петров г ф кронштадт очерк истории города
Петров г ф кронштадт очерк истории города
Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов
Второе издание. Под редакцией, со вступительной статьей и комментариями доктора военно-морских наук Е.Е.Шведе 1949 г
А. Лашкевич В воздушных боях. Балтийское небо, 2010 год (есть материал об аэродроме «Бычье поле» в Кронштадте)
Г.К. Граф Императорский Балтийский флот между двумя войнами. 1906–1914 гг.
Восстание в Кронштадте. 1921 год.
Автор: Эврич П.
Переводчик: Игоревский Л. А.
Издательство: Центрполиграф (М.)
Серия: Россия в переломный момент истории
Год издания: 2007
Объём: 240
Петров Г. Ф. Кронштадт. Очерк истории города
Петров Г. Ф. Кронштадт. Очерк истории города.
2-е изд., перераб. и доп.— Л.: Лениздат, 1985.— 333 с., ил.
Информация о файле: pdf, 21 mb
Слава города не зависит от его размеров. Есть на земле маленькие города, имена которых известны всему миру. Они отмечены далеко не на всех картах, но всегда живут в памяти людей. Таков Кронштадт.
Он вырос на клочке суши в восточной части Финского залива. Остров Котлин — площадью всего около 15 квадратных километров. Город на нем можно обойти часа за два. По сравнению с великим соседом — Ленинградом — капля в море! Но кто скажет так о Кронштадте? Его называют городом морской славы, правофланговым революции, огневым щитом Ленинграда, часовым Родины, орлиным гнездом богатырей. Все эти поэтические и почетные титулы принадлежат маленькому городу по большому праву.
Содержание
РУССКАЯ КРЕПОСТЬ НА БАЛТИКЕ
Чудо-дело
Зигзаги
Слава на задворках
Плоды великих усилий
Звезды среди мрака
«Вредный климат»
ШТОРМОВЫЕ ВОЛНЫ РЕВОЛЮЦИЙ
Школа пролетарской борьбы
Пулями пронзенные
«. A в Балтийском флоте кипит. »
Оплот ленинской партии
«Кончилось ваше время!»
ЧАСОВОЙ СОВЕТСКОЙ РОДИНЫ
Тяжкие испытания
Трагический март
Второе рождение
Огневой щит Ленинграда
Каждый день был подвигом
Город старый, город новый
Приложения
Литература и источники
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!
Петров г ф кронштадт очерк истории города
7 (18) мая 1704 г. Петром I на острове Котлин был основан город-крепость, город-порт Кронштадт.
Одно из первых упоминаний об острове Котлин относится к 1269 г. — договор города Новгорода с Ганзой. В 1323 г. по Ореховскому мирному договору остров служил границей между Новгородской землёй, а затем Россией — с одной стороны и Швецией — с другой. 27 февраля (9 марта) 1617 г. по Столбовскому мирному договору остров отошёл к шведам.
Для реализации идеи выхода России к морю и защиты от шведских кораблей земель Невской губы и Санкт-Петербурга Петр I задумал строительство фортовой крепости рядом с будущей столицей. Император сразу оценил огромное стратегическое значение острова Котлин. В 1703 г. после ухода шведской эскадры на зимовку к Выборгу, Пётр I начал возводить на острове крепость.
7 (18) мая 1704 г. крепость была освящена и названа Кроншлот. Этот день и считается датой основания города Кронштадта. Освящение новой крепости происходило в присутствии государя и сопровождалось трёхдневным торжеством. Коменданту Кроншлота была дана инструкция, в которой предписывались меры осторожности при встрече приходящих с моря кораблей. В документе говорилось: «Содержать сию ситадель, с Божию помощью, аще случится, хотя до последнего человека».
Первым укреплением на Котлине была батарея св. Иоанна или св. Яна, построенная в 1705 г. на южном берегу острова. Летом 1706 г. на косе было поставлено укрепление св. Александра.
В 1704 г. началось заселение острова Котлина служилыми людьми. Первыми поселенцами крепости Кроншлот стали полки Толбухина и Островского, составлявшие гарнизон острова. Первоначальные постройки находились на берегу моря. К 1710 г. было сооружено около 80 домов, принадлежащим большей частью военнослужащим. 16 (27) января 1712 г. был объявлен указ о переселении на Котлин 3 тыс. семейств, и началась усиленная постройка домов.
Флот в первые годы своего существования с ранней весны до поздней осени, стоял у Кроншлота и только после заморозков уходил в Петербург. Такой порядок ежегодного выхода флота на Котлинский рейд был неудобен. После Полтавской победы в ноябре 1709 г. император велел приступить к постройке гаваней, пристаней и магазинов на острове.
В 1719 г. началось строительство канала с доком, затянувшееся из-за нехватки людей и материала на долгие годы. В 1732 г., при Анне Иоановне, была сформирована комиссия для осмотра канала во главе с генерал-майором И. Л. Люберасом, который предложил расширить и углубить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. Торжественное открытие доковой системы состоялось 30 июля (10 августа) 1752 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Длина всей системы составила 2,24 километра. 1 (11) августа в док ввели крупнейший в русском флоте 120-пушечный корабль «Императрица Анна».
В 1789 г. на южном берегу Докового бассейна для изготовления снарядов для орудий и балласта для остойчивости кораблей был построен Чугунно-литейный завод.
В октябре 1804 г. в Кронштадте раньше чем в Санкт-Петербурге в действие был запущен водопровод.
В 1707 г. на острове появилась футшточная служба, задача которой состояла в определении колебания уровня моря. В 1856 г. во дворе Кронштадтского Штурманского училища была построена первая в России морская астрономическая обсерватория. А в 1865 г. по инициативе капитан-лейтенанта И. П. Белавенца была основана первая в стране обсерватория магнитных компасов. Долгие годы она являлась единственной в России.
За годы Северной войны 1700-1721 гг. Кроншлот неоднократно отражал нападения флота Швеции, и с 1720-х гг. превратился в главную базу Балтийского флота. В начале 1780-х гг. сюда из Санкт-Петербурга было переведено Адмиралтейство.
В 1854 г., во время Крымской войны, англо-французская эскадра пыталась пройти к Санкт-Петербургу, но без боя отступила при виде укреплений и многочисленных фортов Кронштадта. В начале весны 1855 г. была произведена постановка донных и плавучих минных заграждений из мин конструкции академика Б. С. Якоби и предпринимателя Э. Нобеля. Летом 1855 г. при разведке Северного фарватера на первом в мире подводном минном заграждении подорвались 4 вражеских корабля.
В марте 1921 г. в Кронштадте вспыхнуло вооружённое восстание гарнизона города и экипажей некоторых кораблей Балтийского флота против большевиков (Кронштадтское восстание). Недовольные политикой «военного коммунизма», они потребовали проведения перевыборов Советов и изгнания из них большевиков, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землёй и распоряжаться продуктами своего хозяйства. Вскоре восстание было жестоко подавлено.
Во время Великой Отечественной войны Кронштадт прикрывал Ленинград со стороны моря и выполнял роль «Огневого щита». Несмотря на сильные разрушения от массированных бомбардировок и артобстрелов в городе продолжали действовать ремонтная база кораблей Балтийского флота, лаборатория по размагничиванию судов и база подводных лодок, а моряки, населявшие город, постоянно участвовали в морских боевых операциях.
После войны Кронштадт, как военная база был закрыт для свободного посещения. В ноябре 1996 г. закрытый город был открыт для посетителей. В настоящее время остров с Санкт-Петербургом соединяет многокилометровый «Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС)».
См. также в Президентской библиотеке:
Петров г ф кронштадт очерк истории города
Кронштадт. Город-крепость. От основания до наших дней
Оформление художника Е.Ю. Шурлаповой
Серия «Всё о Санкт-Петербурге» выпускается с 2003 г.
Автор идеи Дмитрий Шипетин
Руководитель проекта Эдуард Сироткин
Иллюстрации предоставлены автором, В.Я. Крестьяниновым и Музеем истории Кронштадта
Александр Сергеевич совершенно справедливо сделал упор на слово «природа». Именно природа оформила все предпосылки для создания здесь важнейшего для России опорного пункта, но чтобы увидеть эти предпосылки, нужен был проницательный взгляд Петра I.
Еще один подарок природы Россия получила в виде небольшого острова, расположенного всего в 30 км от центра новой столицы. Упустить возможность построить здесь крепость, защищавшую Петербург, Петр Алексеевич позволить себе не мог. И он это сделал. Крепость Кронштадт стала мощным оборонительным рубежом, который не смогли преодолеть враги России ни в XVIII, ни в XIX, ни в XX в.
В истории Кронштадта немало славных страниц, были тяжелые времена, преодолеть которые люди смогли не только благодаря физическим силам, но и силам духовным.
На протяжении всей истории Приневья и Кронштадта мы встретим немало примеров помощи свыше. Это и первые русские православные святые – князья Борис и Глеб, пришедшие на помощь князю Александру Ярославовичу.
Это и знак небесный, явившийся, согласно легенде, Понтусу де ла Гарди в виде сосны, выросшей на его груди. Увидев во сне такое диво, де ла Гарди якобы ни минуты не задержался на приневской земле, а сбежал домой, если он у него, конечно, был[1].
И даже Петр I (антихрист по определению Д. Мережковского) понимал, что одной человеческой силы недостаточно для свершения столь грандиозных дел. Нужны силы духовные. И заботился об этом, и неспроста стремился, несмотря на все недовольство, перенести сюда мощи Александра Невского.
А эпизод с двумя врачами «Комочума», которые, уже больные чумой, выезжали с форта «Император Александр I» в Петербург и Кронштадт, но не заразили ни одного человека из тех, с кем общались.
А Иоанн Кронштадтский? Случайно ли этого человека, родившегося в Архангельской губернии, в 1855 г. после окончания Духовной академии направили служить в Андреевский собор в Кронштадте?
И как не вспомнить Великую Отечественную войну, икону Тихвинской Божией матери – покровительницу нашего Петербурга, которую провезли по всем фронтам Северо-Запада? Эту черту германцы не переступили!
А падение креста с купола Морского собора 7 августа 2002 г.!
Кронштадт – это не только крепость, форты, доки и портовые сооружения. Это – люди, которые создавали все это, которые жили в Кронштадте и составили его славу.
Обо всем этом наша книга.
Библиография Кронштадта за более чем 300-летнюю историю не так обширна, как того заслуживает этот город. Виной тому многолетняя секретность, и тем не менее о Кронштадте писали, рассказывали.
Пожалуй, одни из первых – книги Г. Тимченко-Рубана, С.И. Елагина, мичмана Дорогова, Ф.А. Тимофеевского, а также вышедшая в Киеве небольшая брошюра В.В. Владимирова. Прекрасную книгу написал А.В. Шелов «Исторический очерк крепости Кронштадт»[2].
Не мог пройти (проплыть) мимо Кронштадта и знаменитый Петр Николаевич Столпянский, чей путеводитель по Кронштадту вышел в 1923 г.[3]. Путеводитель содержит массу интереснейшей информации и два плана: один показывает путь из Петрограда в Кронштадт по Морскому каналу, на другом, разумеется, более интересном, – восточная часть острова Котлин: собственно Кронштадт, гавани, достопримечательности.
В более позднее время был выпущен маленький путеводитель, изданный в 1963 г.[4]. В качестве источников использованы всего семь изданий: три из них посвящены революционному прошлому Кронштадта, еще три – уже упоминавшиеся работы А.В. Шелова, Ф.А. Тимофеевского и С.И. Елагина. Любопытной оказалась и книга Г.Ф. Петрова, выдержавшая два издания, в 1971 и 1985 гг.
Огромная часть литературы о Кронштадте посвящена революционным событиям и мятежу 1921 г. И естественно, что в доперестроечное время мятеж оценивали только со знаком минус, который затем резко поменялся на плюс. Особый интерес вызывают две книги на эту тему: сборник документов[5]и очень интересная работа сотрудника Музея истории Кронштадта В.Я. Крестьянинова «Кронштадтский мятеж. Хроника событий»[6], в которой автор предоставляет читателям возможность самим разобраться в этой трагической истории.
Эта книга – не единственная, подготовленная сотрудниками данного музея. В 2008 г. издан альбом В.Я. Крестьянинова «Кронштадт – город музей», в 2014–2015 гг. – двухтомный каталог «Памятники и мемориальные доски Кронштадта».
Отдельный блок книг посвящен Кронштадту в годы Великой Отечественной войны. Достаточно упомянуть сборник воспоминаний «Мы из Кронштадта»[7] и книгу А.И. Еськова «Кронштадт. Война. Блокада».
Настоящим прорывом в изучении истории Кронштадта и вообще фортификации стала книга А.А. Раздолгина и Ю.А. Скорикова «Кронштадтская крепость»[8], и хотя фамилия Скорикова стоит второй, именно он несколько лет работал в РГАВМФ, собирая и анализируя сложнейшие документы. Я купил эту книгу на толкучке, естественно, по коммерческой цене, но был счастлив. В книге не только впервые очень толково рассказано о строительстве основных фортов и батарей Кронштадта, но и оформлена она изумительно. Вот здесь надо сказать спасибо именно первому соавтору. И эта книга задала некоторый тон книгам по фортификации – без чертежей такие книги пусты и немы.
В 2004 г. издательство «ОСТРОВ» выпустило небольшой путеводитель по фортам Кронштадта, вслед за которым появилась целая серия книг о наиболее крупных фортах: «Ино», «Император Александр I», «Константин», «Тотлебен», «Красная Горка» (ему посвящено два издания). В 2017 г. выйдет еще одна книга этой серии – «Форт Риф». Эти книги были бы невозможны без материалов, хранящихся в Российском государственном архиве Военно-морского флота. Среди них оказался уникальный альбом аэрофотосъемки фортов Кронштадта в 1940 г. Издание этого альбома в 2012 г.[9] стало настоящим подарком любителям истории фортификации.
Еще одна необычайно интересная книга о Кронштадте – «Кронштадт. Архитектурный очерк»[10]. В этой книге впервые рассказано о застройке города казенными и частными зданиями.
Небольшая брошюра И.Н. Наймушина «Итальянский дворец в Кронштадте», написанная также на основе материалов РГАВМФ, насыщена интереснейшей информаций об этом уникальном здании. Подобные публикации касались отдельных тем, но попытка создания целостной картины истории Кронштадта удалась только В.Я. Крестьянинову в книге «Кронштадт. Крепость, город, порт»[11]. Автор отказался от хронологической структуры и разделил книгу на тематические очерки. Книга содержит большое количество информации и насыщена интересными фотографиями. Однако из-за ограниченного объема за бортом издания осталось не только много фактов, но серьезных событий и тем. В 2014 г. эта книга вышла вторым изданием, правда, дополнения коснулись только восстановления Кронштадтского Морского собора.
Книга: Г. Ф. Петров «Кронштадт»
|