его. И тогда вместо прозы поэт написал: «Хоть волны и стонут, и плачут, и плещут на борт корабля, но радостно встретит героев Рыбачий…» Очень быстро он завершил всё стихотворение и отправил в газету Северного флота «Краснофлотец». Первоначально оно называлось «Не жить мне без моря». Прошло время, Букин увидел в свежем номере свои стихи. А вскоре в программе «Краснофлотский радиочас» областного радио Букин услышал песню со своими словами. В первой версии на музыку композитора Вадима Кочетова, бывшего сотрудника музыкального отдела Наркомпроса, в годы войны служившего в концертных бригадах Военно-морского флота.
О ком песня
Евгений Жарковский
Композитор Евгений Жарковский тоже увидел стихи Букина в газете «Краснофлотец». Выпускник Ленинградской консерватории служил в городе Полярный Мурманской области, где находилась главная база Северного флота. Морская тематика была близка Жарковскому. Ранее он написал десятки песен, в том числе «Балладу о неизвестном моряке» для Леонида Утесова. Сочинял и посвящения отдельным кораблям.
Владимир Бунчиков
Всенародная известность пришла к песне после ее исполнения в эфире Всесоюзного радио, и именно версия на музыку Жарковского стала классической. Сначала ее спел лирическим баритоном Владимир Бунчиков. Почти сразу после него — басом Пётр Киричек.
Советский Робертино Лорети
Жарковский и Букин впервые встретились только в 1944 году. Позже они написали еще одну совместную песню — «Когда бушуют ураганы». Букин продолжал писать о море — «Ой ты, море», «О скалы, гранитные скалы». Жарковский наряду с песнями сочинял музыку к кинофильмам и спектаклям.
Сергей Парамонов
«Прощайте, скалистые горы» исполняли многие. В прежние времена — Георг Отс, Юрий Гуляев, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко. Позже — Елена Ваенга, Евгений Дятлов, Татьяна Буланова. Но самым запоминающимся стало исполнение в 1970-е солистом Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения Сергеем Парамоновым, которого называли советским Робертино Лорети. Композитор Жарковский всякий раз плакал, слыша его пение.
Полуостров Рыбачий и проходившие там бои описаны в книге Валентина Пикуля «Океанский патруль». А одна из повестей Юлиана Семенова так и называется: «Прощайте, скалистые горы!» и касается событий на полуострове Рыбачий в 1944 году. Песню считают неофициальным гимном Мурманской области.
История одной песни. «Прощайте скалистые горы»
Всё было необычным в тех малообжитых краях для человека, выросшего в лесном засторонке: серенькое небцо, день стремительно темнеет, словно срез на подосиновике, низко ходят тучи, снежный шторм ревет. Место дичее дикого, но провел Букин на нем всю войну. Сначала был рядовым артиллеристом, затем теодолит и топографию сменил на «петиты» и «клише», став корректором дивизионной газеты «Североморец». Война заставила его пройти ускоренный курс газетных наук, и солдат стал корреспондентом, а к концу войны редактором этого издания. А рядом все время были стихи.
После консерватории у Евгения одна за другой появляются песни о советской деревне и даже лирические частушки, но военная тема далеко не отпускает, и он сочиняет «Балладу о неизвестном моряке». Много песен написано специально для Леонида Утесова. В 1941 году Жарковский добровольно ушел на фронт и стал североморцем. Его поселили в Полярном в маленькой ледяной комнатенке, куда с трудом затолкали видавший виды рояль. Появились песни о миноносце «Гремящем», о подлодке «Малютка». Многим кораблям подарил он тогда визитные карточки-песни. Как-то в 1942 году почтальон принес газету «Краснофлотец». Из обилия фронтовых новостей наметанный глаз композитора сразу же выхватил рифмы о боевом походе моряков в тыл врага. Он прочел стих и почувствовал, что в нем тугим калачиком свернулась мелодия. Но как ее извлечь, как распрямить?
Ансамбль песни и пляски ТОФ. Поёт Александр Столяров
флотские ансамбли и самодеятельные коллективы
Адмирал Арсений Головко знал песню наизусть и вспоминает о ней в книге «Вместе с флотом». А писатель Юлиан Семенов свою повесть так и назвал: «Прощайте, скалистые горы!». После войны некоторые издательства заставили Букина переделать в ней строки «Но хватит для битвы огня» и «Иду я навстречу врагам», объяснив, что в мирное время надо забыть «о боях-пожарищах». Выходит, полиграфисты смотрели на песню как на политический плакат, потому и авторскую акварель подменили грунтовкой. Однако те строки-эрзацы прожили недолго, спустя время привычные фразы вернулись на свое место. Самозабвенно пел про скалистые горы советский «Робертино Лоретти» Сережа Парамонов.
С удовольствием эту песню исполняют и современные исполнители
Композитор, автор легендарной песни «Прощайте, скалистые горы». Другие известные песни: «Черноморская», «Ласточка-касаточка», «Не зажигай огня», «Песня о ‘Гремящем'», «Песня простых людей» и др. Всего автор более 300 песен, а также оперы, нескольких оперетт, кантаты, пьес для духового оркестра, вокального цикла песен «Песни человечества», музыки для театра и кино, песен для детей. Написал книгу воспоминаний «А музы не молчали!». Народный артист РСФСР (1981).
Скончался Е.Э. Жарковский 18 февраля 1985 года, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (Новая территория, 10 уч.).
А вот еще уникальны ролик, в котором показан поход авианосца «Адмирал Кузнецов» и сопровождающего его эскадренного миноносца пр. 956 «Адмирал Ушаков», которому и досталась основная тяжесть 8-бального шторма. Крен на борт достигал 50 градусов.
Использован частично материал статьи Ивана Петрусева из Архангельской областной газеты.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
История одной песни. Прощайте скалистые горы.