пестеля 14 история дома
Дом Косиковского (А. М. Тупикова) в Санкт-Петербурге
Литейная сторона Санкт-Петербурга богата на архитектурные достопримечательности. Так, например, я уже писал об особняке Кочубея или дворце Зинаиды Юсуповой, расположенных здесь. Сегодня же речь пойдет о доме Косиковского (А. М. Тупикова). Своими фасадами он выходит сразу на две улицы, поэтому и адрес соответствующий: Литейный проспект, 21; улица Пестеля, 14.
Дом Косиковского (А. М. Тупикова)
Как добраться на метро
Проще всего доехать до станции метро «Чернышевская», это красная ветка метрополитена. Далее нужно немного пройти пешком по Кирочной улице до пересечения с Литейным проспектом и повернуть налево.
Немного истории
Свою долгую историю дом ведет с начала XIX века. Сначала здание было двухэтажным, автором проекта выступил архитектор Л. Я. Тиблен. В 1841 году его надстроили и расширили Е. И. Диммерт и Н. Е. Ефимов. О последнем стоит рассказать немного подробнее, он был одним из авторов Театральной лестницы в здании Старого Эрмитажа и участвовал в отделке Аполлонова зала в Зимнем дворце. Помимо этого, занимался планировочными решениями Знаменской и Благовещенской площадей, Конногвардейского бульвара.
Балкон
Проезд во двор
Мемориальная табличка. В доме жил писатель Самуил Яковлевич Маршак
Свой современный узнаваемый облик здание получило после перестройки 1876—1877 годов для известного домовладельца А. М. Тупикова, его имя носит дом и сегодня. Архитектором выступил Юлий Осипович Дютель, он значительно расширил фасад. Кстати, благодаря именно Андрею Михайловичу Тупикову Литейный проспект получил лучшую мостовую в городе, выложенную гранитными плитами.
Внутренний двор
Вернемся к дому. Его внешнее убранство поражает многообразием форм и великолепным декором. Центральная и боковые части украшены множеством арок. Эркеры увенчаны шатрами. В отделке использовано большое количество декоративных элементов, если приглядеться, то можно увидеть даже драконов, которые поддерживают полуколонны. Облик здания завораживает, оно является настоящим украшением Литейного проспекта, рекомендую уделить время и рассмотреть все детали вблизи.
Еще несколько интересных фактов. В ноябре 1890 года здание сильно пострадало от пожара. С 1927 по 1938 годы в доме жил известный писатель Самуил Яковлевич Маршак, о чем свидетельствует мемориальная табличка, установленная в 1986 году.
Вид с Литейного проспекта
Эркер
Кстати, неподалеку находится еще одна необычная архитектурная достопримечательность этого района, Анненкирхе — церковь с необычными интерьерами, пострадавшими от пожара 2002 года. Не поленитесь заглянуть туда на обратном пути.
«Дом с драконами» и его обитатели. Кто жил в историческом здании на углу Литейного и Пестеля?
Подъезд со стороны улицы Пестеля, в котором находились квартиры, где жили Самуил Маршак и Даниил Альшиц, не сохранился. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Мы в свою очередь предлагаем нашим читателям перелистать страницы книги, о которой говорится в письме.
Ярчайшим детским впечатлением Аля была встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком, въехавшим в дом в 1927 году. Началась эта история со знакомства с сыном Маршака, Иммануэлем, тогда Эликом, который был двумя годами старше Дани (в будущем он станет известным физиком и переводчиком).
Первая встреча мальчишек окончилась потасовкой. Результатом последовавшего «разбора полетов», который производил Самуил Маршак, стало общее примирение мальчиков, закрепленное подносом с апельсинами и конфетами и совместным просмотром книжек в комнате Элика.
Даня, часто видевший, как поэт садится в забиравший его у подъезда автомобиль, как-то получил приглашение покататься. «Машина проехала мимо Летнего сада, по набережной Невы, мимо Зимнего дворца, Адмиралтейства, обогнула памятник Петру. Самуил Яковлевич сидел молча, но иногда что-то тихо, еле слышно бормотал». Как оказалось, он сочинял стихи, первыми слушателями которых часто становились Даня и его друзья-товарищи.
Нарисовал автор и «портрет» своего подъезда, вошедшего в сатирическую поэму С. Я. Маршака «Мистер Твистер». «Между дверью парадного и лестницей был большой вестибюль. Его освещало окно, находившееся рядом с парадной дверью. Вестибюль тем не менее был мрачноватым. Рядом с лестницей находился лифт, который на моей памяти никогда не действовал. Когда-то он работал, как мне объяснили, с помощью воды. Как я теперь понимаю, лифт был гидравлическим. Своды вестибюля подпирали неширокие колонны, стоявшие парами, и я очень любил протискиваться между ними».
Через много лет, работая над воспоминаниями, Даниил Альшиц с сожалением отметил: «Нашего знаменитого, вошедшего в литературу подъезда теперь, к сожалению, не существует. Во время капитального ремонта дома его замуровали и превратили в окно».
В объемной книге «Сквозь строй эпох» еще немало героев: и неграмотный «кухонный мужик» Степа, как-то кормивший Даню вкусным рассольником; и певица Мариинского театра Медея Фигнер, скрывавшая лицо под широкополой шляпой с вуалью; и любитель выпить дворник Илья, однажды ложно обвинивший Даню в курении. Есть в воспоминаниях сцены блокадного города, описание послевоенного ареста Даниила Альшица, и многое другое. Всем неравнодушным к истории города непременно следует прочитать эту книгу, которая погружает в те далекие и не очень времена, когда Петербург был Петроградом, а затем Ленинградом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (6509) от 23.08.2019 под заголовком ««Дом с драконами» и его обитатели».
Мастерская каретного мастера Иохима
Дом Косиковского
(ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4206)
Доходный дом А. М. Тупикова
(ул. Пестеля) (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.4206; [ 99 ]. С. 127)
В 1847 г. арх. Н. Е. Ефимов (?) надстроил дом до 4-х этажей.
В 1876-1877 гг. арх. Дютель Ю. О. придал зданию современный облик, расширил его по Пантелеймоновской ул. (ул. Пестеля).
В 1890 г. дом пострадал от пожара.
1828 г. план Шуберта
Генеральный
план 1834 г.
ЦГИА СПб ф.513
оп.102 д.4206
Фасад по Литейному пр.
1834 г. (лист 1-4)
Фасад по Литейному пр., 1834 г. (фрагмент листа 1-4)
Генеральный план
1847 г.
Фасад по Пантелеймоновской ул.
(листы 11-12)
Фасад по Литейному пр.
(листы 13-14)
План надстраиваемых
3-го и 4-го этажей
Подпись Н.Е.Ефимова
(добавил S.P. )
«Проект перестройки и надстройки
дома бывш. Косиковского по
Литейному пр. в Петербурге.
1847, арх. Н.Е.Ефимов»
(Барановский Г.В.
Архитектурная энциклопедия
второй половины XIX века)
(добавил О.Лабзина)
год неизвестен
(добавил весовщик)
Вечерний Ленинград
январь 1954 г.
(добавил MANOLA )
1977 г. Очередь в
продуктовый магазин
на углу ул. Пестеля
и Литейного пр.
(добавил люблюпитер )
История строительства отражена в деле:
На мой взгляд, наиболее интересны материалы о времени до последней перестройки по проекту Ю. О. Дютеля.
Фасад был выполнен в стиле классицизма. Очевидно, дом был построен в первой трети XIX в. (а может быть, и в конце XVIII в.)
В 1847 г. дом, принадлежавший провинциальному секретарю Косиковскому, был надстроен на два этажа. Генеральный план (лист 15-16) Фасады по Пантелеймоновской улице и по Литейному проспекту (листы 11-12 и 13-14).
Можно посмотреть также планы первого и второго этажей существующего здания и надстраиваемых третьего и четвертого этажей (листы 21-26)
Мастерская каретного мастера Иохима
Конечно, прошло уже более 10 лет с тех пор, как Иохим покинул эти места, но мы видим, что на участке существовало и тогда много служебных строений, причем, каменных.
О том, что проект был осуществлен, свидетельствует старая фотография, помещенная в кн.: Н. В. Мурашова. Федор Демерцов. СПб, 2002, C. 160 (см. фото ).
Надписи на репродукции чертежа читаются с трудом. Мне удалось прочитать следующее:
«Фасад [. ] каменного (?) дома, принадлежащего провинциальному секретарю Косиковскому, в Литейной части в I-м квартале под №46, над коим предполагается надстроить 3-й и 4-й этажи. Фасад по Литейному проспекту.»
На самом чертеже рядом слева от двух верхних этажей написано: «Надстройка».
Справа наверху утверждающая виза (ее отчасти можно разобрать, но я здесь на этом не останавливаюсь).
ДОМ С ГРИФОНАМИ (ДОМ КОСИКОВСКОГО, ДОХОДНЫЙ ДОМ А.М. ТУПИКОВА)
Построен архитектором Ю.О.Дютелем в 1876-77 годах, стиль эклектика.
Ближайшая станция метро: Чернышевская.
Фотографии: Дом с грифонами (Дом Косиковского, доходный дом А.М.Тупикова)
Куда пойти в Петербурге? – (KUDA.SPB.RU) – Неформальный кудкуда-путеводитель.
По всем вопросам пишите по адресу: webmaster СОБАКА kuda.spb.ru
При использовании материалов активная гиперссылка обязательна.
Доходный дом А. Д. Мурузи
Доходный дом князя А. Д. Мурузи мавританский cтиль
при участии арх.-худ. Шестова П. И. и Султанова Н. В.
Пятиэтажный доходный дом принадлежал князю Александра Дмитриевича Мурузи (1807-1880).
Сооружен для Мурузи в 1874-1876 гг. арх. А. К. Серебряковым при участии П. И. Шестова. Ряд интерьеров спроектировал Н. В. Султанов.
Фасады дома в мавританском стиле оформлены многочисленными эркерами, балконами и нишами, украшены тонкими терракотовыми колонками, подковообразными арками, арабесками и стилизованными надписями. Объемная пластика отдельных деталей сочетается с плоскостно решенными фасадами.
1985-1991 гг. (pastvu.com)
(добавил люблюпитер )
1956 г. И. Бродский
на балконе кв. 28.
В начале XIX в. здесь находился деревянный особняк русского мореплавателя, совершившего кругосветное путешествие, одного из основателей Российско-Американской компании Н. П. Резанова (1764-1807).
(Ему посвящена рок-опера А. Рыбникова по поэме А. Вознесенского «Юнона и Авось»).
В 1830-х гг. дом принадлежал купцу А. Меншуткину.
В 1848-1850 гг. зданием владел князь В. В. Кочубей. На месте сада дома Кочубея Ф. Достоевский поместил дом генерала Епанчина в романе «Идиот».
В 1890-1917 гг. дом принадлежал генералу О. Ф. Рейну.
Интерьеры отличаются необычной для доходных домов пышностью, эффектен вестибюль, парадная лестница с ажурной галереей украшена восточным орнаментом. Одним из авторов интерьеров был арх.Н. В. Султанов.
Между частными (доходными) домами занимают одно из первых мест, уже по громадности своей, постройки князя Мурузи и графа Шереметева, находящиеся обе на Литейном проспекте. Архитектор Серебряков, неизвестный до сего времени, сразу вошёл в славу, и не попусту: эффектным и величественным фасадом дома кн. Мурузи он доказал, что, кроме всевозможных вариаций ренессанса, коверканья избитого и изуродованного неумелыми руками «Louis XVI», кроме гениальных, попыток покойного Макарова смешения стилей, пригоден и стиль мавританский, даже для 5-ти этажных домов. Фасад этой постройки разбит весьма удачно в общих массах, богатый и вместе с тем спокойный; детали нарисованы со вкусом и в масштабе. Но чем лучше произведение, темь строже должна быть и критика: купола, которые следовало бы покрыть стеклянной черепицей, обтянуты железом, на котором выделано подражание черепице слишком крупного размера; под ними главный карниз кажется сжатым. Помощниками строителя были г. Шестов и Султанов. Предоставлением редакции чертежей дома кн. Мурузи, для публикации, г. Серебряков очень обязал бы подписчиков «Зодчего».
(«Зодчий», 1875, Вып. 10, С. 117., miraru1 )
Со стороны ул. Короленко
и Преображенской пл.
Фасад по ул. Пестеля.
Фасад по Литейному пр.
В этом доме происходили события, изображенные А. И. Куприным в «Гранатовом браслете».
В кв. 44 в 1879-1880 гг. жил Н. С. Лесков.
В 1889-1913 гг. в доме жили Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус и Д. В. Философов.
После революции в квартире Мережковских работала литературная студия.
В кв. 9 семьи поэта В. А. Пяста (Пестовского) в 1911 г. проходили собрания «Цеха поэтов».
В 1919 г. в доме открыта студия молодых переводчиков при издательстве «Всемирная литература».
В 1921 г. по инициативе Н. С. Гумилева учрежден «Дом поэтов». (по материалам [ 71 ]).
«. Комната действительно была большой, поэтому могла служить (да и служила) одновременно и столовой, и прихожей, и спальней для троих Бродских: взрослых и маленького. Но очень скоро Александру Ивановичу понадобилась фотолаборатория, и он отгородил себе закуток плотными шторами. А потом и Иосифу потребовалось творческое уединение. «. ( Российская газета rg.ru 22.05.2008)
В этом доме действовала под руководством Николая Степановича Гумилева литературная студия, кроме Н. Гумилева в работе студии принимал участие Михаил Леонидович Лозинский, поэт и переводчик. Вот что пишет в своих воспоминаниях И.Одоевцева об открытии студии: «Литературная Студия открылась летом 1919 г. Помещалась она на Литейной в Доме Мурузи, в бывшей квартире банкира Гандельблата. Подъезд дома Мурузи был отделан в мавританском стиле «под роскошную турецкую баню», по определению студистов. Когда-то, как мне сейчас же сообщили, в этом доме жили Мережковский и Зинаида Гиппиус, но с другого подъезда, без восточной роскоши.
В квартире банкира Гандельблата было много пышно и дорого обставленных комнат. Был в нем и концертный зал с эстрадой и металлической мебелью, крытой желтым штофом.» (источник: Ирина Одоевцева. «На берегах Невы», Fotoxronika )
(ВЛд на 1928. O. III. C. 118, на 1929. С. 128, на 1930. С. 109, на 1933. С. 93, на 1934. С. 84, на 1935. С. 34, список абонентов на 1937 г. С.39)
Ее скульптура «Три грации» в 1907 г. была установлена на углу дома
на 1929. С. 178, на 1930. С. 151, на 1931. С. 133, на 1933. O. XV. С. 121, на 1934. O. XIV. C. 115; список абонентов ЛГТС на 1937 г. С. 52)
на 1895. С. 261, на 1896. С. 286, на 1897. С. 684, на 1898. С. 686, на 1899. С. 587, на 1900. С. 611, на 1901. С. 644; ВПб на 1902. O. III. C. 408,
на 1903. С. 427, на 1904. С. 422, на 1905. С. 416, на 1906. С. 429, на 1909. С. 311, на 1910. С. 551, на 1911. С. 577, на 1912. С. 583)
ВПб на 1894. O. III. С. 179, на 1895. С. 174, на 1896. С. 241, на 1897. С. 306, на 1898. С. 407, на 1899. С. 409, на 1900. С. 445,
на 1901. С. 440, на 1902. С. 484, на 1903. С. 507, на 1904. С. 500, на 1907. С. 544, на 1908. С. 580, на 1909. С. 605)
Здесь прошло его детство и юность.
1973: Приемный пункт № 30 (окраска натуральных мехов) производств. объединения «Химчистка» Дзержинского р-на
— Литейный пр., 24 ([ 211 ]. С.175)
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения