петергоф музей заповедник история

История Петергофа

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Петергоф (в переводе с немецкого Petershof ‑ «Петров двор») ‑ загородная резиденция русских царей на южном берегу Финского залива, в 29 километрах к западу от Санкт‑Петербурга.

Торжественное открытие Петергофа состоялось 15 августа 1723 года.

Автором, определившим основу композиции архитектурного ансамбля, был Петр I. По его замыслу, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой ‑ стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю.

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник историяпетергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник историяпетергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник историяпетергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник историяпетергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

В 1711 году начались первые строительные работы. Руководство строительством было возложено на управляющего Канцелярией городовых дел Ульяна Сенявина и архитектора Йозефа Браунштайна, которого в 1716 году сменил француз Жан‑Батист Леблон.

В Петергофе работали выдающиеся скульпторы Иван Мартос, Иван Прокофьев, Яков Рашет, Федот Шубин, Феодосий Щедрин.

1714 году были заложены фундаменты Верхних (Нагорных) палат и дворца «Монплезир». К моменту открытия Петергофа был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, построены Верхние палаты, дворцы «Монплезир», «Менажери» и «Марли», заложен фундамент двухэтажного дворца «Эрмитаж», действовала часть фонтанов.

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Фонтанам Петр I отводил самую важную роль в оформлении комплекса, он сам руководил их проектированием и сооружением. Для осуществления своих замыслов царь привлек лучших мастеров фонтанного дела и инженеров из России и европейских стран. В Петергофе никогда не работали насосы. Удачное географическое положение и многочисленные родники Ропшинских высот оказались в силах обеспечить водой фонтаны естественным образом.

Большой каскад ‑ главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Оно уникально по размерам, обилию воды, богатству скульптурного декора, графическому разнообразию водометов. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года.

Нижний парк Петергофа ‑ самая известная часть дворцово‑паркового комплекса ‑ закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале.

Верхний сад выполняет роль парадного двора ‑ курдонера. Он был заложен в первые годы строительства резиденции, до второй половины XVIII века оставался утилитарным: на грядках росли овощи, в прудах, служивших резервуарами фонтанной системы, разводили рыбу.

После смерти Петра I в 1725 году Петергоф был на несколько лет забыт. Только в 1730 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны строительство в резиденции возобновилось.

В 1735 году в центре ковша Большого каскада был сооружен фонтан «Самсон», а через три года в балюстраде установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Карло Растрелли.

В 1738‑1739 годах в восточной части Нижнего парка установили Драконовый каскад и два «Римских фонтана», повторяющих композицию фонтанов на площади перед собором Святого Петра в Риме.

Строительство фонтанов и совершенствование фонтанной системы велись до середины XIX века. В результате в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий более 150 фонтанов и 4 каскада, в Верхнем саду ‑ 5 фонтанов и один каскад.

Центр Петергофского ансамбля ‑ Большой дворец, или «Верхние палаты», был достроен только в царствование императрицы Елизаветы. С 1745 года по 1747 год его перестраивал выдающийся зодчий Франческо Растрелли. Значительно увеличив размеры здания, он сохранил основные черты архитектуры петровской эпохи.

Источник

Введение

Петергоф представляет единственное в России место, где на столь незначительном пространстве сосредоточилось как бы на память грядущего потомства так много исторических воспоминаний и произведений искусства.

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

1 История музея

Петергоф – один из самых знаменитых загородных ансамблей в Европе, «столица фонтанов», грандиозная феерия из воды и золота, мрамора и бронзы, пышных цветников и вековых деревьев! Резиденция была основана Петром Великим в начале XVIII века.

История ансамбля восходит к 1705 году, когда царская шнява «Мункер» пристала к берегу Финского залива в местечке, именовавшемся Поповой мызой, – примерно в 40 км от Петербурга. Отсюда хорошо просматривался обширный остров, где Петр I вел строительство мощной крепости (Кроншлот). Вскоре здесь, «при море и роще», чуть западнее нынешнего Марли, был поставлен деревянный дворец – «хоромцы» Петра I, впервые упомянутые в 1708 году. Первые шаги по превращению «хоромец» в парадную резиденцию были сделаны в 1710 году, после Полтавской победы (1709): под 6 июня Петр записал в своем поденном «Юрнале»: «Царское величество изволило рассматривать место сада и назначить дело плотины, грота, фонтанов Петергофскому строению».

«Строение» происходило в разгар Северной войны. «Непостижимо, как царь, несмотря на трудную и продолжительную войну, мог в столь короткое время построить Петербург, гавани в Ревеле и Кронслоте, значительный флот и так много увеселительных замков и дворцов. ».

Первым архитектором Петергофа считается сам Петр I, который лично делал наброски и чертежи. Особый размах работы в Петергофе приобрели после ряда блистательных побед русской армии над Швецией и последовавшего за этим дипломатического вояжа царя во Францию. Петр прибыл в Париж в начале мая 1717 года, пробыв там до конца июня. Царь уделил особое внимание загородным королевским резиденциям Версалю, Трианону, Шуази, Марли. Его интересовали прежде всего технические детали устройства фонтанов и парков, подробности архитектуры дворцов и павильонов.

Ко времени возвращения царя в Петербург в Петергофе уже развернул деятельность видный французский архитектор Жан-Батист Александр Леблон, прибывший в Россию в 1716 году и назначенный Петром I генерал-архитектором. Огромный вклад в оформление Петергофа внесли итальянцы – крупнейший скульптор граф Бартоломео Карло де Растрелли, прибывший из Парижа с сыном, архитектор Николо Микетти, «фонтанные мастеры» венецианцы Джованни и Джулиано Бараттини. В Петергофе работали также прусские, австрийские, голландские, русские мастера.

В Петергофе в 1725 году была основана Гранильная фабрика, задачей которой стала шлифовка стекла и обработка камня для нужд Петергофа. Все это определило скорость, с которой ансамбль обретал свое пышное убранство. В 1720 году начались работы по сооружению водовода с Ропшинских высот, в 24 км от Петергофа, – мощного гидротехнического сооружения, питающего все фонтанное великолепие Петергофа водой. Уже летом того же года был осуществлен пробный пуск Большого каскада, снабжаемого водой из Ропши. При Петре были созданы главные составляющие петергофского ансамбля. Это был поистине впечатляющий комплекс, который в дальнейшем совершенствовался и обогащался новыми сооружениями.

В годы правления вдовы Петра I – Екатерины I и при племяннице Петра I – императрице Анне Иоанновне в Нижнем парке в основном претворялось в жизнь уже начатое или задуманное Петром.

Новый расцвет Петергофа пришелся на годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Выдающийся зодчий Бартоломео Франческо Растрелли, который возглавил тогда все работы по переустройству императорских резиденций, значительно расширил петровские Верхние палаты, окончательно оформил Верхний сад, пристроил к Монплезирскому дворцу элегантный Елизаветинский (позже Екатерининский) корпус. Талантом Растрелли Петергоф превратился в торжественный барочный ансамбль.

Следующий этап в истории ансамбля связан с Екатериной II. Известная своим рационализмом, она не стала вносить в уже сделанное решительных изменений, ограничившись переделкой части интерьеров. Однако и серьезных работ по ремонту старых сооружений не проводила. К началу царствования ее сына Павла I фонтанные сооружения Петергофа настолько обветшали, что пришлось произвести масштабные работы по их полной реконструкции, завершенные только в 1806 году, уже при сыне Павла – Александре I.

Воцарение императора Александра II ознаменовалось для Петергофа открытием железной дороги (1857г.), соединившей его с Петербургом.

После Первой мировой войны и революции парки и дворцы Петергофа были национализированы и в мае 1918 года превращены в музеи. Впрочем, денег у молодого правительства не было, и к началу 1923 года уникальная водоводная система Петергофа оказалась фактически в нерабочем состоянии. Наводнение 1924 года усугубило положение: вода Финского залива затопила Нижний парк, размыв берег, засорив песком и илом фонтанные бассейны. В 1925 году начались работы по возрождению ансамбля, возглавленные архитектором А. Шварцем. К 1926 году были восстановлены фонтаны западной части Нижнего парка – в том числе фонтан «Солнце», не работавший более полувека, к 1930 году частично переложены стены Морского канала и Большого каскада, заменены фонтанные трубопроводы, по чертежам XVIII века восстановлены заросшие партеры Верхнего сада.

В конце сентября 1941 года советские войска после упорных боев вынуждены были оставить Петергоф. До января 1944 года город и все его дворцово-парковые ансамбли находились в зоне оккупации. Эвакуировать тогда удалось лишь часть экспонатов. В день захвата Петергофа – 23 сентября – от снаряда, попавшего в Церковный корпус, загорелся Большой дворец. 19 января 1944 года, в день освобождения Петергофа, фронтовые корреспонденты зафиксировали страшную картину разрухи и запустения.

Первый этап реставрационных работ начался сразу же и продолжался до 1973 года. По крупицам собиралось все, что можно было собрать, восстанавливалось утраченное.

25 августа 1946 года и 14 сентября 1947 года были осуществлены первые пуски фонтанов.

Сегодня фонтаны, парки и дворцы Петергофа содержатся в блестящем состоянии. Расширяются коллекции, которые включают не менее 150 тысяч экспонатов, продолжаются масштабные восстановительные работы.

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

2.1 Музей «Особая кладовая»

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

2.2 Гроты большого каскада

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Малый (Верхний) грот появился несколько позже Большого – по предложению Николо Микетти. Завершение работ датировано 1723 годом. По сторонам наружной стены грота Микетти соорудил два фонтана в виде изрыгающих воду огромных (высота около 2 м) маскаронов Вакха и Нептуна; здесь же в неглубоких нишах – мраморные бюсты, представляющие времена года.

В середине XIX века была проведена реставрация Большого каскада, в основном коснувшаяся гротов, где были обновлены конструкции стен и сводов и установлены золочёные копии с античных скульптур.

2.3 Дворец «Монплезир»

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Композиция дворца отличается лаконичностью и четкостью. Центральная часть выделяется шатровой крышей. К ней примыкают две галереи, завершенные небольшими павильонами со световыми фонариками. Общая протяженность южного фасада около 73 м. В декоративном оформлении Монплезира чувствуется влияние голландской архитектуры XVIII веке.

Монплезир стал первой картинной галереей в России: здесь размещалась купленная Петром I коллекция картин голландских и фламандских художников XVII — начала XVIII веке.

Из зданий, входящих в Монплезирский ансамбль, следует отметить Банный корпус (1866 г., архитектор Э. Ган), и Екатерининский корпус (1747-1749), который служил для пребывания высочайших особ. Рядом с Банным корпусом после реставрации открыта Мыльня. В ней находится восьмигранный бассейн, над которым на высоту двадцати метров взмывает 101 фонтанная струя.

С южной стороны дворца расположен Монплезирский сад с яркими узорчатыми партерами. В центре сада — фонтан «Сноп» и, посреди каждого из партеров, четыре фонтана «Колокол» с золочеными фигурами.

Вторым садом этого ансамбля является Китайский садик, который, в отличие от регулярного Монплезирского, устроен в пейзажном стиле в 1866 г. садовым мастером Ю. Бальтазаром. На верху искусственной горки установлена мраморная скульптура «Амур и Психея», а в основании горки устроен небольшой грот с фонтаном «Раковина».

На западной стороне террасы у самого берега стоит медная статуя Нептуна — владыки морей. По преданию, она отлита по рисунку самого Петра I и еще раз подчеркивает, что дворец Монплезир — памятник победе, одержанной Россией в борьбе за выход к морю.

2.4 Екатеринеский корпус

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

2.5 Банный корпус

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Самая ранняя по времени постройка – «покои для гостей» Петра I, где можно прочитать правила поведения для гостей Монплезира, сочиненные самим императором. К покоям примыкает «баня для кавалеров» с восьмигранным бассейном, в котором устроена водяная забава – шар-брызгало.

К «банному корпусу» примыкают «ассамблейный зал», созданный Ф.-Б. Растрелли в 1747 – 1748 гг. по приказу Елизаветы Петровны и предназначавшийся для торжественных обедов орденских кавалеров. Зал украшают уникальные русские шпалеры первой половины XVIII века. Здесь можно полюбоваться царским столом с сервизом Екатерины II.

2.6 Вольеры

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Возле Восточного Вольера восстановлен пруд, в котором плавают лебеди, канадские казарки, северные белолобые гуси, утки – огари, пеганки, багамские шилохвости, мандаринки.

2.7 Павильон «Эрмитаж»

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Эрмитажи были широко распространены в королевских резиденциях Европы XVIII в. Они предназначались для общения особо приближенных ко двору лиц или уединенного время провождения монархов («Эрмитаж» в переводе с французского — хижина пустынника). Предусматривался даже подъемный стол, который сервировался внизу и поднимался в банкетныйзал второго этажа, чтобы обходиться без присутствия слуг.

Петергофский Эрмитаж — первое подобное сооружение в России. Он построен в 1721-1724 гг. по проекту архитектора И. Браунштейна.. Двухэтажное здание Эрмитажа высотой 11 метров стоит на сплошном массивном стилобате, подчеркивающем его легкость и изящество. Павильон окружен глубоким и широким рвом, стенки которого выложены из кирпича и окаймлены поребриком из светлого камня. Ров наполнялся водой, и через него был перекинут разводной мост.

2.8 Дворец «Марли»

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Марли – самый скромный из всех петровских дворцов Нижнего парка Петергофа. Название дворца восходит к наименованию резиденции французского короля Людовика XIV – Марли ле Руа, находившейся в 25 километрах от Парижа. До конца 18 века Марли соперничал с Версалем великолепием и мощью каскадов. Петр I провел несколько дней во французской резиденции и так загорелся идеей создать нечто подобное по красоте и величию, что даже название решил оставить от прототипа.

Изначально дворец Марли служил гостевым домиком для знатных особ, останавливающихся в Петергофе, после смерти Петра I он стал мемориальным музеем, где хранились книги, мебель, посуда и личные вещи императора.

2.9 Музей «Императорские яхты»

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Экспозиция музея рассказывает о самой большой и совершенной океанической яхте «Штадарт». Здесь можно увидеть морскую шинель и шкиперскую куртку самого императора Петра I и ощутить связь ботика, построенного по его чертежам, с первым упоминанием о Петергофе.

2.10 Музей «Государевы потехи»

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

3 Большой Дворец Петергофа

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Большой Петергофский дворец – один из красивейших дворцов Европы. Входит в число крупнейших памятников XVIII столетия, охраняется ЮНЕСКО.

Со стороны Морского канала дворец кажется высоким, парящим над окружающим пейзажем. Со стороны противоположного- южного- фасада, где к нему примыкает регулярный « французский» Верхний сад, здание кажется ниже и органично вписывается в почти плоский и чётко разлинованный ландшафт с обширными зеркальными бассейнами.

Первый этап строительства дворца, именовавшегося Верхними (Нагорными) палатами, относится к 1710-м годам. Начал его возведение Иоганн Браунштейн, который не учел особенностей почв террасы, в связи, с чем палаты стали оседать и их стены вскоре дали трещины. В сентябре 1716 года в Петергоф прибыл Леблон, который к началу ноября того же года составил план переделок. По проекту Леблона предусматривалось укрепление фундаментов, сооружение подземного акведука для отвода грунтовых вод, изменение планировки и убранства интерьеров. В частности, Леблон потребовал увеличения оконных и дверных проемов и расширения балкона Итальянского салона (Картинного зала), что «пристойнее для лучшего вида, нежели балкон, на котором можно стоять (только) четырем персонам».

Об интерьерах петровского времени Берхгольц писал; «Комнаты. малы, но недурны, увешаны хорошими картинами и уставлены красивой мебелью. Из числа многих картин в доме помещена над крыльцом одна очень большая, представляющая сражение, в котором русские разбивают и обращают в бегство шведов. царь написан превосходно и чрезвычайно похож. ».

После смерти Леблона (1719) работы по доводке дворца продолжил Николо Микетти, который пристроил к заданию по бокам протяженные симметричные галереи.

С воцарением «дщери Петровой» – императрицы Елизаветы Петровны – в Петергофе начались масштабные работы по переустройству дворца. В 1745 году Бартоломео Фран-ческо Растрелли «сочинил» чертежи нового здания, в центральном объеме которого сохранил как историческое ядро петровские Верхние палаты. Одновременно он переоформил боковые галереи и завершил их великолепными Гербовым и Церковным корпусами. Со стороны Верхнего сада зодчий «разбил» плоскость фасада корпусами-ризалитами, в западном из которых поместил Парадную лестницу и Светлую галерею (Танцевальный зал – самое роскошное дворцовое помещение). Интерьеры были оформлены Растрелли с утонченной пышностью. Парадные залы оборудованы подвесными «зеркальными» сводами, украшенными плафонной живописью. Обилие позолоты, зеркал, росписей создавало ощущение бесконечного праздника. Работы, начатые в 1747 году, были завершены в 1756 году и отмечены шумными торжествами. Императрица Екатерина II, занявшая престол в 1762 году, отправила Растрелли в отставку, после чего его место при дворе заняли другие архитекторы. Это прежде всего Жан-Батист Валлен-Деламот, который еще при императрице Елизавете был приглашен из Франции, чтобы возглавить архитектурные классы Академии художеств. В 1766-1767 годах он переделывает в Большом дворце две комнаты, примыкающие к Портретному залу с запада и востока, и оформляет их в модном тогда стиле «шинуазри» (от франц. chinois – китайский). Другой крупный зодчий Екатерининской эпохи – Юрий, или Георг, Фельтен – в 1770-е годы перестраивает несколько парадных залов дворца – Аванзал, Тронный зал и Столовую. Это были последние серьезные переделки в здании, которое, несмотря на некоторые изменения, внесенные в интерьеры в 1847-1850 годах Андреем Штакеншнейдером, предстает исключительно памятником XVIII века.

Главные помещения дворца, составляющие парадную анфиладу, расположены, согласно «дворцовому регламенту», на втором этаже. В анфиладу входит несколько залов официального назначения: Аванзал (Чесменский), Парадная тронная, Аудиенц-зал, Светлая галерея (Танцевальный зал), Белая столовая, Картинный зал (центральный зал петровских Верхних палат), Западный и Восточный Китайские кабинеты, комнаты для секретарей и придворных. За официальной частью следуют парадные комнаты приватной (Собственной) половины, куда доступ был открыт только для узкого круга лиц. Это спальни, личные императорские кабинеты, туалетные и салоны.

На первом этаже изначально находились помещения бытового назначения, помещения для прислуги и беломраморный вестибюль (по словам Берхгольца, «большие прекрасные сени с хорошенькими колоннами»), из которого на второй этаж ведет Дубовая лестница петровского времени.

3.1 Залы и комнаты Большого дворца

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

3.2 Парадная лестница

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Лестница ведет в парадную анфилад, бельэтажа. В анфиладу входят залы официального назначения: Аванзаг (Чесменский), Парадная тронная, Аудиенц-зал, Светлая галерея (Танцевальный зал), Белая столовая, Картинный зал (центральный зал петровских Верхних палат), репрезентативные кабинетцы, комнаты для секретарей и караула.

За официальной частью следуют парадные комнаты приватной (Собственной) половины, куда доступ был открыт только для узкого круга лиц. Это спальни, личные кабинеты, туалетные и салоны. Все интерьеры были первоначально оформлены Растрелли. Отличные пропорции обширных залов, подвесные «зеркальные» своды, украшенные плафонной живописью, обилие позолоты, зеркал, росписей, паркеты излюбленного Б.-Ф.Растрелли рисунка «зигзаг» из ценных пород дерева – все создает ощущение бесконечного праздника.

Десюдепорт главных дверей – в Светлую галерею венчают скульптурные аллегории Верности и Справедливости.

3.3 Голубая приемная

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

3.4 Чесменский зал

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

3.5 Танцевальный зал

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Великолепный паркет набран из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба. В простенках между окнами – шестнадцать тондо (картин, закомпонованных в круге), иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия и «Энеиду» Вергилия.

Особенность Танцевального зала — фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен.

3.6 Тронный зал

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Однако в 1777 году всё это великолепие (кроме зеркала и паркетов) было уничтожено, а зал получил по проекту Юрия Фельтена классицистическое оформление. Падуги свода украсила тяжёлая орнаментальная лепка, стены- рельефы работы Ивана Прокофьева, Михаила Козловского и Архипа Иванова. В простенках были помещены портреты всех представителей династии Романовых, начиная с патриарха Филарета и царя Михаила Фёдоровича.

Над троном хорошо известная нам картина, изображающая Ея Величество на любимом коне. Но на этом тронном кресле сиживала не она, а Петр Первый. Кресло было сделано по заказу Меншикова для приема в его дворцах Петра и привезено в Петергоф на замену утерянному во время войны. А вот подушечка для ног — аутентичная.

3.7 Аудиенц-зал

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

3.8 Белая столовая

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Белый столовый зал предназначался для торжественных обедов. Зал оформлен по проекту Ю. Фельтена. В центре — огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом работы знаменитого английского мастера Д. Веджвуда.

3.9 Китайские кабинеты

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Драгоценные паркеты набраны из сандала, амаранта, лимона, эбнового и оранжевого дерева.

В кабинетах экспонируется коллекция китайских и японских изделий, ценнейшая китайская мебель XVIII века (Западный кабинет), европейские изделия в стиле «шинуазри».

3.10 Картинный зал

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Картинный зал — одно из старейших помещений Петергофского дворца, он создан ещё при строительстве «Нагорных палат» Петра I. В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением. Объёмы и пропорции зала за все последующие перестройки не изменялись; он даже сохранил элементы изначальной отделки по замыслу императора, который воплощали Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.

Известно, что при Петре I интерьер украшали гобелены французской работы и 16 картин итальянских живописцев, за что зал именовался Итальянским салоном. В дальнейшем декор зала неоднократно переделывался. В 50-е годы XVIII века интерьер был изменён по проекту Б. Ф. Растрелли: в зале появился паркет, заменивший мраморную плитку, зеркала в барочных рамах, а также изысканные десюдепорты.

3.11 Куропаточная гостиная

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

В центре комнаты находится старинная арфа, изготовленная в Лондоне крупнейшим мастером музыкальных инструментов Себостьяном Эраром (1752-!831).

3.12 Диванная

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

3.13 Туалетная

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

На стенах Туалетной – портреты Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II. Конный портрет Елизаветы Петровны (« Портрет с арапчонком») – один из лучших в коллекции Петергофа. Является, вероятно, авторским повторением картины, выполненной Георгом ристианом Гроотом в 1743 году( хранится в Тртьяковской галерее в Москве). Поколенный портрет Елизаветы был написан в 1760 году с миниатюры Шарлем Ван-Лоо, одним из крупнейших мастеров рококо, придворным художником Людовика XV.

Золоченая мебель комнаты, обитая тем же шелком, что и стены, выполнена в России в XIX веке.

Перед диваном стоит небольшой наборной работы столик необычной формы. Такие столики были излюбленными предметами меблировки русских интерьеров 80-90-х годов XVIII века. Легкие, свободно передвигаемые, они могли использоваться для разнообразных целей и за сходство столешни с бобом получили название «столик-бобик».

Четыре комода Туалетной имеют характерные для переходного от барокко к классическому стилю формы: сложно-изогнутую переднюю часть корпуса и в то же время геометрический рисунок набора и заключенные в прямоугольные рамки наборные архитектурные композиции.

Стоящий на комоде кабинет черного дерева, отделанный черепахой, изготовлен в Южной Германии в первой четверти XVIII века.

Хрустальная люстра русской работы середины XVIII века упоминается среди вещей Большого дворца уже в описи начала XIX столетия.

3.14 Кабинеты императрицы

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

В небольшой картинной галерее комнаты, представлены портреты Павла I и его супруги Марии Фёдоровны. Здесь же парадный портрет Екатерины II работы Вигилиуса Эриксена и портрет Елизаветы Петровны работы неизвестного русского художника XVIII века.

3.15 Штандартная

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

3.16 Кавалерская

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

3.17 Малая прохладная

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

3.18 Большая голубая гостиная

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

Стены украшают живописные работы; одна из них кисти И. К. Айвазовского с Петергофским пейзажем («Вид Большого дворца и Большого каскада»). Приёмная выделяется множественностью перспектив, характерной для замыкающей комнаты барочной планировки: из окон видны Верхний сад и Нижний парк.

3.19 Коронная

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

3.20 Дубовый кабинет

петергоф музей заповедник история. Смотреть фото петергоф музей заповедник история. Смотреть картинку петергоф музей заповедник история. Картинка про петергоф музей заповедник история. Фото петергоф музей заповедник история

В 1721 году Берхгольц писал об этой комнате: «Замечателен особенно кабинет, где находится небольшая библиотека царя, состоящая из разных голландских и русских книг; он отделан одним французским скульптором и отличается своими превосходными резными украшениями». Таким, с незначительными изменениями, кабинет предстаёт перед нами сейчас.

Заключение

Электронные ресурсы

1. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф», Россия г.Санкт-Петербург//Петргоф государственный музей – заповедник.

2. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф», Россия г.Санкт-Петербург//вОтпуск.

3. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф», Россия г.Санкт-Петербург//Петергоф – Петродворец.

4. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф», Россия г.Санкт-Петербург//О Петергофе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *