петровские преобразование история урок

План-конспект урока «Петровские преобразования»

петровские преобразование история урок. Смотреть фото петровские преобразование история урок. Смотреть картинку петровские преобразование история урок. Картинка про петровские преобразование история урок. Фото петровские преобразование история урок

«Петровские преобразования»

Карпенко Светлана Сергеевна

МБОУ «Максимовская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

Заместитель директора школы, учитель истории

А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России.

Цель и задачи урока

Цель: раскрыть характерные особенности личности Петра I как человека и государственного деятеля, создать условия для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

развивающие продолжить работу над развитием внимания, мышления и речи учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.

воспитательные воспитывать чувство ответственности за свои поступки; воспитание уважения к своим соотечественникам, независимо от той эпохи, в которой они жили.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, восприятие нового материала и запись опорного конспекта, самостоятельная работа с информационным модулем.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Структура и ход урока

Название используемых ЭОР

Актуализация знаний учащихся

Практический ЭОР № 1

Работа с ЭОР П-типа

Учитель: обобщает ответы учащихся и делает вывод о предпосылках Петровских преобразований; наметившихся еще в годы предшественников. Обращает внимание на роль войн со Швецией, Польшей и Турцией для осознания необходимости реформирования армии и создания военного флота.

Ответы у ченик ов :

1.Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Родился Петр 30 мая 1672 г. в Москве. Он рос жизнерадостным, здоровым мальчиком. Петра с 5 лет стали обучать грамоте. Самым первым учителем и наставником Петра был дьяк Никита Зотов. Зотов научил Петра читать, писать, с его помощью маленький Петр прочел свои первые книги – церковные книги, начал писать. Планировалось начать обучение разным наукам: философии, риторике, иностранным языкам, истории. Как только Петру исполнилось 10 лет, умирает Федор Алексеевич, и сразу же систематическое обучение Петра закончилось. А при любознательности и уме Петра это явилось настоящей трагедией.

2. С детства юный царь любил физический труд, работал в кузнице, плотничал. Петр, живя в Преображенском, был совершенно свободен, бегал, играл. Дрался с детьми слуг Преображенского дворца. Главным увлечением будущего императора были «воинские забавы». С годами интерес к военному делу приобрел стойкость, и на смену деревянным саблям, пушкам, мушкетам пришли настоящие.

Источник

Урок истории России по теме «Эпоха петровских преобразований»

Основные понятия: протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт, мануфактура, подушная подать, абсолютная монархия.

Оборудование урока: карта “Российская империя при Петре I”, ПК, м/м проектор, экран, презентация.

Учитель: Да, действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. И одна из задач сегодня на уроке – изучив реформы Петра I, дать оценку его деятельность, доказать, что реформы были неизбежны.

– Можно ли назвать точную дату преобразований?

Учащиеся дают различные ответы. Одни считают, что это конец 80-х годов, когда были созданы первые регулярные полки русской армии (Преображенский и Семеновский). Другие считают, что это 1695 год, когда в Воронеже началось строительство русского флота. Некоторые ученики называют началом преобразований досадное поражение под Нарвой.

Учитель: Здесь не будет серьезной ошибки, ибо точную дату начала преобразований, конечно, установить нельзя. Нет, и никогда не было у Петра документа, который бы назывался “Проект реформ”. Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром А.С. Пушкин скажет спустя столетие, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие – урывками, в перерывах между военными действиями. Война заняла огромное место в жизни Петра. Не успела закончиться в 1700 году турецкая компания, как началась Северная война. В этом промежутке была недолгая, но кровопролитная война с Турцией в 1723 году. Для ведения этих войн нужна бала большая, хорошо вооруженная и обученная армия. И Петр необычайно много времени уделял ее созданию и укреплению.

– Как Вы думаете, какое сокрушительное поражение русской армии сделало реформу безотлагательной?

Учитель: Совершенно верно – поражение под Нарвой. У Петра уже не было сомнений, что армия должна строиться на иных, чем раньше принципах комплектования и обеспечения.

Учитель: Россия нуждалась в регулярной армии, подобной тем, которые были у других европейских государств. Первый шаг был сделан еще в 1699 году, когда в армию стали набирать волонтеров из разных социальных слоев. Сразу же создавая из них регулярные полки. (Волонтер-лицо, добровольно поступившее на военную службу). В 1705 году Петр I делает следующий шаг в военной реформе: он издает указы о прекращении вольности (добровольцев) и переходе к рекрутскому набору. (Рекрутская повинность – способ комплектования русской регулярной армии из податного сословия, которое выставляло из своих общин определенное число рекрутов).

Учитель: Давайте определим основные причины реформ. (Слайд 5) Приложение.

Учитель: Каковы были особенности преобразований в России? (Слайд 6)

Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально – экономического и государственного строя России. (Слайд 7)

Вопросы для обсуждения: (Слайд 8)

Учитель: Цели экономических преобразований:

И как следствие – создание мануфактур и заводов (75 металлургических заводов к середине VIII в.) (Слайд 9)

(Слайд 10) Организующей силой в создании отечественной промышленности было государство. Значительная часть мануфактур и заводов были государственными.

(Слайд 11) Труд на мануфактурах.

(Слайд 12) Особенности государственных мануфактур.

В ходе реформ произошел переход к преимущественному использованию принудительного труда крепостных крестьян на мануфактурах и заводах (Слайд 13).

Учитель: Каковы были главные направления экономических преобразований. (Слайд 14)

(Дать определения, записать в тетрадь понятиям протекционизм, меркантилизм).

В торговой политике государства можно выделить два периода. (Слайд 15, 16)

Система запретов, высоких пошлин и налогов. Монополия государства почти на все виды товаров.

Переход к политике меркантилизма и протекционизма – накоплению денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли.

Учитель: Реформы государственного аппарата управления. В начале 18 века в России не было даже столицы, так как Москва перестала ею быть, а Петербург еще ею не стал. А единственной центральной властью был сам император, но с кем? Приказы прекратили свое существования (кроме военных), в 1699 г. Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, а с 1708г. “консилией министерств”. Петр желал создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по России и военных походов.

Исходные идеи преобразования государственного аппарата Петра I (Слайд 17)

Основные принципы деятельности новых органов власти (Слайд 18)

(Слайд 19) Схема Органов власти и управления в 20–70-е гг. 18 в.

(Слайд 22, 23) Синод (Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой церковью самостоятельности – подчинением духовной власти светской).

Учреждение Сената не означало создания нового централизованного аппарата управления, призванного заменить старую систему приказов.
1712 г. – Петр 1 отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления.
1718 г. – подписан указ об учреждении коллегий

(Учитель организует работу с классом – заполнение таблицы)

Деятельность коллегии распространялось на всю территорию России. Круг обязанностей каждой коллегии был более точно ограничен и дублировал работу других коллегий, коллегии подчинялись императору и Сенату; коллегиям подчинялись местный аппарат управления.

Учитель: В условиях Северной войны Петр 1 столкнулся с острой нехваткой денежных средств. (Слайд 25, 26)

Петр 1 решает и эту проблему активно и оперативно:

Государство было также заинтересовано в росте налогов.

Учитель: За годы правления Петра1 произошли грандиозные экономические и политические изменения. (Слайд 27) Приложение

НО есть и другая “сторона медали”:

Вывод: Реформы Петра I привели

Источник

Конспект урока по истории на тему «Россия в эпоху петровских преобразований»

петровские преобразование история урок. Смотреть фото петровские преобразование история урок. Смотреть картинку петровские преобразование история урок. Картинка про петровские преобразование история урок. Фото петровские преобразование история урок

Россия в эпоху петровских преобразований

Преподаватель: Мартынова Светлана Николаевна

Генеалогическое древо Романовых (фрагмент)

петровские преобразование история урок. Смотреть фото петровские преобразование история урок. Смотреть картинку петровские преобразование история урок. Картинка про петровские преобразование история урок. Фото петровские преобразование история урок

1676-1682 гг. – правление царя Федора Алексеевича

1682-1689 гг. – правление царевны Софьи

1682-1725 гг. – правление Петра I

1695-1696 гг. – Азовские походы

1705 г. – введение рекрутской повинности

1711 г. – учреждение Сената с законодательными и контрольно-финансовыми функциями

1708-1710 гг. – реформа местного самоуправления – образование губерний

1714 г. – Указ «О единонаследии»

1721 г. – провозглашение России империей

1707-1708 гг. – восстание Кондратия Булавина

Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX веков, проводившихся с целью налогообложения.

Майорат (от лат. major — старший) — порядок наследования недвижимого имущества (прежде всего земельной собственности), согласно которому оно целиком переходит к старшему в роде или семье.

Борьба придворных группировок за власть в конце XVII в. Царевна Софья

петровские преобразование история урок. Смотреть фото петровские преобразование история урок. Смотреть картинку петровские преобразование история урок. Картинка про петровские преобразование история урок. Фото петровские преобразование история урок

После смерти царя Алексея Михайловича его преемником на престоле стал старший сын от первой жены Марии Ильиничны Милославской, царевич Федор Алексеевич (1676–1682).

В апреле 1682 г. царь Федор Алексеевич, не отличавшийся крепким здоровьем, скончался. В связи со смертью бездетного царя встал вопрос о выборе его преемника. Юридические права на престол были на стороне следующего по старшинству царевича Ивана (р. 1668). Но поскольку он тоже не отличался крепким здоровьем, бояре, по подсказке Льва Кирилловича Нарышкина и патриарха Иоакима, решили передать престол его сводному брату царевичу Петру (р. 1672), матерью которого была вторая жена Алексея Михайловича, вдовствующая царица Наталья Кирилловна Нарышкин.

Предстоящее вступление на престол развитого и смышленого не по годам царевича Петра вызвало резкое недовольство клана Милославских, которые при подобном развитии событий теряли свое влияние при дворе и реальную власть.

Воспользовавшись крайне накаленной обстановкой в среде московских стрельцов, которым за несколько месяцев не выплатили жалование, сторонники Милославских пустили слух, что Нарышкины удушили царевича Ивана. Тогда 15 мая 1682г. разъяренная толпа стрельцов во главе с князя Иваном Андреевичем Хованским ворвалась в Кремль и учинила кровавую расправу над сторонниками вдовствующей царицы и её сына Петра.

23 мая 1682 г. под прямым давлением стрельцов Боярская Дума и Освященный Собор приняли следующие решения: петровские преобразование история урок. Смотреть фото петровские преобразование история урок. Смотреть картинку петровские преобразование история урок. Картинка про петровские преобразование история урок. Фото петровские преобразование история урок

а) соправителями государства становятся сводные братья Иван Алексеевич (годы правления: 1682–1696) и Петр Алексеевич (годы правления: 1682–1725) и

б) до их совершеннолетия правительницей государства становится их старшая сестра Софья Алексеевна (1682–1689).

Утверждение единодержавия Петра

Весь период регентства Софьи шла подспудная борьба за власть с ближайшим окружением Петра. Особенно обострилась она с января 1689 г., когда по настоянию своей матери Натальи Кирилловны Нарышкиной царевич Петр обвенчался с боярышней Евдокией Федоровной Лопухиной. Именно поэтому в ход была запущена новая интрига против Нарышкиных, как две капли воды схожая с интригой семилетней давности. В начале августа 1689 г. по приказу царевны Софьи четыре стрелецких полка, расквартированных в Москве, были приведены в повышенную готовность и введены на территорию Кремля. Царь Петр, узнав об этом событии, жутко перепугался и бежал из своей резиденции, подмосковного села Преображенского, в Троице-Сергиев монастырь. В течение трех недель шло противостояние сторон, пока на сторону Петра не перешли патриарх Иоаким и большинство членов Боярской Думы.

В сентябре 1689 г. Софья была лишена царского титула и под именем инокини Сусанны заточена в Новодевичий женский монастырь, где содержалась «под строгим караулом» до самой своей смерти в 1704 г.

. События августа – сентября 1689 г. знаменовали собой начало единодержавного правления Петра I (1689–1725), хотя формально еще несколько лет его соправителем оставался старший брат Иван V (1689–1696).

Придя к власти, Петр отнюдь не погрузился в рутинные государственные дела. Юный монарх практически все свое время проводил либо в Немецкой слободе (Кокуй), либо в потехах со своими сверстниками и друзьями в Измайлово, Преображенском и других пригородах столицы. Постепенно именно из этой разношерстной и разновозрастной компании молодого царя сформируется блестящая плеяда выдающихся государственных деятелей и ближайших сподвижников Петра: Александр Данилович Меншиков, Федор Матвеевич Апраксин, Франц Яковлевич Лефорт, Федор Юрьевич Ромодановский, Никита Иванович Репнин, Иван Иванович Бутурлин, Борис Иванович Куракин и многих других.

Начало активной государственной деятельности Петра I большинство историков обычно связывают со знаменитыми Азовскими походами 1695–1696 гг., в которых юный царь принял самое активное и деятельное участие. В 1695 г. взять турецкую крепость Азов из-за отсутствия у России флота не удалось. В январе 1696 г. в верховьях Дона под Воронежем по указу Петра начали строить морские военные корабли. Летом 1696 г. Азов был взят. Результаты походов закрепил Константинопольский мирный договор 1700 г. между Россией и Турцией. Россия сохранила за собой Азов и несколько новых крепостей на Азовском море и Днепре.

Однако в середине июля 1698г. те же стрелецкие полки вновь вышли из повиновения и в полном составе двинулись на Москву. Навстречу бунтовщикам во главе с генералиссимусом А.С. Шеиным и П. Гордоном спешно вышли четыре петровских полка, которые разгромили стрельцов под Воскресенским монастырем в сорока верстах от Москвы. Затем, под руководством Ф. Ромодановского и А. Шеина, был учинен сыск, в результате которого были казнены 136 самых буйных стрельцов, а остальные биты кнутом и сосланы в Астрахань и другие отдаленные города и веси страны.

По возвращению из Европы, в сентябре 1698 г. Петр, не удовлетворенный результатами розыска комиссии Ю. Ромодановского – А. Шеина, учинил новый сыск, в результате которого на Красной площади в Москве было казнено еще 799 стрельцов.

Реформы первой четверти XVIII века

Реформа армии и создание флота

Изучение реформаторской деятельности Петра следует начать с военной реформы, ибо, как совершенно верно отметил В.О. Ключевский, война была главным движущим рычагом всех преобразований, а военная реформа – их начальным этапом.

После Первого Азовского похода, в январе 1696 г. по инициативе Петра I был принят специальный боярский «приговор», положивший начало созданию Военно-Морского флота России. Первоначально строительство военных судов осуществлялось только на воронежских верфях. Но после начала Северной войны центр кораблестроения был перемещен к театру боевых действий, в Петербург, Карелию и Олонецкий край, где были построены новые верфи. В результате к концу Северной войны Россия имела на Балтике самый мощный военный флот, который насчитывал более 240 судов разной модификации.

Реформа центрального управления

В начале царствования Петра I продолжали функционировать прежние органы государственной власти и управления. Однако с конца XVII в. ситуация стала меняться. Окончательно Петр похоронил Боярскую Думу в феврале 1711 г., когда перед своим отъездом в Прутский поход учредил «для отлучек наших» высший исполнительный, законодательный и судебный орган страны – Правительствующий Сенат.

В том же 1711 г. Петр учредил институт фискалов, главной функцией которых стал негласный надзор за деятельностью всех центральных и губернских учреждений, «дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил». Во главе этого института стоял обер-фискал, которым был назначен «дядька» и воспитатель царя Н.М. Зотов.

В 1721 г. была проведена реформа Сената, в результате которой Сенат стал высшим надведомственным государственным учреждением Российской империи;

В январе 1722 гг. при Сенате были введены должности генерал-прокурора и обер-прокурора, которые подчинялись только царю. Главной задачей этих должностных лиц, в ведении которых находился внушительный штат прокуроров и фискалов, стал гласный (прокуроры) и тайный (фискалы) надзор за точным исполнением законов и охрана правопорядка. Первым генерал-прокурором Сената, который, по определению Петра, был «оком царевым и стряпчим о делах государственных», стал П.И. Ягужинский.

Реформа местного управления

В начале XVIII в. местное управление осуществлялось на основе старой модели воеводского управления и системы областных приказов. Однако затем Петр I приступил к перестройке местных органов власти.

В 1708–1710 г. была проведена губернская реформа, в ходе которой появились новые административные единицы – губернии. Вся страна была разделена на девять губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Воронежскую, Азовскую и Сибирскую, во главе с губернаторами, которые назначались царем и обладали всей полнотой военной, административной и судебно-полицейской власти на территории своих губерний.

В 1713–1715 гг. была проведена очередная реформа, в ходе которой было создано три новых губернии – Нижегородская, Астраханская и Рижская, а между губерниями и уездами созданы провинции и дистрикты (округа) во главе с комендантами и земскими комиссарами.

В 1719 г. была проведена провинциальная реформа, в ходе которой страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами, которым из рук губернаторов передавались все финансово-хозяйственные и административно-полицейские функции.

Церковная реформа

В 1721 г. государь провел церковную реформу. Для управления Русской православной церковью (РПЦ) был создан Святейший Правительствующий Синод.

Членами Святейшего Синода стали 12 архиепископов, епископов и архимандритов, которые назначались царем, ставшим юридическим главой Русской Православной Церкви.

В мае 1722 г. для надзора за деятельностью Синода была учреждена должность светского обер-прокурора.

Реформы в сфере социальных отношений

1. В марте 1714 г. Петр I издал знаменитый Указ «О единонаследии», социальная значимость которого состояла в следующем:

а) во-первых, произошло окончательное уравнивание правового статуса вотчины и поместья, которые становились «недвижимой собственностью»;

Майорат (от лат. major — старший) — порядок наследования недвижимого имущества (прежде всего земельной собственности), согласно которому оно целиком переходит к старшему в роде или семье.

в) в-третьих, этот Указ привязал дворянство к обязательной государевой службе, поскольку все безземельные дворяне должны были теперь поступать на военную или гражданскую службу. Таким образом, более быстрыми темпами пошел процесс создания профессионального офицерского корпуса и чиновничьего бюрократического аппарата.

2. В январе 1722 г. Петр I утвердил «Табель о рангах » , в соответствии с которым:

а) произошел полный отказ от прежних принципов формирования государственного аппарата и прохождения воинской и гражданской службы. Отныне образованность, преданность делу, выслуга лет и другие личные качества и заслуги служилого человека, а не его происхождение и положение предков, стали определяющими при продвижении по служебной карьерной лестнице.

б) была создана принципиально новая система получения военных и гражданских чинов и прохождения государевой службы: отныне более высокий чин или ранг мог быть присвоен только после прохождения всей нижестоящей служебной лестницы.

в) устанавливалась строго иерархическая, основанная на единых принципах, служебная лестница в армии, на флоте, гражданской и придворной службе из четырнадцати рангов или классов.

3. По приказу Петра I в 1710 г. была проведена новая «Дворцовая перепись», в результате которой численность податных дворов сократилась почти на 20%. Такая ситуация была вызвана:

а) массовым бегством крепостных крестьян на Дон и в Сибирь и

б) утайкой дворов со стороны самих помещиков, не горевших особым желанием раскошеливаться на государственные нужды.

В этой ситуации в 1718 г. правительство приступило к проведению подушной переписи населения. Но после получения «ревизских сказок» правительство усомнилось в их достоверности, и по указанию Петра армейским командам было приказано провести ревизию этой переписи.

Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX веков, проводившихся с целью налогообложения.

По завершению этой ревизии в 1724 г. была проведена знаменитая податная реформа. Подать – прямой налог государству. Финансовое значение реформы состояло в том, что она знаменовала собой переход от подворного к подушному налогообложению. Отныне единицей налогообложения становилась душа мужского пола всех возрастов, души ежегодно должны были платить в казну строго фиксированную подушную подать.

Полицейский аспект податной реформы состоял в создании паспортной системы.

Реформы в области промышленности, торговли и финансов

На мануфактурах широко применялся принудительный труд крепостных, приписанных к заводам государственных крестьян.

В сельском хозяйстве Петр также стремился внедрить новшества, например, издал указ об уборке хлеба не серпами, а более удобными для работников косами. В России начали сеять картофель.

Восстание Кондратия Булавина 1707 —1708 гг.

Усиление крепостничества, разорение крестьянства и других слоев населения вызывали острый протест. В петровское царствование происходило немало народных восстаний. Самым крупным из них стало Булавинское восстание 1707 —1708 гг. На Дон, где исстари существовал обычай «с Дону выдачи нет», бежали многие крепостные. Пока казаки охраняли границу от набегов крымских татар, власти мирились с этим. Но после взятия Азова военное значение Дона упало. С 1707 г. князь Ю. В. Долгоруков, чиня всяческие расправы, возвращал беглых с Дона. Донские казаки под предводительством К. А. Булавина напали на отряд Долгорукова и уничтожили его.

В 1708 г., Булавин занял столицу казаков Черкасск и был избран атаманом Войска Донского. Восставшие осадили Саратов, захватили Царицын, но поход на Азов оказался неудачным. Летом 1708 г. царские войска нанесли восставшим ряд поражений. Богатые казаки составили заговор против атамана, и он был убит. Городки по Дону и его притокам, населенные беглыми, были сожжены. Крестьян возвратили владельцам. Дон потерял свою относительную независимость.

Значение реформ Петра Великого

При Петре Великом Россия совершила огромный рывок вперед. Сам он понимал свой долг как каждодневную службу Отечеству и требовал такой же самоотверженности от своих подданных. Развитие мануфактурной промышленности, продолжавшееся и после Петра, сделало Россию одной из крупнейших промышленных держав своего времени. Появились новые дороги и каналы. Было открыто немало месторождений полезных ископаемых. Выросла внутренняя и внешняя торговля. Россия теперь имела мощную регулярную армию и — впервые в своей истории — военно-морской флот. Эффективность управления страной повысилась. Было открыто много учебных заведений. Изменились культура и образ жизни ряда слоев общества. Появились новые города, прежде всего величественный Санкт- Петербург. Россия получила выход к Балтийскому морю.

Однако при Петре резко выросли налоги и повинности, усилилось крепостничество, множество людей погибли на полях сражений, строительстве городов, каналов, заводов. Положение значительной части населения ухудшилось. Это была плата за ускоренное развитие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *