песня жил николашка самодержец всей руси
Песня жил николашка самодержец всей руси
Царь Николашка, самодержец всей Руси,
Хотя на морду он не очень был красив,
При нем водились караси,
При нем плодились пороси,
И, в общем, было чем поддать и закусить.
Но в феврале его маненечко того,
И тут всю правду мы узнали про него:
Что он рабочих не любил,
Что он евреев изводил
И что не видел дальше носа своего.
Отец Иосиф был народный наш отец,
Он строил ГЭС, он строил ГРЭС, он строил ТЭЦ.
При нем колхозы поднялись,
У лорда слезы пролились,
Капитализму наступил при нем конец.
Ну а потом его маненечко того,
И тут всю правду мы узнали про него:
Что он марксизму изменил,
Что многих жизни он лишил,
И что сидели все в тюрьме до одного.
Хрущев Никита, хоть он ростом был с аршин,
Но дел великих он немало совершил:
При нем пахали целину,
При нем летали на Луну
И лучшим другом стал великий вождь У Ну.
Ну а потом его маненечко того,
Тогда всю правду мы узнали про него:
Он кукурузу насадил,
Гамаль Насера наградил
И еще много кой-чего наворотил.
А мы все движемся и движемся вперед,
Но если кто-нибудь когда-нибудь помрет,
О нем расскажет нам история,
История, которая
Ни слова, ни полслова не соврет.
Царь Николашка долго правил на Руси,
и хоть собой был неказист и некрасив,
при нем водились караси,
при нем плодились пороси,
и было много чего выпить-закусить.
Но в феврале его немножко не того,
и вот узнали мы всю правду про него:
что он рабочих обижал,
что он евреев унижал,
и что царицу его Гришка ублажал.
Товарищ Сталин был нам всем родной отец.
Капитализму наступил при нем конец.
Он пятилетки учредил,
крестьян в колхоз объединил,
и над рейхстагом флаг советский водрузил.
Но в октябре его немножко не того,
и вот узнали мы всю правду про него:
он ум 7 раз на дню менял,
он кукурузный культ создал,
весь мир родней Кузьмы пугал,
Ну в общем, кой-где в нем свербил “волюнтаризьм”.
За ним вождем стал лично Брежнев Леонид.
При нем был всяк одет, обут, и пьян, и сыт.
В литературу внес он вклад;
борьба за мир так шла на лад,
что грудь его всегда ломилась от наград.
Когда же Бог его от нас унес,
кто он, ответ узнали мы на наш вопрос:
страну он вверг в застойный спазм,
а сам впал в мерзостный маразм,
и разных Хоннекеров целовал взасос.
Как вождь, Михал Сергеич был отважен, смел.
Он “на’чать и углу’бить” новый курс сумел.
При нем народ пить перестал,
про принцип гласности узнал;
Дух перестройки поднял ветер перемен.
Настал в России демократии момент,
И вот наш Ельцин, понимаешь, президент.
Народ его боготворил,
“да”, ”нет” как надо говорил,
и в путь за ним к капитализму поспешил.
Он не обманет нас, не проведет.
В конце концов о нем узнает весь народ:
что он такой; что он сякой;
что он, подлец, антигерой;
что надо гнать, да и “мочить” его! Долой!
Примечание: песня была услышана случайно, в электричке, в полном смысле слова «на ходу» и текст восстановлен по памяти, поэтому возможны какие-либо неточности.
Теперь идем по Путина пути
С него ни влево и ни вправо не сойти
Он террористов распугал
И олигархов постращал
И удвоение всего пообещал.
Но в срок положенный маленько не того
И не узнали мы всю правду про него.
Как несогласных разогнал
американцев напугал
и власть преемнику свою передавал
Но есть еще история,
та самая которая
ни слова ни полслова не соврет!
Примечания:
Текст третьего варианта, конечно, записан неточно, но, что поделаешь. Возможно кто-то сейчас сидит и пишет еще один вариант этой песни, но про это мы не знаем.
Один из вариантом текста песни был опубликован в сборниках «В нашу гавань заходили корабли» ( Пермь, «Книга», 1996) и «В нашу гавань заходили корабли». Вып. 2. М., Стрекоза, 2000.
А до этого песня распространялась в рукописных текстах. И, конечно, в магнитофонных записях.
yosikava
Yosikava
Жил Николашка- самодержец всей Руси
И хоть на рыло был он малость некрасив
При ём водились караси,
При ём плодились пороси
Ну вобщем было чего выпить–закусить
Но в феврале его маненечко того,
И тут всю правду мы узнали про него:
Что он рабочих не любил,
Что он евреев изводил
И что не видел дальше носа своего.
Товарищ Ленин вкупе с Троцким — два вождя —
Социализм внедряли, головы рубя.
Социализм у нас окреп;
Да, жаль, в стране исчезнул хлеб —
Тогда ввели они простой буржуйский НЭП.
Ну, Ленин жив! О нём не будем ничего.
А с Троцким хуже — он давно уже того:
О ём знал всякий из людей,
Что нет врага народа злей,
Что провокатор он и западный лакей!
Жил–был Никитка, мылый ростиком, с аршин
При ём добрались до сияющих вершин
При ём пахали Целину,
При ём летали на Луну,
И кукурузу каждый сеял словно джин
Но в октябре его маненечко того
Тогда всю правду мы узнали про него
Что он с три хрена накрутил,
Карибский кризис сотварил
И что свербило, дескать, в жопе у него.
Но в ноябре и он немножечко того…
Тогда узнали мы всю правду про него!
Что у него был паралич,
Что он в марксизме — не Ильич,
И что евреев не пускал на Брайтон–Бич!
Был Горбачев потом, который Михаил
Взахлёб с трибун о Перестройке говорил,
Не стало выпивки при ём
Но гласность брызгала огём,
И диссидентов выпускал любой дурдом
Но Мишу в августе немножечко того…
Тогда узнали мы всю правду про него!
Что он прибалтов не любил,
Свободу танками давил,
И виноградники под корень изрубил.
А дальше Ельцын был, который, блин, Борис
При нем евреи-олигархи развелись,
При нем забыли коммунизм,
Пошли к ларькам в капитализм,
И все без денег, без заводов. Зае@ись!
PS.
Но мы по–прежнему всё движемся вперед
И если снова кто–то, где у нас помрёт.
На то она, история, та самая, которая
Ни слова, ни пол слова не соврет!
Песня жил николашка самодержец всей руси
Жил-был Николка, самодержец всёй Руси.
Хотя на рыло был он малость некрасив,
При ём водились караси,
При ём плодились пороси,
Ну, в общем, было чего выпить-закусить.
Но в феврале ево маненечко тово,
Тады всю правду мы узнали про ево,
Что он еврейчиков громил,
Что он рабочий класс гнобил,
Что не глядел он дальше носу своево.
Но тут кормилец наш негаданно тово
Тады всю правду мы узнали про ево,
Что он марксизмы нарушал,
Что многих жизни порешал,
Что в лагеря загнал он всех до одново.
Жил-был Микитушка, сам ростиком с аршин,
Зато делов уж больно много совершил:
При ём пахали целину,
При ём летали на Луну,
При ем дорвались до сияющих вершин.
Но в октябре ево маненечко тово,
Тады всю правду мы узнали про ево,
Что он Насера наградил,
Что он с три хера накрутил,
И что свербило вечно в жопе у его.
Потом был Брежнев, дал бы Бог ему прикрас.
От диссидентов избавлял он нас не раз.
Спасал от ядерной войны
От маоистской от волны,
И вёл он политику мирную для нас.
Но вскоре тоже он немножечко того.
И тут всю правду мы узнали про него;
Что бюрократ при нём гулял
В Афганистан войска послал
И что не знал он жизнь народа своего.
Но в декабре его немножечко того.
И тут всю правду мы узнали про него;
Руководить он не умел
В швейцарском банке счёт имел
И что с цейрушниками связан был давно.
И завертелась, закружилась кутерьма.
Кравчук, Шишкевич, Ельцын, батько да Кучма.
Границы строят, делят флот.
Да их сам чёрт не разберёт.
По им всем плачут Соловки и Колыма.
А мы по-прежнему все движемся вперед,
А ежли кто-нибудь случайно и помрёт,
Так ведь на то она история
Та самая, которая
Ни столько,
Ни полстолько
Не соврёт!
Жил–был Николка, самодержец всей Руси
И хоть на рыло был он малость некрасив
При ём водились караси,
при ём плодились пороси
Ну вобчем было чего выпить–закусить
Но в феврале его маненечко того
Тогда всю правду мы узнали про него
Что он жидовчиков громил,
Что он рабочих не кормил
Что не глядел он дальше носа своего
Товарищ Ленин вкупе с Троцким — два вождя –
социализм внедряли, головы рубя.
Социализм у нас окреп;
да, жаль, в стране исчезнул хлеб –
тогда ввели они спасенье наше — НЭП.
Ну, Ленин жив о нем не будем ничего.
А с Троцким хуже — он давно уж не того:
узнал о нем всяк из людей,
что нет врага народа злей,
что провокатор он, гестаповский лакей!
Жил был товарищ Сталин родный наш отец
Капитализму наступил при нем конец.
Он пятилетки учредил,
крестьян в колхоз объединил,
и над рейхстагом флаг советский водрузил.
Но вдруг кормилец наш негаданно того
Тогда всю правду мы узнали про него
он полстраны пересадил,
он верных ленинцев сгубил
и богом сам себя при жизни объявил.
Жил–был Никитушка сам ростиком с аршин
Хотя делов не так уж мало совершил
При нём пахали целину,
При нём пихали на луну
При нём добрались до сияющих вершин
Но в октябре его маненечко того
Тогда всю правду мы узнали про него
Что он с три хрена накрутил,
Что он Насера наградил,
И что свербило, дескать, в жопе у него
За ним вождем стал лично Брежнев Леонид.
При нем был всяк одет, обут, и пьян, и сыт.
В литературу внес он вклад;
борьба за мир так шла на лад,
что грудь его всегда ломилась от наград.
Когда же Бог его от нас совсем унес,
кто он? ответ узнали мы на наш вопрос:
страну он вверг в застойный спазм,
а сам впал в мерзостный маразм,
и разных Хоннекеров целовал взасос.
Как вождь, Михал Сергеич был отважен, смел.
Он “на’чать и углу’бить” новый курс сумел.
При нем народ пить перестал,
про принцип гласности узнал;
Дух перестройки поднял ветер перемен.
Когда и с ним вдруг распрощалася страна,
уже мы знали, в чем и как его вина:
с трибун словесная струя,
а в магазинах ни. чего,
и всей причиною тому — его жена.
Настал в России демократии момент,
И вот наш Ельцин, понимаешь, президент.
Народ его боготворил,
“да”,”нет” как надо говорил,
и в путь за ним к капитализму поспешил.
Но путь реформ — не праздник, не запой.
Узнали вскоре люди: Ельцин–то плохой.
Он воровской базар развел,
Союз Советский расколол;
он оккупант, совместно с всей своей “семьей”.
А мы шагаем, мы все движемся вперёд.
И если кто–нибудь немножечко помрёт –
В конце концов о нем узнает весь народ:
что он такой; что он сякой;
что он, подлец, антигерой;
что надо гнать, да и “мочить” его! Долой!
На то она история — та самая, которая
Ни столько, ни пол–столько не соврёт.
Жил–был Николка, самодержец всей Руси
И хоть на рыло был он малость некрасив
При ём водились караси,
при ём плодились пороси
Ну вобчем было чего выпить–закусить
Но в феврале его маненечко того
Тогда всю правду мы узнали про него
Что он жидовчиков громил,
Что он рабочих не кормил
Что не глядел он дальше носа своего
Товарищ Ленин вкупе с Троцким — два вождя –
социализм внедряли, головы рубя.
Социализм у нас окреп;
да, жаль, в стране исчезнул хлеб –
тогда ввели они спасенье наше — НЭП.
Ну, Ленин жив о нем не будем ничего.
А с Троцким хуже — он давно уж не того:
узнал о нем всяк из людей,
что нет врага народа злей,
что провокатор он, гестаповский лакей!
Жил был товарищ Сталин родный наш отец
Капитализму наступил при нем конец.
Он пятилетки учредил,
крестьян в колхоз объединил,
и над рейхстагом флаг советский водрузил.
Но вдруг кормилец наш негаданно того
Тогда всю правду мы узнали про него
он полстраны пересадил,
он верных ленинцев сгубил
и богом сам себя при жизни объявил.
Жил–был Никитушка сам ростиком с аршин
Хотя делов не так уж мало совершил
При нём пахали целину,
При нём пихали на луну
При нём добрались до сияющих вершин
Но в октябре его маненечко того
Тогда всю правду мы узнали про него
Что он с три хрена накрутил,
Что он Насера наградил,
И что свербило, дескать, в жопе у него
За ним вождем стал лично Брежнев Леонид.
При нем был всяк одет, обут, и пьян, и сыт.
В литературу внес он вклад;
борьба за мир так шла на лад,
что грудь его всегда ломилась от наград.
Когда же Бог его от нас совсем унес,
кто он? ответ узнали мы на наш вопрос:
страну он вверг в застойный спазм,
а сам впал в мерзостный маразм,
и разных Хоннекеров целовал взасос.
Как вождь, Михал Сергеич был отважен, смел.
Он “на’чать и углу’бить” новый курс сумел.
При нем народ пить перестал,
про принцип гласности узнал;
Дух перестройки поднял ветер перемен.
Когда и с ним вдруг распрощалася страна,
уже мы знали, в чем и как его вина:
с трибун словесная струя,
а в магазинах ни. чего,
и всей причиною тому — его жена.
Настал в России демократии момент,
И вот наш Ельцин, понимаешь, президент.
Народ его боготворил,
“да”,”нет” как надо говорил,
и в путь за ним к капитализму поспешил.
Но путь реформ — не праздник, не запой.
Узнали вскоре люди: Ельцин–то плохой.
Он воровской базар развел,
Союз Советский расколол;
он оккупант, совместно с всей своей “семьей”.
А мы шагаем, мы все движемся вперёд.
И если кто–нибудь немножечко помрёт –
В конце концов о нем узнает весь народ:
что он такой; что он сякой;
что он, подлец, антигерой;
что надо гнать, да и “мочить” его! Долой!
На то она история — та самая, которая
Ни столько, ни пол–столько не соврёт.
Политические куплеты зеков
Знаю что было это здесь много раз, но если кому интересно то удалось собрать текст под эти аккорды начиная с Петра первого и до нынешнего царя:
Жил-был Петруха, император всей Руси,
И хоть любил перед Европой пофорсить,
При нем заводы поднялись,
У шведов слезы пролились,
И с флотом вроде даже стало зашибись.
Но в феврале его маненчко того,
Тогда узнали мы всю правду про него-
Боярам бороды рубил,
И всех без счету перевешал и сказнил.
А дальше Катя была, номером один,
И Сашка был, полудержавный властелин,
При ней бухали и пили,
И много водки извели,
Ну в общем, очень славно время провели.
Но в мае Катя не дожила до зимы,
Что правил Меньшиков один,
И вел себя при этом словно сукин сын.
Был дальше Петр, по прозванью номер два,
При нем собралась разношерстная братва,
Был Меньшиков и Остерман,
И каждый строил хитрый план
Как дочь свою к ему пристроить на диван.
Но бедный юноша нечаянно того,
Тогда узнали мы всю правду про него-
Что он был быдлогопотой,
И малолетней школотой,
И свой конец сувал как этой, так и к той.
Ей тут кондиции дворяне принесли,
Она же дурой не была,-
Их сей же час разорвала,
И всех отправила на север в кандалах.
Но в октябре она нечаянно ушла,
Тогда узнали мы про ейные дела,
Что сильно маялась фигнёй,
Что всех замучала гэбнёй,
И сукин сын Бирон главнейший был герой!
Потом красавица была Елисавет,
При ней в России смертной казни больше нет,
Ну, правда, рвали языки,
Зато российские полки
Берлин заняли, и бежали прусаки.
Тогда узнали мы про ейные дела,
Что был шпион при ней Лесток,
Что несильна на передок,
И Разумовский для нее был царь и бог.
А дальше Петр был под славной цифрой три
При нем дворяне вдруг свободу обрели,
Он староверов пощадил,
И «слово с делом» распустил
И никого почти не вешал, не казнил.
Но Петю шарфиком немножечко того,
Тогда узнали мы всю правду про него,
Что мог он только лишь бухать,
И всяким немцам потакать,
И Кате не давал с любовником гулять
Потом была Катюша с номером вторым,
Она с Потемкиным завоевала Крым,
Она заправский либерал,
Хоть Пугачев ее пугал,
И сам Вольтер ей письма нежные писал.
Но в ноябре она тихонечко ушла,
Тогда узнали мы про ейные дела,
Что всем подряд она дала,
А дальше Павел, он мальтийский был герой,
Он дал крестьянам в воскресенье выходной,
И он с егоною женой
Чтоб укрепить нам царский строй
Детей десяток настругал, как заводной.
Но Пашу в марте табакеркою того.
Тогда узнали мы всю правду про него,
Что фармазон был и дебил,
Что с Бонапартием крутил,
Что всю е*-гвардию отправил на Тагил.
Был дальше Саша, тилигент и либерал,
Ему Сперанский всё прожекты рисовал,
При нем разбит Наполеон,
Хоть Нерезиновск был спалён,
Но Саша как-то вдруг уехал в Таганрог,
Тогда узнали мы всю правду про него,
Что он бездарный генерал,
Что лишь Кутузов воевал,
Что Аракчееву злодею потакал.
А дальше Коля был, суров как старшина,
При нем бузила декабристская шпана,
Он дал им сильный окорот,
Одних послал на эшафот,
Других послал, куда не всякий и дойдет.
Но в феврале и он маненечко того,
Тогда узнали мы всю правду про него,
Что он поэтов унижал,
Что бедных ляхов обижал,
И Достоевского на каторгу сажал.
Был дальше Саша, его номер был второй,
При нем свободен стал внезапно крепестной,
При нем расширилась страна,
Была успешная война,
Ну в общем стало вдруг землицы до хрена.
Но Сашу бомбою маненечко того,
Тогда узнали мы всю правду про него,
Что он свободы не давал,
Что он Аляску продавал,
И что хохлов и ляхов дико угнетал.
А дальше Саша был, с хорошей цифрой три,
Он не такой был, как Романовы-цари,
Он тихо удочкой удил,
На войны вовсе не ходил,
И Миротворцем он за это назван был.
Но в октябре и он маненечко того,
Тогда узнали мы всю правду про него,
Что он запоем водку пил,
И что он безграмотный он был,
И Николая ничему не научил.
Жил-был Николка-самодержец всей Руси
И хошь на рыло был он малость некрасив
При ем водились караси
При нем плодились пороси
Ну в общем было чего выпить-закусить
Но в феврале его маленечко того
Тады всю правду мы узнали про его
Что он жидовчиков громил
Что он рабочих не кормил
Что не глядел он дальше носа своего
Жил-был товарищ Сталин р’одный наш отец
Он строил домны, строил ГЭС и строил ТЭС
При нем колхозы поднялись
У лордов слезы пролились
Капитализьму наступил тогда п.
Но тут кормилец наш негаданно того
Тады всю правду мы узнали про его
Что он марсизьм нарушал
Что многих жизни полишал
Что в лагеря загнал он всех до одного
Жил-был Никитушка сам ростиком с аршин
Хаша делов не так уж мало совершил
При ем пахали целину
При ем пихали на Луну
При ем дорвались до сияющих вершин
Но в октябре его маленечко того
Тады всю правду мы узнали про его
Шо он с три хрена накрутил
Шо он Нассера наградил
И шо свербило, дескать, в жопе у его
А дальше Брежнев дорогой наш Леонид,
Землёю Малой и бровями знаменит,
Приём награды и ракеты ввысь рвались,
Со страху штаты и Израиль усрались.
Но в ноябре и он немножечко того.
Тады узнали мы всю правду про него!
Что он был просто старый хрыч
В марксизме явно не Ильич,
И он евреев не пускал на Брайтон-Бич!
Был Горбачев потом, который Михаил
Он круглый год о перестройке говорил
, Не стало водки днем с огнем,
Но гласность расцвела при нем
И диссидентов полный выпустил дурдом
Но Мишу в августе немножечко того.
Тогда узнали мы всю правду про него!
Что он прибалтов не любил,
Литовцев танками давил,
И виноградники все к черту изрубил.
А дальше Ельцын был, который блин Борис
При нем у нас миллиардеры завелись,
При нем накрылся коммунизм,
И начался капитализм,
И все республики с Союзом разошлись.
Но в декабре и он немножечко того.
Но не узнаем мы всю правду про него,
Когда от власти уходил-
На кресло Вову посадил,
И мы при Вове не узнаем ничего.
А мы по-прежнему все движемся вперед
А ежель кто-нибудь случайно и помрет
Так ведь на то она история
Та самая которая ни столько ни полстолько не соврет
Чёт в куплете про Брежнева маненечко сумятица вышла.
Для «детей арбата» вся история России так и выглядит.
Для русских немного иначе.
Под Орлом найдены 2000 артефактов времен Ивана Грозного
Находки сделаны на месте сражения русского войска и крымской орды
Специалисты Института археологии РАН смогли обнаружить место Судбищенской битвы (1555 год) — одного из самых известных сражений эпохи Ивана Грозного между русским войском и крымской ордой у урочища Судбищи.
Первые находки в апреле 2021 года подняли со дна реки Гоголь на территории Новодеревеньковского района дайверы из орловского клуба. Экспедиции Института археологии РАН установила, что предметы вооружения и снаряжения встречаются на значительной площади. На некоторых участках уже побывали черные копатели.
Датировка предметов основана на характерных предметах вооружения, нательных крестах XVI — начала XVII веков и монетах-чешуйках Иоанна Васильевича (отчеканенных до 1547 года), а также татарской денги.
Использованы материалы Института археологии РАН
Последний выпуск «Городка»
Девять лет как не стало Ильи Олейникова, автора и одного из двух главных героев программы «Городок».
Предлагаю пересмотреть (или посмотреть) последний выпуск «Городка» с его участием. После смерти Олейникова передачу закрыли.
Комната рабов
В доме, засыпанном почти две тысячи лет назад пеплом Везувия, опять нашли нечто необычное.
Чивита Джулиана — пригородная вилла к северу от Помпей, которая, как и весь город, в 79 году нашей эры оказалась погребена под слоем пепла при извержении вулкана. Скорее всего, первыми ее «исследовали» итальянские черные копатели (tombaroli) не позднее середины прошлого века. Археологи начали работать на вилле в 2017 году. В начале 2021-го они обнаружили там прекрасно сохранившуюся церемониальную колесницу и конюшню с останками трех лошадей.
И вот всего в нескольких шагах от места, где нашли колесницу, расчистили помещение площадью около 16 квадратных метров, которое, по предположению специалистов, служило жилищем для рабов, ухаживавших за лошадьми и транспортным средством. В комнате стоят три деревянные кровати, причем длина их регулируется (можно удлинять дополнительными досками). Длина двух — примерно 1,7 метра, а третьей — 1,4 метра: возможно, на ней спал ребенок или подросток. Лежанки (поверх досок, функциональный аналог матраса) сделаны из веревок, на которые клали тканевые одеяла: их отпечатки в породе сохранились в достаточной мере, чтобы сделать слепки.
На одной из кроватей нашли дышло повозки — либо брошенное случайно, в панике, либо предназначенное для починки. В деревянном ящике обнаружили металлические и текстильные артефакты — скорее всего, части упряжи лошадей. Под кроватями хранили личные вещи, причем некоторые — в амфорах. Также в комнате были керамические кувшины и сосуд, обозначенный археологами как «камерный горшок», вероятно, служивший в качестве туалетного. Комната освещалась небольшим окном в верхней части и не имела отделки стен.
Скорее всего, в комнате жила семья рабов (судя по маленькой кровати), но, кроме этого, помещение явно служило кладовой. Амфорами и другими предметами заняты все углы: жить там вряд ли было комфортно, но для археологов такое количество находок высокой сохранности — большая удача. Повседневная жизнь рабов обычно остается в тени: их помещения редко содержали в хорошем состоянии, да и никто не хранил их вещи.
«Это окно в реальность людей, которые редко появляются в исторических источниках, написанных почти исключительно мужчинами, принадлежащими к элите, — заявил Габриэль Цухтригель (Gabriel Zuchtriegel), директор Археологического парка Помпей. — Это тот случай, когда археология помогает нам открыть часть Древнего мира, о которой мы мало знаем, но которая чрезвычайно важна. Поражает узость и убогость этой комнаты, представляющей собой нечто среднее между общежитием и кладовой… Это, безусловно, одно из самых захватывающих открытий в моей жизни как археолога, даже без наличия больших «сокровищ»: настоящее сокровище — человеческий опыт, в этом случае — опыт слабейших в древнем обществе».
Вопрос о месте рабов в Древнем мире до сих пор чрезвычайно далек от разрешения. Согласно одним источникам, на одного свободного в Античности приходилось до 20 рабов, согласно другим — рабы были сравнительно редки. Еще меньше конкретных данных об их быте и жилищных условиях. В норме помещения для них не рассматривали как нечто ценное, часто сносили, поэтому их редко исследуют археологи. Помпеи, где вулканический пепел законсервировал все, дают уникальную «мгновенную фотографию» античной жизни, позволяющую частично восполнить этот пробел.
Надо отметить, что на раскопках в Чивита Джулиана специалисты из Археологического парка Помпей работают в сотрудничестве с прокуратурой города Торре-Аннунциата, а курирует работу непосредственно главный прокурор. Дело в том, что виллу на протяжении многих лет систематически грабили. Исследователи полагают, что часть археологического наследия даже в свежераскопанной комнате рабов тоже уже утрачена — точнее, украдена мародерами. В целом ущерб, нанесенный черными копателями вилле, на сегодня оценивают почти в два миллиона евро (2,3 миллиона долларов).
Крупная диверсия киношного масштаба
Привет всем читателям! Наверняка любой, кто хоть раз смотрел «Бесславных ублюдков» Тарантино, помнит сюжет со взрывом во время киносеанса, устроенный антифашистской группой.
Фильм, бесспорно, хорош. Но знаете ли вы, что в годы Великой Отечественной произошел вполне реальный подрыв кинотеатра, полного немецких оккупантов, и история там такая, что достойна своей экранизации? Но лучше не мечтать, а то еще придется каяться за бедных и несчастных немцев, которые просто хотели посмотреть кино на территории СССР. Кхм, оставим тему проблем родного кинематографа и перенесемся на 80 лет назад, в август 1941 года.
Герой нашей заметки, Константин Чехович, в августе 1941 был направлен в тыл врага, на Северо-Западный фронт, в составе диверсионной группы из пяти человек.
Константин Александрович Чехович
мемориал на месте лагеря Дулаг-100
Для описания последующих событий надо сделать шаг назад от истории одного человека и шире взглянуть на бэкграунд. К середине 1943 года вовсю ощущался переломный момент в противостоянии СССР и Третьего Рейха. Жители оккупированных территорий, воодушевленные победами Красной Армии, начали как активнее сопротивляться врагу, массово уходить к партизанам и устраивать диверсии, так и просто открыто гадить немцам на местах. Фашисты в ответ лютовали, проводя карательные операции и раскрывая подпольные сети.
Ж/д мост в Порхове через р.Шелонь. Его подорвали позже указанных событий
Тот самый кинотеатр после взрыва
После успешного выполнения миссии Константин Чехович продолжал партизанскую деятельность в составе бригады, а после окончания войны жил и работал в Одессе, в родном городе.
К сожалению, узнать все подробности мы не можем до сих пор. Чеховичу так и не дали Звезду Героя, после войны бывшие бригады спорили, с какой из них диверсант был связан, а некоторые партизаны утверждали, что подрыв совершил другой человек (или группа людей, что вполне может быть). Как часто бывает у эффектных историй, у этой есть и версия о том, что немцы сами (!) этот подрыв устроили. Или что это всё вообще выдумка.
Однако, читая про партизан и подпольщиков времен войны, на каждом шагу встречаешь невероятные подвиги. И я уверена, что и среди читателей @Cat.Cat найдутся люди, кто слышал, может даже из первых уст, подобные истории о безграничной отваге наших предков. Спасибо за внимание, если смогли дочитать! И не судите строго за первый опыт в написании х)
Донесение с мест событий. Количество убитых неточно, есть версия, что немцы хоронили погибших солдат по 3-4 человека под крест, чтобы скрыть масштабы произошедшего
1. В тылу врага: Борьба партизан и подпольщиков на оккупированной территории Ленинградской области, 1943 г.: Сборник документов. – Л.:Лениздат, 1983
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Кто и почему считается «отцом» первого антибиотика, спасшего миллионы жизней | История создания
В XX веке было сделано немало важнейших научных открытий, навсегда изменивших ход истории. Но одно из них стоит особняком. Ведь по степени влияния на медицину оно вряд ли сопоставимо с чем-либо еще. И это открытие пенициллина – первого в мире антибиотика. До открытия антибиотиков, подавляющих рост болезнетворных бактерий в организме человека, жизнь была ощутимо сложнее, чем сегодня. Даже обыкновенная царапина могла привести к смерти, если в кровь попадала инфекция. Шансы на выживание и восстановление после хирургического вмешательства если не стремились к нулю, то составляли примерно 50/50.
Видеоверсия, для тех кто предпочитает смотреть\слушать:
Как лечили до антибиотиков?
Начиная с Древнего Египта, почти все древние цивилизации прикладывали к ранам и порезам плесневелый хлеб. Правда древние люди верили, что причинившие ущерб телу злые духи насытятся хлебом, покинут рану и она заживет. В Индии и Китае антибиотики заменяли луком и чесноком. И естественно использовали лекарственные травы. В Средневековой Европе было известно свое снадобье, заменяющее антибиотик. Оно представляло собой смесь из лука, чеснока, вина и желчи быка. Его нашли в лечебники Балда и звучал он так:
«возьми лук-порей и чеснок в равном количестве, хорошо смешай… возьми вино и желчь молодого бычка, смешай с пореем. и дай девять дней отстояться в медном сосуде».
Ученый Фреи Гаррисон решил повторить данный рецепт и испытать его.
Сложнее всего было найти аутентичные ингредиенты: даже самые примитивные сорта лука и чеснока отличаются от средневековых. Вино было взято винтажное, из винодельни на юге Англии, владельцы которой изготавливают напиток по старинным рецептам. Несложно было найти желчь: сейчас соли желчных кислот коров выпускают в качестве пищевой добавки для пациентов, которым удалили желчный пузырь. Вместо дорогостоящих медных сосудов использовали стеклянные бутыли, покрытые изнутри слоем меди.
Спустя девять дней снадобье убило все почвенные бактерии, попавшие в него от лука и чеснока. Смесь начала дезинфицировать саму себя. Потом снадобье испытали на фрагментах кожи мышей, зараженных метициллин-резистентным золотистым стафилококком (МРСЗ). Эти бактерии у людей вызывают ячмень на глазах — и древнее лекарство убило 90 процентов патогенных микроорганизмов. Такой же по силе эффект дал только антибиотик ванкомицин — основной препарат, применяющийся в лечении МРСЗ.
К удивлению ученых, ингредиенты снадобья давали нужный эффект только вместе.
Однако, британским ученым повезло — попытки американских специалистов создать антимикробное средство по тому же рецепту в 2005 году окончились провалом.
Рецепт из лечебника Балда (Bald’s Leechbook):
В 70-е годы XIX века свойства плесени широко использовали российские медики Алексей Полотебнов и Вячеслав Манассеин для лечения кожных заболеваний.
А.Г. Полотебнов является одним из основоположников российской дерматологии, внесший существенный вклад в ее становление и развитие в конце ХIХ века.
Вячеслав Манассеин— доктор медицинских наук. Редактор еженедельной газеты «Врач», председатель Литературного фонда. Является одним из организаторов государственной и земской медицины.
А в 1896 г. итальянский врач Бартоломео Гозио, изучая причины поражения риса плесенью, вывел культуру грибка, схожего с пенициллином. Жидкая среда, в которой рос этот грибок, оказывала губительное действие на бактерии сибирской язвы. Фактически это был первый в мире антибиотик, однако он не получил практического применения и был забыт.
В 1897 году Эрнест Дюшен заметил, что арабские конюхи использовали плесень с сёдел, чтобы обработать раны на спинах лошадей. Работая с грибками рода Penicillium, он обнаружил их разрушающее действие на палочку брюшного тифа. Эрнест Дюшен послал свою диссертацию в Институт Пастера, но научное сообщество её не приняло.
Александр Флеминг родился 6 августа 1881 года в семье простого фермера. По примеру одного из старших братьев молодой человек решил изучать медицину и, будучи еще студентом, попал в прикрепленную к госпиталю Святой Марии в Лондоне исследовательскую лабораторию. Впоследствии микробиолог проработал в ней всю свою жизнь до самой смерти в 1955 году.
Случайное ли открытие?
Впрочем, со стопроцентной точностью определить причину подобного эффекта у Флеминга в тот момент не вышло. Как и некоторые его предшественники, ученый предположил, что плесень стимулирует иммунную систему организма, а не сама уничтожает бактерии. Затем стало понятно, что на микробы влияет именно плесень. Использовать полученный специалистом образец на людях было слишком рискованно из-за большого количества опасных примесей. Также не смог он и выделить чистое вещество, которое назвал пенициллином, — в экспериментах шотландец использовал отфильтрованный «бульон», где росли грибки. Зато Флеминг подробно описал, как этот фильтрат воздействует на разные бактерии, занялся сравнением «своей» плесени с другими ее разновидностями и, что важнее, сумел сохранить образцы и рассылал их по первой просьбе коллег.
В 1929 году Флеминг публично рассказал в Лондонском медицинском научно-исследовательском клубе о разработанном им потенциально перспективном антибактериальном средстве, но экспертное сообщество восприняло новость, мягко говоря, прохладно. На призывы Флеминга заняться его дальнейшей разработкой никто не откликнулся — о пенициллине забыли на 10 лет.
Рабочее место Флеминга, наши дни:
Вновь вспомнили о нем лишь в 1939-м году. Немецкий иммигрант Эрнст Чейн выделил из него чистый пенициллин, а его начальник Говард Флори испытал препарат на мышах. При этом первого пациента, лондонского полицейского с заражением крови, спасти не удалось. Сперва ему действительно стало лучше, но не хватило накопленного запаса пенициллина, который полностью не усваивался и быстро выводился почками. Первым счастливчиком, которого вылечили от аналогичного недуга благодаря антибиотику, стал в 1941 году 15-летний подросток.
Когда ученые смогли доказать эффективность пенициллина, шла Вторая мировая война. Надежное противобактериальное средство требовалось как никогда: солдаты чаще гибли от инфекций, занесенных в раны, чем от самих ран. Но организовать выпуск антибиотика в условиях блокады в Англии не удалось, поэтому в 1941 г. учёные отправились в США. И понятно почему: на территориях, физически не затронутых военными действиями, наладить выпуск было куда проще.
Существует интересная, но неподтвержденная история. Везти плесень из Великобритании в США в пузырьке было слишком опасно: вещество могли перехватить и передать немецким ученым. Поэтому грибковыми спорами решили пропитать подкладки пальто ученых, которые переправлялись через Атлантический океан.
Американцы смогли точно определить, какая плесень завелась у Флеминга. Но для массового производства использовали не ее, а родственную, продуцирующую в разы больше пенициллина.
Ее нашли на мускусной дыне, которую принесла с рынка сотрудница лаборатории Мэри Хант. Её работа состояла в поисках образцов плесневых грибков, за что получила прозвище Плесневелая Мэри.
Питательной средой для грибка послужили кукурузные отходы (от производство крахмала), богатые сахаром, которые до этого просто сливали в канализацию. Выращивать плесень стали в громадных баках с электрической мешалкой, сквозь которые пропускали воздух. Если в конце 1942 г. американского пенициллина хватало менее чем на 100 пациентов, то в 1943-м было выпущено уже 9 млрд. доз, а в 1945-м — 40 млрд.
Баки для производства пенициллина:
Принцип действия антибиотиков:
Принцип работы состоит в торможении или подавлении химической реакции, необходимой для существования бактерии. Пенициллин блокирует молекулы, участвующие в строительстве новых клеточных оболочек бактерий — похоже на то, как наклеенная на ключ жевательная резинка не дает открыть замок. Пенициллин не оказывает влияния на человека или животных, потому что наружные оболочки наших клеток коренным образом отличаются от клеток бактерий. После того, как возможности антибиотика были оценены по достоинству, пенициллин стал неотъемлемой частью любой методики лечения бактериальных инфекций. К середине века открытое Флемингом вещество широко вошло в производство фармацевтических препаратов, что помогло справляться с большинством древнейших заболеваний, таких как сифилис, гангрена и туберкулёз, гонореи.
В 1945 г. Эрнста Чейна, Говарда Флори и Александра Флеминга наградили Нобелевской премией по физиологии и медицине. Норман Хитли, который отвечал в команде за разведение плесени и тоже придумывал метод очистки антибиотика, остался без награды, хотя его заслуга не меньше. В сентябре 1945 года, накануне приезда во французскую столицу Александра Флеминга парижские газеты писали:
«Для разгрома фашизма и освобождения Франции он сделал больше целых дивизий».
А в 1999 году журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из 100 самых важных людей за весь ХХ-й век, заявив, что «это открытие изменило ход истории».
А как появился первый советский антибиотик смотрите в моём предыдущем посте, если Вы его пропустили:
Видео и фото с награждения (если есть оригинал видео то добавьте в комментариях):
Пенициллин и другие антибиотики, появившиеся в первые послевоенные десятилетия, перевернули медицину: большинство болезнетворных бактерий были побеждены. И по некоторым оценкам, благодаря этому антибиотику в годы войны и после нее были спасены около 200 млн человек. Большинство современных антибиотиков были созданы именно после исследования лечебных свойств пенициллина. Но случилось то, что предвидел еще Флеминг. Бактерии так просто не сдаются. Они быстро размножаются: например, возбудитель холеры делится примерно раз в час. Всего за сутки у холерного вибриона появляется столько поколений потомков, сколько у людей родилось за 500 лет. Широкое применение антибиотиков лишь ускоряет эволюцию: потомство производят более стойкие бактерии, а те, на которые действуют лекарства, исчезают. Бороться с ними становится гораздо сложнее.
Для вашего удобства, все мои посты о медицине:
А что сейчас снимают?
Я хз если честно на что сейчас выделяют ахулиард рублей.. Подскажите бюджет этого ШЕДЕВРа
Продолжение поста «30 лет в 2х минутах, гениальный Городок»
Стоянов реально хорош, ах, эти ножки )
Кратко об этом празднике
30 лет в 2х минутах, гениальный Городок
Загадка эволюции: хоббит с острова Флорес
Обнаруженные в 2003 году останки древнего карликового человека всколыхнули научный мир. Ученые принялись проводить исследования и анализировать данные, чтобы понять, к какому известному виду человеческих предков можно причислить «хоббита» с индонезийского острова Флорес.
Официально он получил название Homo floresiensis (Человек флоресский) в связи с местом обнаружения его останков. А «хоббитом» его прозвали из-за маленького роста. Как определили ученые, взрослый человек флоресский был не выше 1,1 метра. Вот только к какому виду предков современного человека он относится? Поиск ответа на этот важный вопрос потребовал продолжительного времени.
Изначально специалисты предполагали, что «хоббит» относится к человеку разумному (Homo sapiens), а его маленький рост обоснован врожденным заболеванием – микроцефалией, при котором головной мозг, тело и голова человека имеют сильно уменьшенные объемы и размеры. Большинство ученых склонялось к версии, что человек флоресский является эволюционным потомком человека прямоходящего (Homo erectus).
Но более детальное исследование специалистов национального университета Австралии показало, что «хоббит» вполне мог быть подвидом человека умелого (Homo habilis), а его развитие проходило по параллельной родовой ветке. При этом человек флорессский выступает в роли самого первого выходца из Африки из числа известных мировой науке.
По словам ведущего автора исследования антрополога Деби Агью, ранее высказанные версии о связи «хоббита» с человеком прямоходящим и разумным не имеют под собой достаточной доказательной базы. А вот анализ более 130 контрольных точек, расположенных на всем скелете «хоббита» — от костей рук и ног до черепа и зубов, подтверждает версию австралийских ученых. Установленные детали демонстрируют, что флоресский человек имел более примитивное развитие, чем человек прямоходящий, и это не было связано с регрессивным процессом (прим. некоторые ученые считают, что флоресский человекий появился в следствии регресса, обратного развития в силу определенных причин, человека прямоходящего)
По мнению антропологов, человек флоресский мог отделиться от человека умелого, проживавшего на Земле почти 2,1-1,5 миллиона лет назад, около 1,75 миллиона лет назад. При этом обнаруженные останки «хоббита» имеют возраст не более 54 000-100 000 лет, что говорит о том, что обнаруженный человек флоресский мог быть одним из последних представителей данного вида.
Метод статистического моделирования, по словам одного из исследователей – профессора Майка Ли, говорит, что с 99-100% уверенностью можно отделить «хоббита» и от человека разумного, и от человека прямоходящего. Вероятно, человек флоресский появился на территории Африки, а в дальнейшем мигрировал в поисках пропитания или новых территорий. Процесс эволюции происходил, скорей всего, уже по пути следования, что дает шанс на получение в дальнейшем новых доказательств правоты версии австралийских антропологов.
Леонид Ильич Брежнев!
Юрий Стоянов рассказывал. Ну, который «Городок».
— Со мной на одном курсе в театральном училась одна Вика. Ну, Вика и Вика, и фиг бы с ней. И тут приглашает она нас, полудурков-недоактёров, к себе домой. Ну, мы чё? Вина взяли, закуски какой-то и припёрлись на Тверскую. В нехилую такую квартиру. Мне бы сообразить что «обычные» студенты в таких не живут, но молодость! как говорится. Мы там скетчи всякие, шутки, прибаутки, анекдоты. Как положено студиозам.
И тут. Открывается дверь. В дверях стоит Генеральный Секретарь Центрального Комитета Коммунистической Партии СССР Леонид Ильич Брежнев! И эта, которая Вика:
— Ой, дедушка! А это Юра! Он так смешно тебя изображает!
И Ильич такой, прищурившись:
— Ну что, Юрик. Выдай нам что-нибудь.
Я, деревянным языком, какой-то, не вспомню, приличный и не смешной анекдот «выдал». Он помолчал и сказал:
— Не надо тебе Леонида Ильича пародировать. У меня смешнее получается.
Ответ на пост «Немного дореволюционного юмора»
Забавно, но некоторые темы не теряют актуальности никогда.
В СССР тоже смеялись над:
— Нежеланием мужчин жениться.
— И их последствиями.
— Над моралью советского человека.
— и попытками государства как-то это дело исправить.
— Над браками по расчёту.
— Хотя, конечно, были и сугубо советские темы, которые сейчас малопонятны.
Ирина и Илья Клявер, 1970–е годы, СССР
В 1983 году Илья Клявер по совету Винокура возьмёт в качестве сценического псевдонима фамилию жены.
С тех пор мы будем знать его как Илью Олейникова.
Показалось.
Не смешная история
Честный кандидат
Илья Олейников и Юрий Стоянов у Башен–близнецов, конец 1990–х годов, Нью–Йорк
Дети глазами учителя
Чем современные дети отличаются от школьников 1980-х: 10 пунктов учителя истории
Я, Игорь Николаевич Гусев, служил в Рижской средней школе № 17 с 1986 по 1994 гг. Преподавал историю, а также обществоведение, психологию и логику (в те годы экспериментально практиковались и такие дисциплины).
Был классным руководителем. Ушёл из школы вместе с моими выпускниками, так что совесть перед ними чиста.
Минуло четверть века и в прошлом году меня попросили временно заменить в одной из школ захворавшего историка. Так, нежданно-негаданно для себя, я вновь погрузился в эту прекрасно-необыкновенную, чудовищно-непутёвую школьную жизнь, со всеми её плюсами и недостатками.
У меня появилась завидная возможность сравнить своих учеников – тех, прошлых и нынешних, современных.
Это было особенно любопытно, тем более, что среди новых учеников обнаружились отпрыски моих былых воспитанников. Сравнение отцов и детей обещало быть интересным!
Считается, что у хорошего педагога любимчиков не бывает.
Ему все дети одинаково противны.
Детей очень люблю и сам, будучи современным папой, искренне пытаюсь понять новое поколение, младое и малознакомое.
Сами по себе дети прекрасны! Есть просто умнички и лапочки, со многими, как мне кажется, мы искренне подружились. Тронули до глубины души их слёзы на глазах, когда через полгода нашей совместной работы, настал срок мне покидать это гостеприимное школьное сообщество. Спасибо, милые мои, я вас помню и люблю… Так есть ли отличие между учениками прошлых лет и нынешним поколением славных оболтусов?
ТРЕТЬЕ. Современные дети с рождения усваивают массу информации, но вся эта информация, как правило, мало связана с обыденной жизнью и уж конечно не имеет отношения к истории. Рассказываю на уроке о крестьянском труде, о подсечно-огневом земледелии. Тут понимаю, что дети вообще не ориентируются, что такое плуг, зачем нужна борона, как сеют и выращивают хлеб! Недоумённо хлопают глазами. В старое время советские дети получали много информации из мультиков. Помните? Кошечки и собачки пекли хлеб, Фока на все руки дока ковал подковы в кузне, персонажи народных сказок из советских мультфильмов много и трудолюбиво работали. В современных мультиках разнообразные супергерои не работают вообще. Им работать некогда – они «мир спасают»!
ЧЕТВЁРТОЕ. Дети не читают, т.е. совершенно! Вообще. Успешное преподавание истории обязательно базируется на тех историко-приключенческих романах, которые подросток «проглотил» к средней школе. Помните, у Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!» Сейчас не читают никаких книг… И вот стою я перед классом, весь такой красивый и самонадеянный, рассказываю об истории Франции XVII века и наивно вопрошаю: «Помните, как д’Артаньян приезжает в Париж?» И вижу огромные недоумённые глаза детей! Оказывается, из четырёх средних классов, роман «Три мушкетёра» читали лишь ТРИ человека. Но я такой старый, что ещё помню, как это произведение читали буквально ВСЕ, потому что не прочитать его считалось позорным и неприличным! Уже общее правило современной школы: если ученик хорошо и бойко отвечает, если учится успешно, значит – читающий ребёнок. Увы, но таких уникумов прискорбно мало…
ПЯТОЕ. Дети удручающе прагматичны, у них почти полностью отсутствуют романтические порывы. Они мало чем интересуются, кроме того, что относится к их «личному потреблению». У меня есть небольшая коллекция предметов, привезённых из археологических экспедиций. В былые годы, демонстрируя на уроках истории обломки древнегреческих амфор, орудия труда первобытного человека, многотысячелетнюю керамику со следами пальцев давно истлевшего гончара, я с удовольствием наблюдал горящие глаза детей, которые страстно разглядывали все эти археологические чудеса, вырывали их из рук, засыпали меня вопросами… Теперь же, попытка предъявить мою коллекцию ученикам, вызвала у них лишь вежливый интерес (у некоторых!). 25 лет назад это вызывало восторг. Сегодня это им НЕ ИНТЕРЕСНО! Переданное мною по рядам рубило каменного века, многие даже не рассматривая передавали дальше.
Я вообще был приучен к особому вниманию моих учеников, привык, что после урока возле учительского стола обязательно собирается стайка любознательных чудаков, засыпающих меня вопросами, доказывающих своё, особое мнение. Сегодня это невозможно. Сразу после звонка, все дружно хватают мобильники и играя на ходу, вылетают в коридор.
ШЕСТОЕ. В каждом классе всегда были диссиденты. Это, как правило, дети-личности, они особые, неординарные. Они могли портить нервы учителю, могли спорить и не соглашаться, отстаивая своё мнение. Таких учеников вечно ругали, «пытались поставить на место», их родителей нередко вызывали к директору. Но умные учителя, таких ребят в душе очень любили. Это были ЛИЧНОСТИ, имеющие своё собственное мнение. В современной школе такой диссидентствующий типаж также имеется. Только разница в том, что нынешний «диссидент» портит тебе нервы и умничает не потому, что «борется за справедливость». Он язвит ПРОСТО «ПО ПРИКОЛУ»! У него нет особого, своего мнения. Это изначально умный, неординарный ребёнок, с увы… крайне скудным багажом познаний, но с большими амбициями. Спорить ему хочется, только спорить не о чем, знаний не хватает. Поэтому – просто дерзит.
СЕДЬМОЕ. У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учёбе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо? Звучит дико, но это так… Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто НАЙТИ И ВЫПИСАТЬ из учебников готовые ответы! В прежние годы, мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась… Эксперимент дал поразительные результаты. Многие ученики НЕ НАШЛИ ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой прочитать текст и выписать готовые ответы! Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка. За десять минут до конца урока, мне сдавались листочки с несколькими случайно подобранными фразами, их же владельцы в ожидании звонка просто сидели, украдкой под партами играя на мобильных телефонах. Я пытался исследовать этот феномен. Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что всё в жизни к ним как-то придёт и сложится само-собой. Может быть дело в этих стереотипах сознания?
Присматриваясь к мультяшкам и кинофильмам, которые смотрят наши дети, которые сегодня идут в кинотеатрах, можно заметить, что многие из них имеют некую общую канву. Живёт некий мальчик (девочка) – откровенный лузер и неудачник. Он (она) не обладает никакими особыми способностями, никакими особыми талантами. Он беден, некрасив и одинок. И вдруг неожиданно выясняется, что он (она) ИЗБРАННЫЙ! Он пришёл в это воплощение, чтобы СПАСТИ МИР! Невероятным волшебным образом наш вчерашний неудачник вдруг приобретает особые таланты, способности и становится СУПЕРГЕРОЕМ! Он обретает всё – славу, почёт, любовь, дружбу и успех! Заметим, это в старом «совковом кино», герой, чтобы обрести себя должен был много трудиться, учиться, преодолевать трудности и свою собственную лень. В советском мультфильме просто так никому ничего не доставалось. Только через ТРУД и преодоление лени, трусости, эгоизма обыденный персонаж становился Героем. Он не превращался чудом, он делал себя САМ! В современных мультфильмах герой как правило приобретает свои способности просто так, по волшебству, или на худой конец, скушав особую пилюлю (тогда это уже не фэнтези, а научная фантастика). Может быть в этом стереотипе, навязанном современным кинематографом и скрывается тот факт, что многие дети просто ждут подарка от судьбы, не желая прикладывать к этому никакого труда?
ВОСЬМОЕ. Современные дети очень любят «качать права», ведь их с первого класса старательно знакомят с «правами ребёнка». Так и вопят: «Вы нарушаете МОИ права!». Если бы они также хорошо помнили и о своих обязанностях…
ДЕВЯТОЕ. Я был потрясён практически полным отсутствием брезгливости у своих теперешних учеников. Они спокойно сидят и лежат прямо на полу в коридоре и на лестнице. Они кладут без особого пакета свои грязные кроссовки с урока физкультуры прямо в сумку, вперемежку с учебниками и тетрадями. Они роняют печенюшки на пол, а затем поднимают их и спокойно едят… Впрочем, возможно, это общеевропейские тенденции, а я – старый замшелый консерватор. В Европе я насмотрелся на приличного вида девушек, мирно отдыхающих на полу общественного туалета (туалет унисекс), на бодрых французов, спокойно кладущих свежекупленный багет на сиденье автомобиля или общественную скамейку. Видел щеголеватого немца, уронившего сигарету на мостовую, который поднял и невозмутимо прикурил её… Может, так и надо. Ну её, эту брезгливость…
И наконец, ДЕСЯТОЕ… Я всегда пытался пробудить у своих учеников стремление к Высокому духовному идеалу, воспитать уважение к духовным ценностям нашего несовершенного мира. Мне кажется, что у каждого нормального человека должна быть в жизни Высокая Мечта. Во время моей недавней школьной практики дети делились своими мыслями. Они были разными, но горько тронули меня слова одного мальчугана из 6-го класса, который печально сказал: «Я мечтаю учиться на родном языке…» Такая вот, Высокая Мечта.
В заключение, хочу заметить, что вовсе не критикую НАШИХ детей. Не их вина, но их беда, что вынуждены они вступать в жизнь в это непростое, недоброе время. И особая роль и особая задача родителей, всеми силами помогать им. Даже сейчас, дайте мне нормальный учебник, нормальную продуманную учебную программу и не мешайте работать, уверен, что с этими детьми можно творить чудеса! Да