петровский путевой дворец история здания
Петровский путевой дворец
История создания
Дворцовый ансамбль — первая самостоятельная работа Матвея Казакова. Зодчий, впоследствии перестроивший центр Москвы в палладианском стиле, для дворца на окраине города выбрал псевдоготику, объединив мотивы древнерусской, готической и восточной архитектуры. Расположилось величественное здание со стрельчатыми окнами на землях Высоко-Петровского монастыря. За что дворец и стал именоваться Петровским. Второе название — Путевой — объясняется его предназначением: для отдыха по пути из Петербурга в Москву. Дорога неблизкая — 700 километров.
Прообразом здания послужил временный город-театр в турецком стиле, построенный Василием Баженовым на Ходынском поле для торжеств по случаю подписания Кучук-Кайнаджирского мирного договора. Императрице работа понравилась, и она захотела похожий дворец. По задумке архитектора центральный купол символизировал православный храм, возвышаясь над башнями-минаретами, встроенными в боковые флигели. Богатство и величие Российской империи подчеркивали многочисленные лепные украшения, а пейзажный парк с гротами и беседками добавлял резиденции уюта.
Останавливалась Екатерина II в узорчатом замке лишь однажды, в 1787 году. Спустя 10 лет путевую резиденцию посетил перед коронацией Павел I. А впоследствии и Николай II.
В 1812 году императорский замок на время стал ставкой Наполеона. Бонапарт покинул охваченный огнем Кремль и наблюдал из окна дворца за тем, как полыхает Москва.
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Так описывал те события Пушкин в «Евгении Онегине». Но лагерь французской армии размещался здесь недолго, всего четыре дня. Что не помешало солдатам и офицерам разграбить дворец и практически уничтожить парк. Выстояли только стены. После бегства французов в боковых крыльях был устроен временный госпиталь.
Восстановленный ансамбль
Восстанавливать ансамбль начали лишь при Николае I. Император, имея высшее инженерно-техническое образование, лично наблюдал за работой архитектора Огюста Монферрана. Французский зодчий за 10 лет полностью воссоздал творение своего именитого предшественника. Лишь круглый зал, располагавшийся под куполом, превратил в крытую галерею. Художник-декоратор Джузеппе Анжиоло Артари расписал сферический свод.
Одно из драматических событий российской истории происходило в непосредственной близости от Путевого дворца. В 1896 году по случаю коронации Николай II принимал во дворце делегацию от крестьян и варшавских дворян. А на Ходынском поле разместились временные театры для раздачи «царских гостинцев». 400 тысяч подарков. Ранним утром накануне гуляний прибыло уже полмиллиона человек. Закончилось все страшной давкой, в которой погибли почти 1400 человек.
После революции дворец отдали под Военно-воздушную академию имени Жуковского. Новые владельцы провели перепланировку, приспособив историческое здание под свои бытовые нужды: столовая и библиотека, кабинеты и моторная лаборатория. Во флигелях — жилье. Во время Великой Отечественной во дворце размещался штаб авиации дальнего действия.
Петровский путевой дворец сегодня
После передачи московской мэрии историческое здание стало Домом приемов столичного правительства. Окунуться в атмосферу былого величия императорского замка можно, побывав на экскурсиях, которые организует Музей города Москвы.
Петровский путевой дворец.
Петровский путевой дворец сочетает в себе элементы разных стилей. Здесь мы увидим и классическую симметричную композицию, и элементы готики – стрельчатые окна и решетки на них, украшения окон в стиле барокко, бочкообразные колонны, присущие древнерусскому стилю, белый с красным декор нарышкинского барокко. Интерьеры были выполнены в стиле барокко.
С этого времени Петровский путевой дворец становится местом обязательного пребывания царских особ перед торжественным въездом в Москву на церемонию венчания на царство в Успенском соборе Московского кремля.Интересно, о чём думают люди в ночь накануне коронации?
Петровский дворец. Неизвестный художник. 1840-е годы.
Во время войны 1812 года в Петровском путевом дворце располагалась ставка Наполеона Бонапарта. Именно отсюда он наблюдал, как горит непокорившийся ему город.
Дворец, разоренный после отступления Наполеона простоял пустым почти 15 лет. Восстановительные работы в нем начались только в 1827 году, в царствование императора Николая I. Руководство работами было поручено Огюсту Монферрану, позднее к работам подключились архитекторы Н.А.Шохин и А.А.Мартынов. Архитектор Иван Таманский переделал интерьеры в стиле ампир, оставив нетронутой лишь Парадную лестницу.
Парадная лестница и камин рядом с парадной лестницей.
У А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» есть такие слова, посвященные Петровскому Путевому дворцу:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.Парк постепенно начал играть заметную роль в культурной жизни города. Он стал любимым местом гуляний московской аристократии и интеллигенции, здесь были Пушкин, Лермонтов, Аксаков и другие знаменитые люди. Тут стали строить виллы богатеи, купцы, промышленники и прочая новая капиталистическая знать — они и принесли сюда свои развлечения в виде ресторанов с цыганскими хорами и кутежами. Помните песню? «Эй, ямщик, гони-ка к Яру». Это как раз в эти края.
К концу XIX века в жизни императорской гостиницы призошло трагическое событие. Во время коронации Николая II случилась страшная давка на Ходынском поле, напротив которого и находится дворец.
Фото 1896 года. Коронационные торжества. Петровский дворец.
Ходынка, Ходынская катастрофа — массовая давка, произошедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II, в которой погибли 1 379 человек и были покалечены более 900.
Знаменитый бытописатель Москвы и журналист Владимир Гиляровский был непосредственным участником тех событий и чудом остался жив. Он писал:
Днем я осматривал Ходынку, где готовился народный праздник. Поле застроено. Всюду эстрады для песенников и оркестров, столбы с развешенными призами, начиная от пары сапог и кончая самоваром, ряд бараков с бочками для пива и меда для дарового угощения, карусели, наскоро выстроенный огромный дощатый театр и, наконец, главный соблазн — сотни свеженьких деревянных будочек, разбросанных линиями и углами, откуда предполагалась раздача узелков с колбасой, пряниками, орехами, пирогов с мясом и дичью и коронационных кружек.
Хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки были выставлены во многих магазинах напоказ. И каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку. Каменный царский павильон, единственное уцелевшее от бывшей на этом месте промышленной выставки здание, расцвеченное материями и флагами, господствовало над местностью. Рядом с ним уже совсем не праздничным желтым пятном зиял глубокий ров — место прежних выставок. Ров шириной сажен в тридцать, с обрывистыми берегами, отвесной стеной, где глиняной, где песчаной, с изрытым неровным дном, откуда долгое время брали песок и глину для нужд столицы. В длину этот ров по направлению к Ваганьковскому кладбищу тянулся сажен на сто. Ямы, ямы и ямы, кое-где поросшие травой, кое-где с уцелевшими голыми буграми. А справа к лагерю, над обрывистым берегом рва, почти рядом с краем ее, сверкали заманчиво на солнце ряды будочек с подарками.
Во рву горели костры, окруженные праздничным народом.
— До утра посидим, а там прямо к будкам, вот они, рядом! …
… Вдруг загудело. Сначала вдали, а потом кругом меня. Сразу как-то… Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащими головами. Я не бросился за народом, упирался и шел прочь от будок, к стороне скачек, навстречу безумной толпе, хлынувшей за сорвавшимися с мест в стремлении за кружками. Толкотня, давка, вой. Почти невозможно было держаться против толпы. А там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей. Кое-где выталкивали наверх детей, и они ползли по головам и плечам народа на простор. Остальные были неподвижны: колыхались все вместе, отдельных движений нет. Иного вдруг поднимет толпой, плечи видно — значит, ноги его на весу, не чуют земли…
Наши дни
Первым из всех поблизости от Петровского парка обосновался «Яр». Среди купечества он пользовался наибольшей популярностью, позднее появились следующие по известности «Стрельна» и «Мавритания», «Эльдорадо» и «Апполо». Позже аристократов стала теснить публика попроще — мещане, крестьяне и, главное, купечество всех мастей. Так что летом в Петровский парк ездили линейки, зимой сани с кондуктором, а в 1899 году сюда отправился со Страстной площади первый электрический трамвай, столько желающих было гулять в Петровском парке и жить здесь на дачах. Незадолго до революции появился даже проект провести сюда ветку наземного метро.
В двадцатом веке парк неустанно обрезали и расчленяли, довольно большой «кусок» его ушел под стадион «Динамо». Большая часть сохранившегося располагается позади дворца и слева от стадиона. Чтобы понять как урезали парк, я покажу карты.1861 год.
1882 год.
1952 год.
2010 год.
2015 год
В парке участки очень плотной посадки, из-за густой тени под ними не растет не только подлесок, но даже и трава. А есть лужайки с клумбами и лавочками и просто редкие могучие деревья посреди поляны. Например, известен дуб-Батя, на котором раньше висела табличка о его уникальности и возрасте, но потом, как это у нас водится, её сломали и не восстановили, и теперь мало кто догадывается, мимо какого культового в этом районе дерева он ходит. К сожалению, значительная часть Петровского парка была уничтожена в 1928 году при строительстве стадиона «Динамо». когда я там жила, мне приходилось возвращаться с работы именно через этот парк. От метро Динамо к улице 8 марта. Днем еще ничего, а вот ночью страшновато. Всякое бывало. В 1990-егоды сам стадион начал ветшать.Да и сделали из него барахолку, впрочем как и во всех стадионов не только Москвы, но и страны. Хорошо, хоть не сломали в итоге, как стадион Юных пионеров, который, кстати, находился рядом, но на другой стороне Ленинградского проспекта. И не смотря на это, некоторые старинные постройки сохранились до наших дней.
Российская Империя
Петровский Путевой Дворец
Красивое, но необычное здание дворца кто-то относит к стилю романтической неоготики, кто-то считает образцом «архитектурной эклектики». Смешение стилей и деталей в нем действительно причудливо и эклектично переплетается, создавая уникальные формы и радуя глаз своей непохожестью ни на одно подобное сооружение в мире.
Давайте сделаем небольшой исторический экскурс, чтобы понять истоки и жизнь этого здания, сегодня ставшее не только памятником архитектуры XVIII века, но и играющего значительную административно-хозяйственную роль в качестве Дома приемов Московской мэрии, отеля VIP-уровня и туристической жемчужины столицы.
Предыстория
Еще в конце XVI века здесь, в Тверской-Ямской слободе, проходил широкий тракт, соединявший Москву с такими центрами торговли, как Псков, Тверь или Великий Новгород. Как следует из названия, слобода была местом дислокации (выражаясь современным языком) многочисленного «цеха» ямщиков, обеспечивавших транспортное сообщение на главной торговой магистрали.
На Ходынском поле обосновали свою резиденцию иноземные послы, чтобы в комфорте и непосредственной близости от Кремля ожидать высокой монаршей аудиенции.
Этот двор в разные времена видал многих сиятельных и вельможных особ. В XVII столетии останавливался здесь принц Густав, когда прибыл из Швеции для женитьбы на Ксении Годуновой. В темный период смуты квартировали полки Шуйского, вышедшие на Лжедимитрия II, а после и сам супостат провел здесь последние дни перед тем как сбежать. Легенда о зарытом им кладе поныне витает в этих местах.
Дворец построен
Русско-турецкая война, начатая в 1768 году, по разным источникам пятая или шестая в перечне конфликтов России с Османской империей, в 1774 году закончилась убедительной победой русских и подписанием Кючук-Кайнарджийского договора. По его условиям Россия получила протекторат над Крымом, несколько ключевых в военном отношении городов, включая крымские Керчь и Еникале, и долгожданный выход в Черное море с полноправным владычеством в нем.
Такую значительную победу царствующая Екатерина II Великая решила отметить с присущим ее правлению размахом и пышностью.
Для празднества архитектор Василий Баженов по высочайшему повелению выстроил целый «потешный город» из дерева, изображавший крепости, которые русским солдатам покорились в ходе баталии. Невиданная доселе при дворе экзотика Востока «на турецкий лад с разными вычурасами» оказали сильное впечатление на пытливый и энергичный ум императрицы. Ей запала в голову идея в таком же стиле выстроить капитальный путевой дворец.
Слова «матушки» редко расходились с делом.
Матвей Фёдорович Казаков (1738—1812) — русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле. Один из крупнейших представителей русской псевдоготики. Разработчик проектов типовой застройки.
Всего за три года Казаков блестяще воплотил замысел Екатерины, а к 1782 году были завершены последние отделочные работы. По воспоминаниям современников, каждая деталь путевого дворца говорила о победе и величии Российской империи. Его называли «дневной иллюминацией», настолько ярки и необычны были формы здания. Архитектор причудливо смешал строгий классицизм, праздничное барокко и воздушную готику. Дворец украшали два флигеля с башнями в модном тогда готическо-мавританском стиле. По словам современника, это было «прекрасное здание мавританской архитектуры, переделанной на европейские нравы».
Екатерине II хотелось, чтобы шестнадцатиметровый купол дворца напоминал купола константинопольского Софийского собора. В этом сходстве императрица видела некий сакральный смысл. И пользующийся особым благоволением государыни гениальный архитектор, конечно, постарался ей угодить. Петровский дворец стал воплощением мечты русской царицы «из немок». Великолепный дворцовый парк стал впоследствии излюбленным местом для прогулок старомосковской аристократии.
Вдохновительница строительства и хозяйка дворца, императрица, судя по свидетельству в ее собственном дневнике, только в 1787 году нашла возможность посетить его. Известно также, что пребывание в его стенах побудило Екатерину II остаться в резиденции в одиночестве, «под охраной своего народа», отослав не только многочисленную свиту, но и охрану. Такое решение было весьма опрометчивым, поскольку вызвало стечение зевак к стенам дворца и едва не привело к давке. Об этом вспоминали позднее, во время кровавых событий Ходынки, о чем мы еще поговорим.
Так родилась монархическая традиция.
В 1797 году на пути из Петербурга на коронацию в Москве во дворце остановился Павел, сын Екатерины Великой. Этот факт примечателен тем, что положил начало традиции: отныне все российские императоры останавливались здесь в ночь перед коронацией. Стены древнего дворца словно хранят воспоминания о чаяниях и треволнениях монархов перед воцарением на российском престоле.
Наибольшей пышностью отметил свое восшествие на престол Александр II, чье чело Корона Российской Империи увенчала в 1856 году. Он также готовился к таинству под сводами Путевого дворца.
Дни лихолетья
Легендарный дворец принимал у себя и незваных гостей. Так, во время Отечественной войны 1812 года Наполеон Бонапарт в течение нескольких дней держал в Петровском свою ставку и наблюдал оттуда за горящей Москвой. После бегства французов разоренный замок долгое время стоял обугленный и с провалившимся куполом.
Реставрация Петровского дворца началась только при Николае I. Проект восстановления поручили разработать архитектору Огюсту Монферрану, который возводил Исаакиевский собор в Петербурге. Император сам имел инженерно-техническое образование и прекрасно разбирался в архитектуре. Он лично руководил восстановлением дворца и внимательно следил за тем, чтобы реставрация ни в чем не противоречила первоначальному замыслу Матвея Казакова. В 1827 году государь утвердил план обустройства парка вокруг дворца. Были проложены криволинейные английские дорожки, вырыты пруды, организованы купальни. Затем были открыты кофейни, сувенирные и продуктовые палатки и даже небольшой зверинец. Очень скоро парк превратился в излюбленное место гуляний высшей московской аристократии. Там был построен театр, позднее открыты несколько роскошных ресторанов. Так Петровский дворец оказался в центре культурной и светской жизни Москвы.
Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.
Ходынка
Событиям 18 (30) мая 1896 суждено было стать самой трагичной страницей в летописи дворца.
Здесь, на Ходынском поле, и ранее проходили всевозможные мероприятия, парады и военные смотры. Были устроены торжества и в тот день. Они должны были ознаменовать восхождение на престол императора Николая II.
Праздник завершился кровавой трагедией. В неудержимом желании участвовать в празднестве, толпа людей создала массовую давку.
Жертвами стали 2279 человек, из которых 9 сотен покалечились, остальные погибли. Дурное предзнаменование тенью легло на восшествие императора на престол, о нем не раз вспоминали, связывая с трагической судьбой последнего в истории России государя и его семьи.
Петровский путевой дворец в Москве
Кто из нас не помнит эти строки великого поэта, воспевающие Петровский путевой дворец:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
— А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Именно здесь в 1812 году Наполеон пробыл несколько дней, наблюдая страшный пожар в Москве. Своими очертаниями Петровский дворец напоминает Большой Царицынский дворец – и тот, и другой были построены по проекту архитектора Матвея Казакова.
Петровский путевой дворец
Путевые дворцы на дороге между Санкт-Петербургом и Москвой
Путевые дворцы были неотъемлемой частью дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Здесь останавливались на отдых царствующие особы и члены императорской фамилии. Всего на дороге было поставлено 11 путевых дворцов, в среднем – через каждые 65 километров, день пути. Продолжительность путешествия определялась степенью знатности: чем более высокопоставленной была особа, тем медленнее двигалась процессия. Императорский поезд обычно добирался из Петербурга в Москву за 2-3 недели.
Карета, запряженная четверкой лошадей
Сани, запряженные парой лошадей
Первые путевые дворцы появились при Петре I. В то время под них использовали существовавшие в России с XIII века ямские станы, преобразованные в XIX веке в почтовые станции. Это были небольшие сооружения, где ямщики могли передохнуть и сменить лошадей, чтобы двигаться дальше.
В екатерининскую эпоху путевые дворцы представляли собой, как правило, небольшие дома, деревянные или каменные. Обычно они были скромно украшены, но, тем не менее, становились центрами городской застройки. Часто в них размещались гостиница и почта, и лишь во время проезда царствующих особ они выполняли свои прямые функции.
Бюро письменное дорожное, дорожные часы и путеводители. Экспозиция музея Петровского путевого дворца
Дорожные наборы для игр. Экспозиция музея Петровского путевого дворца
Многие путевые дворцы сохранились до настоящего времени. В большинстве случаев это весьма скромные строения, но есть и роскошные, например, в Твери. Петровский путевой дворец был последним при въезде в Москву и потому его отличала особая пышность.
Петровский путевой дворец
Строительство Петровского путевого дворца
В июле 1774 года в Москве с большим размахом отмечался Кючук-Кайнарджийский мир, положивший конец войне 1768-1774 годов между Российской и Османской империями. В честь этого события было решено устроить грандиозное представление на Ходынском поле, которое бы демонстрировало новый статус России как великой державы.
В письме к своему многолетнему корреспонденту, барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807) Екатерина Великая собственноручно набросала сценарий праздника:
В одно прекрасное утро я призвала к себе своего архитектора Баженова и сказала ему: — Друг мой, в трех верстах от города есть луг. Вообразите себе, что этот луг — Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой – Днепр; при устье первого вы построите обеденный зал и назовете его Азовом; при устье другого вы устроите театр и назовете его Кинбурном. Вы обрисуете песком Крымский полуостров, там поставите Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию, чтобы представить радость двух империй о заключении мира.
За Дунаем вы устроите фейерверк, а на той земле, которая должна представлять Черное море, вы расставите освещенные лодки и суда; берега рек, в которые обращены дороги, вы украсите ландшафтами, мельницами, деревьями, иллюминированными домами, и вот у вас будет праздник без вымыслов, но зато прекрасный, а особливо естественный…
… Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога. Правда, что море на твердой земле не совсем имеет смысл, но простите этот недостаток.
По проекту Василия Ивановича Баженова и его ученика Матвея Федоровича Казакова на Ходынском поле были возведены павильоны, стилизованные «под Восток», но с элементами русского стиля XVII века.
«Описание действий бывших в Москве на Ходынке в 1775 году июля 19»
Наставления архитектора Баженова В.И. архитектору Казакову М.Ф. о ведении строительных работ, дано по случаю отъезда Баженова в Санкт-Петербург. 20 ноября 1773 года
Постройки настолько понравились императрице, что по окончании торжеств она повелела Баженову приступить к строительству дворцового комплекса в Царицыно, а Казакову – построить неподалеку Путевой дворец, на дороге из Москвы в Петербург. Позже Казакову будет поручено строительство Большого Царицынского дворца на месте баженовского творения, отвергнутого Екатериной. Именно этим и объясняется стилистическая схожесть Петровского Путевого дворца и Царицыно.
Фасад северной стороны главного корпуса дворца, строящегося в селе Царицыно близ Москвы. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф., начало 1800-х годов (первоначальный вариант, нереализованный)
Лавров И.А. Фасад Царицынского дворца. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф. Начало 1800-х годов. Исполнительный чертеж (реализованный)
Памятная надпись о построении Петровского дворца в 1779 году под руководством архитектора Казакова М.Ф., 3 ноября 1780 года
Под путевой дворец были выделены пустующие земли, принадлежавшие московскому Высокопетровскому монастырю. Строительство началось в 1776 году и окончательно завершилось только в 1796 году.
Петровский путевой дворец сочетает в себе элементы разных стилей. Здесь мы увидим и классическую симметричную композицию, и элементы готики – стрельчатые окна и решетки на них, украшения окон в стиле барокко, бочкообразные колонны, присущие древнерусскому стилю, белый с красным декор нарышкинского барокко. Интерьеры были выполнены в стиле барокко.
Макет Петровского путевого дворца
Окна в стиле барокко
Башня с «ласточкиными хвостами», напоминающими кремлевские
Петровский дворец со стороны Левой дворцовой аллеи
Решетка на окне
Петровский путевой дворец со стороны Правой дворцовой аллеи
Готическое окно
Стрельчатая арка, ведущая в задний двор
Печная труба
Правый флигель со стороны двора
Крыльцо с элементами русской архитектуры XVII века
Украшения входа
План нижнего этажа главного корпуса Петровского путевого дворца. Лист из Альбома казенных строений №3 Казакова М.Ф, 1799 год
Екатерина II была в Петровском путевом дворце лишь однажды – в 1787 году, когда его строительство еще не было завершено. Рассказывают, что императрица отослала свиту и охрану, пожелав остаться под охраной своего народа; это едва не привело к давке.
Неизвестный автор. Вид Петровского подъездного дворца, находящегося в трех верстах от Москвы по Санкт-Петербургской дороге. Конец XVIII века (?)
В 1797 году в Петровском путевом дворце перед въездом в Москву на коронацию останавливался император Павел. Не ладивший со своей матерью при её жизни и старавшийся изменить всё после её смерти, он повелел выкрасить красные стены дворца в белый цвет. Впрочем, белоснежным он пробыл недолго.
С этого времени Петровский путевой дворец становится местом обязательного пребывания царских особ перед торжественным въездом в Москву на церемонию венчания на царство в Успенском соборе Московского кремля.
Демам Демартре М.Ф. Петровский дворец, 1811 год
Куртен Л. Отъезд Их Императорских Величеств из Петровского дворца в Москву. Литография из Коронационного альбома императора Николая I
1812 год и восстановление дворца
3 сентября 1812 года Наполеон перевел свою ставку из Московского кремля в Петровский путевой дворец. Здесь он провел четыре дня, глядя на грандиозный московский пожар. Несмотря на удаленность от города, жар был настолько сильным, что невозможно было подойти к окнам, волосы французского императора даже опалились.
В.Верещагин. Наполеон в ожидании Мира. 1911 год
Уходя, французы разорили дворец. Матвей Казаков, которого родственники увезли в Рязань, узнав о московском пожаре и гибели в огне своих творений, вскоре скончался.
Петровский дворец простоял пустым почти 15 лет. Восстановительные работы в нем начались только в 1827 году, в царствование императора Николая I. Руководство работами было поручено Огюсту Монферрану, позднее к работам подключились архитекторы Н.А.Шохин и А.А.Мартынов. Архитектор Иван Таманский переделал интерьеры в стиле ампир, оставив нетронутой лишь Парадную лестницу.
Парадная лестница в стиле барокко
Камин около Парадной лестницы
Купол над дворцом был воссоздан с некоторыми изменениями. Его свод был расписан швейцарским художником-декоратором и скульптором Джузеппе Анжиоло Артари (1792-1863) в технике гризайль, имитирующей объем. Завершились восстановительные работы лишь в 1837 году.
Купол в Круглом зале
Техника монохромной живописи гризайль создает иллюзию объема
Разоренную территорию вокруг дворца было решено отдать под дачи, театры и прочие увеселения. По замыслу Николая I, это могло помочь быстро привести местность в порядок (здесь император воспользовался успешным опытом Петра Великого, строившего таким образом Санкт-Петербург). Были утверждены типовые проекты домов, из казны дачникам выделялось на строительство несколько тысяч рублей.
К сожалению, значительная часть Петровского парка была уничтожена в 1928 году при строительстве стадиона «Динамо». Тем не менее, некоторые старинные постройки сохранились до наших дней.
Фасады зданий в Петровском парке и афиша
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, построенный в 1844-1847 годах по проекту архитектора Ф.Рихтера на средства и по инициативе А.Д.Нарышкиной
Окрестности Петровского путевого дворца вскоре стали излюбленным местом отдыха московской знати и интеллигенции. Публика попроще проводила свой досуг в Марьиной роще.
Неизвестный художник первой половины XIX века. Санные гонки в Петровском парке, 1830-1840-е годы
Неизвестный художник. Петровский замок, 1820 год
Э.Хоштейн. Вид Петровского дворца в Москве. 1846 год
А.Дюран. Петровский дворец в Москве, 1848 год
Трагедия на Ходынском поле
Напротив Петровского путевого дворца расположено Ходынское поле. В ту пору там регулярно устраивались военные смотры и парады. 18 (30) мая 1896 года на Ходынке во время торжеств в честь коронации императора Николая II произошла массовая давка, в которой погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Это трагическое событие многие сочли как дурное предзнаменование нового царствования.
Кружки и платок в память Народного праздника по случаю коронации Николая II
Знаменитый бытописатель Москвы и журналист Владимир Гиляровский был непосредственным участником тех событий и чудом остался жив. Он писал:
Днем я осматривал Ходынку, где готовился народный праздник. Поле застроено. Всюду эстрады для песенников и оркестров, столбы с развешенными призами, начиная от пары сапог и кончая самоваром, ряд бараков с бочками для пива и меда для дарового угощения, карусели, наскоро выстроенный огромный дощатый театр и, наконец, главный соблазн — сотни свеженьких деревянных будочек, разбросанных линиями и углами, откуда предполагалась раздача узелков с колбасой, пряниками, орехами, пирогов с мясом и дичью и коронационных кружек.
Хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки были выставлены во многих магазинах напоказ. И каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку. Каменный царский павильон, единственное уцелевшее от бывшей на этом месте промышленной выставки здание, расцвеченное материями и флагами, господствовало над местностью. Рядом с ним уже совсем не праздничным желтым пятном зиял глубокий ров — место прежних выставок. Ров шириной сажен в тридцать, с обрывистыми берегами, отвесной стеной, где глиняной, где песчаной, с изрытым неровным дном, откуда долгое время брали песок и глину для нужд столицы. В длину этот ров по направлению к Ваганьковскому кладбищу тянулся сажен на сто. Ямы, ямы и ямы, кое-где поросшие травой, кое-где с уцелевшими голыми буграми. А справа к лагерю, над обрывистым берегом рва, почти рядом с краем ее, сверкали заманчиво на солнце ряды будочек с подарками.
Во рву горели костры, окруженные праздничным народом.
— До утра посидим, а там прямо к будкам, вот они, рядом! …
… Вдруг загудело. Сначала вдали, а потом кругом меня. Сразу как-то… Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащими головами. Я не бросился за народом, упирался и шел прочь от будок, к стороне скачек, навстречу безумной толпе, хлынувшей за сорвавшимися с мест в стремлении за кружками. Толкотня, давка, вой. Почти невозможно было держаться против толпы. А там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей. Кое-где выталкивали наверх детей, и они ползли по головам и плечам народа на простор. Остальные были неподвижны: колыхались все вместе, отдельных движений нет. Иного вдруг поднимет толпой, плечи видно — значит, ноги его на весу, не чуют земли…
Императору Николаю II доложили о случившемся. Получив это известие, он, тем не менее, принял решение не отменять дальнейших праздничных мероприятий. Большинство погибших было похоронено на Ваганьковском кладбище, где позднее над братской могилой был поставлен монумент. Императорская семья пожертвовала 90 тысяч рублей в пользу пострадавших и разослала по больницам тысячу бутылок мадеры.
Петровский путевой дворец в XX веке и в наши дни
В 1914 году во дворце разместился военный госпиталь. В 1918 году Петровский замок был национализирован. Хотя формально здание принадлежало нескольким Народным комиссариатам, за несколько лет оно было значительно разорено: утрачена отделка, предметы интерьера, паркетный пол пошел на дрова.
В 1920 году Петровский путевой дворец был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского «для утилизации». Такое решение было продиктовано тем, что еще в 1910 году на Ходынском поле был построен аэродром, позднее получивший название Центрального аэродрома им. Фрунзе, просуществовавший до 2003 года.
Военные смогли сохранить историческое здание, хотя и сильно переделали его. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещался штаб Авиации дальнего действия, с 1944 года по 1946 год — штаб 18-й воздушной армии. Затем стены бывшего дворца снова заняла Академия. Из её стен вышли многие Герои Советского Союза, летчики и космонавты. Среди известных выпускников были маршал авиации, трижды (!) Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб, летчики-космонавты СССР первого отряда космонавтов Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Валентина Владимировна Терешкова, Алексей Архипович Леонов, Владимир Михайлович Комаров и многие другие.
Стенд, посвященный Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского
Бюст К. Э. Циолковского около Петровского путевого дворца. Скульптор С.Д.Меркуров, архитектор И.А.Француз. Открыт 17 сентября 1957 года
Бюст Н.Е.Жуковского около Петровского путевого дворца. Скульптор Г.В.Нерода, архитектор И.А.Француз. Открыт осенью 1959 года
В 1997 году Петровский путевой дворец был передан в ведение администрации правительства Москвы. В 1998 году в нем начались реставрационные работы. К сожалению, за годы советской власти многие помещения были изменены, уничтожены интерьеры, утрачены все предметы мебели. В Круглом зале, высота которого составляет 16 метров, был устроен тренажерный зал.
Реставраторам пришлось работать по имеющимся старинным чертежам и фотографиям, однако многое воссоздавали по своему вкусу и видению. Поэтому в целом помещения вызывают сейчас ощущение некоторого новодела и пустоты.
Холл
Анфилада залов первого этажа с музейной экспозицией
Бюсты российских императоров в коридоре (современная работа)
Приемная на втором этаже
Гостиная
Дворцовая гостиная
Уголок в Дворцовой гостиной
Желтая гостиная
Желтая гостиная
Желтая гостиная
Барельефы на стенах
Барельеф над дверью
Круглый зал
Круглый зал
Круглый зал, деталь
Напольные светильники в Круглом зале
Светильник на первом этаже
Светильник в Желтой гостиной
Настенный светильник
Зеркала напротив друг друга зрительно увеличивают пространство небольших залов
5 марта 2009 года состоялось открытие воссозданного Петровского путевого дворца. Сейчас здесь размещаются Дом приёмов правительства Москвы и гостиница, специально для которой было пристроено новое здание, закрывшее фасад дворца со стороны Петровского парка. Президентские номера находятся непосредственно в здании Петровского дворца. В Петровском дворце также расположен ресторан «Карамзин».
Вид на гостиничный корпус со стороны Петровского парка
Башни около нового гостиничного корпуса сооружены в неоготическом стиле и не выбиваются из общей стилистики Петровского дворца
Информация для посетителей и карта
Попасть во дворец можно с экскурсией, которую проводит Музей города Москвы в дни, свободные от официальных мероприятий. В Круглом зале бывают музыкальные концерты. Кроме того, в Петровском дворце устраивают фотосессии, в том числе и свадебные.