петергоф история кто жил
Интересные факты в истории Петергофа
По пути из Кронштадта в Санкт-Петербург 13 сентября 1705 года около 4 часов дня небольшой парусник «Мункер» бросил якорь на побережье Финского залива напротив Петергофа. Об этом, на первый взгляд, незначительном событии сообщает бортовой журнал корабля.
Считается, что именно в тот день Петр I, оценив местность, задумал построить на мызе приморский «парадиз». С того времени царские указы постоянно упоминали его, наравне с Кронштадтом и Санкт-Петербургом, в качестве объекта строительных работ.
Давайте же познакомимся кратко с историей Петергофа, а также некоторыми интересными и необычными фактами. А начнем наш экскурс в прошлое музея-заповедника с эпохи Средних веков.
Допетровские времена
История Петергофа началась задолго до того дня, когда Петр Великий решил создать здесь свою летнюю резиденцию. Известно, что уже в XII веке в этой местности жили новгородцы, которые построили в 1237 г. город Копорье. Князь Александр Невский, по преданию, выходил из него на битву со шведами.
В период расцвета Новгородской республики окрестности нынешнего Петергофа принадлежали посаднику Захарию Овинову. После завоевания края Московским княжеством в 1478 г. этими землями стал владеть воевода Бестужев Афоня.
К началу XVIII века на побережье Финского залива располагались чухонские деревни: Кусоя и Похиоки, на месте которых вскоре был заложен загородный дворец императорской семьи.
Детище Петра Великого
История создания Петергофа изобилует преданиями. По одному из них, идея строительства дворца принадлежала Екатерине I. Поскольку Петр часто ездил в Кронштадт следить за возведением укреплений, а в бурную погоду море представляло немало опасностей, императрица посоветовала ему построить дом в том месте, от которого переезд был бы удобен и недалек.
Позже, когда Петр I увидел подходящую мызу, он последовал совету супруги, приказав в 1709 г. устроить гавань, а невдалеке от нее возвести «попутный дворец» в голландском стиле. Так появился Монплезир, а рядом с ним построили баню, столовую, ванную комнату, буфет и походную церковь.
Сохранились воспоминания современников, по которым можно представить, каким был Петергоф во времена Петра Великого. Так, Верхние палаты (нынешняя центральная часть Большого дворца) имели два этажа. На первом жила прислуга, на втором – царская семья. Позади них был разбит Верхний парк, а за ним устроен зверинец.
Широкий каскад тремя уступами спускался прямо в Нижний парк к цветникам и двум аллеям, которые вели к увеселительным дворцам, построенным у самой Невы. Первые фонтаны заработали в Петергофе в 1721 г., хотя те, что мы видим сегодня, были установлены уже после смерти царя-реформатора.
Первый архитектор
Петр Великий, как известно, был весьма деятельным монархом. Он сам составлял указы, относящиеся к строительству загородной резиденции. Сохранились чертежи и рисунки с пометками императора, поэтому нередко именно его называют первым архитектором Петергофа.
Царь заказывал за границей скульптуры и картины для украшения его дворцов и парков. Также он выписал из Франции скульптора, живописца и архитектора. Помимо этого, Петр лично разработал фонтанную систему, к которой предложил провести с Ропшинских высот водовод длиной 20 км.
Наконец летом 1721 г. яхта с иностранными послами пришвартовалась у берега канала, прорытого от моря ко дворцу. Их встречал Петр I, пригласивший дипломатов на открытие новой загородной резиденции. В честь этого события в истории Петергофа впервые были пущены фонтаны.
Колокольня «Ноты»
Сохранившиеся донесения иностранных послов свидетельствуют о том, что посещение загородной резиденции русского царя произвело на них большое впечатление. Как и другие европейские монархи, Петр I любил разные диковинки.
В истории Петергофа, например, была необычная колокольня «Ноты», устроенная в большом гроте. Подобранные по тонам стеклянные колокола звонили благодаря пробочным молоточкам, которые приводились в движение посредством подведенного к ним водяного механизма. Тихие приятные аккорды, издаваемые колоколами, воспроизводили разные мелодии.
Миниатюрный павильон
История Петергофа, конечно же, не закончилась со смертью его создателя. Дело Петра продолжила Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и другие монархи. Сносились старые постройки и возводились новые. Однако некоторые здания, существовавшие еще во времена Петра Великого, можно увидеть и сегодня.
Например, небольшой дворец Марли в Нижнем парке. Его нельзя назвать копией королевской резиденции Марли-ле-Руа, в которой побывал Петр во время поездки во Францию в 1717 году. Однако от нее заимствована идея сочетания хозяйственного и декоративного предназначения парка, а также общее архитектурное решение здания.
Восстановленный дворец Марли открыл двери для экскурсантов в 1982 г. В экспозиции этого музея представлены многие личные вещи Петра I: книги, морская шинель, грифельная доска, кафтан, посуда и пр.
Большой дворец
Императрица Елизавета, как и отец, любила отдыхать в Петергофе от утомительного придворного этикета. Тем не менее ей хотелось иметь пышную загородную резиденцию для парадных церемоний. Именно такая задача была поставлена перед гением барокко – Бартоломео Растрелли.
История дворца в Петергофе, начавшаяся при Петре I, когда были возведены Верхние палаты, продолжилась в 1745 г. К зданию были пристроены два крыла, в которых располагались залы, диванные, гостиные и кабинеты, не уступавшие в роскоши убранства французскому Версалю.
В последующие эпохи интерьер Большого дворца неоднократно обновлялся в согласии со сменявшимися художественными стилями. Однако главное его предназначение всегда оставалось неизменным – быть центром светской жизни Санкт-Петербурга.
Главная достопримечательность
Каждый год несколько миллионов туристов приезжают в Северную столицу России для того, чтобы полюбоваться легендарным фонтанным комплексом в Петергофе. Правда, по первоначальному замыслу Петра I, его предполагалось устроить в Стрельне. Однако после того как инженер Миних Б. доказал невозможность осуществления этого плана, строительство перенесли в Петергоф.
История фонтанов, а вернее их создания, насчитывает более ста лет. Сегодня комплекс состоит из 4 каскадов и 173 фонтанов, главное место среди которых занимает, несомненно, «Самсон». Уже после смерти Петра I в 1725 г. императрица Екатерина установила эту группу, символизировавшую победу России над Швецией в Северной войне.
Первый фонтан был отлит из свинца и только при императоре Павле заменен бронзовой скульптурой. Во время Второй мировой войны статуя «Самсона» пропала вместе с другими тремя большими скульптурами фонтанного комплекса, которые не успели эвакуировать. Как и дворцы, каскад пришлось восстанавливать заново. Последняя реконструкция фонтанов закончилась в 1995 году, после чего они заработали вновь.
Конечно, перечислить все интересные факты в истории создания Петергофа в рамках небольшой статьи вряд ли возможно. Впрочем, это никоим образом не умаляет культурного значения дворцово-паркового комплекса и его места в истории России.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Петергоф в прошлом – история создания города: интересные факты
Пригород
Краткое описание
Петергоф – небольшой городок на южном берегу Финского залива в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга. Бывшая резиденция царя, город с огромным количеством дворцов, усадеб, парков, памятников и других достопримечательностей. Однако для большинства туристов он известен одноименным дворцово-парковым ансамблем. Здесь есть железнодорожный вокзал и станция Новый Петергоф, а со стороны воды – причал на Финском заливе.
История
Дореволюционное время
Датой основания Петергофа называют 1710 год – всего через 7 лет после появления Северной столицы. При этом статус города образование получило лишь в 1762 году.
Изначально на этом месте располагались три финские деревни: две у воды и одна южнее – на горе. Первые упоминания о городе можно встретить в бортовом журнале Петра Великого в 1705 году – он обозначается как промежуточная станция по пути императора на остров Котлин.
Император, активно путешествующий по Европе, мечтал возвести на морском берегу дворец с парком и фонтанами, равного которому не будет во всем мире. И вот в 1710 году здесь началась основная деятельность по возведению загородной резиденции для царя и его семьи. Уже в 1714 году началась закладка Большого дворца. Тогда же возникли Монплезир, Большой грот и каскады, а так же другие сооружения, которые можно было увидеть в Нижнем парке.
Уже через 13 лет дворцово-парковый ансамбль Петергоф был практически сформирован:
В 1747 году по указу Елизаветы Петровны Большой дворец был несколько видоизменен, добавились новые помещения.
Руководил работами Растрелли. Именно тогда Петродворец получил современный облик.
Так как работникам и обслуживающему персоналу нужно было где-то жить, вокруг царской резиденции начал разрастаться будущий город: Малая слобода и Большая слобода – последняя сейчас носит название Старый Петергоф. Примерно через 7 лет поле закладки первого камня Большого дворца в Петергофе появилась пильная мельница с Гранитной фабрикой – именно на ее месте сегодня находится Часовой завод Ракета.
Изначально застройка местности вокруг дворца производилась хаотично, но благодаря стараниям архитектора М. Г. Земцова у города появилась четкая планировка. Некоторые здания были полностью перестроены, а для крестьян и военнослужащих созданы Мастеровой и Кавалерский дворы.
С 1762 года Петергоф официально стал городом при Дворцовом ведомстве
В конце XVIII столетия в городе появляются Английский дворец и Английский парк вокруг него, выполненные по проекту Д. Медерса и Д. Кварнеги. В этот период в Петергофе можно увидеть каменную церковь и деревянные дома. При этом, последние выполнены необычайно искусно. К концу столетия Петергоф насчитывал 57 обывательских домов, а к началу XIX века начали появляться первые каменные постройки, а помимо служащих при императоре, здесь стали появляться простые люди. В 1824 году царь Александр I велел за счет государства перестроить 58 наиболее некрасивых сооружений по типовым проектам, составленными известными архитекторами.
В период XIX-XX веков в Петергофе размещались военные полки, а так же обучали воспитанников военных училищ. В 1825 году император Николай I презентует своей жене Александре Федоровне земли рядом с Нижним парком. Вскоре там разбивают пейзажный парк, строят Коттедж и Фермерский дворец, возводят Готическую капеллу. Место это называют Собственная ее величества дача Александрия.
В 30-е годы XIX столетия город был в очередной раз преобразован. Основным архитектором Петергофа стал А. Шарлемань. Именно тогда появляются новые дома в стиле готика, а так же городской ансамбль с пожарным депо в районе Верхнего парка. В дальнейшем в городе появляются:
В первой половине XIX столетия император Николай I купил расположенную западнее Петергофа дачу Нарышкиных, где А. И. Штакеншнейдер построил дворец Лейхтенбергских, а так же Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а затем Капеллу, отделанную мрамором. Позже вокруг возвели пейзажный парк – сегодня там находится дворцово-парковый ансамбль Сергиевка. В период с 32 по 57 годы XIX века рядом с Ольгиным прудом возникает выполненный по проекту А. И. Штакеншнейдера, П. Эрлера и М. Пилсудского Колонистский парк, а на островах Ольгина пруда – Ольгин и Царицын павильоны.
Одной из важных дат города можно назвать ноябрь 1848 года – именно тогда уездная управа была перенесена в Петергоф, и город стал центром Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии
В период 1853-1857 появляется железная дорога длиной 30 километров, соединяющая столицу с Петергофом. В начале XIX столетия в городе открывают 2 гимназии, а на берегу Ольгиного пруда по проекту архитектора В. Султанова возводят православный собор Петра и Павла, который стоит там и сейчас.
Советское время
Вплоть до революции 1917 года Петергоф был основной летней резиденцией императора и его семьи, а уже в 1918 году дворцы, где когда-то жили главные люди страны, превратились в музеи, дома отдыха и другие подобные заведения.
С сентября 1941 по январь 1944 годы Петергоф находился в оккупации германскими войсками. За это время он был практически полностью уничтожен, особенно сильно досталось Нижнему парку:
Эвакуировать из Петергофа удалось всего около 50 статуй и 8 тысяч предметов интерьера. Некоторые из статуй, которые не успели вывезти, просто закапывали, чтобы сохранить. Но такие условия в дальнейшем негативно сказались на их внешнем виде.
После освобождения восстановление Петергофа началось практически сразу, и по большей части общий облик города остался прежним. Поменялось только название – Петергоф превратился в Петродворец. Основная причина таких преобразований было немецкое происхождение слова Петергоф.
К сожалению, не все постройки удалось восстановить. Некоторые канули безвозвратно, к ним относится, например, Нижняя дача на территории Александрийского парка. Большой дворец открыл свои двери перед посетителями в мае 1964 года в день 250 летия города. В 60-70-е годы начали появляться новые дома и даже целые микрорайоны.
Вновь был открыт Завод точных технических камней – сейчас там производят часы Ракета
В 60-х годах на территории Старого Петергофа начали возводить научно-технический городок Ленинградского государственного университета, и позже сюда переехали разные факультеты. Так же появились общежития для студентов и дома для сотрудников.
Петергоф — резиденция Российских императоров.
Петергоф на протяжении 200 лет был парадной летней резиденцией Российских императоров. Приморский парадиз строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России. Архитектурно-парковый ансамбль это симбиоз архитектурной мысли и природной красоты. Занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и по праву входит в число семи чудес России.
Петергоф история.
История государственного музея заповедника — Петергоф неразрывно связана с историей России. Первое документальное упоминание Петергофа относится к 1705 году, когда он на голландский манер назывался «Питергоф» – «Петров двор», в путевой записке Петра I, как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. В 1710-е годы здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I.
Петергоф история.
В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка, о них мы подробнее расскажем ниже. Для снабжения фонтанов Петергофа в 1720-1721 годах был построен специальный водовод общей длиной 40 км. К 1723 году формирование дворцово-паркового ансамбля было в основном завершено. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа. Петергоф продолжал формироваться, как дворцово-парковый ансамбль, на протяжении XVIII — начала XX века.
Петергоф музей.
После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи. Во время Великой Отечественной войны комплекс был оккупирован немецкими войсками с 1941 по 1944 г. Петергоф был практически полностью разрушен артиллерией. После войны началось восстановление Санкт-Петербурга и Петергофа, которое продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, год спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во время войны фонтан «Самсон».
Петергоф
В настоящее время Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.
Петергоф Английский парк.
К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей. Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. В четырёх парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) ключевую роль в ансамблях играют дворцы, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья.
Петергоф Верхний сад.
Верхний сад, разбит при Петре I. Современный облик Верхний сад приобрел ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются красивые фонтаны. «Амур, надевающий маску», «Нептун», фонтаны Квадратных прудов, декорированные скульптурами «Весна» и «Лето».
Петергоф Большой Петергофский дворец
Основным зданием ансамбля является Большой Петергофский дворец. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен в 1747—1752 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, заканчивающиеся с запада Корпусом под гербом, а с востока — Церковным корпусом.
Петергоф Нижний парк.
Нижний парк состоит из трёх взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Основа планировки парка — две системы лучевых аллей, пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке четко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж. В центре композиции фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва».
Петергоф Дворец Марли.
Главное сооружение западной части Нижнего парка Дворец Марли. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — березовая. Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива.
Петергоф мраморные Воронихинские колоннады.
Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток очень изысканный и изящный. Не менее интересное сооружением являются Мраморные Воронихинские колоннады (1800-1803). Они получили свое название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы.
Петергоф Золотая гора.
Около дворца Марли расположен каскад «Золотая гора». Он назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока.
Петергоф Шахматная гора.
Ансамбль восточной части составляет Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. Наверху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.
Петергоф дворец Монплезир.
Так же в восточной части находится дворец Монплезир, в переводе с французского означает «моё удовольствие»— именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен прямо на берегу Финского залива. Монплезир был любимым дворцом Петра I. В настоящее время во дворце представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков. В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках выставлена коллекция китайского фарфора. Особого внимания заслуживает фонтан «Сноп». «Сноп»— один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.
Петергоф.
На этом мы завершим свой рассказ о парках Петергофа. В одну статью сложно уместить все достопримечательности данного комплекса, мы же постарались освятить самые интересные. Красоту Петергофа лучше увидеть собственными глазами, прогуляться по территории ансамбля и проникнуться его величием.
Петергоф — комплекс дворцово-парковых ансамблей в пригороде Санкт-Петербурга, созданный Петром I как загородная резиденция. Задумывая построить архитектурное сооружение, по своей красоте не уступающее французскому Версалю, Пётр вряд ли предполагал, что Петергоф будет настолько поражать своим масштабом и роскошью. Экстерьер пространства формировался в течение двух веков и сегодня включает несколько объединённых дворцово-парковых зон, на территории которых расположены особняки, музеи, скульптуры, павильоны. Главная гордость Петергофа — великолепные фонтаны, количество которых достигает полутора сотен. Среди загородных питерских музеев Петергоф — настоящая жемчужина, которую безусловно нужно посетить.
Основание и история Петергофа
В начале XVIII века на Котлине началось строительство крепости Кронштадт, которое Пётр I самолично курировал, регулярно наведываясь на остров. Царь должен был отдыхать в течение пути, поэтому на южном берегу Финского залива поставили усадьбу, которой дали название Петергоф — Петров двор. Первоначально планов на строительство грандиозной резиденции в Петергофе у императора не было. Новый дворец с многочисленными фонтанами, которые после посещения Версаля не давали покоя Петру, должен был возводиться в Стрельне, и царь даже начал там строительство. Но известному российскому инженеру Миниху удалось доказать Петру, что технически территория Стрельны потребует больших затрат для реализации императорской задумки, при этом будут затоплены близлежащие районы. Тогда Пётр и обратил своё внимание на Петергоф. На этих землях к тому времени уже начал возводиться Большой дворец.
