петербургская рассказ петербургская история
Петербургские повести
Микропересказ : Цикл показывает все стороны жизни Петербурга, его великолепие, за которым скрывается нищета. В повестях цикла рассматривается проблема «маленького человека», нищего и всеми унижаемого.
Невский проспект
Петербург. Двое приятелей, художник и поручик, пришли на Невский проспект, чтобы пофлиртовать с девушками.
Поручик Пирогов отправился за хорошенькой блондинкой, которая оказалась немкой и женой немца-жестянщика. Пирогов заказал у жестянщика шпоры, принялся наведываться в мастерскую и ухлёстывать за блондинкой.
Немка оказалась очень глупа и не поняла, чего хочет от неё поручик. Тогда Пирогов постарался застать блондинку одну и начал распускать руки. За этим его застукал жестянщик с приятелями и сильно избил. Помятый Пирогов хотел пожаловаться на них генералу, но потом передумал и с лёгким сердцем отправился на вечеринку.
Однажды утром за завтраком цирюльник обнаружил в свежеиспечённом хлебе нос майора Ковалёва, которого брил дважды в неделю. Испуганный цирюльник попытался выбросить нос в Неву и был арестован квартальным надзирателем.
Тем же утром майор Ковалёв обнаружил, что его нос пропал. Майор решил заявить о пропаже носа и отправился к начальнику петербуржской полиции. По дороге он увидел свой нос в мундире высокопоставленного чиновника. Ковалёв попытался вразумить его и вернуть на законное место, но нос притворился, что ничего не понял, и снова удрал от Ковалёва.
Все старания Ковалёва вернуть нос ни к чему не привели. В конце концов, нос ему вернул квартальный надзиратель, арестовавший цирюльника. Нос ещё долго не хотел прирастать на место, а тем временем эта странная история разошлась по всему Петербургу.
Портрет
Молодой и талантливый художник Чартков купил в дешёвой лавке портрет старика со страшными, словно живыми глазами. В портрете обнаружился тайник с золотыми монетами. Вместо того чтобы употребить найденное богатство на совершенствование своего мастерства, Чартков стал модным портретистом.
Много лет он рисовал шаблонные портреты людей из петербуржского высшего света, пока, наконец, не обнаружил, что утратил свой талант и мастерство. Чартков начал завидовать талантливым художникам, скупать и уничтожать их картины, на что потратил все накопленные богатства. Зависть свела Чарткова с ума, и он умер от припадков бешенства и скоротечной чахотки.
Впоследствии выяснилось, что талантливый художник-самоучка написал этот портрет с богатого ростовщика, деньги которого делали людей завистливыми, жадными, ревнивыми. Когда ростовщик умер, его душа переселилась в портрет, который негативно влиял на всех владельцев, сводя их с ума.
Записки сумасшедшего
Мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщев работал в некоем департаменте и ездил домой к директору чинить для него перья, чем очень гордился. Поприщев был влюблён в хорошенькую дочь начальника Софи и верил, что и девушка к нему неравнодушна. К тому же он был честолюбив и мечтал дослужиться до генерала.
Однажды Поприщев узнал, что Софи влюблена не в него, а в красавца камер-юнкера. Из-за неудовлетворённых мечтаний и амбиций душевное здоровье Поприщего начало ухудшаться. Сначала ему казалось, что он понимает разговоры собак, а потом он вообразил себя королём Испании.
В конце концов, Поприщев попал в приют для сумасшедших, где ему обрили голову и подвергли мучительным пыткам. Несчастный безумец не понимал, где находится, и считал, что попал в лапы испанской инквизиции.
Шинель
Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный и всеми унижаемый чиновник лет пятидесяти, обнаружил, что его ветхая шинель протёрлась на плечах и совсем не греет. Починить шинель оказалось невозможно — сукно стало таким редким, что заплатки на нём не держались.
Башмачкин начал копить на новую шинель. Возможность осуществить мечту сделала его живее и твёрже характером. Через полгода нужная сумма была накоплена и шинель сшита, но Башмачкин не проносил её и суток. Возвращаясь домой поздно вечером, он наткнулся на грабителей, которые сняли с него шинель.
В полиции с этим делом разбираться не стали. Башмачкин обратился к значительному лицу, но тот тоже не стал слушать, наорал на несчастного и выгнал его.
По дороге домой Башмачкин попал в метель, застудился и умер. В виде ожившего мертвеца он стал появляться на том месте, где его ограбили, и снимать с людей шинели. Наконец, он снял шинель со значительного лица, удовлетворился ею и больше на улицах Петербурга не появлялся.
Кроме этих повестей к циклу иногда относят и два «не петербургских» произведения: «Коляска» и «Рим»
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Петербургские повести»
«Петербургские повести» — общее название сборника повестей Н.В. Гоголя, написанных в 1830-40 гг.
Содержание сборника «Петербургские повести»
В сборник входят следующие повести: «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего».
История создания сборника «Петербургские повести»
Сам Н.В. Гоголь никогда не объединял свои произведения в такой сборник, название цикла появилось позднее, уже после смерти автора. Повести были написаны в разное время и публиковались по отдельности. Так «Невский проспект» и «Портрет» Н. Гоголь создал в 1833-1834 гг. Сам автор поместил оба произведения в сборник «Арабески», который вышел в печать в 1835 году. Туда же были включены и «Записки сумасшедшего», которые в то время публиковались под название «Клочки из записок сумасшедшего».
Повесть «Нос» была создана в 1832-33 гг., но первая публикация состоялась лишь в 1836 году в «Современнике» Александра Пушкина. Интересно, что журнал «Московский наблюдатель», куда Николай Васильевич пришел сначала, отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной».
Созданию «Шинели» Н. Гоголь посвятил несколько лет, с 1836 по 1842 год. Первоначально автор назвал ее «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».
К 1842 году Николай Гоголь серьезно отредактировал все вышеперечисленные повести, у некоторых поменял заголовки и уже в обновленном виде включил их в третий том своего первого Собрания сочинений. К ним же он добавил повести «Коляска» и «Рим» и назвал весь том просто и лаконично «Повести».
Впервые название «Петербургские повести» появилось у известного биографа Н.В. Гоголя Владимира Ивановича Шенрока. В конце XIX века Владимир Иванович оформлял «Материалы для биографии Гоголя» и одну из частей этого труда так и озаглавил «Петербургские повести Гоголя». Это словосочетание тот час же прижилось и стало активно употребляться в литературной среде. А в 1924 году впервые пять знакомых всем нам произведений великого классика были выпущены отдельным сборником под привычным нам сегодня названием «Петербургские повести».
Главные герои
Петербург
Итак, В.И. Шенрок дал такое название сборнику не прихоти ради, а в связи с тем, что действие всех указанных повестей Николая Васильевича происходит в Петербурге. Более того, город является не просто фоном для описываемых событий – он как будто бы становится одним из основных персонажей. И это не случайно.
Колокольня Владимирского собора
Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, и столица Российской империи – Петербург – такой далекий и манящий, всегда виделся ему красивым, блестящим, нарядным. Однако, когда Гоголь в 1828 году прибыл в Петербург, город открыл ему не только свою праздничную сторону, но и будничное, совсем не такое привлекательное лицо. Наряду с лощеным Невским проспектом здесь были и маленькие улочки, и грязные тупики, и темные зловонные дворы-колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедняки. Причем, не только откровенно нищие и попрошайки, но и мелкий чиновничий люд, служащие, работники, мастеровые – все они жили во много-много раз беднее дворян, помещиков и крупных торговцев и составляли основную часть населения города.
Маленький человек
И именно такие «маленькие люди» и стали главными героями «Петербургских повестей». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то мере он и себя относил к этой категории, а также в избытке повидал таких персонажей в то время, когда служил чиновником на государственной службе. Кто такой «маленький человек»? Он робкий, неуверенный в себе, никак не может вырваться из череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно терпит унижение от начальства, более удачливых коллег и вообще всех, кто стоит выше него на социальной лестнице. Их подколки, издевательства, пренебрежение больно ранят таких героев, заставляя еще больше замыкаться в себе, терять надежду, разувериться в себе, в справедливости и в целом в жизни.
В итоге герои Гоголя либо сходят с ума, либо заканчивают жизнь самоубийством, либо умирают – тихо и незаметно, также, как жили. Никто даже не замечает, что их больше нет. А нарядный и блестящий Петербург продолжает жить своей парадной жизнью…
Нет сомнений в том, что весь данный цикл – протест Гоголя против трагической неустроенности жизни и тех, кто сделал ее такой: жестокой, несправедливой, бесчеловечной.
Краткое содержание
«Невский проспект»
История о бедном художнике Пискареве. Однажды, художник вместе с другом прогуливался по Невскому и увидел привлекательную брюнетку. Он последовал за дамой, желая с ней познакомиться, но вскоре понял, что попал в публичный дом, а понравившаяся ему барышня – жрица любви, хотя ей всего 17 лет. Поняв это, художник поскорее ретировался. Разочарованный он вернулся домой и в эту же ночь увидел возлюбленную во сне. Там она была совсем иной: они вместе попали на бал, где девушка объяснила, что все, что он видел – неправда и она должна открыть Пискареву тайну…
«Невский проспект». Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)
Его товарищ же Пирогов, который в тот же день решил приударить за блондинкой, получил тумаков от мужа той самой блондинки, но решил не расстраиваться по этому поводу и в этот же вечер прекрасно провел время за танцами.
«Портрет»
К молодому и бедному художнику Чарткову попадет необычный мужской портрет. Картина привлекла его тем, что глаза мужчины выглядят как будто живыми. Вскоре начинают происходить странные вещи: Чартков видит сон, где старик с портрета трясет перед ним деньгами и художник выкрадывает один сверток, а утром он обнаруживает такой же сверток в раме картины и с помощью этих денег расплачивается с долгами за квартиру.
Явление старика Чарткову на иллюстрации Алексея Кравченко
С этих пор начинается совсем другая жизнь: у Чарткова нет проблем с деньгами, но его картины получаются откровенно плохими, механическими, поверхностными. Завидуя «настоящим художникам» Чартков вскоре сходит с ума и умирает. Однако повесть на этом не заканчивается. Читателю раскрывается история появления того самого портрета, который испортил жизнь Чарткова. И без нечистой силы здесь не обошлось…
«Нос»
Сюжет повести весьма нетривиален: однажды коллежский асессор Ковалев теряет нос, а его цирюльник этот нос находит. Далее следует ироничное описание автора, как первый герой свой нос безуспешно ищет, а второй – столь же безуспешно избавляется от него.
На первый взгляд, это произведение может показаться лишь забавной фантазией. Но если прочесть послание автора между строк, то становится ясно, что Н. Гоголь в образе потерянного носа показывает нам как внешний образ, под которым нет особого содержания, идет впереди самого человека. А сам герой, неожиданно потеряв свой имидж, не может даже на службу идти, так как без внешней оболочки он – никто. Гоголь высмеивает общество, где чины ценятся выше личности.
«Шинель»
Герой этой повести, наверное, и есть самый яркий и типичный образчик «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин служит титулярным советником в Петербурге. Это очень старательный честный человек, но так как в его обязанности только и входит, что переписывать бумаги, на службе его особо не уважают и постоянно подтрунивают, на что он только и может, что восклицать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Однажды Башмачкин замечает, что его шинель совсем прохудилась и начинает копить на новую.
Иллюстрации Кукрыниксов к повести «Шинель»
Так как жалование у него маленькое, мужчине приходится экономить на самом необходимом, чтобы скопить нужную сумму. Когда же ему это удается и он, наконец, отшивает себе новую шинель, ее в первый же вечер у него крадут. Пристав посоветовал потерпевшему обратиться к «значительному лицу», но тот не стал даже слушать мелкого чиновника, накричал на него и выгнал. От такой несправедливости Башмачкин заболевает и вскоре умирает. А на улицах столицы с тех пор появилось привидение, которое снимало шинели с богатых и высокопоставленных людей.
«Записки сумасшедшего»
Повесть представляет собой выдержки из дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина, который так был озабочен поиском своего поприща и тем, что занимает низкое положение в обществе, что на этом фоне получил нервное расстройство и попал в психиатрическую лечебницу. По записям героя читатель может наблюдать за тем, как болезнь прогрессирует: если изначально в них есть некая логика и изложение реальных событий, то ближе к концу появляются даты из будущего и совершенно фантастические события.
Петербургские легенды и мифы — 10 таинственных пространств и событий в Северной столице
Пожалуй, в каждом городе можно найти такое, что не укладывается в голове, необъяснимые явления и таинственные места, в которых что-то происходит из ряда вон выходящее, настораживающе и даже пугающее до дрожи в коленках… Петербург не является исключением.
Более того, многие находят, наоборот, что в городе на Неве такого загадочного даже «выше крыши». Дома, набережные, сады и дворцы в Северной столице скрывают множество секретов. Вы слышали, чтобы где-то устраивались экскурсии типа по следам домовых и прочих сущностей из параллельного мира?
А в Санкт-Петербурге такие путешествия бывают, и не считаются чем-то необычным. Во, какой уникальный город Петра Великого. Причём, чудеса начали твориться ещё и в его царскую эпоху, на заре становления великого города на Неве. И сегодня жители верят в волшебство, например, в загадывание желаний у памятников и в других местах Петербурга, где они сбываются.
В Петербурге немало особняков и замков, где гуляют призраки, об этом знают даже приезжие. Под покровом ночи на мостовых города можно в Неве увидеть отражение летающей тарелки зимой, а в период белых ночей инопланетян, прогуливающихся у станций и так просто, а в кустах … нет, не рояль, а НЛО. Хотите верьте, хотите нет.
1. Обводный канал
Здесь, на самом неделе живёт множество легенд и тайн. Говорят, что когда смотришь на воду, она как будто манит к себе. И упорно твердит молва, что туда вниз тянут мёртвые души самоубийц. Этот каменный массив, за долгие годы своего существования впитал всю негативную энергетику города. Гранитные Обводного канала хранят множество не раскрытых тайн.
Одна очень странная история случилась зимой 1923 года. Во время прокладки теплотрассы рабочие глубоко под землей наткнулись на гранитные плиты, расположенные в виде круга. Поверхность их была испещрена непонятными надписями и знаками, а под центральной плитой обнаружились человеческие кости.
Прибывший на место находки археолог был потрясён. После беглого осмотра он вынес приговор: находка уникальна, поскольку является прекрасно сохранившимся капищем, или захоронением, относящимся к XI-XII векам и имеющим, скорее всего, скандинавское происхождение.
Но судьба уникальной находки оказалась печальной. Ломовые извозчики отвезли гранитные плиты в камнерезную артель, где из них напилили поребрики для мостовых Лиговского проспекта. Человеческие останки сложили в несколько мешков и вывезли на свалку. Происхождение и назначение объекта остается загадкой и по сей день.
Это место и время оказалось и самым подходящим для самоубийц. Пик самоубийств пришёлся на осень 1923 года. Милиция была вынуждена выставить на мостах посты, чтобы всеми мерами препятствовать попыткам граждан преждевременно свести счёты с жизнью. Тем не менее, в том году воды Обводного канала навсегда сомкнулись над головами 89 человек. Спасти удалось лишь одного.
Им оказался товарищ уважаемый — член РСДРП с 1903 года, лично знакомый с В. И. Лениным. Масса достоинств, однако, не помешала ему средь бела дня с диким воплем прыгнуть в Обводный канал с Боровского моста. Ему повезло — вместо глубины он угодил на мелководье, где и сидел с отбитыми ягодицами, пока его не вытащили спасатели.
С неудавшимся самоубийцей занимался психиатр Ефимсон. С 1924 года самоубийства на Обводном резко прекратились. Так продолжалось до начала 30-х. В 1933 году канал вновь захлестнула эпидемия суицида и опять на том же участке —- от Боровского моста до железнодорожного виадука. 107 случаев самоубийств было запротоколировано 28-м отделением милиции, на территории которого находился этот участок.
Свободное время доктор Ефимсон проводил в городских архивах, разыскивая документы, в которых содержались бы сведения о каких-либо таинственных происшествиях, связанных с районом Обводного канала и речкой Волковкой. Поиски привели его к археологу. Гвоздицкий рассказал о находке 1923 года и даже показал ряд рисунков надписей и знаков с каменных плит, воспроизведенных по памяти.
Выходило следующее: обнаруженные плиты представляли собой ритуальное капище. По мнению специалистов, надписи могли быть каким-либо пророчеством или заклятием, на что указывало как наличие символов, так и расположение плит. А в Ленинграде на прежнем месте разразился очередной “бум” самоубийств.
Случилось это, как и предполагал Ефимсон, в 1943 году. В осаждённом городе случаи суицида оставлялись без внимания. В послевоенные годы самоубийства на Обводном продолжались как и прежде: каждый третий год нового десятилетия, вплоть до наших дней — 1993 года. И то, что за всеми этими событиями стоит нечто потустороннее, ясно понимал только один человек.
2. Малоохтинское кладбище
С кладбищами повсеместно связано немало мистических и загадочных историй и мифов. Некоторые люди на кладбищах на себе чувствуют влияние негативной энергетики. Говорят и на одном из старейших кладбищ Санкт-Петербурга — Малоохтинским с живыми творится что-то невероятное.
Малоохтинское кладбище было основано в XVIII веке, тогда на Охте жили в основном старообрядцы. В то время территория кладбища была для них очень важным местом, поскольку церкви им строить не позволялось, встречи они проводили здесь. И хоронили здесь. За все время существования кладбища его неоднократно закрывали, открывали…
Сейчас кладбище открыто для захоронения, и даже просочилась информация, что идет очистка и благоустройство территории. Безусловно, сюда потянулись исследователи и историки, собиратели легенд и просто любопытствующие, охотники за чем-то несусветным, проч.
Бытуют слухи, что здесь хоронили не только старообрядцев, но и самоубийц и даже алхимиков, а также говорят, что в этом месте собирались ведьмы и колдуны, проводившие свои шабаши и ритуалы. Теперь же их души по ночам витают над огромным кладбищем и издают ужасные звуки, пугающие и непонятные, как будто скрежет, как будто стоны, как будто уханье. А порой можно увидеть летающие светящиеся фигуры непонятной формы.
3. Памятник «Медный всадник»
Таинственные тени бродят у знаменитого памятника Петру Великому в его городе на Неве уже не одно столетие, это мнение передаётся из поколение в поколение. Странную активность замечают учёные и тогда, после открытия «Медного всадника», и по сей день. Памятник Петру I «Медный всадник» находится в самом сердце Петербурга — на Сенатской площади.
Создать памятник инициировала Екатерина II, и императрица выбирала его месторасположение — рядом с Адмиралтейством, которое основал государь. Для возведения памятника императрице посоветовали пригласить французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.
Монумент, выполненный из бронзы, получился выдающимся. Свое название памятник «Медный всадник» получил благодаря одноимённому творению Александра Сергеевича Пушкина. И было бы удивительно, если бы взвивающийся в небо Пётр не оброс легендами. Некоторые из них довольно-таки мистические.
Этьен Фальконе всю жизнь мечтал о создании монументального произведения. Воплотить эту мечту ему удалось в России. Императрица Екатерина II поручила скульптору создать конный памятник Петру I. После приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью.
Фальконе усердно работал над образом Петра, собирал исторический материал, засиживался в архивах, изучал документы, встречался с людьми, которые общались с императором лично. Как гласит одна из легенд, скульптор провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду.
Однажды во сне к нему явился дух Петра Первого. И мастер пообещал, что он будет служить царю верой и правдой, и создаст памятник, достойный великого государственного деятеля. Когда Фальконе начал работать над созданием памятника, возникла проблема. Он думал, где можно найти подходящий камень для постамента.
Скульптору было поручено изобразить Петра всадником, и чтобы монумент стоял на скале, напоминающей по форме морскую волну. А это стало бы символом завоеваний Петра Первого, который сделал выход России к морю. По проекту Фальконе, статуя должна была состоять из отдельных гранитных блоков, поскольку найти цельную глыбу нужного размера было нереально.
Но всё-таки дали в газетах объявление. На него откликнулся поставщик строительного камня для нужд Петербурга — Семён Вишняков. Ему подсказал юродивый. Недалеко от Лахты в незапамятные времена была гранитная скала, которую расколола молния. Из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Также они говорили, что во время Северной войны Пётр Первый не раз поднимался на вершину этого утеса для того, чтобы обозревать окрестности.
По этому поводу существует еще одна легенда. Огромный валун в Лахте назывался Конём. Когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нём в жертву коня. Так длилось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама.
Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установили крест. Потом из-под камня начали вылетать бесы, превращаться в ворон и селиться на выборгском берегу. Они нашли себе приют на другой скале, которая впоследствии образовалась в форме коня. Вот на её-то, якобы, и указал Семён Вишняков.
Согласно еще одному преданию, в скульптурной композиции «Медного всадника» Пётр I восседает на своём любимом жеребце по имени Лизетта. Этого коня царь купил у повстречавшихся купцов, когда возвращался из Великого посольства. За него он переплатил «100 голландских червонцев».
Петру Первому очень понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же он назвал её Лизеттой, что, кажется, необычно для коня. Пётр Первый, якобы, назвал её в честь девушки, которая служила при дворе Саксонского короля. И поговаривали, что у царя была с этой девушкой связь. Лизетта была «лошадью одного хозяина», Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.
Когда в 1782 году открыли памятник «Медный всадник», старообрядцы Санкт-Петербурга назвали его «Всадником Апокалипсиса». Гласит еще одна легенда о памятнике. Якобы, царь в месте, где он установлен, перепрыгивал на коне Неву с одного берега на другой. И при этом произносил: «Все Божье и мое». Дважды он перепрыгнул и произнес эту фразу, а на третий раз оговорился, сказав: «Все мое и Божье». Получается, что царь поставил себя выше Бога. Сказав это, царь окаменел. А по другой версии, сказав это, он свалился в воду, простыл и тяжело заболел. А когда он выздоровел, больше никогда ни себе, ни приближенным не позволял богохульничать.
Согласно другому преданию, когда Петр Первый был в лихорадочном бреду, ему померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея, обвила ноги коня, и не дала прыгнуть в воду, чем спасла Петра от гибели.
Змея также является частью скульптурной композиции памятника. Но её ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры. Пётр Первый изображён скульптором, указывающим рукой в сторону Швеции, кто был в те времена главным врагом России. И в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.
Ещё одна легенда о «Медном всаднике» и очень известная. В 1812 году, когда Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения, государь Александр I распорядился вывезти статую Петра Великого в Вологодскую губернию.
В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу озабоченный государь.
«Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «топот копыт». Поражённый рассказом Батурина князь Голицын передает сновидение Александру Первому, после чего государь отменяет свое решение, и статуя Петра остается на месте.