песня шаланда полная кефали история песни
Шаланды, полные кефали
«Шаланды, полные кефали…» — известная советская песня, написанная композитором Никитой Богословским на слова Владимира Агатова для кинофильма Леонида Лукова «Два бойца» (1943), где её исполнил Марк Бернес, игравший бойца-одессита Аркадия Дзюбина.
После выхода фильма на экран песня приобрела огромную популярность. При этом официально она не рекомендовалась для исполнения и не публиковалась как идеологически невыдержанная и чуть ли не блатная.
В первоначальном варианте сценария фильма песен не было вовсе, но потом режиссёр Леонид Луков попросил Никиту Богословского написать песню для сцены в землянке. Так появилась в картине «Тёмная ночь», блестяще исполненная Марком Бернесом. Но так получилось, что Леонид Утёсов, получив от Никиты Богословского ноты, запел ещё до выхода на экраны «Двух бойцов». Таким образом, для зрителей был утрачен сам момент внезапности.
После этого Луков решил, что Аркадий Дзюбин должен спеть ещё одну песню, совершенно контрастную, и дал композитору задание: написать её «в стиле весёлых одесских уличных песен». Как вспоминал композитор:
Я по рождению ленинградец, никогда не соприкасался творчески с одесским песенным фольклором и просто не знал, с чего начать. И тогда в газетах было помещено объявление с просьбой ко всем лицам, знающим одесские песни, явиться на киностудию. На следующий день привалила огромная толпа коренных одесситов, патриотов своих песен. Пришли люди очень разнообразные — от почтенных докторов до типов, вызывавших удивление по поводу того, что они ещё на свободе. И все они два дня пели наперебой всевозможные типично одесские песни. А я потом, сплавив характерные обороты и интонации, написал «Шаланды», песню вполне самостоятельную, но принёсшую мне впоследствии массу неприятностей, так как люди, её бесконечно критиковавшие, никак не могли понять, что такой персонаж, как Аркадий Дзюбин, мог петь в данных условиях только такого типа песню, иначе образ его был бы неправдивым. Конечно, если бы я написал эту песню вне фильма, просто для эстрадного исполнения, я был бы вполне согласен с моими критиками. Но зато после «Двух бойцов» жизнерадостные и доброжелательные одесситы стали считать меня «своим».
«Одесский» текст песни написал киевлянин Агатов, взяв за основу собственное стихотворение, посвящённое социалистическому соревнованию рыболовецких бригад. По словам Михаила Пойзнера:
«Ошибся» Агатов в «Шаландах» только в одном-двух моментах — наш Фонтан мог покрыться не черёмухой, а, скорее всего, акацией. И одессит Костя, скорее всего, курил не «Казбек», а всё-таки наше «Сальве».
Интересно, что в фильме, и в песне в частности (как и в её грамзаписи 1943 года) Марк Бернес произносит название города как «Одэсса» (в поздних записях 1963 и 1967 годов — уже правильно: «Одесса»)
Шаланды полные кефали
В Одессу Костя приводил
И все бендюжники вставали
Когда в пивную он входил
Синеет море над бульваром
Каштан над городом цветет
Наш Константин берет гитару
И тихим голосом поет
Рыбачка Соня как-то в Мае
Причалив к берегу баркас
Сказала Косте: «Все вас знают,
А я так вижу в первый раз»
В ответ достав «Казбека» пачку
Сказал ее Костя с холодком:
«Вы интересная чудачка
Но дело, видите ли, в том»:
Об этой новости неделю
В порту кричали рыбаки
На свадьбу грузчики надели
Со страшным скрипом башмаки.
«Шаланды, полные кефали» появились после того, как «Темную ночь» украл Леонид Утесов
Снял его режиссер Леонид Луков по повести Льва Славина, написанной в 1941 году. Сначала повесть называлась «Мои земляки», а после успеха фильма переиздание было уже под названием «Два бойца». Фильм возили на передовую, но достаточное количество копий для этих показов было изготовлено не сразу, так что солдаты увидели картину только к концу года.
Урал и Одесса
Фильм повествует о военном времени и двух друзьях. Один – увалень, уральский богатырь Саша Свинцов, второй – балагур, шутник и душа компании одессит Аркадий Дзюбин. И если Борис Андреев в роль Свинцова вписался сразу и безоговорочно, то Марк Бернес полтора месяца не мог войти в образ Аркадия.
Он никогда не жил в Одессе и, так получилось, что никогда не сталкивался с колоритными одесситами. А потому все пробы снять сцену были наигранными и неестественными. Актеры уже шушукались о том, что Бернесу будут искать замену. Вот только режиссер не видел в роли Дзюбина никого другого. И ждал, пока Марк нащупает ниточку, которая приведет его к своему герою.
Случайное везение
И Бернес ее нашел… в госпитале. Съемки фильма проходили в Ташкенте. Узнав о том, что в местном военном госпитале лежит одессит, он наведался туда. Раненый приветствовал Бернеса словами: «Так это же ж мой артист, шоб я так жил!» С этого момента Бернес часто заходил к моряку и подолгу оставался у его кровати – учился говорить «по-одесски». Чего-то все равно не хватало, актер по-прежнему не мог добиться на камеру нужного результата.
Как это иногда бывает, положение спас случай. По дороге со студии домой Марк зашел подстричься и попал в руки неопытной парикмахерши. Та, не задавая вопросов, подстригла его «под бокс», оголив затылок и виски и оставив неряшливую челочку. А Бернес был настолько расстроен текущими неудачами на съемочной площадке, что обратил внимание на непонятную стрижку только тогда, когда мастерица закончила работу.
Он посмотрел в зеркало и увидел того самого Дзюбина, которого так мучительно пытался найти в себе полтора месяца. С того момента образ одессита Аркадия сложился полностью, и съемки начались.
Экстремальное рождение песни
Изначально в фильме не планировалось никаких песен – только сопровождающий картинку оркестровый звуковой ряд. Но одним поздним вечером к композитору Никите Богословскому пришел режиссер Луков и пожаловался на то, что у него без песни никак не вырисовывается сцена в землянке.
Луков в лицах расписал сцену Богословскому, и тому стало настолько ясно, как именно все будет выглядеть, что он сел за рояль и от начала до конца сыграл мелодию той самой «Темной ночи», которую поют вот уже 75 лет.
Вдохновленные Богословский и Луков немедленно вызвали поэта Владимира Агатова. Тот приехал, прослушал музыку и практически сразу, почти без правок, написал текст.
Бернеса будили уже втроем. Заспанный актер присоединился к ночным поискам гитариста. Когда компания в полном составе явилась на студию, выяснилось, что никто не подумал о том, что на ночь звуковой павильон запирают.
Недолго думая, взломали замок и все-таки записали песню. Причем, Бернес, который тяжело запоминал и воспроизводил новые мелодии, эту спел так, будто она была знакома ему уже многие годы. Утром под записанную ночью фонограмму с первого дубля был снят эпизод «Землянка».
Не было бы счастья…
Богословский был неосторожен и похвастался песней Леониду Утесову – «дяде Леде», с которым был хорошо знаком еще с поры, когда в детстве дружил с Дитой, его дочерью. Утесову так понравилась песня, что он, наплевав на все приличия, включил ее в свой репертуар и выпустил на пластинке.
Теперь для всех это была не «песня из фильма «Два бойца»», а «песня Утесова». Ситуацию нужно было спасать, и Луков предложил написать еще одну песню, на этот раз совершенно противоположного плана: игривую и характерную для разбитного одессита.
Богословский был против, говорил, что одесский колорит неизменно вызовет неприятие критиков, указывал на того же Утесова, которого разве что на части не рвали из-за его одесских песенок. Композитор сетовал на то, что он никогда не сталкивался с одесским фольклором и у него не получится – режиссер ничего не хотел слушать.
Для того чтобы Богословский смог настроиться на «волну», по городу развесили объявления с призывом явиться на студию всем, кто знает истинно одесские песни. Никите Богословскому два дня пришлось без перерыва слушать всевозможные мотивы. Вышло так, что коренной ленинградец написал песню, после выхода которой его стали считать коренным евреем-одесситом.
В одесситы записали и Марка Бернеса. Причем еще и обижались, когда он говорил, что никогда не жил в Одессе. Укоряли в том, что стал знаменитым и теперь стесняется своего города.
Интересные факты
Автора стихов, Владимира Агатова, репрессировали в 1949 году. До своего освобождения в 1956 году он возглавлял лагерный театр.
А вот Никита Богословский за свое непролетарское происхождение рисковал быть репрессированным еще в 30-е годы. Ему было предписано выехать в Сыктывкар. Но композитор рискнул остаться в Москве, и ему повезло: о нем просто забыли.
Из-за «Темной ночи» работница студии записи чуть не попала в тюрьму за вредительство на производстве. Песня произвела на девушку такое впечатление, что она залила слезами матрицу, безнадежно ее испортив. Песню пришлось перезаписывать.
В первой версии «Шаланд» Марк Бернес еще произносит название города как «Одэсса». В последующих выпусках грампластинок он поет «Одесса». Говорят, это случилось потому, что его на улице встретил старый одессит, узнал и сердито выговорил за эту оплошность: «Молодой человек! Почему «Одэсса»? Ви же не говорите «одэяло»!»
Критики называли эти песни кабацкими, говорили, что они «чужды советским людям», но в пику всем подобным рецензиям их пела и продолжает петь огромная страна.
Песня шаланда полная кефали история песни
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Шаланды, полные кефали… — известная советская песня.
Написана композитором Никитой Богословским на слова Владимира Агатова для кинофильма Леонида Лукова «Два бойца» (1943), где её исполнил Марк Бернес, игравший бойца-одессита Аркадия Дзюбина.
После выхода фильма на экран песня приобрела огромную популярность. При этом официально она не рекомендовалась для исполнения и не публиковалась как идеологически невыдержанная и чуть ли не блатная.
В первоначальном варианте сценария фильма песен не было вовсе. Но потом режиссёр Л. Луков попросил Н. Богословского написать песню для сцены в землянке — так появилась в картине «Тёмная ночь», блестяще исполненная Марком Бернесом. После этого Луков решил, что Аркадий Дзюбин должен спеть ещё одну песню, совершенно контрастную, и дал композитору задание написать её «в стиле весёлых одесских уличных песен». В газетах поместили объявление «с просьбой всем лицам, знающим одесские песни, явиться на киностудию». На следующий день пришло множество людей — «от почтенных докторов до типов, вызывающих удивление по поводу того, что они ещё на свободе». На основе услышанного ленинградец Богословский написал музыку, а киевлянин Агатов сочинил к ней «одесский» текст. Интересно, что в песне (как и вообще в фильме) и в грамзаписи песни 1943 г. Марк Бернес произносит название города как «Одэсса» (в поздних записях 1963 и 1967 гг. — уже правильно: «Одесса»).
Значения некоторых слов
Шаланда — рыбацкая парусная плоскодонная лодка с выдвижным килем, распространённая на Чёрном и Азовском морях и предназначенная для лова рыбы сетями или крючковой снастью. Длина 7,5—8,5 м, ширина около 2,5 м.
Биндюжник — ломовой извозчик в старой Одессе.
Молдаванка, Пересыпь, Фонтан — районы Одессы.
Баркас — небольшое самоходное судно для портовых перевозок.
