писатели о крещении руси

Писатели о крещении руси

Аннотация. Сборник дает представление об основных концепциях русской и советской исторической науки по введению христианства на Руси. Вступительная статья характеризует общее состояние науки по этой проблеме. Приложение включает выдержки из древнерусских летописных и внелетописных, а также иностранных источников, связанные с «крещением Руси». Рассчитан на научную общественность, партийных работников, пропагандистов и на всех интересующихся историей нашей Родины.

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

Также по теме читайте:

Фроянов И.Я. Об историческом значении «крещения Руси» // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 10. Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы идеологии и культуры. Межвузовский сборник. Л. С.30-58.

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

Нельзя обойтись без этой монографии:

Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск, 2003.

Аннотация. Книга посвящена первым векам истории христианства на Руси. В увлекательной форме автор рассказывает о быте и верованиях восточных славян, проникновении христианства на территорию Восточной Европы, месте и роли церкви в древнерусском обществе. Особое место в работе отводится рассмотрению восточнославянского язычества, сохранявшего необычайную живучесть на протяжении нескольких столетий после крещения Руси.
_____________________
Книга представлена в двух форматах: FB2 и DOC.

Источник

Крещение Руси и древнерусская литература

Произнесите слова «крещение Руси» – и выражение лиц почти всех ваших собеседников станет значительным и даже заинтересованным. Собеседник интеллектуального склада продолжит: «Ну да… Кризис Римской империи – раннее христианство – византийское православие – просветительская миссия Кирилла и Мефодия – крещение Болгарии – крещение Руси». Собеседник эмоциональный сразу перескочит мыслью: «Крещение – та же перестройка. Тоже радикальная, тоже сверху, тоже через сопротивление…» Практически настроенный собеседник осведомится: «А, собственно, в каком месяце состоялось крещение? Не холодно было лезть в воду?»

Эти и иные вопросы хороши тем, что предполагают ответы на основе науки, то есть доказанности явлений. Но в самом деле: юбилей юбилеем, а что мы имеем – в научном отношении?

Научные результаты: точная хронология крещения Руси остается недостаточно проясненной. Записей, близких по времени к этому событию X века, не сохранилось; более поздние письменные источники, особенно летопись XI – XII веков, пересказали и смешали разные легенды о крещении, притом не всегда внятно изложенные. По предположениям наших современных историков, которые продолжают спорить друг с другом, сначала принял христианство киевский князь Владимир Святославич – в марте 988 года (или в январе 988 года, или в январе-феврале 989 года), а киевляне крестились в мае 988 года (или летом 989 года, или даже в августе 990 года). Твердых свидетельств в памятниках пока не обнаруживается.

Об идейном значении принятия христианства можно говорить с большей определенностью: тут источники многочисленны и красноречивы. Правда, трудно обнаружить что-либо принципиально новое: тексты-то давным-давно известны, новых нет. Пока приходится накапливать оттенки, открывающиеся при внимательном анализе памятников – и при традиционных, и при не совсем привычных подходах. Традиционным и очень плодотворным в науке является, например, стремление охарактеризовать не только узкоцерковное, а относительно более мирское, светское, а именно конкретное идейно-политическое значение крещения Руси (работы историков же – Б. Грекова, С. Бахрушина, И. Будовница, А. Кузьмина, О. Рапова, И. Фроянова, А. Поппэ и др.).

О комплексе таких, так сказать, «обществоведческих» писательских представлений (преимущественно на тему «бог и Русь») и пойдет речь. Они получили в литературе довольно полное выражение не сразу, а в течение 100 – 130 лет после крещения, в особенности в летописном своде конца XI – начала XII века «Повести временных лет». Хотя летопись складывалась постепенно и у нее было несколько сменивших друг друга составителей, но они в известной мере «договорились» между собой, и комплекс их философских представлений о Руси отличался связностью и оптимизмом. Начнем с «Повести…»

Эта «Речь философа» в летописи создавала впечатление приобщенности Руси к мировому процессу, потому что «философ» обращался уже к киевскому князю Владимиру Святославичу, который его заинтересованно слушал, перебивал вопросами и от имени своей земли и своих предков – «отцов наших» – выносил суждения о разных верах и мировоззрениях. Само слушание речи Владимиром было представлено летописцем на фоне многочисленных предшествующих неравнодушных замечаний о месте Руси в мире «по мнозехъ же времянех» после потопа, когда среди других народов и стран «нача ся прозывати Руска земля», и от моравов пришла «грамота словеньская, яже грамота есть в Руси», и в мировом христианстве («хрестиане, елико земль») возникло «руское познанье къ богу».

В других статьях «Повести временных лет» (например, под 983 и 988 годом) эта единая линия развития от сотворения мира богом до появления «новых» (крещеных) людей на Руси упоминалась кратко и эмоционально – как хорошо известная история, имеющая непосредственное отношение к персонажам летописи. Житель Киева, старавшийся сохранить жизнь своего сына, восклицал: «А богъ есть единъ… иже створилъ небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека, и далъ есть ему жити на земли». Владимир тоже видел дело рук своих в исторической перспективе: «Христе боже… призри на новыя люди сия, и дажь имъ, господи, уведети тобе, истиньнаго бога, якоже уведеша страны хреетьяньскыя».

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Источник

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей( любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника.

Задачи:1. Познакомить детей с истоками зарождения христианства на Руси, значением христианства для развития Киевской Руси, познакомиться с личностями: Ольгой, Владимиром, работать над воспитанием общерусского самосознания, общности и единства с народом, толерантности.

2. Расширить знания учащихся о творчестве художников В. Васнецова, Ф.Бронникова, В. Перова; композиторов П. И. Чайковского, М. Глинки, С. В. Рахманинова.

3.Познакомить с произведениями Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина, Я.П.Полонского.

4.Пробудить интерес к прошлому нашей Родины, воспитывать радость от процесса общения в группах, развивать умение высказывать своё мнение.

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей( любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника.

2. Расширить знания учащихся о творчестве художников В. Васнецова, Ф.Бронникова, В. Перова; композиторов П. И. Чайковского, М. Глинки, С. В. Рахманинова.

3.Познакомить с произведениями Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина, Я.П.Полонского.

4.Пробудить интерес к прошлому нашей Родины, воспитывать радость от процесса общения в группах, развивать умение высказывать своё мнение.

Оборудование:1. Репродукции картин Федора Бронникова «Крещение князя Владимира», Василия Перова «Крещение Руси»,В. Васнецова » Крещение Святого князя Владимира».

3.Запись музыкальных произведений П.И.Чайковского, М.Глинки, С.В.Рахманинова.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Тип занятия: урок открытий новых знаний.

I. Мотивация, целеполагание.

О. Чумина «Крещение Руси.»

Народ, собираясь с утра,

Толпился в волненье и страхе невольном

У вод темно-синих Днепра…

Сияли хоругви парчой золотою,

Дымились кадила окрест,

Сиял, вознесенный над всею толпою,

В руках архипастыря крест.

Под стройное пенье церковного клира

Свершался крещенья обряд,

И кротким сияньем душевного мира

Светился Владимира взгляд…

И долго глядел он на город с холмами,

На веры святой колыбель,

На Днепр, заалевший под солнца лучами,-

Руси вековую купель.

Учитель: Какова тема занятия? Подумайте, какие исторические личности помогли Руси стать Православной?( Княгиня Ольга, князь Владимир, апостол Андрей.)

Класс делится на две группы: «Юные литераторы», «Юные искусствоведы».

Задание для всех команд.

а)В каком году Русь приняла христианство? ( 988 г.)

б)Какого русского князя называют святым Крестителем Руси? Почему?(Владимира Святославовича Рюрика, он крестил Русь.)

в)Какая княгиня первой на Руси приняла христианство? ( Княгиня Ольга-бабушка Владимира.)

III. Усвоение новых знаний. Активное занятие.

1.Выступление детей: представители от каждой команды.

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

1-й ученик: После трагической гибели мужа – князя Игоря – от руки древлян Ольга не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет ее младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти все время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать. Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря ее решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на ее несправедливость, жестокость или неразумность.

2-й ученик: Владимир почти все детство провел в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую добрую старушку, но и уверенную мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью ее подчиненных. Посещал маленький Владимир и храмы, возведенные греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал все, что рассказывала внукам бабушка.

2. «Русские художники о Крещении Руси».

Выступление » Юных искусствоведов».

а) Васнецовское «Крещение Руси » (Свято-Владимирский собор 1885г.; три работы Виктора Михайловича Васнецова-» Крещение Святого князя Владимира», «Крещение Руси», иконописный образ).

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси«Крещение Святого князя Владимира»

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

1.Как готовился автор к написанию данной картины?(Изучал древние рукописи.)

3.Как относится каждое сословие к обряду?(Священники ответственно выполняют обряд Крещения, княжеская рать следит с любопытством, знать выражает смиренность.)

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

б)Василий Перов «Крещение Руси»1970г.

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

в)Федор Бронников полотно «Крещение князя Владимира»1883г.

3. «Русские композиторы о Крещении Руси».( Слушание)

Выступление команды «Юные искусствоведы».

а) С.В. Рахманинов (1873-1943) написал «Всенощное бдение» из 17 песнопений, мастерски использовав попевки знаменного распева.

б) Михаил Глинка «Херувимская песнь».

Это духовная песнь Православной церкви, получившая своё название от первых слов текста «Иже херувимы». Она поётся на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого.

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении русиГлинка

в) П. И. Чайковский «Литургия св. Иоанна Златоуста», соч 41 » Отче наш».(Слушание)

4. «Русские писатели о Крещении Руси.»

Выступление команды «Юные литераторы».

а) Василий Никитич Татищев «История Российская» глава 3 «О Крещении славян на Руси».

Цитата:» 1) От апостола Андрея, который, придя, на горах киевских крест водрузил.»

Учитель: По Библии, у Христа было 12 близких ему учеников. Назывались они апостолами. Это были обычные люди, в основном все рыбаки. Он призвал их во время своего нахождения на земле. Бог дал им великую силу, чтобы они могли с ее помощью исцелять всех больных, воскрешать из мира мертвых, изгонять нечистые силы, а также рассказывать о нем всем людям. Апостолы – это посланные. Именно они стали свидетелями того, как воскрес Иисус и вознесся на небо. В горнице Сионской на них сошел Святой дух, и после этого апостолы стали разговаривать на разных языках, укрепились в своей вере и стали настоящими проповедниками.

Выступление «Юных литераторов».

«Сон о крещении Руси. » Автор- Наталья Мартишина. Отрывок из рассказа.

5.Русские поэты о Крещении Руси.

Выступление «Юных литераторов».

а) Иван Алексеевич Бунин «Крещенская ночь» 1886 – 1901г. (Отрывок).

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!(Христианское мировоззрение созвучно с природой.)

б) Ф. И.Тютчев «Два единства» 1870г. (Отрывок.)

«Единство,- возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью. «
Но мы попробуем спаять его любовью,-
А там увидим, что прочней.

в) Я.П. Полонский » День Крещения России».Отрывок.
(15 июля 1888 года в 900-летний юбилей крещения России)

Пришла Андреем Первозванным

Взыграли омуты Днепра,

Славян пугающие боги

Разбились об его пороги,

И дрогнули богатыри,

И разбежались дикари.

О, как от утренней зари

Бегут, шатаясь, тени ночи,

И солнце радует нам очи

Так в день великого Крещенья

Сияй нам, вера! Прочь сомненья!

IV.Рефлексия «Лестница успеха».

Знаю: 1. В древности наши предки были язычниками.

2. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви.

3.Крещению Руси посвящены картины Бронникова, Перова, Васнецова.

4.Произведения русских композиторов Рахманинова, Чайковского, Глинки раскрывают

5.Христианское мировоззрение России отражается в поэзии 19 века.

Понимаю:1.Значение Крещения Руси.

3.Значение яркой личности в истории.

4.Роль писателя в жизни страны.

Умею: 1.Поддерживать беседу на тему «Крещение Руси».

2.Рассказывать об Андрее Первозванном, о княгине Ольге, Владимире- Красное

3.Объяснять темы картин художников Васнецова » Крещение Святого князя Владимира», Перова «Крещение Руси», Бронникова «Крещение князя Владимира».

4.Понимать музыку композиторов Глинки «Херувимская песнь», Рахманинова «Всеобщее бдение», Чайковского «Литургия св. Иоанна Златоуста».

Источник

Вся правда о крещении Руси

А что же здесь не так? И при чем здесь альтернативная история? Все дело в том, что важен не сам конкретный год принятия христианства, а события этому сопутствующие. Эти события, из второстепенных на первый взгляд ролей, решительно перемещаются в главные, так как меняют все представление о народах, Вере и событиях на большей территории Азии, и естественно Руси.

Иисус и Христианство

3) Монофизитство (Евтихиа;нство)- христологическая доктрина в христианстве, признающая наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество (Википедия). Проще говоря, считает Иисуса только Богом, не имеющим человеческой сущности (признано ересью в 451 году).

Последователи каждого из этих течений, считали остальных еретиками, всячески уничтожали и ненавидели больше, чем представителей других религий (впрочем, в Исламе все точно также).

Когда Христианство пришло на Русь

Почему крещение Руси сместили на 900 лет?

Понятно, что Апостольская церковь Андрея Первозванного, должна считаться СТАРШЕЙ церковью. В Риме и Константинополе такого допустить просто не могли. Поэтому, про Апостольскую церковь в Скифии предпочли позабыть, хотя Скифская Епархия и была наделена высочайшим статусом Самовластной. Евангелие (повествование о жизни Иисуса и его Учении) Андрея Первозванного предпочли счесть не каноническим и сделать вид, что его нет (только бы не дать скифской/русской церкви повода для лидерства в христианском мире).

С Запада и Северо-Запада на Русь активно проникало Арианское Христианство, имевшее распространение у германских народов. Его представления, тоже никак не противоречили языческим верованиям славян и поэтому легко проникали в общий пантеон Божеств. Стоит-ли говорить, что свободное миропредставление, которое нес людям любимый ученик Христа, не устраивало религиозных иерархов и высшую мирскую власть Запада? И тем и другим, нужно было подчинение и дисциплина, основанное на страхе, а не мирное сознание в ЛЮБВИ ко всему живому, как учил Иисус изначально. Поэтому и Апостольская церковь Андрея Первозванного и Арианство были признаны ересью и не признавались за истинные.

После обращения в «истинную» Христианскую Веру Халкидонитского толка государств Европы, настал черед Руси. С этой точки зрения, крещение княгини Ольги и князя Владимира, представляется вполне логичным. Вместе с ними, были внедрены на Русь Константинопольские архиепископы, а Скифская Самовластная Епархия прекратила свое существование. Русская Православная церковь с тех пор и до 1686 года, была под юрисдикцией Константинополя.

Это концепция Христианства получила широчайшее распространение на Востоке Азии. В 434 году в Персии оно было признано господствующим вероисповеданием (да-да, тогда в Иране подавляющее большинство жителей были христианами). Далее из Персии, несториане широко распространились по всей Восточной и Северо-Восточной Азии. В 6 веке христиане с относительным успехом проповедовали среди племен кочевых тюрок. Как доказательство этой незримой работы, у захваченных в плен византийцами в 591 году тюрок на лбах имелась татуировка в виде креста, по их объяснению, это сделано по совету христиан живших среди них, чтобы избежать моровой язвы. Этот факт не призван утверждать о крещении кочевых тюркских народов в 6 веке, но позволяет подтвердить, как минимум, нахождение среди них христиан.

Рекомендую к прочтению по теме: Белые кочевники Евразии. Что от нас скрывали историки?

Уже в 635 году несторианство проникло в Китай, где было поддержано императорской властью и чиновниками довольно благосклонно. Императоры династии Тан позволяли христианам проповедовать и строить свои храмы. Самый большой племенной союз монгольских степей кераиты, в 1007 году массово приняли крещение по несторианскому обряду. Основав на базе Веры несторианское Найманское Ханство. Следующими приняли христианство онгуты, меркиты и уйгуры.

Несторианство оказало влияние даже на кара-китаев, пришедших в Степь из Юго-Западной Маньчжурии, о чем сохранилось достаточно много сведений, как о первосвященнике (пресвитере) Иоанне. Получается, что вся Центральная и Северо-Восточная Азия, Кавказ, частично степняки и китайцы, были самыми настоящими христианами, вы об этом знали? Нам все время объясняли, что это чисто мусульманские страны. вот так же нам врут и про Русь!

Западная Европа довольно быстро узнала о триумфальном шествии несторианства по Азии, поэтому логично предположить, что и на Руси имевшей традиционно крепкие связи с кочевыми племенами Востока, позиции несториан были сильны. К 10 веку, в Киевском, Черниговском княжествах и Тмутаракани, христиане несторианского толка были представлены во множестве.

12 апреля 1204 г. Константинополь был взят приступом, и Византийская империя на некоторое время прекратила свое существование. Рыцари-крестоносцы оправдывали себя тем, что они совершили богоугодное дело, ведь греки были схизматики, еретики, пожалуй, хуже мусульман и язычников. Не сумев победить ислам, католичество объявило войну православию. Папа Иннокентий III, который сначала был против войны с христианами и даже грозил крестоносцам отлучением, в 1207 году встал (или вынужден был встать) во главе нового «натиска на восток».

Рекомендую к прочтению серию статей по теме: Монгольские крестоносцы

В этот год католическим дипломатам удалось заключить перемирие с болгарским царем, что спасло вновь созданную Латинскую империю от разграбления. А от Польши, Ордена, Швеции и Норвегии папа потребовал, чтобы они перестали ввозить на Русь железо (на Руси до такой степени было развито производство, что собственных запасов не хватало!).

В 1212 году пронырливый ливонский епископ Альберт, заключил союз с полоцким князем против эстов, а затем женил своего брата на дочери псковского князя, таким образом, двумя ногами влез в русскую политику. Результатом чего в 1228 году, в Пскове явилась пронемецкая боярская группировка. В 1231 году (обратите внимание на дату) папа Григорий IX потребовал (ультимативно) от Юрию II князя Владимирского и всея Руси принять католичество, в ответ на что Юрий выслал его посланников и шпионов. Возмущенный твердым отказом Рим, послал всегда готовых поживиться грабежом шведов, немцев и литовцев в наступление на Новгород и Псков.

Рекомендую к прочтению серию статей: «Русский царь Батый», «Крестовые походы против славян» и «Крестовые походы на Русь».

Учитывая все сказанное будет понятно, почему в 13 веке на Руси рекордными темпами развивается православная церковь. Вы знаете, что на Руси, церковь специальным указом Великого Хана Батыя, была освобождена от уплаты десятины? Этот указ, переиздавали все последующие Ханы, а Хан Узбек вообще освободил церковь от ханского суда! Знаменитый церковный историк Голубинский Е. Е. писал, что в Сарае, по требованию Великого Хана, был организован христианский приход с церковью! А знаменитый раскол Золотой орды, произошел после мусульманского переворота в ее руководстве. вот так.

Двоеверие было устранено лишь совмещением языческих и православных обрядов (оба культа практиковались одновременно). И лишь со временем старые языческие названия обрядов, постепенно замещались христианскими. Кстати, византийские летописцы и слыхом не слыхивали о таком важном казалось-бы событии, как крещение Киева князем Владимиром, то есть обращение к истинной Вере огромной страны язычников. Хотя это не удивительно, ведь города Киева (тем более стольного града) попросту не было в те времена!

Источник

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

МБОУ Одинцовская гимназия №11

Конспект занятия по внеурочной деятельности.

Направление: духовно- нравственное «Истоки»-4 класс.

поэтов, композиторов, художников, писателей.

Учитель: Иноземцева С. Ф.

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей( любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника.

2. Расширить знания учащихся о творчестве художников В. Васнецова, Ф.Бронникова, В. Перова; композиторов П. И. Чайковского, М. Глинки, С. В. Рахманинова.

3.Познакомить с произведениями Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина, Я.П.Полонского.

4.Пробудить интерес к прошлому нашей Родины, воспитывать радость от процесса общения в группах, развивать умение высказывать своё мнение.

Оборудование: 1. Репродукции картин Федора Бронникова «Крещение князя Владимира», Василия Перова «Крещение Руси»,В. Васнецова » Крещение Святого князя Владимира».

3.Запись музыкальных произведений П.И.Чайковского, М.Глинки, С.В.Рахманинова.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Тип занятия: урок открытий новых знаний .

I. Мотивация, целеполагание.

О. Чумина «Крещение Руси.»

Народ, собираясь с утра,

Толпился в волненье и страхе невольном

У вод темно-синих Днепра…

Сияли хоругви парчой золотою,

Дымились кадила окрест,

Сиял, вознесенный над всею толпою,

В руках архипастыря крест.

Под стройное пенье церковного клира

Свершался крещенья обряд,

И кротким сияньем душевного мира

Светился Владимира взгляд…

И долго глядел он на город с холмами,

На веры святой колыбель,

На Днепр, заалевший под солнца лучами,-

Руси вековую купель.

Учитель: Какова тема занятия? Подумайте, какие исторические личности помогли Руси стать Православной?( Княгиня Ольга, князь Владимир, апостол Андрей.)

Класс делится на две группы: » Юные литераторы», «Юные искусствоведы».

II .Актуализация знаний.

Задание для всех команд.

а)В каком году Русь приняла христианство? ( 988 г.)

б)Какого русского князя называют святым Крестителем Руси? Почему?(Владимира Святославовича Рюрика, он крестил Русь.)

в)Какая княгиня первой на Руси приняла христианство? ( Княгиня Ольга-бабушка Владимира.)

II I . Усвоение новых знаний. Активное занятие.

1.Выступление детей: представители от каждой команды.

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

1-й ученик: После трагической гибели мужа – князя Игоря – от руки древлян Ольга не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет ее младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти все время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать. Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря ее решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на ее несправедливость, жестокость или неразумность.

2-й ученик: Владимир почти все детство провел в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую добрую старушку, но и уверенную мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью ее подчиненных. Посещал маленький Владимир и храмы, возведенные греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал все, что рассказывала внукам бабушка.

2. «Русские художники о Крещении Руси».

Выступление » Юных искусствоведов».

а) Васнецовское «Крещение Руси » (Свято-Владимирский собор 1885г.; три работы Виктора Михайловича Васнецова-» Крещение Святого князя Владимира», «Крещение Руси», иконописный образ).

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси«Крещение Святого князя Владимира»

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

1.Как готовился автор к написанию данной картины?(Изучал древние рукописи.)

3.Как относится каждое сословие к обряду?(Священники ответственно выполняют обряд Крещения, княжеская рать следит с любопытством, знать выражает смиренность.)

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

б)Василий Перов «Крещение Руси»1970г.

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении руси

в)Федор Бронников полотно «Крещение князя Владимира»1883г.

3. «Русские композиторы о Крещении Руси».( Слушание)

Выступление команды «Юные искусствоведы».

а) С.В. Рахманинов ( 1873-1943) написал «Всенощное бдение» из 17 песнопений, мастерски использовав попевки знаменного распева.

б) Михаил Глинка «Херувимская песнь».

Это духовная песнь Православной церкви, получившая своё название от первых слов текста «Иже херувимы». Она поётся на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого.

писатели о крещении руси. Смотреть фото писатели о крещении руси. Смотреть картинку писатели о крещении руси. Картинка про писатели о крещении руси. Фото писатели о крещении русиГлинка

в) П. И. Чайковский «Литургия св. Иоанна Златоуста», соч 41 » Отче наш».(Слушание)

4. «Русские писатели о Крещении Руси.»

Выступление команды «Юные литераторы».

а) Василий Никитич Татищев «История Российская» глава 3 «О Крещении славян на Руси».

Цитата: » 1) От апостола Андрея, который, придя, на горах киевских крест водрузил.»

Учитель: По Библии, у Христа было 12 близких ему учеников. Назывались они апостолами. Это были обычные люди, в основном все рыбаки. Он призвал их во время своего нахождения на земле. Бог дал им великую силу, чтобы они могли с ее помощью исцелять всех больных, воскрешать из мира мертвых, изгонять нечистые силы, а также рассказывать о нем всем людям. Апостолы – это посланные. Именно они стали свидетелями того, как воскрес Иисус и вознесся на небо. В горнице Сионской на них сошел Святой дух, и после этого апостолы стали разговаривать на разных языках, укрепились в своей вере и стали настоящими проповедниками.

Выступление «Юных литераторов».

5.Русские поэты о Крещении Руси.

Выступление «Юных литераторов».

а) Иван Алексеевич Бунин «Крещенская ночь» 1886 – 1901г. (Отрывок).

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!( Христианское мировоззрение созвучно с природой.)

б) Ф. И.Тютчев «Два единства» 1870г. (Отрывок.)

«Единство,- возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью. «
Но мы попробуем спаять его любовью,-
А там увидим, что прочней.

в) Я.П. Полонский » День Крещения России».Отрывок.
(15 июля 1888 года в 900-летний юбилей крещения России)

Пришла Андреем Первозванным

Взыграли омуты Днепра,

Славян пугающие боги

Разбились об его пороги,

И дрогнули богатыри,

И разбежались дикари.

О, как от утренней зари

Бегут, шатаясь, тени ночи,

И солнце радует нам очи

Так в день великого Крещенья

Сияй нам, вера! Прочь сомненья!

IV .Рефлексия «Лестница успеха».

Знаю: 1 . В древности наши предки были язычниками.

2. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви.

3.Крещению Руси посвящены картины Бронникова, Перова, Васнецова.

4.Произведения русских композиторов Рахманинова, Чайковского, Глинки раскрывают

5.Христианское мировоззрение России отражается в поэзии 19 века.

Понимаю: 1.Значение Крещения Руси.

3.Значение яркой личности в истории.

4.Роль писателя в жизни страны.

Умею: 1.Поддерживать беседу на тему «Крещение Руси».

2.Рассказывать об Андрее Первозванном, о княгине Ольге, Владимире- Красное

3.Объяснять темы картин художников Васнецова » Крещение Святого князя Владимира», Перова «Крещение Руси», Бронникова «Крещение князя Владимира».

4.Понимать музыку композиторов Глинки «Херувимская песнь», Рахманинова «Всеобщее бдение», Чайковского «Литургия св. Иоанна Златоуста».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *