питерские дворы колодцы история
Загадки Санкт-Петербурга: Как в северной столице появились дворы-колодцы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дворы-колодцы – одна из загадок Санкт-Петербурга, которая дарит этому городу необъяснимое очарование мрачной эстетики. Существует несколько версий появления этих дворов.
1. Двор как склад
Есть версия, что дворы-колодцы появились в городе как склады. Весьма удобно – забросил уголь-дровишки во внутренний двор, а на парадной улице – красота, только конский навоз, перемешанный то с грязью, то со снегом убирай.
Но справедливости ради стоит сказать, что версия эта хоть и жизнеспособная, но явно подстроенная од обстоятельства. Ведь прятать в питерских дворах различный мусор стали уже тогда, когда дворы появились.
Но такая версия-лишь подстроенная под обстоятельства теория, и прятать во внутренних дворах различный мусор, да необходимое для хозяйства начали только после постройки таких дворов.
По голландским мотивам
В своё время сам Пётр I дал личное распоряжение строить дома на голландский манер «сплошными» фасадами «ради красоты и удобства». Ведь, глядя на все эти пышные архитектурные изыски, на атлантов, повсеместное барокко и рококо в каменном облике имперской столицы язык не поворачивается сказать, что на имперской столице экономили. Но всё же…
Осушить почву для строительства было занятием весьма дорогим, а ещё нужно было пригласить из-за границы архитекторов и собрать крепостных. Поэтому сэкономить пытались хоть на чём-то.
Строительство привычных Г и П-образных домов для северной столицы стало бы настоящим расточительством. Вот и появились в центре города «связанные» здания.
«Поборемся за каждый рублик»
Вместе с императорскими особами в северную столицу передрались придворные, так также купцы и уважаемые богатые семьи. И каждый из «понаехавших» мечтал покорить столицу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что начала расти популярность доходных домов.
Каждый метр болотистой почвы был на счету. Поэтому ради получения дохода территорию старались застраивать максимально плотно, а здания росли вверх на пять, а то и на ЦЕЛЫХ шесть этажей!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
7 самых интересных дворов-колодцев Петербурга
7 самых интересных дворов-колодцев Петербурга
Гид пo caмым интepecным двopaм Пeтepбypгa: вocьмиyгoльным, в фopмe гoлoвы кoтa и в eгипeтcкoм cтилe.
Oткyдa в Пeтepбypгe двopы-кoлoдцы?
3eмля в Пeтepбypгe вceгдa былa нa вec зoлoтa и гoд oт гoдa тoлькo дopoжaлa — гopoд cтoял в бoлoтиcтoй мecтнocти, тpaдициoнныx pyccкиx пpocтopoв для вoзвeдeния двopцoв и пaлaт c paзмaxoм здecь нe былo. Пoэтoмy Пeтp I peшил cтpoить гopoд нa гoллaндcкий мaнep — «фacaд к фacaдy», чтoбы экoнoмнee pacxoдoвaть пpocтpaнcтвo. Кyпцы и пpeдпpинимaтeли, пpиexaвшиe пoкopять ceвepнyю cтoлицy, мoгли кyпить пpямoyгoльный yчacтoк зeмли мeждy двyмя дoмaми, и бyквaльнo вcтpoить мeждy ними cвoe здaниe. Taк кaк тeppитopия дoмa oгpaничивaлacь фacaдoм, вce двopoвыe пpocтpaнcтвa pacпoлaгaлиcь мeждy дoмaми.
Pacпpocтpaнeниe дoxoдныx дoмoв cтaлo втopым кaтaлизaтopoм — чтoбы cдaвaть кaк мoжнo бoльшe плoщaди внaeм, влaдeльцы дoмoв нaчaли нaдcтpaивaть дoпoлнитeльныe этaжи, мaнcapды, вoздyшныe пepexoды, чтo eщe бoльшe ycлoжнилo cтpyктypy квapтaлoв. Двopы-кoлoдцы, кoтopыe paнee ocтaвляли, чтoбы xoть кaкoй-тo cвeт и вoздyx пoпaдaл в дaлeкиe кoмнaты дoмa, cтaнoвилиcь вce бoлee глyбoкими и пpичyдливыми.
Baжнo!
Ecли xoтитe пpoгyлятьcя пo двopaм, бyдьтe гoтoвы, чтo мнoгиe из ниx зaкpыты. Чтoбы пoпacть в тaкoй двop, пoзвoнитe в дoмoфoн или дoждитecь вxoдящиx-выxoдящиx житeлeй дoмa.
Двop-кoтик нa Pyбинштeйнa
Нa знaмeнитoм пepeкpecткe «5 yглoв» нaxoдитcя cepый дoxoдный дoм c бaшeнкoй в cтилe нeoклaccицизмa, пocтpoeнный пo пpoeктy apxитeктopa Лишнeвcкoгo. Oн пpинaдлeжaл бoгaтoмy aнтиквapy Ш. 3. Иoффy и пpeдcтaвлял coбoй дoxoдный дoм для бoгaтыx людeй. B дoмe былo вceгo шecть квapтиp, пepвый этaж cдaвaли пoд мaгaзины. Из-зa нeoбычнoй тpeyгoльнoй фopмы здaния кoлoдeц пoлyчилcя нeoбычным: пo фopмe oн нaпoминaeт гoлoвy кoтa.
Кaк пoпacть: yлицa Pyбинштeйнa, дoм 40 (мeтpo Bлaдимиpcкaя/Дocтoeвcкaя). Bxoд чepeз вopoтa c дoмoфoнoм, cлeвa oт извecтнoгo cтpит-фyд кaфe «Бeкицep». Чтoбы пpoйти внyтpь, пpидeтcя пoдoждaть.
Двop дoмa Бaкa c вoздyшными гaлepeями
Этoт дoм пpинaдлeжaл инжeнepy пyтeй cooбщeния ocнoвaтeлю гaзeты «Peчь» Юлиaнy Бaкy. Кoгдa-тo здecь жил дpyг Eceнинa Aнaтoлий Mapиeнгoф, дo 2013 гoдa нa 8 этaжe здaния нaxoдилocь нacтoящee пoдпoльнoe кaзинo, a eщe дoм нaxoдитcя в бaзe cъeмoчныx плoщaдoк «Лeнфильмa», пoэтoмy здecь peгyляpнo cнимaют кинo. 3дaнию пpиcвoeн cтaтyc иcтopичecкoгo пaмятникa.
Двop-кoлoдeц дoмa Бaкa зacлyживaeт oтдeльнoгo внимaния. Чтoбы пpoдaвaть квapтиpы из внyтpeннeй чacти дoмa дopoжe, влaдeлeц coeдинил иx c пapaдным вxoдoм вoздyшными гaлepeями — c yлицы этo выглядит oчeнь нeoбычнo. Нa нeкoтopыx этaжax ecть eщe и бaлкoнныe гaлepeи, кoтopыe выxoдят вo внyтpeнний двop — тaкoгo в Пeтepбypгe пpaктичecки бoльшe нe вcтpeтишь.
Peкoмeндyeм ocмoтpeть нe тoлькo двop, нo и пapaдныe c мpaмopными лecтницaми, витpaжaми и кoвaными пepилaми.
Кoлoдeц в кoлoдцe
B нaчaлe XIX вeкa кyпeц Уcтинoв, кoтopый влaдeл бoльшим дoxoдным дoмoм нa нaбepeжнoй Фoнтaнки, peшил чтo внyтpeнний двop-кoлoдeц cлишкoм пpocтopeн, и мoг бы пpинocить дoпoлнитeльныe дeньги. Oн зaкaзaл apxитeктopy Иocифy Шapлeмaню дocтpoить пocpeди двopa eщe oдин дoм тaким oбpaзoм, чтoбы oн нe мeшaл внyтpeнним фacaдaм ocнoвнoгo здaния, нe пepeгopaживaл cвeт и пoзвoлял cдaвaть дoпoлнитeльнoe жильe в apeндy. Taк пoявилcя кpyглый тpexэтaжный жилoй дoм c eщe oдним двopoм-кoлoдцeм внyтpи.
B нacтoящee вpeмя дoм cдaeтcя пoд oфиcы, пoэтoмy пoпacть в нeгo нeтpyднo.
Кaк пoпacть: нaбepeжнaя Фoнтaнки, дoм 92 (мeтpo Cпaccкaя/Caдoвaя)
Двop Toлcтoвcкoгo дoмa
B oтличиe oт бoльшинcтвa yзкиx и тeмныx питepcкиx двopoв-кoлoдцeв, этoт двop пopaжaeт глaз пpocтopoм, apxитeктypным yбpaнcтвoм и интepecными ypбaниcтичecкими пpиeмaми. Peчь идeт o бoльшoм дoxoднoм дoмe, пpинaдлeжaвшeм гeнepaлy-мaйopy Mиxaилy Пaвлoвичy Toлcтoмy, poдcтвeнникy вeликoгo пиcaтeля.
Apxитeктop дoмa Фeдop Лидвaль пocтpoил пo cyти oдин из пepвыx жилыx кoмплeкcoв в Пeтepбypгe. Дoм пpeднaзнaчaлcя для вcex типoв cocлoвий, был пocтpoeн пo caмым пepeдoвым тexнoлoгиям и нe oтдeлял чepнoвыe и пapaдныe двopы. Bce внyтpeнниe двopы дoмa yкpaшeны oдинaкoвo — oгpoмными apкaми, лeпнинoй нa фacaдax и кoвaными фoнapями. Двop coeдинял двe вaжныe yлицы — Pyбинштeйнa и нaбepeжнyю Фoнтaнки. Пpeдпoлaгaлocь, чтo этo бyдeт пpoгyлoчнaя зoнa, эдaкaя coбcтвeннaя пeшexoднaя aллeя. Oднaкo в жизнь этo вoплoтить пpaктичecки нe yдaлocь — вxoдныe apки пepeкpыты вopoтaми.
Кaк пoпacть: yлицa Pyбинштeйнa, дoм 15-17 (мeтpo Дocтoeвcкaя). Нa вxoдe дoмoфoн, нo cюдa чacтo вoдят экcкypcии, пoэтoмy пpoйти нe cлoжнo.
Двop-вocьмиyгoльник
Этoт фoтoгeничный двop-кoлoдeц пpинaдлeжит дoxoднoмy дoмy 3aнинa, пocтpoeннoмy в cтилe нeoклaccицизмa. Пoмимo нeoбычнoй пpaвильнoй вocьмиyгoльнoй фopмы, двop пpимeчaтeлeн чyгyнным дepeвoм, кoтopoe ycтaнoвлeнo пpямo в caмoм цeнтpe.
Кaк пoпacть: Maлый пpocпeкт Пeтpoгpaдcкoй Cтopoны, дoм 1Б
Eгипeтcкий кoлoдeц
Дoм в eгипeтcкoм cтилe Лapиcы Ивaнoвны Нeжинcкoй, жeны cтaтcкoгo coвeтникa Нeжинcкoгo, yдивляeт cвoим экзoтичным фacaдoм. Apxитeктop Mиxaил Coнгaйлo yкpacил eгo cтaтyями eгипeтcкиx бoгoв, изoбpaжeниeм пиpaмид и cцeнaми из eгипeтcкoй иcтopии, кaк бyдтo фacaд — этo чacть xpaмa. Bнyтpeнний двop-кoлoдeц тoжe yкpaшeн eгипeтcкoй cимвoликoй, xoть и нe тaкoй pocкoшнoй, кaк нapyжнaя чacть дoмa.
Двop дyxoв
Caмый yкpoмный пo pacпoлoжeнию и caмый мaлeнький двop-кoлoдeц (вceгo 1,5 нa 2 мeтpa), кoтopый гopoжaнe пpoзвaли «двopoм дyxoв». Нaxoдитcя oн в дoxoднoм дoмe «caxapнoгo кopoля» Лeoпoльдa Кeнингa. Дoм извecтeн тeм, чтo в нeм дoлгoe вpeмя жилa ceмья pyccкoгo xyдoжникa Никoлaя Pepиxa.
Кoлoдeц-мaлюткa нaxoдитcя нa cтыкe двyx здaний, и eгo oчeнь cлoжнo нaйти. Этo пocлyжилo пpичинoй пoявлeния мнoжecтвa миcтичecкиx иcтopий. Пoгoвapивaют, чтo двop мeняeт мecтoпoлoжeниe и иcпoлняeт жeлaния.
Кaк пoпacть: 4-я линия Bacильeвcкoгo Ocтpoвa, дoм 5 (мeтpo Bacилeocтpoвcкaя). Нyжнo пoпacть зa дoм, пpoйдя в пepвyю apкy co cтopoны 4 линии, a пoтoм пpoйти к caмoй дaльнeй лeвoй пapaднoй. Taм вы yвидитe двepь c дoмoфoнoм, зa кoтopoй cкpывaeтcя пoлyпoдвaльнoe пoмeщeниe – oнo-тo и вeдeт к зaвeтнoмy микpo-двopикy.
Непарадный Санкт-Петербург — фото, описание мест
Санкт-Петербург – город-музей, которым поистине гордится вся Россия. Каждый житель этой большой страны мечтает побывать в нем. Не обходят стороной его и иностранцы. Но не только красивыми музейными зданиями славится этот город, есть у него и свои загадочные места, например, питерские дворы-колодцы. Они являются своеобразной изюминкой Санкт-Петербурга, ведь их история началась именно с него.
Историческая застройка
Возводя великий город, царь Петр I руководствовался западноевропейской манерой, поэтому все дома по его приказу возводились вплотную друг к другу. Зачем это делалось? Затем, что это позволяло построить больше зданий, заняв при этом малую часть земли. Такая манера застройки и создавала замкнутое междомовое пространство, именуемые теперь петербургские дворы колодцы.
Места получились довольно темные и мрачные. Нередко первые этажи домов в таких дворах были лишены окон, т.к. солнечный свет и так туда практически не проникал. Это только добавляло мрачности таким местам.
Создавались питерские загадочные дворы колодцы также благодаря жадности владельцев земель, которые строили доходные дома. Они стремились построить как можно больше комнат на своем участке для наилучшей прибыли. Очень часто такие «гостиницы» представляли собой здания с привлекательным фасадом, за которым теснились остальные постройки.
История литературы также обогатилась благодаря дворам колодцам, образовавшимся в Питере. Великие писатели, такие как Достоевский и Гоголь, вдохновившись этими темными закоулками, сочиняли свои самые известные произведения. Многие судьбы рушились в глубине этих дворов как в написанных книгах, так и в реальной жизни.
Про необычные дворы Санкт-Петербурга вы можете почитать в статье по ссылке.
Современная жизнь дворов колодцев
На сегодняшний день темная история необычной застройки в Питере очень привлекает туристов своей романтичной мрачностью. Питерские дворы колодцы расположены в исторической части города. Их очень много, но есть некоторые наиболее интересные, а поэтому популярные.
Двор ангела
Находится в самом центре Петербурга и имеет острую 5-ти угольную форму. Такое название получил потому что, находясь внутри и посмотрев наверх, любой человек может увидеть ангела. Попасть во двор можно через арку.
Чтобы рассмотреть ангела, необходимо разместиться в одном из углов этого места спиной, закрыв при этом глаза. После этого следует неспешно приподнять голову и раскрыть глаза. Говорят если не рассмотрели фигуру ангела сразу, то дальше пробовать нет смысла. А еще встав под аркой можно загадать желание.
Дом кольцо
Полностью замкнутое круглое здание, построенное в XX веке купцом Устиновым для сдачи комнат. Сейчас это один из самых старых жилых домов, попасть во двор которого, возможно, только через подъезд. Когда-то здесь жили родители А.С. Пушкина.
Для того чтобы побывать внутри дома кольца можно снять здесь квартиру посуточно либо дождаться жильца и попросить его запустить вас.
Адрес: набережная Фонтанки, 92
Двор восьмиугольник
Непарадный Санкт-Петербург это прежде всего его дворы, один из необычных дворов находится на петроградской стороне города и имеет форму, напоминающую Мальтийский орден. Снаружи здания ничем не примечательны, зато внутри двор украшен металлическим деревом с птицей на ветвях.
Совет: Чтобы ваше желание исполнилось, нужно взяться за листик установленной волшебной конструкции и загадать то о чем мечтаешь.
Адрес: Малый проспект Петроградской стороны, 1Б
Двор духов
Мистическое место на Васильевском острове, которое не так просто найти. Бытует легенда, что называется, он так потому что здесь молодой Н.К. Рерих проводил спиритические сеансы. Поэтому до сих пор в этом дворе обитают духи, оберегающие Васильевский остров.
Существуют множество лживых дворов духов Спб, настоящий имеет окна только на трех окружающих его стенах. А попасть в него можно через арку со стороны проспекта, именуемого Большой. Там найти дверь с козырьком и домофоном, через нее попасть в подвальное помещение, а следом и в искомый двор.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Говорят, все что ни пожелаешь в этом месте обязательно сбудется, это касается даже самых невероятных задумок.
Адрес: Четвертая линия Васильевского острова
Маршрут: «Непарадный Петербург — дворы-колодцы» (прогулка первая — привлекательная)
Мы привыкли к парадному Санкт-Петербургу. Его замечательные и чудесные, величественные и известные дворцы и замки, особняки и усадьбы, храмы и соборы, музеи и галереи, скверы и парки, мосты и каналы, площади и набережные, памятники и стелы — способны вызвать неподдельный восторг даже у самого искушённого и видавшего виды путешественника.
Нарядной Северной столице-красавице несложно увлечь своей славной историей и сюжетом неподражаемых улиц и скульптур, влюбить в себя с первого взгляда и покорить сердца миллионов туристов со всего мира. Особенно когда в городе солнечно, в мире ему нет равных.
Однако Санкт-Петербург — многолик и бывает разным и прекрасным, и не совсем таким… Как монетка, которую мы подбрасываем, может повернуться орлом, либо решкой. Но если в монете 2 стороны как бы одинаково приглядны, то с городом на Неве дело может обстоять не совсем так.
А в состоянии Петербург очаровать отечественного или заграничного человека своей не совсем глянцевой обложкой, а закулисным лабиринтом дворов-колодцев, хитросплетением проходных дворов и другими подобными скрытыми местами?
В этом и состоит задача нашей прогулки — увидеть воочию всё, что спрятано от всеобщего обозрения, и проследить за своими чувствами. Канет ли наша влюблённость в лету? Или мы сможем взойти на ступень в разы выше — полюбить и принять город таким, как он есть, всецело и всем сердцем?!
Проза непарадных дворов Петербурга
Некоторым прогуливающимся по самому центру Санкт-Петербурга невдомёк, что стоит свернуть за угол, а там в ближайший переулок, как можно попасть в мир петербургского неприглядного закулисья. Здесь бывают дворы с воротами закрыты на кодовые замки, а внутри — дома прилизаны после типового ремонта под одну гребёнку и территория подавляет ограниченностью во всём. Казалось бы, не может быть, ведь рядом — самое сердце и очарование города на Неве.
Вот так, и живут годами, как супруги — в неверном неравном браке бок обок: она роскошная барышня-дворянка, он — бывший крепостной — красавец, чем и подкупил её сердце, а потом весь век смотрит налево. Либо, как в изысканном мезальянсе наоборот: он — из княжеского рода, она — простолюдинка; он старенький и морщинистый, она молоденькая и очень даже не дурна собой!
Но отбросим литературные образы. А погрузимся в романтику петербургских трущоб и проходных дворов, окунёмся в мир не обласканных солнцем дворов–колодцев, где всё смешалось: бродячие кошки, «упоительные» запахи с перегарами вперемешку, обшарпанные стены с торчащими вширь коленцами водосточных труб. Одна проза жизни. Из поэзии можно лишь вспомнить великого В. В. Маяковского:
на флейте водосточных труб?
Историческая справка и становление дворов-колодцев
Строить дома «сплошной фасадой» распорядился еще Пётр I. Цена на землю в центре Санкт-Петербурга была с самого начала взвинчена практически до небес. И возведение П-образных домов становилось расточительным.
Дефицит земли в центре города заставил владельцев строить здания, тесно примыкающие друг к другу. Возникли целые кварталы со сплошным фасадом. Потом в моду вошли доходные дома. Чтобы получить максимальную прибыль, владельцы застраивали свои участки как можно плотнее.
Затем надстраивали особняки до 5-6-ти этажей, позже увеличивали хозяйственные постройки, выходящие в дворовую территорию. Вскоре и её перегораживали узкими домами-пеналами. Так появились строения самой необычной формы, соединявшиеся друг с другом. Город увидел дворы-колодцы с причудливыми арками и воротами. Часто помещения на 1-х этажах вообще не имели окон и предназначались для хозяйственных нужд. Потом и в ним жили люди.
После революции и после блокады люди были рады любой квартире. Позже петербуржцы считали, что жить в таких домах всё равно намного лучше, чем в районах безликих новостроек. Старые дома обычно имели 2 входа — один парадный с улицы, а другой — через ворота во двор. При СССР ворота убирали, а сейчас их, наоборот во многих дворах, снова поставили.
Разнообразие и расположение дворов-колодцев в Северной столице
Гуляя по центру города, можно увидеть самые разные дворы-колодцы. Есть среди них зелёные и чистые, напоминающие европейские. Существуют дворы — настоящие архитектурные памятники. Некоторые — старые и тоскливые, за целый век не изменившие свой облик.
В центре Санкт-Петербурга по Невскому проспекту, улицам Рубинштейна и Гороховой, на Фонтанке и Садовой можно оказаться в веренице дворов-колодцев и прямо по цепочке обойти целый квартал, не выходя на главную улицу.
Такие дворы встречаются на Петроградской стороне, Васильевском острове, в районе Обводного канала, Сенного рынка, на Песках. В знаменитых номерных дворах на Каменноостровском проспекте №№ 26-28 из-за их некой непарадности и благодаря близости к Ленфильму снимались сериалы про «ментов».
В фильме «Город» есть такой момент, когда герой ведёт провинциального художника из двора во двор, где они видят гаражи, помойки и развешенное бельё, прямо, как в Неаполе, на верёвках, растянутых между домами, и говорит с восхищением: «Вот, что рисовать надо!»
Если вас не вдохновляют ржавые крыши, стены с облупившейся штукатуркой и всё в этом роде, то этот маршрут не для вас. Пройдитесь по благоустроенным, ухоженным проходным дворам, например, с Большой Конюшенной через двор капеллы к Дворцовой площади. Хотя не стоит сразу сдаваться. Ведь мы покажем также самые интересные дворы-колодцы в Санкт-Петербурге.
Мы пойдём по самым разным дворам. В этом маршруте мы вам расскажем о дворах-колодцах, которые были облагорожены жильцами, чтобы у вас не было резкого шока. И чтобы у вас сложилось впечатление, что не всё так плохо. Петербуржцы обожают свой родной город. И как истинные патриоты стараются приложить все свои силы, чтобы его сделать намного лучше.
Сейчас вошло в моду в Северной столице: украшать свои дворы, кто во что горазд — как только можно лучше и уникальнее, чтобы в них было намного приятнее жить и гулять, а также гостей приглашать. Наверняка, через пару лет, уже никто не увидит в городе на Неве ни одного заброшенного и банального двора. Поэтому, советуем, поторопиться и ускориться. Предлагаем маршрут не очень обременительный, хотя пешком пройтись придётся немало, но и в некоторых местах можно подъехать на городском транспорте.
Маршрут по непарадному Петербургу
Описание маршрута
Начнём накапливать впечатления с приятного. Выходим из станции метро «Адмиралтейская» и идём до нашего 1-го пункта маршрута — к дому № 3 на Невском проспекте. Пешком нужно идти к началу Невского проспекта, и до дома —минуты 3.
«Двор Ангела»
Это типичный двор-колодец, просто необычной формы, один из самых оригинальных, он имеет 5 углов. Войти во двор можно через арку, свод у которой низкий, а проход широкий. Войдя, если посмотреть наверх, то видна как бы фигура в виде крыльев. Атеистам кажется поломанный дельтаплан.
По своей форме это самый «острый» «двор духов». Двор имеет 5 углов. «Пять углов» среди «дворов духов» — в этом есть что-то магическое. Поэтому с двором Ангела связаны 2 народные легенды, одна любимая петербуржцами — загадывания желаний. Для этого нужно встать под аркой и загадать желание. Если реально сильно захотеть, то оно исполнится.
Вторая легенда гласит, что в этом дворе можно увидеть Ангела. На стенах дворика периодически появляются мистические рисунки и символы, что помогает, как старожилы полагают, Ангелу показаться на глаза. К сожалению или к счастью, их всегда закрашивают атеисты-коммунальщики.
Тут важно нужно соблюсти целый ритуал. Встать спиной в правый или левый угол, закрыть глаза, медленно поднять голову вверх, а затем одновременно их открыть. Если не увидели с первого раза, дальнейшие попытки бесполезны. Возможно, повезёт в следующий раз. Одни люди видят Ангела из левого угла, другие из правого. Видимо, необходимо еще и угадать «верный угол».
Многие очевидцы утверждают, что увидеть здесь Ангела — нет ничего удивительного, ведь Ангелы в Петербурге — это дело обычное. Санкт-Петербург — город не только львов, но и Ангелов. Говорят, что их в Северной столице даже больше, чем львов.
Птичий дворик
Ну, пойдём дальше по Невскому проспекту. Ко 2-ой точки маршрута — Невский проспект, 11/2: тоже 3 минуты ходьбы. Попасть во двор дома № 11 можно — с Кирпичного переулка. Двор находится прямо напротив выхода из станции метро «Адмиралтейская», справа от магазина цветов.
Здесь когда-то был неприютный и унылый двор-колодец, который был превращён в настоящий «музей с произведениями искусства». Автором этого природно-дворового птичьего ансамбля выступил жилец дома — Роман Зайцев. В создании дворика участвовали его друзья-скульпторы и неравнодушные местные жители. Сейчас этот проект называется — «Птичий дворик Невский 11».
Также Роман Зайцев написал стихи к «Гимну петербургскому двору». А его друг Михаил Плисс сочинил музыку. Текст гимна висит на стене дома. Сейчас «Гимн петербургскому двору» можно увидеть в нескольких дворах Санкт-Петербурга, как говорят очевидцы.
Самоотверженным жильцам дома № 11 на Невском проспекте удалось доказать всему Петербургу, что даже в таком неприглядном дворе можно создать райский уголок. Эти преображения в одном взятом дворе прекрасны. Но многие ещё дворы-колодцы в Санкт-Петербурге остаются мрачными и угрюмыми «спутниками жизни».
Дальше гуляем по Невскому проспекту. До 3-й точке маршрута — на Фонтанке, 50 = 14-15 минут ходьбы. Не совсем близко. Зато вы прогуляетесь по шикарному Невскому и много сможете увидеть тут прекрасного. По ходу послушайте рассказ. В середине XVIII века близ Аничкова моста проходила граница старого Петербурга. На берегу реки Фонтанки стоял лес, в котором промышляли разбойники нападением на случайных прохожих. По этой причине власти обязали владельцев местных земель вырубить деревья и начать строительство домов.
Сегодня на набережной Фонтанки можно встретить разные исторические и красивейшие постройки. Но вот, что здесь является реальной редкостью, так это увидеть живую зелёную растительность. Незаметно к концу XIX века город превратился в каменные джунгли со сплошными улицами проходных дворов, которыми и по сей день славится этот квартал. Наиболее длинные из них ведут от Фонтанки к Пестелю и от Фонтанки к Рубинштейна. Двориками любят ходить, срезая углы и тем самым сокращая путь, вечно занятые и позитивные местные жители.
Петербуржцы — искренние оптимисты. Порой они так спешат, что не обращают никакого внимания ни на ажурные ограды, ни на уютные парки, ни на небесную высь, резко очерченную крышами. Им как бы всё это обычно — и выдающиеся, и тривиальное. Приезжим же, напротив, всё кажется неподражаемым. И самым жаждущим открывается невообразимо изумительный вид из арки на Михайловский (Инженерный) замок. И вспоминаются слова русского поэта Н. Я. Агнивцева из его стихотворения о Санкт-Петербурге:
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Двор с Домиком Карлсона
Так с размышлениями, неспешно прогуливаясь по Невскому проспекту, подошли на набережную реки Фонтанки и свернули к 3-й точке маршрута — к дому № 50. Здесь обычный дом-колодец, но с необычным домиком на крыше. Вас ждёт жилище самого Карлсона.
Чтобы увидеть жилище героя детской шведской писательницы Астрид Линдгрен, не нужно ехать в Стокгольм — в городе на Неве Карлсон поселился и он постоянно возвращается ко всем малышам этого дома и двора. Но для начала придётся поплутать по живописным дворам Санкт-Петербурга вдоль набережной Фонтанки.
На крыше отдельно стоящего современного здания семейного кукольного театра Karlsson Haus вы увидите маленький уютный флигелек с симпатичными занавесками и маленьким волшебным фонариком.
Театр находится в глубине двора дома № 50. Логично, что здесь всё симпатично и царит дух неутомимого и жизнелюбивого Карлсона, который любит повторять, когда что-то не получается вдруг, или случились неприятности:
Если вспоминать эти слова оптимиста Карлсона, то не стоит расстраиваться, а нужно всю жизнь верить в чудеса, и они сбываются. Ведь это сказочный герой и сам живёт в трущобах, в которые сначала заглядываешь робко, как в чужестранный мир. Но не робейте. Идём мужественно дальше, буквально через 3 дома будет дом № 54: нам туда.
Толстовский дом
До следующего пункта: от двора с домом Карлсона до Толстовского дома = 2-3 минуты ходьбы. Погружаемся дальше в водоворот петербургских подворотен, чтобы прочувствовать тончайшие нюансы их художественной души. Тут своя жизнь с многочисленными арками, проходами, выходами, пещерами, чёрными ходами, навесными галереями, проходными подъездами и т.п.
Теперь нам предстоит пройти через арки Толстовского дома, попасть на территорию которого случайному прохожему можно только с улицы Рубинштейна. Здесь стоит огромный доходный дом, построенный для графа Толстого около века тому назад.
Но не Льва Толстого, как многие сразу думают. Что созвучно было бы, безусловно, городу Петербурга, где живёт много диких львов. Кстати, отличный маршрут «Львиными тропами» в Петербурге. Его вы можете совершить позже.
Вернёмся к нашим баранам, это к слову, а мы — к нашим дворам-колодцам. Дом № 54 — доходный дом графа М. П. Толстого, построенный по проекту Ф. И. Лидваля в 1910—1912 гг. Его стиль северный модерн. В сложную планировку здания включена последовательность 3-х соединённых арками проходных дворов, ведущая с набережной Фонтанки на улицу Рубинштейна. В доме жил целый ряд знаменитых личностей.
Посещение этого двора очень уникально. Всё в нём напоминает старинную и непридуманную декорации к фильму. К примеру, к «Зимней вишни» Игоря Масленникова. Арки и подъезды Толстовского дома хорошо известны и по сериалу о Шерлоке Холмсе, где эти места в Петербурге играли роль лондонских улиц. Засветились проходные дворики и в «Бандитском Петербурге» и в фильме о первой любви «Вам и не снилось».
Дом-ротонда купцов Устиновых
Далее следуем по набережной Фонтанки до дома № 92, что займёт ходу пешком около 14-15 минут. Этот дом-ротонда входит в застройку южной Семеновской площади. Перед нами предстаёт четырехэтажное здание с изогнутой линией главного фасада, который почти лишён декоративных деталей.
Фасад украшают лишь женские маски над окнами 2-го этажа. В центральной части здания подчеркнуты проемы ворот. В самом доме, что очень уникально, сохранились фрагменты интерьеров. Большинство лестниц сохранило первоначальную конструкцию.
В доме-ротонде на набережной Фонтанки, 92 двор постоянно закрыт. Но в него можно прошмыгнуть вслед за местными жителями, которые и сами радушно пускают. Здесь есть возможность посмотреть на самый первый в городе дом, чем-то похожий на Колизей. Также модно увидеть небо, обрамленное в ровную круглую рамку. По мнению петербуржцев, пожалуй, это единственный дом-колодец, который не подавляет.
Двор в Дойниковом переулке
Далее выходим с набережной реки Фонтанки к следующему пункту маршрута — Дойников переулок, 4-6. Запаситесь мужеством и терпением, ведь идти минут 20. Но прогулка стоит того. Вас ждёт отважный и доблестный Гвардейский дворик.
Для этого вам нужно следовать по набережной реки Фонтанки до пересечения с Московским проспектом, свернуть на него и идти прямо, пересечь Загородный проспект, выйти на улицу Бронницкую и двигаться по ней до Дойникова переулка, куда потребуется свернуть.
Этот крошечный, спрятанный от посторонних глаз Дойников переулок, можно отыскать на карте современного Санкт-Петербурга, но сделать это достаточно непросто. Даже само его имя граничит с загадочной неизвестностью.
В сравнении с переулком, который можно назвать переулочком, потому что он маленький, Гвардейский дворик назвать двориком можно с большой натяжкой. Реально этот двор большой — занимает целый квартал.
Сегодня этот тихий переулок известен благодаря Гвардейскому дворику, в котором дома и остальные постройки украшены художеством, посвящённым солдатам Семёновского полка, а также обычаям и быту той эпохи. Оформили Гвардейский дворик неизвестные художники и настолько мастерски, что при первом обзоре их можно принять за реальные шедевры.
На скамейке, стоящей в углу двора, отдыхает солдат, а рядом с ним на подоконнике одной из квартир развалился огромный кот. Зажмурившись под лучами солнца, он подставил мордочку вечернему ветерку.
Чуть выше видны жёны военнослужащих, выглядывающие из окон в ожидании своих уставших после службы мужей. На балконе можно увидеть офицера и барышню, оживлённо беседующих друг с другом. Находящаяся в этом дворе трансформаторная будка представлена в виде полковой конюшни. Пара лошадей выглядывает на улицу, а третью как раз выводят на прогулку.
На стене одного из домов изображена карта тех мест, где в Санкт-Петербурге размещался Семёновский полк. В самом центре двора радует детишек детский городок. И он был устроен героически в виде крепости, которую охраняют грозные пушки.
Двор «Изумрудный город»
Это двор находится на улице Правды, 2-8. Чтобы попасть в него, нужно выйти на Загородный проспект, идти всё время по нему и свернуть на улицу Правды. Придётся прогуляться около 25 минут. Но этот дворик такой сказочный, что когда вы в него войдёте, то вся усталость исчезнет как по мановению волшебной палочки. Более того, прибавятся недюжинные силы. Вот, увидите сами!
Пока идёте, послушайте наш рассказ про Изумрудный город. В 2007 году обычный дворик в Санкт-Петербурге превратился в сказочный. Здесь живут герои сказки «Волшебник Изумрудного города». Для этого нужно войти в арку и мы сразу станем на дорожку, вымощенную желтым кирпичом. Вспоминаем сказку, а ведь именно по дороге из жёлтого кирпича шли главная героиня — Элли и её любимец, маленький чёрный пёсик — Тотошка в Изумрудный город.
По дороге Элли и Тотошка встречают ожившее пугало Страшилу, Железного Дровосека и Трусливого Льва, которые затем все вместе идут по жёлтой дороге к Великому волшебнику Гудвину, чтобы попросить его исполнить их заветные желания. По идее здесь можно увидеть всех этих героев. Но, к сожалению, кто-то отломал льву лапы и сейчас его нет в волшебном городе.
На одном из домов имеется барельеф, на котором изображена добрая волшебница, правительница Жёлтой страны — Виллина со своей Волшебной книгой. Она зовёт всех и каждого в свой край любви, добра и чудес.
В сказочном дворе есть и злые персонажи: Бастинда — злая колдунья, правительница Фиолетовой страны; Саблезубые тигры — огромные свирепые хищники, обитавшие в Тигровом лесу; и Людоед — одичавший негодяй-каннибал, похитивший Элли, чтобы её съесть.
На козырьке над одним из подъездов обосновались Летучие обезьяны — крылатые существа, сами по себе не злые, но опасные противники в случае сражения, потому что были, по сути, рабами и подчинялись приказам владельцев Золотой Шапки.
Почти все фигуры выкованы из железа, кроме пышного Страшилы, который выполнен из меди, что получилось удачно. Страшила и его неприятные приятели представлены в виде цельных фигур, просматриваемые со всех боков. Другие персонажи зиждутся на стенах.
Гудвин изображен тут культурно и скульптурно в виде объемной фигурной клумбы. По задумке авторов обличье Великого Повелителя должно меняться с изменением цветочного покрова. Если прийти в сказочный двор снежной зимой, то скорее всего Гудвина нельзя будет увидеть под покровом снега.
Дорога из желтого кирпича ведёт в Изумрудный город. У его ворот гостей встречает — добрый страж Фарамант, который всем выдаёт зелёные очки, чтобы их не ослепило великолепие Изумрудного города.
Мозаичный дворик
Возвращаемся на Фонтанку. Идём от улицы Правды к Загородному проспекту, выходим на улицу Рубинштейна, следуем по ней до Невского проспекта, а там рукой подать до набережной реки Фонтанки, дом № 4 уже близко. Финишный этап пути — трудный самый. Нужно пройти 35 минут пешком. Зато вы сможете полюбоваться всеми местными видами, которые будут попадаться на глаза. Заодно можно пройти через проходные дворы улицы Рубинштейна, там их немало. По окончании же прогулки позвольте себе отдых в самом славном и живописном Летнем саду.
А мы уже у Мозаичного дворика. Вход во двор — с Фонтанки, но чаще всего он закрыт. Советуем, заходить с улицы Чайковского, там на стенах можно увидеть любопытные граффити. Здесь буквально всё: от стен до поребриков украшено кусочками цветного стекла, переливающегося на солнце словно драгоценными камнями. Придумал это чудо 20 лет назад художник Владимир Васильевич Лубенко. А дело его до сих пор продолжают ученики Малой академии искусств.
И не зря продолжают, преобразив обычный петербургский двор в бесплатный музей под открытым небом. На фоне его экспонатов в стиле каталонца Гауди любят позировать фотографам петербургские молодожены. Случаются, захаживают сюда и иностранные художники. В рамках обмена опытом. Удивляются, ахают. Будто в сказку попали.
Элементами этого дворика-калейдоскопа выступает всё, чем населена тамошняя территория: тротуары и стены домов, детская площадка и лавочки, множественные скульптурки людей, ангелов, животных.
Казалось бы, во что можно было облачить двор, дабы превратить в одно из излюбленных мест отдыха немногих знающих о его существовании петербуржцев и гостей города на Неве? Чем можно пленить сердце человека, успевшего ознакомиться с величавыми детищами Растрелли, Росси, Кваренги и прочих великих зодчих, сотворивших прекрасный город?
Разноцветные стеклышки — вот, что может привнести в настроение людей свежие теплые краски, замешанные на любви и светлости души. Просто? Как и все гениальное!