Кефали — род морских рыб
Марк Бернес (в кинофильме «Два бойца» (1943); грамзапись (1943); магнитозаписи (1963, 1967)
Аркадий Северный
Братья Жемчужные
Муслим Магомаев
Леонид Агутин в новогоднем музыкальном телефильме «Старые песни о главном. Постскриптум»
Дмитрий Хворостовский
Константин Беляев
4 декабря 2007 года в одесском торговом центре «Новый Привоз» открылся фонтан, украшенный скульптурной композицией «Шаланды, полные кефали» (скульптор Илларион Стадник).
История песни «Шаланды, полные кефали» (к/ф «Два бойца»)
Знаменитая песня «Шаланды, полные кефали» из кинофильма «Два бойца» стала одним из символов Одессы, хотя ни автор слов, ни композитор, ни исполнитель не только не были одесситами, но не имели даже косвенного отношения к Южной Пальмире. Более того, некоторые фразы из текста не соответствуют действительности, а особенности произношения географических названий по сей день режут слух местным жителям.
И всё же это замечательное произведение, которому удалось завоевать любовь граждан всего Советского Союза.
История песни «Шаланды, полные кефали»
В 1943 году, находясь в эвакуации, режиссёр Леонид Луков снял на ташкентской киностудии художественный фильм «Два бойца». Он рассказывает о фронтовой дружбе уральского сталевара Александра Свинцова и одесского сварщика Аркадия Дзюбина. Сашу сыграл Борис Андреев, а в роли Аркадия снялся Марк Бернес.
Изначально в картине не было музыкальных композиций. Затем, по просьбе режиссёра, Никита Богословский написал «Тёмную ночь». Когда была отснята памятная сцена в землянке, Леонид Давидович решил, что персонаж Бернеса полнее раскроется, если споет весёлую дворовую песню, передающую дух Одессы.
Написать уличную и даже «блатную» песню предстояло выходцу из дворянской петербуржской семьи Никите Богословскому и киевскому поэту Владимиру Агатову. Ни тот, ни другой с одесским фольклором близко не сталкивались, поэтому пришлось обращаться за помощью к народу.
Никита Владимирович позже рассказывал:
Я по рождению ленинградец, никогда не соприкасался творчески с одесским песенным фольклором и просто не знал, с чего начать. И тогда в газетах было помещено объявление с просьбой ко всем лицам, знающим одесские песни, явиться на киностудию. На следующий день привалила огромная толпа коренных одесситов, патриотов своих песен. Пришли люди очень разнообразные — от почтенных докторов до типов, вызывавших удивление по поводу того, что они ещё на свободе. И все они два дня пели наперебой всевозможные типично одесские песни.
А я потом, сплавив характерные обороты и интонации, написал «Шаланды», песню вполне самостоятельную, но принёсшую мне впоследствии массу неприятностей, так как люди, её бесконечно критиковавшие, никак не могли понять, что такой персонаж, как Аркадий Дзюбин, мог петь в данных условиях только такого типа песню, иначе образ его был бы неправдивым. Конечно, если бы я написал эту песню вне фильма, просто для эстрадного исполнения, я был бы вполне согласен с моими критиками. Но зато после «Двух бойцов» жизнерадостные и доброжелательные одесситы стали считать меня «своим».
«Песни начинаются так…», Богословский Н.
Ещё одна цитата из воспоминаний классика советской музыки:
И собралась гигантская толпа патриотов своего города, причем, совершенно разнообразных, начиная от седобородых, солидных профессоров и кончая такими подозрительными личностями, что я никак не мог понять, почему они до сих пор не в тюрьме. И все наперебой стали петь свои любимые мелодии. Я слушал, ухватывая типичные интонации, а затем использовал их – в синтезе, как особый характер, – для новой, совершенно оригинальной песни.
Всего набралось около двух сотен стихотворений. Взяв их за основу, Владимир Агатов написал слова песни «Шаланды, полные кефали». Леонид Луков без колебаний принял композицию, ведь она вызвала у него воспоминания о приморской жизни в Мариуполе.
Пора послушать «Шаланды».
Песня «Шаланды, полные кефали» в фильме «Два бойца»
Первым «Шаланды» исполнил Марк Бернес, записав песню для кинокартины. Интересно, что сначала он пел «Одэсса», но в последующих версиях начал произносить название правильно. Якобы ему указал на ошибку некий старый одессит, встретивший артиста на улице. По легенде, он сказал: «Молодой человек, почему “Одэсса”? Ви же не говорите “одэяло”».
Несмотря на очень простой сюжет, некоторые огрехи сценария и наивность многих сцен, фильм «Два бойца» очень понравился зрителям, а «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали» произвели фурор. Правда, власти восприняли «одесскую» песню настороженно и не рекомендовали исполнять её на официальных мероприятиях.
Смысл песни «Шаланды, полные кефали»
О ком песня? Можно с уверенностью говорить о том, что Костя и его Соня – это вымышленные персонажи. Трактуя основную идею композиции, критики увидели в словах произведения веру в скорую победу и возвращение к мирной жизни, хотя, конечно, эти поиски глубокого подтекста кажутся притянутыми за уши.
Чтобы стилизовать «Шаланды, полные кефали» под одесский фольклор, авторы использовали местные слова и названия:
Как выглядит баркас, зрители наверняка знают по кинокартине «Белое солнце пустыни».
Судя по всему, Костя был поставщиком морепродуктов. Он мог закупать улов у рыбаков, доставлять его на шаланде к берегу, а затем биндюжники развозили рыбу по рынкам.
Одесситы указывают на неточности в словах песни «Шаланды, полные кефали». Так, на Фонтане росла акация, а не черёмуха, а Костя вряд ли курил бы «Казбек». Скорее, он предпочёл бы «Сальве».
Кавер-версии
Послушаем, как спел «Шаланды, полные кефали» Муслим Магомаев.
Леонид Агутин исполнил «Шаланды, полные кефали» в рамках проекта «Старые песни о главном. Постскриптум».
Делитесь любимыми версиями песни в комментариях.
Интересные факты
Текст песни «Шаланды, полные кефали»
Шаланды, полные кефали,
В Одессу Костя приводил,
И все биндюжники вставали,
Когда в пивную он входил.
Синеет море над бульваром,
Каштан над городом цветет.
Наш Константин берет гитару
И тихим голосом поет…
Припев:
Я вам не скажу за всю Одессу –
Вся Одесса очень велика,
Но и Молдаванка, и Пересыпь
Обожают Костю моряка.
Рыбачка Соня как-то в мае,
Причалив к берегу баркас,
Сказала Косте: «Все вас знают,
А я так вижу в первый раз».
В ответ, достав «Казбека» пачку,
Сказал ее Костя с холодком:
«Вы интересная чудачка,
Но дело, видите ли, в том…»
Фонтан черемухой покрылся,
Бульвар Французский весь в цвету.
«Наш Костя, кажется, влюбился!» –
Кричали грузчики в порту.
Об этой новости неделю
В порту кричали рыбаки,
На свадьбу грузчики надели
Со страшным скрипом башмаки.
Аккорды песни «Шаланды, полные кефали»
Am Dm E
Шаланды, полные кефали,
Am A7
В Одессу Костя приводил.
Dm E
И все биндюжники вставали,
Am
Когда в пивную он входил.
Am Dm E
Синеет море за бульваром,
Am A7
Каштан над городом цветет,
Dm E
Наш Константин берет гитару
Dm E
И тихим голосом поет…
Припев:
C G
Я вам не скажу за всю Одессу,
G C A7
Вся Одесса очень велика,
Dm Am
Но и Молдованка и Пересыпь
C G C
Обожают Костю моряка.
Цитаты о песне
Я думаю, что эта песня — визитная карточка Одессы. Но, во-первых, было очень много рыбы в Одессе после войны. Я помню, еще ребенком в Одессе, как хозяйка и мама моя волокли камбалу по земле, потому что поднять ее было невозможно, они держали ее за жабры, а хвост волочился по земле — такие огромные камбалы были. Была потрясающая скумбрия в Одессе, бычки — огромное количество рыбы. Потом все это постепенно исчезало, исчезало, исчезало, и когда пелась эта песня «Шаланды полные кефали», то все вспоминали эту кефаль и не могли вспомнить как она выглядит. Все было: свадьбы в Одессе гуляли во дворах по 100 по 300 человек, гуляли неделю, наверное. Это все описано в песне точно абсолютно.
Эта лукавая озорная песня была неожиданным подарком судьбы среди крови, голода, разрухи.
Евгений Евтушенко, Строфы века. Антология русской поэзии.
История одной песни. Темная ночь и Шаланды полные кефали.
Эти песни просто нельзя вычленить и написать о них отдельно.
ТЕМНАЯ НОЧЬ
Из кинофильма «Два бойца», 1943 режиссер-постановщик Леонид Луков Музыка Никиты Богословского Слова Владимира Агатова
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится.
Борис Андреев был утвержден на роль Саши Свинцова сразу, потому что Леонид Луков хорошо его знал, снимал его еще до войны в 1939 году, в своем фильме «Большая жизнь». А вот на роль Аркадия Дзюбина организовали конкурс. В числе двух десятков претендентов обсуждались кандидатуры Петра Алейникова и Николая Крючкова. Марка Бернеса на пробы вообще не пригласили. Но он умолил режиссера и был утвержден.
Из воспоминаний Евгения Габриловича об актерах:
Песни в этом фильме сначала не планировались. Однако вскоре режиссер потребовал от Никиты Богословского лирическую балладу для сцены в землянке.
Из воспоминаний Никиты Богословского:
«Как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно поставил, точно, по-актерски, сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Темной ночи». Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни. Поэт Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же очень быстро, почти без помарок, написал стихи на уже готовую музыку.»
Марк Бернес, который всегда учил песни месяцами, подготовил «Темную ночь» буквально за 15 минут. Песню записали, и утром уже снимали сцену в землянке под фонограмму этой песни…
Мастерское подражание одесскому песенному фольклору (на музыку Никиты Богословского) выполнено Владимиром Агатовым. Он же является автором легендарной «Темной ночи».
Но вот сам Богословский не очень жаловал песню «Темная ночь». В фильме воспоминании о Богословском, было сказаны его близкими, что написал он ее в легком подпитии. Может поэтому и не любил? Марк Бернес и Никита Богословский
Композитор Никита Богословский:
— Критикуя других, я прекрасно понимаю, что сам не без греха. У меня полно плохой музыки.
Когда начинаю перебирать, пересматривать, то думаю: «Чёрт, да тут же не так надо было сделать». Мои любимые песни из всего написанного — «Почему ты мне не встретилась?» и «Три года ты мне снилась». Хотя многие уверены, что любимой должна быть «Тёмная ночь». Вовсе нет.
Я считаю, что она была написана в помощь войне. Как Симонов мне однажды сказал: «Мы с тобой по немцу убили. Ты — «Тёмной ночью», а я — «Жди меня».
Странно, но я даже недолюбливаю эту песню. Может, потому, что написал её всего за семь минут. Ко мне пришёл режиссёр Леонид Луков и сказал, что без хорошей песни никак не получается сцена в землянке. И при этом так талантливо рассказал и даже показал, какая она должна быть, что я сел к роялю и сыграл всю мелодию от начала до конца без единой остановки именно в том виде, в котором она вошла в фильм.
А вошла она в картину в исполнении Марка Бернеса, который пел эту песню так, что позже, записывая её в студии граммофонных пластинок, все девушки-техники плакали. И испортили первый тираж пластинок, залив слезами матрицу.
Приведу известное высказывание композитора Никиты Богословского:
«Я петербуржец по рождению, никаких этих одесских песен не слышал. В помощь мне дали объявление в газете, что всех лиц, которые знают одесские песни, просят в такой-то день явиться на студию. И собралась гигантская толпа патриотов своего города, причем, совершенно разнообразных, начиная от седобородых, солидных профессоров и кончая такими подозрительными личностями, что я никак не мог понять, почему они до сих пор не в тюрьме. И все наперебой стали петь свои любимые мелодии. Я слушал, ухватывая типичные интонации, а затем использовал их – в синтезе, как особый характер, – для новой, совершенно оригинальной песни».
А что Агатов?
Далее данные из статьи Михаил Пойзнер «Их не знали только в лицо. «
Сведений о его жизни исключительно мало. Достоверно известно следующее.
Владимир Исидорович Агатов (Гуревич) родился в 1901 г., в Киеве. Его характеристика, подготовленная в 1940 г. драматургом А. Ардовым, подписана самим А. Новиковым-Прибоем.
Характеристика Союза Советских писателей на В.И. Агатова. 1940 г.
Так что к началу войны Агатов уже вполне сформировавшийся творческий работник, поэт-песенник, «неостанавливающийся общественник».
Известны также его песенки «Кокаинетка» (из репертуара А.Вертинского), «Чайный домик», знаменитая одесская блатная «Ох, уж повезло косому Ваньке» с залихватским припевом: «Алеха жарил на баяне, шумел, гремел посудою шалман…».
Однако, вернемся к «Шаландам».
Известно, что «Шаланды» не предполагались первоначальным вариантом сценария кинофильма «Два бойца». Луков «настаивал» только на «Темной ночи». Но так получилось, что «Темную ночь» Утесов, нарушив все правила приличия, запел еще …до выхода на экраны «Двух бойцов» (кто-то «конкретный» проболтался о «Темной ночи»…) Таким образом, для зрителей был утрачен сам момент внезапности.
«Шаланды» писались по требованию Лукова уже «вслед уходящему поезду», чтобы как-то дополнительно охарактеризовать главного героя – одессита Дзюбина. Эти обстоятельства возлагали на Агатова особую ответственность. Уровень того нового, что предстояло написать, должен был быть никак не ниже «Темной ночи». С этой задачей Агатов справился гениально.
Не надо забывать, что «Шаланды» появились в военное неоднозначное время. Когда совсем не до старомодной галантности и участия в выяснении отношений какого-то Кости с какой-то Соней на фоне одесского образа жизни. Однако, здесь, думаю, Агатовым был заложен определенный подтекст – вера в то, что война закончится, а все «мирное», определяющее смысл жизни, вернется. Вернется непременно!
Что же должно было двигать автором «Шаланд», когда буквально «за один присест», отрешившись от военных тревог, он, киевлянин, окунулся в незнакомый достаточно противоречивый одесский мир – мир с кефалью, биндюжниками, рыбачкой Соней, моряком Костей, портовыми грузчиками, Французским бульваром и Фонтаном.
В результате получилась хорошо сколоченная «штучная» вещь, образная и органичная, имеющая право на самостоятельную жизнь.
«Ошибся» Агатов в «Шаландах» только в одном-двух моментах – наш Фонтан мог покрыться не черемухой, а скорее всего акацией. И одессит Костя скорее всего курил не «Казбек», а все-таки наше «Сальве». Но это всё одесские мелочи…
…Сталинские лагеря не миновали и Агатова. Он был арестован чуть ли после съемок «Двух бойцов», просидев вплоть до 1956 г. (Даты требуют уточнения) Одно время Агатов отбывал срок вместе с известной актрисой театра и кино Татьяной Окуневской. К моменту ее прибытия в лагерь Агатов уже был там своим человеком («всемогущий Володя… может достать всё из под земли»). (Т. Окуневская. Татьянин день. Варгиус, М., 1998.) В записке, арестованной вновь прибывшей в лагерь Окуневской, он писал:
«Здравствуйте! С печальным прибытие в наше лесное царство! Подтвердите, вы ли это действительно, потому что уйма сплетен, и я усомнился. Если это вы, не падайте духом, на общих работах мы вас не оставим.
Ваши коллеги и я индивидуально
Татьяна Окуневская вспоминала:
«…Боже ты мой, а я и не знала, что его арестовали, сама я с ним по работе не сталкивалась, но он из луковской команды, это он написал для Лукова «Темную ночь», «Шаланды, полные кефали» и считается хорошим поэтом-песенником, его шлягеры гуляют по городам и весям…
…Перед вахтой вся бригада, Володя впереди, совсем не изменился, кинулись друг к другу, в голове туман, какая-то жуткая иллюзия той настоящей, человеческой жизни.»
В лагере Агатов взял над Окуневской шефство, оберегая от уголовников. Ведь всё это происходило в мужском бандитском лагере! Здесь Агатов – директор лагерного театра, одновременно администратор и завлит. Он в дружеских отношениях с начальником политотдела лагеря, оказавшимся интеллигентным человеком и настоящим офицером. Агатов добился, чтобы Окуневскую назначили художественным руководителем культбригады. Не всё так просто, если учесть, что известная актриса была у всех на виду. Это даже опасно – все репетиции проходили в мужском лагпункте…
Агатов организует при культбригаде женский хор, для чего отыскивает в соседних лагерях и переводит к себе в лагпункт (другими словами, спасает от голода и издевательств) талантливых исполнителей. Здесь и чудо-балетмейстер из Днепропетровска, и «первая скрипка» из Театра Советской Армии, и известный всей стране «пианист с хорошим аккордионом», и даже знаток украинских танцев…
…По свидетельству современников, Владимир Агатов вернулся из лагеря в Москву сломленным и больным человеком.
В завершении приведу слова Евгения Евтушенко об Агатове (Е. Евтушенко. Строфы века. Антология русской поэзии. Полифакт. Москва-Минск, 1997):
«Автор двух знаменитых во время войны песен из кинофильма «Два бойца», где играли такие блистательные актеры, как М. Бернес и Б. Андреев. Бернес, исполнявший роль одессита Аркадия Дзюбина, виртуозно спел стилизацию Агатова «Шаланды, полные кефали». Фильм «Два бойца» я смотрел в своем детстве на станции Зима, наверное, раз двадцать. Эта лукавая озорная песня была неожиданным подарком судьбы среди крови, голода, разрухи.
В конце жизни Агатов опубликовал грубый пасквиль на А.Д. Синявского.
Умер Владимир Агатов в 1966 г., в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (секция 128, ниша 78). На памятной плите начертано: «Темная ночь, только пули свистят по степи…».
Такая вот «со страшным скрипом» судьба весельчака, словоохотливого человека, любителя розыгрышей и смачных анекдотов… Человека, который смог одинаково успешно подняться до «Темной ночи» и опуститься до «Шаланд».
Новодевичье кладбище. Могила Владимира Агатова.
…В Одессе по-прежнему «синеет море за бульваром… и бульвар Французский весь в цвету…».
Жизнь продолжается…
А про Богословского. Будут еще песни, там и поговорим о его жизни. Но на последней своей встрече со зрителями в Политехническом музее в 2001 году, за несколько месяцев до своей кончины, Богословский закончил встречу такими словами, которые он написал:
Миром конфликт разрешить не сумели,
Сводки военные мучают вновь,
Я не хочу, чтобы снова запели
«Темную ночь».
А теперь послушаем исполнение этих двух песен не только Марком Бернесом. Поставлю наиболее удачные на мой взгляд.
Темная ночь: