петра калугина поэт биография

Петра калугина поэт биография

Журнал поэзии
«Плавучий мост»
№ 3(11)-2016

Петра Калугина

Невидимому другу

Об авторе: Родилась в Норильске, по образованию филолог. Живет в Москве. Автор поэтических сборников «Твой город» (2004), «Круги на полях» (2012), «Изобретение радуги» (2016) и ряда литературных публикаций: в журналах «Нева», «Новая Юность», «Октябрь», «Русский переплёт», «Подлинник» и др.

* * *
по осени-реке
сплавляюсь на байдарке
от пышных пламеней
до скудных икебан.
мелькают мимо дни,
иные – как подарки,
и сразу за спиной
впадают в океан.

впадают в водопад,
в белесую пучину,
и длятся навсегда
сквозь радужную взвесь.
люби меня, люби,
как женщину – мужчина.

ведь это мы и есть.
ведь это мы и есть.


Вишневое

А село зовется – Вишневóе.
Вишня тут с кулак, ломает ветки.
В ближнем продуктовом, через поле,
Булки есть и мятные конфетки,

Чипсы и корейская морковка…
Время тут, как водится, застыло.
Дунет ветер – унесет обновку,
Подтолкнув по-школьному в затылок:

Мол, в свою тетрадь! не отвлекайся!
Не лети вперед велосипеда!
Памяти вьюнковые девайсы
Прорастают из любого лета

В это. Обживают внутривенно,
Скручиваясь в клейкие спирали.
Будь же навсегда благословенно
Всё, что мы с тобой не выбирали;

Что однажды выбрали не глядя,
Словно бы детьми играли в жмурки,
Там, где ветерок ласкает пряди
Оскоря* в тенистом переулке.

Измерение Ч

человек человеку – юг,
север, восток и запад,
в бездну открытый люк,
меди окислый запах

с внутренней стороны
бёдер и с внешней – рая.
криком отделены,
криком же выбираем

жить. прорезаем в свет
мутные щелки зрения.
невесомости больше нет,
только лишь от-земления

краткие: вот берут
на руки, вот качают.
как-нибудь назовут.
будут не спать ночами.

вот понесли кормить,
мыть, пеленать… как странно:
человек человеку – нить
в узком ушкé пространства.

голода льнущий рот,
кожа на тёплой коже…
человек человеку выложен на живот
и ползет по нему, как может.

Про чай

заплесневелая заварка
седеет в чайнике. ноябрь.
и жизнь идет себе насмарку
по телевизору – моя.

легкодоступна и реальна,
да всё никак не протяну
к ней руку: чисто визуально
ее ласкаю, как луну.

переключаю, выключаю,
включаю снова, так и быть.
и даже не с кем выпить чаю,
и чайник незачем помыть.

Заполярное время

Магнитной стружкой снег летит на тьму.
Мой город бит любовью – белой оспой,
И больше не тождественен тому,
Где я жила-была на Комсомольской.

Ходила в школу, зá уши держа
Ушанку и ничком ложась на ветер;
Где рыскал бич в компании бомжа
И с ними – самый страшный – кто-то третий,

Вне зрения уловленный едва,
Крадущийся вдоль граней и излучин;
Где я впервые трогала слова –
Мой оберег, мозоль от авторучки.

Перебегала незнакомый двор.
Вставала, скрипнув крышкой, из-за парты.
Где солнце, выплывая из-за гор,
Мимозой пахло на Восьмое марта.

Где полудетский спрятанный дневник
Хранит мой почерк – никому на память…
Есть только ты, мой выросший двойник,
Да беглый шелест клавиш под руками,

Похожий на роенье костерка,
На треск пластинки, на сюжет романа.
И зябнут пальцы, и саднит слегка
Бесследная утрата талисмана.

Олени

Девочка на подоконнике гладит свои колени,
Словно они безрогие маленькие олени.
Там, за окном, – полярная,
Черная, как повидло,
Белая-непроглядная
Зга, но ее не видно.

Мама ушла за Сонечкой, папа в командировке,
А на оленьих мордочках есть и глаза, и бровки.
Грустно всегда быть маленьким,
Слушать, как вьюга воет…
Крепче прижаться лбами, не
Паниковать: нас трое.

Идеалы

Помнишь, мама, как ты рисовала
Идеальные женские лица,
Как лежало на белой странице –
И дышало – лицо идеала.

У меня были волосы. Косы.
Как я хмурилась, как наблюдала!
Идеальная линия носа…
Идеальная форма овала…

Лебединые контуры шеи…
Симметричные ниточки-брови
Над глазами. Твои Галатеи
Улыбались мне с той же любовью

Что и ты… А потом я давала
Имена им красивые: Белла,
Виолетта, Регина и Стелла.
И звала их: Мои Идеалы.

Невидимому другу

Здравствуй, мой милый друг.
Мой ненаглядный друг.
Я веду для тебя фейсбук,
Не покладая рук.

Я иду с ним, куда – не будь
У меня его, шла одна бы.
Он мой ласковый нежный путь,
Вставший на задние лапы.

Анимэ, рисованная душа,
персонаж из мультика Миядзаки.
Он ведет меня за руку – и шуршат,
вслед за нами смыкаясь, маки.

* * *
В тишине твои обои
так напоминают сад.
Сад притягивает взгляд,
не дает душе покоя.

В том саду туман высок,
так высок – не видно ног,
и растет на голой клумбе
фиолетовый цветок.

Он растет себе, не вянет,
неказист и одинок,
и зовет протяжно няню
чей-то детский голосок.

Тише, тише, Бог с тобою!
Бог бывает очень строг…

Помаши Ему рукою.
Подари Ему цветок.

* * *
То ли времени пружинка,
То ли вечности тоска,
Бьется жилка – старожилка
Поседевшего виска.

Рубишь ритм рукою – словно
Талисманом сделав жест.
За тобою слово в слово
Я спешу из этих мест

Умыкнуть себя – в тугую
Эвридиковую навь.
Ты люби, люби другую,
Но натянутой оставь

Эту ниточку меж нами,
Эту шелковую грусть.
Через жизнь твоими снами
Я пройду. Не оглянусь.

Кюрасао

человек високосного года,
неразменный герой новостей,
я стою у стеклянного входа,
у вращающихся лопастей.

мне сюда не войти и не выйти:
слишком быстро лопочет вода –
верлибрист перепутанных нитей,
конькобежец толчёного льда.

извините, простите, позвольте –
примерзаю к звенящей земле.
леденею тристаном в изольде,
в ясноглазом ее хрустале.

словно синий ликер кюрасао
или капля сапфира на свет…
напиши мне о самом, о самом
и на счастье повесь в интернет.

* * *
красиво удлинённые закатом,
ложатся на дорогу наши тени,
подростками, которыми когда-то…
а впрочем, никогда на самом деле.

а впрочем, вот же – инопланетяне!
и взгляд скользит, умея любоваться
рассеянно, беседе не вредя, не
мешая безмятежно предаваться

меланхоли́и (в сдвиге ударенья,
сдается мне, и кроется весь фокус).
так времени безвидное горенье
колеблет и расслаивает воздух.

и сумерки топлёные, как сливки,
вот-вот дождутся нужного наклона.
но мы от них укроемся на снимке –
две тени в хрупкой памяти айфона.

Источник

Время среди нас

Петра Калугина, Норильск, детство, а также Саша Черный, Тим Собакин и премия за самый удачный псевдоним

петра калугина поэт биография. Смотреть фото петра калугина поэт биография. Смотреть картинку петра калугина поэт биография. Картинка про петра калугина поэт биография. Фото петра калугина поэт биографияВремя каждый день проходит парком. Константин Сомов. Спящая молодая женщина в парке. 1922. ГТГ

Петра (настоящее имя Татьяна) Калугина родилась в Норильске, окончила филфак МГУ. Живет в Москве. Автор нескольких поэтических сборников, большого числа публикаций в различных журналах. Хотя в литературе этот поэт присутствует уже более десяти лет (первый сборник стихов Калугиной вышел в 2004 году), ее стихи я открыл для себя только сейчас. Прочитав книгу «Изобретение радуги», я подумал, что Петра Калугина заслуживает специальной премии – за самый удачный в истории литературы псевдоним. Множество поэтов остались в памяти подавляющего большинства под своими вымышленными литературными именами. Например, Ахматова, Фет, Северянин, Андрей Белый, Саша Черный, Эдуард Багрицкий, Тим Собакин и многие другие. Но, пожалуй, только в этом случае псевдоним так ярко отражает поэтику автора. Стихи Петры Калугиной по форме вполне традиционны и классичны, как и итальянское имя Петра, но, так же как и фамилия Калугина, они не из далекого прошлого, а из дня сегодняшнего, из окружающей нас повседневности. В ее стихах не только постоянно встречаются такие узнаваемые атрибуты современности, как социальные сети, Интернет («Напиши мне о самом, о самом / И на счастье повесь в Интернет»). В них присутствует и огромный, засасывающий в себя десятки тысяч жизней город, выход в подвижное пространство которого – всегда шаг навстречу чему-то новому. Словно в сотый раз, лирический герой Петры идет все по тому же кругу мимо рассредоточенных по городу воспоминаний о неразделенной любви, о несбывшихся планах, провалившихся амбициозных замыслах: «Я иду, прекрасна и несчастна,/ Одинока (знаю: навсегда)./ Я иду пить кофе и общаться,/ Начинаться с чистого листа».

Тут есть и трогательные воспоминания о детстве: «Площадка, лестница, площадка,/ на лифте вверх, на лифте вниз…/ как будто чья-нибудь сетчатка/ запечатлеть стремилась жизнь/ в последний миг, но расслоилась/ На волокнистые слои, / На лег кую невы носимость,/ на круги дантова нии».

Она одновременно показывает сложность и запутанность внутреннего мира своего героя, наслоение рефлексий, их противоречие между собой и в то же время слегка иронизирует над ним, тем самым если и не решая каких-то существенных, волнующих всех вопросов, но помогая своему читателю пережить их, как бы подставляя плечо, чтобы вмести с ним нести этот груз. В стихах Петры (хотя лично мне имя Татьяна нравится куда больше) словно разлито наше время, запечатлен день сегодняшний. И ее поэзия, при всей своей традиционности и классичности, – плоть от плоти нашего времени. В отличие от шестидесятников ее стихи лишены общественного пафоса, тут нет лозунгов, она пишет о себе, о личном, но как-то так получается, что, погружаясь в свой внутренний мир, она находит в нем то, что волнует и кажется важным другим. Это «плавучая бездна» бессознательного, и тревожное осознание «неисчислимости» времени жизни, растворенное в том же времени мерцание «тщеславных мнимостей», которых так много присутствует в жизни каждого из нас.

петра калугина поэт биография. Смотреть фото петра калугина поэт биография. Смотреть картинку петра калугина поэт биография. Картинка про петра калугина поэт биография. Фото петра калугина поэт биография
Петра Калугина.
Изобретение радуги.
– М.: Водолей, 2016.
– 100 с.

Калугиной удается переплавлять в поэзию, в яркие красивые образы абсолютно все в окружающем ее бытии: «Удочки расставившая грусть/ Ловит взгляд на тень от мотылька»;/ «И летевшее мимо мгновение/ Посмотрело на нас в объектив». И даже когда Татьяна вспоминает о своем детстве в «Норильской балладе», кажется, что она рассказывает и о твоем детстве. Вместе с ее стихами читателю предоставляется уникальная возможность заново пережить наполненность и хрупкость раннего времени жизни, оставшиеся, как родной город для автора книги, за краем взрослого опыта: «Где полудетский спрятанный дневник/ Хранит мой почерк – никому на память… /Есть только ты, мой выросший двойник,/ да беглый шелест клавиш под руками».

Думаю, каждый читатель, найдет и свое отражение в зеркалах этих красивых, иногда даже завораживающих стихов:

Источник

Петра калугина поэт биография

Путь нубика

Уткнуться в тупик эмпирии,
как маленький пиксельный нуб.

Расплакаться — где же другие?
где вся наша группа, наш клуб?

Зачем я, поставленный в угол,
куда-то упорно иду,

Среди нарисованных пугал
буксую по рыхлому льду.

За некие грани и рамки
щемлюсь, как в заклинивший лифт.
… показать весь текст …

Скажи ему

Не разбирай кладовку в детской
Там тихий маленький двойник
Как мальчик умерший соседский
Как гуманоид не из книг,

А из рисунка на обоях
Потом ты вырос и ушёл,
А он остался за обоих
Надвинув глубже капюшон,

Вобравшись в хлам и в тени хлама
В душок лежалого тряпья
К нему тайком приходит мама
Небесконечная твоя
… показать весь текст …

Застыли башенные краны

Застыли башенные краны —
Жирафы и немного цапли,
Выходит окнами на стройку,
Как на сафари, летний вечер.

Дымится кофе, даль туманна,
По всем лакунам ойкумены
Разлиты лужицы заката,
Запечатлеть который нечем —

Айфон здесь явно не потянет,
Здесь нужен гений Левитана,
А всё, чем я располагаю —
Бессонный опыт левитаций,
… показать весь текст …

А я бы любила, когда бы могла,
Настырную осень, настойку тепла
В янтарно-рубиновой склянке,
Растрепанных листьев изнанки
На мокром асфальте, в оконцах воды,
Где свет фонарей поджигает следы
Недавно ушедшего лета:
Так надо, такая примета.

А я бы любила — и ветер, и дождь,
Когда бы забыла, что нас не вернешь
Друг другу, ни даже на вечер.
Ни даже на автоответчик.
И это — нормально, забудь, не дрожи
… показать весь текст …

Источник

Петра Калугина. Экспертный обзор. Сентябрь-2019

Прочитанный за один подход и в анонимном формате лонг – для меня это всегда соблазн говорить о каких-то общих тенденциях, совпадениях и расхождениях; рассматривать стихи как «части лонга», а лонг – как нечто целое, пусть эта целостность случайна и иллюзорна. Чем-то эта иллюзия мне важна, чем-то ее возникновение меня радует, и наоборот – когда ее нет, то нет как будто некой оси-основы, на которой всё держится. Ну, не всё, конечно, а только мое субъективное чувство лонга… не такое уж, на самом деле, бесполезное, как может показаться. В конечном счете оно помогает мне лучше увидеть каждое стихотворение в отдельности.

Итак, тенденции. Первое, что бросилось в глаза, это современная манера писать об осени и вообще о грустном: через каламбур, обыгрыш – речевой, интонационный, аллюзивный, какой угодно. «Просто грустно» в стихе сейчас бывает редко, сейчас в ходу меланхо-ироническая рефлексия, то есть всё тот же старый добрый постмодернизм в своих постоянно обновляющихся версиях. Так вот, большинство стихов сентябрьского лонга БЛК можно смело отнести к одной из таких подгруженных новых версий. То есть к неплохой, а местами и очень хорошей, современной поэзии. Давно чаемого и предрекаемого «преодоления постмодернизма» здесь пока нет, но и погрязания в его вчерашнем дне – тоже.

Да и стоит ли пытается его преодолевать? В нем плеснево-уютно, иссыра-тепло, мягко от трухи, наточенной древоточцами, и вообще приятно и безопасно, как в большом махровом полотенце. Первая же строка первого текста окунает нас в типичное для современного лирика-постироника состояние: а не спеть ли мне песню. «Напишу хоть что-нибудь…» Ага, догадывается читатель, стихи о стихах. Хуже: о выдавливании из себя стихов. Причем стихи наверняка будут плохие, на что указывает уничижительное «хоть что-нибудь».
Но автору этого мало, он добивает читателя: «Опишу как есть». То бишь, настраивайся, брат, сейчас я акынствовать изволю.
Однако дальше текст отворяется вовне, как резные створки ставен в ветхом, но красивом и определённо жилом доме, и у читателя появляется возможность в него выглянуть/заглянуть. И если читательской душе созвучна вся эта эстетика упадка и вырождения («вырождающийся ранет»), то у стихов есть шанс понравиться. Лично на мой вкус, с упадком перебор, ветшанием-запустением-умиранием злоупотреблено, минорные ноты слишком настойчивы; хотелось бы того же самого, но тоньше сделанного.

Хороша натуралистическая зарисовка с плесневелым батоном, вороной и воробьями, хорош паук в углу «вместо иконки», но вот сосед, который «втихаря выметает сор из избы под забор соседки» и при этом подбрасывает в костёр «что-то горькое», совсем неубедителен. Что горькое можно бросать в костёр? Засохшую редьку? Корень мандрагоры? Этот недобрый колдун-сосед как бы не отсюда, не из этого текста, и очень отвлекает от упадка и запустения.
Слепой кот, собравшийся умирать… ну не знаю, по мне так чересчур душещипательно, еще не нарочито жалостно, но уже близко к тому.

1. ЕЛЕНА ТАГАНОВА* «Осколки»
[* имена авторов в лонг-листе восстановлены ГР БЛК]
http://stihi.ru/2019/06/03/2988 отборочный тур для резидентов

Напишу хоть что-нибудь. Опишу как есть.
Как жучок-точильщик дом потихоньку ест
и тускнеет кайма на блюдцах.
Как размачивает плесневелый батон
в жестяном ведре ворона и как потом
воробьи за ломоть дерутся.

Как сухой листок выписывает круги
в теплой луже, и не нужно ему реки,
и не жаль ни себя, ни ветки.
Как сосед, весь день подбрасывая в костер
что-то горькое, втихаря выметает сор
из избы под забор соседки.

Как ржавеет гвоздь, забыв, для чего забит,
и паук в углу налаживает свой быт
вместо бабушкиной иконки.
Как алеет вырождающийся ранет,
и как дедовой чашки, памятной с детских лет,
я зачем-то храню осколки.

Как, с весны ослепший, трется о ноги кот,
извиняясь за то, что осенью пропадет.

Этот текст привожу полностью как самый насыщенный, пропитанный, аки бисквит ликёром, чувством бренности бытия. В остальных бренность дана не так плотно и обильно, но тоже присутствует. Лонг-то осенний, без мотивов осени никуда (осени календарной и метафизической).

Вторая отмеченная мной особенность текстов лонга – это вольное, беглое, ловкое владение языком аллюзий. Аллюзия перестала быть «серьёзным», намеренным приёмом, ею просто говорят – естественно и легко, как дышат. То есть, это впечатление естественности – результат авторских усилий, конечно. Но сами усилия не заметны, не торчат усами из текста, не раздражают. Разве что чуть-чуть.

13. АННА АРКАНИНА «скажи»
http://www.stihi.ru/2019/07/11/4366 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

такое лето в общем без затей
игрушка солнца раковина дней
до горизонта острая трава
рассветный луч разбуженный едва

по краешку бежит по волоску
скажи роса и мокро языку
вишневый вкус у приоткрытых губ
и сладкий поцелуй на берегу

прозрачных крыльев лепет стрекот грай
свобода только здесь ты так и знай
на острие рассветного ножа
скажи люблю научишься дышать

Тут нам и айтматовский пегий пёс, бегущий краем моря, и хрестоматийный лимон, от которого во рту кисло, и песенка советских лет – про сладкий поцелуй солёных губ. И, в общем-то, получилось неплохо.

Ну и третье, что мне показалось интересным и достойным упоминания: в современной лирике сочетание «природного» с «гаджето-виртуальным» воспринимается теперь (то есть давно уже) как нечто обыденное, само собой разумеющееся. Как и в случае с аллюзией, эффект парадокса, «приёма», уже утрачен. Что и неудивительно: реальность языка просачивается в поэзию и становится реальностью поэзии. К этому просачиванию глупо уже относиться с консерваторским неприятием, но и воспринимать «киберлексику» в одном ряду с берёзками, туманами, забрежинами и валежинами гладко и без запинки – такой навык тоже пока еще не наработан. По крайней мере, у меня. Нужно еще много тренировать глаза, чтобы развидеть инородное в некоторых словах, обозначающих предметы, с которыми я сталкиваюсь в жизни гораздо чаще, чем с забрежинами или даже с туманами.
В нашем осеннем лонге киберлексика присутствует в умеренном количестве (если не считать стих 2. «Человек играющий», полностью посвященный этой теме) и представлена всё же более менее обкатанными, адаптированными к поэзии словами: программа, настройки, гаджеты… ну «зафлажен» еще в последнем тексте. А еще есть сплит-система фирмы «Самсунг» и капсулы для кофе – тоже приметы времени, хоть и из другого ряда.
Это я всё к чему? К тому, что лонг как срез вполне себе состоятелен, актуален. Вмещает и отражает. Наверное, эту его со-временность, адекватность текущему времени, и следует считать той умозрительной и очень условной осью, на которую тексты тем не менее каким-то образом (по прихоти судьбы и принимающих редакторов) нанизались. На других площадках тексты нанизываются совершенно другие.
/Это был комплимент площадке БЛК, если что/

Ну а теперь, поговорив о среднестатистической температуре по больнице, скажем пару слов и о каждом стихе в отдельности. Что-то мне подсказывает, что авторам это более интересно.

1. «Осколки». Этот текст я уже разбирала выше. Вся ставка в нем сделана на красоту распада и умирания, и это слишком очевидно. Чуть-чуть поменьше бы этой очевидности. (http://stihi.ru/2019/06/03/2988)

2. JAG «Человек играющий»
http://stihi.ru/2018/10/09/3219 отборочный тур для резидентов

Интересна психо-культурологическая «игровая локация», в которой застрял герой этого текста. Пушкин/Толстой/Достоевский – с одной стороны, и стрелялка Quake с другой. Как представитель века двадцатого между ними одиноко болтается бравый Швейк… хотя это скорее не Швейк, а кто-то вроде пелевинского графа Т. или Принца Госплана. Но и от Швейка тут кое-что есть: задорная, разудалая форма подачи, этакое весёленькое проумру. А также про старость, про Альцгеймера и про одиночество (несмотря на внучку): хоронить-то героя будут только боты. Незатейливый четырёхстопный ямб (идеальный размер для детских стихов, а также для «бормоталок»), простые и в основном точные рифмы, наивный и как бы такой «дурковатый» стёб на голубом глазу… В подобной манере пишут сейчас многие, но не многим удаётся писать в ней так, чтобы быть похожим только на себя. Не всегда через нее выходят на узнаваемый авторский стиль (как, например, это сделал Игорь Куницын). Здесь, в данном случае, манеры пока больше, чем личности автора.

Источник

Петра Калугина: «Напиши мне о самом, о самом и на счастье повесь в интернет»

Сергей Алиханов

Петра Калугина родилась в Норильске. Окончила филологический факультет МГУ.

Стихи публиковались в журналах: «Знамя», «Октябрь», «Арион», «Новая Юность», «Нева», «Homolegens», «Русский переплёт», «Подлинник»; на порталах: reading-hall.ru, poembook.ru, stihi.ru и других ресурсах Интернета.

Изданы стихотворные сборники: «Твой город», «Круги на полях», «Изобретение радуги».

Автор психологического романа «Группа», издательство «Эксмо».

Творчество отмечено Золотой медалью «Победитель конкурса «Кубок Мира по русской поэзии — 2016».

Литературный обозреватель портала на «Кубке Мира по русской поэзии».

Член Союза писателей Москвы.

Особый тип образности, присущий поэтике Петры Калугиной, характерен новыми, необычными логическими связями, возникающими в привычной реальности.

Поэтесса словно предвидела, предвосхищала грядущую эпоху разобщённости, которая так внезапно, практически мгновенно вдруг наступила! И утопией такой гармоничной, милой и на самом деле уже достигнутой (!) окажется удаляющийся от нас мир, в котором — еще так недавно! — мы все жили.

Стихам Калугиной свойственна географическая и временная конкретность. Это тем сильнее ощущается, что в каждой ее строфе происходит сближение значений и сущностей до полного их совпадения. При текущей, неспешно разворачивающейся трагедии, и экзальтированный оптимизм, и остаточный — слышимый в дальних отголосках — социалистический пафос превращаются в пародию. Петра Калугина пишет об этом с особой, присущей ей грустной, всегда чуть ироничной интонацией:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *