пгт забайкальск история образования
Пгт забайкальск история образования
Этот разъезд на самой границе между двумя государствами стал сначала станцией Отпор, а затем крупной перегрузочной станцией Забайкальск. В годы гражданской войны разъезд номер 86 фигурирует, как первый раздельный пункт железной дороги на российской территории, который занял со своими войсками атаман Семенов. Дальнейшее развитие разъезда номер 86 определялось его пограничным положением и состоянием советско-китайских отношений.
В марте 1924 года были парафированы соглашения и декларации об общих принципах урегулирования советско-китайских отношений, о совместном и равноправном управлении КВЖД и по некоторым другим пограничным вопросам. По договору вводился контрольно-пропускной пункт на ст. Мациевская, а по разъезду № 86 организована пограничная застава. Железнодорожное хозяйство разъезда тогда особого развития не получило, так как основная работа по приему и обработке поездов проводилась по станции Маньчжурия. Пассажирские поезда ходили из Иркутска и Читы до станции Маньчжурия. В перечне грузов, завозимых на разъезд № 86, кроме дров, ничего не значилось.
В 1929 году возник конфликт на советско-китайской границе и на линии КВЖД. 27 мая маньчжурские войска разгромили советское консульство в Харбине, 10 июля захватили КВЖД и организовали ряд провокаций на границе. Эти действия китайских властей вынудили советское правительство 16 августа 1929 года разорвать дипломатические отношения с гоминьдановским Китаем и принять необходимые меры по укреплению дальневосточных границ. Была организована Особая Дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера.
В ночь с 16 на 17 ноября значительные силы китайских войск при поддержке артиллерии начали наступление на станицу Абагайтуевскую и разъезд № 86. Наступление отбили. Для пресечения дальнейших провокаций наши войска перешли границу, окружили китайские группировки под Маньчжурией и Чжалайнором, разбили их, после чего были отведены на свою территорию.
Слово «отпор» было у всех на слуху. Им были названы газета Забайкальской группы войск, а разъезд № 86 был переименован в станцию Отпор. Чуть позже организуется железнодорожная газета с названием «Отпор». В книге «Знакомство с Китаем и китайцами» член-корреспондент Академии наук СССР М.И. Сладковский, служивший в 1932-1933 годах пограничником на станции Отпор, дает такое описание станции:
25 июня 1934 года от этой арки был дан старт велопробегу семи военнослужащих Отпор-Москва.
Новый этап истории станции связан с переменами в международной обстановке. В 1932 году Япония установила контроль над всей территорией Маньчжурии и стала чинить препятствия деятельности КВЖД, стремясь изолировать ее от советских железных дорог. Обеспечивать нормальную деятельность КВЖД стало сложно, и 23 марта 1935 года она была продана властям Маньчжоу-Го и перешита ими на колею 1435 мм. В 1934-1936 годах на станции Отпор строится несколько путей, треугольник для разворота паровозов, гидроколонки, товарный пакгауз, хлебозавод, небольшая электростанция, несколько жилых домов.
В 1945 году при вступлении советских войск на территорию Китая КВЖД вновь была перешита на колею 1524 мм, и через станцию Отпор обеспечивались все необходимые воинские перевозки. М.И. Сладковский описывает этот период: «Отпор неузнаваемо преобразился. Он был совсем не похож на тот спокойный пограничный разъезд, каким я его видел в начале 30-х годов. Раньше в Отпоре было лишь две железнодорожные линии и один запасной тупик. Сейчас же мы увидели целую сеть железнодорожных линий, забитых эшелонами. Это была уже крупная, многопутевая станция».
В 1958 году, по просьбе Китайского правительства, станция Отпор была переименована в Забайкальск. В 1966 году поселок Забайкальск стал районным центром. Охлаждение отношений с Китаем в 70-х годах приостановило немного развитие станции и поселка, но уже с 1975 года товарооборот стал восстанавливаться, а затем и расти. Началась реконструкция практически всех станционных устройств, строительство современного жилья и коммунального хозяйства. Построены здание Представительств, спортзал, гостиница. Организованы новые предприятия: дистанция погрузо-разгрузочных работ и дистанция гражданских сооружений. Значительно изменилась технология работы станции. Компьютеризирована товарно-экспедиционная контора, работает автоматизированная система управления пограничной станцией, аналогов которой в России нет.
В настоящее время железнодорожный пограничный пункт на российско-китайской границе напротив китайского города Маньчжурия. Также здесь проходит азиатский маршрут по автодороге А166.
В 1952 году приобретён статус села. Статус посёлка городского типа — с 1954 года. В 1966 году Забайкальск стал районным центром.
6 октября 2008 в Забайкальске состоялось открытие модернизированного терминала по перегрузке контейнеров с стандартноколейных платформ на ширококолейные. Обновлённый терминал сможет обрабатывать до 600 вагонов ежесуточно, в то время как до модернизации здесь перегружали 100 вагонов в сутки. Пропускная способность терминала — свыше 470 тысяч контейнеров (более одного миллиона тонн грузов) в год.
Из Забайкальска вглубь российской территории ходили (2012) поезда в Читу (поезд «Даурия») и Иркутск (поезд «Баргузин»), а также ходил местный рельсовый дизель-автобус в Борзю, но не долго, оказалось что запчастей к нему нет, и он сломался, сейчас бегает один плацкартный вагон с тепловозом.
Забайкальск расположен в погранзоне. По идее для посещения поселка нужно разрешение пограничников.
Примерно в 6,5 км по шоссе от станции Забайкальск расположен крупный международный (для граждан всех стран мира) автомобильный пункт пропуска МАПП Забайкальск, работающий круглосуточно.
Таким образом, Забайкальск последний русский рубеж перед много миллионным китайским народом, наша опора и надежда в Забайкалье. Документальный фильм про Забайкальск 1981 года скачать dle 12.1
Забайкальск
Население составляет 10 899 жителей (2009).
Содержание
История
Основан в 1904 году [2] как железнодорожный «разъезд № 86». После конфликта на КВЖД в 1929 году переименован в станцию «Отпор». Станция играла важное значение в Советско-японской войне. В 1952 году приобретён статус села. Статус посёлка городского типа — с 1954 года. По просьбе Китайского правительства в 1958 году «Отпор» был переименован в более нейтральный «Забайкальск». В 1966 году Забайкальск стал районным центром.
Демография
Достопримечательности
Перегрузочный терминал
6 октября 2008 в Забайкальске состоялось открытие модернизированного терминала по перегрузке контейнеров с стандартноколейных платформ на ширококолейные. Обновлённый терминал сможет обрабатывать до 600 вагонов ежесуточно, в то время как до модернизации здесь перегружали 100 вагонов в сутки. Пропускная способность терминала — свыше 470 тысяч контейнеров (более одного миллиона тонн грузов) в год.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Забайкальск» в других словарях:
Забайкальск — пгт, р.ц., Читинская обл. Возник в 1926 г. как пос. при разъезде ¦ 86 Китайско Вост. железной дороги (КВЖД). недалеко от места пересечения сов. кит. границы. В связи с военно полит. обстановкой того времени пос. был переименован в Отпор. В 1960 г … Географическая энциклопедия
Забайкальск — посёлок городского типа, центр Забайкальского района Читинской области РСФСР. Расположен на Ю. области. Ж. д. станция. Маслодельный завод, предприятия ж. д. транспорта … Большая советская энциклопедия
Забайкальск 1 — 674651, Читинской, Забайкальского … Населённые пункты и индексы России
Забайкальск — пгт, р.ц., Читинская обл. Возник в 1926 г. как пос. при разъезде ¦ 86 Китайско Вост. железной дороги (КВЖД). недалеко от места пересечения сов. кит. границы. В связи с военно полит. обстановкой того времени пос. был переименован в Отпор. В 1960 г … Топонимический словарь
Забайкальск — Забайкальск, посёлок городского типа в Читинской области, центр Забайкальского района, в 459 км к юго востоку от Читы. Железнодорожная станция. Население свыше 10 тыс. человек.Основан в 1904 как железнодорожный разъезд 86, в 1929 переименован в… … Словарь «География России»
Забайкальск РУПС — 674650, Читинской, р.ц.Забайкальского … Населённые пункты и индексы России
Восточные ворота России Забайкальск — Международный Российско Китайский инвестиционный проект Государственно частное партнерство Восточные ворота России Забайкальск Маньчжурия создается с целью развития российско китайских экономических отношений и социально экономического… … Википедия
Уда (р. Забайкальск. обл.) — река Забайкальской обл., Верхнеудинского окр., берет начало в болотистой горной местности на плоскогорье Яблонова хребта близ почтов. ст. Вершино Удинской. У. течет на ЮЗ; впадает в р. Селенгу с прав. стор. у г. Верхнеудинска. В верховьях реки… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Отпор — Забайкальск … Топонимический словарь
Zabaikalsk — Забайкальск Zabaikalsk Escudo … Wikipedia Español
Пгт забайкальск история образования
(462 км к юго-востоку от Читы, 366 км к юго-востоку от ж/д ст. Карымская)
Телефонный код 30251
Поселок городского типа, центр Забайкальского района. Расположен в степной зоне с безлесыми сопками. Район пограничный – на юге и юго-востоке проходит государственная граница с Китаем и Монголией.
Как добраться
Чита: ежедн. в 11.25 поезд № 602 «Чита – Забайкальск» (около 12 ч).
Из истории
Первоначальное название населенного пункта – разъезд № 86, затем – Отпор. Оно связано с конфликтом на советско-китайской границе и на линии КВЖД в 1929 г.
В феврале 1950 г. в связи с подписанием договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и КНР, Отпор стал поселком и станцией международного значения. Именно в то время построены вагонный и локомотивный парки, станция, перегрузочные места, ж/д вокзал, считавшийся одним из лучших в России. В октябре 1958 г. Отпор по просьбе китайского правительства переименовали в Забайкальск.
Советско-китайский конфликт 1929 г.
27 мая 1929 г. маньчжурские войска разгромили советское консульство в Харбине, а 10 июля захватили КВЖД и организовали ряд провокаций на границе. Эти действия китайских властей вынудили советское правительство 16 августа 1929 г. разорвать дипломатические отношения с гоминьдановским Китаем и принять необходимые меры по укреплению дальневосточных границ. Была организована Особая Дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера.
В ночь с 16 на 17 ноября китайские войска при поддержке артиллерии начали наступление на станицу Абагайтуевскую и разъезд № 86.
Наступление отбили. Для пресечения дальнейших провокаций наши войска перешли границу, окружили китайские группировки под Маньчжурией и Чжалайнором, разбили их, после чего отошли на свою территорию. Этим событиям была посвящена песня А. Поморского:
Слово «отпор» было у всех на слуху. Им были названы газета Забайкальской группы войск, а разъезд № 86 был переименован в ст. Отпор. Чуть позже организована ж/д газета с названием «Отпор». В книге «Знакомство с Китаем и китайцами» член-корреспондент
Академии наук СССР М.И. Сладковский, служивший в 1932–1933 гг. пограничником на ст. Отпор, дает такое описание станции: «Утром по пути в столовую мы увидели все «улицы и проспекты» города Отпор, всего девять зданий – жилых и административных. Эти здания и вокзал размещались по левую (в направлении границы) сторону железнодорожной линии, на склоне холма, переходящего в невысокие горы. С правой стороны железной дороги на многие километры простирались степные долины. Никаких строений здесь не было, но предполагалось сооружение небольшой электростанции и водокачки. Вдали, примерно в километре от станции на восток, возвышалась пограничная арка, проходя под которой паровоз давал пограничный гудок. У арки, с левой стороны, виднелась высокая дозорная вышка постовых пограничников, с правой стороны, у железнодорожного переезда, примерно в 200 м от вокзала, стояла казарма рабочих железнодорожников и гарнизонная баня».
В 1932 г. Япония установила контроль над всей территорией Маньчжурии и стала чинить препятствия деятельности КВЖД, стремясь изолировать ее от советских железных дорог. Обеспечивать нормальную деятельность КВЖД стало сложно, и 23 марта 1935 г. она была продана властям Маньчжоу-Го и перешита ими на колею 1435 мм.
До середины 1980-х гг. Забайкальск был тихим приграничным поселком: всего две благоустроенные пятиэтажки, клуб железнодорожников, привокзальный ресторанчик, два сквера. Въезд для гостей только по пропускам – закрытая погранзона. В поселке действовал строгий «сухой» закон. У улиц были патриотические названия – Красноармейская, Комсомольская, Пионерская, Октябрьская, Победы…
После перестройки названия улиц не изменились, но сам Забайкальск стал меняться на глазах. С начала 1990-х гг. закрытые наглухо восточные ворота страны широко распахнулись, и поток туристов и грузов, как из России в Китай, так и обратно, хлынул через Забайкальск. Началось стремительное строительство жилья, гостиниц, объектов федерального значения и техническое переоборудование предприятий. Так, реконструкция железнодорожной станции позволила превратить ее в мощный грузоперерабатывающий комплекс. Построен пункт перестановки вагонов (в России и Китае разная ширина колеи, поэтому у вагонов приходится менять платформу). 1 марта 1998 г. открыт новый международный автомобильный пункт пропуска и здание таможни. Все эти процессы в поселке подкреплялись правительственным постановлением 1996 г. «О комплексном развитии приграничного поселка Забайкальск Читинской области».
Сегодня через пропускной пункт «Забайкальск» в обоих направлениях проходит ежегодно более 40 тыс. грузовых, более 35 тыс. легковых автомобилей, около 90 тыс. автобусов, более 900 тыс. чел. Количество ежемесячно проходящих через ж/д станцию вагонов увеличилось в 3 раза. Увеличивается численность населения Забайкальска.
Но, как ни парадоксально, Забайкальск по-прежнему выглядит заброшенным поселком с одной улицей. Даже сейчас, когда железная дорога забита цистернами с нефтью и платформами с лесом, он производит крайне жалкое впечатление. А рядом, в 10 минутах езды по новому скоростному шоссе, находится китайский город Маньчжурия. Десять лет назад – китайская копия Забайкальска, ныне – плацдарм торговли с Россией – лес небоскребов, море ресторанов и кафе. Китайские власти предоставили малому и среднему бизнесу в Маньчжурии всевозможные налоговые льготы, послабления на несколько лет получил и город как объект приграничной торговли и туризма. Деньги же, которые рекой текут через Забайкальскую таможню и ст. Забайкальск, в поселке не задерживаются, уплывая напрямую в федеральный центр – Москву и в Читу – в Управление Забайкальской железной дороги (ни одно из предприятий ст. Забайкальск юридически не самостоятельно, хотя это важнейший сектор экономики района, где работает более 40 % населения райцентра).
Забайкальская таможня – самое престижное в Читинской области место работы. Вам обязательно расскажут об инспекторе, который купил себе квартиру в Лас-Вегасе, причем все рассказчики произносят одну и ту же фразу: я, мол, все понимаю, но зачем в Лас-Вегасе-то?
Забайкальск
(462 км к юго-востоку от Читы, 366 км к юго-востоку от ж/д ст. Карымская)
Телефонный код 30251
Поселок городского типа, центр Забайкальского района. Расположен в степной зоне с безлесыми сопками. Район пограничный – на юге и юго-востоке проходит государственная граница с Китаем и Монголией.
Как добраться
Чита: ежедн. в 11.25 поезд № 602 «Чита – Забайкальск» (около 12 ч).
Из истории
Первоначальное название населенного пункта – разъезд № 86, затем – Отпор. Оно связано с конфликтом на советско-китайской границе и на линии КВЖД в 1929 г.
В феврале 1950 г. в связи с подписанием договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и КНР, Отпор стал поселком и станцией международного значения. Именно в то время построены вагонный и локомотивный парки, станция, перегрузочные места, ж/д вокзал, считавшийся одним из лучших в России. В октябре 1958 г. Отпор по просьбе китайского правительства переименовали в Забайкальск.
Советско-китайский конфликт 1929 г.
27 мая 1929 г. маньчжурские войска разгромили советское консульство в Харбине, а 10 июля захватили КВЖД и организовали ряд провокаций на границе. Эти действия китайских властей вынудили советское правительство 16 августа 1929 г. разорвать дипломатические отношения с гоминьдановским Китаем и принять необходимые меры по укреплению дальневосточных границ. Была организована Особая Дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера.
В ночь с 16 на 17 ноября китайские войска при поддержке артиллерии начали наступление на станицу Абагайтуевскую и разъезд № 86.
Наступление отбили. Для пресечения дальнейших провокаций наши войска перешли границу, окружили китайские группировки под Маньчжурией и Чжалайнором, разбили их, после чего отошли на свою территорию. Этим событиям была посвящена песня А. Поморского:
Но если скажет страна труда:
Винтовку в руки! В карьер!
Товарищ Блюхер, даешь отпор.
Слово «отпор» было у всех на слуху. Им были названы газета Забайкальской группы войск, а разъезд № 86 был переименован в ст. Отпор. Чуть позже организована ж/д газета с названием «Отпор». В книге «Знакомство с Китаем и китайцами» член-корреспондент
Академии наук СССР М.И. Сладковский, служивший в 1932–1933 гг. пограничником на ст. Отпор, дает такое описание станции: «Утром по пути в столовую мы увидели все «улицы и проспекты» города Отпор, всего девять зданий – жилых и административных. Эти здания и вокзал размещались по левую (в направлении границы) сторону железнодорожной линии, на склоне холма, переходящего в невысокие горы. С правой стороны железной дороги на многие километры простирались степные долины. Никаких строений здесь не было, но предполагалось сооружение небольшой электростанции и водокачки. Вдали, примерно в километре от станции на восток, возвышалась пограничная арка, проходя под которой паровоз давал пограничный гудок. У арки, с левой стороны, виднелась высокая дозорная вышка постовых пограничников, с правой стороны, у железнодорожного переезда, примерно в 200 м от вокзала, стояла казарма рабочих железнодорожников и гарнизонная баня».
В 1932 г. Япония установила контроль над всей территорией Маньчжурии и стала чинить препятствия деятельности КВЖД, стремясь изолировать ее от советских железных дорог. Обеспечивать нормальную деятельность КВЖД стало сложно, и 23 марта 1935 г. она была продана властям Маньчжоу-Го и перешита ими на колею 1435 мм.
До середины 1980-х гг. Забайкальск был тихим приграничным поселком: всего две благоустроенные пятиэтажки, клуб железнодорожников, привокзальный ресторанчик, два сквера. Въезд для гостей только по пропускам – закрытая погранзона. В поселке действовал строгий «сухой» закон. У улиц были патриотические названия – Красноармейская, Комсомольская, Пионерская, Октябрьская, Победы…
После перестройки названия улиц не изменились, но сам Забайкальск стал меняться на глазах. С начала 1990-х гг. закрытые наглухо восточные ворота страны широко распахнулись, и поток туристов и грузов, как из России в Китай, так и обратно, хлынул через Забайкальск. Началось стремительное строительство жилья, гостиниц, объектов федерального значения и техническое переоборудование предприятий. Так, реконструкция железнодорожной станции позволила превратить ее в мощный грузоперерабатывающий комплекс. Построен пункт перестановки вагонов (в России и Китае разная ширина колеи, поэтому у вагонов приходится менять платформу). 1 марта 1998 г. открыт новый международный автомобильный пункт пропуска и здание таможни. Все эти процессы в поселке подкреплялись правительственным постановлением 1996 г. «О комплексном развитии приграничного поселка Забайкальск Читинской области».
Сегодня через пропускной пункт «Забайкальск» в обоих направлениях проходит ежегодно более 40 тыс. грузовых, более 35 тыс. легковых автомобилей, около 90 тыс. автобусов, более 900 тыс. чел. Количество ежемесячно проходящих через ж/д станцию вагонов увеличилось в 3 раза. Увеличивается численность населения Забайкальска.
Но, как ни парадоксально, Забайкальск по-прежнему выглядит заброшенным поселком с одной улицей. Даже сейчас, когда железная дорога забита цистернами с нефтью и платформами с лесом, он производит крайне жалкое впечатление. А рядом, в 10 минутах езды по новому скоростному шоссе, находится китайский город Маньчжурия. Десять лет назад – китайская копия Забайкальска, ныне – плацдарм торговли с Россией – лес небоскребов, море ресторанов и кафе. Китайские власти предоставили малому и среднему бизнесу в Маньчжурии всевозможные налоговые льготы, послабления на несколько лет получил и город как объект приграничной торговли и туризма. Деньги же, которые рекой текут через Забайкальскую таможню и ст. Забайкальск, в поселке не задерживаются, уплывая напрямую в федеральный центр – Москву и в Читу – в Управление Забайкальской железной дороги (ни одно из предприятий ст. Забайкальск юридически не самостоятельно, хотя это важнейший сектор экономики района, где работает более 40 % населения райцентра).
Забайкальская таможня – самое престижное в Читинской области место работы. Вам обязательно расскажут об инспекторе, который купил себе квартиру в Лас-Вегасе, причем все рассказчики произносят одну и ту же фразу: я, мол, все понимаю, но зачем в Лас-Вегасе-то?
Читайте также
Забайкальск – Краснокаменск
Забайкальск – Краснокаменск Забайкальск (462 км к юго-востоку от Читы, 366 км к юго-востоку от ж/д ст. Карымская)Телефонный код 30251Поселок городского типа, центр Забайкальского района. Расположен в степной зоне с безлесыми сопками. Район пограничный – на юге и юго-востоке
Забайкальск
Забайкальск (462 км к юго-востоку от Читы, 366 км к юго-востоку от ж/д ст. Карымская)Телефонный код 30251Поселок городского типа, центр Забайкальского района. Расположен в степной зоне с безлесыми сопками. Район пограничный – на юге и юго-востоке проходит государственная
Забайкальск – Краснокаменск
Забайкальск – Краснокаменск Забайкальск (462 км к юго-востоку от Читы, 366 км к юго-востоку от ж/д ст. Карымская)Телефонный код 30251Поселок городского типа, центр Забайкальского района. Расположен в степной зоне с безлесыми сопками. Район пограничный – на юге и юго-востоке
Забайкальск
Забайкальск (462 км к юго-востоку от Читы, 366 км к юго-востоку от ж/д ст. Карымская)Телефонный код 30251Поселок городского типа, центр Забайкальского района. Расположен в степной зоне с безлесыми сопками. Район пограничный – на юге и юго-востоке проходит государственная