петрушка что за персонаж

История русского Петрушки

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

Весёлый, задиристый, бесшабашный, смекалистый… Этого кукольного персонажа сложно не узнать: на протяжении несколько веков Петрушка вызывает практически всенародную любовь. Он стал негласным, но узнаваемым символом русского кукольного театра, и его имя по сей день используется как нарицательное, а ещё — в качестве термина, описывающего целую группу театральных кукол.

Персонаж Петрушка

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

Появление в русском народном театре

Кто бы ни говорили, но Петрушка был и остаётся исконно русским кукольным персонажем. Пусть его сравнивают с итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем, английским Панчем, раскладывая по полочкам все схожие признаки характеров — узнаваемости Петрушки и народной любви к нему это не помеха.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

(Сцена свадьбы Петрушки)

Серьёзных исторических исследований родословной Петрушки, конечно же, не проводилось. Первое официальное описание этой куклы дал известный немецкий учёный-исследователь Адам Олеарий, совершивший в 1633–1634 и 1635–1639 годах два продолжительных путешествия по загадочной Московии.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Скоморошная субкультура существовала на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам, которые продолжали хранить традиции скоморошества, а потом передали их кукольным театрам.

И как раз XVI век оказался для скоморохов самым сложным: они подвергались жесточайшим гонениям со стороны государственных и церковных властей. За этот период высочайшие указы, категорически запрещавшие скоморошество, издавались дважды. В ответ на давление сверху живых актёров в уличных представлениях заменили куклы, самой яркой из которых был именно Петрушка. Кстати, все его иностранные «коллеги» появились примерно в то же самое время.

Собирательный образ, любимый народом

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

(Образы Петрушки на современной сцене: 1. Приезжий рабочий 2. Полицейский)

В образе Петрушки гармонично переплелись особенности национального характера. По сути он является квинтэссенцией русского менталитета. Находчивый, острый на язык, бесстрашный, помогающий восторжествовать справедливости, несущий добро и побеждающий зло — именно так можно охарактеризовать образ этого кукольного персонажа.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

(Сцены: 1. Русская жена 2. Африканская невеста)

Внешность Петрушки за долгие десятилетия неоднократно претерпевала изменения. Однако некоторые свои особенности он пронес через века практически в неизменном виде. Так, например, Петрушка остался верховой куклой, а не марионеткой — его кукловод находится ниже разворачивающегося на сцене действия. Длинный крючковатый нос, ехидная улыбочка, высокий голос, яркий шутовской наряд — эти атрибуты тоже прошли через века.

Со временем характер персонажа стал меняться, и уже в современном кукольном театре из поборника справедливости, удачливого борца против зла и бесшабашно весёлого балагура, Петрушка превращается в яркого и харизматичного ведущего затейника детских кукольных представлений.

Источник

Петрушка (персонаж)

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это перчаточная кукла (кукла-перчатка). Петрушка — «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» [1] (В. Даль).

Содержание

Происхождение куклы

Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек, а некий персонаж из другого мира).

Типичное заблуждение — почитать Петрушку в качестве крайне древнего и исконно русского героя, основывается на его архетипических чертах характера, который зародился в глубине человеческих представлений о себе. Петрушка является младшим родственником гораздо более старших [источник не указан 48 дней] : итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецких Гансвурста и Касперле, испанского Дона Кристобаля и других, — при том, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения — кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века.

Описание театра

Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.

В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.

Образ куклы

До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй» (что выдаёт французские корни куклы). Существует версия о происхождении прозвища Петрушки от украинского слова «порятуй» (спаси). Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его бытовых сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!»

Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что Петрушку называли Петром Ивановичем Уксусовым. Известный российский кукольник Сергей Образцов, называл Петрушку Петром Петровичем Уксусовым (рассказ «Четыре Братца») или Ванькой Рататуем.

Сюжеты

По распространённой, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили еще в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.).

Если зрителям нравилось, то они не отпускали актёров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». Петрушке приводят невесту, он осматривал её так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравится, ждать свадьбы он не хочет и начинает упрашивать её «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом ещё одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо. Ни в один из записанных текстов она не попала, скорее всего, её убрала цензура. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.

Вот что вспоминает о Петрушке Александр Бенуа:

«На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки.

Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы еще жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова — всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пёстрые ширмы, „музыкант“ кладёт свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад. И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами.

Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник — это бравый усатый городовой, и Акулина видимо даёт ему предпочтение. Петрушка в ярости бьёт блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал ещё вертлявее, ещё подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: „это барашек“. Петрушка в восторге, гладит „ученого, моченого“ барашка и садится на него верхом. „Барашек“ покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чорт. Рогатый, весь обросший черными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чорт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Еще раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает „жуткая“ тишина…»

— Жизнь Художника. Воспоминания. Том 2. Александр Бенуа

В XX веке

Источник

Кто такой Петрушка и как появился такой персонаж?

…Детские представления не обходятся без забавных героев. С большим энтузиазмом и воодушевлением встречают ребята ведущего, который стихами обращается к ним:

Эй, ребята, не зевайте –
Гостя нашего встречайте!
Он – весёлая игрушка!
А зовут его…

Кажется, что этот персонаж существовал всегда. В наши дни он стал достоянием детских представлений. Однако миролюбивым Петрушка стал далеко не сразу.

Наследник ярмарочных балаганов

Известен персонаж с XVII века. А истоки представлений с его участием возникли намного раньше – в искусстве скоморохов. И характер у Петрушки весьма задиристый и дерзкий. Он высмеивал героев как из простых, так и из знатных. Шутки были порой далеко не безобидными.

Петрушка мог быть перчаточной куклой, но использовались также и марионетки с более сложным устройством. Нередко кукольники-петрушечники объединялись с шарманщиками. Незатейливые мелодии сопровождали представления. Ещё интересен голос Петрушки. Пронзительный тембр достигался при помощи особого приспособления – пищика или говорка. Состояло оно из металлических пластинок и ткани.

Петрушка в какой-то мере – архетипический персонаж. Это плут. Он не относится однозначно к положительным или отрицательным героям. Однако симпатии зрителей неизменно на его стороне. А доставалось от него всегда малосимпатичным персонажам.

Петрушка вызывал немало ассоциаций, В том числе его имя. Когда у власти был Пётр Первый, то нетрудно было провести нить к конкретной личности. Шутки у Петрушки зачастую были острыми – как говорится, на злобу дня. Иногда петрушечниками интересовались стражи порядка. Но у кукольника был готов ответ на претензии – мол, это не я говорю, а Петрушка. И это убеждало. В давние времена многие верили, что кукла может жить самостоятельной жизнью.

К началу XX века театр Петрушки пошёл на спад. Однако персонаж по-прежнему был популярен, но уже в более миролюбивом варианте. Петрушка стал желанным гостем на детских праздниках. А его шутки уже не были злыми и саркастичными.

Интересен занимательный факт. У русского Петрушки есть братья в других странах. В Италии это Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – мистер Панч, в Германии – Гансвуд. в Турции – Карагёз, в Индии – Видушака.

Петрушка стал героем и живописных полотен. Русский художник Леонид Иванович Соломаткин (1837 – 1883) известен своими жанровыми сценами из жизни городских низов. Несколько раз он создавал картины, где изображал представления в балагане. Известны два произведения с названием «Петрушка» – 1878 и 1882 годов. На них очень реалистично изображены сцены – и сам незатейливый балаган кукольников, и пёстрая толпа зрителей.

Петрушка присутствует на полотнах Сергея Судейкина и Александра Тышлера. К образу забавного героя обращаются и современные живописцы.

От балаганного персонажа – к высокой трагедии

В 1914 году, в программе «Русских сезонов» в Париже состоялась премьера балета «Петрушка». Создал его триумвират – композитор Игорь Стравинский, художник Александр Бенуа и хореограф-новатор Михаил Фокин. Петрушка выступил как трагический герой. За кукольной внешностью скрывалась ранимая человеческая душа.

Действие разворачивается на масленичных гуляниях. Внимание толпы привлекает балаган Фокусника. Перед зрителями предстают три куклы: Арап, Балерина, Петрушка. Они начинают действовать, как живые люди.

Петрушка вечно притесняем, он нервный, затравленный. Его единственное утешение – Балерина, которую он любит. Но кокетка стремится привлечь внимание Арапа.

В невзрачной комнате, где заперт Петрушка, всё ему напоминает о его печальной жизни. На стенах страшные картины, которыми Фокусник запугивает его. Петрушка мечется в замкнутом пространстве и снова оказывается перед портретом самого Фокусника. В отчаяние Петрушка грозит кулаком виновнику своих бед. Только мысли о Балерине приносят утешение.

А в другой комнате Арап забавляется с огромным кокосовым орехом. Старается разрубить его саблей, но ничего не получается. Арап решает, что это из-за сверхъестественной силы, сокрытой в орехе. И начинает усиленно молиться ей. Не обращает внимания на Балерину, которая кокетничает и наигрывает весёлый мотивчик.

Появляется Петрушка, но его безжалостно выталкивает Арап. Балерина восхищена смелостью и силой Арапа, который кажется ей красивым и отважным.

А на площади продолжается гулянье. Но празднование прерывается. Арап гонится за Петрушкой и ударом сабли убивает его. Зрители обескуражены. Но Фокусник показывает всем набитое опилками тело Петрушки – это всего лишь кукла и ничего более! Веселье возобновляется.

Петрушка невероятно многолик, и трудно угадать, в какой ипостаси он предстанет в очередной раз. Он способен быть и потешным Арлекином, и грустным Пьеро – и всё это одновременно.

Многим известно выражение «секрет Полишинеля». Так говорят про нечто, что всем давно известно. И, вероятно, Петрушка преподносит зрителям очевидные тайны. Их многие знают. Но не признаются в этом. Прежде всего – себе.

Иллюстрация: картина Леонида Соломаткина «Петрушка».

Источник

Кто такой Петрушка и как появился такой персонаж?

Кажется, что этот персонаж театра существовал всегда. В наши дни он стал достоянием детских представлений, а они не обходятся без забавных героев. Вот уж кто умеет рассмешить! И частушки петь он мастер, и загадки загадывать, и потешные сценки разыгрывать! Он заставляет развеселиться и детей, и взрослых.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

А. И. Корзухин, «Петрушка идет» Фото: artchive.ru

С большим энтузиазмом и воодушевлением встречают ребята ведущего, который стихами обращается к ним:

Эй, ребята, не зевайте —
Гостя нашего встречайте!
Он — весёлая игрушка!
А зовут его…

«Петрушка!» — радостно подхватывают юные зрители. Однако миролюбивым Петрушка стал далеко не сразу.

Наследник ярмарочных балаганов

Известен персонаж с XVII века. А истоки представлений с его участием возникли намного раньше — в искусстве скоморохов. И характер у персонажа Петрушки весьма задиристый и дерзкий. Он высмеивал героев как из простых, так и из знатных. Шутки были порой далеко не безобидными.

Петрушка мог быть перчаточной куклой, но использовались также марионетки с более сложным устройством. Нередко кукольники-петрушечники объединялись с шарманщиками. Незатейливые мелодии сопровождали представления.

Ещё интересен голос Петрушки. Пронзительный тембр достигался при помощи особого приспособления — пищика, или говорка.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

Л. И. Соломаткин, «Петрушка», 1878 г. Фото: ru.wikipedia.org

Сюжеты варьировались вокруг нескольких тем. Популярным было представление, где Петрушка женится. Причём он говорил: «Женюсь на дочери такого-то», — и называл фамилию самого знатного и влиятельного помещика в тех краях. Затем выводил куклу. Ещё нередко кукольный герой посещал врача. А заканчивался спектакль потасовкой, в которой Петрушка колотил своего недоброжелателя.

Петрушка в какой-то мере — архетипический персонаж. Это плут. Он не относится однозначно к положительным или отрицательным героям. Однако симпатии зрителей неизменно на его стороне. А доставалось от него всегда малосимпатичным персонажам.

Петрушка вызывал немало ассоциаций, в том числе его имя. Когда у власти был Пётр Первый, то нетрудно было провести нить к конкретной личности. Шутки у Петрушки зачастую были острыми — как говорится, на злобу дня. Иногда петрушечниками интересовались стражи порядка. Но у кукольника был готов ответ на претензии: мол, это не я говорю, а Петрушка. И это убеждало. В давние времена многие верили, что кукла может жить самостоятельной жизнью.

К началу XX века театр кукол с участием Петрушки пошёл на спад. Однако персонаж по-прежнему был популярен, но уже в более миролюбивом варианте. Петрушка стал желанным гостем на детских праздниках. А его шутки уже не были злыми и саркастичными.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

Петрушка, театра «Бродячий вертеп», 2008 г. Фото: ru.wikipedia.org

Интересен занимательный факт. У русского Петрушки есть братья в других странах. В Италии это Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Англии — мистер Панч, в Германии — Гансвуд, в Турции — Карагёз, в Индии — Видушака.

Петрушка стал героем и живописных полотен. Русский художник Леонид Иванович Соломаткин (1837−1883) известен своими жанровыми сценами из жизни городских низов. Несколько раз он создавал картины, где изображал представления в балагане. Известны два произведения с названием «Петрушка» — 1878 и 1882 годов. На них очень реалистично изображены сцены — и сам незатейливый балаган кукольников, и пёстрая толпа зрителей.

Петрушка присутствует на полотнах Сергея Судейкина и Александра Тышлера. К образу забавного героя обращаются и современные живописцы.

От балаганного персонажа — к высокой трагедии

В 1914 году в программе «Русских сезонов» в Париже состоялась премьера балета «Петрушка». Создал его триумвират — композитор Игорь Стравинский, художник Александр Бенуа и хореограф-новатор Михаил Фокин. Петрушка выступил как трагический герой. За кукольной внешностью скрывалась ранимая человеческая душа.

Действие разворачивается на масленичных гуляньях. Внимание толпы привлекает балаган Фокусника. Перед зрителями предстают три куклы: Арап, Балерина, Петрушка. Они начинают действовать, как живые люди.

Петрушка вечно притесняем, он нервный, затравленный. Его единственное утешение — Балерина, которую он любит. Но кокетка стремится привлечь внимание Арапа.

В невзрачной комнате, где заперт Петрушка, всё ему напоминает о его печальной жизни. На стенах страшные картины, которыми Фокусник запугивает его. Петрушка мечется в замкнутом пространстве и снова оказывается перед портретом самого Фокусника. В отчаянии Петрушка грозит кулаком виновнику своих бед. Только мысли о Балерине приносят утешение.

А в другой комнате Арап забавляется с огромным кокосовым орехом. Старается разрубить его саблей, но ничего не получается. Арап решает, что это из-за сверхъестественной силы, сокрытой в орехе. И начинает усиленно молиться ей. Не обращает внимания на Балерину, которая кокетничает и наигрывает весёлый мотивчик.

Появляется Петрушка, но его безжалостно выталкивает Арап. Балерина восхищена смелостью и силой Арапа, который кажется ей красивым и отважным.

А на площади продолжается гулянье. Но празднование прерывается. Арап гонится за Петрушкой и ударом сабли убивает его. Зрители обескуражены. Но Фокусник показывает всем набитое опилками тело Петрушки — это всего лишь кукла и ничего более! Веселье возобновляется.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

Александр Лоскутов. Театр петрушки «БалаганЪ» Фото: Alexlos1992, ru.wikipedia.org

Петрушка невероятно многолик, и трудно угадать, в какой ипостаси он предстанет в очередной раз. Он способен быть и потешным Арлекином, и грустным Пьеро — и всё это одновременно.

Многим известно выражение «секрет Полишинеля». Так говорят про нечто, что всем давно известно. И, вероятно, Петрушка преподносит зрителям очевидные тайны. Их многие знают. Но не признаются в этом. Прежде всего — себе.

Автор: Наталья Наумова
© Shkolazhizni.ru

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Возвращение Петрушки. Старинная кукла в помощь родителям и педагогам

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

Начало весны — традиционно время проведения фестивалей, семинаров и других мероприятий, где собираются кукольники России. И неслучайно: когда-то это были дни Широкой Масленицы — пора весёлых балаганов, вертепщиков и петрушечников, изо всех сил развлекавших «почтенную публику». Для кого-то возродить народный театр кукол — призвание, другие просто интересуются этим пластом русской народной культуры, третьи думают о том, как такое творческое наследие применить в современной жизни, например, в педагогике и детской психиатрии. Но для всех без исключения — это яркий, незабываемый праздник, источник радости, инсайтов и творческого вдохновения.

В условиях пандемии многие мероприятия проводятся дистанционно. 5 марта Фондом развития детских кукольных театров был организован онлайн мастер-класс «Русский национальный кукольный герой», посвящённый знаменитому Петрушке. Проводил его Александр Греф, художественный руководитель театра кукол «Бродячий Вертеп». Подробно, в доступной форме было рассказано об особенностях подлинного русского Петрушки. Раскрыта тайна каждой детали образа: почему именно такой облик, такая одежда, зачем палка и как её изготовить, в чем секрет его необычного голоса. Прояснилось отличие Петрушки от английского Панча и итальянского Пульчинелло. А главное, мы узнали, почему современные дети так же весело смеются на представлении, как и двести лет назад.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

1. Петрушка Ивана Афиногеновича Зайцева. Первого кукольника, получившего в СССР звание «заслуженного».

2. Петрушка. Мастерская кукол «Рудольфиус».

По мнению одного из самых авторитетных знатоков народного театра кукол в России, Петрушка — это образ растущего ребенка, активно познающего мир. Образ существа, которое всеми силами пытается, путём проб и ошибок, вписаться в социум. Поведение Петрушки эксцентрично, оно шокирует взрослых, но дети его прекрасно понимают. Ведь они, как и Петрушка, полны нерастраченной ещё жизненной энергии, им порой так же трудно бывает освоиться в этом непонятном мире взрослых.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

На фото: мастер-класс в театре кукол.

Именно от Петрушки произошли современные перчаточные куклы, которые так нравятся детям из-за их особой выразительности и динамичности. Причем важны именно куклы ручной работы. Они хороши своей шероховатостью, несимметричностью лица — ведь лицо живого человека тоже несимметрично. В отличие от героев виртуального мира, эти куклы привлекают своей теплотой, материальностью. Они практически живые. Именно поэтому кукольные представления не теряют своей популярности. А перчаточные персонажи всё чаще используются в коррекционной педагогике и детской психиатрии. Например, при работе с детьми-аутистами. Перчаточные куклы в понятной игровой форме помогают раскрывать самые сложные темы. Неслучайно сейчас такое распространение получили Рождественские кукольные спектакли.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

Рождественский спектакль в детском онкологическом центре. Работают студенты-волонтёры.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

Тот же спектакль в одном из детских домов Подмосковья.

Куклы-петрушки помогают ребенку избавиться от негативных эмоций, преодолеть стеснительность, легче включиться в процесс обучения. В общении посредством этих кукол задействуются все без исключения способы восприятия, в том числе и тактильный — изначальный и жизненно необходимый для эмоционального здоровья ребёнка.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

На фото: перчаточная кукла для занятий с детьми в Школе раннего развития.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

На фото: куклы для новогодней интермедии в детском саду.

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

петрушка что за персонаж. Смотреть фото петрушка что за персонаж. Смотреть картинку петрушка что за персонаж. Картинка про петрушка что за персонаж. Фото петрушка что за персонаж

Петрушка помогает вести урок!

Русский национальный кукольный герой из музейного зала возвращается в мир живых людей и несёт с собой беззаботное веселье, непосредственность и умение радоваться жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *