петров директор института российской истории ран

Петров Юрий Александрович

петров директор института российской истории ран. Смотреть фото петров директор института российской истории ран. Смотреть картинку петров директор института российской истории ран. Картинка про петров директор института российской истории ран. Фото петров директор института российской истории ран

Родился 10 июня 1955 г. в г. Загорске Московской обл.

В 1978 г. с отличием окончил Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

С 2004 г. по 2010 г. – заведующий сектором истории Департамента внешних и общественных связей Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

ДОЛЖНОСТЬ:

Директор Института российской истории РАН (утвержден в должности Постановлением Президиума РАН 21 декабря 2010 г.)

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ:

Доктор исторических наук (1999).

ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИЙ:

Кандидатская диссертация: «Роль акционерных коммерческих банков Москвы в процессах формирования финансового капитала в России» (1986) (научный руководитель – В.И. Бовыкин)

Докторская диссертация: «Московская буржуазия в начале XX века: предпринимательство и политика» (1999)

ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ:

Один из ведущих российских специалистов в области экономической и политической истории, истории банковского дела, фондового рынка и частного пред­принимательства дореволюционной России

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ:

Автор более 170 научных трудов, опубликованных в России и за рубежом, включая 12 монографий, получивших высокую оценку отечественного и зарубежного научного сообщества.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ:

Медаль «В память 850-летия Москвы»

Вторая премия на конкурсе трудов по истории России им. митрополита Макария (2003 г.) – за монографию «Московская буржуазия в начале ХХ в.: предпринимательство и политика» (М., 2002.)

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

В 1990–2003 гг. возглавлял отдел Новой истории в журнале «Отечественная история» (ныне «Российская история»), в 1995–2007 г. и с 2012 г. – член редколлегии журнала.

Ответственный редактор серийных изданий «Труды Института российской истории РАН» (с 2011 г.), «Экономическая история. Ежегодник» (с 2000 г.; совместно с Л.И. Бородкиным).

Член редакционного совета журнала «Родина».

Член Научного совета РАН по проблемам российской и мировой экономической истории (с 2003 г.); Совета Российского Исторического общества (с 2013 г.); Научного совета Германского Исторического Института в Москве.

Член Президиума и председатель комиссии по вопросам образования и исторического просвещения Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям (с 2012 г.); член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (с 2012 г.).

С 1994 г. регулярно участвовал в работе мировых конгрессов, организованных Международной ассоциацией экономической истории (IEHA), являлся организатором секций на конгрессах в Буэнос-Айресе (2002), Хельсинки (2006) и Утрехте (2009). В 2006–2012 гг. являлся представителем России в Исполнительном комитете Международной ассоциации экономической истории (Executive Committee IEHA).

Владеет немецким и английским языками.

Контактная информация: dir_iri_ran@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Монографии:

Под редакцией и при авторском участии Ю.А. Петрова опубликовано около 20 книг, в том числе:

Коллективные монографии:

Источник

История глазами Юрия Петрова. Или.

Моральный кодекс российских буржуазных историков.

Ничто так не иллюстрирует изменчивый характер моральной оценки событий, как материальные интересы, связанные с господствующими экономическими отношениями и охраняющей их властью. «Чтобы быть поближе к власти и к деньгам», многие современные обществоведы действительно превратились в «искателей удачи», готовых на любые подлоги и подтасовки, на откровенную ложь.

Хотите придать благородный оттенок дискредитировавшей себя (возможно, даже, бесчеловечной) социальной системе или общественному движению? Расскажите, какие изумительные были у них вожди, политические и духовные лидеры. Как они любили животных, были нежными отцами и мужьями, интересовались искусством и даже играли на музыкальных инструментах. Были такими вполне образованными и чуткими людьми, заботились о просвещении и благе народном. При этом, вы всегда найдёте кучу соответствующих примеров, ибо сами эти лидеры и вожди совсем не дураки и хорошо понимают, что следует преподнести народу для создания необходимого имиджа. Как говорится, ничто человеческое им не чуждо.

Многие историки, литераторы, кинематографисты (да и вообще люди искусства) преуспели в этом весьма прибыльном деле, создавая нужные власти образы и интерпретируя должным образом исторические факты.

И вот уже Гитлер и его команда (выражаясь современным языком) представали перед массами чуть ли не борцами за народные интересы, благодетелями, дающими народу работу и благополучие, борющиеся за права и интересы арийской расы. В ту пору сотни произведений искусства создавали фашистам соответствующий образ.

А сегодня уже в нашей стране, победившей фашизм, подлинные герои и реальные борцы за свободу и справедливость предстают в образе антигероев, диктаторов, кровожадных убийц или просто придурков и недоумков. Классовая ненависть, погоня за сенсацией,желание потрафить власти заставляют даже талантливых людей идти по пути фальсификаций и прямой лжи.

Переход от действительно научного анализа подлинных причин кризисных общественных явлений к поиску «человеческих» черт у находящихся у власти лиц, и, в свою очередь, «бесчеловечных» черт у борющихся с этой властью, есть один из классических приёмов лживых и лицемерных провластных лизоблюдов (историков в первую очередь).

Например, вырывая из контекста боевых донесений необходимые для дискредитации конъюнктурные сведения, можно самого благородного полководца, защищающего свою родину, превратить в бесчеловечного монстра и убийцу. Ещё в большей мере это касается политических деятелей.

Вот почему такое громадное значение имеет интерпретация исторических событий и фактов, а сама наука история становится частью реальной политики. Вот почему власть так печётся и следит за образовательным процессом в области истории, «подсказывая» провластным обществоведам нужные шаги в должном направлении.

И обществоведы, что называется, из кожи вон лезут, доказывая, каким нежным и заботливым был царь Николай Второй, какими благодетелями народными были буржуа того времени, как они строили «детские ясли и сады, больницы и амбулатории», «создавали нормальную атмосферу для жизни». А всё потому, что «они были либералы» и понимали, что «Россия не доросла до социализма, надо пройти буржуазную стадию развития, как и всем народам Запада».

По мнению Ю.Петрова «стратегически выразители идей предпринимательского сообщества всё верно наметили. «

Таким образом, г-н Ю.Петров вполне справился с властным заданием создания исторической концепции, пригодной для внедрения в общеобразовательный процесс. Передовая буржуазия, проповедовавшая идеи либерализма, но не совсем ладившая с царизмом, не смогла «обеспечить поступательное эволюционное развитие без социальных потрясений, без катаклизмов». Этому помешали «демагоги, призывающие к немедленной смене общественного строя. » во главе с «фанатиком идеи» Лениным, у которого «точно не было гуманизма и милосердия».

При этом, царизм не был «абсолютным тормозом» общественного развития России. И даже «провёл великие реформы». «Они были прогрессивны, проведены на европейском уровне». Но «серьёзной слабостью царского режима» было непонимание, » что переход к системе рыночного хозяйствования неминуемо требует, чтобы новому социальному слою и его лидерам были предоставлены достойные места в государственном управлении».

Не правда ли, какой прекрасный посыл для оправдания современной буржуазной власти! Даёшь достойные места в государственном управлении.

Однако любому интересующемуся историей и не предвзятому человеку достаточно заглянуть хотя бы в произведения наших великих представителей русской классической литературы, чтобы увидеть и осознать всю ложь данной исторической концепции. Но именно поэтому важнейшие произведения наших классиков подвергаются такой обструкции и буквально изымаются из образовательного процесса. Литературу и историю, в качестве образовательных предметов, делают заложниками возродившейся буржуазной идеологии. На долго ли?

Источник

Петров директор института российской истории ран

петров директор института российской истории ран. Смотреть фото петров директор института российской истории ран. Смотреть картинку петров директор института российской истории ран. Картинка про петров директор института российской истории ран. Фото петров директор института российской истории ран

Историк Юрий Петров: Ни один народ, вошедший в состав Российской империи, не исчез с исторической карты

К 300-летию Российской империи. «Нас не то, что не любят, а боятся – и потому опасаются». О долгом пути к империи, Петре Первом, друзьях и интересах, СССР и геополитике.

петров директор института российской истории ран. Смотреть фото петров директор института российской истории ран. Смотреть картинку петров директор института российской истории ран. Картинка про петров директор института российской истории ран. Фото петров директор института российской истории ран

Гость программы – Юрий Петров, директор Института российской истории РАН.

Ведет программу Наталия Бехтина

петров директор института российской истории ран. Смотреть фото петров директор института российской истории ран. Смотреть картинку петров директор института российской истории ран. Картинка про петров директор института российской истории ран. Фото петров директор института российской истории ран

Юрий Александрович Петров

петров директор института российской истории ран. Смотреть фото петров директор института российской истории ран. Смотреть картинку петров директор института российской истории ран. Картинка про петров директор института российской истории ран. Фото петров директор института российской истории ран

© Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.

Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт radiorus.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на radiorus.ru обязательна. Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК. Для детей старше 16 лет.

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Петров Юрий Александрович (историк) (Petrov Yury Alexandrovich (historian)).

По датам рождения
Родившиеся в январе
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в феврале
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29

Родившиеся в марте
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в апреле
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Родившиеся в мае
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в июне
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Петров Юрий Александрович (историк).

10 июня 1955 (60 лет)

Загорск, Московская область, РСФСР

история России, экономическая история

Институт российской истории РАН

доктор исторических наук

Кандидат исторических наук (1986, диссертация «Роль акционерных коммерческих банков Москвы в процессах формирования финансового капитала в России»), доктор исторических наук (1999, диссертация «Московская буржуазия в начале XX в.: предпринимательство и политика»). В декабре 2011 года баллотировался в члены-корреспонденты РАН.

В 1990-2003 годах Ю. А. Петров возглавлял отдел новой истории в журнале «Отечественная история» (ныне «Российская история»), с 1995 года входит в редколлегию журнала. В 2004 году занял должность заведующего сектором истории Департамента внешних и общественных связей Центрального банка РФ (Банка России).

Лауреат Макариевской премии (2003).

Является автором 12 монографий, им опубликовано более 150 научных трудов в России и за рубежом.

Наиболее известные работы:

Источник

Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив

петров директор института российской истории ран. Смотреть фото петров директор института российской истории ран. Смотреть картинку петров директор института российской истории ран. Картинка про петров директор института российской истории ран. Фото петров директор института российской истории ран

История в нашей стране всегда была больше, чем просто история. Исторические события, и совсем близкого и весьма отдаленного прошлого, и по сей день вызывают повышенный общественный интерес, нешуточное столкновение мнений и позиций. Еще недавно мы всем миром пытались определить главную историческую персону страны, а сегодня общественное мнение России взбудоражено фигурой Ивана Грозного. Заслужил ли он памятник или нет? Словом, история – это наука и жизнь одновременно.

Корреспондент Агентства ФинЭк побеседовал о некоторых научных и «жизненных» проблемах, связанных с историей и с историографией, с директором Института российской истории РАН, д.и.н. Юрием Петровым.

— Несколько лет назад в России была инициирована идея, а затем началась работа над созданием единого учебника истории для российской школы. Помнится, было много споров, было высказано много оценок и мнений. Чем завершилась эта работа?

— Сначала было поручение Президента РФ о подготовке единого учебника истории России для общеобразовательной школы. Работа велась в рамках Российского исторического общества под руководством С.Е.Нарышкина. Была создана рабочая группа по подготовке концепции учебника. В чем суть общей концепции? Учебник истории – единый, но это не означает, что он единственный. Мы должны были избежать главного – различных противоречащих трактовок нашего прошлого в школьном образовании, которые нередко встречались в прежних учебниках.

Силами этой рабочей группы, в которую входил и я, и сотрудники Института российской истории РАН, концепция была подготовлена. Затем она прошла широкое общественное обсуждение. Это было очень непросто – в нашем обществе существуют подчас совершенно полярные взгляды на отечественную историю. И нужно было создать некий скелет из основных событий истории, конструкцию из трактовок, которые, во-первых, не противоречили бы данным науки – это самое важное, а во-вторых, были бы восприняты всеми слоями и группами нашего общества.

Я думаю, что, несмотря на сложность этой задачи, мы ее решили. Обсуждение, повторяю, было очень широким – и в прессе, и в Интернете. Мы получали массу писем. Все уточнения, которые посчитали нужными, мы внесли в эту концепцию. И в 2013 году она была утверждена Российским историческим обществом. На следующий год – одобрена Президентом, который встретился с разработчиками. Президент в целом благожелательно отозвался о нашей работе. Затем было объявлено, что в написании учебника могут принять участие все желающие. В результате было представлено порядка десяти разработок, линеек – с 6 по 10 классы. После экспертизы и обсуждений были отобраны три основные линейки учебников издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».

Учебники издательства «Русское слово» были подготовлены сотрудниками нашего института под моей научной редакцией. Это наши, я считаю, академические учебники.

Все три линейки прошли апробацию, и с этого учебного года постепенно идет замена прежних учебников. Сама школа решает, какую линейку предпочесть – то есть у учителей есть выбор. Здесь нет никакого диктата той или иной версии.

На мой взгляд, все три линейки учебников получились неплохими. Надо добавить, что учителя истории при обсуждении концепции сформулировали свои, так сказать, трудные вопросы – их было порядка 20. Это те события, персоналии, процессы, которые, как педагоги полагали, нуждаются в более тщательной проработке на основе новейших достижений исторической науки. В этой связи было принято решение, что по каждому из этих вопросов будет подготовлено особое пособие для учителей. И сейчас ученые-историки эти пособия готовят. В этих книжках-брошюрах на историографическом материале будет показано, какие сегодня существуют оценки в исторической науке, насколько они аргументированы и так далее. Пособия помогут учителям представить самим и передать ученикам очень важный посыл: историческая наука – это не набор фактов и дат для зубрежки, а, прежде всего, материал для размышления и формирования собственного, основанного на реальных фактах, отношения к нашему прошлому. Это – средство воспитания юношества, формирования его идентичности. Именно этот подход закладывался как одна из приоритетных задач при подготовке нового учебника. И, как мне представляется, поставленная цель была достигнута.

— После распада СССР в исторической науке практически всех бывших республик Союза, а ныне самостоятельных государств, начался процесс, так сказать, переосмысления нашего общего исторического прошлого. В результате в школьных учебниках и исторических монографиях ученых большинства этих стран появились во множестве антисоветские и русофобские тезисы. Почему, с Вашей точки зрения, так произошло, чем это было вызвано?

— Хочу сразу уточнить и подчеркнуть, что среди учебников истории стран СНГ и Балтии только в учебниках Белоруссии и Армении нет таких оценок, как «колониализм», «оккупация», «геноцид» применительно к нашему общему прошлому. Во всех остальных бывших республиках они, к сожалению, присутствуют.

В чем тут дело? Я убежден, что это не случайность, а некая национальная установка. Мы присутствуем при торжестве национализма, который за счет отрешения от нашего общего прошлого старается подчеркнуть свои собственные реальные или мнимые заслуги последнего двадцатипятилетия.

Иногда нам удается переубедить наших коллег. В частности, дискуссии с казахскими историками привели к тому, что из Министерства образования и науки Казахстана из Астаны в Академию наук в Алма-Ате поступил факс с рекомендацией рассматривать историю взаимоотношений Казахстана и России в духе добрососедства и многовековой дружбы. Собственно говоря, на этом дискуссия закончилась. Мы, действительно, нашли общий язык.

Еще пример. Серьезным событием нынешнего года был столетний юбилей Туркестанского восстания. Я напомню, что президент Кыргызстана Атамбаев в 2015 году подписал специальный указ о признании этих трагических событий геноцидом по отношению к киргизскому народу.

В общем-то, для военного периода это вполне нормальное решение. Но, видимо, оно сопровождалось не вполне правильными административными мерами, были определенные принудительные моменты, поэтому в Туркестане возникло недовольство, вылившееся в конфликт, который привел к гибели не только киргизов, казахов и представителей других местных народов, но и русских переселенцев, убитых вследствие возникшей волны ненависти. Так что, это наша общая беда, трагедия прошлого, и мы должны вместе с ней разобраться.

В итоге работы конференции пришли к общему выводу, что эти события не носят характера геноцида. И насколько я знаю, президент Атамбаев смягчил тональность и отказался от явно продиктованной ему кем-то нелепой формулировки о геноциде.

— Сейчас в мире, в первую очередь, в странах Восточной Европы, идет пересмотр итогов Второй мировой войны. В частности, там пытаются поставить на одну доску Гитлера и Сталина, уравнять нацизм Германии и социализм СССР в развязывании войны, посадить Россию, как правопреемницу Союза на новую «нюрнбергскую» скамью подсудимых. Почему, с Вашей точки зрения, именно Вторая мировая война стала полем битвы истории и идеологии?

— Я бы не сказал, что это поле битвы историков. Профессиональные историки никогда не скажут, например, такой глупости, что Освенцим освободила, мол, украинская армия, поскольку они знают историю. Это, скорее, вопрос пропаганды и попыток политического давления на нашу страну.

Я вспоминаю историю, которую пережил сам, когда был в Лондоне. Там возле здания парламента есть скверик, а в нем памятник: на скамейке сидят два бронзовых джентльмена – Черчилль и Рузвельт. Между ними пустое пространство. Сам памятник – калька известной фотографии Ялтинской конференции 1945 года. Но в реальности рядом с лидерами Великобритании и США сидел третий человек – Сталин. А в композиции памятника он отсутствует: нет никаких объяснений и пояснений. Что это такое? Тоже фальсификация истории – тихая, скрытая, но фальсификация. Тот, кто не знает об историческом факте Ялтинской встречи, вполне может подумать: «Вот они, два победителя фашизма, Великобритания и США».

И причем тут Россия, СССР, Сталин, который, как известно, был тиран? Как он мог сидеть рядом с тогдашними лидерами западного мира? Однако были времена, когда эти лидеры регулярно писали Сталину письма. Разумеется, в крайне уважительной форме, и в письмах содержались просьбы к Сталину. Он был нужен в тот момент Западу. И тогда закрывались глаза на то, что Сталин «кровавый тиран», зато всячески подчеркивалось, какой он «гениальный руководитель». На этом примере хорошо видно, что политика все время пытается вторгнуться в область истории.

Другой, я бы сказал, анекдотичный пример я вычитал в одной справке о том, как Украинская Республика собиралась отпраздновать 70-летие окончания Второй мировой войны. 2 сентября 1945 года, как известно, был подписан акт о капитуляции Японии, и тем самым была закончена война. От советского правительства акт подписал генерал-лейтенант К.Н. Деревянко. Так вот, в украинских документах подчеркивалось, что этот факт необходимо интерпретировать в том духе, что акт о капитуляции подписал украинец Деревянко, и таким образом именно Украина выиграла Вторую мировую войну. Что это – анекдот? Нет, это – абсолютно реальный факт, который демонстрирует совершенно извращенный подход к истории.

Борьба вокруг Второй мировой войны – это, действительно, примечательная черта нашего времени. Повторяю, попытки принизить роль и значение Советского Союза в этой войне, как мне представляется, продиктованы сегодняшними политическими устремлениями Запада. Ничего общего с реальной историей они не имеют.

— Я ответил бы так: здесь есть аргументы и «за», и «против». Известно, что в свое время у нас существовала особая комиссия в Администрации Президента РФ по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России. Но потом выяснилось, что работа этой комиссии не очень эффективна. По сути, там не было реальной борьбы против фальсификации как таковой, а было, я бы даже сказал, сведение взаимных счетов оппонентов друг с другом. И думаю, что решение С.Б.Иванова, когда он пришел к руководству Администрацией Президента РФ, было логичным – он эту комиссию упразднил.

Нужно ли ее воссоздавать? Не уверен. У нас в последнее время появились новые формы ассоциации историков, такие, как например, Российское военно-историческое общество. И оно довольно активно ведет вот эту контрфальсификаторскую деятельность. Есть Российское историческое общество, которое объединяет историков всей страны и работает в этом направлении. Вопрос только в том, чтобы академические историки не слишком увлеклись «борьбой с буржуазной историографией». Мы такое уже проходили в советское время. В нашем институте существовали специальные исследовательские центры по борьбе с такого рода историографией. Их труды носили слишком явный характер идеологического заказа, и в этом смысле были не вполне научны. Кто знает о них сегодня, кто их читает?

Вы упомянули о зарубежном профессиональном сообществе историков. Там, конечно, есть разные люди, и отнюдь не все они расположены к России. Тем не менее, многие из них разделяют нашу озабоченность по поводу кампании фальсификации истории. Иногда с их стороны возникают даже идеи об общих проектах, которые позволили бы решить проблему исторической памяти. Скажем, сейчас, я знаю, есть проекты с участием наших и зарубежных ученых, которые называются «Войны памяти». Их участники постараются понять, как возникают исторические контроверзы, как распространяются, насколько воздействуют на общество.

Вот если бы такие учебники писались совместно не только с немцами, но и с киргизами, с казахами, с азербайджанцами и т.д., мы бы во многом ушли из-под влияния никому не нужной дурной конфронтации. Такая совместная работа, с моей точки зрения, была бы очень эффективной в решении проблемы нашей общей исторической памяти.

Беседовал Вадим Лапунов, Агентство ФинЭк

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *