пинский иезуитский коллегиум история
Наследие Пинска
Иезуитский коллегиум
Пинский коллегиум иезуитов был построен в 1635-48 годах.
Коллегиум – самое старое здание Пинска – настоящий патриарх пинской старины. Ни один его фасад не похож на другой, а три фигурных фронтона сбивают с толку – какой же из них считать главным – северный с пинскими курантами, установленными на нём в советское время, западный или восточный?
Здание коллегиума то походит на неприступную скалу, поддерживаемую башней-контрфорсом, то раскрывается, подобно книге. В его облике соединились мастерство строителей и каменщиков, владевших совершенными пропорциями ренессанса и умевших удивлять – как этого требовало от художника, склонное к вычурности барокко.
Со стороны бывшего внутреннего дворика сквозь частые переплёты рам сияют окна трёх этажей. По бокам криволинейных фронтонов – спиралеподобные свитки волют. Красная черепичная крыша несёт на себе два ряда высоких белых печных труб. Первый этаж опоясан клуатром (крытой галереей), позднее заложенным. А широкое крыльцо и весь раскрытый в сторону площади и моста Г-образный коллегиум словно обращается к жителям и гостям Пинска с приглашением полюбоваться его величием и войти под его своды.
Могучие 1,5-2-хметровые стены коллегиума хранят холодное дыхание вечности. Среди этих стен соперничали в красноречии знаменитые преподаватели. Иезуитам удалось создать самую передовую для своего времени систему образования, в которую входил и пинский коллегиум. Вместе с коллегиумом в Полоцке он занимал высшую ступень среди иных иезуитских коллегиумов Беларуси и от университета отличался тем, что не имел права присуждать учёные степени. «Общество Иисуса» учило задаром, принимало в коллегиум и католиков, и православных, как шляхтичей, так и способных мещанских и крестьянских детей.
Стараниями генерала ордена иезуитов ученого-энциклопедиста словенца Габриэля Грубера (1740 – 1805) в пинском коллегиуме появились физический, минералогический, астрономический кабинеты, а классы, коридоры, часовню и трапезную коллегиума украсили ценные иконы, картины и скульптуры основателей. Была создана богатая библиотека, которая в 1940 г. вывезена в Ленинград и по сей день утрачена для Пинска и Беларуси. При коллегиуме находилась типография, где наряду с книгами на латинском и польском языках духовного содержания были напечатаны поэтические сборники его учеников, а также сборники «Публичные забавки» и «Домашние забавки» старосты Новогрудского повета Казимира Неселовского.
В особом двухэтажном помещении находилась старейшая на Полесье аптека. Здесь появился и первый полесский театр, не профессиональный, а всего лишь школьный, где ставили разные мистерии из жизни святых, на которые приглашалась местная шляхта.
Гордость коллегиума – это его выпускники. Здесь удивлял преподавателей своими способностями и жаждой знаний будущий знаменитый поэт, историк и религиозный деятель Адам Нарушевич (1733 – 1796), который родился на Пинщине поблизости Логишина. Он один из основателей польской просветительской поэзии и автор многотомной «Истории польского народа».
Старый коллегиум повидал и двух монархов. В 1706 году – шведского короля Карла XII, который с высокой костёльной колокольни обозревал окрестности Пинска в подзорную трубу, определяя возможность прохода на Волынь. В 1784 г. здесь в бывшем монастыре иезуитов остановился польский король Станислав Август Понятовский, в заслугу которого можно смело поставить создание в Речи Посполитой «Адукацийной Комиссии» – первого в Европе Министерства образования.
В 1773 году в связи с ликвидацией ордена иезуитов монастырь был закрыт, его имущество конфисковано. Потом он стал собственностью униатов, но не надолго. После разделов Речи Посполитой в 1800 г. монастырь вместе с имуществом передаётся Богоявленскому православному монастырю, а в 1875 году сюда переводят Ляданское духовное училище. Среди бур саков, которые занимались в эту пору в пинском коллегиуме, был будущий учёный-экономист, редактор-издатель «Нашай Нівы»» (1906-14) и других белорусских изданий, государственный деятель белорусского Возрождения Александр Никитич Власов (1874 – 1941), ставший, как и многие другие представители белорусской интеллигенции, жертвой сталинских репрессий.
В 20-е – 30-е гг. XX века костёл и коллегиум снова принадлежали католикам.
В 1919 году у его подножия произошла трагедия – по ложному обвинению в подготовке большевистского заговора были расстреляны 34 пинских еврея.
В советское время здесь размещалось множество учреждений, что и спасло коллегиум от участи уничтоженного в 1953 году храма.
После реставрации в 1995 – 1996 годах сюда переехал Музей Белорусского Полесья, которому в 2006 году исполнилось 80 лет.
Самый верхний этаж коллегиума отдан юным талантам. Здесь находится детская хореографическая школа.
КОЛЛЕГИУМ ИЕЗУИТОВ
Шесть веков пинской истории ушли в землю, не оставив на поверхности значимых следов. Пинск горел и разрушался…
Six centuries of the history of Pinsk went into the ground, leaving significant traces on its surface. Pinsk was being burnt and destroyed.
Старейший исторический и архитектурный памятник столицы Полесья – это монументальный коллегиум, расположенный на главной площади Пинска. Прежде коллегиум входил в ансамбль иезуитского монастыря, построенного в XVII в. на средства канцлера великого литовского, виленского и пинского старосты Альбрехта Станислава Радзивилла (1593-1656), одного из образованнейших людей своего времени. В строительстве монастыря, которое длилось более четырех десятилетий, участвовало несколько поколений зодчих.
The oldest historical and architectural monument of the capital of Polessye is the monumental Collegium, located in the main square of Pinsk. Primarily, the Collegium was a part of the ensemble of the Jesuit monastery, built in the XVII century, at the expense of the Lithuanian Grand Chancellor, Vilna and Pinsk headman Albrecht Stanislaw Radziwill (1593-1656), one of the most educated men of his time. Several generations of architects were engaged in the construction of the monastery that lasted for more than four decades.
Три столетия доминантой монастырского комплекса и всего города был грандиозный костел Святого Станислава (1636-1647), равного которому не было во всем Великом княжестве Литовском. Величественная святыня послужила на своем веку иезуитам, потом базилианам, была православным Богоявленским собором и всегда оставалась символом города над Пиной, который издалека очаровывал и притягивал к себе. На башню костела в 1706 г. поднимался шведский король Карл XII, чтобы обозреть окрестности Пинска в поисках пути на Волынь.
Тры стагоддзі дамінантай кляштарнага комплексу і ўсяго горада быў грандыёзны касцёл Святога Станіслава (1636-1647), роўнага якому не было ва ўсім Вялікім княстве Літоўскім. Велічная святыня спачатку служыла езуітам, потым – базыльянам, была праваслаўным Богаяўленскім саборам і заўсёды заставалася сімвалам горада над Пінай, які здалёк зачароўваў і прыцягваў да сябе. На вежу касцёла ў 1706 г. уздымаўся шведскі кароль Карл XII, каб агледзіць наваколле Пінска ў пошуках шляху на Валынь.
For three centuries a great church of St. Stanislaus (1636-1647) was a dominant of the monastery complex and the whole city. There was no equal to it on the territory of the Grand Duchy of Lithuania. The majestic shrine served the Jesuits in its time, then the bazilians, it was also the Orthodox Cathedral of the Epiphany and had always been a symbol of the city on the River Pina, which fascinated and attracted from afar. The Swedish King Charles XII visited the cathedral in 1706 in order to observe the neighborhood of Pinsk from the tall tower looking for a possible pass-through to Volhynia.
Могучие стены и своды коллегиума хранят дыхание вечности. Когда-то здесь блистали красноречием знаменитые профессора. Иезуитам удалось создать самую передовую в Европе систему образования. Они учили бесплатно, давая шанс стать образованными людьми бедным и богатым, не делая разницы между католиками и православными.
Магутныя сцены і скляпенні калегіума захоўваюць дыханне вечнасці. Калісьці тут бліскалі красамоўствам знакамітыя прафесары. Езуітам удалося стварыць самую перадавую ў Еўропе сістэму адукацыі. Яны вучылі задарма, даючы шанец стаць адукаванымі людзьмі бедным і багатым, не робячы розніцы паміж каталікамі і праваслаўнымі.
The mighty walls and vaults of the Collegium keep the breath of eternity and the eloquence of famous professors. The Jesuits managed to create the most advanced education system in Europe. They taught free of charge, giving the rich and poor a chance to become educated, without making the difference between the Catholics and the Orthodox
Полоцкий и Пинский коллегиумы считались лучшими в Великом княжестве Литовском – полный курс обучения (12-13 лет) обеспечивал университетский уровень знаний, с той лишь разницей, что здесь не присуждались ученые степени.
Pinsk and Polotsk Collegiums were considered to be the best in the Grand Duchy of Lithuania; a full course of studying (12-13 years) provided the university level of knowledge, with the only difference, no scientific degrees were awarded.
В коллегиуме была богатая библиотека (в 1940 г. Вывезена из Пинска в Ленинград). Здесь действовала типография, где печатались литературные пробы учащихся. Студенческий театр разыгрывал мистерии из жизни святых. Первая на Полесье аптека тоже появилась в иезуитском монастыре.
У калегіуме была багатая бібліятэка (у 1940 г. вывезена з Пінска ў Ленінград). Тут дзейнічала друкарня, дзе друкаваліся літаратурныя пробы навучэнцаў. Студэнцкі тэатр разыгрываў містэрыі з жыцця святых. Першая на Палессі аптэка таксама з’явілася ў езуіцкім кляштары.
There was also a rich library in the Collegium (It was removed from Pinsk to Leningrad in 1940) and a printing house, which published the literary works of the students. The student theater played the mysteries of the saints’ life. The first drugstore on the territory of Polessye also appeared in the Jesuit monastery.
В числе знаменитых выпускников коллегиума были историк, поэт, религиозный и общественный деятель Адам Нарушевич (17331796), публицист и педагог Анастаз Людвиг Керсницкий (1678-1733), философ, географ, историк, педагог и религиозный деятель Кароль Вырвич (1717-1793), политический и хозяйственный деятель, реформатор Матеуш Бутримович (1745-1814).
У ліку знакамітых выпускнікоў калегіума былі гісторык, паэт, рэлігійны і грамадскі дзеяч Адам Нарушэвіч (1733–1796), публіцыст і педагог Анастаз Людвіг Керсніцкі (1678-1733), філосаф, географ, гісторык, педагог і рэлігійны дзеяч Караль Вырвіч (1717-1793), палітычны і гаспадарчы дзеяч, рэфарматар Матэуш Бутрымовіч (1745-1814).
A historian, poet, religious and social activist Adam Narushevich (1733-1796); a publicist and educator Anastaz Ludwig Kersnicki (1678-1733); a philosopher, geographer, historian, educator and religious leader Karol Wyrwich (1717-1793); a politician and businessman, Mateus Boutrimovich (1745-1814) were among the famous graduates of the Collegium.
Памятае стары калегіум езуіцкага прапаведніка Андрэя Баболі, які прыняў у 1657 г. пакутніцкую смерць ад казакоў на янаўскім рынку і кананізаваны каталіцкай царквой у 1938 г. У крыпце касцёла многія гады знаходзіліся яго святыя мошчы.
The old Collegium remembers the old Jesuit missionary Andrew Bobolia, canonized by the Catholic Church in 1938 for his martyrdom of Cossacks on Yanov market in1657. His holy relics used to be buried in the crypt of the church for many years.
В эпоху Российской империи в бурсе, что размещалась в коллегиуме, учился Александр Власов (1874-1941), видный деятель белорусского Возрождения, редактор издатель «Нашай Нівы», ученый-экономист.
У эпоху Расійскай імперыі ў бурсе, што размяшчалася ў калегіуме, вучыўся Аляксандр Уласаў (1874-1941), бачны дзеяч беларускага Адраджэння, рэдактар выдавец «Нашай Нівы», вучоны-эканаміст.
In the era of the Russian Empire, Alexander Vlasov (1874-1941), a prominent figure of the Belarusian Revival, a publisher and editor of «Nasha Niva», a scientist and economist studied in the seminary, which was located in the Collegium at that time.
Сегодня мраморные ступени коллегиума ведут в Музей Белорусского Полесья, в экспозиции которого представлено немало интересных экспонатов, рассказывающих о природе, этнографии и истории Полесья. Гордость музея – «Полесская Третьяковка» – картинная галерея, где собрано более 2000 картин, в том числе портреты исторических личностей из коллекции князей Радзивиллов.
Today the marble steps of the Collegium lead to the Museum of the Belarusian Polessye. The exhibition represents many interesting exhibits, telling about the nature, history and ethnography of Polessye. The pride of the museum is «Tretyakov Gallery of Polessye» – an art gallery that includes more than 2000 paintings, as well as portraits of great figures of history from the Radziwills’ collection
Коллегиум иезуитов в Пинске, Беларусь: история, описание, фото
Пинск, пл. Ленина, 22
Архитектура и градостроительство
В Пинске – одном из древнейших городов Беларуси с интересной многостраничной историей – располагается несколько заслуживающих внимания достопримечательностей, которые пользуются неослабевающей популярностью у гостей со всего света. И одной из них является сохранившееся на сегодняшний день здание иезуитского коллегиума.
Внушительная часть знаменитого ансамбля монастыря
В Беларуси действовало множество коллегиумов иезуитов, которые занимались воспитанием подрастающего поколения в рамках принципов и идеологии противников реформации. Одним из наиболее влиятельных, долгое время считался именно Пинский коллегиум.
Первые представители ордена Иисуса Христа появились на территории города примерно в 1630 году по приглашению стольника М. Ельского. Однако для полноты функционирования необходимо было построить коллегиум. Для этого было выбрано довольно знаковое место в городе – на главной площади и, одновременно с этим, на живописном берегу реки.
Началось все в 1640 году со строительства храма – костела Святого Станислава. Рядом же располагалась школа на полсотни человек.
Однако начиная с 1648 года город, известный своим выигрышным геополитическим и торгово-экономическим положением, стал подвергаться многочисленным и уничтожающим все на своем пути набегам, сперва казацких отрядов, позднее московских. В результате, несмотря на то, что сам храм иезуитов почти не пострадал, были уничтожены многочисленные жилые и учебные постройки, что привело к необходимости строительства кирпичного здания коллегиума иезуитов. Официальное открытие его состоялось в 1675 году.
За стенами коллегии
Основной и первостепенной функцией Пинского коллегиума иезуитов являлось обучение. Здесь располагалась одна из лучших школ, дающая пятилетнее образование, а также четырехлетнее философско-богословское отделение.
Сама структура здания, выполненного в симбиозе чистых стилей ренессанса (галерея открытого плана на первом этаже, наличие окон правильной прямоугольной формы) и барокко (крыша французского «ломаного» типа вкупе с пилястрами и расположенными по центру сооружения часами-курантами), располагала к учебному процессу. Первый этаж занимали классы и столовая, а на втором этаже, помимо крупнейшей в стране библиотеки и лаборатории, располагались жилые помещения, где и проводили свободное время ученики и монахи.
За годы своей истории в здании коллегиума иезуитов располагались также типография (с 1729 года), первая в Беларуси аптека, позднее, в начале XIX века, мужской Богоявленский монастырь, в 1925 году – духовная семинария.
С приходом к власти советов целиком поменялось функциональное назначение здания коллегиума – здесь стали помещаться офисы администрации и различных общественных учреждений.
После Второй мировой войны (которая, к слову, полностью уничтожила расположенный поблизости храм иезуитов) здание подверглось небольшой реставрации, после чего, в 1965 году здесь появилась Картинная галерея. Само же сооружение признали памятником архитектуры.
На сегодняшний день коллегиум иезуитов в Пинске представляет собой достойную часть музея Белорусского Полесья. Первые визитеры прошлись по длинным коридорам некогда религиозного сооружения в 1996 году, и теперь сюда ведут многочисленные маршруты экскурсионных программ по Беларуси.
История Пинска
Большое здание оригинальной архитектуры видно с любой точки центральной площади города и в плане напоминает букву «Г”, верхняя короткая часть обращена к Пине, а более длинная идет почти перпендикулярно от реки к нынешней площади Ленина. Здание поражает своей монументальностью, монолитностью, объемностью. Кажется, будто это одно из случайно сохранившихся мощных оборонительных сооружений, хотя, конечно, это оставшийся монумент из целого ряда церковных зданий.
В XVI веке в истории Европы произошло событие, оказавшее воздействие на судьбы многих народов: с целью борьбы с реформацией был образован орден Иисуса Христа. Для распространения своих идей иезуиты в различных странах начали создавать резиденции, среди которых распространенными стали коллегиумы — монастыри-школы, где ученики воспитывались в духе преданности делу ордена.
Одним из самых состоятельных монастырей ордена в Беларуси по праву считался Пинский. Сюда иезуитов пригласил в 1630 году местный стольник М.Ельский, который подарил им собственный дом. А в 1632 году они получили значительное пожертвование на обустройство от канцлера Великого княжества Литовского Альбрехта Станислава Радзивила, одновременно занимавшего должность пинского старосты. Находился монастырь в восточной части главной рыночной площади города. Рядом с ним размещались многочисленные торговые ряды и несколько раз в год устраивались знаменитые на всю страну ярмарки. На другой же стороне площади, напротив монастыря, располагался мощный Старый замок с высокими насыпными бастионами.
Разместившись в бывшей усадьбе Ельского, иезуиты первым делом стали готовить место для возведения храма. Городские власти шли им навстречу и даже согласились несколько изменить направление улицы Озёрской, которая теперь стала огибать монастырь. До конца 1640-х годов был построен величественный барочный костёл св. Станислава с двумя башнями-звоницами на главном фасаде. Начала свою деятельность при монастыре и школа, которую ежегодно посещали до 50 детей местных жителей. Однако спокойная жизнь Пинска закончилась в 1648 году, когда город захватил казацкий отряд Небабы, посланный сюда гетманом Богданом Хмельницким. Все зажиточные горожане и монахи, не успевшие покинуть Пинск, были убиты, а монастыри разграблены. Захват же в 1655 году города московским отрядом князя Волконского чуть не стал для него роковым – в огне пожаров, уничтоживших большую часть Пинска, погибло около четырнадцати тысяч горожан.
Возрождение Пинского иезуитского монастыря началось в 1650-е годы. Храм уцелел и нуждался лишь в небольшом ремонте. Однако бывший дом Ельского, где размещались школа и кельи монахов, сгорел. В итоге было принято решение о закладке рядом с костёлом, на берегу реки, прямоугольного трёхэтажного корпуса коллегиума, который был возведён к 1675 году.
Прежде всего, была сделана попытка поточнее установить время строительства здания. Различные исследователи называют два года — 1631 и 1656. По письменным источникам удалось установить, что трехэтажный корпус был окончен в 1675 году. Проведенные натурные исследования позволяют понять причину подобного расхождения.
В декоре оконных обрамлений и простенков первого и второго этажей здания прослеживаются позднеренессансные черты, которые могли возникнуть в первой половине XVII века. Третий этаж отделен от нижних развитым карнизом, накрыт кровлей с фигурным фронтоном и волютными завершениями. Подобные элементы, а также отсутствие декора на стенах характерны для периода барокко, которое утвердилось в Беларуси в середине XVII века. Отсутствие стилистической целостности здания позволяет сделать вывод о неодновременности возведения его различных частей.
На разновременность возведения различных частей коллегиума указывают также и особенности использованного строительного материала. Ренессанская его часть от основания фундамента построена из кирпича размером 33х17х9 сантиметров, который был распространен в Беларуси с конца XVI века. В середине XVII века ему на смену приходит кирпич меньшего размера — 27х12х5 сантиметров. Именно из него и построена угловая башня-контрфорс, отдельные части третьего этажа и стены чердачной части. Фундамент этого памятника архитектуры имел глубину в пять метров, что на полметра больше чем аналогичное сооружение в знаменитом Мирском замке. Необходим он был для того, чтобы удерживать мощные стены коллегиума, толщина которых на нижнем этаже достигала двух метров.
Коллегиум построен на средства магната Станислава Альберта Радзивилла, канцлера Великого княжества Литовского. После упразднения в 1773 году ордена иезуитов, здание служило в качестве православного монастыря, а с 1918 года оно вновь стало собственностью католического прихода.
Общий вид здания типично барочный, хотя видный белорусский исследователь В. Чантурия видит в нем черты ренессанса, а именно в декоре окон и простенках. Очень интересно, хотя и довольно типично для подобных сооружений двухскатная крыша с фигурным фронтоном, подчеркивающая законченность и соразмерность всей композиции. Несмотря на то, что здание коллегиума всего лишь трехэтажное, оно кажется значительно выше, крупнее. Такое впечатление достигается благодаря сложности архитектуры самого здания, в частности, сочетанием его элементов, различной величиной окон.
Архитектурное решение фасадов коллегиума тоже довольно уникально. Для Беларуси всегда был характерен синтез нескольких стилевых направлений. В данном случае, это достаточно редкое объединение отдельных отличительных черт, характерных ренессансу и барокко. Так прямоугольные окна, своеобразная форма наличников и открытая галерея-аркада на первом этаже со стороны двора целиком соответствуют признакам ренессанса. А от барокко архитекторы заимствовали пилястры и так называемую французскую «ломаную крышу”. Именно последняя придаёт зданию оригинальный вид и делает его композицию более динамичной. Определённый же вертикализм конструкции коллегиума, свойственный позднему барокко и рококо, достигается благодаря 24 высоким печным трубам. Представляют интерес и уцелевшие большие часы-куранты, размещённые в центре фронтона торца здания, обращённого к костёлу.
Внутренняя планировка коллегиума имела коридорную схему. На первом этаже размещались классы, общая столовая и хозяйственные помещения. На втором и третьем – лаборатории, библиотека, а также жилые помещения учеников и монахов. Отдельные помещения были расписаны настенными фресками (школьный театр, ряд классов). Пол был выложен белыми глиняными плитками. Многочисленные камины и печи украшены изразцовыми плитками в основном зелёного цвета с геометрическим, солярным и зооморфным орнаментом. Под коллегиумом находились большие подвалы, которые сейчас частично засыпанные землёй.
Во время археологических раскопок Т. Равдиной к юго-западу от площади Ленина были обнаружены майоликовые плитки, предназначенные для вымостки пола. В 1982 году при исследованиях коллегиума были обнаружены фрагменты плинф. Такие находки наведили на мысль о возможности включения давнего здания в комплекс иезуитского коллегиума. С целью проверки такого предположения в 1985 году на месте «теплой церкви”, разрушенной в начале нашего века, были проведены раскопки. Оказалось, что «теплой церквью” является перестроенная в XIX веке аптека при коллегиуме, которая была возведена во второй половине XVII века из бороздчатого кирпича.
Самая первая аптека, ранняя типография, богатая библиотека и знаменитые имена
Значительные средства тратились на повышения уровня преподавания в коллегиуме. Вскоре учебная программа возросла до пяти классов, которые могли посещать все желающие. Кроме того, тут ещё действовало и дополнительное 4-летнее философско-богословское отделение, которое готовило воспитанников к поступлению в иезуитский орден. Прекрасные преподаватели со всей Европы, значительное количество учебно-методических инструментов и оборудования, а также превосходная библиотека сделали Пинский коллегиум одним из самых популярных в Беларуси, и к концу XVII века тут ежегодно училось уже до 700 юношей со всей Речи Посполитой. Помимо учебного заведения, очень известного в Великом княжестве Литовском, в коллегиуме и в монастыре в разные годы находились аптека, типография, библиотека.
Есть сведения, что аптека при коллегиуме является первой в Беларуси и по своему историческому возрасту она старше тех, что сейчас стали аптеками-музеями в Таллинне, Риге, Каунасе и Львове.
Вполне конкретные данные существуют о типографии при иезуитском коллегиуме и еще более точные — о богатейшей библиотеке, включавшей книги, рукописи, грамоты и другие документы на многих языках. Два вагона этой литературы в 1940 году были отобраны для комплектования книжных хранилищ, Ленинграда. И, вполне возможно, что хотя бы часть уцелела и ее необходимо вернуть. Переговоры об этом уже велись с российской стороной на правительственном уровне.
Не является исключением пинский коллегиум, как иезуитская школа, где молодые талантливые люди делали первые шаги на пути приобретения образования в европейских университетах и академиях. К примеру, в середине XVII века среди монахов Пинской коллегии был иезуит А.Боболя, которого жестоко пытали, а затем и убили казаки в 1657 году за его миссионерскую деятельность. Гроб с телом мученика до 1808 года хранился в Пинске. Сейчас же мощи святого (канонизирован Ватиканом в 1867 году) находятся в одном из костёлов Варшавы. Наиболее яркое имя — Адам Нарушевич, историк и поэт, церковный деятель. Родился он в 1733 году на Пинщине. Автор фундаментального семитомного труда «История польского народа”. Собрал двести тридцать томов археографических источников, среди которых много документов белорусского происхождения.
Однако славная история Пинской иезуитской коллегии прервалась в 1773 году, когда Ватикан на время распустил этот монашеский орден. Первоначально в здании коллегиума разместилась светская школа, но в 1787 году он отошёл к униатам (тут была резиденция епископа), а в 1800 году его отдали под мужской православный Богоявленский монастырь. Иезуиты вернулись в Пинск лишь в 1919 году. С согласия властей Польши в 1925 году в коллегиуме была открыта их духовная семинария, а с 1937 года начал деятельность и новициат (учебное заведение, подготавливающее ко вступлению в орден). Но уже в 1939 году Западная Беларусь была присоединена к БССР и в бывшем монастыре разместились различные административные и общественные учреждения.
Во время Великой Отечественной войны иезуитский комплекс в Пинске был серьёзно повреждён и нуждался в ремонте. По проекту реконструкции центра города предусматривалось его полное уничтожение. Однако необходимость переселения из здания бывшего коллегиума большого числа разместившихся тут организаций заставила власти скорректировать свои планы. В результате в 1950-е годы были взорваны иезуитский костёл и торговые ряды начала XIX века. Пинский коллегиум же был отреставрирован. А его знаменитые часы-куранты в память о погибших в годы войны стали играть мелодию песни «Где же вы мои друзья однополчане”. В 1953 году он получил статус памятника истории и культуры республиканского значения. А в 1965 году тут начала свою деятельность Картинная галерея, которая по богатству экспозиции была одной из лучших в Беларуси. Тут выставлялись произведения из собраний Радзивилов, творения Айвазовского, Шишкина, Васнецова, Кончаловского и пр.
Новый этап жизни коллегиума наступил в 1980 году, когда было принято решение о полной его передаче музею Белорусского Полесья. После продолжительной реставрации в 1996 году обновлённый музей принял первых своих посетителей.
- пиноккио правдивая история трейлер на русском
- пинский мясокомбинат колбаса история