письмо хмельницкого русскому царю

Письмо Хмельницкого, изменившее историю

письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть фото письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть картинку письмо хмельницкого русскому царю. Картинка про письмо хмельницкого русскому царю. Фото письмо хмельницкого русскому царю

Одержав блистательные победы над польским войском под Жёлтыми Водами 5, 7 и 8 мая, а затем 16 мая – у Корсуня*, гетман Богдан Хмельницкий вернулся с войском своим в Черкассы, и 8 июня (по нынешнему календарю – 18-го) 1648 года отправил русскому царю Алексею Михайловичу послание с просьбой о принятии Гетманщины в подданство.

письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть фото письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть картинку письмо хмельницкого русскому царю. Картинка про письмо хмельницкого русскому царю. Фото письмо хмельницкого русскому царю

Письмо это замечательно во многих отношениях – если, конечно, понимать суть времени, когда оно было написано.

письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть фото письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть картинку письмо хмельницкого русскому царю. Картинка про письмо хмельницкого русскому царю. Фото письмо хмельницкого русскому царюПисьмо Богдана Хмельницкого русскому царю от 8(18) июня 1648 г. Лицевая и оборотная часть.

Понимать следует прежде всего то, что гетман Богдан-Зиновий Михайлович Хмельницкий предлагал воссоединить не Украину с Россией, как о том десятилетиями говорили присяжные историки, и что было закреплено на государственном уровне во времена СССР, а Русь с Русью – ибо ничего «украинского» на этих территориях никогда не было: даже много позже известный предатель Филипп Орлик называл пресловутого Мазепу «Алкидом Российским», а отец этого «Геракла» Адам-Степан Мазепа, один из соратников Богдана Хмельницкого, носился с идеей создания не «Украины», а Великого княжества Русского (в составе Речи Посполитой). Даже «Лютый Ярема» – Иеремия Вишневецкий, прямой противник Хмельницкого – носил титул «князя Русского», а самого гетмана Хмеля, на второй день нового 1649 года триумфально въехавшего через Золотые Ворота в Киев, называли «Моисеем веры русской», «защитником свободы русского народа», «новым Маккавеем».

Историк Сергей Соловьёв предлагает смотреть на Хмельницкого прежде всего как на казака – представителя природы «девственной ещё, детской, если угодно грубой». Добавим сюда для полноты картины также шляхетское происхождение и образование – чуть ли не лучшее по тем временам: иезуитский коллегиум во Львове либо Ярославе (сейчас Польша). И твёрдость в вере, которой он не изменил, обучаясь у католиков. Вероятно, именно такой и должна была быть сумма качеств руководителя народного восстания, переросшего в Освободительную войну, принесшую вожделенное воссоединение разорванных монголо-татарским нашествием частей Руси, прежде единой.

письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть фото письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть картинку письмо хмельницкого русскому царю. Картинка про письмо хмельницкого русскому царю. Фото письмо хмельницкого русскому царюМатежные гетманы, предшественники Богдана Хмельницкого: Марк Жмайло, Тарас Федорович, Иван Сулима, Павлюк (Павел бут), Яков Остряница и Дмитрий Гуня (слева направо и сверху вниз)

Человек просвещённый, он знал, сколь печальные последствия имел опыт предыдущих восстаний против польского гнёта: под предводительством Марка Жмайло-Кульчицкого в 1625 году, Тараса Федоровича в 1630-м, Ивана Сулимы в 1635-м, Павлюка (Павла Бута) в 1637−1638-х, Якова Острянина и Дмитрия Гуни в том же 1638-м: за исключением первых двух случаев, когда судьба мятежных гетманов осталась туманной, во всех других руководители восстаний и присоединившаяся к ним казачья верхушка были свезены в Варшаву и там казнены самыми лютыми способами: колесованием, посажением на кол, разрубанием на части, вытягиванием жил, «прибитием гвоздями стоячими к доскам, облитым смолою, и сожжением медленным огнём», «растерзанием железными когтями, похожими на железную лапу» и т.д. Осознавал ли Богдан Хмельницкий перспективу в случае поражения, пополнить своим именем этот длинный синодик жертв панской жестокости и шляхетского произвола? Несомненно. Но он знал совершенно точно и о тех многочисленных жертвах, которые терпел здесь и сейчас его народ от буквально озверевших в своей лютости поляков, огнём и мечом укрощавших его бунт, топивших его в крови. Прекрасно поставленная разведка доносила ему сведения о польских расправах. В частности, Ярема Вишневецкий, «недавний отступник от православия, с ненавистью ренегата к старой вере, вере хлопской», кричал палачам на повсеместно творившихся расправах: «Мучьте их так, чтобы они чувствовали, что умирают!». Лисянский полковник Максим Кривонос свидетельствовал: и головы отсекали, и на кол сажали, «в каждом городе среди рынка виселица…, а попам нашим [князь Иеремия] буравом просверливал глаза». Девчатам поляки дарили красные ленты: лоскуты кожи, сорванные с их плеч и шеи. Можно было спокойно читать такие известия?

Да, это была и война за веру. Богдан Хмельницкий требовал, чтобы униаты и католики убрались с Гетманщины, а православный епископ заседал в Сейме Речи Посполитой на почётном месте, сразу после примаса Польши. Никогда поляки с этим не соглашались. В откровенно горячую фазу религиозное противостояние перешло в 1651 году, когда папа римский Иннокентий Х послал к полякам своё благословение и отпущение грехов, а короля Яна Казимира провозгласил защитником веры, передав ему через своего легата мантию и освящённый меч. Коринфский митрополит Иоасаф, в свою очередь, опоясал Хмельницкого мечом, освящённым на Гробе Господнем, окропил войско святою водою и сам шёл на поляков при войске. Своё благословение Богдану Хмельницкому передал и константинопольский патриарх Иоанникий II (Линдиос).

Здесь мы говорим о событиях 1651 года, в котором Берестецкая битва, состоявшаяся 18 июня, открыла ряд неудач казацкого войска того лета, имевших достаточно тяжёлые последствия – поляками был опустошён взятый литовским гетманом Радзивилом Киев, а «соборную церковь Богородицы каменную на посаде ляхи разграбили всю, образа пожгли, церковь вся выгорела, одни стены остались». Отчего такую ненависть питали поляки к Православию – поясняет тот факт, что именно киевские иерархи церкви первыми осознали необходимость воссоединения разделённого народа: ещё за четверть века до письма Богдана Хмельницкого о том же, о принятии православного населения Малой Руси в подданство русского государя обращался (в 1622 году) православный митрополит Киевский и всея Руси Исаия Копинский-Борисович. Двумя годами позже о том же писал в Москву митрополит Иов (Борецкий). Он создал трактат «Протестация и благочестивая юстификация», в котором было прямо заявлено: «с Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай».

письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть фото письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть картинку письмо хмельницкого русскому царю. Картинка про письмо хмельницкого русскому царю. Фото письмо хмельницкого русскому царюМитрополит Иов (Борецкий) и архимандрит Елисей Плетенецкий.

В разряде полемической литературы, изданной лаврской «друкарней», наиболее значимой считается вышедшая в 1621 году «Книга о вере единой», автором которой является, вероятно, Захария Копыстенский. В последующих во времени изданиях: «Книга о правдивом единстве православных христиан», «Палинодия, или книга обороны» этот автор демонстрировал открытую симпатию московским князьям, рассматривал Москву как оплот православной Руси, высказывал идеи единой прародины трёх восточнославянских народов, неразрывности их исторических судеб, близости разговорных языков, единства церковнославянского языка и вероисповедания.

Поляки прекрасно понимали силу основы этого объединения. «Многоучёный и красноглаголивый» Адам Кисель, в то время воевода киевский, главный переговорщик с Хмельницким, уверяя последнего, что «нет в целом свете другого государства, подобно нашему отечеству, правами и свободою», тем не менее честно отписывал в Варшаву ещё в 1648 году: «…Кто может поручиться за них? Одна кровь, одна религия!»

письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть фото письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть картинку письмо хмельницкого русскому царю. Картинка про письмо хмельницкого русскому царю. Фото письмо хмельницкого русскому царюБитва под Пилявцами.

письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть фото письмо хмельницкого русскому царю. Смотреть картинку письмо хмельницкого русскому царю. Картинка про письмо хмельницкого русскому царю. Фото письмо хмельницкого русскому царюИллюстрация 6. Земский собор – собрание представителей всех сословий и всех земель Руси.

…Осенью 1653 года, через два месяца после Битвы под Батогом, Богдан Хмельницкий снова, третий раз за время Освободительной войны обратился к Русскому царству за протекторатом. 1 октября 1653 года в Москве специально по этому поводу был собран Земский собор, оказавшийся последним в истории России, на котором было решено: «гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями [в подданство] принять…». Так завершилась, через пять лет и три с половиной месяца, эпопея одного из самых замечательных писем в мировой истории.

* Все даты в статье приведены по тогда существовавшему календарю; для перевода их на ныне действующий к ним нужно добавить 10 дней.

Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.

Источник

«Силы войска были на исходе»: как запорожские казаки стали подданными русского царя

Непокорные русины

Ещё в XIII столетии судьба северо-восточных и юго-западных княжеств некогда единого Древнерусского государства складывалась совершенно по-разному.

Северо-восточные земли, куда ещё в XII веке начал смещаться экономический и политический центр Руси, оказались в даннической зависимости от Золотой Орды, но при этом они решительно противостояли попыткам экспансии со стороны католической Европы. На юго-западе центр из Киева сместился в Галицию. Её князья пытались лавировать между Западом и Востоком. Они присягали на верность ордынским ханам и фактически одновременно принимали корону из рук папы римского.

Однако внешнеполитические метания Галиции были непродолжительными. Уже в XIV веке западная ветвь династии Рюриковичей пресеклась и большую часть земель юго-западной Руси захватила Литва. Но учитывая то, что местные русские (в то время — русины) находились на более высоком уровне культурного и социально-экономического развития, чем литовская элита, представители западного государства не стали пытаться ассимилировать славян, а даровали им достаточно широкие права. Более того, знатные литовцы стали массово учить русский язык и принимать православную веру.

Наблюдая за тем, как стремительно крепнет Москва, литовские князья опасались, что российские Рюриковичи рано или поздно вспомнят о своих династических юго-западных землях. В конце XIV столетия литовский князь Ягайло сделал попытку предотвратить возможный конфликт и договориться с Дмитрием Донским, попросив руки его дочери и пообещав признать верховную власть Москвы над всей Литвой. Однако своего слова Ягайло не сдержал — год спустя он женился на польской принцессе Ядвиге и заключил Кревскую унию с Польшей.

Свободный межгосударственный союз между Литвой и Польшей существовал почти два столетия, пока в 1569 году Великое княжество Литовское, находясь под угрозой военного поражения от России, не подписало с Польшей Люблинскую унию о создании единого государства Речи Посполитой, главенствующую роль в котором играла польская элита. Бывшие юго-западные княжества Руси были напрямую переподчинены Кракову.

Поляки оказались по отношению к русинам совсем не так лояльны, как литовцы. Местное население подверглось жестокому закрепощению. В 1596 году, после того как была подписана Брестская уния, согласно которой местные церковные приходы переподчинялись Риму, православие оказалось фактически под запретом, что возмутило русское население.

По свидетельствам историков, русинов подвергали жестоким притеснениям. Как писал украинский учёный Дмитрий Яворницкий, поляки заставляли православных работать на себя по шесть дней в неделю, непокорным рубили головы или пытали.

Главными защитниками русского православного населения в Речи Посполитой стали запорожские казаки.

Происхождение казачества на сегодняшний день доподлинно не установлено. Однако известно, что в 1550-е годы находившийся на службе у Ивана Грозного литовско-русский дворянин Дмитрий Вишневецкий основал в районе днепровских порогов крепость, ставшую первой Запорожской Сечью. Вокруг Сечей со временем возникло и Войско Запорожское, оформившееся в единую военно-политическую систему.

Запорожцы формально признали власть польского короля, но в ответ на притеснения православных русинов со стороны шляхты, магнатов и католической церкви регулярно поднимали восстания, которые заканчивались то поражениями казаков и жестокими казнями, то мелкими уступками со стороны властей Речи Посполитой.

«Батько Хмель»

«Жестоким притеснениям подвергались в Речи Посполитой не только малороссийские простолюдины, но и местная знать. Однажды мелкие польские дворяне разграбили поместье сотника Богдана Хмельницкого и избили его домочадцев, нанеся ему тем самым тяжкую личную обиду», — рассказал в интервью RT профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.

Отец Хмельницкого был чигиринским подстаростой, сам Богдан получил прекрасное для своего времени образование, а в ходе войн с Турцией дослужился до чина сотника и некоторое время занимал одну из высших казацких должностей — был генеральным писарем. За личную храбрость польский король ему якобы даже вручил золотую саблю. По некоторым данным, Хмельницкий одно время руководил отрядом наёмников на службе у французского кардинала Мазарини и принимал личное участие в осаде Дюнкерка.

Однако ни происхождение, ни заслуги не помогли Хмельницкому отстоять честь в споре с польскими дворянами. А когда он потребовал от короля справедливого суда, Богдана сначала высмеяли, а потом обвинили в заговоре и заключили в тюрьму.

Выйдя на свободу благодаря помощи друзей, Хмельницкий отбыл в Запорожье и поднял там восстание против поляков, заключив предварительно военный союз с крымскими татарами.

«Хмельницкий транслировал личную обиду в обиду всех малороссиян. Он стал выразителем воли всего народа», — подчеркнул Перевезенцев.

Поляки, помня о своих предыдущих победах над запорожцами, сначала не восприняли восстание всерьёз, но вскоре за это поплатились.

Под Жёлтыми Водами казаки Хмельницкого нанесли поражение польскому войску под руководством сына коронного гетмана Николая Потоцкого — Стефана. Сам Стефан получил в бою смертельное ранение, а всё его окружение попало в плен.

Под Корсунем Хмельницкий в конце мая 1648 года заманил в ловушку и разгромил армию под руководством Потоцкого-старшего. Регулярные войска Речи Посполитой таким образом были практически полностью уничтожены.

По словам Сергея Перевезенцева, победы казаков были предопределены сразу несколькими факторами. Во-первых, в самой Речи Посполитой в середине XVII века наблюдались сильные центробежные тенденции, что значительно ослабило государство. Во-вторых, против поляков поднялись в этот раз не только казаки, но и весь малороссийский народ — от холопов до старшины.

8 июня 1648 года Богдан Хмельницкий от имени всего Войска Запорожского написал письмо российскому царю Алексею Михайловичу, в котором рассказал о своих победах и заявил о намерении присоединить занятые им земли к России, подчеркнув, что именно русского монарха малороссияне видят своим государем.

«Выбор в пользу Москвы был связан с двумя основными факторами. Главным было то, что Московское государство, по сути, оставалось единственной независимой православной страной, на которую могли опереться казаки. И Хмельницкий обращался к российскому царю уже как к своему православному государю. Кроме того, Хмельницкий прекрасно понимал, что силы его войска не бесконечны и что поляки не смирятся с поражением, продолжат войну», — отметил Перевезенцев.

Долгий путь к единству

«На момент первого обращения Хмельницкого к царю Россию охватила серия городских восстаний. Поэтому российским властям в тот момент было не до казаков. Кроме того, Москва ещё видела в Польше союзника, с которым можно было вместе защищать свои южные рубежи, а перспективы восстания Хмельницкого были не совсем понятны. Поэтому запорожцы в тот раз не получили от царя согласия на перевод отношений на новый уровень», — рассказал в беседе с RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.

Впрочем, одновременно Хмельницкий писал и королю Речи Посполитой, которому объяснял, что казаки выступили не против него лично, а против беззакония со стороны польских магнатов и шляхты. Однако эти доводы услышаны не были.

В сентябре против повстанцев было брошено войско, состоявшее из ополчения и наёмников, но оно потерпело поражение в сражении под Пилявцами. Поляки в панике бежали. Хмельницкий осадил Львов и Замостье, но, понимая, что силы его армии на исходе, ограничился контрибуциями и отступил.

В декабре гетман торжественно вступил в Киев. Вскоре к нему прибыло польское посольство. Однако поляки не были готовы идти на серьёзные уступки, к тому же в Европе завершилась Тридцатилетняя война, и Речь Посполитая могла теперь прибегнуть к услугам множества наёмников.

Летом 1649 года польская армия снова попыталась перейти в наступление, но её остановили казаки. В результате в августе польская корона согласилась создать казацкую автономию с центром в Чигирине во главе с выборным гетманом. Однако для шляхты это стало жестоким оскорблением, и в 1651 году против Хмельницкого было брошено новое войско, действовавшее более успешно, чем предыдущие. Казаки вынуждены были заключить перемирие на невыгодных для себя условиях, но год спустя разорвали его и сами атаковали Польшу.

В 1653 году, после очередной челобитной в адрес русского царя, Москва решилась всё-таки откликнуться на просьбу Хмельницкого.

«За пять лет многое изменилось. Москва и так всегда считала земли, которые предлагал Хмельницкий, незаконно у неё отторгнутыми. А тут российские власти как раз разобрались со своими внутренними проблемами. Сам Алексей Михайлович чувствовал себя более уверенно. Его личные политические амбиции во многом были связаны с религией. И Россия пожелала выступить в роли защитника всех православных христиан», — отметил Андреев.

Источник

Письма Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу

Письма Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу

1648 г. ИЮНЬ 8. ПИСЬМО БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО ИЗ ЧЕРКАСС ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ С СООБЩЕНИЕМ О ПОБЕДАХ НАД ПОЛЬСКО-ШЛЯХЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ И ЖЕЛАНИИ УКРАИНСКОГО НАРОДА ВОССОЕДИНИТЬСЯ С РУССКИМ НАРОДОМ

Найяснейший, велможный i преславный цару московский а нам велце милостивый пане i добродею.

Подобно с презреня Божого тое ся стало, чого мы самы собе зычили i старалися о тое, абыхмо часу теперешного могли през посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности наведити i найнижший поклун свой отдати. Ажио Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которых товарище наше козаки в дорозе натрафивши, до нас до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможность ведомым учинити оповоженю веры нашое старожитной греческой, за которую з давних часов i за волности свои криваве заслужоние, от коралей давних надание помира[ем] i до тых час от безбожних ариян покою не маем.

Дат с Черкас, июня 8, 1648 року.

Вашому царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.

(ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Малороссийские грамоты, д. 28, л. подлинник, опубликован: Памятники Киевской Комиссии…, изд. 2, т. I, стр. 219–221; Акты ЮЗР, т. III, стр. 207–208; Історія України в документах і материалах, т. III, стор. 129–130).

1654 Г. ЯНВАРЯ 8. ПИСЬМО БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО ИЗ ПЕРЕЯСЛАВА ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ ЗА ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

Список с листа белорускою письма, каков писал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Руссии Богдан Хмельницкой, гетман с Войском Запорожским, с головою московских стрельцов с Артемоном Матвеевым в нынешнем во 162-м году генваря в 17-й день.

Божиею милостию великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя Русии самодержцу (п. т.)… и иных многих государств государю и обладателю вашему царскому величеству, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского и все Войско Запорожское низко до лица земли челом бьют.

Богу милостивому и вашему царскому величеству велико благодарим, получивше ныне, что от веку жаждали есмо, промыслом Божиим и милостию неизчетною вашего царского величества: что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняли изволил, мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское, за милость неизреченную вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьем.

А по словеси евангельскому веру вашему царскому величеству, учинили есмо. И та дело совершили есмя перед ближним боярином вашего царского величества и наместником тверским Васильем Васильевичем Бутурлиным, окольничим и наместником муромским Иваном Васильевичем Олферьевым да думным дьяком Ларионом Дмитриевичем Лопухиным. И просим: изволь, ваше царское величество, нас, верных слуг и подданых своих имети и от всех неприятелей боронити. А что есмя с ближним боярином вашего царского величества и с товарыщи его разговаривали о всяких делах, они про то, про все пространнее вашему царскому величеству скажут. Потом, дабы ваше царское величество на великих престолех великого царства Российского долголетние царствовал и нас милостию и великими щедротами своими государскими прямых и верных слуг и подданых своих жалотати и миловати изволил просим, паки и паки просим, и себе самих в милость премногую вашего царского величества усердно вручаем.

Дан с Переясловля, дня 8-го генваря лета Божияго 1654-го года. Вашему царскому величеству верные подданные и найнижайшие слуги Богдан Хмельницкий, гетман с Войском вашего царского величества Запорожским.

(ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Малороссийские дела, 1654, д. 1, лл. 35–38, Копия опубл.: Акты ЮЗР, т. X, № 4/11, стр. 261–262, сноска).

Приведенные выше два письма Богдана Хмельницкого, подлинность которых неоспорима, являются драгоценным и совершенно неопровержимым свидетельством о взаимоотношениях между восставшей против Польши Русью-Украиной и Московским государством.

В первом письме Богдан Хмельницкий подписывается, как «гетман его королевской милости» т. е. короля Польши. Не значит ли это, что Хмельницкий считал себя и свое войско польскими подданными? И не значит ли это, что никакой «Казацкой державы», о которой говорят сепаратисты, тогда, т. е. в 1648 году, не было?

Ведь нельзя же предположить, чтобы глава государства, если он сам себя таковым считал, подписывался, как «гетман его королевской милости».

Заслуживает внимания в этом письме и то, что Хмельницкий говорит от имени «войска» (подразумевая, по-видимому, под «войском» весь восставший народ), но нигде не упоминает ни названия территории, ни названия народа. Он не пишет ни «Украина», ни «Малая Россия».

Во втором письме, написанном после воссоединения, Хмельницкий подписывается так: «Вашему царскому величеству верные подданные и найнижайшие слуги Богдан Хмельницкий, гетман с Войском вашего царского величества запорожским».

Эта подпись свидетельствует, что сам Богдан Хмельницкий вовсе не считал Переяславский акт договором между двумя государствами – «Казацкой державой» и Московским царством, как это утверждают сепаратистские украинские историки, а понимал его как воссоединение, в результате которого и он сам, и население подвластной ему территории сделались подданными Московского государства.

Как видно из этих двух писем, первое из них выражало стремление населения Украины-Руси к воссоединению, а второе – благодарность и удовлетворение тем, что это воссоединение осуществилось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 6 Преемники Богдана Хмельницкого

Глава 6 Преемники Богдана Хмельницкого Два важных вопроса волновали Малороссию по смерти Богдана Хмельницкого: один политический, другой социальный. Первый возбужден был московским правительством, второй ошибками самого Хмельницкого в первые годы восстания против

Восстание Богдана Хмельницкого

Восстание Богдана Хмельницкого Невыносимые социальные, религиозные и национальные условия, в которых в период «золотого покоя» (1638-48г.г.) находилось население Украины-Руси создало все предпосылки для вспышки народного гнева и начала освободительной борьбы.Она не

ПИСЬМА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ

ПИСЬМА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ I 1648 г. ИЮНЬ 8. – ПИСЬМО БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО ИЗ ЧЕРКАСС ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ С СООБЩЕНИЕМ О ПОБЕДАХ НАД ПОЛЬСКО-ШЛЯХЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ И ЖЕЛАНИИ УКРАИНСКОГО НАРОДА ВОССОЕДИНИТЬСЯ С РУССКИМ НАРОДОМНайяснейший,

Орден Богдана Хмельницкого

ОРДЕН БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО

После Богдана Хмельницкого

После Богдана Хмельницкого Гражданское противостояние в Украине.После первых успехов народно-религиозного восстания выяснилось, что украинское общество, в силу своей крайней неоднородности, ставило перед собой разные цели и получило разные результаты. Вначале

173. ПИСЬМО БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО К ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ С ИЗВЕСТИЕМ О ДВУХ ПОБЕДАХ НАД ПОЛЯКАМИ (1648 г., июня 8)

173. ПИСЬМО БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО К ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ С ИЗВЕСТИЕМ О ДВУХ ПОБЕДАХ НАД ПОЛЯКАМИ (1648 г., июня 8) «Акты, относящиеся к истории южной и западной России», т. III, стр. 206–208.Наяснейший, вельможный и преславный царь Московской, а наш многомилостивый государь и

177. ПИСЬМО ГЕТМАНА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО К ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАИЛОВИЧУ (1652 г., ноября 12)

177. ПИСЬМО ГЕТМАНА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО К ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАИЛОВИЧУ (1652 г., ноября 12) «Акты, относящиеся к истории южной и западной России», т. III, стр. 483.Божиею милостию великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Руссии самодержцу, Владимер-скому,

VI. Письмо Гетмана Виговского к Государю, Царю Алексею Михайловичу

VI. Письмо Гетмана Виговского к Государю, Царю Алексею Михайловичу Божиею милостию Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, Московскому, Киевскому, Владимирскому, Новгородскому, Царю Казанскому, Царю

XVII. Приезд в Москву, к Государю Царю Алексею Михайловичу от Запорожского Гетмана Богдана Хмельницкого, Посланца Ивана Искры, с прошением о принятии его с войском Запорожским в подданство — 1652 Марта 22

XVII. Приезд в Москву, к Государю Царю Алексею Михайловичу от Запорожского Гетмана Богдана Хмельницкого, Посланца Ивана Искры, с прошением о принятии его с войском Запорожским в подданство — 1652 Марта 22 160 Марта в 22 день, Государь, Царь, и Великий Князь Алексей Михайлович всея

XX. Лист (в списке) к Государю Царю Алексею Михайловичу от Запорожского Гетмана Богдана Хмельницкого, коим, благодаря за Царское милостивое жалованье, обещается, пребывать в непоколебимой верности к Российскому престолу. — Писан 1653 Декабря 28

XX. Лист (в списке) к Государю Царю Алексею Михайловичу от Запорожского Гетмана Богдана Хмельницкого, коим, благодаря за Царское милостивое жалованье, обещается, пребывать в непоколебимой верности к Российскому престолу. — Писан 1653 Декабря 28 Божию милостию, Великому

XXIV. Лист (в списке) к Государю Царю Алексею Михайловичу от Запорожского Гетмана Богдана Хмельницкого, в коем благодаря за принятие его под Российскую державу, доносит об учиненной войском Запорожским присяге на верность ему Государю. Писан 1654 Генваря 8

XXIV. Лист (в списке) к Государю Царю Алексею Михайловичу от Запорожского Гетмана Богдана Хмельницкого, в коем благодаря за принятие его под Российскую державу, доносит об учиненной войском Запорожским присяге на верность ему Государю. Писан 1654 Генваря 8 Божию милостию,

XXV. Лист Гетмана Богдана Хмельницкого к Царю Алексею Михайловичу

XXV. Лист Гетмана Богдана Хмельницкого к Царю Алексею Михайловичу Богдан Хмельницкий, Гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское, низко, до лица земли, челом бьет:От многих лет многочестнейший Богдан Хмельницкий, войска Запорожского Гетман, и все войско

XXVII. Лист к Государю Царю Алексею Михайловичу, от Запорожского Гетмана Богдана Хмельницкого, просительный, о подтверждении поддавшемуся Российской Державе, городу Киеву, прежних прав его п вольностей. — Писан 1654 Апреля 25

XXVII. Лист к Государю Царю Алексею Михайловичу, от Запорожского Гетмана Богдана Хмельницкого, просительный, о подтверждении поддавшемуся Российской Державе, городу Киеву, прежних прав его п вольностей. — Писан 1654 Апреля 25 Божиею милостию, Великому Государю Царю и

I. Статьи Гетмана Богдана Хмельницкого

I. Статьи Гетмана Богдана Хмельницкого И Посланники говорили, о чем де у Царского Величества Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское велели милости просить, и те статьи по Гетманскому приказу они Посланники объявят:1.О вольностях, как прежде сего бывало: чтоб им

Восстание Богдана Хмельницкого

Восстание Богдана Хмельницкого Невыносимые социальные, религиозные и национальные условия, в которых в период «золотого покоя» (1638–1648 гг.) находилось население Украины-Руси, создало все предпосылки для вспышки народного гнева и начала освободительной борьбы.Она не

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *