петя и волк история создания музыкального произведения

История создания музыкальной сказки «Петя и волк»

Всем хорошо известно, насколько негативно Сергей Сергеевич Прокофьев отнёсся к революционным событиям, произошедшим в России осенью 1917 года. Не восприняв произошедшие перемены, он под предлогом гастрольной поездки покинул родину и почти на двадцать лет обосновался в Париже. Постоянно совершая турне по разным странам Европы и Америки, где музыканту предоставлялись лучшие концертные залы, и знаменитые оркестры исполняли его сочинения, он всё-таки два раза с выступлениями посещал Советский Союз. Во время этих поездок Прокофьеву оказывался невероятно радушный приём, как со стороны публики, так и властей, которые с обещанием всех благ, настойчиво предлагали ему вернуться назад. После таких посещений России Сергей Сергеевич особо остро ощущал, насколько сильно он соскучился по родине, и как ему тоскливо на чужбине.

петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть фото петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть картинку петя и волк история создания музыкального произведения. Картинка про петя и волк история создания музыкального произведения. Фото петя и волк история создания музыкального произведения

В 1934 году композитор наконец-то принял для себя жизненно важное решение навсегда переехать в Советский Союз. Вернувшись на родину вместе с женой и двумя сыновьями, Прокофьев сразу активно влился в музыкальную жизнь страны. Он всей душой и сердцем стремился узнать и понять по-новому преобразившуюся Россию. В то время большую радость Сергею Сергеевичу доставляли встречи с друзьями молодости, как, например, Верой Владимировной Алперс, по убедительной просьбе которой композитор сочинил двенадцать поэтичных фортепианных пьес под общим названием «Детская музыка».

Несмотря на плотный рабочий график, Прокофьев считал обязательным для себя присутствие на различных концертных и театральных премьерах. Так, летом 1935 года Сергей Сергеевич решил вместе с женой и сыновьями посмотреть постановку оперы Леонида Алексеевича Половинкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поставленную в Московском театре для детей, которым в то время руководила Наталия Ильинична Сац. Через неделю семейство Прокофьевых вновь посетило театр, а впоследствии дети композитора так его полюбили, что вместе с родителями пересмотрели весь репертуар. Необходимо заметить, что в то время нигде за границей не было театров, рассчитанных на юного зрителя. При первом знакомстве со знаменитым композитором, руководитель театра Наталия Ильинична так разволновалась, что очень сильно смутилась, однако постепенно между Прокофьевым и Сац завязались дружеские отношения.

петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть фото петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть картинку петя и волк история создания музыкального произведения. Картинка про петя и волк история создания музыкального произведения. Фото петя и волк история создания музыкального произведения

Будучи истинной энтузиасткой своего дела, Наталья Ильинична сразу начала обдумывать, как привлечь выдающегося композитора к творческой работе в детском театре. Вот тогда-то ей и пришла идея о создании симфонической сказки, в которой музыка со словом были бы неразрывно связаны, но самое главное, чтобы в ней в доступной и занимательной форме рассказать детишкам о музыкальных инструментах, входящих в симфонический оркестр. Своими мыслями Наталья Ильинична поделилась с Сергеем Сергеевичем. Сац беспокоилась, что композитор, которому заказы поступали как из рога изобилия, серьёзно не воспримет такое предложения, но, несмотря на опасения, Прокофьев стал заинтересованно расспрашивать о том, какими она представляет образы сказки. В дальнейшем в телефонных разговорах и при личных встречах композитор и режиссёр с фантазией обсуждали разные сюжеты и в итоге пришли к выводу, что в детской симфонии помимо людей обязательно должны участвовать звери и птицы.

Музыкальная сказка «Петя и волк» очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста. Она не зря включена в программу всех музыкальных школ, так как в ней можно познакомиться с приемами звукоизобразительности и услышать тембры разных инструментов симфонического оркестра, а кроме того насладиться замечательной музыкой величайшего Сергея Прокофьева.

Источник

Симфоническая сказка «Петя и волк»

Вы уже знакомы с замечательным композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев

в 1936 году сочинил симфоническую сказку «Петя и Волк».

В остроумной, живой форме композитор знакомит ребят

с тембрами различных инструментов симфонического оркестра.

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА.

Внимательно прочитайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых в нём говорится.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако, к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

В нее поскорей отвори.

Сказка называется «симфонической», потому что написана для симфонического оркестра.

В симфоническом оркестре 3 группы инструментов:

В струнно-смычковую группу инструментов входят скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Духовая группа инструментов подразделяется на деревянно-духовые и медно-духовые инструменты.

В деревянно-духовую группу инструментов входят флейта, гобой, кларнет и фагот.

В медно-духовую группу инструментов входят труба, валторна, тромбон и туба.

В группу ударных инструментов входят литавры, колокола, ксилофон (они имеют определённую высоту звука),

а также треугольник, барабаны, там-там, кастаньеты, тарелки и другие инструменты.

Посмотрите на таблицу «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» и найдите все группы инструментов.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, то есть каждый герой имеет свою музыкальную тему,

которую исполняет определенный инструмент оркестра или группа инструментов.

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

Послушайте, как звучат лейтмотивы (темы) героев сказки.

Источник

— Сергей Прокофьев «Петя и волк»

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац.

Тогда текст читала сама Наталия Сац.

Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте.

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман.

Источник

Петя и волк история создания музыкального произведения

Сергей Прокофьев «Петя и волк»

петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть фото петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть картинку петя и волк история создания музыкального произведения. Картинка про петя и волк история создания музыкального произведения. Фото петя и волк история создания музыкального произведенияСреди творений выдающегося композитора Сергея Прокофьева есть одно удивительное сочинение, пользующееся необычайной популярностью, как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Произведение называется «Петя и волк». Это музыкальная сказка с увлекательным сюжетом, рассказываемая чтецом и озвученная симфоническим оркестром, учит детишек распознавать тот или иной музыкальный инструмент и знакомит с его характерными тембровыми особенностями. Представив каждого персонажа определенным инструментом, Прокофьев мастерски подметил, что гнусавость низких звуков гобоя замечательно подходит для изображения неповоротливой утки, легкость и воздушность флейты для маленькой птички, а ворчливого дедушку колоритно проиллюстрирует фагот – самый низкий из деревянных духовых.

Краткое содержание музыкальной сказки Прокофьева «Петя и волк» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Музыкальные инструменты, озвучивающие героев сказки

Пионер Петягруппа струнных инструментовПтичкафлейтаУткагобойКошкакларнетДедушкафаготВолквалторныОхотникибольшой барабан и литавры

Краткое содержание сказки «Петя и волк»

петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть фото петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть картинку петя и волк история создания музыкального произведения. Картинка про петя и волк история создания музыкального произведения. Фото петя и волк история создания музыкального произведения

Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёную лужайку. На растущем у забора дереве сидела Птичка. Увидев знакомого мальчика, маленькая птаха, приветствуя его, весело прочирикала о том, что вокруг всё спокойно. Следом за Петей в неприкрытую калитку неторопливой раскачивающейся походкой протиснулась Утка. Она не упустила возможности поплескаться в глубокой луже, которая образовалась на большой лужайке. Птичка, увидев неуклюжую Утку, подлетела к ней поближе и завела разговор, который затем перешёл в спор о том, кто на самом деле считается настоящей птицей. Птичка утверждала, что это она, так как умеет летать. Утка же противилась, уверяя, что истинная птица обязательно должна уметь плавать. Их спор продолжался ещё долго, при этом Утка с удовольствием плескалась в луже, а птичка, ведя с ней разговор, прыгала по краю водоёма. Вдруг какой-то шорох заставил Петю насторожиться. Он увидел, что к луже по траве тихонько пробирается Кошка. У неё были коварные намерения относительно Птички, которая, споря с Уткой, не замечала опасности. Мальчик, вскрикнув, «Берегись», спас Птичку, так как она мгновенно взлетела на дерево, возле которого Кошка ещё немного походила в раздумьях, но вскоре поняла, что осталась ни с чем.

Вскоре на лужайку пришёл дедушка Пети. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева.

петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть фото петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть картинку петя и волк история создания музыкального произведения. Картинка про петя и волк история создания музыкального произведения. Фото петя и волк история создания музыкального произведения

Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.

Продолжительность сказки
30 мин.

петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть фото петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть картинку петя и волк история создания музыкального произведения. Картинка про петя и волк история создания музыкального произведения. Фото петя и волк история создания музыкального произведения петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть фото петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть картинку петя и волк история создания музыкального произведения. Картинка про петя и волк история создания музыкального произведения. Фото петя и волк история создания музыкального произведения

петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть фото петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть картинку петя и волк история создания музыкального произведения. Картинка про петя и волк история создания музыкального произведения. Фото петя и волк история создания музыкального произведения петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть фото петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть картинку петя и волк история создания музыкального произведения. Картинка про петя и волк история создания музыкального произведения. Фото петя и волк история создания музыкального произведения

Интересные факты

«А есл пслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём».

История создания музыкальной сказки «Петя и волк»

Всем хорошо известно, что Сергей Сергеевич Прокофьев к революционным событиям, произошедшим в России осенью 1917 года, отнёсся весьма настороженно, а потому под предлогом гастрольной поездки он покинул родину и почти двадцать лет прожил за границей. Постоянно совершая турне по разным странам Европы и Америки, где музыканту предоставлялись лучшие концертные залы, и знаменитые оркестры исполняли его сочинения, он всё-таки два раза с выступлениями посещал Советский Союз. Во время этих поездок Прокофьеву оказывался невероятно радушный приём, как со стороны публики, так и властей, которые с обещанием всех благ, настойчиво предлагали ему вернуться назад. После таких посещений России Сергей Сергеевич особо остро ощущал, насколько сильно он соскучился по родине, и как ему тоскливо на чужбине.

В 1934 году композитор наконец-то принял для себя жизненно важное решение навсегда переехать в Советский Союз. Вернувшись на родину вместе с женой и двумя сыновьями, Прокофьев сразу активно влился в музыкальную жизнь страны. Он всей душой и сердцем стремился узнать и понять по-новому преобразившуюся Россию. В то время большую радость Сергею Сергеевичу доставляли встречи с друзьями молодости, как, например, Верой Владимировной Алперс, по убедительной просьбе которой композитор сочинил двенадцать поэтичных фортепианных пьес под общим названием «Детская музыка».

Будучи истинной энтузиасткой своего дела, Наталья Ильинична сразу начала обдумывать, как привлечь выдающегося композитора к творческой работе в детском театре. Вот тогда-то ей и пришла идея о создании симфонической сказки, в которой музыка со словом были бы неразрывно связаны, но самое главное, чтобы в ней в доступной и занимательной форме рассказать детишкам о музыкальных инструментах, входящих в симфонический оркестр. Своими мыслями Наталья Ильинична поделилась с Сергеем Сергеевичем. Сац беспокоилась, что композитор, которому заказы поступали как из рога изобилия, серьёзно не воспримет такое предложения, но, несмотря на опасения, Прокофьев стал заинтересованно расспрашивать о том, какими она представляет образы сказки. В дальнейшем в телефонных разговорах и при личных встречах композитор и режиссёр с фантазией обсуждали разные сюжеты и в итоге пришли к выводу, что в детской симфонии помимо людей обязательно должны участвовать звери и птицы.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Прокофьев «Петя и волк»

Источник

петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть фото петя и волк история создания музыкального произведения. Смотреть картинку петя и волк история создания музыкального произведения. Картинка про петя и волк история создания музыкального произведения. Фото петя и волк история создания музыкального произведения

Симфоническая сказка «Петя и волк»

выполнила: обучающаяся 4 – го класса

ф. и. обучающейся: Бакулина Дарья

ОУ: МБОУ ДОД «ДШИ» г. Котово

Руководитель: Носкина Любовь Дмитриевна

3. Характеристика героев и средства музыкальной выразительности.

4.Путешествие «Пети и волка» по разным странам.

В 1935 – 1936 годах Прокофьев обращается к совершенно новой для него области – к детской музыке. В это время у него подрастали сыновья. Прокофьев после приезда из – за границы вспомнил детство, молодость.

В 1935 году Прокофьев вместе со своей семьёй побывал на спектаклях Центрального детского театра и заинтересовался им. Последний раз он был в этом здании на абонементном симфоническом концерте оркестра под управлением Сергея Кусевицкого двадцать с лишним лет назад. Сергей Сергеевич увидел много детей в этом театре, попросил руководителя театра – Наталью Сац подняться вверх по лестнице на верхотурье и оттуда любовался шумной ребячьей аудиторией. Это была новая встреча с детством. Сразу «своим» он вошёл в мир детского театра.

По возвращении из – за границы, С. С. Прокофьев остановился в гостинице «Метрополь». Через несколько дней к нему в гости пришла руководительница театра – Наталья Сац.

Она предложила Прокофьеву написать для своего театра симфоническую пьесу со словами на манер сказки, чтобы «по ходу её исполнения детвора знакомилась с музыкальными инструментами симфонического оркестра». Сергей Сергеевич Прокофьев, неожиданно для неё, сразу дал своё согласие, потому что он был очень изобретательным, остроумным, у него было богатое воображение, и он уже знал, как будет звучать эта сказка. Сац очень обрадовалась и быстро прислала к нему либреттистку со сценарием сказки, но С. Прокофьев недовольно отправил её обратно. Он сам сочинил либретто, написал его уверенным почерком, при этом для краткости пропускал гласные буквы. Например, в финале сказки для чтеца, он с юмором написал: «Аесл плслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка,птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём».

Через четыре дня композитор пошёл со своим клавиром в детский театр и проиграл сказку «детскому активу» театра.

представление партитуры «Петя и волк» «детскому активу»

У сказки в соответствии с замыслом (идея принадлежала Н.И. Сац, руководившей театром для детей) была задача познакомить слушателей с инструментами симфонического оркестра.

В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку – фагот и т.д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов – в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Прокофьеву были близки и понятны мышление и интересы мальчишек, потому, что в нём самом жило «мальчишество», которое он мог легко передать в своей музыке. Несмотря на то, что он был взрослым, высоким и большим, он оставался озорным, любил новое в музыке, экспериментировал и изобретал свою необычную музыку.

Наталья Сац на концерте говорила детям: «Некоторые инструменты музыкальные похожи один на другой, но, чтобы узнать их характер, надо послушать, как они звучат. И тогда мы с Сергеем Сергеевичем решили, что он даст каждому музыкальному инструменту определённую роль в своей сказке. И, прослушав музыкальную сказку, вы будете знать, что, например, птичка всегда характеризуется звуками флейты; а роль утки С. Прокофьев поручил гобою, кошку будет исполнять кларнет, а дедушка, который всё время ворчал, Сергей Сергеевич сказал: «эту роль мы отдадим фаготу». Дедушка всё время повторял: «А что тогда?». Выстрелы охотников будут характеризовать литавры, роль волка композитор поручил сразу трём валторнам. А роль Пети будут исполнять все струнно – смычковые инструменты. Мы познакомились с лейтмотивами каждого героя симфонической сказки, т.е. с мотивами, которые сопровождают всю жизнь в сказке данного действующего лица».

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведёт,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные – двери страницы,

В неё поскорей отвори.

Итак, начинаем симфоническую сказку «Петя и волк». Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зелёную лужайку.

На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка.

Дедушка рассердился, что Петя ушёл за калитку: «места опасные, а если из лесу придёт волк, что тогда?». Петя не придал никакого значения словам дедушки и заявил, что пионеры не боятся волков. Но дедушка взял Петю за руку, увёл домой и крепко запер калитку. И действительно, не успел Петя уйти за калитку, как из лесу показался огромный серый волк. Кошка быстро полезла на дерево, утка закрякала и бросилась вон из лужи. Как она ни бежала, волк бежал быстрей, ближе, всё ближе.

Вот он догнал её, схватил и проглотил. Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке, птичка- на другой, подальше от кошки. А волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами. Между тем пионер Петя, который остался стоять около запертой калитки и видел всё происходящее, нисколько не испугался. Он побежал домой, взял большую толстую верёвку и влез на высокий колючий забор. Одна из веток дерева, вокруг которого ходил волк, простиралась до этого забора. Ухватившись за эту ветку, Петя ловко перелез на дерево. Петя сказал птичке: «Лети вниз и кружись вокруг морды волка, только осторожно, чтобы он тебя не сцапал».

Птичка почти задевала крыльями морду волка. Волк сердито прыгал за ней во все стороны. Ах! Как птичка раздражала волка! Волк хотел схватить её, но птичка ловко порхала и волк ничего не смог поделать. Петя сделал на верёвке петлю, осторожно спустил её вниз, накинул волку на хвост и затянул. Волк почувствовал, что попался и старался резко прыгать, чтобы вырваться. Но Петя привязал другой конец верёвки к дереву. От прыжков волка петля только туже затягивалась на его хвосте.

И вот: торжественное шествие. Впереди шёл Петя. За ним шли охотники. Охотники вели волка. За ними шёл недовольный дедушка с кошкой. Дедушка недовольно качал головой: «Ну а если бы Петя не поймал волка…Что тогда?» наверху сидела птичка и весело чирикала: «А вот какие мы здесь, а вот кого мы поймали. А если очень внимательно прислушаться, то было слышно, как в животе у волка крякала утка, потому что волк так торопился, что проглотил её живьём. Утка вылетела…

В симфонической сказке Петя изображается группой струнно – смычковых инструментов; Птичка – флейтой; Утка – гобоем; Кошка – кларнетом. Волк изображён аккордами трёх валторн, а дедушка – фаготом. Выстрелы из охотничьих ружей передаются звуками литавр и большого барабана.

3. Характеристика героев

У каждого героя этой сказки есть своя музыкальная характеристика, она представлена лейтмотивом, который постоянно звучит на протяжении сказки во время появления героя. С. Прокофьев очень точно старался передать с помощью тембров музыкальных инструментов симфонического оркестра точные черты персонажей сказки. Кроме определённого тембра инструмента он использовал для раскрытия музыкального образа и другие средства музыкальной выразительности: ритм, мелодию, тембр, гармонию, лад, размер, регистр, фактура.

Петя – отважный пионер, жизнерадостный и неунывающий по характеру. Исполняет лейтмотив Пети группа струнно – смычковых инструментов: скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

Струнно- смычковые инструменты

Отважность подчёркивает пунктирный ритм марша, жизнерадостность – мажорный лад. Красочные сопоставления аккордов воспринимаются очень празднично.

«Полётность» птички передаётся с помощью использования высокого регистра. Остроумно изображается птичий щебет, мелодия по движению- волнообразная. Птичка летает быстро, поэтому композитор использовал здесь шестнадцатые длительности. Лёгкость мелодии придают форшлаги – определённые штрихи в музыкальном исполнительстве.

Очень выразительную роль играет неровный ритмический рисунок – синкопа и форшлаги, которые подчёркивают неуклюжую утку, переваливающуюся с боку на бок.

Кошка – крадётся за уточкой, она очень осторожно переступает с лапки на лапку. Лейтмотив кошки исполняет кларнет, он звучит в низком регистре приглушённо и даже немного зловеще.

Дедушка – ворчун. Он всё время предостерегает Петю от бед. Лейтмотив дедушки поручен фаготу, который при исполнении этой темы звучит по – стариковски.

Темп – умеренный. В мелодии дедушки – резкие скачки, с назойливыми повторениями одних и тех же звуков и мотивов. Музыкальная тема передаёт даже походку дедушки.

Волк – опасный хищник.

Его лейтмотив поручен трём валторнам. Они звучат грозно и страшно в низком регистре. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана в миноре. Устрашающий характер теме придают нагромождения диссонансов в гармонии. Прыжки пойманного волка звучат в музыке очень жёстко, злобно и тяжело.

Охотники – боевые и смелые. Их выстрелы изображаю гром литавр и барабанов.

«Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен.

4. Путешествие «Пети и волка» по разным странам

Сочинение Прокофьева стало основным материалом для одноименных спектаклей и экранизаций. Особенно ярко это видно в анимационных фильмах, снятых по мотивам симфонической сказки.

Мультфильмы на музыку «Пети и волка» снимались в предыдущем и нынешнем столетиях: в 1940-е, 50-е, 70-е, 90-е, 2000-е годы. Среди авторов – американские, советские и английские режиссеры.

В анимационной картине, снятой на киностудии «Союзмультфильм» режиссером Анатолием Карановичем в 1958 году, Петя показан отважным пионером, который защищает слабых.

Первым » Петю и Волка » в 1946г. экранизировал Уолт Дисней, которому С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил партитуру ещё неопубликованного произведения.

В 1976г. Был создан советский кукольный мультфильм по произведению «Петя и волк».

«Петя и волк» (Peter and the Wolf, 2006) — короткометражный анимационный фильм англичанки Сьюзи Темплтон. Эта лента, над которой совместно работали британские, польские и норвежские мультипликаторы, в 2008 году была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм.

Анимационная лента С. Темплтон – одна из лучших и самых оригинальных постановок «Пети и волка» с запоминающимися персонажами.

Многие музыковеды, композиторы, режиссёры, актёры оценивают эту сказку как «шутку гения». В своё время С. Прокофьев много раз беседовал с ребятами как с равными через редакцию журнала «Пионер».

В одной из бесед с пионерами он написал: «Лучше выучимся любить настоящую, хорошую музыку. А что такое настоящее, хорошее? Это не пошленькие песенки, которые нравятся сразу, но назавтра надоедают так, что их невозможно слушать, а та музыка, корни которой лежат в классических сочинениях и народных песнях».

З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова «Музыкальная литература». Первый год обучения. Москва, Музыка 2005

Ф. Розинер «Токката жизни. С. Прокофьев», издательство «Молодая гвардия», 1978г.

С. Морозов «Прокофьев». Серия «Жизнь замечательных людей», издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», Москва, 1967

И.Вишневецкий «Сергей Прокофьев», Москва, Молодая гвардия, 2009г.

С. Прокофьев «Автобиография», Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1982г.

С. Нестьева «Прокофьев», издательство «Музыка», 1981г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *