петрушка русский народный персонаж

Кто такой Петрушка и как появился такой персонаж?

…Детские представления не обходятся без забавных героев. С большим энтузиазмом и воодушевлением встречают ребята ведущего, который стихами обращается к ним:

Эй, ребята, не зевайте –
Гостя нашего встречайте!
Он – весёлая игрушка!
А зовут его…

Кажется, что этот персонаж существовал всегда. В наши дни он стал достоянием детских представлений. Однако миролюбивым Петрушка стал далеко не сразу.

Наследник ярмарочных балаганов

Известен персонаж с XVII века. А истоки представлений с его участием возникли намного раньше – в искусстве скоморохов. И характер у Петрушки весьма задиристый и дерзкий. Он высмеивал героев как из простых, так и из знатных. Шутки были порой далеко не безобидными.

Петрушка мог быть перчаточной куклой, но использовались также и марионетки с более сложным устройством. Нередко кукольники-петрушечники объединялись с шарманщиками. Незатейливые мелодии сопровождали представления. Ещё интересен голос Петрушки. Пронзительный тембр достигался при помощи особого приспособления – пищика или говорка. Состояло оно из металлических пластинок и ткани.

Петрушка в какой-то мере – архетипический персонаж. Это плут. Он не относится однозначно к положительным или отрицательным героям. Однако симпатии зрителей неизменно на его стороне. А доставалось от него всегда малосимпатичным персонажам.

Петрушка вызывал немало ассоциаций, В том числе его имя. Когда у власти был Пётр Первый, то нетрудно было провести нить к конкретной личности. Шутки у Петрушки зачастую были острыми – как говорится, на злобу дня. Иногда петрушечниками интересовались стражи порядка. Но у кукольника был готов ответ на претензии – мол, это не я говорю, а Петрушка. И это убеждало. В давние времена многие верили, что кукла может жить самостоятельной жизнью.

К началу XX века театр Петрушки пошёл на спад. Однако персонаж по-прежнему был популярен, но уже в более миролюбивом варианте. Петрушка стал желанным гостем на детских праздниках. А его шутки уже не были злыми и саркастичными.

Интересен занимательный факт. У русского Петрушки есть братья в других странах. В Италии это Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – мистер Панч, в Германии – Гансвуд. в Турции – Карагёз, в Индии – Видушака.

Петрушка стал героем и живописных полотен. Русский художник Леонид Иванович Соломаткин (1837 – 1883) известен своими жанровыми сценами из жизни городских низов. Несколько раз он создавал картины, где изображал представления в балагане. Известны два произведения с названием «Петрушка» – 1878 и 1882 годов. На них очень реалистично изображены сцены – и сам незатейливый балаган кукольников, и пёстрая толпа зрителей.

Петрушка присутствует на полотнах Сергея Судейкина и Александра Тышлера. К образу забавного героя обращаются и современные живописцы.

От балаганного персонажа – к высокой трагедии

В 1914 году, в программе «Русских сезонов» в Париже состоялась премьера балета «Петрушка». Создал его триумвират – композитор Игорь Стравинский, художник Александр Бенуа и хореограф-новатор Михаил Фокин. Петрушка выступил как трагический герой. За кукольной внешностью скрывалась ранимая человеческая душа.

Действие разворачивается на масленичных гуляниях. Внимание толпы привлекает балаган Фокусника. Перед зрителями предстают три куклы: Арап, Балерина, Петрушка. Они начинают действовать, как живые люди.

Петрушка вечно притесняем, он нервный, затравленный. Его единственное утешение – Балерина, которую он любит. Но кокетка стремится привлечь внимание Арапа.

В невзрачной комнате, где заперт Петрушка, всё ему напоминает о его печальной жизни. На стенах страшные картины, которыми Фокусник запугивает его. Петрушка мечется в замкнутом пространстве и снова оказывается перед портретом самого Фокусника. В отчаяние Петрушка грозит кулаком виновнику своих бед. Только мысли о Балерине приносят утешение.

А в другой комнате Арап забавляется с огромным кокосовым орехом. Старается разрубить его саблей, но ничего не получается. Арап решает, что это из-за сверхъестественной силы, сокрытой в орехе. И начинает усиленно молиться ей. Не обращает внимания на Балерину, которая кокетничает и наигрывает весёлый мотивчик.

Появляется Петрушка, но его безжалостно выталкивает Арап. Балерина восхищена смелостью и силой Арапа, который кажется ей красивым и отважным.

А на площади продолжается гулянье. Но празднование прерывается. Арап гонится за Петрушкой и ударом сабли убивает его. Зрители обескуражены. Но Фокусник показывает всем набитое опилками тело Петрушки – это всего лишь кукла и ничего более! Веселье возобновляется.

Петрушка невероятно многолик, и трудно угадать, в какой ипостаси он предстанет в очередной раз. Он способен быть и потешным Арлекином, и грустным Пьеро – и всё это одновременно.

Многим известно выражение «секрет Полишинеля». Так говорят про нечто, что всем давно известно. И, вероятно, Петрушка преподносит зрителям очевидные тайны. Их многие знают. Но не признаются в этом. Прежде всего – себе.

Иллюстрация: картина Леонида Соломаткина «Петрушка».

Источник

Занимательно о Петрушке (родителям, которые не боятся играть в куклы)

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Изначально куклы на представлениях «разыгрывали» сказочные сюжеты, главными героями которых были боги, позже популярными стали библейские сюжеты.

В средние века у каждого артиста-скомороха был свой «ручной» герой – насмешник-скалозуб, отпускающий скабрёзные и злые остроты в адрес властьимущих. Какой спрос с куклы?

Хозяева-скоморохи, бродячие актёры облачали шутников в соответствующий их титулу и сану красный колпак и давали своим шутам звучные, яркие имена. Первый итальянский Петрушка назывался Пульчинелла, что означает «петушок».

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Французского собрата Петрушки именовали Полишинель

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

В Германии Каспер или Гансвурст

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Забавный англичанин мистер Панч

В Турции – Карагёз, в Испании – Дон Кристобаль. Русский Петрушка – румяный балагур, участник ярмарочных сценок, персонаж русских народных кукольных представлений, перчаточная кукла в красной рубахе, холщовых штанах и колпаке с кисточкой.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Николай Алексеевич Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так описал «Комедию с Петрушкою»:

Комедию с Петрушкою,

С козою с барабанщицей

И не с простой шарманкою,

А с настоящей музыкой

Однако и не глупая,

Не в бровь, а прямо в глаз!

Петрушке в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом более трех веков русские кукольники отдавали предпочтение неспроста. Шуты всегда считались на Руси особой кастой, которой позволялось сказать правду, облачая её в остроумную и искрометную шутку.

ПЕТРУШКА, «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.И. Даль).

Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Первое письменное упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Наиболее известной куклой того времени был Петрушка. Впервые его увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это произошло почти 400 лет назад! В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре и его главном герое.

С наступлением XX века «Комедия о Петрушке» начинает быстро разрушаться. Причиной тому был жёсткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Положение Петрушки ещё более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей. Чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники всё чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние ёлки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком. Теперь он размахивал дубинкой и просто разгонял своих врагов, разговаривал вежливо. Исчезла простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар, и млад. Традиция народного театра кукол в XX веке была прервана.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Да и внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек, а некий персонаж из другого мира).

Вот что вспоминает о Петрушке в своей книге «Жизнь художника» (Воспоминания, том 2) Александр Бенуа: «На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки.

Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник – это бравый усатый городовой, и Акулина видимо дает ему предпочтение. Петрушка в ярости бьет блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал еще вертлявее, еще подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: «это барашек». Петрушка в восторге, гладит «ученого, моченого» барашка и садится на него верхом. «Барашек» покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чёрт. Рогатый, весь обросший черными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чёрт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Еще раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает «жуткая» тишина. »

Арабский поэт, философ и астролог Омар Хайям заметил:

Кукла – отражение реальности, некая калька самих себя. Меняется время, меняются люди, приходит черёд кукол. А мы? Может быть и люди – отражение кукол? Не зря же великий английский писатель Дж. Свифт сказал: «Для того, чтобы показать человека со всеми его странностями, был изобретен кукольный спектакль».

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Там же Вы найдёте сценарии представлений с Петрушкой. Спасибо, Александр!

Источник

Петрушка русский народный персонаж

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Русский трикстер, носитель народной смекалки, лукавый мистификатор, выходивший невредимым из любых передряг, Петрушка всегда отражал время, поэтому за свою историю поменял много обликов. Однако под пестрым нарядом шута скрыто любящее и страдающее сердце…

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Как ни странно, Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии — это Пульчинелла, Германии — Каспер, или Гансвут, во Франции — Полишинель, в Англии — мистер Панч, Турции — Карагёз, Венгрии — витязь Ласло, Индии — Видушака. Поэтому и одежда у Петрушки иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны. Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Считается, что именно от итальянского Пуличинеллы (в переводе означает «петушок») она получила такой необычный облик: большие миндалевидные глаза, огромный нос с горбинкой, преувеличенно большие руки и голова, горб на спине. Даже само лицо было темным, а глаза — черными. Широко раскрытый рот отнюдь не улыбка, это настоящий оскал, ведь Петрушка изначально не был положительным героем. Ко всему прочему на руках у него имелось всего по четыре пальца, что, возможно, намекало на темную сущность.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Петрушка — фольклорный персонаж, непременный участник уличных представлений. «Водить» его могли только мужчины («петрушечники»). Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления — «пищика», или «говорка». У Петрушки есть и полное имя — Петр Иванович Уксусов. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики — все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Завязка могла начинаться с того, что Петрушка хотел купить лошадь или жениться. По ходу действия он встречал множество персонажей: от цыган, до квартальных и духовенства, которых наш герой либо огревал своей дубинкой, либо убивал. Неизменным оставалась встреча Петрушки со Смертью. И тогда кукла обращалась к толпе, прося о помощи. Если зрителям представление нравилось, то они бросали деньги актерам, тем самым спасая Петрушку и требуя продолжения представления.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Со временем Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Он уже не убивает, а лишь разгоняет своих врагов. Его речь престает быть простонародной, ведь в качестве «петрушечника» теперь выступает не уличный, а салонный актер. Сцена украшается пышными драпировками, а сами участники переодеваются в атлас и блестящую мишуру, что превращает представление в парадное, театральное. Петрушка становится участником детских утренников, тем самым превращаясь в детский персонаж. Более того, из-за театральности сцены наш герой из перчаточной куклы трансформируется в марионетку и теперь нередко выступает именно в таком виде.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

В советское время кукла сходит со сцены, становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка, утратив фривольность сюжетов, агитирует за санитарную гигиену, либо участвует в сборе утильсырья. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки — обличительство. Он выявляет и осуждает лодырей и пьяниц, объясняет читателю нормы общественного поведения. Меняется и облик куклы. Красный камзол превращается в косоворотку или гимнастерку, на голове появляется кепка, фуражка или «буденовка». Даже некогда длинный горбатый нос постепенно укоротился и стал сначала курносым, а после и вовсе обычным.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак. В 1922 году в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка», а через пять лет выходит пьеса «Петрушка-иностранец». Хоть Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории. А главное, Петрушка вновь становится обличителем времени, бесстрашным красноречивым героем, бросающим вызов судьбе. Неизменным в сюжете осталось и то, что он то и дело обращается к зрителю-читателю за помощью или советом.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Источник

Кто такой Петрушка и как появился такой персонаж?

Кажется, что этот персонаж театра существовал всегда. В наши дни он стал достоянием детских представлений, а они не обходятся без забавных героев. Вот уж кто умеет рассмешить! И частушки петь он мастер, и загадки загадывать, и потешные сценки разыгрывать! Он заставляет развеселиться и детей, и взрослых.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

С большим энтузиазмом и воодушевлением встречают ребята ведущего, который стихами обращается к ним:

Эй, ребята, не зевайте —
Гостя нашего встречайте!
Он — весёлая игрушка!
А зовут его…

«Петрушка!» — радостно подхватывают юные зрители. Однако миролюбивым Петрушка стал далеко не сразу.

Наследник ярмарочных балаганов

Известен персонаж с XVII века. А истоки представлений с его участием возникли намного раньше — в искусстве скоморохов. И характер у персонажа Петрушки весьма задиристый и дерзкий. Он высмеивал героев как из простых, так и из знатных. Шутки были порой далеко не безобидными.

Петрушка мог быть перчаточной куклой, но использовались также марионетки с более сложным устройством. Нередко кукольники-петрушечники объединялись с шарманщиками. Незатейливые мелодии сопровождали представления.

Ещё интересен голос Петрушки. Пронзительный тембр достигался при помощи особого приспособления — пищика, или говорка. Состояло оно из металлических пластинок и ткани. петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж Л. И. Соломаткин, «Петрушка», 1878 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Сюжеты варьировались вокруг нескольких тем. Популярным было представление, где Петрушка женится. Причём он говорил: «Женюсь на дочери такого-то», — и называл фамилию самого знатного и влиятельного помещика в тех краях. Затем выводил куклу. Ещё нередко кукольный герой посещал врача. А заканчивался спектакль потасовкой, в которой Петрушка колотил своего недоброжелателя.

Плутовские проделки

Петрушка в какой-то мере — архетипический персонаж. Это плут. Он не относится однозначно к положительным или отрицательным героям. Однако симпатии зрителей неизменно на его стороне. А доставалось от него всегда малосимпатичным персонажам.

Петрушка вызывал немало ассоциаций, в том числе его имя. Когда у власти был Пётр Первый, то нетрудно было провести нить к конкретной личности. Шутки у Петрушки зачастую были острыми — как говорится, на злобу дня. Иногда петрушечниками интересовались стражи порядка. Но у кукольника был готов ответ на претензии: мол, это не я говорю, а Петрушка. И это убеждало. В давние времена многие верили, что кукла может жить самостоятельной жизнью.

К началу XX века театр кукол с участием Петрушки пошёл на спад. Однако персонаж по-прежнему был популярен, но уже в более миролюбивом варианте. Петрушка стал желанным гостем на детских праздниках. А его шутки уже не были злыми и саркастичными. петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж Петрушка, театра «Бродячий вертеп», 2008 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Интересен занимательный факт. У русского Петрушки есть братья в других странах. В Италии это Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Англии — мистер Панч, в Германии — Гансвуд, в Турции — Карагёз, в Индии — Видушака.

Колоритные картины

Петрушка стал героем и живописных полотен. Русский художник Леонид Иванович Соломаткин (1837−1883) известен своими жанровыми сценами из жизни городских низов. Несколько раз он создавал картины, где изображал представления в балагане. Известны два произведения с названием «Петрушка» — 1878 и 1882 годов. На них очень реалистично изображены сцены — и сам незатейливый балаган кукольников, и пёстрая толпа зрителей.

Петрушка присутствует на полотнах Сергея Судейкина и Александра Тышлера. К образу забавного героя обращаются и современные живописцы.

От балаганного персонажа — к высокой трагедии

В 1914 году в программе «Русских сезонов» в Париже состоялась премьера балета «Петрушка». Создал его триумвират — композитор Игорь Стравинский, художник Александр Бенуа и хореограф-новатор Михаил Фокин. Петрушка выступил как трагический герой. За кукольной внешностью скрывалась ранимая человеческая душа.

Действие разворачивается на масленичных гуляньях. Внимание толпы привлекает балаган Фокусника. Перед зрителями предстают три куклы: Арап, Балерина, Петрушка. Они начинают действовать, как живые люди.

Петрушка вечно притесняем, он нервный, затравленный. Его единственное утешение — Балерина, которую он любит. Но кокетка стремится привлечь внимание Арапа.

В невзрачной комнате, где заперт Петрушка, всё ему напоминает о его печальной жизни. На стенах страшные картины, которыми Фокусник запугивает его. Петрушка мечется в замкнутом пространстве и снова оказывается перед портретом самого Фокусника. В отчаянии Петрушка грозит кулаком виновнику своих бед. Только мысли о Балерине приносят утешение.

А в другой комнате Арап забавляется с огромным кокосовым орехом. Старается разрубить его саблей, но ничего не получается. Арап решает, что это из-за сверхъестественной силы, сокрытой в орехе. И начинает усиленно молиться ей. Не обращает внимания на Балерину, которая кокетничает и наигрывает весёлый мотивчик.

Появляется Петрушка, но его безжалостно выталкивает Арап. Балерина восхищена смелостью и силой Арапа, который кажется ей красивым и отважным.

А на площади продолжается гулянье. Но празднование прерывается. Арап гонится за Петрушкой и ударом сабли убивает его. Зрители обескуражены. Но Фокусник показывает всем набитое опилками тело Петрушки — это всего лишь кукла и ничего более! Веселье возобновляется.

Секрет Полишинеля

Петрушка невероятно многолик, и трудно угадать, в какой ипостаси он предстанет в очередной раз. Он способен быть и потешным Арлекином, и грустным Пьеро — и всё это одновременно.

Многим известно выражение «секрет Полишинеля». Так говорят про нечто, что всем давно известно. И, вероятно, Петрушка преподносит зрителям очевидные тайны. Их многие знают. Но не признаются в этом. Прежде всего — себе.

Источник

Театр Петрушки: описание, история, репертуар и интересные факты

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

История этой куклы уходит корнями в начало XVII века. Хотя у нее много прообразов в народных театрах Италии, Франции, Германии, Турции. Театр Петрушки пользовался огромной популярностью, сначала у простых людей, а затем и у более обеспеченных слоев населения.

История театра

Народный театр Петрушки является одним из старейших в России. Точно установлено, что он существовал еще в самом начале XVII века на Руси. Подтверждение этого факта можно найти в Соборе Святой Софии в Киеве, где на фреске изображен кукольник, который поднимает занавес.

Также об этом свидетельствуют записи в путевом дневнике ученого, дипломата и путешественника Адама Олеария (Эльшлегера), который переиздавался неоднократно. Он был в России два раза: в 1633-1634 годах – в качестве секретаря немецкого посольства, в 1635-1639 годах – как научный исследователь.

Олеарий подробно описывал кукольный театр Петрушки, дополняя свой рассказ иллюстрацией, позже выполненной гравером по просьбе автора. Характер и тип кукольных представлений, который изобразил Адам Олеарий, говорит о том, что эти выступления были прообразом театра Петрушки XIX века.

Описание театра

Театр Петрушки представлял собой ширму, которая состояла из рам, скрепленных специальными скобами, затянутыми тканью, чаще всего ситцем. Эта конструкция крепилась вокруг тела кукольника. После того как ее поднимали над головой, образовывалось некое подобие сцены, на которой и происходили представления.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

В спектакле театра кукол Петрушки в XVII веке участвовал гусляр либо гудочник, который поддерживал диалоги с куклой и со зрителями. Музыкант зазывал публику на выступление и собирал плату по его окончании.

Кукольником Петрушки на Руси мог быть только мужчина. Когда он «водил» куклу и озвучивал ее, актер вставлял себе в гортань свисток (пищик). Это делало голос персонажа звонким и громким, что было необходимо на ярмарочных выступлениях, где присутствовало большое количество людей. Одновременно с этим из-за пищика речь была не всегда разборчивой, в таких случаях на помощь приходил аккомпаниатор, который все и объяснял зрителю.

История куклы

Петрушка представляет собой перчаточную куклу, которую кукольник надевает на руку и управляет ею при помощи пальцев. Этот персонаж одет в рубаху красного цвета, холщовые штаны и заостренный колпак с кисточкой на конце. В словаре В. И. Даля Петрушка позиционируется как балаганная кукла, потешник, русский шут, остряк в красном кафтане и колпаке.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Внешность у него совсем не славянская, хотя он и был главным персонажем русского народного театра Петрушки. У куклы сильно увеличенные руки и голова, которые вырезались из дерева, обработанного специальным составом для его затемнения.

Петрушка имеет гипертрофированные черты лица, огромные миндалевидные глаза с глазными яблоками белого цвета и черной радужной оболочкой. Большой, длинный нос с горбинкой и широко раскрытый рот, который некоторые принимают за улыбку, однако на самом деле это злобный оскал. Свою внешность Петрушка получил от куклы Пульчинеллы, итальянского комедийного персонажа.

Происхождение имени

Как эта кукла получила имя Петрушка, доподлинно неизвестно. Существует версия, что знаменитый комедийный персонаж назван благодаря своему тезке, Пьетро Мирро (Педрилло или Петруха-Фарнос). Это был придворный шут русской царицы Анны Иоанновны. В подтверждение этой версии говорят тексты и лубочные изображения (потешные листы,) идентичные сюжетам театра Петрушки.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Также существует гипотеза, что свое имя Петрушка получил от известных актеров-кукольников, живших в начале XVIII века, это Петр Иванов и Петр Якубовский. Вполне возможно, что куклу назвали в честь одного из этих потешников, представления которых были наиболее популярны в то время.

Есть мнение, что Петрушку назвали из-за схожести его профиля и звонкого, крикливого голоса с петухом. В поддержку этой версии говорит то, что в России петухов называют Петя, Петруша.

Свое имя кукольный персонаж получил в «Петровский век», когда император Петр I, по одному из выражений, не пером, а дубиной подписывал свои рескрипты, а в свободное время пьянствовал и дурачился под именем Петрушки Михайлова во «всепьянейших соборах».

Сценарии выступлений

Существовало несколько сценариев в театре Петрушки. Основные сюжеты – это покупка лошади и поездка на ней, обучение солдатскому делу, подготовка свадьбы, сценка с жандармом либо квартальным, с собакой или смертью. Практически в каждой сцене показывалась схватка Петрушки с другим персонажем, в которой он неизменно одерживал победу.

Обычно выступление начиналось с того, что Петрушка хочет приобрести лошадь, а аккомпаниатор зовет продавца-цыгана. Главный герой долго осматривает коня, а затем начинает длительный торг с цыганом, в результате которого за попытку обмана избивает последнего палкой по спине.

После этого Петрушка садится на лошадь, но она сбрасывает его и убегает. Он остается лежать на земле, дожидаясь доктора, который появляется позже. С врачом также происходит конфликт, и все заканчивается дракой с использованием дубины. Позже идет стычка с жандармом или квартальным, в которой Петрушка также побеждает их при помощи палки. А заканчивалось все его встречей с собакой либо со смертью, после чего он погибал.

Популярность героев театра Петрушки

Все герои, участвовавшие в представлении, периодически менялись. Неизменным был лишь Петрушка, которого также называли Петр Петрович Самоваров, Ванька Рататуй или Петр Иванович Укусов. Комедия с его участием была очень популярна и широко распространена в России. Любовь простого народа к главному персонажу выступлений объяснялась по-разному. Одни утверждали, что причина заключалась в злободневности сатиры, а другие говорили о доступности, простоте и понятности выступлений.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

В ежемесячном журнале «Дневник писателя» в 1876 году Ф. М. Достоевский написал рассказ на тему кукольного театра Петрушки. В нем он описывает представление, которое происходило в петербургском доме художников. Отцы и их дети стояли толпой и наблюдали за неизменно народной комедией, и в действительности это выступление было самым веселым на всем этом празднике. Автор задается вопросами: почему вам так смешно из-за Петрушки, так весело, когда вы смотрите на него? Отчего все радуются – и старики, и дети?

Родственники Петрушки

Некоторые историки считают, что у Петрушки существуют так называемые родственники в театральном кукольном мире других стран. Это, например, Пульчинелла – персонаж, считающийся прародителем Петрушки, так как он появился в XVI веке. Во Франции это Полишинель – герой народного театра, горбун, веселый забияка и насмешник. В Англии это Панч, которого описывают как горбуна с заостренным крючкообразным носом и в колпаке. Он плут, драчун, весельчак и гуляка.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

В Турции прообразом театра Петрушки был теневой театр, главным героем которого была кукла по имени Карагез (по-турецки – черноглазый). Он также обладал веселым, задиристым характером. Часто в сценках представлений выражалось недовольство народа существующей властью.

В Германии собратом Петрушки была кукла Кашперле (Каспер), который также участвовал в комических постановках на ярмарках и гуляниях. Каспер по складу характера был простым веселым балагуром, шутившим на злободневные темы.

Театр Петрушки в XIX веке

Спустя время этот персонаж перестал существовать только как уличный артист. Кукольников и аккомпаниаторов начинают все чаще приглашать в дома господ, где сценки, в которых участвует Петрушка, утрачивают свою остроту и злободневность. Он прекращает убивать и колотить своих партнеров по сцене, а лишь ругает и прогоняет их.

В конце XVIII – начале XIX века в театре происходят перемены. На смену таким музыкальным инструментам, как гусли и гудок, приходят скрипка и шарманка. Последняя находит особенно широкое распространение. По сути, она была первым механическим музыкальным инструментом и пришлась по нраву публике. Она не требовала особых навыков игры и поэтому постепенно вытеснила гусли, скрипку и гудок.

Также в XIX веке изменяется и устройство самой ширмы, теперь она представляет собой две жерди, на которых растянута грубая ткань, чаще всего, крашенина, имеющая синий цвет. Из-за этой конструкции кукольник и показывал свой спектакль.

От острослова – к герою детских праздников

Речь Петрушки меняется с простонародной на более приемлемую для господских домов, а «петрушечник» является уже не уличным, а салонным актером. Саму сцену украшают красивыми пышными драпировками, а участвующие в представлении одеваются в атласные одежды с блестящей мишурой, что делает выступление парадным, торжественным.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Петрушка из злобного острослова со скабрезными шуточками превращается в по-доброму веселого персонажа детских праздников и утренников. Более того, через некоторое время он из перчаточной куклы перерождается в марионеточную, как и его зарубежные родственники Пульчинелла, Полишинель, Панч и Карагез. Все чаще можно встретить выступление именно Петрушки-марионетки, а не перчаточной куклы.

Петрушка в ХХ веке

В советское время появляется новый персонаж – товарищ Петрушка, при этом он сходит со сцены и превращается в героя рассказов и литературных пьес. Теперь не существует того старого театра Петрушки, в котором многое было допустимо. В ХХ веке утрачивается фривольность сюжетной линии, события, разворачивающиеся в пьесах и рассказах, направлены на агитацию за соблюдение гигиены, овладение грамотой и сбор вторичного сырья.

От первоначального Петрушки остается лишь его склонность к обличительству. Он указывает, выявляет и предает осуждению пьяниц и бездельников, растолковывает читателям элементарные нормы порядочности и приличного поведения в обществе.

Внешний вид куклы также претерпевает трансформацию. Так, красная рубаха, в которую ранее был одет Петрушка, превращается в гимнастерку либо косоворотку, а вместо заостренного колпака на его голове появляется фуражка, буденовка или кепка. Даже его длинный нос с горбинкой укорачивается и становится изначально курносым, а в дальнейшем и вовсе самым обыкновенным.

Петрушка в современности

История театра Петрушки в наше время изучается учеными и театроведами. И сегодня этот персонаж не изжил себя. Так, например, Петрушка стал героем одноименного балета, который часто отождествляют со своеобразной эмблемой Русских балетных сезонов.

петрушка русский народный персонаж. Смотреть фото петрушка русский народный персонаж. Смотреть картинку петрушка русский народный персонаж. Картинка про петрушка русский народный персонаж. Фото петрушка русский народный персонаж

Он явился настоящей ключевой фигурой для творчества композитора И. Ф. Стравинского, написавшего прекрасную музыку к балету, для основателя классической русской балетной школы М. М. Фокина, который и создал эту постановку, а также для танцовщика В. Нижинского, который исполнял главные партии в этом балете.

Петрушка так и остался в образе непримиримого борца с несправедливостью и отрицательными характеристиками человека. Высмеивая все это, он старается изменить его в лучшую сторону.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *