пилявский тиц ушаков история русской архитектуры
История русской архитектуры: Учебник для вузов.Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С.,(2003)
размещено: 14 Марта 2010
Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С.
История русской архитектуры: Учебник для вузов.— М.: Архитектура-С, 2003. — 512 с., ил.
ISBN 5-274-01659-6
ББК 85.113(2) 1
© Издательство «Архитектура-С». 2003
Формат: DJVU (24 bit)
Разрешение: 400 DPI
Качество: Отличное.
В учебнике излагаются главнейшие проблемы истории русской архитектуры с древнейших времен до 1917 года. Рассматриваются наиболее значительные произведения национального зодчества.
Освещена народная деревянная архитектура, исстари оказывавшая существенное влияние на формирование монументального зодчества. Приводятся функционально-технические и социальные обоснования художественных особенностей русской архитектуры на разных этапах ее развития, в частности выявляются ее национальные черты и другие прогрессивные свойства. Именно они служат той основой архитектурного наследия, на которую опирается современная российская архитектура.
В книге выявлены предпосылки зарождения в зодчестве России XIX— начала XX в. некоторых черт российской архитектуры.
Учебник истории русской архитектуры предназначен для студентов архитектурных институтов и факультетов Советского Союза. История русской архитектуры является частью обширного курса истории искусств, архитектуры и градостроительства, обязательного для студентов архитектурной специальности.
Материал учебника излагается в расчете на то, что русское зодчество изучается на третьем курсе после того, как студенты ознакомились с историей мирового искусства (первый курс), знают всеобщую историю архитектуры (второй курс) и основные положения теории архитектуры (первый — второй курсы).
Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch
Вы здесь
История русской архитектуры. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. 2003
История русской архитектуры |
Серия: Специальность «Архитектура» |
Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. |
Архитектура-С. Москва. 2003 |
511 страниц |
ISBN 5-274-01659-6 |
купить книгу на labirint.ru: История русской архитектуры. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. |
В учебнике излагаются главнейшие проблемы истории русской архитектуры с древнейших времен до 1917 года. Рассматриваются наиболее значительные произведения национального зодчества. Освещена народная деревянная архитектура, исстари оказывавшая существенное влияние на формирование монументального зодчества. Приводятся функционально-технические и социальные обоснования художественных особенностей русской архитектуры на разных этапах ее развития, в частности выявляются ее национальные черты и другие прогрессивные свойства Именно они служат той основой архитектурного наследия, на которую опирается современная российская архитектура. В книге выявлены предпосылки зарождения в зодчестве России XIX — начала XX в некоторых черт российской архитектуры. Учебник предназначен для студентов архитектурных факультетов и ВУЗов.
Предисловие (В.И. Пилявский)
Глава 1. Народное деревянное зодчество (Ю.С. Ушаков)
1.1. Роль деревянного зодчества в развитии русской архитектуры
1.2. Дерево как строительный материал
1.3. Жилые дома и хоромы
1.4. Хозяйственные постройки и инженерные сооружения
1.5. Крепостные сооружения
1.6. Культовые и общественные постройки
1.7. Комплекс жилой среды. Пространственная и композиционная организация
1.8. Ансамбль общественного центра
Глава 2. Архитектура Древнерусского государства (X-XI вв.) (А.А. Тиц)
2.1. Образование Древнерусского государства
2.2. Первые каменные постройки в Киеве
2.3. Культовое строительство в других городах
2.4. Формирование феодальных усадеб и монастырей
Глава 3. Архитектура феодальных княжеств (XII-XV вв.) (А.А. Тиц)
3.1. Процесс феодального дробления и архитектура Киевского княжества
3.2. Архитектура Черниговского и Рязанского княжеств
3.3. Архитектура северо- и юго-западных княжеств
3.4. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества
3.5. Архитектура Новгородских земель
3.6. Архитектура Псковских земель
3.7. Архитектура Московского княжества
Глава 4. Архитектура периода создания централизованного русского государства (середина XV-XVI в.) (А.А. Тиц)
4.1. Превращение Москвы в столицу и реконструкция Кремля
4.2. Государственное оборонительное строительство и развитие городов
4.3. Монастырские и светские постройки из камня
4.4. Каменное культовое строительство и новый тип шатрового храма
Глава 5. Архитектура централизованного русского государства (XVII в.) (А.А. Тиц)
5.1. Эволюция города и распространение каменных светских сооружений
5.2. Многообразие культовых зданий и их региональные черты
5.3. Стилистические особенности культового зодчества конца XVII в.
5.4. Развитие частновладельческого и государственного гражданского зодчества в конце XVII в.
Глава 6. Архитектура стиля барокко (первая половина XVIII в.) (В.И. Пилявский)
6.1. Основание и начало строительства Петербурга
6.2. Архитектура Петербурга и его пригородов первой трети XVIII в.
6.3. Архитектура первой трети XVIII в. в Москве и других городах
6.4. Архитектура барокко середины XVIII в.
Глава 8. Архитектура Российской империи в эпоху капитализма (середина XIX в.-1917 г.) (В.И. Пилявский)
8.1. Обоснование новой архитектуры
8.2. Архитектура периода капитализма (середина XIX в.-1890-е годы)
8.3. Конструктивно-технические особенности архитектуры XIX в.
8.4. Распад классицизма
8.5. Русско-византийский стиль
8.6. Стилизаторство, ретроспективизм и эклектика
8.7. Псевдорусский стиль
8.8. Архитектура периода империализма (1890-1917 гг.)
8.9. Архитектура модерна
8.10. Ретроспективизм XX в.- неорусский стиль и неоклассицизм
Заключение (В.И. Пилявский)
Краткие сведения о средневековых русских зодчих (А.А. Тиц)
Словарь терминов народного и средневекового русского зодчества (Ю.С. Ушаков)
Список литературы
Предисловие
Учебник истории русской архитектуры предназначен для студентов архитектурных институтов и факультетов Советского Союза. История русской архитектуры является частью обширного курса истории искусств, архитектуры и градостроительства, обязательного для студентов архитектурной специальности.
Материал учебника излагается в расчете на то, что русское зодчество изучается на третьем курсе после того, как студенты ознакомились с историей мирового искусства (первый курс), знают всеобщую историю архитектуры (второй курс) и основные положения теории архитектуры (первый — второй курсы).
Выделение истории русской архитектуры в самостоятельный предмет обусловлено необходимостью формирования у будущих архитекторов отчетливого понимания того, что в своей творческой работе они должны опираться на лучшие художественные традиции и на их основе создавать новаторские произведения социалистической эпохи. Следовательно, исторический опыт русского народа в области архитектуры в значительной мере определяет художественное содержание творчества будущих советских архитекторов. В высших учебных заведениях других союзных республик с той же целью, дополнительно к рассмотрению русского зодчества, изучается архитектурно-художественное наследие народов, их населяющих.
История формирования русской архитектуры изложена в соответствии с социально-историческим развитием Руси и России (начиная с IX и до начала XX века), прошедшим через две социально-исторические формации: феодализм и капитализм. Этот принцип построения учебника предопределил его структуру.
Изложение материала основано на системном методе рассмотрения историко-архитектурных процессов и явлений, которые представлены на социально-историческом фоне в конкретных природных условиях с учетом сформировавшихся в тот или иной период идеологических воззрении. При этом определены наиболее характерные для каждого исторического этапа типы сооружении и зданий, а также объяснена обусловленность их функциональной сущностью, конструктивно-техническими возможностями и художественными принципами.
Здания и сооружения рассмотрены в учебнике как составные звенья архитектурных комплексов или ансамблей, причем отмечено их градостроительное значение. Учтены также свойства строительных материалов и конструктивные приемы, отвечавшие уровню развития техники, сильно влияющем на формирование архитектуры.
Во всех главах прослежен эволюционный путь развития архитектуры, причем выявлена преемственность и становление новых свойств архитектуры. Анализируются наиболее типичные для каждого исторического периода образцы архитектурных произведений, а в отдельных случаях — единичные уникальные сооружения. При анализе произведений зодчества обращено внимание на роль и участие изобразительных монументальных искусств в формировании архитектурных образов.
Для цельного восприятия народного деревянного зодчества его рассмотрение сосредоточено в первой главе. И так как на протяжении столетий оно отличалось большой традиционностью и национальном самобытностью, устойчивостью образов, слабо зависело (до XIX в.) от историко-социальной канвы развития.
Руси и России, но вместе с тем издавна оказывало сильное влияние на монументальное каменное зодчество,— сведения о народной деревянной архитектуре предваряют рассмотрение монументального каменного зодчества. В этом, в частности, заключается принципиальное отличие данного учебника от учебников по истории русской архитектуры, изданных в 1951 и 1956 гг. Во всех последующих главах излагается историко-хронологическое развитие и дается анализ русской монументальной архитектуры.
Поскольку градостроительные проблемы и вопросы садово-паркового искусства студенты изучают в курсах градостроительства и ландшафтного искусства, эти стороны истории зодчества в данном учебнике затрагиваются вскользь, являясь лишь фоном для рассмотрения монументального зодчества. Рассмотрение градостроительных проблем вынесено в начало каждой главы, предвосхищая анализ развития монументальной архитектуры.
Главная задача учебника — объяснить и обосновать то или иное явление в истории русской архитектуры, в связи с чем в начале каждой главы приводятся социально-исторические и технико-художественные обоснования рассматриваемых явлений и особенности стилистического развития зодчества. При этом имеется в виду диалектическое единство утилитарных, технических и художественно-эстетических сторон архитектуры, определяющих художественную и стилистическую образность развивающихся в каждый исторический период многообразных типов зданий и сооружении.
В русской архитектуре авторская роль архитектора-творца и индивидуальность его творчества стали отчетливо проявляться лишь в конце XVII в., а потому именно с того времени в учебнике рассматривается вклад в развитие отечественной архитектуры наиболее выдающихся зодчих.
Иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схематические чертежи) располагаются по тексту, Доступность многих широко известных хорошо иллюстрированных книг и альбомов о городах России, а также монографий о русских зодчих позволили иллюстрации в учебнике привести в виде небольших изображений для напоминания студентам об облике изучаемых зданий или сооружении.
С целью приближения рекомендуемой литературы к тексту учебника основные монографии и статьи даются по главам.
В справочном отделе приведены краткие сведения о средневековых русских зодчих и словарь архитектурно-строительных терминов народного и средневекового русского зодчества.
m_3713
Маргарита
АРХИТЕКТУРА ФЕОДАЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ (XII—XV ВВ.)
Архитектура Новгородских земель
Обширность новгородских «пятин», простилавшихся от Чудского озера до «Каменного Пояса* (Урал), включавших нехоженые земли вплоть до Ледовитого океана, с вольнолюбивым населением, сильные в влиятельные торгово-ремесленные братства (корпорации) в самом Новгороде, консервативность боярства — не способствовали утверждению единовластия в липе князя.
Первая треть XII в.— это период борьбы новгородских князей за политическую власть в городе и экономические привилегии. Уменьшение роли князя в общественной жизни города сказалось в превращении детинца с Софийским собором в общегородской религиозно-политический центр. Князь был вынужден покинуть детинец и обосноваться вне его, на Городите. Сын Мономаха князь Мстислав (10%—1117 гт.) стремится поднять свой авторитет среди посадских сотен сооружением на Торговой стороне огромного Николо-Дворищенского собора (1113 г.). Против детинца, на старом княжеском дворе, Мстислав пытается создать новый идейно-композиционный центр, посвященный Николе Чудотворцу, особенно популярному в ремесленно-купеческих кругах. Монументальные лаконичные формы Никольского собора, увенчанного, так же как Софийский собор, величественным пятиглавием, расположенного на народном форуме древнего Новгорода, придавали ему особое значение. Этот огромный каменный параллелепипед возвышавшийся на Ярославовом дворище над множеством деревянных построек, как бы бросал вызов высокопоставленной знати Софийской стороны.
Возведенный в традициях киевского зодчества шестистолпный собор с развитыми хорами для князя, со сдержанным ритмом лопаток и типичными для Приднепровья рядами оконных проемов и глухих арочных ниш как бы олицетворял равенство мощи Новгородского рода могуществу Киева и его великого князя.
Новгородскими князьями вел престижное строительство и за пределами города. Еще в 1103 г. князь Мстислав ставит на Городище, важном стратегическом пункте по дороге к оз. Ильмень каменный храм Благовещения. Городище в XII в. превращается в официальную княжескую резиденцию.
Новгородская летопись донесла д: наших дней имя создателя Георгиевского собора— мастера Петра. Талантливый зодчий придал храму Георгия Победоносца, покровителя феодальной знати, образ богатырской силы. Массивные стены, расчлененные лопатками вздымаются на огромную высоту, которая подчеркивается четырьмя рядами чередующихся оконных проемов и ниш (рис 3.46). Объем храма лишен галерей и притворов, которые придавали Софии общественный характер общегородского собора; благодаря органично примкнувшей башне и равным по высоте собору плотно прижавшимся апсидам он воспринимается как монолит, противопоставленный окружающему пространству. Сохранив схему шестистолпного храма, мастер Петр включил с северо-запада башню с парадной лестницей, ведшей на княжеские хоры. Башню он возводит заподлицо с западной стеной, причем одинаковой с ней высоты, зрительно расширяя фасад, вследствие чего он кажется еще более величественным. Особую выразительность княжеской усыпальнице придавала компактность единого объема храма, удачно сочетавшаяся с живописным расположением трех глав. Массивная основная глава дополнялась двумя меньшими, поставленными по краям западного фасад: одна над лестничной башней и другая над юго-западной ячейкой хор. Эта глава и верхний ряд окон способствовали освещению «полатей»— местопребывания князя.
В результате народного восстания Новгород’ стал вечевой республикой. В 1136 г. бояре и купечество захватили власть. Во главе «Господина Великого Новгорода» встали владыка (архиепископ) и посадник, который выбирался из именитых горожан. Князь превратился в приглашаемого военачальника, с которым заключалось соглашение.
В качестве заказчиков каменных храмов теперь выступают не только архиепископы и бояре, но и объединения купцов или ремесленников и даже жители одной улицы — уличане. Меньшие материальные возможности, иные требования к храму и его размерам, более практичные взгляды и житейские идейно-художественные запросы приводили к изменениям в типах культовых построек.
Рассчитанные на меньшее количество людей, объединенных территориально или по профессиональному признаку, каменные церкви, нередко заменявшие деревянные уличанские храмы, отражали более простые запросы и художественные идеалы посадского люда. От них не требовалось производить впечатление подавляющей мощи и потрясающего величия. Они служили общественными и композиционными центрами отдельных участков города. Эти небольшие, масштабные рядовой застройке четырехстолпные с тремя апсидами, храмы с позакомарными покрытиями и одной главой на барабане определяли облик здания, которое строилось | зачастую всем приходом на собственные деньги.
3.48 Георгиевская церковь (не позднее 1180-х годов) в Старой Ладоге а — общий вид; б — план
Особенно характерна Георгиевская церковь в Старой Ладоге (рис. 3.48) Ее почти кубический объем расчленен лопатками, он словно вылеплен из пластичного материала. Предельная лаконичность форм сочетается с чертами человечности, вещественность глухих плоскостей стен — с интимностью маленьких проемов. Тяжеловесность целостной массы контрастирует с незначительной величиной храма и смягчается живописностью линий. План храма сжат до предела, восточные ячейки основного квадрата заняты боковыми апсидами, над западными расположены отгороженные от внутреннего пространства помещения; во всем чувствуется практическая сметка заказчиков и строителей, расчетливо расходующих материалы и максимально использующих каждую часть площади. Вместо хоров, которые были не нужны для посадского храма, в угловых частях на втором ярусе устраивались приделы, посвященные небесному покровителю основного заказчика, и каморки для хранения ценностей. В эти помещения вела узкая внутренняя лестница, по которой попадали на деревянный помост, а с него в изолированные помещения. Благодаря такому решению основное пространство храма приобретало крестообразную форму и воспринималось более целостно. Стремление к простым экономичным постройкам привело к постепенному понижению боковых апсид, а затем и к полному отказу от них.
3.49 Церковь Спаса на Нередице (1198 г.) близ Новгорода а — разрез с изображением фресок; б — план; в — южный фасад
В самом конце XII в. неподалеку от Резиденции князей — Городища — на средства Ярослава Владимировича была построена церковь Спаса на Нередице (1198 г.). Этот последний княжеским храм в Новгороде уже почти ничем не отличается от посадских церквей, весьма наглядно иллюстрируя изменившееся общественное положение князя (рис. 3.49).
3.50 Общий вид церкви Спаса на Нередице после восстановления
Компактный грузноватый объем церкви завершает невысокий пологий холм, прекрасно вписываясь в равнинный с редкими группами деревьев ландшафт. Архитектурные Формы храма Спаса на Нередице с крупными членениями, лаконичным выразительным силуэтом как нельзя лучше отвечают суровости климата, пасмурным дням и «разбеленным краскам» белых ночей. Характеризуя художественный идеал новгородца, И. Э. Грабарь писал: «. Идеал новгородца —красота силы» (рис. 3.50).
В объемно-пространственной структуре храма Спаса на Нередице заметна тенденция дальнейшего ее упрощения, сокращения внутреннего пространства и экономии материала. Боковые апсиды понижены, на внутренних плоскостях стен нет лопаток, столбы квадратные. Меньшая высота крайних апсид, трехугольное расположение окон на фасадах и ниши с фресками над входами подчеркивали значение средних осей стен и усиливали центричность всей композиции, чему содействовала и мощная глава храма. Отсутствовали также парадные хоры. Скромная внутренняя лесенка вела на «полати», по бокам которых находились приделы. Все поверхности стен в интерьере были расписаны.
Примером дальнейшего упрощения и следующим этапом на пути формирования новгородского посадского храма может служить маленькая церковь Перынского скита. Она построена, видимо, Незадолго до монголо-татарского нашествия недалеко от Юрьева монастыря, У истока Волхова из Ильмень-озера. В X в. в этом месте находилось языческое поселение.
Квадратная в плане церковь Перынского скита имеет четыре столба со срезанными углами, несколько расширяющими затесненное помещение для молящихся. Единственная апсида намного понижена относительно стен, углы которых закреплены лопатками. Отказ от трехчастного членения наружных стен лопатками, упрощение до предела основного объема здания с небольшой как бы прирубленной апсидой и главой дополнялись трехлопастными покрытиями (рис. 3.51), образованными благодаря полуцилиндрическим сводам в угловых ячейках. Эти своды не были новинкой для новгородских каменщиков, их сооружение восходит к Софии Новгородской, но устройство с их помощью восьмискатного покрытия являлось новшеством. Замена позакомарного покрытия трехлопастным, а затем и восьмискатным улучшала отвод атмосферных осадков с кровли и экономила материал.
Особое место в архитектуре Новгорода занимает церковь Параскевы-Пятницы на Ярославовом дворище (1207 г.). Эта значительная по размерам и необычная по архитектуре церковь находится на Торговой стороне. Построенная в 1207 г. «заморскими купцами», она являлась патрональным храмом этой богатой корпорации. Поставленная на Торгу на видном месте, посвященная чтимой в народе святой — Параскеве- Пятнице, эта церковь была зримым выражением художественных идеалов и материальных возможностей «гостей», ведших торговлю с иноземными государствами. Отличаясь объемно-пространственной композицией и нехарактерными для Новгорода декоративными деталями, Пятницкая церковь отражала широкие культурные связи заморских купцов, их знакомство с архитектурой других земель.
Четырехстолпная схема плана церкви Параскевы-Пятницы осложнена тремя притворами. Восточная ее часть удлинена, боковые апсиды внесены в основной объем, в связи с чем снаружи они имеют прямолинейные очертания (рис. 3.52), напоминая культовые сооружения западных княжеств. Над притворами размещены хоры, на которые вели внутристенные лестницы. Притворы и хоры раскрывались в центральный объем широкими арочными проемами. Интерьер церкви воспринимался как единое, но многообразное пространство, органично развивающееся от меньших периферийных объемов к большом) центральному, завершавшемуся высоко поднятой главой. Целостности основною объема способствовала и статичная ком-позиция четырехстолпного квадратною плана с круглыми столбами.
Пятницкая церковь важный шаг н формировании основ общерусской архитектуры. Она свидетельствует об из-живании византийских традиций и сложении новых черт, которые выражались в переходе от статичных композиций к более динамичным, с ярко выраженным стремлением к вертикальному пирамидальному построению. Это сопровождалось конструктивными изменениями сводчатого покрытия, приобретавшего трехлопастное очертание, лучше, чем позакомарное, отвечавшее климатическим условиям Руси. Характерно и применение многоуступчатых лопаток, отвечавших вертикальному характеру композиции.
Развитие русской культуры было прервано. Героическое сопротивление разрозненных княжеств, большие потери в войсках хама Батыя и непроходимые болота спасли Новгород. Но немецко-шведские рыцари крестоносцы, поддержанные папой римским, вторглись в Новгородско-Псковские земли. Однако новгородцы и псковичи, возглавляемые князем Александром, получившим затем прозвище Невского, сумели нанести сокрушительное поражение захватчикам на льду Чудского озера (1242 г.)
Отгремело Ледовое побейте, но военная угроза и изоляция Новгорода сдерживали развитие его зодчества.
Одной из первых каменных культовых Построек после вынужденного перерыва в строительстве была небольшая церковь Николо-Липненского монастыря, находившегося в 8 км от Новгорода при впадении р. Меты н оз. Ильмень. Храм Николы на Липне, построенный в 1292 г. среди болот («линны») на островке, знаменует дальнейший этап разработки типа посадских церквей.
3.53 Церковь Николы на Липне (1292 г.) близ Новгорода: а — поперечный разрез; б — план; в — западный фасад
3.54 Объемно-пространственное и конструктивное решения (по П. Н. Максимову) церкви Николы на Липне близ Новгорода
Небольшой, квадратный н плане, с четырьмя столбами и одной апсидой объем храма производит целостное впечатление (рис. 3.53).
Заметной становится тенденция к отказу от аскетичности внешнего вида и приданию храмам более праздничного облика. Так, церковь Николы на Липне, как и Перынското скита, имеет снаружи только угловые лопатки, четко ограничивающие ее объем. Композиционную целостность фасадам придает трехлопастное выразительное завершение. Криволинейное очертание покрытия дополнено орнаментальной полосой зубчиков и аркатурой, чего не было в Перынском храме. Характер аркатурного завершения напоминает романские постройки в Прибалтике. Крестообразная структура храма символически выражена на его фасадах: соответствующим расположением оконных проемов и ниш зодчие создали огромный крест на всю высоту западной, северной и южной стен (см. рис. 3.53). Всем понятный в то время символ повторен также в нишах в виде каменных рельефных крестов. Компоновка окон, освещавших среднюю часть храма, подчеркивала центральную ось фасадов, на которой находятся входы и крупные полукруглые ниши с фрескам. Динамика криволинейных форм логичнее завершена пропорциональной всему объему главой. Полуциркульные кривые проемов и ниш находят своеобразна отзвук в обрамлениях — «бровках» окон барабана, а аркатурный карниз храма повторяется в его главе.
Изменения коснулись не только внешнего вида культовых зданий, но и строительных приемов. Новгородские мастера отказываются от добавления в раствор толченого кирпича, перестают делать в стенах кирпичные прослойки, заменяя их рядами плитняка, и более рационально используют строительные материалы. Стены они кладут из дешевого местного, грубо обработанного камня, а для более нагруженных и ответственных частей столбов, подпружных арок, сводов, проемов и декоративных Деталей употребляют, как правило, кирпич или отборный плитняк. Характером также переход от плинфы к брусковому кирпичу. Приобрели иной оттенок и фасады храма. Нюансная оранжевато-коричневая гамма сменилась более контрастной — бело-коричневой. На фоне затертых известью (для большей долговечности) стен ярко выделялись кирпичные карнизы и обрамления, как драгоценные камни, сверкали краски фресок над входами в храм.
В первой половине XIV в. Встречаются церкви с разновеликими притворами и нерасчлененными плоскостями стен (Спаса на Ковалеве—1345 г.), сооружаются храмы с щипцами и трехчастным членением фасадов лопатками (Николы Белого в Неревском конце—1312—1313 гг.). Однако со второй половины XIV в. господствующим типом культовых построек становится четырехстолпный одноапсидный храм с поскатным покрытием и одной главой.
Крупная церковь Федора Стратилата на Ручью (1360—1361 гг.) была построена всего за год на средства посадника — боярина Семена Андреевича. Он позаботился не только о «достойном» облике храма, но и об устройстве на обширных «полатях» придела своему покровителю Симеону Дивногорцу, а также помещений для хранения ценностей. С той же целью были предусмотрены потайные каморки в толще стен.
Своды храма имеют более плоское трехлопастное очертание, форма которого приближается к поскатному покрытию; это получило отражение в многолопастной кривой, завершающей стены (рис. 3.55). Плоскость стены снаружи мастера расчленяют, как и в ранних церквах, лопатками, которые отвечают внутренним столбам четырехугольного сечения. Простота форм сочетается с величественностью. Узкие небольшие окна и стрельчатые ниши размещены в два яруса высоко над землей. Постепенное движение масс вверх, подчеркиваемое динамикой вертикальных линий узких лопаток и тяг на апсидах, сопровождается нарастанием пластических деталей, которые достигают своего апогея в завершении барабана. Устойчиво опираясь на мощные, особенно внизу, стены, храм с достоинством держит свою изукрашенную главу.
3.57 Общий вид и фрагмент церкви Спаса Преображении на Ильине улице (1374 г.) в Новгороде
Очень близок по объемно-пространственной структуре церкви Федора Стратилата храм Спаса на Ильине улице, построенный «уличанами» и боярином Василием Даниловичем. В этом храме богатого городского прихода наиболее ярко выражены черты новгородского зодчества периода его расцвета Значительные размеры (около 15×15 м) усиливают впечатление торжественности и светской праздничности (рис. 3.57). Плоскости стен украшены трех- и пяти-лопастными бровками, образно повторяющими конструктивные элементы, рельефными крестами и различной формы проемами. Увеличение декоративных деталей сочетается с упрощенным очертанием покрытия храма, которое лишено криволинейности и приобрело геометрически правильную поскатную форму, весьма целесообразную в условиях Севера.
В XV столетии завершается «золотой век» новгородской культуры.
3.58 Евфимиева палата на Владычном дворе (1433 г.) в Новгороде
Владыка Евфимий, противник Москвы и сторонник западной ориентации, для усиления своего авторитета пред-принимает перестройку епископского Владычного двора в Новгородском детинце (1430—1440-е годы). Из комплекса зданий, включавшего дворцовые постройки, часовую башню, церковь и склады, лучше всего сохранилась Евфимиева палата (1433 г.). Главное парадное помещение этого здания представляло большую квадратную палату площадью почти 150 м2, служившую, очевидно, для заседаний Совета господ (рис. 3.58). Она перекрыта четырьмя вспарушенными крестовыми сводами с нервюрами, опирающимися на центрально расположенный столб. Конструкция палаты и особенно ее интерьер, близкий готическим залам Европы, наглядно запечатлели «западничество» Евфимия. Из летописи известно, что палата строилась мастерами «новгородскими и немецкими из-за моря».
3.59 Церковь Димитрия Солунского на Славкове улице (1463 г.) в Новгороде
Культовые постройки XV в. становятся скромнее, уменьшаются в размерах. Отличительной их чертой является воз-ведение хозяйственного подцерковья для хранения ценного имущества заказчиков. Постановка храмов на полуподвальном этаже обусловила устройство крылец или папертей для входа в церковь. Небольшие, приближенные к размерам человека крыльца, более широкие маленькие окна, подобные жилым, лишали храмы величия и придавали им более уютный, интимный характер. Этому способствовали также декоративные вставки из узорной кирпичной кладки, напоминающей народную вышивку (рис. 3.59). Широкие полосы кирпичного узорочья размещались в верхних частях
стен, что отвечало возросшему использованию в постройках XV в. кирпича, особенно в их завершающих частях.
Примечательно возведение в годы соперничества с Московским великим княжеством ряда храмов в архаичных формах XII в., с позакомарным покрытием, которые должны были, по мысли их создателей, подымать патриотический дух новгородцев.
После присоединения Новгорода в 1478 г. к Москве его архитектура, сохраняя своеобразие, развивается в русле общих тенденций русского зодчества.