певческое поле выборг история
Осенний Выборг. Красивые старинные улицы. Певческое поле. Заброшенное военное училище
Выходим из здания железнодорожного вокзала. И идем налево, по вокзальной улице. Перед нами финский дом, построенный в 1906 году. На карте он обозначен как дом Лаллукки.
Красивая улица европейского городка.
Поворачиваем на Ленинградское шоссе. Дом 12. Построен в 1907 году. В те годы Финляндия была автономным княжеством в составе Российской империи.
Ленинградское шоссе, дом 16. Здание 1904 года. При Российской империи Выборг процветал, строилось много красивейших домов
Начинаем идти по бульвару Кутузова. Очень красивое здание, построенное в 1906 году. В нем находится пожарная часть
Эта часть бульвара мне особенно нравится. Появляется ощущение, что мы уехали за границу, попали в городок на западе Европы.
Красивый бульвар! Почему-то раньше мы по нему мало гуляли, а он просто идеален для туристических прогулок!
А вот на эту табличку с забавным сокращением слова «бульвар» я обратил внимание еще 10 лет назад, когда впервые много гулял по Выборгу.
Здание добротное, в центре Выборга. Непонятно, почему такую хорошую недвижимость Министерство Обороны бросило. И теперь дом будет бездарно пропадать и разрушаться.
Заходим внутрь. Якорь напоминает о былой принадлежности здания
Выдрано из здания все, даже двери
А стенды с никому не нужной информацией остались
Вот уж точно это не нужно было военным специалистам. Когда я учился на военной кафедре, нам тоже часто давали кучу ненужной информации такого рода.
В здании часто гуляет выборгская молодежь. И оставляет свои философские мысли на стенах
На полу надпись финских времен
Пишут, что при финнах тут была лесотехническая школа. Почему тут шестеренка изображена, не знаю. Может, это символ лесопилки?
Из перил выдрали железные опоры, и сами перила беспомощно повисли на лестнице
Выглядит все так, будто это Выборг 1940 года, когда в него вошла Красная Армия
На викимапии в комментариях к этому зданию можно увидеть много отзывов тех, кто тут учился и служил. Все вспоминают эти времена хорошо.
Вид из окна на подножие Батарейной горы
Здесь были срезанные балконы
Можно использовать для фотосессий
На вершние здания что-то вроде резервуара для воды
Еще отзыв: » Я тоже здесь служил в 63-66 гг. Учебка называлась РТШ.Обучали хорошо. Дедовщины небыло. Во дворе стоял бюст матроса Маркина (говорили, что сперли из Кронштадта. У «годков» была традиция в ночь на приказ о дембеле надевать на бюст самый рваный тельник. При мне сбоев не было»
Верхний этаж. Распахнутые двери опустевших кабинетов
И снова мысли молодежи.
Комната с решеткой на окошке
Плакат, рассказывающий о морском сражении адмирала Ушакова
Еще дверь с окошком
Мы бы выключили, да выключать уже нечего
Полезные напоминания для радиста.
Крыльцо и парадный вход
Переходим улицу. И идем на Интендантскую гору, где сохранилась часть крепости времен Российской империи
Каменные стены построены во второй половине 19 века, при императоре Александре Втором
Задачей укреплений было защитить Выборг с юга, если б там высадился вражеский десант
Камень клали хорошо, поэтому кладка до сих пор держится
Вид с Интендантской горы на Выборгский залив
Вид на городские кварталы
Открытый театр на свежем воздухе, построенный в 1930 году.
Напоминает античные амфитеатры.
Вход на поле, идущий через крепостную стену
Другой выход замурован
Надежно и долговечно. И красиво.
Максим Горький, на голову которого покакали птички
Идем к Соборной площади. Проходим через красивые дома эпохи Российской империи
Спасо-Преображенский собор. Заложен по указу Екатерины Второй
Церковь Петра и Павла. Построена в 1790-е годы.
После войны церковь использовалась как клуб для военных. В 1991 году вернули верующим.
Каменная композиция. В ней особенно примечателен гранитный медведь.
Памятник Микаэлю Агриколе
Жил в 16 веке. Считается основоположником финской литературы.
Памятник отлит в Финляндии, оттуда его привезли в Выборг.
Памятник трамваю, одновременно и кафе
Очень популярный объект у туристов
Здесь очень любят все фотографироваться
Кстати, трамвайные линии в Выборге вписывались в город очень гармонично. Вот старое фото
Идем по исторической части города. Проходим Домик Купеческой Гильдии
Заброшенный старинный дом
До отправления домой оставалось полтора часа. Мы решили, что глупо просто сидеть на вокзале. И пошли бродить по окраинам станции. Там увидели старинный домик, в котором расположено начальство товарной железнодорожной станции Выборг
Рядом столовая, которая тоже находится в старом кирпичном здании, построенном до революции
Старинные кирпичные постройки, которые относились к железнодорожной станции или заводу рядом с ней. За ними локомотивное депо
Рядом проходит железнодорожный путь
Депо для тепловозов
Внутри никого не было, и можно было сфотографировать стоящий на отдыхе маневровый тепловоз
Рядом мы увидели могучее здание, напоминавшее крепость. Низ здания был выложен из камня. Оказалось, что это бывший Выборгский пивоваренный завод, который работал и при царе, и при финнах, и при СССР, и даже при Ельцине с Путиным. Основан он был в 1863 году, а закрылся лишь в 2007 году, здесь производили пиво «Степан Разин». Для любителей пива это важная достопримечательность!
Певческое поле выборг история
Певческие праздники
Контакты и справочная информация
История
Финский период
Певческое поле summary
Певческое поле построено в начале 1930 годов в Выборге, находившемся тогда в составе суверенного государства Финляндия.
В городе тех лет этот редкий архитектурный памятник называли Летний или Зеленый театр, по-фински Laulukentta Певческое поле, либо Летний театр в Хави. Так назывался юго-восточный район города. Сейчас это место ограничено с двух сторон Крепостной улицей и Каменным переулком. После июня 1944 года (до 2010 года) этот архитектурный памятник пот первоначальному назначению не использовался.
Летний театр в Хави построен по проекту архитектора Уно Ульберг (1879-1944). Он родился в Выборге, здесь получил среднее образование. Еще ребенком, играя в средневековых крепостях, впитал в себя романтику старинного северного города. Он в 1903 году окончил финское политехническое училище и получил диплом архитектора. Таким образом, к 1930 годам У. Ульберг пользовался известностью как зрелый талантливый мастер. Он работал в сменявших со временем друг друга архитектурных стилях: модерне, неоклассике, функционализме…. Однако во всех его проектах прослеживается верность испытанным веками образцам античных зодчих. Вполне естественно, что здание на проектирование такого необычного объекта поступило именно ему.
Музыкальная жизнь Выборга была очень богата, и пение было особо популярным занятием – город в те годы называли «столицей поющей Карелии» Музыкальная культура в городе имела самое широкое распространение. С приездом в Выборг в середине прошлого века выпускника Лейпцигской консерватории Ричарда Фальтина, в городе было реорганизовано музыкально и вокальное образование. Позже появились и успешно концертировали до семидесяти хоровых коллективов. Большой вклад в музыкальную жизнь Выборга внес Эмиль Сивори (1864-1922), композитор, педагог, органист-исполнитель, собиратель народной музыки Карелии и организатор массовых хоровых фольклорных фестивалей.
Для проведения певческих праздников с большим количеством исполнителей и театральных представлений в 1913 году в Выборге на горе Папула построили первый Летний театр. Вначале здесь проходили выступления любителей. В последующие годы ставились пьесы известного финского поэта и драматурга Эйно Лейно.
Значительная удаленность горы Папула от города стала причиной перенесения театральных спектаклей и других массовых зрелищных мероприятий на нынешнюю Комендантскую гору. Тогда ее называли «Гора развлечений». Выборжцы привыкли к этому месту встреч с искусством, что и породило идею городских властей построить здесь Летний театр.
Теоретической основой проект Певческого поля У. Ульбергу послужил классический древнегреческий театр. Он строился всегда в виде амфитеатра. Центральная часть внизу служила сценической площадкой для оркестра. От нее концентрическими ступенями, образуя в плане окружность или ее часть, либо эллипс, поднимались мраморные скамьи для зрителей (театроны). Древние греки и римляне строили такие театры в живописной местности с видами на горы и простор моря, умело используя естественные холмы. Важными достоинствами подобных сооружений становилось единение с природой и замечательная акустика. Если рвать газетную бумагу в центре сцены, то, звук, усиленный подобно рупору «Раструбом» трибун зрительских мест, хорошо слышен на самых верхних ступенях.
Оценивая Певческое поле в Выборге с научно-исторических и архитектурно-художественных позиций, следует отметить его уникальность на территории России. Талант Ульберга проявился здесь во всей его многогранности, в подлинно профессиональных решениях, как в инженерных, так и в архитектурных аспектах. По сохранившимся фотографиям можно судить, что технические средства усиления звука здесь применялись редко и только для одного ведущего. Хорошая акустика обеспечивалась только архитектурными средствами. Слышимость исполнителей на сцене была достаточной до последнего ряда зрительских мест.
В мае 1935 года организация песни «Суласол» устроила в Выборге большой песенный праздник в честь 100-летия “Калевалы”. Праздник привлек тысячи зрителей и гостей, в том числе в летний театр. На Певческом поле выступил, один из известнейших выборгских хоров «Виипурин Лаулувейкот («Выборгские песенные братья»), который продолжает свою деятельность сегодня в Хельсинки.
Певческое поле. Красная суббота. Год 1974
На фото: Певческое поле, 1974 г.
В прошлых номерах мы писали об истории разрушения памятников старого Выборга. После этих публикаций к нам в редакцию обратился Станислав Семенович Новиков. Оказалось, что у него сохранились старая пленка, отснятая на Певчевском поле. И вот какую историю мы услышали.
Эту пленку я отснял в 1974 году. В те годы в СССР существовала традиция Красных субботников. Их начали проводить с 1970 по случаю 100-лет со дня рождения Ленина. Вспомнили историю, как он нес бревно на одном из субботников в Кремле, и решили, что вся страна должна отработать одну выходную субботу. Конечно, на субботники выходил весь город, надо же было отчитываться перед областью, шли с оркестрами, как на праздник. Вот такой субботник на Певческом поле я и запечатлел.
В то время я работал на приборостроительном заводе, а территорию Певческого поля заводу передали под угольный склад. Мы – участники субботника должны были расчистить часть поля потому, что до этого комбинат благоустройства свозил туда памятники и скульптуры со всего города. Я помню, что тогда заведовал Комбинатом благоустройства Арон Соломонович Голомбик, участник войны. Впоследствии Голомбику присвоили звание Почетного гражданина города.
Хотя, если быть объективным, разрушение памятников началось еще раньше. Я видел, что уже в 1957 году было разорено уже много довоенных могил, была такая практика, брали плиты со старых захоронений и перебивали имена. Последний раз я видел такие плиты в каменотесной мастерской еще в 1998 году.
Скорбящая девушка с надгробия Отсакорпи
Увиденное на Певческом поле потрясло меня – по всей территории было свалено огромное количество памятников. Кому из нас придет в голову разорить чужую могилу? А на Певчевском поле лежали разбитые надгробия и скульптуры. К тому времени я уже интересовался историей финского Выборга и узнал некоторые памятники, в частности: скорбящую девушку с надгробия Отсакорпи, скульптуру из дворика дома Лаллука на Вокзальной, д.7, надгробие генерала Виктора Ангальта. У меня случайно оказался с собой фотоаппарат. Я понял, что должен зафиксировать и оставить свидетельства этого варварства. Рабочие грузили памятники на машину, к сожалению, я не знаю, куда их увозили.
Субботник на певческом поле
Горько было смотреть на разбитые камни. Меня поразило, что на Певческом поле оказалось даже надгробие Ангальта, ведь я точно знал, что оно упоминалось в советском путеводителе по Выборгу 60-х годов и являлось достопримечательностью Выборга. Генерал Ангальт был героем Очаковского сражения, и это надгробие было выполнено по эскизу известного скульптора Джакомо Кваренги из итальянского мрамора.
На поле я увидел и одного из четырех медведей, что стояли на довоенном здании вокзала. Я предложил поставить медведя во двор нашего дома, чтобы детишки могли лазить. Не все со мной согласились, главным аргументом было, что это же финская скульптура, и нам никто не разрешит.
И когда подъехал директор завода Матвей Терентьевич Мелентьев, я подошел и спросил разрешения, директор дал добро и выделил транспорт.
Мы этого медведя установили во дворе дома на Каменном переулке. В основание положили две могильные плиты, там он стоит до сих пор.
В то время я не стал печатать фотографии этого субботника потому, что это никому не было нужно. Негативы пролежали у меня 35 лет. Сейчас я вижу, что у людей появился интерес к истории нашего города, пришло время задуматься о содеянном, и попытаться восстановить хоть что-то из разрушенного.