петрухин история древней руси
Петрухин история древней руси
КНИГИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Название: Древняя Русь. Народ. Князья. Религия.
Автор: Петрухин В.Я.
Жанр: монография
Описание: Первую часть тома составляет монография В. Я. Петрухина «Древняя Русь. Народ. Князья. Религия».
Глава 1. Введение. Древняя Русь и начало русской культуры.
1. Повесть временных лет и начальный период русской культуры
2. «Киевская Русь» и «Святая Русь». История и эпос
3. Периодизация русской истории и культуры — традиция и историография
Глава 2. Древние славяне и Древняя Русь. К предыстории русской культуры
1. Венеты, склавины, анты. «Свои» и «чужие»
2. «Дунайская прародина» и расселение славян
3. Первые события славянской истории. Авары и волохи в летописном предании. Земледельческая колонизация
Глава 3. Начало Руси. Средневековая история и историографические мифы
1. Русь и «вси языци»
2. Начальная Русь и начальное летописание. Взгляд из Киева и Новгорода
3. Происхождение Руси: средневековая традиция и современная историография
4. Историографический миф: народ рос и амазонки
в Среднем Поднепровье
5. Русь: имя и история
Глава 5. Язычество и христианство в Древней Руси. Мифы и реалии
1. Боги, бесы и святилища
1.1. Род и рожаницы
1.2. Святилища и мнимости в археологии
2. Курганы: княжеские и племенные культы
в древнерусском язычестве
3. Пантеон Владимира
4. Крещение Руси. От выбора веры к основанию Церкви
5. Основание Десятинной церкви: «Ветхий завет» и
древнерусская традиция
6. Древнерусское двоеверие: церковь и «народное христианство»
6.1. Восстание волхвов: языческая реакция или милленаризм?
Заключение. «Погибель Русской земли» и идея возрождения Руси»
Литература
Именной указатель
Петрухин история древней руси
Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24
Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить
Предисловие
Что такое Древняя Русь?
Глава 1
Предыстория
1. Заселение человеком Евразии и происхождение языковых семей
2. Возникновение производящего хозяйства. Формирование языковых семей
3. Начало истории
Скифы в Евразии
Античные колонии в Северном Причерноморье
4. Великое переселение народов
Готы и гунны
5. Происхождение и расселение славян
6. Славяне и кочевники
Тюркский каганат и авары
7. Что означали имена славянских племен
8. Земледельческая культура славян
9. Как был основан город Киев
10. Хазарский каганат
Глава 2
Становление Руси
1. Легенда о призвании варягов
2. Готлиб Байер, начало русской исторической науки и «норманская теория»
3. Бертинские анналы
4. Происхождение имен «Русь» и «Россия»
5. Русь и международная торговля
6. Арабский автор X в. Ибн Руста о славянах и русах
Глава 3
Певые русские князья
От Рюрика до Святослва
1. Рюрик — первый русский князь
2. Аскольд и Дир
Путь «из варяг в греки»
3. Русь, славяне и славянская грамота
6. Константин Багрянородный об отношениях печенегов и руси
7. Месть княгини Ольги и становление государственного права
8. Города и погосты
Дружинные курганы
9. Начало русского христианства и хитроумная Ольга
10. Святослав
Князь-воин
Глава 4
Князь Владимир Святославич и крещение Руси
1. Что такое язычество?
Глава 5
Княжеские усобицы и правление Ярослва Мудрого
Глава 6
Завет Ярослава Мудрого и правление Яроелавичей
Глава 7
Киевская Русь при Владимире Мономахе
Глава 8
Русские княжества XII — начала XIII вв
1. Новгородская земля
2. Киев, Переяславская и Черниговская земли
3. Владимиро-Суздальское княжество
4. Смоленская земля
6. Турово-Пинская земля
7. Галицко-Волынская земля
Глава 9
Проблема удельной раздробленности в Древней Руси
Князья и города
Глава 10
Русь и народы Евразии
1. Данники и соседи Руси
2. «Слово о погибели Русской земли»
3. Александр Ярославич Невский (1220 или 1221–1263)
Заключение
Киевская Русь и Московское царство
Петрухин Владимир Яковлевич
Что такое Древняя Русь?
Древней Русью, Русью или Русской землей называется государство, которое существовало в IX–XIII вв. в Восточной Европе. Этому государству были подчинены многие земли и племена от Ладожского и Белого озера до Верхней Волги, Среднего Днепра и Тамани. Большая часть племен, населявших русскую землю, говорила по-славянски, они могли понимать друг друг а, а когда русские князья объединили их земли со своими, славянские племена составили древнерусский народ. В славянских землях возникли многие древние города, которые существуют до сих пор: это Новгород и Смоленск, Полоцк и Чернигов, Ростов и Владимир, на окраине Владимирской земли возникла и Москва, но главным городом — матерью городов русских — считался Киев.
Сейчас мы знаем, что Киев — столица Украины, Полоцк — город в Белоруссии, Москва стала столицей России, областными центрами которой остаются Новгород, Смоленск, Владимир… Недавно эти страны были республиками, входившими в состав Советского Союза, в 1991 г. они стали независимыми, но в древности эти страны входили в единую Русскую землю. До сих пор русскому человеку понятен язык украинцев и белорусов — в Древней Руси у общего предка этих трех народов, древнерусского народа, был общий язык, который тоже принято называть древнерусским.
Судьбы трех народов: русских, украинцев и белорусов — оказались разными после того, как под ударами монголо-татарских завоевателей погибла в XIII в. Древняя Русь. Наступил новый период — время средневековой Руси. Но память о начальной — общей древнерусской истории жила на страницах летописей и в памяти народа, где Киев оставался стольным градом былинной Руси.
От Древней Руси сохранились не только города и былины. Под властью русских князей жили не одни славяне: на севере Русской земли и в Поволжье обитали финно-угорские народы, которых в летописи именовали чудью; в степи кочевали воинственные тюркские племена, которые были не только врагами, но и союзниками Руси. Варяги, греки из Византии, немцы, арабы были постоянными гостями Руси. История Руси с самого начала была тесно связана со многими народами, и Россия сохраняет эти связи до сих пор. Понять историю современной России и современную жизнь можно, лишь обратившись к ее истокам — к Древней Руси и предыстории тех народов, которые населяли Северную Евразию, территорию нынешней России.
1. Заселение человеком Евразии и происхождение языковых семей
История России непосредственно связана с процессами освоения человеком Евразийского континента, прежде всего — Северной Евразии, от Восточно-Европейской равнины до Сибири и Дальнего Востока. Это освоение происходило задолго до формирования государств и политических границ: оно началось в древнем каменном веке (палеолит — от греч. палеос — «древний» и литое — «камень»), около 100 тыс. лет назад, когда древние люди (палеоантропы), использующие примитивные каменные орудия, стали заселять Старый Свет. В последнюю эпоху древнего каменного века — в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад — сформировался человек современного вида: тогда была заселена Северная Евразия, и через Камчатку, около 10 тыс. лет назад, люди проникли на Американский континент.
Северная Евразия делится на несколько природных (климатических) зон, или поясов, на юге простираются степи, лесную полосу (тайгу) и степь объединяет лесостепная зона, к северу от тайги до Ледовитого океана господствуют безлесные пространства — тундра. Народы, населившие разные климатические зоны, должны были приспосабливать свое хозяйство к различным природным условиям. Этот исторический опыт сохраняет свое значение до наших дней.
В древнем каменном веке большая часть Евразии была покрыта ледниками, и первобытные человеческие коллективы занимались в основном охотой на крупных животных, пасущихся на свободных от льда пространствах тундры. С общим потеплением климата в верхнем палеолите ледник отступал к северу, за ним — в тундровый пояс — отступали мамонты и древние северные олени, а преследовавшие их первобытные охотники заселяли все более обширные пространства.
Археологи находят стоянки этих охотников с жилищами, каркасы которых сооружались из костей животных, добытых на охоте; отапливались жилища открытыми очагами. Верхнепалеолитические охотники использовали разнообразные каменные и костяные орудия — от наконечников копий и гарпунов до игл для сшивания одежды. Высоким достижением духовной культуры каменного века стало палеолитическое искусство: живопись, скульптура (резьба по кости); появились и первые украшения — бусы из бивней мамонта и просверленные для привешивания клыки песцов украшали головной убор одного из мальчиков, погребенных на стоянке Сунгирь под Владимиром.
Вожделенной добычей палеолитических охотников был мамонт, мясом которого моГдолго кормиться целый охотничий коллектив; кости и шкура мамонта шли на строительство жилищ. Недаром древние художники любили изображать мамонта на стенах пещер, вырезали его фигурки из кости. Изображение мамонта в Каповой пещере на Урале выполнено охрой — это уникальный образец палеолитической живописи в Северной Евразии.
Центральным образом древнейшего искусства стало изображение женщины — костяные статуэтки «палеолитических венер» обнаружены на стоянках Костенки под Воронежем, Мальта в Сибири и др. Считается, что этот образ отражает основы социального — родоплеменного (первобытно-общинного) строя. Основными социальными связями внутри групп охотников были кровнородственные, счет родства велся по преимуществу по материнской линии: ведь именно женщины были хранительницами домашнего очага, пока мужчины бродили в поисках охотничьей добычи (иногда эпоху первобытного материнско-родового строя неточно называют эпохой матриархата, «власти матерей»). Кроме того, женщины были кормилицами, собиравшими дикорастущие растения: эта пища была менее калорийной, чем мясо убитых животных, зато собирательство не зависело от охотничьей удачи.
В среднем каменном веке (мезолит), наступившем около 10 тыс. лет назад, исчезла крупная дичь, возросло значение рыболовства, охоты на мелких животных и был изобретен лук. Все большую роль в жизнеобеспечении первобытных коллективов играло собирательство дикорастущих съедобных растений. Разнообразный опыт хозяйственной деятельности в разных природных условиях привел к возникновению производящего хозяйства уже в новом каменном веке.
Петрухин история древней руси
Культурная Антропология и Этнография запись закреплена
Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995. – 320 с.
Книга посвящена началу русской истории и культуры – проблемам появления Руси в славянском мире и мире раннесредневековой цивилизации. В этот период – в IX–XI вв. – формировалось самосознание русского народа, понимание его места среди других народов мира, его роли во всемирной истории. Историческая память русского народа нашла воплощение в Начальной русской летописи – Повести временных лет: анализ её текстов предлагается в книге. Другой, не менее существенный аспект изучения этнокультурной истории – это сравнение двух разнонаправленных «взглядов» на Русь: взгляд изнутри, глазами русского летописца, и взгляд извне – прежде всего, со стороны Византии, отражённый в сочинениях патриарха Фотия и императора Багрянородного.
Для широкого круга читателей, интересующихся историей культуры Руси.
Содержание
Введение
Славяне и летописная предыстория Руси
К дискуссии о начале славянской этнической истории
Начальная летопись и «дунайская» прародина славян
Славяне и Русь в Иосиппоне и Повести временных лет. К вопросу об источниках начального русского летописания
Приложение. Иосиппон. Таблица народов
Начальная история Руси и космологическая традиция
Народ «рос» и амазонки в Среднем Поднепровье
Народ «рос» у стен Царьграда
«Три брата правителя» и «три центра» древней Руси. Фольклорный мотив и историческая традиция
«Внешняя Росия» Константина Багрянородного. Взгляд на Русь – «извне»
Начало Руси и начальная летопись. Взгляд на Русь изнутри
Варяги и хазары в истории Руси
Варяжская и хазарская дань
Русская дружина и Русская земля в Среднем Поднепровье
Варяги и хазары во второй половине X в.
Социальная лексика и состав русской дружины
К начальной истории Русского государства. Князь и право
«Ряд» легенды о призвании варягов. Традиции древнерусского права и фольклор
Вещий Олег. История и сага в сказаниях о первых русских князьях
Игорь Старый и Ольга. Конфликт племенного и государственного права
К начальной истории русского города. Города и погосты
К начальной истории русского искусства. Ритон из Чёрной могилы и тюркско-иранская традиция
Язычество и отношение к смерти. Заметки о погребальном обряде языческих славян в свете германских и балтийских параллелей
Русское христианство до крещения Руси. Археология и письменные источники
Заключение. Крещение Руси. XI век в этнокультурной истории Руси
Географический и этнический указатель
Владимир Петрухин: русскую историю следует начинать со славян
Откуда есть пошла земля русская? С чего начинать русскую историю? Откуда начинается история славян? Об этом и многом другом рассказал историк Владимир Петрухин в совместном проекте радиостанции «Вести ФМ» и портала «Полит.ру» «Наука 2.0».
Ицкович: Да-да-да, практически.
Долгин: Мы одна команда.
Долгин: По этнической истории, по истории древней средневековой Руси.
Петрухин: Больше древней, чем средневековой.
Долгин: Ну да.
Кузичев: А вот Хазария, она попадает туда, в этот период?
Петрухин: Ну, тяжело у нас со всеми этими степными народами. У нас никуда не попадают хазары, так и скифы.
Ицкович: Слушайте, а вот на самом деле, может быть, с этого и начнем, какую-то кратенькую хронологию расскажите: откуда есть и пошла земля русская.
Петрухин: Да, но не от скифов только во всяком случае. Ну а уж коли мы стали говорить о том, куда у нас попадают всякие народы, то я скажу о больном месте нашей истории, и до сих пор мы это переживаем. Мы не знаем вообще, с чего нам начинать русскую историю. Но обсуждение серьезное было у нас на кафедре, большая часть моих сходилась на том, что русскую историю надо начинать со славян. Мы с вами говорим по-русски, на славянском языке, что ж нам там всякие скифы, говорившие на иранском, да хазары, говорившие непонятно на каком тюркском. Нам нужно начинать со славян. Но история славян начинается на Дунае, в Центральной Европе, далеко за пределами современной России. Вот. Так что это проблема.
Кузичев: Мне так кажется, что это как история Франция начинается с галлов.
Петрухин: Там хотя бы совпадают территории. Здесь же славяне формируются.
Долгин: Но опять-таки, смотря откуда начинать галлов. Если из пришедших непонятно откуда или понятно откуда племен, то это одна история. Если от момента, когда они поселились на территории современной Франции, другая.
Кузичев: Ну ты же сейчас, наверное, говоришь про прото-галлов, а Владимир Яковлевич говорит про галлов. Когда они стали галлами, они стали занимать совершенно конкретные территории.
Петрухин: Они стали ждать своего Цезаря, да, на том месте, где потом дождались Карла Великого. Тут хотя бы хоть что-то можно сделать, хотя и по этому поводу идет полемика. Так что с чего начинать, вообще говоря, русскую историю, если не со славян. Приходится нам учитывать как раз вот те просторы, о которых мы говорили с ведущими до того как включили микрофоны, те просторы, которые давали простор для мысли и для расселения по всему континенту, субконтиненту Северной Евразии. Потому что степь давала возможность расселяться практически от Ближнего до Дальнего Востока. Ну а великие реки, которые пересекали этот субконтинент с севера на юг и с юга на север, давали возможность пронизывать ту лесную зону, которая, в общем, была труднопроходимой. Для того чтобы понять историю России, приходится действительно учитывать вот весь этот колоссальный субконтинент, включая даже ту зону, о которой страшно вспоминать в нынешние такие вот довольно теплые все-таки времена, включая тундру, благодаря которой мы все сейчас, кажется, и живы, потому что откуда нефть-то качать. Вот все это было заселено уже в древнем каменном веке, в палеолите, ну по крайней мере 10 тысяч лет назад везде обитали люди, все приспосабливались к тем условиям, не вполне курортным, в которых они живут и по сей день. Так что приходится мне коллегам навязывать свою концепцию того, что история нашей России начинается вот с этого самого древнего каменного века, и мы обязаны поэтому поминать в этом курсе все народы, которые участвовали в этом историческом процессе освоения нашего субконтинента.
Кузичев: А их возможно все поминать? Сколько их было-то?
Петрухин: Ну, в общем сотня с лишним, которые и сейчас у нас имеют место. Но можно, не так уж их и много, если сотня.
Кузичев: Сотня с лишним.
Долгин: Ну, это сейчас сотня с лишним. Соответственно, если учитывать весь исторический период.
Петрухин: Да, ну если весь период, то можно, конечно, умножить это самое число, но зато соответственно сократится та информация, которая.
Кузичев: Я представляю себе лекции Владимира Яковлевича: как судья Данилкин, четвертый день зачитывает, так сказать, племена и народы, которые расселились.
Долгин: Но ведь не именно это приходится рассказывать.
Петрухин: Приходится рассказывать про индоевропейцев для того, чтобы показать ничтожество всех прочих басен об этих самых великих цивилизациях где-то там в Северной Атлантиде, которые тиражируются сейчас в массмедиа и в книжной продукции, невозможно их отделить на полках университетских от вполне серьезных сочинений. Это проблема, потому что когда мы позволяем себе вторгаться в науку подобного рода идеям, то мы вступаем на очень скользкую стезю, когда возможно все. Неважно, что там накопали археологи и что сделали историки. Если у тебя есть благородная мысль, которая ведет твой народ к благородным целям и, видимо, создает ему благородное и великое прошлое, тогда все в порядке.
Кузичев: А есть точная граница научного знания?
Петрухин: Ну, она ограничивается нашими источниками. Чем дальше вглубь, тем.
Долгин: И методами работы с ними.
Петрухин: Да, конечно. Тем меньше у нас источников и меньше возможностей понимать эти самые источники. Конечно же, когда мне приходится работать со студентами, то я говорю, что вот я вам покажу сейчас, что написал Геродот и что написано о Геродоте. Ну, о каждом слове Геродота написаны целые тонны монографий. Ни один человек, занимающийся Геродотом, ему даже в голову не придет прочесть даже сотую часть того, что написано о Геродоте, он этого не сможет сделать за всю жизнь, у него не хватит времени. Так что если вы хотите использовать чисто такой вот метод накопительский для того, чтобы понять, что происходило в нашей исторической науке, бегите отсюда немедленно, и вот можете тогда заниматься.
Долгин: А какой надо использовать метод?
Долгин: Одна из ваших, кажется, стержневых тем, это некая этнокультурная история Руси. А как бы вы пунктирно для начала описали какие-то базовые линии этой этнокультурной истории?
Ицкович: Ничего не понял. Просто мы как-то разошлись, ушли куда-то на Дунай, немножко там поскакали.
Кузичев: Мы хотели начало определить, первую точку, нулевой километров.
Ицкович: Секундочку, но ведь есть историческое начало, то есть политическая история, история государственности, история проживания.
Долгин: А есть этнокультурное начало.
Кузичев: Боевого корабля.
Кузичев: И как назывались эти гребцы?
Долгин: Что вообще бывает у разных народов.
Петрухин: Да, конечно, бывает. Не весь народ взяли все эти самые князья с собой, они взяли с собой всю дружину.
Кузичев: Продолжаем разговор. Владимир Яковлевич Петрухин сегодня с нами – специалист по древней средневековой Руси.
Долгин: Да, по этнокультурной в первую очередь истории Руси, степи…
Кузичев: Опять пошел в политику – Руси, степи…
Петрухин: Восточной Европы, да.
Долгин: Восточной Европы.
Кузичев: Хорошо, так, мы остановились на гребцах, по-шведски называется «рувси».
Ицкович: Русь и пошла.
Кузичев: Название, по крайней мере.
А на них, на гордых воинов, у которых свой великий эпос и свои великие достижения, денег не хватает. Ну, знакомая нам ситуация ненависти к империи и цивилизации со стороны окружающих варваров. Пока им удавалось доходить по рекам Европы до Средиземноморья или огибать континент и через Гибралтар туда проникать, все было в порядке. Но когда возникла империя Каролингов, а арабы стали контролировать запад Средиземноморья, стало дело хуже – викингов туда, конечно, никто уже не пускал.
А по Волге шел через территорию степи, контролируемую в те времена Хазарией. Впрочем, и Дон, и Волга контролировались Хазарией, так что тут мы еще одного контрагента формирования российской государственности должны упомянуть. Но, первым делом, пожалуй, надо все-таки закончить с Западной Европой.
Петрухин: Ну, конечно, нет. Конечно, надо было договариваться с местными племенами. Я к этому и веду, что важно было понимать и договариваться, и чтобы они показали тебе верный путь, иначе могут послать и в болото.
Кузичев: Такие примеры тоже были в нашей истории.
Ицкович: С 16-го мая по 6-е июня пройдет литературная экспедиция. Выплываем мы из Киева, доплыть должны до Одессы. Ну, будем где-то волоком, по видимости…
Кузичев: Подождите, а что значит литературная? Там будут вечера поэзии?
Долгин: Будут обязательно вечера поэзии, будут встречи с учеными, которые тоже писатели, но писатели просто литературы, non-fiction.
Ицкович: В Днепропетровске будет такой мини-фестиваль двухдневный «История. Литература. Политика».
Кузичев: Это очень интересно. То, что мы, так сказать, готовы это дело освещать и помогать, в медиасмысле, это вот я прямо вот официально заявляю. Так, а вы тоже?
Петрухин: Конечно.
Кузичев: Владимир Яковлевич тоже собирается, но боится, что придется волоком тащить, вот чего его смущает.
Петрухин: Вот я и стал осторожно спрашивать, потому что теплоход не протащишь там.
Ицкович: Выбирает кусок маршрута, чтобы не попался волок.
Первое появление руси, первое их упоминание в международных источниках: точная датировка есть – 839-й год, когда некие послы народа рос явились из Константинополя в столицу наследника Карла Великого Людовика Благочестивого в Ингельгейм на речку Рейн. Они пришли к нему с греческим посольством и с письмом благожелательным греческого императора Феофила, который сообщал Людовику, что вот они хорошие ребята, просто не могут вернуться к себе на родину обратным путем. Видимо, кто-то их поджидал на тех самых днепровских порогах, куда мы собираемся с вами. Может быть, и не только хазары, но и венгры, которые в те времена только собирались переселиться туда, в свою курортную зону на Балатон, на Дунай, где они обретаются и по сей день.
Долгин: Двигаясь из таких, можно сказать, сибирских земель.
Петрухин: Ну, в те времена из хазарских, из причерноморских. Уже было более-менее там пристойно, наверное, им жить лучше…
Долгин: Ну да, как промежуточная площадка.
Петрухин: Да. Но пока еще не дошли, но до порогов, видимо, уже доезжали и смотрели, что там плохо плывет. Этот самый народ рос и попросил у Людовика возможности вернуться через его империю франков. И Людовик, слушая их разговор, стал спрашивать то, о чем спрашивали все правители этих новых варваров, которые у них появлялись перед глазами: вы какого рода-племени? И они сказали, что вообще-то… Стали они что-то такое плести: наш правитель – это каган, что должно было быть известно императору франков, когда он в те времена был не каганом Аварского каганата на Дунае, с ним франки справились, а вот с Хазарией, который также был каган…
Кузичев: И, соответственно, Хазария была каганатом.
Петрухин: Хазария была каганом, да. Вот с Хазарией, конечно, франкам было справиться слабо, слишком далеко надо было добираться до него.
Ицкович: А рядом у них был Аварский каганат.
Петрухин: А рядом был Аварский каганат на Дунае – там, где потом возникла Венгрия, а когда-то была Гуннская держава. В общем, свято место там пусто не бывает. Приятная курортная зона, где хорошо пасти коней, где можно собирать дань, где замечательное земледелие – ну, все есть, в общем, хорошее место.
Кузичев: А к Людовику прибыли, значится, подданные кагана Хазарского.
Петрухин: Они так себя, во всяком случае, именовали, что они подданные кагана, стало быть, они нормальные люди, с которыми можно договариваться. Каган – титул, который приравнивался к титулу императора в тех протоколах дипломатических, которые существовали в те времена.
Долгин: То есть важно было обозначить себя через понятную императору какую-то… Через понятное наименование?
Петрухин: Да, видимо, так, потому что никаких комментариев к этому нет. Комментарии следуют далее. Когда он стал спрашивать: нет, вы какого рода-племени? Ему сказали: ну, вообще-то мы из рода Свеонов, сказали эти люди рос.
И тут вот начинается работа спецслужбы, потому что повязали этих самых миролюбивых людей рос франки, и что с ними стало дальше – неизвестно. Отписал, конечно, своему царственному коллеге в Константинополь Людовик, что вот я должен был их задержать, потому что, я думаю, что они никакие не послы доброй воли, а что они шпионы, которые разведывают пути по нашим империям. А Свеоны – это шведы.
Франки все время сражались с викингами, и Людовик заподозрил в них шпионов. Так что вот, с этого начинается работа российских спецслужб. Первое упоминание Руси – это уже упоминание российской спецслужбы. Можно… 839-й год, праздновать юбилей.
Кузичев: А корректно этих людей называть, вот этих людей доброй воли, росами?
Долгин: Ну, во всяком случае, их в этом заподозрили.
Петрухин: Они так и себя пытались изображать, как и всякие другие послы. Конечно, мы пришли ради дружбы.
Петрухин: Народ рос, который так звучал по-гречески, это, конечно, то, что греки называли на протяжении всех средних веков Россией, действительно люди из России. Это люди рос.
Кузичев: Понятно. Но вообще какая-то путаница, конечно: привет, мы подданные Хазарского кагана, росы, а вообще свеоны.
Долгин: Но по происхождению мы из шведов, да.
Петрухин: Ну, тут, конечно, надо было вязать их, безусловно.
Кузичев: Я бы повязал.
Ицкович: Александр Борисов Успенский приблизительно так и рассказывал, что со стороны, сверху, Россией называлось все, что снизу. Снизу Россией называлось все, что сверху.
Кузичев: А, это бывшие шведы. Вот вы упомянули про свеонов. Все!
Петрухин: Да, это шведы, которые приходили в Восточную Европу с тем, чтобы там наладить мирные отношения и торговать.
Кузичев: А тогда почему они про Рюрика не сказали, а сказали зачем-то про кагана?
Петрухин: Это был 839-й год, еще никакого Рюрика не было.
Кузичев: А, еще не было, 862, да.
Петрухин: 862-й год еще был впереди. Но вот этот 839-й год нам показывает, насколько важно было им договориться с тем, чтобы дойти и до мировых рынков, и вернуться назад.
Кузичев: А–а-а, то есть смотрите, они планировали, значит.
Петрухин: Им надо было, да, планировать, спецслужбам надо было планировать операцию, а всем этим купцам надо было планировать переговоры, чтобы их пропустили туда и обратно. И, конечно, приходилось откупаться. Ну, как они откупались, я тоже могу сказать. И мы опять до того, как включили микрофоны, говорили об откатах и других всяких способах общения.
Кузичев: У людей может причудливое впечатление, конечно, о нашей программе создастся.
Ицкович: Что все самое главное происходит за выключенным микрофоном.
Кузичев: Давайте сейчас повторим тогда, что мы говорили.
Петрухин: Сейчас повторим об откатах, да. Откаты были, конечно, и археологи эти откаты находят до сих пор. Потому что все берега речушек, которые связаны с путями, идущими на юг, в бассейн Черного и Каспийского морей, все эти речушки в большей или меньшей степени завалены арабским серебром. Византийская экономика была ориентирована то, чтобы не давать вывозить золотой и серебряный запас, давали товары, ширпотреб. Ну, вот такая же, как современная турецкая политика.
Кузичев: Ага, это арабское серебро, значит.
Петрухин: А вот арабы, которые в те времена захватили столько всего, что у них было много денег и еще были ресурсы – родники серебряные, они расплачивались серебром за то, что им привозили вот эти самые люди доброй воли. Привозили они им, конечно, не только меха, не рабов, особенно, конечно же, рабынь, которые… Вот как только видели арабы этих самых барышень из Восточной Европы, у них слюньки текли так же, как и…
Кузичев: И сейчас.
Петрухин: Как и сейчас.
Кузичев: Сейчас мы прервемся вновь. Смотрите, как повторяется: откаты…
Ицкович: Барышни со слюньками…
Кузичев: Барышни со слюньками. И арабы, у которых опять много денег.
Петрухин: Да, ну арабы… Сейчас сглазим.
Кузичев: Извините, сейчас давайте выключим микрофон, Владимир Яковлевич, главное скажем, а потом вернемся.
Петрухин: Хорошо.
Кузичев: Продолжаем разговор. Анатолий Кузичев, Борис Долгин, Дмитрий Ицкович и Владимир Петрухин. Давай, Дима.
Долгин: А не связаны ли эти монеты с традициями вот захоронений скандинавскими?
Долгин: Нет-нет, я не о погребениях, я вот о скандинавской некоторой, по-моему, существовавшей такой практике зарывания денег. Там Гуревич ее пытался интерпретировать некоторым образом.
Долгин: Ну и собственно вообще традиция некоторых таких денег для того света, она достаточно международная. Не знаю, вот выжигание бумажных денег для предков в Китае.
Петрухин: В конце концов, даже вклады в монастыри денежные, которые существуют до сих пор, это то же самое. Но здесь мы имеем дело скорее всего с другой ситуацией, когда должны были эти самые гребцы расплачиваться за те услуги, которые им оказывали местные жители.
Долгин: А почему же расплачивались, именно зарывая?
Кузичев: Чтобы с собой не таскать.
Петрухин: Местные жители зарывали это самое серебро и не хранили его на усадьбах.
Кузичев: А, это местные жители.
Ицкович: Канал еще не прорыли.
Петрухин: Вот делились. Все время вспоминается в связи с этим максима этого нашего министра с такой хазарской фамилией Лившиц, который говорил новым русским, что делиться надо. Вот те древние новые русские делились.
Петрухин: Нет, это, конечно, не хазарская фамилия, вполне ашкеназская.
Кузичев: Мне тоже так казалось. Ну, ладно.
Кузичев: Я записал уже.
Петрухин: Я не могу показать эти самые кавычки.
Ицкович: Ну, говорите хоть, а то ведь люди-то верят.
Петрухин: Выступая перед разными еврейскими аудиториями по поводу хазар, я спрашивал регулярно: кто тут происходит от хазар, признавайтесь! Ни один не признался. Так что, увы.
Кузичев: А, кстати, вот мы как раз подошли к главной теме. Вот это была такая у нас небольшая часовая преамбулка.
Долгин: А, может быть, это будет тема следующей нашей какой-то передачи? А вот пока, может быть, поговорить бы о том, а как все-таки соотносились вот эти господа, плававшие сверху вниз, снизу вверх, перевозившие много чего, с теми, кто жил вокруг? Как вообще они участвовали в жизни?
Кузичев: Как взаимодействовали, ты имеешь в виду?
Долгин: Да-да-да. Что вообще, что это за жизнь была?
Кузичев: Одни заказывали.
Ицкович: С одними договаривались, а с другими не получалось договориться.
Ключевский тогда создал свою концепцию торговых городов, все на торговле, все на денежной экономике. Ключевского за это стали бить как буржуазного исследователя-марксиста, когда началась марксистская историография. Потому что чего там начинается с торговли? Начинается все с классовой борьбы, с разделения на классы. Ключевского били, а вот его концепция о том, что у нас в 8 веке были города и городская экономика, это было воспринято в советской официозной историографии. И хотя ничего, никаких городов, никаких следов в 8 веке, конечно, археологи не обнаружили и не обнаруживают до сих пор, но это было важно для советской официозной историографии, в первую очередь потому, что надо было показать, что варяги тут вообще не при чем. У нас вот у самих все было в 8 веке так хорошо, у нас была денежная экономика, а через 100 лет пришли эти варяги, которые у нас всему и научились. Мы тут самые умные, самые богатые, а все прочие, они тут только на служебных ролях работают.
Нумизматы, они народ упертый, они разбирают все эти вклады, все эти монеты (поговорим еще об этом, если дойдет до выбора веры у нас). Ну вот, они посмотрели, как распределяется это самое серебро, и выяснили, что вклады начинают поступать, монетное серебро начинает зарываться где-то все-таки с рубежа 8 и 9 веков, в Восточной и одновременно в Северной Европе. Это происходит тогда, когда устанавливаются мирные отношения между Хазарией, контролировавшей эти самые пути через Восточную Европу, и арабским Халифатом, прекращаются арабо-хазарские войны. Тогда стала возможна торговля, тогда хазары стали пропускать торговые караваны через свою территорию и брали десятину (о выключенных микрофонах я не говорю сейчас). Брали десятую часть с проходящих купцов, что, как вы понимаете, их совсем не радовало. Ведь они вынуждены были, конечно, понимать, что каган здесь правитель, и поэтому, видимо, те люди, которые оказались в Ингельгейме у Людовика Благочестивого, признавали его власть: да, вот мы подчиняемся кагану.
Но чтобы им эта власть нравилась, заподозрить их трудно. Скорее всего возникло соперничество между вот этой самой струей предпринимателей, которые себя именовали Русь по-славянски, и которых греки называли Рос, и Хазарией. Они были конкурентами, требовали платы за проезд. Так что тут возникли проблемы, и скорее всего славянское население Восточной Европы поддержало Русь в своем стремлении пробиться на мировые рынки через Хазарию.
Долгин: Уже в качестве самостоятельного субъекта.
Петрухин: Да, конечно. Так, чтобы не платить кагану, а платить только тем, кто заработали честно.
Кузичев: Сколько аналогий можно провести с современным миром! Я уж про арабов не говорю, про девочек, про слюни и все прочее. Даже вот это вот: газотранспортная система.
Петрухин: Ну, конечно.
Кузичев: Что с ней делать? Либо платить, либо купить, либо побороть.
Петрухин: Да-да, ничего нового в этом мире. Да, нет ничего нового под Луной, как говорил опять-таки один не хазарский правитель.
Петрухин: Я сказал «не хазарский».
Ицкович: А есть хазары-то живые сейчас где-нибудь?
Петрухин: Вот я же спрашивал, никто не признается.
Ицкович: Ну а кто скажет, кто сознается?
Кузичев: Нет, вы свою гипотезу историческую.
Петрухин: Нет, я пытался, когда просил деньги на хазарские экспедиции. Мне они поверили, но все равно денег не дали. Ну, мы поговорим, наверное, о Хазарии все-таки как-нибудь специально, потому что там не меньше всяких забавных сейчас заковык.
Долгин: Да, это будет отдельный вопрос.
Кузичев: Тогда смотрите, сейчас прощаемся на неделю, Владимир Яковлевич. Мы вам тут предоставляем кров и так далее.
Ицкович: Встречаемся в Хазарии через неделю.
Кузичев: Ровно через неделю в этой же студии мы встречаемся. Давайте еще представлю как следует. Ну, будем считать, что это у нас был. как называется.
Долгин: Это была преамбула.
Ицкович: Пропедевтика по-научному называется.
Кузичев: «Тоже красиво» (кавычки закрываются).
Петрухин: Кошмарно, да.
Кузичев: А в следующей программе поговорим уже полноценно именно о Хазарии и о Руси, о нашем взаимодействии.
Долгин: И о Руси, да.
Кузичев: О выборе веры. Это же вообще отдельная тоже интригующая история.
Долгин: И вообще об этом сюжете, потому что он, конечно, очень важный и интересный.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Популярное
Грязный след «зелёной» энергетики
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Есть такой аспект, о нем за пределами экспертного сообщества мало кто говорит, – это грязный след «зелёной» энергетики. В каких масштабах для того чтобы «зелёная» энергетика существовала, нужно увеличивать производство металлов – лития, никеля, меди? Всё это производство абсолютно, при нынешних технологиях и при всех известных технологиях, связано с огромным углеродным выбросом.
Принцип работы украинских политиков – от плохого к худшему
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Хороших вариантов для Украины сейчас нет. Эти «талантливые» ребята за последние годы смогли начисто отрезать возможность любого хорошего варианта, даже просто не очень плохого. Я уже говорил, что украинские политики работают от плохого к худшему – каждый следующий президент хуже предыдущего, если вы хотите понять, какое решение примет украинский политик, включая президента, придумайте наихудший вариант.