В августе 1723 года состоялось торжественное открытие. Прямо из залива к парадному входу вёл канал, по которому многочисленные гости (а их судов насчитывалось более сотни) могли подплывать прямо к подножию здания. Терраса перед фасадом дворца была оформлена каскадом удивительных по красоте фонтанов с аллегорическими скульптурами, которые символизировали мощь военных российских достижений и побед. Российский император горделиво знакомил гостей с великолепием дворцов и фонтанов, а кульминационным украшением мероприятия стал грандиозный праздничный фейерверк. Пётр был полностью удовлетворён — слава о величии и красоте Петергофа мгновенно пересекла российские границы.
Как работают фонтаны Петергофа
В Петергофе была построена уникальная водоводная система, не требующая использования насосов. В отличие от версальских ансамблей, где вода подавалась при помощи дорогостоящих устройств, накачивающих её в фонтаны, в Петергофе она прибывала из естественных источников. Пруды и каналы, вдохнувшие жизнь в петергофские фонтаны, были проведены по всей территории парковых зон. Для снабжения Верхнего сада были заложены три пруда, из которых черпались водные запасы. Пока они строились, Пётр продумывал возможности водоснабжения остальных территорий. Найденные на близлежащей возвышенности источники давали прекрасную перспективу снабжения Петергофа водяным самотёком. Также большое водохранилище было создано на месте нынешнего Английского пруда, от которого проложены каналы для наполнения водоёмов Верхнего сада. Продуманная система водотока позволила без лишних затрат создать грандиозные каскадные фонтаны Нижнего сада.
В середине XVIII века водоводную систему пополнили новые пруды, были протянуты дополнительные каналы, а деревянные трубы заменились чугунными. Десятилетия спустя в парке было организовано 9 новых водохранилищ и к середине XIX века система водоснабжения Петергофа имела показатели:
С тех пор и по сегодняшний день водоводная сеть ансамбля практически не изменялась. Участки, разрушенные в годы Великой отечественной войны, были восстановлены и пропускная способность позволяет обеспечивать водой фонтанную систему даже в самые засушливые месяцы. Также водохранилища Петергофа используются в качестве источника питьевой воды для жителей близлежащих окрестностей.
Обратите внимание! С петровских времён в прудах у дворца Марли разводились осетры, подававшиеся к царскому столу. И сегодня на экскурсии по Петергофу за отдельную плату любители рыболовства могут заняться своим любимым хобби в зарыбленных прудах.
Петергоф после Петра I
У парков императорской резиденции Петергоф — богатая история. И после смерти основателя его преемники старались поддерживать резиденцию в достойном виде, преумножать её красоту и богатство, оставить свой след в её истории. Для строительства и реконструкции приглашались скульпторы, инженеры, художники, архитекторы, создававшие поистине шедевральные композиции ансамбля и великолепные интерьеры. Первоначальный дворцово-парковый ансамбль был построен в очень короткие для такого масштабного проекта сроки — за 13 лет. На момент открытия комплекс включал — дворцы Большой, Монплезир, Марли, а также Большой каскадный и ещё полтора десятка фонтанов.
К сожалению, Петру наслаждаться своим детищем пришлось совсем недолго. После его кончины в течение нескольких лет резиденция была забыта и дальнейшее строительство свёрнуто. Но уже в 1730 году правящая на тот момент Анна Иоанновна уделила внимание дворцовой зоне. В частности, были упорядочены места проживания челяди и придворных, а центральным звеном фонтанно-скульптурной композиции Нижнего парка стал созданный Бартоломео Растрелли «Самсон, раздирающий пасть льва». Самсон увековечил победу России в главном сражении Северной войны — битве под Полтавой. Таким образом императрица претворила в жизнь задумку Петра.
Пришедшая к власти Елизавета Петровна не осталась в долгу перед батюшкой и начала реконструкцию Большого дворца. К проекту был привлечён младший представитель архитектурной династии Растрелли — Франческо. В течение 10 лет итальянец работал над экстерьером главного здания. Главный особняк после проведения работ сменил свой сдержанный барочный облик на более пышный, а также обзавёлся двумя новыми флигелями. В оформлении залов появилась характерная для оформительской манеры Растрелли золочёная деревянная резьба, а стены и потолки помещений украсили многочисленные зеркала и расписные подлюстренные плафоны. В том облике, который им придал Растрелли, посетители сегодня видят Танцевальный зал, Голубую приёмную и зал для аудиенций.
Петергоф очень любила Екатерина II. Тем не менее самая из российских императриц не стала проводить масштабные работы. Она лишь ограничилась небольшой переделкой единичных интерьеров. При Екатерине Петергоф приобрёл статус города и к концу её царствования вокруг резиденции уже было несколько десятков домов. Длительность правления Екатерины II и отсутствие в этот период полноценных ремонтов привели к тому, что дворцово-парковый комплекс существенно обветшал и требовал серьёзных вложений. Масштабную реконструкцию фонтанных сооружений начал её сын, Павел. Ремонт продолжался несколько десятилетий и полностью завершён был уже при Александре I, в начале XIX века. После смерти Екатерины царский двор мало посещал великое творение Петра, предпочитая другие загородные резиденции. Только при Николае I Большой дворец вновь услышал голоса королевской семьи, фонтаны были отделаны мрамором и гранитом, а в Верхнем саду создали новые парки:
Город становится уездным центром Санкт-Петербургской губернии приняв управу от соседнего Ораниенбаума. При сыне Николая, Александре II, от Петербурга до дворца была проложена железная дорога.
Во времена Первой мировой войны территория была отдана под школы прапорщиков. Дворцовый комплекс сохранял свои функции королевской резиденции вплоть до революции 1917 года, а спустя год после неё был превращён в музей.
Петергоф в годы войны
Тяжёлым периодом в истории Петергофа стала его оккупация фашистскими захватчиками. С самых первых дней войны проводилась активная эвакуация ценностей музея. Уже через три месяца после начала военных действий, после продолжительных и разрушительных боёв, Петергоф был взят немецкими войсками. Во время атак Большой дворец был уничтожен пожаром, также практически полностью разрушены фонтанные композиции. Два с половиной года на территории комплекса находились вражеские войска, которые сравняли с землёй половину Петергофа, остатки ценностей — вазы, статуи, барельефы, чаши — вывезли в Германию. Перед отступлением немцы заминировали территорию, вследствие чего от сдетонировавшей бомбы был разрушен дворец Марли.
В дни освобождения руины разрушенного музея вызывали боль и горечь потери. После снятия блокады Петергоф сразу же стали активно восстанавливать рабочие, сапёры и добровольцы из Петербурга. С этого времени и до 1997 года он назывался Петродворцом. Вскоре после победного мая заработал Нижний парк, а спустя год стали функционировать некоторые фонтаны. В 1947 году в музей вернулась скульптура Самсона, вывезенная немцами, а ещё спустя 5 лет был восстановлен Большой дворец. Первый этап восстановительных работ длился почти 30 лет.
Ансамбль Петергофа
Сегодня в Петергоф круглогодично можно приехать на экскурсию, чтобы познакомиться с шедевральным творением Петра. Ландшафтная зона включает две главные композиции: Верхний и Нижний сад (парк). Верхний сад венчает Большой дворец — вершина императорской резиденции. Слева и справа к нему примыкают Колонистский парк и парк Александрия. Отсюда к Нижнему парку идёт вниз лестница с фонтанами, где сначала виден Большой каскад, а затем возвышается статуя Самсона со львом. Канал, выходящий в Финский залив, также оформлен фонтанной аллеей.
Здесь же расположены многочисленные музеи (фонтанного дела, игральных карт, коллекционеров, императорских велосипедов, семьи Бенуа). Далее можно пройти в парк Александрия, где находится церковь святого Александра Невского, Константиновский домик, памятник цесаревичу Алексею и строителям Петергофа. В противоположной стороне разбит Колонистский парк. В Нижнем саду, слева от центрального канала, можно увидеть дворец Марли, а справа — Монплезир, Банный и Екатерининский корпуса. У въезда в резиденцию со стороны Финского залива находится ещё один музей — императорских яхт.
Обратите внимание! В Монплезирском саду установлены фонтаны-шутихи, которые действовали здесь ещё с петровских времён. Если вы сядете на скамейку под зонтиком или же подойдёте поближе рассмотреть ёлочки или тюльпаны, вас тут же обольёт струя фонтанирующей воды!
Сады и парки Петергофа можно посетить, приехав сюда в рамках одной из экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам. Можно заказать групповую или индивидуальную поездку с гидом. Не пропустите самое интересное и узнайте новые подробности из жизни одной из самых красивых резиденций российских императоров.